Инновационная деятельность. 2011. №4 (17). Выпуск 1 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновационная деятельность. 2011. №4 (18). Выпуск 2 10 2167.2kb.
Лекции для вузов и техникумов Инновационная деятельность и её нормативная... 1 280.31kb.
Образец и. И. Иванова, П. П. Петров инновационная деятельность на... 1 23.47kb.
Общественная Федеральная Газета «Единая Россия» Выпуск: №49 от 18... 1 47.59kb.
Инновационная деятельность в россии: проблемы правового регулирования 1 160.89kb.
«Инновационная предпринимательская деятельность и её поддержка местной... 3 483.92kb.
«Инновационная деятельность» 1 238.82kb.
Инновационная деятельность 12 2273.51kb.
Методология науки и инновационная деятельность: Пособие для аспир. 1 124.12kb.
Инновационная деятельность в республике татартан 1 44.12kb.
Инновационная деятельность 8 1388.41kb.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в г. Петрозаводске... 1 131.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инновационная деятельность. 2011. №4 (17). Выпуск 1 - страница №1/13

Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и научных изданий, утвержденный президиумом ВАК Министерства образования и науки РФ,

в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание

ученых степеней доктора и кандидата наук

Полная электронная версия журнала размещена в системе РИНЦ в открытом доступе на платформе eLIBRARY.RU



Инновационная деятельность.

2011. № 4 (17). Выпуск 1

Научно-аналитический журнал для ученых, производственников, разработчиков новой продукции, инвесторов, властных структур и организаторов инновационной деятельности, зарубежных партнеров



Издатель: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

Главный редактор:

Борщов Александр Сергеевич

Издается с 1997 года

Выходит один раз в квартал

Декабрь 2011

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
Председатель совета

Борщов А.С. – д.филос.н., профессор, директор института социального и производственного менеджмента, заведующий кафедрой философии Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Члены редакционного совета:

Лундвалл Бенгт-Оке – профессор университета г. Ольбурга, Дания

Плеве И.Р. – д.и.н., профессор, ректор Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Стрелюхин А.М. – заместитель председателя правительства Саратовской области
РЕДКОЛЛЕГИЯ:
Зам. главного редактора –

Плотников А.Н. – д.э.н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Шевченко С.Ю. – д.э.н., профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов

Сытник А.А. – д.т.н., профессор, первый проректор Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Бочкарев П.Ю. д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Проектирование технических и технологических комплексов» Саратовского государственного технического университета имени Гагрина Ю. А.

Печенкин В.В. д.социол.н, профессор кафедры «Социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

Тихомирова Е.И. д.биол.н., профессор, заведующая кафедрой «Экология» Саратовского государственного технического университета имени гагарина Ю. А.

Горячева Т.В. – к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. (ответственный секретарь)

Славнецкова Л.В. – к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.

This journal is included into the list of leading reviewed and scientific publications approved by the presidium of ministry of Education and Sciences of Russian Federation where major scientific thesis,s results for academic degree competition for a doctor and a candidate of sciences
Innovation Activity

2011. № 4 (17) Issue 1

This scientific and analytical magazine is for scientists, manufacturers, new production developers, investors, authoritative structures, organizers of innovative activities and foreign partners.



The publisher: Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Editor-in-chief:

Borshchov Aleksandr Sergeevich

Since 1997



Once in a quarter

Desember 2011

DRAFTING COMMITTEE:
The chairman of committee

Borshchov A.S. – Doctor of Science in Philosophy, Professor, Director of institute of social and industrial management, Head of the Department of «Philosophy» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.
Members of editorial council:

Lundvall the Bengt-Ake – Professor of the Aalborg University, Denmark

Pleve I.R. – Doctor of Science in History, Professor, and the Rector of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Strelyuhin A.M. – Deputy Chairman of the Government of the State of Saratov
EDITORIAL BOARD:
The deputy editor-in-chief

Plotnikov A.N. – Doctor of Science in Economics, Professor, and Dean of the Faculty of Economy and Management of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Shevchenko S.Yu. – Doctor of Science in Economics, Professor of St.-Petersburg University of Economy and Finance

Sytnik A.A. – Doctor of Technical Sciences, Professor, the First Pro-rector of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Bochkarev P. Yu. – Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of «Designing of technical and technological complexes» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Pechenkin V.V. – Doctor of Science in Sociologics, Professor of the Department of «Social anthropology and social work» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Tikhomirova E.I. – Doctor of Science in Biologics, Professor, Head of the Department of «Ecology» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.

Goryacheva T.V. – Candidate of Science in Economics, Assistant Professor of the Department of «Economy and Management in Machine Building» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A. (executive secretary)

Slavnetskova L.V. – Candidate of Science in Economics, Assistant Professor of the Department of «Economy and Management in Machine Building» of Saratov State Technical University name after Gagarin Yu. A.
СОДЕРЖАНИЕ
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Барсегян Э.А. Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран и направления инноваций в отрасли

Власова А.Е. Управление инновационной активностью торговых предприятий

Денисов В.Т., Авдеева Е.С. Анализ современной стратегии развития Российской Федерации

Капреева Е.Г., Тюрина В.Ю. Анализ европейского опыта измерения инновационной активности национальных инновационных систем

Янченко Е. В. Трудовые отношения в сфере инновационной деятельности: особенности контракции

Кириллова Е.А., Тютюнник А.А. Управление инновациями в атомной энергетике: проблема подготовки кадров

Косырева А.В., Санкова Л.В. Инновационные подходы к регулированию рынка труда

Куликова М.В. Современные тенденции рынка и дистрибьюция в стекольной промышленности

Новичков С.В., Бекмамбетов М.Э. Экономическая эффективность бинарной ПГУ трех давлений с промежуточным перегревом пара на базе ГТУ V-94.3А

Плотников А.Н. Реальное инвестирование ресурсосберегающих технологий в строительстве: логистические аспекты

Беляев М.К., Мазница Е.М. Решение проблемы неплатежей в ЖКХ на основе разработки программы модернизации отрасли и внедрение государственно-частного партнерства

Потемкин А.И., Филимонова Н.М. Подходы к развитию творческого потенциала сотрудников на предприятиях

Пчелинцева И.Н., Лаптева Е.А. Экономическая сущность инновационного потенциала предприятия и его составляющие

Стрельцин Я.С. Реализация инновационно-инвестиционных проектов в жилищном строительстве

Сурма И.В. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг и консалтинг в инновационном бизнесе

Трифонова Е.Н. Проблемы и перспективы формирования инновационной политики в отраслях агропромышленного комплекса России

ИННОВАЦИИ В РЕГИОНАХ

Першина А.С. Инновационная деятельность на потребительском рынке региона

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мызрова К. А. Вызов времени: новые требования к персоналу учреждений высшего образования в условиях сетизации

ИННОВАЦИИ В ЛОГИСТИКЕ

Астафьева Н.В., Баринов В.В. Совокупная стоимость владения как инновационный метод принятия решений в логистике закупок

Санков В.Г., Морозов С.А. Инновационный подход к прогнозному моделированию пассажиропотоков на пригородных поездах

ПРИКЛАДНЫЕ ИННОВАЦИИ

Фокин С.В., Бурлаков А.С. Теоретическое обоснование основных конструктивно-технологических параметров устройства для измельчения порубочных остатков

ДЛЯ АВТОРОВ
CONTENTS
INNOVATIVE ECONOMY

Barsegyan E.A. Motor Industry Place In Economy Of Industrially Developed Countries and Directions Of Innovations In Branch

Vlasova A.E. Trade Enterprises Innovative Activity Management

Denisov V.T., Avdeeva E.S. The Analysis of Modern Strategy of Development of the Russian Federation

Kapreeva T. G., Tyurina V. Yu. Analysis of European Experience in Innovation Activity Assessment of the National Innovation System

Yanchenko E. V. Labour Relations in the Sphere of Innovative Activity: Features of Contracting

Kirillova E.A., Tyutyunnik A.A. Innovation Management in Atomic Energetics: the Promblem of Personnel Training

Kosareva A.V., Sankova L.V. Innovative Approaches to Regulation of Labor Market

Kulikova М.V. Modern Lines Of the Market and Distribution in the Glass Industry

Novichkov S.V., Bekmambetov M.E. The Economic Efficiency of a Reheat Triple Pressure Combined Cycle Plant with a Intermediate Reheat Steam on the Basis V-94.3A GAS Turbine

Plotnikov A.N. Real Investment Resource-Saving Technologies in Building: Logistical Aspects

Belyaev M. K., Maznitsa E. M. The Solution of a Problem of Non-Payments in Housing and Communal Services on the Basis of Working Out of the Program of Modernization of Branch and Introduction is State – Private Partnership

Potemkin А.I., Filimonova N.M. Approaches to Creative Potential Development of Employees at

Pchelintzeva I.N., Lapteva E.A. Economic Essence of Innovative Potential of the Enterprise and its Components

Strelcyin Ya. S. Implementation of Innovative-Investment Projects in the House Building Sphere

Surma I. V. Modern Trends in the Market of the Consulting Services and Consulting in the Innovation Business

Trifonova E.N. Challenges and Prospects for Development of Innovation Policy in Russia Branches of Agriculture

INNOVATIONS IN REGIONS

Pershina A.S. Innovative Activity in the Consumer Market of Region

INNOVATIONS IN EDUCATIONAL ACTIVITY

Myzrova K.A. Challenge Time: New Requirements for Personnel Agencies in Hicher Education Setization

INNOVATIONS IN LOGISTICS

Astafieva N.V. , Barinov V.V. Total Cost of Ownership as an Innovative Method of Taking Decisions in Purchasing Logistics

Sankov V.G., Morozov S.A. The Innovative Approach to Modelling of Forecasts of Volumes of Passenger Traffic on Suburban Trains

APPLITED INNOVATIONS

Fokin S. V., Burlakov A. S. Theoretical Basis of the Basis Parameters Constructive-

Technological Device for Chopping Forest Residues




Инновационная экономика

УДК 338.2

Э.А. Барсегян

E.A. Barsegyan
Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран

и направления инноваций в отрасли
MOTOR INDUSTRY PLACE IN ECONOMY OF INDUSTRIALLY DEVELOPED COUNTRIES AND DIRECTIONS OF INNOVATIONS IN BRANCH

Рассматриваются перспективы автомобильной отрасли в мире и России, показаны некоторые проблемы и тенденции отрасли. Обозначены конкретные инновационные технологии, появляющиеся в автомобилестроении.

Prospects of automobile branch in the world and Russia are considered, some problems and branch tendencies are shown. The concrete innovative technologies appearing in motor industry are designated.

Автомобили, инновации, автомобильная промышленность

Cars, innovations, motor industry
Автомобильная промышленность в экономике любой страны – это не просто одна из важных отраслей народного хозяйства, а «локомотив» развития всей экономики. Прошло буквально сто с небольшим лет с момента появления первого автомобиля, а уже практически нет сферы деятельности,  в которой бы он не использовался. Поэтому автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. Тем самым активизация инноваций в автомобилестроении дает значительный «толчок» для развития многих отраслей. На это есть причины:

· во-первых, людям с каждым днём требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач;

· во-вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия, которые выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а следовательно, и экономики в целом;

· в-третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж как  на внутреннем, так и на мировом рынках;

· в-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны.

Обозначим факторы, которые позволяют занимать отрасли значимое положение в экономике. Одним из таких  фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны-производители автомобильной техники обеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве. Кроме того, большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную промышленность. Российская автомобильная промышленность представлена  предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей,  автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действуют около 400 предприятий и организаций. Да и само производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение  обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек. В США, например, в сфере производства автомобилей, а также в смежных отраслях, на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 14 млн. человек, т.е. каждый шестой работающий в промышленности [1]. Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике. Об этом свидетельствуют и данные о доле автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В США и Франции доля автомобильной промышленности в ВВП составляет 5%, в Японии и Германии – 9%. Россия только в последние годы обогнала небольшие страны-производители автомобилей. Например, объемы выпуска легковых автомобилей у нас меньше, чем даже в таких странах, как Испания, Франция, Мексика, почти в 4 раза меньше, чем в Германии или Республике Корея, и в 10 и более раз меньше, чем в США, Японии и Китае. Доля автомобильной промышленности в ВВП отражает и косвенное воздействие автомобильной промышленности через смежные отрасли, которым она обеспечивает заказы, тем самым повышая удельный вес этих отраслей в показателе ВВП [2].

Место, занимаемое автомобильной промышленностью в экономике России, столь же значительное, что и в экономике других стран-автопроизводителей. Однако необходимо сказать, что в настоящий период времени автомобильная промышленность России переживает кризис. В отрасли остались проблемы, доставшиеся ей от социалистического способа производства и не устраненные за 20 лет существования рыночной экономики. Назовем часть из них, наиболее ярко проявляющиеся на современном этапе развития отрасли:

· низкие культура производства и дисциплина труда (работники были отстранены от разделения результатов их труда, не обременены желанием связать надолго свою жизнь с заводом, как это принято, например, в Японии, не очень заботились о качественном выполнении технологических операций; не очень переживали за репутацию заводской марки; легко шли на нарушение трудовой дисциплины);

· незаинтересованность руководства в проведении оптимальной маркетинговой и финансовой политики. На примере отечественного флагмана АВТОВАЗа можем наблюдать достаточно большую господдержку, порядка 80 млрд. руб, и при этом конкурентоспособность выпущенных автомобилей остается на достаточно низком уровне;

· выпуск автомобильной продукции, ориентированной в основном на потребление на внутреннем рынке, не стимулировал создание конкурентоспособных автомобилей;

· незаинтересованность во внедрении инноваций (внедрение, как правило, было сопряжено с огромными трудностями и отсутствием мотивации).

Рассматривая современное состояние автомобильной отрасли, можно сделать вывод о том, что избавиться от этого комплекса проблем необходимо в как можно более короткий срок, поскольку ожидается значительное усиление конкуренции в ближайшей перспективе из-за планируемого вступления России в ВТО в конце 2011 года. Чтобы вывести автомобильную промышленность на уровень, обеспечивающий выпуск конкурентоспособных на мировом рынке автомобилей, необходимы разработка государственной стратегии развития автомобилестроения и объединение усилий всей страны.

Переходя от состояния к новым тенденциям, проявляющимся в отрасли, необходимо сказать, что сейчас в автомобильной промышленности существует ряд примеров, которые свидетельствуют о совершенно новом подходе в организации и технологии его производства, техническом развитии автомобиля. Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем. Постараемся обозначить тенденции которые наблюдаются в отрасли, экономические и технические.

Тенденции в экономической сфере:

· снижение издержек производства и, соответственно, цены автомобиля и одновременно растущая в связи с ожесточающимися законодательством и запросами потребителей стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий;

· усиление конкурентной борьбы за создание автомобиля будущего с целью господства на рынке, а также интеграция автопроизводителей и поставщиков комплектующих. Инжиниринг и компьютеризация процесса разработки позволяют в короткие сроки создавать новые модели;

· специализация исследований, разработок и производства на основе международного разделения труда (на головном предприятии сегодня производится лишь 35-50% деталей, узлов  и агрегатов, остальное поступает на сборочный завод по кооперации).

Успеху объединения усилий способствует применение при заключении контрактов между фирмами стандартов ИСО серии 9000, что порождает взаимное доверие и обусловливает высокое качество конечного продукта. Повышается и роль поставщиков на ранних стадиях разработки автомобиля, начиная с научных исследований и проектирования. Поставщик становится полноправным партнером фирмы-производителя автомобиля как по обеспечению его качества, так и по распределению прибыли. Разнообразие условий эксплуатации обусловило широкую специализацию автотранспортных средств, которые отличаются специфическими свойствами, обеспечивающими их использование в конкретных условиях с наибольшей эффективностью.

Переходя к тенденциям в технической сфере, можно отметить конкретные инновации, происходящие в автомобилестроении в данный момент, при этом важно заметить, что многие технологии применяются уже в России на совместных предприятиях:

· Представителями французского концерна  Renault был представлен инновационный автомобильный агрегат под индексом Z.E. (Zero Emission – «нулевой выхлоп»). Эта серия была заявлена как одна из наиболее удачных среди других автомобилей в плане экологического влияния на окружающую среду. С помощью данной инновации сокращается время полного заряда аккумуляторов автомобиля, что уже можно сравнить с обычной заправкой бензином. Данные инновации планируется в дальнейшем применять на совместных производствах на территории России [4].

· Новое поколение Subaru Legacy уже предполагается оснастить высокотехнологичной инновационной системой EyeSight. Она работает по принципу бинокулярного зрения, свойственного живым существам, в том числе и человеческим особям. При угрозе фронтального столкновения система изменяет скорость автомобиля, чтобы минимизировать опасность для жизни. Первым автомобилем с системой New EyeSight станет обновленный Subaru Legacy, продажи которого стартовали в Японии в конце 2011 года [3].

Автомобили, которые оборудованы идентичными электронными системами, способны обмениваться данными о положении, изменении направления и скорости движения и других решениях водителя. Интеллектуальный контроль скорости обеспечивает поддержку безопасного расстояния между автомобилями на дороге. Если электронная система определит, что автомобиль движется в неверном направлении, то она мгновенно предупредит водителя. Также она способна самостоятельно принимать решения в определенных ситуациях. Стоит сказать, что все эти современные функции разрабатываются в рамках программы «Прометей» всеми основными европейскими производителями автомобилей.



Ведётся новая разработка электромобилей и гибридов АВТОВАЗ. Об этом было заявлено ОАО «АВТОВАЗ» на Международной научно-технической конференции в 2010 году. Целью создания и испытания этих машин в нашей стране является накопление технической базы, которая позволит выпускать гибридные автомобили на конвейере. Уже в настоящее время проводятся испытания нового гибрида Lada Priora CNG с двигателем, который работает на основе сжатого метана. Также Научно-технический центр АВТОВАЗ неоднократно побеждал на экологических ралли. Также Lada Antel, который создан АВТОВАЗом, выпустил несколько модификаций авто на топливных элементах (электромобиль Ellada).

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что инновации, достигнутые в автомобилестроении, способны стать катализатором развития смежных отраслей, позволяя экономике в целом увеличивать конкурентоспособность перед внешними конкурентами, число которых вскоре будет расти гораздо стремительнее из-за вступления России в ВТО. Роль автомобилестроения невозможно переоценить, это не только одна из передовых отраслей экономики, это еще и «лицо» государства, по которому судят о ней внешние партнеры и потребители, что придает дополнительную значимость отрасли. В настоящее время есть определенные подвижки в появлении инноваций на отечественном рынке, однако пока они не носят систематический характер, позволяющий сделать качественный рывок в отрасли. Также стоит заметить, что в уставный капитал многих российских автомобилестроительных предприятий стали включаться лидеры мировой отрасли, которые, помимо использования производственных мощностей предприятия, вносят также инновационную составляющую. Примером этому может служить Renault, действующий совместно с АВТОВАЗом. Однако не стоит забывать и о собственных наработках, способных изменить как внешний вид, так и структуру отрасли в целом. Многие достижения и военно-промышленного комплекса, в частности используемые материалы и конструкторский опыт, используются при создании автомобилей для массового рынка. Использование своего кадрового и технического потенциала способно стать решающим фактором в конкурентной борьбе на новых рынках, открывающихся с вступлением страны в ВТО.

ЛИТЕРАТУРА

следующая страница >>



Юноша становится взрослым, когда он наконец понимает, что взрослых не существует. Жильбер Сесброн
ещё >>