Инновационная деятельность - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекции для вузов и техникумов Инновационная деятельность и её нормативная... 1 280.31kb.
Образец и. И. Иванова, П. П. Петров инновационная деятельность на... 1 23.47kb.
Инновационная деятельность в россии: проблемы правового регулирования 1 160.89kb.
«Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной... 3 483.92kb.
«Инновационная деятельность» 1 238.82kb.
Инновационная деятельность 12 2273.51kb.
Методология науки и инновационная деятельность: Пособие для аспир. 1 124.12kb.
Инновационная деятельность. 2011. №4 (17). Выпуск 1 13 2256.75kb.
Инновационная деятельность. 2011. №4 (18). Выпуск 2 10 2167.2kb.
Инновационная деятельность в республике татартан 1 44.12kb.
Инновационная деятельность. 2009. №3 (8) 10 1802.72kb.
Были использованы материалы с сайта 2 331.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инновационная деятельность - страница №7/8


ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
FORMATION OF STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF THE KEMEROVO AREA

Innovation investment is an influential part of a stable socioeconomic growth of the region. At the present time innovative activity within domestic enterprises is on the extremely low level. That affects negatively the economic safety of the country.
Iinnovations, innovative investment policy, economic safety
Экономический рост России и ее отдельных регионов, как и уровень жизни населения определяются научной и инновационно-технологической деятельностью. Во многих развитых странах до 85 % прироста ВВП приходится на долю наукоемких товаров и технологий. В течение последних десятилетий политика развитых стран отличается своей направленностью на создание национальных и региональных конкурентных преимуществ выпускаемой продукции, товаров, работ, услуг.

Одним из приоритетных стратегических направлений повышения конкурентоспособности государства является переход от сырьевой экономики к экономике развития, основанной на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий. Этот процесс становится важным условием регионального развития, так как за счет постоянно обновляющегося производства товаров и услуг, создания принципиально новой наукоемкой продукции, снижения затрат на производство путем оптимизации технологических процессов может быть построена принципиально новая модель экономики.

На протяжении многих лет экономика Кузбасса развивается благодаря использованию природных минерально-сырьевых ресурсов, тогда как для обеспечения стабильного развития экономики в долгосрочной перспективе необходима такая структура хозяйства, которая будет основана на возобновляемых ресурсах и наукоемких технологиях.

Необходимым условием перевода экономики на инновационный путь развития является принятие «правильной» стратегии инновационного развития региона. Реализация стратегии будет осуществляться посредством работы инновационно-промышленных и научно-технологических центров, осуществляющих консалтинг и технологический аудит, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, центров трансфера технологий и пр. При этом важнейшее значение имеет государственная поддержка инновационной деятельности и принятие «ограничений, запрещающих функционирование предприятий при критических значениях показателей, характеризующих уровень инвестиционно-инновационного развития, что дает возможность собственникам этих предприятий ориентировать свою деятельность лишь на максимизацию прибыли, оставляя общеэкономические стратегически важные проблемы в стороне» [1]. Это подтверждается следующими статистическими данными: в России, и, в частности, в Кемеровской области инновационная активность предприятий находится на крайне низком уровне. Так, в России порядка 9,4 % предприятий осуществляют технологические инновации, в Кемеровской области только 6 % [2] таких предприятий, тогда как в развитых странах около 80 % промышленных предприятий осуществляют технологические инновации. Отсюда, объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг в России составляет 5,2 % [3] от всего объема отгруженной продукции, в Кемеровской области – 3,4 % [2], тогда как для обеспечения экономической безопасности производственной сферы необходимо иметь как минимум 15 % инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженной продукции [4] .

Наибольшие затраты кемеровских предприятий приходятся на технологические и продуктовые инновации – 53,7 %, оставшиеся 46, 3 % на процессные инновации. При этом 42,4 % проводимых инноваций осуществляются за счёт собственных средств, в то время как областной и местный бюджеты выделяют лишь 0,1% средств.

Способствовать инновационному развитию региона, на наш взгляд, может следующее. Во-первых, упрощение процесса лицензирования и выдачи патентов на новые полезные модели и изобретения позволит быстрее и с меньшими затратами внедрять их в производство. Активность разработчиков инновационных технологий нашего региона достаточно высока. В 2006 г. в Кузбассе поданы 275 заявок на изобретения (4-е место в округе, пропустив вперед Новосибирскую область (625 заявок), Красноярский край (424 заявки) и Томскую область (406 заявок) и 121 заявка на полезные модели (4-е место в округе, опередив явных лидеров - Новосибирскую область (181 заявка), Томскую область(154 заявки) и Красноярский край (134 заявки) [6].

Во-вторых, выявление приоритетных направлений научно-технического развития, которые не получают должного внимания в Кузбассе, с целью осуществления их бюджетного финансирования. Учитывая специфические региональные особенности развития экономики Кузбасса, необходимо использование угля не только как энергетического топлива, но и как многокомпонентного химического сырья. В мировой практике освоены технологии, в которых из углей получают более пятисот продуктов: синтез-газ, котельное топливо, нафту для производства бензина, ксенон и криптон, аммиак, фенол, сульфат аммония, углекислоту, различные углеродные волокна, горный воск, гуминовые удобрения, адсорбенты, выделяют редкие металлы, углеводородные нити для производства высокопрочных пластмасс и т.д. Так, например, в ЮАР находится в эксплуатации завод, производственной мощностью 240 тыс. т жидкого топлива в год, которое получается при газификации углей с последующим синтезом по методу Фишера-Тропша. Закончено строительство второго завода «Sasol», что позволяет довести объем получаемого жидкого топлива до 1,5 млн т в год. Для реализации аналогичной технологии построен перерабатывающий завод производительной мощностью до 6 млн т угля в Вайоминге. Реализация данной технологии привела к строительству заводов по переработке угля в США, Китае, Индонезии, Австралии и т.д. Опыт многих стран показывает, что кроме увеличения ассортимента продуктов, получаемых в результате переработки угля, объединение предприятий по переработке углей дает возможность бездотационной работы шахт и разрезов. Повышение себестоимости угля покрывается высокой доходностью предприятий по выпуску из него дорогостоящих продуктов.

Кроме того, следует выделить также важные для социально-экономического развития Кузбасса отрасли, которые практически не участвуют в процессе создания и внедрения объектов интеллектуальной собственности (доля каждой из них составляет менее 1% в общем количестве патентуемых инноваций): строительство, машиностроение, сельскохозяйственное производство, транспорт [6].

В-третьих, подготовка инновационных кадров как залог качественной реализации инновационной политики. В этом вопросе бесценен опыт создания в нашем регионе так называемого «бизнес-адаптера». Выпускники, которым в результате защиты дипломов были присвоены квалификации финансистов, экономистов, технологов, менеджеров по презентациям, переводчиков, журналистов и т.д., были приглашены для работы в адаптере. В течение полугода вчерашние студенты тренировались под контролем наставников, руководителей, работая над реальными проектами, представляющими собой заказы действующих предприятий региона. В результате молодые специалисты получили первый производственный опыт, который помог им уже после выпуска из стен адаптера успешно пройти конкурсные отборы работодателей. Сегодня все те, кто прошел через адаптер, успешно работают в организациях и на предприятиях области. Однако для организации подобной структуры требуются определенные средства. Представляется, что проблему финансирования такой структуры, как бизнес-адаптер, должна решить местная власть. И чем скорее она это сделает, тем быстрее можно будет удовлетворить все возрастающую потребность региональных предприятий в квалифицированных и опытных менеджерах-новаторах. Возможен также вариант привлечения к финансированию непосредственно самих фирм на условиях предоставления им, к примеру, налоговых льгот.

Подводя итог, можно сказать, что предприятия знают, что производить, более того, под эти проекты можно привлечь инвестиции. Но формировать дорогостоящую проектную и опытно-промышленную базу можно только с участием государства, которое должно продолжать создание условий для появления инновационных и наукоемких производств: стимулировать появление технологически современных заводов, не облагать налогом ввозимое оборудование, отменить сборы НДС для инновационных предприятий.


ЛИТЕРАТУРА

1. Глушакова О. В. Управление воспроизводством качества жизни населения: теоретико-прикладные аспекты (на примере Кемеровской области): монография / О.В. Глушакова, В.В. Михайлов, В.А. Шабашев. Кемерово: ЮНИТИ, 2006. С. 115-116.

2. Кузбасс. История в цифрах: стат. сб. / Кемеровостат. Кемерово, 2008. – 267 с.

3. Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб./Росстат. М., 2008. 116 с.

4. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России?/ В.К. Сенчагов // РФ Сегодня. 2007. № 6. С. 56-72.

5. Пегуро Н.С. Химия и технологии синтетического жидкого топлива / Н.С. Легуро, В.Д. Капкан, О.Ю. Леин. М.: Химия, 1986. 352 с.

6. Рекомендации по формированию программы инновационного развития Кемеровской области до 2025 года через механизм диверсификации на основе интеллектуальных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.ksrrspp.ru/struct/innov/1/_40_4.php.
Зонова Ольга Васильевна –

ассистент Кузбасского государственного технического университета

Демидова Ольга Вадимовна –

студент Кузбасского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 17.11.09, принята к опубликованию 25.01.10
УДК
О. А. Фролова, А. А. Котылёва

O. A. Frolova, A. A. Kotylyova
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX IN THE NIZHNIY NOVGOROD AREA
Автор отмечает, что внедрение инноваций является одним из необходимых условий развития сельскохозяйственного производства и выступает важнейшей составляющей научно-технического прогресса. Но для эффективного инновационного развития необходимЫ государственная поддержка, разработка законодательных и нормативно-правовых актов по формированию, защите и развитию инновационных процессов.

The author notices, that introduction of innovations is one of necessary conditions of development of an agricultural production and acts as the major component of scientific and technical progress. But the state support, elaboration of legislative and normative-legal acts on formation, protection and development of innovative processes are necessary for effective innovative development.
Инновации, развитие, процессы, эффективность, предприятия АПК, поддержка, кредитование, программы.

Innovations, development, processes, efficiency, the agrarian and industrial complex enterprises, support, crediting, programs.


Инновационные процессы являются важнейшими приоритетами развития сельского хозяйства в современных условиях и позволяют вести непрерывное обновление производства на основе освоения достижений науки и техники. Это сложный динамичный процесс, в котором проблемы поиска более эффективного использования финансовых ресурсов решаются технологическим освоением новых научных открытий, изобретений, результатов исследований и разработок; внедрением нововведений в виде прорывных технологий, прогрессивной техники и оборудования, новых видов сырья, полуфабрикатов, продуктов питания и непроизводственных товаров; выбором оптимальных современных форм организации и управления производством.

Применительно к агропромышленному комплексу (АПК) «инновации» – это новые технологии, новая техника, новые сорта растений и породы животных, новые удобрения и средства защиты, новые формы организации труда и кредитования производства, а также новые подходы к подготовке и переподготовке кадров.

Нижегородская область идет по современному пути развития АПК.

В 2009 г. состоялась крупнейшая Международная выставка ярмарка «Зеленая неделя

- 2009», в которой приняли участие 25 регионов РФ, в том числе и Нижегородская область. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев во время Международной выставки «Зеленая неделя» положительно оценил работу губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева по модернизации агропромышленного комплекса в Нижегородской области и планы по созданию современных крупнотоварных хозяйств. В рамках «Зеленой недели» проводился ряд мероприятий, посвященных развитию аграрного сектора в Поволжье. В частности, состоялась научно-практическая конференция, в ходе которой обсуждались работа вертикально-интегрированных агрохолдингов, инновации в сельском хозяйстве и достижения регионов ПФО, а также подготовка кадров для АПК.

Кроме того в сентябре состоялся конкурс «Инновация региона 2009», который проводился по 10 основным номинациям, в том числе и «Инновация в сельском хозяйстве». Данный конкурс проводился в целях стимулирования инновационной составляющей в экономике области, привлечения инвесторов для внедрения инноваций в производство и для более широкого информирования потенциальных потребителей инноваций.

22 декабря 2009 г. в ТПП Нижегородской области прошла серия мероприятий в рамках проекта «Инновация региона 2009», организаторами которого выступали правительство Нижегородской области совместно с Торгово-промышленной палатой и ГТРК «Кремль», где обсуждались проблемы инновационного развития региона. Также было отмечено, что задача перевода страны на инновационный путь развития уже много лет декларируется как приоритетная во всех программных документах развития страны выступлениях высшего руководства Российской Федерации, однако, значимые практические результаты до настоящего времени отсутствуют.

В 2008-2009 г.г. активность федеральных и региональных органов власти по созданию условий для инновационного развития усилилась. Выделяются значительные ресурсы на развитие инновационной деятельности, создание инфраструктуры. Крайне мало количество малых инновационных предприятий.

Инновационная инфраструктура в Нижегородской области развита недостаточно, отсутствует эффективная координация действий между заинтересованными организациями федерального, регионального и муниципального уровней по созданию национальной инновационной системы, не используется в полной мере потенциал частно-государственного партнерства.

Одной из проблем развития сельского хозяйства Нижегородской области является не столько низкий уровень его поддержки на федеральном и региональном уровнях, сколько неэффективное использование выделяемых средств, ограниченность масштабов применения инноваций. Медленное повышение эффективности различных форм хозяйствования связано также с тем, что выделенные финансы по улучшению их работы были направлены преимущественно на решение организационных вопросов.

Однако политика поддержки устойчивого развития сельского хозяйства должна быть ориентирована не столько на такое точечное развитие, сколько на еще по крайней мере 20-30% хозяйств (в среднесрочной перспективе), а в дальнейшем и на 50-60% общего числа хозяйств этой сферы со средним кадровым и ресурсным потенциалом. Вместе с тем, как показывает опыт, даже передовым хозяйствам целесообразно использовать инновации, уже адаптированные к их зональным условиям. С этих позиций существенно возрастает роль информационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве.

Для достижения необходимой результативности консультационной и обучающей деятельности необходимо, чтобы в ней участвовало не менее половины хозяйствующих субъектов. По расчетам экспертов, следует ориентироваться на создание в России 700-720 новых сельских консультационных центров (СКЦ).

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. целесообразна финансовая поддержка создания необходимого количества СКЦ, создания в каждом субъекте РФ регионального научно-методического информационного, консультационного и обучающего центра, а также создания региональных фондов развития сельского хозяйства.

В ближайшее время для развития инновационного развития АПК необходимо:

- разработать систему кредитования АПК с льготными процентными ставками по различным объектам кредитования;

- использовать кредитование под урожай будущего года с целью роста объемов товарной продукции. Кредитование должно осуществляться на льготных условиях с использованием средств бюджетов различных уровней (федерального и регионального), что позволит в начале сезона обеспечить сельскохозяйственные предприятия оборотными средствами (семенами, кормами, средствами защиты растений и т.д.), провести своевременно весь комплекс агротехнических работ, обеспечить материальную заинтересованность работников агропромышленного комплекса в конечных результатах;

- для повышения финансовой устойчивости предприятий АПК следует обеспечить условия для широкого развития кредитной кооперации;

- разработать специальный механизм страхования инвестиционного риска в АПК, особенно в сельскохозяйственном производстве.

Помимо данных мер для развития инновационной деятельности в АПК нужно выработать четкие законодательные основы, принять необходимые нормативно-правовые акты по формированию, развитию, защите, поддержке инновационных процессов, реализации проектов и программ как на ближайший период, так и на отдаленную перспективу.

Внедрение инновационных технологий в сельском хозяйстве должно производиться с учетом специфики каждой территории - агрокли­матических условий, особенностей почвы, традиционных отраслей животноводства и растениеводства.


Фролова Ольга Алексеевна –

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нижегородского государственного инженерно-экономического института, г. Княгинино

Котылёва Алёна Андреевна-

преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Нижегородского государственного инженерно-экономического института, г. Княгинино
Frolova Olga Alekseevna-

candidate of economic science, Assistant Professor, head of the Chair of bookkeeping, analysis and audit, Knyaginino;

Kotylyova Alena Andreevna

teacher of the chair of bookkeeping, analysis and audit, Knyaginino.
Статья поступила в редакцию 24.12.09, принята к опубликованию 25.01.10

УДК
Л. А. Толстолесова



L. A. Tolstolesova
Инновационная составляющая политики развития регионов СЫРЬЕВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
INNOVATIVE ASPECT OF INDUSTRIAL POLICY OF REGION DEVELOPING OF RAW MATERIAL SPECIALIZATION
Рассматриваются проблемы формирования, приоритеты и инструменты промышленно-инновационной политики развития территорий сырьевой специализации.

Problems of forming, priorities and instruments of industrial and innovative policy of territory developing of raw material specialization are considered.
Сырьевые территории, диверсификация экономики, приоритеты развития, промышленно-инновационная политика

Raw material territories, diversification of economics, priorities of developing, industrial

and innovative policy
Функционирование многих регионов РФ основано на использовании и эксплуатации богатого природно-ресурсного потенциала, а потому территории, располагающие значительными запасами полезных ископаемых, рассматривались и до сих пор рассматриваются, прежде всего, как источники минерального сырья и имеют, преимущественно, сырьевую специализацию. В большинстве ресурсных регионов предприятия минерально-сырьевого комплекса являются градообразующими и, включая обслуживающие и сервисные организации, создают на местах до 80% рабочих мест и доходов населения, обеспечивают основную долю поступлений экспортной выручки, а также налогов и платежей во все звенья бюджетной системы. Такая ситуация характерна для большинства районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, регионов Сибири и Дальнего Востока, Урала и Поволжья, европейской части и юга России. Особенностью РФ является то, что активно развивающиеся сырьевые регионы, особенно экспортно-ориентированные, имеют, как правило, слабо диверсифицированную структуру экономики. Так, по уровню диверсификации экономики основные российские ресурсодобывающие регионы можно подразделить на три основные группы:

- регионы со слабой диверсификацией экономики (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область);

- регионы со средним уровнем диверсификации экономики (Пермский, Красноярский, Приморский края, Кемеровская, Мурманская, Томская, Сахалинская области);

- регионы с высоким уровнем диверсификации экономики (Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Хабаровский край, Самарская, Мурманская, Волгоградская, Оренбургская области).

Узкая специализация, моноотраслевой характер развития для регионов являются опасными, т.к. в случае исчерпания ресурсной базы и ухода основных добывающих компаний территория в итоге получает депрессивную экономику, истощение ресурсного потенциала и целый ряд социально-демографических, инфраструктурных, экологических и иных проблем. Проведенный анализ показал, что кризисная ситуация в экономике значительно затронула регионы, экономика которых в большей степени имеет сырьевую специализацию, существенно снизив доходную базу бюджетов и финансовую устойчивость. Так, наибольший дефицит консолидированных бюджетов в 2008 г. возник именно в субъектах РФ, экономика которых в значительной степени ориентирована на экспорт минерально-сырьевых ресурсов, и в первую очередь - топливно-энергетических: республика Татарстан (-6,9 млрд руб.), ХМАО - Югра (-4,98 млрд руб.), Архангельская область (-4,3 млрд руб., в том числе НАО – 0,3 млрд руб.), республика Саха (Якутия) (-3,7 млрд руб.) [7]. Не только кризис, но и действующая налоговая политика, в ходе которой добывающие территории практически лишились значимого для них налога на добычу полезных ископаемых, привели к возникновению дефицита бюджета даже у регионов - доноров (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, республика Татарстан и др.). В 2008 г. доля поступлений налогов и сборов, связанных с добычей полезных ископаемых, в бюджетную систему РФ составила около 85%, при этом более половины их приходится на 8 ведущих ресурсодобывающих регионов [7].

В современных условиях, еще на стадии стабильной работы добывающих предприятий необходимо разрабатывать соответствующие механизмы и формировать ресурсы для поэтапной диверсификации производства в период исчерпания ресурсных возможностей месторождений. Диверсифицированные регионы оказываются более устойчивыми и конкурентоспособными, а создание в моноотраслевых регионах многопрофильных производств позволяет повысить эффективность регионального производственного комплекса, улучшить экологическую ситуацию за счет более полного вовлечения и использования сырья и уменьшения отходов. Следовательно, главной целью развития сырьевых (ресурсодобывающих) регионов должен стать переход от узкосырьевой специализации, основанной на эксплуатации невоспроизводимых природных ресурсов, к многоотраслевому хозяйству, основанному на использовании высокотехнологичной продукции, что позволит успешно развиваться территории, как в период снижения, так и полного истощения природных ресурсов. Сырьевые регионы должны разработать такую промышленную политику, которая, сочетая в себе сырьевые и несырьевые факторы экономического роста, объединила бы их на базе технологических связей для достижения положительных социально-экономических эффектов в настоящем и будущем. Именно промышленная политика инновационного типа будет способствовать обеспечению устойчивого роста экономики на основе диверсификации производства, направленной на уменьшение зависимости от сырьевого уклада, развитие перерабатывающих производств (в первую очередь более глубокой переработки сырья на базе новых современных технологий), сферы услуг. В условиях кризиса финансовая стабилизация сырьевых территорий без рациональной промышленно-инновационной политики, новых экономических идей и организационных решений практически невозможна.

Для регионов сырьевой специализации основная цель такой политики заключается в создании условий для организации и развития конкурентоспособных и эффективных производств. Главной задачей, способствующей достижению этой цели, является реальное превращение инновационного потенциала в основной фактор, обеспечивающий переход производственно-социального комплекса региона на инновационный путь развития. Следовательно, промышленная политика инновационного типа направлена на обеспечение роста региональной экономики путем снижения зависимости от сырьевого фактора, диверсификации производства, предусматривающей приоритетное развитие научно-инновационной сферы, опережающее развитие перерабатывающих секторов хозяйства и высокотехнологичной промышленности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, прежде всего на внутреннем рынке. Для регионов с ярко выраженной сырьевой специализацией, особенно разрабатывающих углеводородное сырье, необходимо усложнять структуру экономики, сделать ее многоукладной и устойчивой, прежде всего, развивая мощности по переработке углеводородов и создав собственную газонефтехимическую промышленность. При этом промышленно-инновационная политика добывающих регионов должна предусматривать не просто пропорциональное развитие природно-ресурсного потенциала, а конкретные приоритетные проекты, виды деятельности и производства, которые будут способствовать формированию современного технологического уклада производства и устойчивому развитию территории.

Для формирования региональной инновационной политики вначале необходимо выработать перспективную инновационную стратегию, ориентированную на создание условий для инновационной деятельности, существенное повышение доли инноваций в используемых технологиях, поддержку средних и малых наукоемких фирм, стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции крупными компаниями, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения, улучшение качества сервисного обслуживания. Особое внимание при разработке концепции промышленной и инновационной политики следует уделять системе приоритетов, которая включает:

- определение предпосылок, путей и стратегических направлений развития территорий на основе природно-ресурсного потенциала и культурно- исторического наследия;

- выявление «полюсов роста» региональной экономики, т.е. динамично развивающихся отраслей промышленности, которые способны генерировать появление и рост новых промышленных центров;

- стимулирование инновационной деятельности;

- формирование необходимой территориальной инфраструктуры (инженерной, транспортной, информационной) для организации новых видов деятельности.

Стратегия технологической модернизации должна не столько продолжать сложившиеся тенденции и пропорции промышленного развития, сколько способствовать инновационному развитию региональной экономики. На этой основе регионы сырьевой специализации при исчерпании запасов полезных ископаемых могут преодолеть негативные социально-экономические последствия и сохранить устойчивое развитие экономики, если естественным закономерностям добывающих отраслей будет противопоставлен комплекс инновационных, научно-технических и организационно-экономических решений. Несмотря на существующие проблемы, вероятнее всего, именно добывающие отрасли экономики вместе с сопровождающей их инфраструктурой станут точками экономического роста в регионах, базой для формирования региональных инновационных центров. Это обусловлено тем, что в ресурсодобывающем секторе экономики сложилась довольно стабильная нормативно-правовая база, сформирован инвестиционный механизм, определились рынки сырья и продуктов его переработки, что повышает привлекательность ресурсно-ориентированных проектов для потенциальных инвесторов и региональных органов власти.

Реализация нововведений неразрывно связана с готовностью сырьевых территорий к инновационному развитию и эффективному использованию инновационного потенциала. Инновационный потенциал региона представляет собой имеющиеся в его распоряжении возможности и готовность к разработке и/или использованию на данной территории или за ее пределами новшеств, обеспечивающих ему устойчивое социальное, экономическое и экологическое развитие. При этом восприимчивость региона к инновациям зависит от возможностей и готовности, как всей совокупности субъектов инновационной деятельности, так и каждого из них в отдельности. Развитию инновационного потенциала региона должны способствовать следующие направления:

- стимулирование создания производственно-технологической базы, кадрового потенциала, информационной и финансовой инфраструктуры;

- стимулирование развития научно-технического потенциала;

- развитие организационного потенциала и создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций, повышение уровня управленческого потенциала;

- совершенствование уровня инновационной культуры в регионе;

- повышение роли и развитие потребительского сегмента.

Государство при этом должно взять на себя лидерство в технологической модернизации производства и развитии инновационного потенциала, структурной перестройке экономики, антимонопольном регулировании и формировании рыночной конкурентной среды. Следовательно, реализация промышленно-инновационной политики призвана обеспечивать баланс между высокоэффективными отраслями и проектами и менее эффективными сферами, без которых общая эффективность экономики будет значительно ниже и которые направлены на обеспечение интересов населения.

Поэтому при разработке концепции промышленно-инновационной политики региона необходимо предусмотреть комплекс мер государственной поддержки по следующим направлениям:

- определение приоритетов, то есть сфер деятельности, которые станут базой развития;

- прогнозирование социально-экономического развития;

- оперативное развитие законодательной базы;

- последовательное осуществление структурных преобразований;

- оптимальная диверсификация производства с использованием избыточных производственных мощностей, научных и проектно-конструкторских коллективов и современной опытно-экспериментальной базы;

- межрегиональное и международное сотрудничество;

- создание эффективного механизма распространения и внедрения инноваций;

- стимулирование инновационной деятельности;

- создание системы повышения квалификации кадров.

Следовательно, важной составной частью региональной экономической политики должна стать эффективная промышленно-инновационная политика, основанная на новых технологических знаниях и разработках и предусматривающая сочетание имеющихся факторов экономического развития, объединение их на основе технологических связей и оптимизацию предполагаемых социально-экономических эффектов. Наиболее высокая эффективность инновационного развития территорий будет достигнута в том случае, если формирующийся научно-производственный комплекс будет ориентирован на формирование перспективного технологического уклада, взаимосвязанного с укладом, ранее существовавшим в экономике региона. С этой целью следует предусмотреть развитие прогрессивных технологических цепочек в базовых отраслях экономики и формирование на их основе интегрированных структур, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, машиностроении и агропромышленном комплексе.

Научно-технологический потенциал отдельно взятых территорий можно использовать значительно эффективнее, если на межрегиональном уровне осуществлять разработку межрегиональных инновационных проектов. Для этого необходимо провести анализ проектов, разработанных отдельными территориями, с точки зрения их взаимного дополнения и возможностей коммерческой выгоды, как для отдельного региона, так и для группы заинтересованных в реализации таких проектов территорий, что позволит создать своеобразную модель общего рынка для ресурсных технологий в области передачи технологий. В качестве примера можно назвать открытый в Тюмени в конце 2008 г. «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа», специализацией которого являются  инновации в нефтегазовом секторе экономики, включая все элементы технологической цепочки: разведка месторождений, добыча, транспортировка, хранение и переработка нефти и газа, а также развитие ряда перспективных направлений — информационные технологии, новые материалы и технологии в строительстве, энергетике и экологии. Основной идеей созданного технопарка является бизнес-инкубатор, задача которого заключается в создании максимально благоприятных условий для организации и ведения малого и среднего инновационного бизнеса. В технопарке разместились представительства крупных нефтегазовых и нефтесервисных компаний, представительства ведущих вузов региона, научно-исследовательских организаций, компании «Майкрософт», корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный», промышленных предприятий региона, а также региональный венчурный фонд. Предполагается, что интерес к инновационным проектам должны проявить резиденты, их участие поможет сократить путь от идеи до промышленного образца. К концу 2009 г. из более чем 150 представленных инновационных проектов поддержку и положительное решение экспертной комиссии получили 27 проектов, с которыми будет продолжена работа заинтересованных предприятий [6]. Предполагается, что основные мощности технопарка разместятся на промышленной площадке за городом, где в 2010 г. планируется начать строительство отдельного лабораторного корпуса, опытно-конструкторского бюро, испытательного полигона, гостиничного комплекса и экспоцентра.

Вместе с тем следует отметить, что в отличие от промышленно развитых стран Запада формирование инновационной системы в РФ происходит в условиях несформировавшихся рыночных отношений, нестабильной экономики, недостаточности частных капиталов, которые можно было бы инвестировать в проекты создания и внедрения новейших техники и технологий. Можно выделить целый ряд факторов, которые препятствуют переходу регионов на инновационный путь развития:

- отсутствие механизмов поддержки организаций инновационной инфраструктуры;

- отсутствие взаимодействия между научно-образовательными организациями, малыми инновационными предприятиями, крупными промышленными предприятиями и органами государственной власти;

- отсутствие системы мониторинга и защиты интеллектуальной собственности, созданной научно-образовательными организациями;

- недостаток квалифицированных кадров по управлению инновационной деятельностью.

В России методы управления инновационной деятельностью только формируются, в то время как в зарубежной практике существует большое разнообразие организационных структур и методов управления инновациями. Выбор конкретных структур и методов управления обусловлен такими факторами, как значимость новшества, степень разработанности, условия финансирования и материально-технического обеспечения, продолжительность конкретных этапов. Применительно к российской практике действенными рычагами для стимулирования инновационной деятельности в регионах, особенно сырьевой специализации, могут стать следующие:

- формирование благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную сферу и разработку новых технологий;

- повышение инновационного потенциала территорий путем активизации использования научно-технических ресурсов;

- более активное использование технологических трансфертов на международном, общегосударственном и межрегиональном уровнях;

- создание механизмов венчурного финансирования инновационной сферы.

Таким образом, без тщательно проработанной промышленно-инновационной политики, четких стратегических ориентиров и осознанной необходимости наращивать научно-инновационный потенциал невозможно как более рациональное расходование имеющихся ограниченных, а зачастую невосполнимых минерально-сырьевых ресурсов, так и привлечение в промышленно-инновационную сферу регионов дополнительных средств.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Движение регионов России к инновационной экономике/ Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея. М.: Наука, 2006.402с.

  2. Инновационный потенциал России: проблемы активизации и использования/ под ред. Т.П.Николаевой. СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2007.147 с.

  3. Красильников О.Ю. Структурные сдвиги в экономике современной России./ О.Ю. Красильников. Саратов: Научная книга, 2000. 183с.

  4. Геолого-экономические особенности развития и освоения российской минерально-сырьевой базы / Б.К. Михайлов, Ю.Ю. Воробьев, С.А Кимельман. и др. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2008. №5. С.54-63.

  5. Раевский С.В., Третьяков А.Г. Инвестиционная активность в регионе / С.В. Раевский, А.Г. Третьяков. М.: Экономика, 2006.-158 с.

  6. Сайт Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа. Режим доступа: http://www.tyumen-technopark.ru

  7. Социально-экономическое положение федеральных округов-2008 г. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база данных. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_20/.


Толстолесова Людмила Анатольевна-

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» Тюменского государственного университета
Tolstolesova Liudmila An-

Candidate of science in Economics, Assistant Professor of the Department of Finances, Money circulation and Credit of Tyumen State University,
Статья поступила в редакцию 04.12.09, принята к опубликованию 25.01.10


ПРИКЛАДНЫЕ ИННОВАЦИИ

УДК 621.785

621.923

В.Ю. Скиба, В.В. Иванцивский, Н.П. Зуб, С.В. Туревич

V. Yu. Skeeba, V. V. Ivancivskiy, N. P. Zub, S. V.Turevich


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Брак — не такое уж страшное дело; время от времени можно в него вступать. Магдалена Самозванец
ещё >>