Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады со школьниками 10-11 классов по обществознанию - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады... 1 216.29kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального... 1 77.7kb.
Материалы для проведения теоретических занятий с применением инновационных... 4 505.61kb.
Учебно-методические материалы для проведения практических занятий... 1 223.63kb.
Методические рекомендации подготовки и проведения школьного этапа... 4 391.72kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 229.29kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 180.84kb.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального... 4 573.39kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 4 770.61kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 235.53kb.
Северо-Восточной олимпиады школьников среди 11 классов 1 51.73kb.
Республика Корея / кндр израиль / Палестинские территории 1 21.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады со школьниками - страница №1/6





Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего профессионального образования


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО РГТЭУ)

Научно-информационный материал №16.

Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады со школьниками 10-11 классов по обществознанию.

Москва, 2011 г.





УТВЕРЖДАЮ

Председатель оргкомитета по

проведению олимпиад, ректор РГТЭУ
____________________ С. Н. Бабурин

"____"_____________ 2010 г.


Олимпиадное задание по обществознанию в 2010-2011 учебном году

для осваивающих программу среднего полного (общего) образования , I тур

Вариант №7-11
Часть I.

При выполнении заданий этой части (1-20) обведите кружком номера правильных ответов.

1. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер


  1. изобретения письменности 3) отмирания обычая кровной мести

  2. успехов в освоении космического пространства 4) учения о разделении властей


2. Какая из перечисленных религий является древнейшей?

  1. Католицизм 3) буддизм

2) ислам 4) православие
3. Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений?

  1. познавательно-объяснительную 3) производственную

  2. мировоззренческую 4) социальную


4. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Каждый предмет материальной культуры — это результат не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы».

Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.


  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны


5. И человеку, и животному свойственна

  1. трудовая активность 3) творческая деятельность

  2. забота о потомстве 4) самореализация


6.Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

  1. Изучение моделей функционирования фондового рынка.

  2. Оказание населению образовательных услуг.

  3. Развитие сетей мобильной связи.

  4. Производство большой партии новых автомобилей.



7. Бизнесмен организовал на принадлежащем ему участке гостиницу для собак. К какому типу относятся его затраты на данный фактор производства?
1) внутренние 3) бухгалтерские

2) переменные 4) внешние


8. Рынок услуг сотовой связи и Интернета в стране Z поделён между пятью крупными компаниями-операторами, другие производители услуг отсутствуют. Какой тип конкуренции сложился на рынке услуг связи в стране Z?

  1. совершенная конкуренция 3) монополистическая конкуренция

  2. олигополия 4) монопсония


9. Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А. В современной экономике важнейшим фактором производства становится информация.

Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограниченно.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?


  1. территориальному 3) социально-классовому

2) этническому 4) конфессиональному
11. Какая функция семьи проявляется в организации совместного летнего отдыха?

  1. воспитательная 3) эмоционально-психологическая

  2. рекреационная 4) репродуктивная


12. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе.

  1. Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена.

  2. Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

  3. Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

  4. Указание и определение гражданином своей национальности обязательно.


13. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.


  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


14. Любое государство характеризуется

  1. политическим плюрализмом

  1. господством командно-административных методов управления

  1. деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

  2. подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц


15. К признакам, понятия «политический режим» относится (-ятся)

  1. территориальное устройство государства

  2. методы осуществления государственной власти

3)функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления


16. В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы.

  1. создаётся единый общенациональный избирательный округ

  2. предусмотрен второй тур голосования

  1. в средствах массовой информации представляются программы кандидатов

  2. победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах


17. Отрасль международного права, принципы и нормы которой направлены на ограничение причиняемых вооруженными конфликтами страданий и бедствий, называется

  1. военным правом 3) правом мирного сосуществования

  2. гуманитарным правом 4) антивоенным правом


18. Какой из перечисленных признаков может относиться только к правовой норме?

  1. она устанавливается государством

  2. её нарушение осуждается обществом

  3. она регулирует общественные отношения

  4. она является социальной нормой


19. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака в РФ?

А. Обряд венчания регулируется семейным правом.

Б. Для регистрации брака достаточно только взаимного добровольного согласия и достижения брачного возраста.


  1. верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Законодательное собрание субъекта РФ имеет право самостоятельно вносить изменения в Конституцию РФ.

Б. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.


  1. верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть II.

При выполнении этой части запишите Ваш ответ в отведенное место в виде последовательности букв или цифр.

21. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется _______(В). Глобализация —_______(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление (Д) общества, с другой, обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема _________(Е)»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

1) диалог культур 6) массовая культура

2) разделение труда 7) сельское хозяйство

3) общество 8) информационное

4) глобализация 9) компьютер

5) противоречивый

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е




















22. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Политическая культура как тип отношений индивида, группы, общества включает в себя три уровня ориентации к различным _________(А). Первый уровень отношения выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на _________(Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов. Второй уровень ориентации составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли __________(В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание ожиданий государственной политики. При этом _________(Г) граждан в политику может быть различной — активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики. Третий уровень — это отношение к __________(Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии _________(Е) и рост благосостояния населения.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) действия правительства 6) личная безопасность

2) методы 7) включённость

3) политический конфликт 8) политические объекты

4) изменение потребностей 9) результаты

5) общество

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е




















23.Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

А) отражение предметов и их 1) ощущение

свойств в виде целостного образа 2) представление

Б) сохраняющийся в памяти обобщенный

чувственно-наглядный образ предмета

В) отражение в сознании человека

отдельных свойств предметов

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


А

Б

В











24. Установите соответствие между функциями и их политическими институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.



ФУНКЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

А) представительство совокупных интересов общества

Б) разработка политических программ

В) выдвижение политических лидеров

Г) создание норм права



1) государство

2) партии



А

Б

В

Г













25. Найдите в приведённом ниже списке политические партии, систематизированные по средствам и методам их борьбы за власть и участия в политической жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. массовые 4) региональные

  2. реформаторские 5) революционные

  3. кадровые 6) радикальные

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ________________.


26.Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно опасное деяние 4) безнравственное деяние

2) неэтичное деяние 5) безрассудное деяние

3) виновное деяние 6) противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _________________.


27. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Рост цен в России в январе 2009 г. оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (2) Инфляция в первом месяце года составила 1,7%. (3) Скорее всего, замедлению показателя способствует и снижение цен на нефть на мировых торговых площадках, и стабилизация Цен на бензин на внутреннем рынке. (4) Возможно, сыграла свою роль в январской статистике и аномально тёплая зима.

Определите, какие положения текста носят -

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер



1

2

3

4














28. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1000 человека — юноши девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



1

2

3

4













29. Прочитайте текст, в котором ряд слов пропущен.

Безработица представляет собой _ (1) явление, которое наступает в случае превышения (2) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень (3), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции. ___ (4) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ______________(5) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям,____________ (6) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является___________________ (7). Она зависит от уровня развития экономики страны. Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

A) сезонный Е) предложение

Б) социально-экономический Ж) естественный уровень

B) общество З) полная занятость

Г) научно-технический прогресс И) производственный

Д) постоянная величина

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

5

6

7
























30. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) малая группа 4) референтная группа

2) неформальная группа 5) профессиональная группа

3) большая группа 6) формальная группа

Ответ:__________________
31. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг

B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг

Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом



ТИПЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

1) командная



2) традиционная

3) рыночная



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А

Б

В

Г

Д

















32. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ

A) конкуренция производителей

Б) централизованное распределение

B) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) координация спроса и предложения



ТИПЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) рыночная

2) командная



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

















33. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.

3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.

6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.

Ответ:______________


34. Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отношения министерств и ведомств

2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами

3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека

4) отношения фирмы-производителя и магазина

5) отношения драматурга-сценариста с киностудией

6) отношения управления образования с гимназией

Ответ: __________________


35. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б)Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В)В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г)Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.




А

Б

В

Г













Председатель методической комиссии

по обществознанию, профессор _______________ Н.А. Машкин







УТВЕРЖДАЮ

Председатель оргкомитета по

проведению олимпиад, ректор РГТЭУ
____________________ С. Н. Бабурин

"____"_____________ 2010 г.


Олимпиадное задание по обществознанию в 2010-2011 учебном году

для осваивающих программу среднего полного (общего) образования , I тур

Вариант №8-11

следующая страница >>



Депутатам не обязательно уметь прочесть новый закон с первого раза — для них организуется второе чтение. Михал Огурек
ещё >>