Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады со школьниками 10-11 классов по обществознанию - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады... 1 216.29kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального... 1 77.7kb.
Материалы для проведения теоретических занятий с применением инновационных... 4 505.61kb.
Учебно-методические материалы для проведения практических занятий... 1 223.63kb.
Методические рекомендации подготовки и проведения школьного этапа... 4 391.72kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 229.29kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 180.84kb.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального... 4 573.39kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 4 770.61kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 235.53kb.
Северо-Восточной олимпиады школьников среди 11 классов 1 51.73kb.
Республика Корея / кндр израиль / Палестинские территории 1 21.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады со школьниками - страница №5/6

ЧАСТЬ I.

При выполнении этой части запишите Ваш ответ в отведенное место в виде последовательности букв или цифр.

1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. (2) Не случайно древнегреческий философ Аристотель, подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество, называл человека «политическим животным». (3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций, для реализации которых формируются соответствующие организации (институты) и отношения. (4) На наш взгляд, одна из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

1

2

3

4














2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Активность человека обусловлена ________________________(1),т. е. состояниями ____________________(2), возникающими, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Они лежат в основе возникновения интересов и _________________(3)человека, которые выражают направленность на определенный ______________________(4) и на определенную __________________(5). Это позволяет отразить ориентиры _________________(6), которые во многом обусловливают се жизненный путь».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


  1. индивидуальность Е) личность

Б) склонность Ж) темперамент

В) предмет З) потребность

Г) индивид И) деятельность

Д) характер

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6





















3. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны.


  1. сепаратизм

  2. транснациональные корпорации

  3. национализм в различных формах в политике и культуре

  4. экономические союзы

  5. самоизоляция

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: __ .
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной___________ (1), т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых,


служат своеобразными. _______(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ________(3). В-третьих, способствуют ________(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ____________(5) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы _________(6) и запрет».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

А) стабильность Е) интеграция

Б) санкция Ж) предписание

В) эталон З) управление

Г) идеал И) группа

Д) контроль

В таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.



1

2

3

4

5

6




















5. Установите соответствие между функциями государства и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ

A) корректировка негативных последствий рыночных отношений

Б) разработка и проведение налоговой политики

B) поддержка малозащищенных слоев населения

Г) осуществление антимонопольной политики

Д) проведение политики в области образования, культуры, здравоохранения




ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

  1. экономическая

  2. социальная

Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами которых выбрали.


А

Б

В

Г

Д

















6. Найдите в приведенном ниже списке принципы федерализма, закрепленные в Конституции России, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. равенство прав субъектов Российской Федерации

  2. государственная целостность России

  3. приоритетность местного законодательства

  4. централизация власти

5) равенство и самоопределение народов

6) отсутствие политической самостоятельности административно-территориальных образований


Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: .
7. Найдите в приведённом списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. антимонопольное законодательство

  2. кредиты, предоставляемые государством фирмам

  3. развитие системы экономического образования в средней школе

  4. вручение государственных наград за производственные успехи

  5. налоговая политика
    Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
    Ответ: ____________________________


8. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Мировые цены на продовольственные товары за последний год увеличились на 35%. (Б) Экономисты считают, что лавина подорожания вызвана комплексом причин: ростом спроса на продовольствие в сравнительно богатых азиатских странах, рекордно высокими ценами на нефть, использованием пахотных земель и урожаев для получения биотоплива, масштабным неурожаем. (В) Этот процесс повсеместного подорожания продуктов, по мнению главы Международного фонда сельскохозяйственного развития при ООН, уже невозможно обратить вспять. (Г) Таким образом, набирает силу продовольственная инфляция, которая также приобретает вид мирового кризиса и уже привела к волнениям в ряде стран.

Определите, какие положения текста носят



  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г














9.Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

А) принимает меры по охране суверенитета РФ

Б) решает вопросы гражданства РФ

В) разрабатывает бюджет РФ

Г) Г) принимает меры по обеспечению обороны страны

Д) Д) обеспечивает осуществление полномочий федеральных органов государственной власти




СУБЪЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ



  1. Президент РФ

  2. Правительство РФ




Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

















10. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По мнению международных экспертов, изучавших, насколько защищена приватность в законодательстве 37 стран мира, Россия не слишком далека в этом от других стран Европы. (2) На основе использованных методик в так называемый «черный пояс» стран с тотальным контролем над населением были отнесены Малайзия, Китай, Россия и Великобритания. (3) Немногим более баллов набрали свободолюбивые США, оказавшись в этом рейтинге вместе с Таиландом и Филиппинами в «красном поясе», где контроль над гражданами является всеохватывающим, но поверхностным. (4) Только в Германии законодательство защищает своих граждан от прослушивания телефонных переговоров, что было одобрено Европейским судом по правам человека.

Определите, какие положения текста носят:

A) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.



1

2

3

4














11. Найдите в приведенном ниже списке характеристики науки и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) мифологичность 4) творчество

2) логичность 5) некритичность

3) рациональность 6) сверхъестественность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: ________________________________________.

ЧАСТЬ III.

Прочитайте текст и выполните задания.

Закон РФ «Об образовании» (извлечение) Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1.Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

—обеспечение самоопределения личности, создание условии для её самореализации;



  • развитие общества;

  • укрепление и совершенствование правового государства.

2.Содержание образования должно обеспечивать:

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

  1. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

  2. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным, учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.


12. Как Закон РФ определяет Основные ориентиры содержания образования? Укажите три ориентира.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте? Выпишите по два права каждого из участников.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какие три возможных уровня получения образования перечислены в тексте закона? Назовите их и проиллюстрируйте примерами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Как вы понимаете мысль, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства? В подтверждение своего ответа приведите три обоснования.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Укажите любые три причины возрастания роли средств массовой информации в политической жизни демократического общества.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Укажите любые три признака, по которым вы это определили.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________
19. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме: «Семья, как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
20.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношениеВыберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли ()) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.



1

Социология

«Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле - такое же достойное занятие, как писать поэму» (Б. Вашингтон).

2

Политология

«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж Б. Шоу).

Председатель методической комиссии

по обществознанию, профессор _______________ Н.А. Машкин








УТВЕРЖДАЮ

Председатель оргкомитета по

проведению олимпиад, ректор РГТЭУ
____________________ С. Н. Бабурин

"____"_____________ 2010 г.


Олимпиадное задание по обществознанию в 2010-2011 учебном году

для осваивающих программу среднего полного (общего) образования, II тур

Вариант №12-11

ЧАСТЬ I.

При выполнении этой части запишите Ваш ответ в отведенное место в виде последовательности букв или цифр.
1. Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. самодостаточность 3) статичность 5) линейность

2) предсказуемость 4) динамичность 6) сложноорганизованность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________________________________.
2. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

A) восполнение ограниченности, зависимости, 1) наука

бессилия людей 2) религия

Б) выполнение роли производительной силы общества

B) вера в сверхъестественное

Г) разработка планов и программ экономического и

социального развития

Д) производство новых знаний о природе, обществе,

мышлении


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

















3. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. социальное происхождение

  2. социальная революция

  3. смена политического режима

  4. уровень образования

  1. гражданская война

  2. социальный статус семьи

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:___________________________________


4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия «____________» (1) и «этнос» сходны» поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для _____________(2) главное основание объединения людей в одну ___________ (3) — кровнородственные связи и общее _____________ (4). С возникновением государств появляются ______________ (5),

состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных
общественно-экономических отношений формируются ___________(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, единое чувство судьбы».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.



  1. происхождение Е) народность
    Б) племя Ж) национальность

  2. общность З) раса
    Г) нация И) диаспора

Д) народ

В данной ниже таблице укапаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.



1

2

3

4

5

6




















5. Установите соответствие между элементами политической культуры личности и сферами их проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ

А) уровень знаний о политике

ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Б) взаимодействие с институтами гражданского

1) политическое сознание

гражданского общества

2) политическое поведение

В) отношение к политике




Г) участие в политической жизни




Д) владение политическим языком







А

Б

В

Г

Д

















6. Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. экономическая самостоятельность граждан

  2. господство одной идеологии

  3. правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан

  4. невмешательство государства в частную жизнь граждан

  5. господство государства над обществом

  6. реализация принципа федерализма
    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
    Ответ: _______


7. Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. обязательность уплаты

  2. безвозмездность

  3. пропорциональность доходу

  4. возвратный характер

  5. законодательное установление

  6. приблизительность размера для налогоплательщиков
    Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
    Ответ: _________________________________


8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Монетарная политика — это проводимые правительством через Центральный банк меры в области денежного обращения и _______________(А), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики — помощь экономике в достижении такого уровня _______________(Б), который обеспечит полную (В) и отсутствие ____________(Г). Операции на открытом

рынке проводит Центральный банк, который продаёт государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий ________________(Д), привлекает средства инвесторов

для покрытия бюджетного ___________________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков. Список терминов:


  1. процент 6) кредит

  2. дефицит 7) ипотека

  3. занятость 8) инфляция

  4. депозит 9) девальвация

  5. производство



В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д


Е




















9. Найдите в приведенном ниже списке источники права и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. правовой прецедент

  2. норма морали

  3. отрасль права

  4. договор с нормативным содержанием
    5)законопроект

6) правовой обычай

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ________________________
10. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, сформировала новую систему государственной власти. (2) Конституция РФ, по мнению специалистов, выполнила основную задачу — способствовала стабилизации положения в российском обществе. (3) Между тем некоторые эксперты считают, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (4) Однако могущественна не сама Конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг Конституции.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.



1

2

3

4














11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Факты чаще всего накапливаются в результате _____________(1). Это позволяет человеку установить основные свойства _______________(2). В ходе ___________ (3) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в искусственных условиях и т. п. Полученные (4) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне ______________(5), используя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются ____________(6): «идеальный газ», «абсолютно твердое тело».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


  1. знание Е) описание

Б) субъект Ж) наблюдение

В) понятие З) объект

Г) наука И) эксперимент

Д) суждение

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



1

2

3

4

5

6




















<< предыдущая страница   следующая страница >>



Вы по-прежнему стройны, как клепсидра, но песок уже почти весь внизу. Боб Хоуп
ещё >>