Инновационная деятельность - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекции для вузов и техникумов Инновационная деятельность и её нормативная... 1 280.31kb.
Образец и. И. Иванова, П. П. Петров инновационная деятельность на... 1 23.47kb.
Инновационная деятельность в россии: проблемы правового регулирования 1 160.89kb.
«Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной... 3 483.92kb.
«Инновационная деятельность» 1 238.82kb.
Методология науки и инновационная деятельность: Пособие для аспир. 1 124.12kb.
Инновационная деятельность. 2011. №4 (17). Выпуск 1 13 2256.75kb.
Инновационная деятельность. 2011. №4 (18). Выпуск 2 10 2167.2kb.
Инновационная деятельность в республике татартан 1 44.12kb.
Инновационная деятельность 8 1388.41kb.
Инновационная деятельность. 2009. №3 (8) 10 1802.72kb.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 8 459.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инновационная деятельность - страница №2/12


ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный Закон от 19.05.2010 г. № 86-ФЗ о внесении изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.


Борисов Виктор Сергеевич аспирант кафедры экономической теории и экономики труда Саратовского государственного технического университета
Borisov Victor Sergeevich Post-graduate student of the Department Economic Theory and Labor Economics of Saratov State Technical University.

Статья поступила в редакцию 20.03.11, принята к опубликованию 25.04.11
УДК 658.012.123

Е.С. Авдеева

E.S. Avdeeva
РАЗВИТИЕ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА
DEVELOPMENT OF THE GLASS INDUSTRY:

TENDENCIES AND PROSPECTS OF GROWTH

Рассматриваются основные проблемы стекольной промышленности в настоящее время, ее инновационный потенциал и возможность модернизации. Анализируются основные проблемы, мешающие эффективному развитию отрасли, а также важнейшие конкуренты в мировом хозяйстве.

In article the basic problems of the glass industry now, its(her) innovative potential and an opportunity of upgrade are considered(examined). The basic problems, branches stirring(preventing) to effective development, and also the major competitors in the world economy are analyzed.
Стекольная промышленность, стратегия, стратегия интегрированного роста, модель стратегического развития

The glass industry, strategy, strategy integration growth, model of strategic development


Анализ мировой динамики производства листового стекла показывает рост объемов производства листового стекла в среднем на 7% в год. Всего четыре компании: NSG Group, Saint-Gobain, AGC и Guardian производят 61% мирового листового стекла. Европа, Китай и Северная Америка вместе являются потребителями 75 % мирового производства листового стекла, при этом Европа является самым насыщенным рынком.

Состояние и развитие рынка строительного стекла определяется несколькими факторами:

- объемами строительства;

- структурой строительства;

- изменением требований к строительству зданий и сооружений;

- требованиями к безопасности остекления;

-развитием технологий, возможностью производства конструктивных элементов и изделий на основе стекла;

- требованиями к архитектуре зданий.

Многие страны в настоящее время вводят довольно строгие ограничения по качеству и безопасности стекла. Так, например, на конференции EnviroCities 2010 в Дубае было принято решение о вводе с 2014 года новых строительных норм и правил в Дубае, которые ограничат количество стекла, используемого в фасадах зданий1 . Согласно им, вводится ограничение на использование стекла в фасадах зданий до 60%, чтобы обеспечить достаточно тени, что снизит потребность в охлаждении здания.

Taiwan Glass Ind. Corp., крупнейший производитель стекла в Тайване, недавно объявила о начале массового производства низко-эмиссионного стекла в первом квартале 2011 года на различных участках. В общем итоге в 2011 году производство энергосберегающего стекла Taiwan Glass должно вырасти почти в шесть раз, до 36 миллионов квадратных метров в год. Правительство Китая потребовало, чтобы вновь строящиеся здания имели более 50% энергосберегающего стекла. Поэтому все крупные производители стали изыскивать возможности и вкладывать значительные инвестиции в производство данного вида стекла.

Основными потребителями листового стекла и продуктов его переработки являются строительная отрасль, автомобилестроение, а также производители мебели. При этом определяющая роль в функционировании рынка листового стекла принадлежит именно строительству, а точнее потреблению стеклопакетов как в строительстве новых зданий и сооружений, так и при замене старых оконных конструкций.

Оконный рынок в странах с развивающейся и переходной экономикой после глобального экономического спада продолжает демонстрировать лучшие результаты, чем европейский рынок. Согласно данным InterConnection (Вена, Австрия), оконный рынок в странах с развивающейся экономикой в 2009 году вырос на 2,1%, причем наивысший показатель роста (+10%) в 2009 году принадлежит Китаю.

Причиной этого стал динамический строительный бизнес в развивающихся странах. На сегмент жилых домов приходится более 70% оконного рынка в России, Турции и Китае [1]. Что касается России, исследователи ожидают рост рынка в среднем на 11,4 и 6,3% – в количественном выражении вплоть до 2013 года. Турция также покажет высокие темпы роста.

Таким образом, российская стекольная промышленность находится в выгодных для развития условиях. Так, например, за 11 месяцев 2010 года выпуск стекла листового на территории саратовской области составил 38133,4 тыс. м2, что составляет 120,2% количества соответствующего периода 2009 года. Согласно бухгалтерской отчётности ОАО «Саратовстройстекло» чистая прибыль в третьем квартале 2010 года достигла 210,48 миллионов рублей, второй квартал предприятие закрыло чистой прибылью в размере 59,38 миллиона рублей. Чистая прибыль ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» (BORG) за 9 месяцев 2010 г составила 362,146 млн. руб., тогда как за тот же период прошлого года завод получил чистый убыток в размере 390,502 млн. руб., по отчету предприятия [2].

Среди основных причин роста прибыли можно выделить:

- благоприятную рыночную конъюнктуру;

- увеличение объемов реализованной продукции;

- рост цен на листовое стекло.

Так, прибыль до налогообложения ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» составила 437,655 млн. руб против убытка годом ранее в 316,524 млн. руб. При этом выручка от продаж Борского стеклозавода в январе-сентябре увеличилась на 32,5 % по до 3988,499 млн. руб., себестоимость – на 6 % до 2786,613 млн. руб., прибыль от продаж составила 144,044 млн. руб. по сравнению с убытком за тот же период прошлого года в размере 490,692 млн. руб.

Благоприятному развитию стекольной промышленности способствует и поддержка строительной отрасли со стороны правительства РФ, а именно реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг.  Однако даже эти программы в условиях посткризисного периода не выполняются в полном объеме. В соответствии с ранее действовавшей редакцией ФЦП «Жилище» в 2010 г. должно было быть построено 80 млн. м2 жилья, но эти цифры были впоследствии скорректированы в сторону снижения до 60 млн. [3].

Министерство экономического развития и торговли РФ прогнозирует, что до 2012 г. сохранится положительная динамика темпов жилищного строительства в 19 субъектах Российской Федерации.

Несмотря на ряд позитивных тенденций, положение в отрасли остается достаточно сложным. В ближайшие годы возможно снижение объема государственного финансирования строительства. Это будет происходить в рамках уменьшения участия властей в целевых программах по строительству жилья для льготных категорий граждан. На 2011 г. предусмотрено выделение 357,4 млрд. рублей, а на 2013 г.– уже 100,5 миллиардов. Снижение планируемых инвестиций основывается на предполагаемом восстановлении покупательской способности граждан.

Помимо этого, нерешенными проблемами, мешающими развитию строительства, являются:

- высокие административные барьеры;

- монополизация рынка; всевозможные обременения при получении земельных участков и разрешений на строительство;

- поведение сетевых компаний, создающих сложности с подключением возводимых объектов к инженерным сетям;

- отсутствие в большинстве городов схем территориального планирования и градостроительной документации, неразвитость финансовых инструментов;

- кадровая проблема.

В связи с благоприятной ситуацией на рынке строительного стекла России наблюдается активное перераспределение сфер влияния и трансформация этого рынка. Так как, в отличие от других рынков, он является растущим, это способствует активизации процессов слияния / поглощения, которые начались еще в 90-е годы.

Именно поэтому основная стратегия стекольной промышленности РФ и большинства развивающихся стран мировой экономики – это стратегия интегрированного роста, в результате которой происходит перераспределение рынков сбыта. Такие мероприятия компании осуществляют на основе поглощения более мелких рыночных игроков. Эта стратегия позволяет добиться эффекта масштаба и соответственно получать конкурентное преимущество в сфере издержек и цены товара. Кроме этого, достаточные производственные мощности позволяют расширить ассортимент выпускаемой продукции и снизить уровень конкуренции в отрасли [4]. Условием реализации этой стратегии является эффективная финансовая деятельность компаний в целях привлечения ресурсов, необходимых для поглощения предприятий. В целях успешной их дальнейшей деятельности важным является и эффективная производственная система, которая распространяется на дочерние компании.

Так, более 60% российского рынка листового стекла принадлежат двум компаниям – AGC (Бор/ Клин) и российской группе «Салаватстекло»/«Саратовстройстекло».

ОАО «Борский стекольный завод» («БСЗ») – одно из крупнейших российских предприятий, специализирующихся на выпуске полированного стекла – в 1997 году завод с более чем 70 летней историей развития стал частью бельгийской компании Glaverbel – одного из крупнейших игроков на мировом рынке флоат-стекла, дочерней компании японской Asahi Glass. Основным акционером «БСЗ» является Glaverbel, контролирующая более 85% акций российского предприятия. Порядка 7,4 % акций «БСЗ» принадлежит австрийской компании Menarai Holding. Остальная часть акций распределена между различными акционерами, таким образом, free-float «БСЗ» не превышает 7%.

Для увеличения доли рынка и финансовой стабилизации в мае 2010 года произошла интеграция двух российских промышленных гигантов – производителей стекла: ОАО «Саратовстройстекло» и ОАО «Салаватстекло».

В конце 2010 года антимонопольный комитет Украины (АМКУ) разрешил FG Plant Holdings Limited (Кипр) приобрести контроль над ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» (Лисичанск Луганской обл.), украинским монополистом на рынке флоат-стекла. ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» в 2009 году увеличило чистый убыток на 60,47% по сравнению с 2008 годом — до 142,044 млн. грн. Текущие обязательства завода в 2009 году возросли в 2,3 раза — до 435,682 млн. грн, тогда как долгосрочные обязательства сократились на 41,39% — до 208,822 млн. грн, активы — на 6,48%, до 623,487 млн. грн.

Помимо слияний и поглощений уже существующих предприятий, наблюдается активизация инвестиционной деятельности в стекольной отрасли:

1. 24 ноября 2010 года в Махачкале состоялось заседание правительства Дагестана, на котором активно обсуждался инвестиционный проект «Строительство завода по производству листового стекла флоат-методом» проектной мощностью 600 тонн. Инициатором проекта является ООО «Каспийский завод листового стекла», которое создано в 2007 году для реализации именно данного проекта. Общая стоимость проекта составит 10 млрд. 512 млн. рублей, в том числе собственные средства 3 млрд. 178 млн. рублей и заемные средства 7 млрд. 335 млн. рублей. Кредитные средства на реализацию данного проекта предусмотрено привлекать за счет Внешэкономбанка [2]. Частные инвестиции составят около 30%. В соответствии с планом реализации проекта завод должен быть пущен в эксплуатацию через 24 месяца с начала даты строительства. Планируемый пуск 2015 г.

2. Французский концерн «Saint-Gobain» собирается построить на Южном Урале стеклолитейный завод. Примерная стоимость проекта – 400 млн. евро. В регионе сформирован устойчивый внутренний рынок для сбыта продукции: так, в 2010 году дефицит стекла составил 60 млн. квадратных метров, а в 2009 году потребность в стекле была 30 млн. квадратных метров. Есть необходимая сырьевая база, подготовленные участки для промышленного строительства, удобные подъездные пути. Для концерна «Saint-Gobain» Южный Урал — это стратегически важная территория с активным экономическим ростом, что создает повышенный спрос на продукцию, выпускаемую концерном. Территориально более близкий стекольный завод ОАО «Салаватстекло», который 70% продукции поставляет за рубеж, поэтому потребители вынуждены закупать стекло в Китае.

3. «Гардиан Индастриз Корпорейшн» реализует проект строительства завода по выпуску листового стекла в Красносулинском районе Ростовской области. Изначально планировалось, что объем инвестиций в проект составит Объем инвестиций оценивается в $ 240 млн., мощность завода – 900 тонн стекла в сутки. Донской завод станет самым большим в мире предприятием компании Guardian. Начать строительство предполагается в 2011 году, с тем, чтобы уже в IV квартале 2012 года состоялся запуск производства.

4. Турецкая компания «Sisecam» планирует запустить в середине 2013 г. завод по производству листового стекла ЗАО «Тракья Гласс Рус» на территории экономической зоны «Алабуга» (г. Елабуга, респ. Татарстан). Предполагаемая производственная мощность завода – 700 тонн в сутки (около 255 тыс. тонн в год).

5. АGC Flat Glass Europe, г. Азов, Ростовская обл., Южный ФО. Строительство завода в Ростовской области планировалось начать в конце 2009 года, запуск завода анонсировался на 2011 год [5].

6. Проект «Glas Troesch» по строительству стекольного завода в Воронежской области и возможности появления первого стекольного завода в Таджикистане.

Таким образом, наблюдается агрессивная политика крупнейших производителей стекла на российском рынке. В силу складывающейся на рынке ситуации особое внимание будет уделяться именно качественным характеристикам стекла и способности предприятия обеспечить выполнение любых требований покупателя, независимо от сферы применения стекла как сырья для переработки.

Удержать существующие поозиции на рынке возможно только с помощью грамотно построенной стратегии управления, которая отвечает самым современным мировым стандартам и учитывала специфику деятельности стекольного производства. Стратегия развития предприятий должна быть направлена на осуществление равномерной диверсификации поставок по регионам. Модель стратегического развития любого предприятия должна включать следующие компоненты:

1. Общая компонента, в основе которой лежит глобальная стратегия развития страны в целом.

2. Региональная компонента – особенности стратегии развития региона, его направленность.

3. Специфическая компонента – присущая конкретному предприятию, а именно специфика факторов производства и своеобразие их комбинаций, приоритетность целей и задач развития, систему интересов и мотиваций, механизм управления и т.д.


ЛИТЕРАТУРА

1. Данные агентства InterConnection (Вена, Австрия)

2. http://www.osmexpo.ru/news

3. Материалы VI Всероссийской строительной ассамблеи, 25 ноября 2010 года.

4. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2000. 495 с.

5. http://www.glassnews.ru

Авдеева Екатерина Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры внешнеэкономической деятельности Саратовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.

Avdeeva Ekaterina SergeevnaCandidate of Sciences in Economics, Assistant Professor of the Department of foreign trade activities the Saratov institute (branch) of the Russian state trade and economic university.

Статья поступила в редакцию 10.04.11, принята к опубликованию 25. 04. 11
УДК 338.24

Т.Ю. Ковалева

T.Yu. Kovaleva
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ASSESSING THE IMPACT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY

Рассматриваются перспективы развития современного информационного общества в нашей стране. Предлагается критерий оценивания эффективности использования информационных и коммуникационных технологий как на уровне хозяйствующего субъекта, так и экономики страны в целом.

In article discusses the prospects of development of the modern information society in our country. Proposed criterion of evaluation of the effectiveness of using information and communication technologies, both at the level of business entity and the economy as a whole.

Устойчивое развитие, инновации, общество: традиционное, техногенное, информационное, информационные и коммуникационные технологии, стратегия развития информационного общества

Sustainable development, innovation, society: traditional, technological, information, information and communication technologies, information society development strategy
История человечества – это история множества цивилизаций (известный философ и историк А. Тойбин выделил и описал 21 цивилизацию), которые можно разделить на два класса: традиционные и техногенные [1].

Традиционные общества – наиболее консервативны, характеризуются невысокими темпами социальных изменений, и техническим прогрессом по своей скорости соизмеримым с продолжительностью жизни людей и целых поколений. Инновации в таком обществе не являются приоритетными и допустимы лишь в рамках общепринятого уклада, норм и стиля мышления.

Техногенная цивилизация – это альтернативный вариант традиционных обществ, характеризуется экспоненциальным нарастанием социальных изменений, на основе новых возможностей являющихся следствием научно-технического прогресса и возникновения новых общемировых (глобальных) ценностей. Главной движущей силой этого общества является культ новизны, склонность к обновлению, оригинальность, отличность от других.

Другими словами, традиционные общества базируются на некоторой завершенности эволюции человечества, на том, что все хорошее уже случилось, а улучшать хорошее – только портить. Главной же ценностью техногенной цивилизации является инновация, постоянное изменение, стремление к совершенству. И если в первом случае человек значим только как член общества, то во втором – как отдельный индивид способный к созданию чего-то нового отличного от того что было раньше.

Очевидно, что современное человечество в большинстве своем сделало выбор с пользу техногенного развития, и как показывает динамика процессов столкновения техногенных и традиционных цивилизаций в течение ХХ века, вторые проигрывают и стремительно исчезают, унося с собой культурные традиции, самобытные уклады и ценности.

Сегодня невозможно представить будущее техногенной цивилизации без информационных и коммуникационных технологий, под которыми принято понимать технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, передачи и представления данных текстов, образов и звука [2].

В современном мире, постоянны только перемены, каждые семь лет удваивается объем информации, период «полураспада знаний» постоянно сокращается [3].

Дейвид Грейсон из британского движения «Бизнес в социальной сфере» так охарактеризовал темпы происходящих изменений: весь объем мировой торговли, имевший место в 1949 году, сегодня совершается за один день, объем сделок с иностранной валютой 1979 года – это объем сделок одного дня, так же как и число телефонных звонков, сделанных по всему миру в 1984 году [4].

Подтверждением вышесказанного является ускорение не только научно-технического прогресса, но и динамики научной мысли, и если всего три-четыре десятилетия назад главные позиции в общественной и экономической науке занимала теория постиндустриального общества, то сегодня ведущие специалисты в этой области: Д. Белл, У. Мартин и др. выступают в качестве сторонников концепции информационного общества как следующего этапа развития цивилизации.

Изобретение самого термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 году японскому правительству были представлены отчёты: «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году – «План информационного общества».

Как считает профессор У.Мартин, под информационным обществом необходимо понимать «развитое постиндустриальное общество», возникшее в тех странах, в которых в 60-70-х годах прошлого века сформировалось постиндустриальное общество, а именно США, Страны Западной Европы и Японии. Кроме того, им были определены классификационные признаки, отличающие информационное общество от всего того, что было раньше, а именно технологические, социальные, экономические, политические, культурные.

Таким образом, информационное общество – это одна из современных концепций дальнейшей эволюции постиндустриального общества, главными продуктами которой становятся нематериальные активы, а именно информация, знания, интеллектуальные навыки и т.д.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х – начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации, получений знаний, в которой центральную роль играет компьютер, происходит одновременно со становлением постиндустриального общества, причем для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества:

1) переход от индустриального общества к обществу услуг;

2) определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений;

3) превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения [5].

Таким образом, к очевидным особенностям информационного общества можно отнести следующее:

-увеличение значения информации, знаний и информационных технологий в жизни общества, иначе, миром правят не те, кто обладает знаниями, а те, кто контролирует доступ к ним (интернет-провайдеры и т.д.);

-возрастание удельного веса людей, занятых в сфере информационных и коммуникационных технологий, интернет-маркетинга и других сопутствующих отраслей экономики;

-возрастание удельного веса результатов деятельности организаций, занятых в соответствующих информационных и коммуникационных сферах, в валовом и внутреннем продукте страны;

-нарастание информатизации общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернета, а также традиционных и электронных СМИ;

-формирование глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Кроме того, в подтверждение вышесказанного сегодня уже нельзя не заметить, что эволюция информационного общества привела к изменению содержания такой устоявшейся экономической категории как занятость. «Нанимаемость» все чаще означает думать как независимый работник, «гибкость», что никто не может ничего гарантировать на длительный срок, а «лояльность», прежде всего, верность самому себе своему будущему, затем своей команде, проекту и в последнюю очередь организации.

Билл Гейтс предсказал, что в 2050 г. 50% трудоспособного населения Земли будет работать дома. Исследование же, проведенное в Великобритании в 2000 г. министерством занятости показало, что 23% британцев уже работают часть времени дома и хотели бы работать на дому еще 38%. Кроме того, доля населения, работающего полный рабочий день по бессрочным трудовым контрактам, сократилась до 40%. Другими словами, информационные и коммуникационные технологии позволили переосмыслить понятие полной занятости. Уже к 1996 г. 67% британских компаний состояли из одного человека – владельца, в 1994 году микропредприятия, нанимающие менее пяти человек, составляли 89% всех компаний. Это означает, что от общего числа официально работающих компаний только 11% имели в штате более 5 человек сотрудников [4].

Россия многоукладная, мультикультурная страна, которая, находясь на пересечении Востока и Запада, при явной техногенной направленности экономики, во многом сохранила ментальность традиционного общества. При этом еще свежи воспоминания о тех потерях и трудностях, которые были перенесены нашими согражданами при быстром и во многом не продуманном переходе к рыночной экономике, поэтому призывы к реформированию и преобразованиям в нашей стране воспринимаются настороженно. Эти и другие социальные и экономические предпосылки во многом предопределяют сложности, возникающие на пути более активного включения информационных и коммуникационных технологий в повседневную жизнь наших сограждан [6].

Все вышесказанное обусловливает актуальность выполненного исследования, целью которого являлась попытка количественной оценки влияния сегодняшнего уровня развития информационных и коммуникационных технологий на экономику нашей страны на основе публичных данных, представленных на официальных сайтах Госкомстата РФ и Координационного центра национального домена сети Интернет [7].

Государственная поддержка и управление развитием информационного общества в нашей стране осуществляется на основе Стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212, в соответствии с которой целью формирования и развития информационного общества в РФ являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Другими словами, органы государственной власти рассматривают создание информационного общества как платформу для решения задач более высокого уровня, а именно модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Достижение вышеназванной цели обеспечивается реализацией, ряда программ через выполнения мероприятий, сгруппированных по подпрограммам. Каждая программа характеризуется, соответствующими целевыми индикаторами и показателями по этапам её реализации, оценкой влияния внешних факторов и условий, необходимых для их достижения. Состав показателей для каждой подпрограммы определен таким образом, чтобы обеспечить:

1. Наблюдаемость значений показателей в течение срока выполнения Программы (подпрограмм).

2. Охват всех наиболее значимых результатов выполнения мероприятий.

3. Минимизацию числа показателей.

4. Наличие формализованных методик расчета значений показателей, полученных в ходе проведения научно-исследовательских работ по построению системы показателей, характеризующих основные направления и факторы развития информационного общества.

Однако в этом же документе указывается на то, что в перечень включены показатели, характеризующие развитие и использование информационных технологий и новые показатели, необходимые для комплексного анализа основных направлений и факторов развития информационного общества, данные для расчета которых отсутствуют в действующей статистической практике [8].

Таким образом, стратегия развития информационного общества в нашей стране существует, в ней указаны индикаторы и показатели, необходимые для текущего мониторинга её реализации (22 индикатора), при этом органы государственной статистики, таких статистических наблюдений не проводят и официальная статистическая информация такого рода не формируется. Тогда очевиден следующий вопрос: на основе каких данных будет происходить оценка эффективности построения информационного общества, если, к примеру, первый показатель «Место РФ в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу» рассчитывается по 68 базовым показателям, характеризующим:

1. Наличие в стране макросреды, способствующей развитию информационных технологий (характеристика этого блока включает показатели общего экономического окружения, нормативно-правовых аспектов, а также программной и аппаратной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры).

2. Уровень готовности информационных технологий и готовность населения, бизнеса и правительства использовать информационные технологии.

3. Реальное использование информационных технологий населением, бизнесом и правительством.

Кроме того, в паспорте ряда показателей, например, таких как «Доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий», «Сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития» и др., содержится следующая формулировка «алгоритм формирования показателя не определен». Таким образом, цель определена, задачи поставлены, даже контрольные цифры указаны, непонятно только, на основе каких данных оценивать эффективность и целесообразность реализации всего задуманного.

Далее представлена характеристика динамики развития информационного общества в нашей стране на основе данных Госкомстата РФ и Координационного центра национального домена сети Интернет. По итогам весны 2010 г. в России насчитывалось 43,3 млн. интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория достигала 39,2 млн.чел., ежедневная 29,4 млн.чел. Недельная и суточная аудитории приближаются к месячной, что является одним из ключевых показателей «развитости» Рунета. Таким образом, доля выходящих в сеть каждый день составляет около 68% от общей численности интернет-пользователей, или около 31% от общей численности населения России. Рост числа пользователей, по данным экспертов, происходит за счет все более активного «подключения» к Интернету домохозяйств, процент выходящих в сеть из дома растет и составляет по итогам весны 2010 г. 83% от всех интернет пользователей.

Еще одним показателем положительной динамики уровня «подключенности» является среднее проникновение широкополосного доступа (ШПД) по России, а именно, 14,5 млн. домохозяйств (28% от общего числа) на конец первого квартала 2010 г. имели доступ к высокоскоростному интернету.

Растет и интернет-трафик: в 1 квартале 2010 пользователи «прокачали» 1,4 триллиона мегабайт данных. Последние три года интернет-трафик растет темпами 2,7-3,3 раза в год. Темп роста за первый квартал 2010 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 300% [10].

В подтверждение вышесказанного автором было выполнено исследование структурных сдвигов в распределении домашних хозяйств по возможности пользоваться услугами сети интернета по данным Госкомстата РФ. В целом доступ к сети в период в 2008 по сравнению с 2005 годом увеличился на 8,5%, в том числе с домашнего компьютера на 9,6%, по месту работы на 7,4%, по месту учебы на 0,5%, а вот использование интернет-кафе и других точек доступа к сетевым ресурсам сократилось на 0,2 и 2,2% соответственно. Кроме этого, очевидно, что подключение к сети идет активнее в городской местности, где общий доступ к сети увеличился на 9,9%, на 11,2% с домашнего компьютера, 8,6% по месту работы, 0,4% по месту учебы, использование других точек доступа в общем снизилось на 2,3%. В сельской местности общий доступ к сети увеличился на 4,3%, с домашнего компьютера на 4,9%, по месту работы на 4%, учебы на 0,7%, другие источники доступа сократились на 2,6%. Таким образом, подтверждается факт все более активного подключения домашних хозяйств к глобальным информационным сетям. Однако в сельской местности этот процесс идет практически в два раза медленнее, кроме того, настораживает невысокая доля доступа в интернет по месту учебы. Неиспользование сегодня информационных технологий в образовательном процессе является индикатором низкого уровня преподавания и несоответствия организации образовательного процесса реалиям сегодняшнего дня.

Активное подключение населения к сети интернет и освоение информационного пространства сделали перевод части государственных услуг в электронный формат весьма актуальной задачей современного этапа развития демократического общества. С 01.04.2010 г. на Портале госуслуг открылась регистрация в разделе «Личный кабинет». Пользователи этого сервиса получили возможность подавать запросы на получение услуг, доступ к электронным сервисам органов власти, контролировать, на какой стадии исполнения находится запрошенная услуга. На конец июля 2010 г. на сайте уже насчитывалось 117 000 зарегистрированных пользователей, 49 государственных услуг являются доступными в электронном виде, в том числе подача налоговых деклараций, лицензирование видов деятельности, подача заявлений на получение загранпаспорта и др. [10].

В ходе исследования нашел свое подтверждение тот факт, что информации, собираемой органами государственной статистики, для оценки перспектив развития и эффективности функционирования информационного общества в России и регионах явно недостаточно. В официальных сборниках и на сайте Госкомстата РФ представлены только следующие данные за период с 2005 года и позже:

1. Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях.

2. Распределение организаций по удельному весу численности работников, использовавших персональные компьютеры.

3. Число организаций, использовавших вычислительную технику, по видам экономической деятельности.

4. Число организаций, использовавших глобальные информационные сети, по видам экономической деятельности.

5. Число организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, по субъектам РФ.

6. Персональные компьютеры в организациях.

7. Число персональных компьютеров на 100 работников организации по видам экономической деятельности.

8. Число организаций, использовавших специальные программные средства.

9. Число организаций, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками и потребителями товаров (работ, услуг).

10. Число организаций, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками и потребителями товаров (работ, услуг) по видам экономической деятельности.

11. Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам.

12. Затраты организации на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности [12].

Таким образом, информация, собираемая и агрегируемая органами государственной статистики, будет соответствовать цели и характеризовать движения в сторону информационного общества, если позволит оценить структурные изменения, происходящие в экономике в результате внедрения инноваций, информационных и коммуникационных технологий, а также в сфере занятости и распределения рабочей силы. Содержать показатели, характеризующие рост значимости компьютерной грамотности в жизни общества, показывать структуру пользователей Интернета и различных информационных ресурсов, для оценки эффективности их использования различными пользователями, а также степень защиты персональных данных и информации от несанкционированного доступа, компьютерных вирусов и т.д.

Сформированная таким образом система индикаторов развития информационного общества должна позволять выполнять и международные сопоставления для оценки соответствия повышения качества жизни в нашей стране аналогичным показателям развитых стран с учетом того, что в этих обществах стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и институты рынка находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

В качестве одного из индикаторов эффективности внедрения информационных и коммуникационных технологий в экономику нашей страны хотелось бы предложить показатель роста материальной составляющей активов хозяйствующих субъектов.

Основная цель функционирования экономического субъекта – получение прибыли, используя принадлежащие ему активы, цель человека – удовлетворение собственных потребностей, которые А. Маслоу когда-то разделил на несколько уровней:

1.Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2.Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Другими словами, на сегодняшний день удовлетворение потребностей, начиная с третьего уровня и выше, невозможно представить без информационных и коммуникационных технологий. Как было отмечено ранее, главной особенностью информационного общества является значительная доля предприятий сферы услуг в структуре экономики страны. Отличительной особенностью услуги является то, что её нельзя складировать, её реализация не приводит к появлению добавленной стоимости в виде материального носителя.

Иначе виртуальный мир может принести удовольствие, но вряд ли накормит, если только не использовать его возможности для получения дохода и последующего его перевода в материальный носитель, позволяющий произвести продукцию (создать добавленную стоимость), удовлетворяющую потребности первого уровня.

Считается, что деятельность хозяйствующего субъекта успешна, если при сохранении финансовой устойчивости совокупный размер его активов увеличивается, тогда активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в их текущую деятельность неизбежно приведет к следующим изменениям:

1. Увеличению доли нематериальных активов структуре активов предприятия.

2. Повышению интеллектуальных знаний и навыков персонала, а этот вид актива в балансе организации не отражается.

3. Ускорению оборачиваемости, а значит высвобождения части оборотных активов, за счет роста скорости транзакций, поиска информации, сокращения времени принятия решения и т.д.

4. Увеличению постоянных затрат за счет роста расходов на приобретение, обучение персонала и использование новейших информационных и коммуникационных технологий и т.д.

Прежде всего, изменение в структуре затрат, вызванное ростом постоянных расходов, приводит к смещению точки безубыточности, а значит, для сохранения доходности хотя бы на прежнем уровне объем выпуска продукции должен быть увеличен. Таким образом, на уровне хозяйствующих субъектов использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданно, если полученные выгоды, а именно увеличение материальной части активов за счет конвертации в них части дохода, полученного от использования нематериальных активов и улучшение финансовой устойчивости за счет погашения кредиторской задолженности средствами, высвобождающимися за счет ускорения оборачиваемости, будут компенсировать рост постоянных затрат, которые неизбежно возникают при использовании этих технологий.

На уровне экономики страны, кроме увеличения объемов валового внутреннего продукта, должна возникнуть тенденция роста инвестиций в основной капитал за счет собственных средств хозяйствующих субъектов, ускорение оборачиваемости должно привести к снижению потребности в кредитах и соответственно к росту конкуренции в финансовом секторе экономики, одним из следствий которой должно стать снижение стоимости кредитных ресурсов.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Бывают удивительно своевременные изобретения. Например, широкоформатное кино появилось как раз тогда, когда актеры на экране стали большую часть времени проводить лежа. Макс Фавелли
ещё >>