Инновационная деятельность. 2011. №4 (18). Выпуск 2 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновационная деятельность. 2011. №4 (17). Выпуск 1 13 2256.75kb.
Лекции для вузов и техникумов Инновационная деятельность и её нормативная... 1 280.31kb.
Образец и. И. Иванова, П. П. Петров инновационная деятельность на... 1 23.47kb.
Общественная Федеральная Газета «Единая Россия» Выпуск: №49 от 18... 1 47.59kb.
Инновационная деятельность в россии: проблемы правового регулирования 1 160.89kb.
«Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной... 3 483.92kb.
«Инновационная деятельность» 1 238.82kb.
Инновационная деятельность 12 2273.51kb.
Методология науки и инновационная деятельность: Пособие для аспир. 1 124.12kb.
Инновационная деятельность в республике татартан 1 44.12kb.
Инновационная деятельность 8 1388.41kb.
Инновационная деятельность 8 1388.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инновационная деятельность. 2011. №4 (18). Выпуск 2 - страница №1/10

Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и научных изданий, утвержденный президиумом ВАК Министерства образования и науки РФ,

в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание

ученых степеней доктора и кандидата наук

Полная электронная версия журнала размещена в системе РИНЦ в открытом доступе на платформе eLIBRARY.RU


Инновационная деятельность.

2011. № 4 (18). Выпуск 2

Научно-аналитический журнал для ученых, производственников, разработчиков новой продукции, инвесторов, властных структур и организаторов инновационной деятельности, зарубежных партнеров



Издатель: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Главный редактор:

Борщов Александр Сергеевич

Издается с 1997 года

Выходит один раз в квартал

Декабрь 2011

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

Председатель совета

Борщов А.С. – д.филос.н., профессор, директор института социального и производственного менеджмента, заведующий кафедрой философии Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Члены редакционного совета:

Лундвалл Бенгт-Оке – профессор университета г. Ольбурга, Дания

Плеве И.Р. – д.и.н., профессор, ректор Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Стрелюхин А.М. – заместитель председателя правительства Саратовской области
РЕДКОЛЛЕГИЯ:
Зам. главного редактора –

Плотников А.Н. – д.э.н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Шевченко С.Ю. – д.э.н., профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов

Сытник А.А. – д.т.н., профессор, первый проректор Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Бочкарев П.Ю. – д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Проектирование технических и технологических комплексов» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Печенкин В.В. – д.социол.н, профессор кафедры «Социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Тихомирова Е.И. – д.биол.н., профессор, заведующая кафедрой «Экология» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Горячева Т.В. – к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. (ответственный секретарь)

Славнецкова Л.В. – к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

This journal is included into the list of leading reviewed and scientific publications approved by the presidium of ministry of Education and Sciences of Russian Federation where major scientific thesis,s results for academic degree competition for a doctor and a candidate of sciences
Innovation Activity

2011. № 4 (18) Issue 2

This scientific and analytical magazine is for scientists, manufacturers, new production developers, investors, authoritative structures, organizers of innovative activities and foreign partners.



The publisher: Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Editor-in-chief:

Borshchov Aleksandr Sergeevich

Since 1997



Once in a quarter

December 2011

DRAFTING COMMITTEE:
The chairman of committee

Borshchov A.S. – Doctor of Science in Philosophy, Professor, Director of institute of social and industrial management, Head of the Department ofPhilosophy «Philosophy» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.
Members of editorial council:

Lundvall the Bengt-Ake – Professor of the Aalborg University, Denmark

Pleve I.R. – Doctor of Science in History, Professor, and the Rector of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Strelyuhin A.M. – Deputy Chairman of the Government of the State of Saratov
EDITORIAL BOARD:
The deputy editor-in-chief

Plotnikov A.N. – Doctor of Science in Economics, Professor, and Dean of the Faculty of Economy and Management of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Shevchenko S.Yu. – Doctor of Science in Economics, Professor of St.-Petersburg University of Economy and Finance

Sytnik A.A. – Doctor of Technical Sciences, Professor, the First Pro-rector of Saratov State Technical University of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Bochkarev P. Yu. – Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of «Designing of technical and technological complexes» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Pechenkin V.V. – Doctor of Science in Sociologics, Professor of the Department of «Social anthropology and social work» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Tikhomirova E.I. – Doctor of Science in Biologics, Professor, Head of the Department of «Ecology» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Goryacheva T.V. – Candidate of Science in Economics, Assistant Professor of the Department of «Economy and Management in Machine Building» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A. (executive secretary)

Slavnetskova L.V. – Candidate of Science in Economics, Assistant Professor of the Department of «Economy and Management in Machine Building» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.
СОДЕРЖАНИЕ
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Асанов А. Н. Инновационная система оценки уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования

Горская Ю.А. Инновационная политика и стратегии предприятий в розничной торговле

Крючков В.Н., Рождественский С.В. Интегрирующая роль посредничества между субъектами инновационной деятельности

Шамьенова Г. Р., Романова Л.И. Проблемы формирования национальной инновационной системы в Российской Федерации и пути их решения

Отставнова Л. А. Формирование социально-трудовых отношений для инновационной экономики

Оськина Е. А. Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности предприятий

Грибанова Н.Ф. Применение комплексной программы в управлении стоимостью имущественного комплекса предприятия

Чернова О. В. К вопросу разработки национальной инновационной системы

ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Печенкин В. В., Семенов Н. Б. Виртуализация игровых практик и реклама

ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Плотников А.Н., Закрошвили В.С. Технология оценки инвестиционных решений

по инновационным проектам

ФИЛОСОФИЯ ИННОВАЦИЙ

Борщов А.С. Философия инновационного развития

Стеклова И.В. Инновационный аспект науки как системы отношений

ИННОВАЦИИ В ЛОГИСТИКЕ

Гвилия Н.А., Клочков В.Н. Формирование цепей поставок корпораций в условиях глобализации экономики

Филимонова Н.В. Логистическое обеспечение строительного производства

в инновационной экономике

ИННОВАЦИИ В РЕГИОНАХ

Есина Ю. Л. Частно-государственное партнерство в системе инвестиционно-инновационных процессов региона (на примере Липецкой области) 

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сурова Н.Ю., Фоменко А.В. Инновационный подход к исследованию управления образовательным комплексом как сложной активной системой

ДЛЯ АВТОРОВ

CONTENTS
INNOVATIVE ECONOMY

Asanov A.N. Innovation System of the Level’s Rating Ensuring of Municipal Formation’s

Economic Safety



Gorskaya Y. A. Innovative Policy and Enterprises’ Strategies in Retail Trade

Kryuchkov V.N. , Rozhdestvensky S.V. Integrating Role of Intermediary Activities between the Subjects of Innovative Activity

Shamyenova G.R., Romanova L. I. The Problems of Hindering Development of the National Innovation System in Russia: Solutions To the Problems

Otstavnova L. A. Formation of Socio-Labour Relations for Innovative Economics

Oskina E. A. The Role of Innovations in Ensuring Economic Safety of Enterprises

Gribanova N.F. Application of the complex Program in Cost Management of the Property Complex of an Enterprise

Chernova O. V. To the question of development of the national innovation system
INNOVATIONS IN SOCIAL SPHERE

Pechenkin V. V., Semenov N. B. Virtualization of gamE practices and advertising
INNOVATIVE DESIGNING

Plotnikov A. N., Zakroshvili V. S. The Estimating Technology of Investment Decisions in Innovative Projects
Philosophy of innovation

Borshchov A.S. Philosophy of innovative development

Steklova I.V. Innovative aspect of science as a system of relations
INNOVATIONS IN LOGISTICS

Gviliya N.A., Klochkov V.N. Formation of supply chains of corporations in global economy

Filimonova N.V. Logistics of Building Manufacture in nnovative Economy
INNOVATIONS IN REGION

Ju. L. Yesina Private-Public Partnership in the System of Investment-Innovative Processess of the Region (the example of Lipetsk region)
INNOVATIONS IN EDUCATIONAL ACTIVITY

Surova N.U., Fomenko A.V. Innovative Approach to Management Research of an Educational Complex AS A Complex Active System

Инновационная экономика
УДК 338.24

А. Н. Асанов

A.N. Asanov
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INNOVATION SYSTEM OF THE LEVEL’S RATING ENSURING OF MUNICIPAL FORMATION’S ECONOMIC SAFETY
Рассматриваются актуальность управленческих инноваций и проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования. Приведены показатели и инновационная методика оценки уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования.

The article considers the urgency of management innovations and the problems of ensuring municipal economic safety. Also the indicators and innovative methods of the rating estimation of ensuring municipal economic safety are given.
Инновационная система, экономическая безопасность, муниципальное образование, методика, социально-экономические показатели

Innovation system, economic safety, municipal formation, methodology, socio-economic indicators


Исходя из содержаний большого количества определений «инновации» как экономической категории, можно сделать вывод, что большинство исследователей концентрировали своё внимание на новшествах исключительно в сфере техники и технологий. Однако в условиях постиндустриальной эпохи необходимо также выделять инновации и в других областях. С середины 1990-х годов фокус исследований сместился от исключительного положения технологических инноваций в сторону альтернативных, в том числе организационных (управленческих), маркетинговых, экологических. Согласно целому ряду эмпирических свидетельств, комплексные инновационные стратегии, в которых технологические инновации подкрепляются соответствующими нововведениями в организации производства, оказывают значительно больший экономический эффект, чем инвестиции в исследования и разработки. Более того, подобные нововведения могут осуществляться без затрат на науку [1].

В настоящей статье речь пойдёт об инновационной системе в сфере обеспечения экономической безопасности муниципальных образований. Важность данной инновационной системы объясняется тем, что проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования (при относительно хорошей проработке данного вопроса на других уровнях экономических отношений) практически не затрагиваются, несмотря на тот факт, что население на территории муниципального образования в своей повседневной жизни сталкивается со спектром угроз, имеющих именно локальный характер. В этой связи высокая эффективность защиты граждан от данных угроз может быть обеспечена лишь органами местного самоуправления как наиболее приближенными к населению, что обусловливает насущную необходимость и несомненную актуальность научных исследований в области экономической безопасности муниципального образования.

Таким образом, предлагаемую систему можно считать инновационной, поскольку ни чёткие индикаторы экономической безопасности, ни тем более методики оценки уровня обеспечения экономической безопасности применительно к муниципальным образованиям ранее не рассматривались и не использовались. Официально утверждённых систем оценки уровня обеспечения экономической безопасности муниципальных образований на сегодняшний момент нет, а применять известные системы регионального (либо федерального) уровня на местном уровне было бы некорректно.

Под экономической безопасностью муниципального образования мы понимаем совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту муниципальной экономики и её способности удовлетворять потребности населения, обеспечивающих конкурентоспособность муниципального образования на внешних рынках, гарантирующих защиту его экономической сферы от различного рода угроз и потерь.

Объектами экономической безопасности муниципального образования являются его территория, население и всё, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

В этой связи представляется необходимым выработать особую систему параметров, ориентированную на небольшую территорию. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности направлены в основном на федеральный и региональный уровни. Однако, учитывая важность и специфические особенности муниципальных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для муниципальных образований.

Основные требования к системе социально-экономических показателей анализа муниципального образования: 1) система социально-экономических показателей муниципаль­ного образования должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, используемых на федеральном, регио­нальном, отраслевом уровнях; 2) показатели муниципальной безопасности должны быть со­вместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования; 3) система социально-экономических показателей должна отве­чать перечню основных угроз экономической безопасности муни­ципального образования; 4) перечень социально-экономических показателей, используе­мых для анализа, должен быть минимален, легкодоступен и до­пускать простую интерпретацию; 5) результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению; 6) социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы соци­ально-экономической ситуации; 7) показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности муниципального образования.

К основным критериям, характеризующим интересы муници­пального образования в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и разви­тия личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся: расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры, муниципальной экономики; границы критической зависимости муниципального образо­вания от ввоза важнейших видов продукции первой необходимо­сти; обеспечение необходимого уровня обслуживания потребно­стей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработ­ка эффективных мер политики местных органов власти по преду­преждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возника­ет опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межна­циональных и других конфликтов, создаёт угрозу выживанию.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности муниципального образования должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безо­пасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не по­зволяет получить объективную оценку. Только система показате­лей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы эконо­мической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних муниципальных образований. Практика показывает, что нужно не просто определить чисто макроэкономи­ческие индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые под­даются воздействию со стороны органов власти как в стратегиче­ском, так и в тактическом плане. Выявляются критические точки и способы воздействия на них.

Автором предлагается комплекс наиболее важных для муниципаль­ного уровня управления индикаторов. К ним относятся сле­дующие показатели: а) доли объёмов продукции наиболее актуальных отраслей для данного муниципального образования (например, машиностроение, с/х, деревообрабатывающая промышленность и т.п.) в общем объёме соответствующих производств всего региона; б) удельный вес убыточных предприятий; в) удельный вес нового оборудования в промышленном комплексе; г) доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожи­точного минимума; д) средняя продолжительность жизни; е) разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения; ж) уровень рождаемости; з) уровень смертности и заболеваемости от различных причин; и) сопоставление средней заработной платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом и выпла­тами в соседних муниципальных образованиях; к) уровень безработицы; л) уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования; м) уровень преступности.

При расчете показателей дохода следует учитывать, что эти данные часто несколько занижены, так как рассчитываются толь­ко на основе денежных доходов населения без учета натуральных доходов от собственных подсобных хозяйств и без учета бесплат­ных благ и услуг, получаемых населением. Кроме того, не учиты­ваются многие перераспределенческие потоки. В частности, дохо­ды от неформальной, нерегистрируемой занятости, от безвозмезд­ной помощи родственников друг другу. В результате этой дея­тельности населения происходит перелив доходов от одной группы населения к другой.

Однако это не снимает остроту проблемы с позиции угрозы безопасности. Дело в том, что величина прожиточного минимума установлена на таком низком уровне, что пороговым значением по этому индикатору должно было бы быть отсутствие граждан, имеющих доходы ниже данного уровня [2, 3]. Что касается разрыва в доходах между высоко- и низкодоходными слоями населения, то пороговое значение по этому индикатору в России (не смотря на то, что некоторые исследователи считают, что население России долгое время существовавшее в стране, где разрыв в до­ходах был максимум в 4—5 раз, привыкло к этому) предварительно определяется на уровне, обычно принимаемом в развитых зару­бежных странах, где разрыв в 8 раз не вызывает социальных конфликтов.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности дос­тигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а поро­говые значения одних показателей достигаются не в ущерб дру­гим.

Известно, что оценка положения любого объекта даётся с использованием показателей системы, в которую этот объект входит. Например, систему могут образовать районы какого-либо региона России. Состояние данной системы будет характеризовать имеющаяся статистическая информация о величинах параметров, описанных выше.

Для математического расчёта уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования используем инновационную методику, разработанную автором специально для выявления уровня экономической безопасности муниципальных образований. Инновационность данной методики заключается в том, что она отражает состояние объектов анализа более реально и является наиболее удобной для практического применения на муниципальном уровне.

Выбираем из имеющейся статистической информации оптимальный набор индикаторов (хi,j,t), характеризующих экономическую безопасность локальных территорий (районов, муниципальных образований, городов). Здесь х – значение показателя i в муниципальном образовании j в отрезок времени t (i = 1,2,.., m; j = 1,2,.., n; t = 1,2,.., T). Далее находим лучшие (Хi) и худшие (хi) значения каждого из выбранных показателей. Например, если лучшим является максимальное значение, то

Хi=maxi,t(xi,j,t),xi=mini,t(xi,j,t),

или, если лучшим оказывается наименьшая величина показателя, то:

Хi=mini,t(xi,j,t),xi=maxi,t(xi,j,t).

Множество первых (Х1, Х2,.., Хm) задаёт гипотетически лучшее, а вторых (х1, х2,.., хm) – худшее состояние экономической безопасности субъекта, описываемое выбранным набором индикаторов (xi,j,t).

Далее определяются отклонения фактических значений показателей от худших величин (xi,j,t - xi). Полученные разности нормируются на величину расхождения лучших и худших значений рассматриваемых показателей:

уi,j,t= (xi,j,t - xi) / (Хi - xi).

Нормирование позволяет привести имеющие разную размерность индикаторы (например, численность населения, инвестиции, денежные доходы населения и т.д.) в безразмерные величины. При этом уi,j,t меняется в интервале от 0 (при хi,j,t = хi) до 1 (при хi,j,t = Хi).

Удалённость реального состояния района от гипотетически лучшего (Yj,t) рассчитывается как метрика:


По способу счёта метрика неотрицательна. Её отклонение от нуля говорит об удалённости реального состояния от гипотетически лучшего. Поэтому чем ближе значение метрики к нулю, тем выше уровень обеспечения экономической безопасности муниципального образования с точки зрения выбранных показателей. Примем данную метрику за показатель экономической безопасности района j в отрезок времени t.

Введём четыре уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования: высокий, достаточный, недостаточный и низкий. Каждому из них соответствует определённый интервал изменения величины показателя экономической безопасности, представленный в таблице, где Y – среднее арифметическое значение метрики Yj,t, а Ymax и Ymin соответственно её максимальная и минимальная величина.


Уровни экономической безопасности муниципальных образований

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность муниципального образования обеспечивается действием не одного, а, как правило, группы факторов. Поэтому суждение об уровне экономической безопасности, вынесенное на основании одного-двух факторов, может оказаться ошибочным, а также низкое обеспечение экономической безопасности по одному или группе факторов не ведёт к критической ситуации в экономике города. При этом экономическая безопасность муниципального образования зависит не только от сложившейся в нём ситуации (экономической, институциональной, демографической, политической и т.д.), но и от состояния экономической системы государства в целом. Сохранение и тем более повышение уровня экономической безопасности требует совершенствования множества факторов экономической безопасности.

Подчеркнём, что предложенная выше инновационная методика оценки уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования может производить индикаторы, которые возможно использовать в качестве конечных статистических показателей, являющихся основой для принятия решений с целью изменения положения дел в субъекте.


следующая страница >>



Когда-то я страшно завидовал людям, не отвечавшим на мои письма: я считал их существами высшей породы. Кароль Ижиковский
ещё >>