«Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной властью. Российский и зарубежный опыт.» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ассоциация юристов инициировала пилотный проект по развитию медиации... 1 43.72kb.
Лекции для вузов и техникумов Инновационная деятельность и её нормативная... 1 280.31kb.
Зарубежный опыт Государство и бизнес в инновационной экономике: зарубежный... 1 147.85kb.
Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский... 27 3202.02kb.
Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) 1 140.24kb.
«современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции... 1 38.23kb.
Зарубежный опыт формирования антикоррупционного правосознания военнослужащих 1 170.36kb.
Зарубежный опыт государственного и муниципального управления 3 467.08kb.
«механизмы реализации парламентского контроля: российский и зарубежный... 4 726.47kb.
Зарубежный и отечественный опыт образовательных инноваций зарубежный... 1 181.25kb.
Инновации и экономика Опыт, практика, проблемы Инновационная деятельность... 1 157.33kb.
Прямого доступа 1 35.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной властью. Российский - страница №1/3

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра местного самоуправления


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной властью. Российский и зарубежный опыт.»

Студент группы №493

Д.Д. Неминущий

Руководитель ВКР:

доцент О.А. Мотякова
Рецензент:

доцент Д.Ю. Левшиц

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3

Глава 1. Основные понятия и теории 6

1.1 Инновации, инновационное предпринимательство и 6

национальная инновационная система

1.2 Инновационная среда и государство 16



Глава 2 Опыт поддержки инновационного 19

предпринимательства

2.1 Российская Федерация 19

2.2 США 23

2.3 Япония 30

Глава 3 Рекомендации и предложения по улучшению системы 36

поддержки инновационной предпринимательской

деятельности в Российской Федерации

3.1 Законодательная инициатива 37

3.2 Рекомендации и предложения на федеральном уровне 38

3.2 Рекомендации и предложения на местном уровне 42



Заключение 40

Библиографический список 42

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время главным фактором интенсивного экономического роста в ведущих странах мира стали инновации, производство и распространение которых обеспечивается инновационным предпринимательством.

Реализация любого инновационного проекта связана со множеством рисков, поэтому государству необходимо создать чёткую политику по отношению к инновационной сфере. В такой политике должна присутствовать система мер правового регулирования и стимулирования инновационной деятельности во всех сферах и секторах экономики.

В Российской Федерации система поддержки инновационного предпринимательства только формируется, поэтому важно не допустить ошибок при формировании этой системы. Использование опыта развитых стран, таких как США и Япония, поможет создать эффективные механизмы поддержки инновационных предприятий.

Научная значимость состоит в анализе российского и зарубежного опыта поддержки инновационной деятельности, выявлении особенностей механизмов поддержки.

Практическая значимость – в возможности изменения действующей системы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации с учётом созданных предложений и рекомендаций на основе опыта развитых стран.

Цель исследования: совершенствование механизмов поддержки инновационной предпринимательской деятельности.

Задачи:

1) Дать определения основным понятиям в сфере инновационной предпринимательской деятельности.

2) Изучить опыт поддержки инновационных предприятий в Российской Федерации.

3) Изучить опыт поддержки инновационных предприятий в США и Японии.

4) Выявить сильные стороны зарубежного опыта.

5) На основе зарубежного опыта составить рекомендации местной власти по поддержке инновационной деятельности.

План исследования основан на решении каждой из поставленных задач в соответствующей части работы. Так первая глава будет посвящена общим вопросам, касающимся терминологии инновационной предпринимательской деятельности и её поддержки со стороны местной власти и государства. Вторая глава представит собой анализ методов и механизмов поддержки инновационной предпринимательской деятельности, законодательной базы, работы организаций в сфере поддержки инновационных предприятий в Российской Федерации, США и Японии. В заключительной третьей главе будут составлены предложения и рекомендации по улучшению системы поддержки инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации на основе зарубежного опыта.

Объект исследования: инновационные предприятия и местная власть.

Предмет исследования: управленческие отношения между инновационными предприятиями и местной властью.

Гипотеза исследования: система поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации характеризуется неразвитостью и неэффективностью. Это означает, что существует множество проблем как на федеральном, так и на местном уровнях. США и Япония занимают лидирующие позиции в мире по инновациям и их коммерциализации. Опыт поддержки инновационного предпринимательства этих стран можно использовать при создании эффективной системы поддержки инновационной предпринимательской деятельности.

Теоритической основой исследования стали научные работы, посещённые: 1) инновациям и влиянию инноваций на государство – А.А. Дынкин, М.В. Иванова, Н.И. Иванова, Е.А. Ярославская, Б.А. Якубов, Й. Шумпетер, В.В. Авилова; 2) инновационному предпринимательству – И.Р. Бугаян, Н.В. Каймачникова, А.П. Горн, Т.В. Лузина, А.А. Чукреев, В.П. Попков, Е.В. Шапорова; 3) поддержке инновационного предпринимательства – Д.В. Мойсенко, О.В. Рудакова, О.А. Шапорова, Т. Цихан; 4) зарубежной системе поддержки инновационного предпринимательства – Н.В. Манина, В.Ю. Шевров, Н.Г. Мамонтова, Л.М. Далакова, А.Б. Бедый, Д.С. Колесников, К.Н. Андрианов. Кроме этого, база исследования опиралась на нормативно-правовые акты Российской Федерации, США и Японии.


Методы исследования:


  • Анализ литературных источников и законодательной базы в сфере поддержки инновационных предприятий;

  • Анализ организаций предоставляющих услуги по поддержке инновационной предпринимательской деятельности;

  • Анализ действий государства на федеральном и местном уровнях по поддержке инновационных предприятий;

  • Выявление особенностей механизмов поддержки инновационной предпринимательской деятельности США и Японии.


Глава 1. Основные понятия и теории.
1.1. Инновации, инновационное предпринимательство и национальная инновационная система.

Начиная с конца ХХ века в мировом сообществе усилились тенденции формирования экономики, поставленной на инновационные рельсы. К этому времени стало очевидно, что научно-технический прогресс играет ключевую роль в экономическом развитии государства, он позволяет компаниям, различным отраслям хозяйства и целом национальным экономикам повышать свою конкурентоспособность.

Совершенно ясно, что дальнейшее развитие и процветание экономики напрямую зависит от нововведений, которые повышают производительность труда и вложенного капитала.

В научной литературе по отношению к инновациям можно также встретить такие понятия как «экономика знаний» и «новая экономика», которые обозначают «возрастающую взаимозависимость между рынками капитала и новыми технологиями», а также «усиление социальной ориентации новых технологий, глобальный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов и услуг»1.

Необходимо отметить, что четкого определения категории «инновации» до сих пор не сформировано, поэтому необходимо рассмотреть существующие концепции и понятия, которые помогут такое определение разработать для настоящего исследования.

Не вызывает споров тот факт, что в основе инновационного процесса стоит крупная корпорация. Именно она является генератором экономически эффективных нововведений. Государство при этом ответственно за создание соответствующих условий ее функционирования. Таким образом, компания и государство являются ключевыми субъектами инновационной политики.

Основные положения, которые сегодня лежат в основе инновационной политики, были сформированы западными учеными. Именно они в середине ХХ века стали проводить исследования в области проблематики экономического роста и технологических изменений и их взаимосвязи, так как именно в эти годы начали развиваться крупные институциональные формы проведения НИОКР и целенаправленная деятельность компаний по созданию нововведений, которые соответствовали по своим характеристикам (цена, объем и время предложения) имеющемуся спросу.

Среди главных западных теоретиков можно назвать имена Мозеса Абрамовица, Эдварда Денисона, Дж. Кендрика и др. Они изучили источники экономического роста и определили решающую роль технологических изменений. Так, в их работах содержатся положения о взаимосвязи роста производительности и факторов производства с инновационной деятельностью. С точки зрения М. Абрамовица, ограничения предложения труда и капитала можно обойти инвестируя в новые знания и технологии.

В рамках данного направления экономического анализа использовались понятия удельной производительности или сокращения так называемых трансформационных издержек, т.е. издержек труда, капитала, земли, связанных с превращением физических свойств и структуры материи (сырья и энергии) в потребительские стоимости.

«Современная экономическая школа в России использует для определения инновационной политики концепции эволюции национальных инновационных систем и их центрального звена – крупной корпорации»2.

Инновации находятся в системе институциональных, экономических, технологических и организационных факторов. Условием для предложения и использования нововведений становится оптимальное сочетание этих факторов. А диспропорции и одностороннее развитие ведут к спаду производительности, ухудшению благосостояния и уровня жизни.

Важным фактором инноваций является наука. Она наряду с общественными потребностями выступает важным источником нововведений. Однако следует отметить, что она не является замкнутой и изолированной только рамками научных заведений, она является встроенным механизмом в экономических процессах, которые имеют место в национальных государствах, их отраслях хозяйства, компаниях и т.д.

При рассмотрении вопросов формирования инновационной экономики государства большое внимание уделяется рассмотрению понятия «концепция национальных инновационных систем» (НИС).

НИС построена на идеях Йозефа Шумпетер, которые посвящены конкуренции, «построенной на основе инновации в корпорациях как главном факторе экономической динамики»3.

Концепция национальных инновационных систем придает особую роль знаниям в экономическом развитии. Также она рассматривает «анализ институционального контекста инновационной деятельности как фактор, прямо влияющий на ее содержание и структуру»4.

Важным становится подход НИС к изучению инновационных процессов, так как на сегодняшний день знания становятся ресурсом, а информационные технологии изменили мировое хозяйство.

Дадим определение национальной инновационной системе. «НИС – это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ: малых и крупных компаний, университетов, государственных лабораторий, технопарков и инкубаторов. Другая часть НИС – это комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности»5.

Инновационная система формируется под влиянием множества факторов для каждой страны, таких как: размеры, наличие ресурсов, особенности развития институтов. Все эти факторы выступают как долгосрочные детерминанты направления и скорости развития инновационной активности. Для каждого государства формируется своя собственная национальная конфигурация институциональных элементов.

Наиболее простая модель НИС предполагает, что частный сектор проводит исследования, получает технологии и коммерциализирует инновации. Государство же участвует в создании фундаментальных знаний и комплекса технологий стратегического значения, а также формирует среду для действия частных компаний.

Именно эта модель и формирует национальные особенности НИС. В целом, они проявляются в соотношении влияния государства и частного сектора в выполнении указанных функций, крупного и малого бизнеса, фундаментальных исследований и НИОКР.

Возвращаясь к понятию инноваций, отметим, что в настоящее время их принято разделять в рамках нескольких типологий. Во-первых, они могут быть нововведениями-продуктами и нововведениями-процессами. Во-вторых, инновации разделяются на технологические и организационные. Иногда можно встретить упоминание и об инновациях институциональных, социальных и др. Кроме того, они могут относиться как к материальному, так и нематериальному производству.

Рассматривая инновации в технико-экономической сфере, инновации можно определить как радикальные (принципиальными, революционными) и эволюционные (постепенными, модернизационными). Также их делят на непрерывные и скачкообразные (или прерывистые).

В последнее время указанные критерии были дополнены еще новыми подходами. В частности, М. Портер и Г. Бонд разделили инновации на восходящие и нисходящие6. Восходящие инновации строятся на научных исследованиях, нисходящие – на процессе коммерциализации.

В рамках экономической теории все еще ведутся дискуссии относительно источника инноваций. Так, их подразделяют на «технологический толчок» и «вызов спроса». На этой основе инновации делят на «инновации предложения» и «инновации спроса».

Инновации предложения формируются на основе научно-технических предпосылок. Инновации спроса строятся на основе спроса. Первый подход поддерживается такими известными западными учеными как Й. Шумпетер, К. Фриман, Н. Розенберг и др. Второй подход – Й. Шмуклером, Г. Меншем и др.

Таким образом, можно констатировать, что инновации – это нововведения, которые формируются в тесной взаимосвязи с НТП и НИОКР и обеспечивают качественное повышение производственного процесса и его конечного результата.

Инновационное предпринимательство – это особый вид предпринимательской деятельности. Чтобы лучше понять его сущность, необходимо дать определение понятиям его составляющим.

Так, под инновацией следует понимать процесс создания исходной идеи с последующей её коммерциализацией и получение новых продуктов, технологий или проведение кардинальных улучшений уже существующих продуктов, услуг или технологий. При этом здесь важно подчеркнуть, что необходимо именно создание опытного образца или модели, которые позволят применить новую идею на практике. «Заключительным этапом инновации является промышленный выпуск продукции, которая востребована рынком, и получение ожидаемой прибыли от продажи этой продукции (или от продажи лицензии на соответствующий патент)»7. Данный этап получил название коммерциализация. То есть инновация – это процесс, содержащий в себе несколько этапов: непосредственно от идеи внедрения продукта, услуги или технологии до их коммерциализации.

Понятие «предпринимательство» имеет несколько определений, которые присутствуют в современной научной литературе. «Так, в публикациях экономического направления (Р. Катильон, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл) предпринимательство определяется как важнейшая экономическая функция, которая характеризуется риском, поиском и реализацией нововведений, комбинированием производственных факторов. В других работах (Ф. Хайек, Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, П. Самюэльсон, П. Друкер), предпринимательство определяется и трактуется как психология поведения и управления, предполагающая самостоятельное принятие решений, организационное новаторство, творческий поиск и т.д.» 8

В п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится легальное определение понятия «предпринимательская деятельность, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» 9.

Рассмотрев и определив понятия «инновация» и «предпринимательство» можно перейти непосредственно к определению понятия «инновационное предпринимательство».

Так, согласно мнению Д.П. Ермилова «инновационное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, использующая, или сосредоточенная, на каком-либо этапе (или на нескольких этапах) производства инновации».10

Данное определение не в полной мере отражает основную сущность инновационного предпринимательства, поэтому, в рамках данной работы под инновационным предпринимательством будем понимать «процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений»11.

Последнее определение в лучше передает сущность инновационного предпринимательства, поскольку оно помимо создания нового продукта или технологии, также обязательно подразумевает и предпринимательский доход, получаемый благодаря созданному продукту или технологии.

В самом широком смысле, под инновационным предпринимательством следует понимать сегмент экономики, который занимается удовлетворением изменяющихся общественных потребностей, а также формированием совершенно новых объектов спроса. При этом определяющим и обязательным свойством предпринимателя, который разрабатывает новые технологии, реализует новые комбинации факторов производства, не является статус собственника. Его основная функция состоит в инновационной деятельности.

Также следует отметить, что, как правильно утверждают Е.А. Ярославская и Б.А. Якубов, «инновационное предпринимательство – это многогранный вид экономической деятельности, субъектами которого выступают физические и юридические лица, которые могут осуществлять следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта» 12:



  • создание инновационного продукта (непосредственно инновационное предпринимательство);

  • осуществление посреднических функций (а именно оказание услуг, которые связаны с продвижением инновационного продукта и его передачей от самого создателя его потребителю);

  • выполнение функций в финансовой сфере с целью обеспечения инновационной деятельности.

В целом инновационная предпринимательская деятельность основывается на преобразовании идей (в основном, результатов НИОКР) в новые или модернизированные продукты, с целью внедрения их на рынок, или же в новые (модернизированные) технологии или способы предоставления услуг, с целью использования их в практической деятельности.

Следует отметить, что при осуществлении инновационной деятельности необходимым условием получения инновации является использование совокупности научных, организационных, технологических, коммерческих и финансовых мероприятий. Подчеркнем, что научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но и на различных этапах инновационного процесса выступают как средство решения проблем, которые могут возникнуть на любой стадии цикла «исследование-производство».13

Основными формами предпринимательства в целом являются создание и экономическая реализация новшеств и маркетинг. При этом согласимся с мнением О.А. Голиковой в том, что «сама сущность предпринимательства наиболее полно проявляется именно в нововведениях, где создается новая, ранее не имевшая места комбинация факторов производства (новая производственная функция)».14

Отметим, что с масштабным освоением новых технологий и ростом глобализации уменьшилось значение традиционных производств во многих областях, и одновременно с этим произошло усиление потенциальных свойств малых предприятий. Малые и средние предприятия многочисленны и составляют сегодня более 95% от всех предприятий, обеспечивают 60-70% занятости и создают в большей части новые рабочие места в США и в странах ЕС.

Несмотря на то, что малые предприятия имеют меньшие по сравнению с крупными предприятиями средства для исследований, они, тем не менее, «обладают большим инновационным потенциалом, например, возможностью быстрого создания и реинжинеринга товаров и услуг, способных ответить на требования новых рынков. Малые предприятия быстро осваивают новые организационные модели для снижения затрат и внедряют новые технологии для увеличения продаж».15

В экономике каждой страны существует ядро особо активных инновационных малых предприятий с высокой степенью роста, которые составляют 5-10% остальных развивающихся малых и средних предприятий. Во многих странах они создают больше новых рабочих мест, чем крупные предприятия. В первую очередь, здесь имеются в виду предприятия – носители новых технологий, которые в состоянии работать в области исследований и развития. Большинство этих предприятий относятся к высоко специализированным отраслям и расположены в отраслях активного экономического развития. Часто эти лидеры экономического развития объединены формально и неформально в сетевые структуры связанных предприятий.

Малые инновационные предприятия играют ключевую роль в развитии новой продукции и новых рынков в отраслях высоких технологий, включая информатику, биотехнологии, медицинскую и фармацевтическую промышленность, телекоммуникации и переработку информации, исследования и разработки, маркетинговые исследования, управление производством и персоналом. Инновации являются ключом для решения главных задач, таких как климатические изменения, диагностика и профилактика заболеваний, энергоэффективность.

Активная роль предпринимательства является необходимым жизненным условием для развития малых инновационных предприятий. От позиции, квалификации и активности предпринимателей зависит экономическое развитие: создание и развитие, кризис и закат, упадок предприятий, их полный жизненный цикл. Важно отметить, что сам процесс предпринимательства во многом остается искусством. «В каждой стране социальные, культурные и политические факторы влияют на предпринимательские возможности, на способность к риску. Среди факторов, которые тормозят предпринимательство и создание новых инновационных предприятий, можно назвать низкий образовательный уровень, нормативы, препятствия со стороны государственной власти».16

Инновации, развитие инновационного потенциала, малого и наукоемкого инновационного предпринимательства в целом являются одним из основных факторов развития экономической безопасности хозяйственной системы страны. «Внедрение инноваций, культивирование инновационного подхода к разработке, являясь средством повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и услуг, позволяют выдержать рыночную конкуренцию и тем самым обеспечить экономическую безопасность. Это означает, что данная сфера является приоритетной во внутренней политике страны, а значит – заслуживает пристального внимания правительства и предполагает государственное регулирование»17.
1.2. Инновационная среда и государство.

«Приоритет государственной политики в отношении развития национальной инновационной системы, т.е. решение комплекса проблем образования, науки и технологий, создания благоприятных институциональных условий для новаторов и предпринимателей, вывел многие страны (которые раньше были аутсайдерами) в число лидеров по ряду принципиально важных в настоящее время направлений»18.

В 1990-е годы правительства европейских стран стали делать акцент на решении проблем инноваций. Для стимулирования инновационных предприятий предпринимались различные меры.

Внимание государства акцентируется на поддержании «среды», которая стимулирует инновации и риск. Происходит смещение фокуса государственной поддержки с конкретных фирм на поддержку конкуренции, совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности и создания инновационных кластеров.

Информационная составляющая становится важной частью государственной политики. При глобализации экономики национальная инновационная система обращается к институциональным факторам. В связи с развитием Интернет-технологий перед государством встают новые задачи, такие как борьба с пиратством, повышение безопасности онлайновых торговых операций, защита конфиденциальности, решение проблем национальной юрисдикции.

В условиях развития глобализации поддержка инноваций выходит за преимущественно национальные рамки, становится прерогативой Европейского Союза и наднациональных организаций, занимающихся разработкой «кодекса поведения» компаний и государств на глобальных рынках новейшей технологии. Изменился характер научно-технических программ ЕС: «технологичная» направленность сменилась ориентацией на создание инфраструктуры распространения новых информационных технологий.

В связи с широким использованием информационных технологий происходит унификация национальных патентных систем, создается многоуровневый механизм охраны интеллектуальной собственности, когда рамочные нормы разрабатываются на наднациональном уровне, а национальные ведомства совершенствуют патентную защиту.

Научно-технический фактор (НИОКР, сотрудничество в разработке новой технологии, результаты патентной деятельности) становится одним из главных ориентиров рынка в оценке стоимости акционерного капитала компаний.

Как продемонстрировал опыт стран Северной Европы, благоприятная среда является залогом активной инновационной деятельности компаний.

Другой задачей ЕС является углубление процессов экономической интеграции, расширение его за счет новых стран-членов Восточной Европы. Она была успешно реализована и в результате Евросоюз сформировал производственно-экономический потенциал, сопоставимый с американским. На этом фоне отчетливо проявился такой европейский парадокс, как имея хорошую научную базу и возможности для коммерциализации результатов деятельности этой базы ЕС проигрывал инновационную гонку в мировом масштабе.

В ЕС реализуются различные программы в инновационной сфере. Одной из первых подобных программ стала «Эврика», которая была запущено еще в 1985 году с целью ликвидации растущего технологичного отставания Западной Европы от Японии и США. В ее рамках решались две задачи: 1. преодоление региональной и отраслевой раздробленности научного и инновационного потенциалов; 2. мобилизация предпринимательского сектора, особенно мелких и средних предприятий, на производство высокотехнологичной продукции при поддержке государства.

В настоящее время особое значение имеют следующие программы: Рамочная программа ЕС (сегодня реализуется седьмая рамочная программа, рассчитанная на 2008-2012 годы); Европейское научное пространство и др.

Особое внимание европейцы уделяют мониторингу и анализу национальных и региональных различий в уровне и тенденциях инновационного развития. В частности, в 2000 году была создана Карта европейского инновационного пространства. «Это специальная система индикаторов, анализ которой позволяет оценить ситуацию в каждой стране и в ЕС в целом, формировать шкалу оценок и проводить сопоставления и прогнозы динамических трендов. Индикаторы рассчитываются на основе статистических данных Европейского статистического ведомства»19.

Инновации в настоящее время являются тем направлением, которое ставится властями РФ на одно из первых мест по актуальности не только на региональном уровне, но и на федеральном, государство стремится создать имидж России как «высокотехнологичной нации».





следующая страница >>



Я сперва очень ревновала своего мужа. Но когда ему изменила — тут же перестала ревновать! Лидия Смирнова
ещё >>