ИнформационноЕ общество и феномен известности о понятии «информационное общество». Понятие «информационное общество» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. И. Земсков Государственная публичная научно-техническая библиотека... 1 73.46kb.
Инновационная составляющая «новой экономики» 1 161.29kb.
Кафедра компьютерного права 1 133.16kb.
И. С. Мелюхин Информационное общество и баланс интересов государства... 5 736.4kb.
Структура и функции. Модель мультишагового потока информации, диффузная... 3 629.74kb.
«Информационное общество». 2011.№3. С. 28-34. Социально-экологические... 1 108.99kb.
Агамирзян И. Р. Мировой опыт реализации концепции "электронного правительства"... 1 32.62kb.
Глобальное информационное общество: можно ли его рассматривать как... 1 44.45kb.
Новости образования и культуры Медиакультурология и информационное... 1 50.52kb.
1. Этапы информатизации общества. Информационное общество 5 814.71kb.
10 класс (68 ч) раздел I. Общество и человек т е м а 1 1 221.19kb.
Верхнеднепровский уездъ. Копія настолъной грамоты преосвященнаго... 1 199.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

ИнформационноЕ общество и феномен известности о понятии «информационное общество». - страница №1/3



ТЕОРИЯ


л. е. гРИНИН



ИнформационноЕ обществО
И ФЕНОМЕН известностИ


О понятии «информационное общество». Понятие «информационное общество» в отношении современного общества давно стало привычным.

Экономика информационного общества технологически основана, с одной стороны, на использовании различных информационных и цифровых технологий, а с другой – важнейшей ее частью становится создание, переработка, передача и анализ информации, причем самой разной: от научной и коммерческой до развлекательной1. В результате возникла ситуация, что средства массовой коммуникации стали обладать приоритетом в создании картины мира.

Истоки теории информационного общества можно проследить начиная, по крайней мере, с появления кибернетики в 1940-х гг. прошлого века, что было связано с именами таких американских ученых, как К. Шеннон, Н. Винер, Д. фон Нейман, А. Тьюринг,
а также советских математиков школы А. Н. Колмогорова. Кибернетика много внимания уделила самому понятию информации. Канадский социолог и философ М. Маклюэн много сделал в плане конкретного анализа зарождающегося информационного общества в сравнении его с обществом печатного текста (Маклюэн 2005). Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Поэтому в той или иной мере исследовали это общество Д. Белл, А. Турен, Э. Тоффлер, П. Дракер, З. Бжезинский, Ж. Бодрийяр, У. Дж. Мартин, Г. Канн и др. Но сам термин «информационное общество» в западной литературе стал употребляться ближе к концу ХХ в., когда началась мощная компьютеризация. Согласия в определении этого понятия нет, но в целом под ним понимается общество, где сектор, связанный с созданием, передачей и распределением знания и информации, занимает одно из главных мест в экономике и где даже повседневная жизнь все более зависит от объема, скорости и доступности информации и удобства информационных технологий.

Информационные технологии вызвали сильные и в целом известные перемены в социальной структуре современного общества. Однако некоторые реально важные изменения, к сожалению, не привлекли к себе сколько-нибудь достаточного внимания. В настоящей статье анализируется одна из таких релевантных трансформаций, значение которой явно недооценено.



Недостаточная исследованность феномена известности в социологическом аспекте. В ряде своих статей и книг я доказываю, что в последние десятилетия все более заметным и влиятельным становится социальный слой, названный мной «люди известности» (например: Гринин 2004а, 2004б; 2007а; 2009; Grinin 2009). Они имеют большие, даже огромные, доходы, основная часть которых напрямую проистекает от высокого уровня и широких масштабов их известности. Эта весьма разношерстная публика включает в себя работников телевидения, газет и других средств массовой информации; деятелей искусства, театра, литературы, кино, частично и науки; представителей шоу-бизнеса и моды; спортсменов; родственников известных людей, эксплуатирующих этот факт; а также и просто по разным причинам известных и узнаваемых людей2. Все эти группы знаменитостей имеют общим то, что эксплуатируют свою популярность, конвертируя ее в должности, деньги, связи и разные блага, даже порой передавая ее по наследству.

Я также доказывал, что личную известность необходимо рассматривать как один из тех видов ресурсов, который наряду с властью, богатством, престижем, статусом и привилегиями создает важнейшие линии неравенства в обществе и его структурирования в соответствии с этими линиями3. К сожалению, на такую роль личной известности социологи практически не обращают внимания. И это притом что значение известности как социального феномена в современной жизни возрастает, а стремление к ней формирует ценностные установки все большего числа людей. Известность становится более притягательной, многие стремятся к ней; богатые люди сегодня начинают покупать известность для себя или своих близких едва ли не так, как буржуа покупали дворянские титулы ради престижа4.

На тот факт, что формируется новый социальный слой, капитал которого составляет известность, возможно, впервые обратил внимание Райт Миллс. В небольшой главке «Знаменитости» («The Celebrities») в своей книге «The Power Elite» (1956) он дал очень точные и емкие характеристики социальной группы «профессиональных знаменитостей» (Миллс 1959: 112–127; Mills 2000[1956]: 71–93). Однако очень характерно, что, несмотря на рост значения феномена известности, эти исследования Миллса практически не находят отклика, складывается впечатление, что их изначально не заметили, а потом и вовсе забыли о них.

Конечно, есть интересные, хотя и немногочисленные, социологические исследования, посвященные самому феномену знаменитостей как социального явления и их влиянию, включая такие аспекты, как появление системы «звезд» в Америке (см., например: Gledhill 1991; deCordova 1991; Dyer 1992; Fowles 1998; Ndalianis 2002) и известности как таковой (например: Marshall 1997; Rojek 2001; Turner et al. 2000; Turner 2004). Есть большое количество литературы о влиянии средств массовой информации и массовой культуры на разные группы общества, о социологии отношений внутри и вокруг круга звезд и т. п. (см., например: Иванов, Назаров 2000; McLuhan 1964; Butler 1991; Mackay, O'Sullivan 1999; Hills 2002; Powdermaker 1950; Rosten 1970 и т. д.).

И все же до настоящего времени фактически не сделано сколько-нибудь серьезного анализа этого нового социального слоя людей известности (особенно в плане социальных ресурсов, которыми обладает эта элитная группа)5. Все это тем более удивительно, что роль известности в нашей жизни не только очень велика, но и постоянно возрастает. Разве миллионы молодых людей не мечтают стать моделями, актерами, певцами? А современные «рекорды»? Только ради того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, люди совершают безумства, калечат себя, порой доводят до смерти.

Феномен известности в прошлом и сегодня. Личная известность – это благо, которое было ценным всегда. Даже на заре человеческой истории слава о великих охотниках, воинах, сказителях, колдунах высоко ценилась и тяжело добывалась. За славу соревновались ученые и поэты, полководцы и короли, «схимники» и кардиналы, актеры и пророки, рыцари и их дамы. Порой ради славы люди были готовы на все (см., например: Braudy 1986). Например, императору Нерону во что бы то ни стало хотелось приобрести славу актера, а Герострат поджег храм Артемиды, который считался одним из семи чудес света.

Но хотя известность возникла в человеческом обществе намного раньше, чем в нем появилось богатство, долгое время и после возникновения последнего слава не приносила больших доходов. Конечно, известность могла иногда давать больше власти и материальных благ. Более известные колдуны, врачи, повара, актеры имели больше «клиентов» и более высокие «гонорары». Знаменитых мудрецов, например, в древнем Китае, иногда приглашали к себе правители и щедро одаривали их (см., например, подобный эпизод в биографии Мо-цзы [Таранов 1995: 161–162]). Слава вождя привлекала в его дружину. Вокруг легендарных волхвов или друидов собирались многочисленные ученики. И т. д. Однако как ни ценна была личная известность для определенных людей, все же в доиндустриальную эпоху (когда и вообще грамотных людей было не так много) число тех, кто с ее помощью получал основные средства к существованию или мог их резко увеличить, было незначительным.

Дело в том, что в архаических обществах, как правило, главными социальными характеристиками были знатность, сословное положение, членство в корпорации, земельное богатство, близость к власти. Личная же известность выполняла второстепенную роль, то есть роль маркера для дополнительной дифференциации в среде более или менее социально равных людей. Поэтому обладание или необладание личной известностью не влияло фатально на социальное положение дворянина и буржуа (за отдельными исключениями). Вместе с тем сегодня известный или неизвестный писатель (певец, актер, спортсмен) различаются в доходах и престиже между собой примерно как крестьянин и дворянин или как простой дворянин и герцог.

С появлением СМИ (изначально в виде газет и журналов) число людей, зависящих от своей известности, увеличилось, а их материальные возможности выросли. Например, Лев Толстой говорил, что он имел в деньгах 600 тыс. рублей (около 30 млн долларов на современные деньги), из которых значительную часть составляли гонорары. Александр Дюма промотал миллионы франков, у


А. П. Чехова в усадьбе постоянно жили десятки гостей, Джек Лондон построил огромный особняк. Доходы Максима Горького существенно помогали партии большевиков.

Постепенно число людей, зависящих от своей известности, увеличивалось. Оно возрастало по мере появления новых технических средств, таких как радио, кино и особенно телевидение, а с ростом информационных технологий значение известности и слоя людей известности выросло еще больше. Значение такого слоя


в информационном обществе, по-видимому, будет расти, чему, в частности, способствует информационная прозрачность границ,
а также «империализм средств массовой информации», то есть их экспансия из развитых стран, особенно из США, в другие страны.

Таким образом, из дополнительной социальной характеристики личная известность становится одной из главных. Одним из доказательств этому служат случаи, когда известность, приобретенная благодаря громким скандалам, дает солидные дивиденды (ярким примером является Моника Левински)6. Рост значения личной известности ведет к тому, что слой людей известности начинает ее как бы «монополизировать».

По благосостоянию люди известности стремительно приближаются к собственникам. Сегодня многие спортсмены, артисты, певцы, шоумены, топ-модели по уровням личного дохода начинают обгонять даже солидных предпринимателей. Уже есть целая группа спортсменов, актеров и певцов, которые получают в год десятки миллионов долларов. Пятьдесят лет назад выдающийся американский социолог Райт Миллс в книге «Властвующая элита» (Миллс 1959)7 указывал, что в Америке профессиональные знаменитости встали в один ряд с людьми из «четырехсот семейств» центральных городов, то есть самых богатых семейств Америки (Mills 2000[1956]: 71). Теперь похожие явления стали характерными и для многих других стран.

Причины возвышения слоя людей известности. Причины роста значения известности и людей, обладающих ею, заключаются в огромных социальных переменах, связанных с информационными технологиями.

1. Изменения технической базы. Выделение слоя известных людей напрямую связано со следующими факторами: с произошедшей революцией в формах информации, изменившей скорость и широту ее распространения, силу воздействия; с формированием единого информационного пространства; с огромными изменениями в транспорте и связи, позволяющими легко перемещаться по всему миру и при этом постоянно поддерживать связь с разными точками планеты (см.: Butler 1991; Webster 1999; Meyrowitz 1999; Marvin 1999; Flichy 1999; Herman, McChesney 1999; Morley, Robins 1999). Причем любое перемещение звезд становится также и информационным событием.

2. Изменения материальной базы. Создание, обработка и передача информации превратились в крупнейший и быстро растущий сектор экономики с огромными капиталами и доходами. А люди известности представляют его важнейшую часть8. Фактически сложился очень сильный блок, включающий бизнес и другие сферы деятельности (шоу-бизнес, реклама, мода и некоторые другие, средства массовой информации и культуры), который имеет
огромную заинтересованность во влиянии на сознание, вкусы, интересы, предпочтения населения. Огромные обороты шоу-бизнеса, средств информации, рекламных компаний создают мощнейший фундамент для количественного роста слоя людей известности и его значимости. Очевидно, что чем богаче эти секторы экономики, тем более заметными будут роль и влияние знаменитостей.

3. Изменение типа производства и распределения благ:

а) производство товаров массового спроса создало новое «массовое» общество и новых потребителей;

б) изменилось производство и распределение духовных благ, в результате чего расцвела массовая и популярная культура, которая вообще немыслима без известных людей9. Последние оказывают огромное влияние на мировоззрение, поведение и даже структуру всего общества. В частности, социологи заметили, что на смену «героям производства» пришли «герои потребления». Люди известности в какой-то мере – авангард «героев потребления». Они не только участвуют в рекламе товаров, но и создают стереотипы образа жизни, установки на то, к чему должен стремиться человек и в главном, и в мелочах;

в) потребление продукции, в создании которой участвуют знаменитости, в определенной мере можно рассматривать и как «статусное», то есть такое, которое повышает статус и самооценку людей (см., например: Басин, Краснов 1969).

4. Особые свойства информации как товара:

а) информация становится товаром массового спроса, а следовательно, объемы ее реализации колоссально возрастают. В целом информация стала новым и весьма ценным видом богатства, благодаря которому те, кто его распределяет, успешно делают карьеру и деньги;

б) возможность влиять на людей с помощью владения информацией или контроля над ее распределением, прохождением, интерпретацией; способность средств массовой коммуникации к мифотворчеству. Обладая такой властью над умами и пользуясь всеми правами и свободами, можно создать известность и дутый имидж кому угодно, внушить совершенно искаженные представления о товаре и человеке;

в) отсутствие привычного материального вида товара, тем более с учетом того, что большая его доля преподносится «бесплатно». Это ослабляет внутренний контроль потребителей, появляющийся, когда надо тратить деньги. Для большинства же людей их личное внимание, время, влияние на психику пока еще не являются ценностями, сравнимыми с деньгами.

5. Изменения в образе жизни. Изменяются и стереотипы поведения людей, а также моральная оценка развлечений и без-удержного потребления. Современное общество в развитых странах – это общество, в котором у основной части населения имеется достаточно большой досуг, который надо чем-то занять. Это предопределило мощный рост развлекательного сектора, что в совокупности с быстрым ростом информационной сферы обеспечило условия для роста влияния слоя известных персон.

6. Коммерциализация и фальсификация известности. Поскольку известность дает огромную прибыль, усиливается стремление создать незаслуженную, «искусственную» известность, то есть она все чаще формируется за счет «раскрутки» в СМИ и других пиар-приемов. Фактически известность и слава фальсифицируются, отделяются от таланта и заслуг, которые, собственно, и должны их создавать. В них иногда и вовсе отсутствует заслуженность подобно тому, как в якобы золотой монете может не быть золота. Вместе с массовым производством возникли «фабрики звезд». По сути, это почти такой же промышленный процесс, как производство колбасы из сои и целлюлозы вместо мяса, при этом потребителя обманывают красивой упаковкой, на которой отсутствует информация об истинном составе продукта.

Реклама, искусство и люди известности. Есть смысл рассмотреть, насколько связаны развитие информационного общества, слоя людей известности и рекламы. Реклама – очень древнее явление. Но вместе с ростом технических возможностей и средств информации ее возможности также выросли колоссально. Ведь реклама – это информация в чистом виде, поэтому с развитием новых информационных технологий рекламный бизнес меняется существенно, он также один из первых их внедряет. Теперь реклама стала почти вездесущей. Это огромный мир. Недаром М. Маклюэн назвал рекламу сегодняшней иконой, в которой спрессован образ со­временности. Реклама стала двигателем не только торговли, но и производства в целом, даже источником развития идеологии бизнеса. Вдумайтесь, например, в название книги Х. Прингла и
М. Томпсон – «Энергия торговой марки» (Прингл, Томпсон 2003). Какая тут экспрессия и даже романтика!

Роль рекламы в современной экономике разнообразна и не поддается однозначной оценке, поскольку, с одной стороны, современная экономика и общество в целом без нее существовать не могут, а с другой – ощущается явный переизбыток рекламы, она слишком утомительна и назойлива, порой глупа и находится на грани приличия; она имеет огромное социальное воздействие, но далеко не всегда положительное (если иметь в виду коммерческую, а не социальную рекламу). С одной стороны, реклама является своего рода компасом для потребителя, облегчает наш выбор, который порой так трудно сделать, позволяет планировать жизнь, прикидывая, когда мы сможем приобрести ту или иную важную для нас вещь. Но с другой стороны – под влиянием рекламы мы не всегда выбираем именно лучший товар. Реклама – важнейшее орудие


в конкурентной борьбе, поэтому часто побеждает не тот товар, который лучшего качества, а тот, о котором больше кричат. В рекламе прослеживаются расчет на достаточно низкий уровень потребителя, пропаганда не особенно нужных вещей, подстегивание таких качеств, как расточительность, зависть, гедонизм и т. п.

Какую роль занимает реклама в системе духовной жизни современного информационного общества? Без преувеличения, огромную. Например, это источник различных ходовых фраз и выражений, которые активно используются в современном языке. Дети запоминают ее, как раньше запоминали стихи. По мнению Петра Вайля и Александра Гениса, западный человек – про­дукт рекламных манипуляций. Он выращен по ее рецептам. Теперь и молодое поколение россиян также стало продуктом рекламных манипуляций. В целом реклама – нужный институт, но в культурном отношении ее влияние больше отрицательное, чем положительное. Мало того, для многих она, по сути, стала заменять искусство. Не исключено даже, что рекламу можно считать особым видом искусства, во всяком случае, некоторые аналитики вполне всерьез начинают рассматривать ее именно так. На мой взгляд, однако, все же лучше ее считать особой синтетической формой общественного сознания.

Но часть рекламы, бесспорно, подпадает под признаки искусства. Кроме того, само рекламное дело требует большого творчества. Многие рекламные ролики выполнены мастерски, художественно, над ними работали гораздо тщательнее, чем над какими-нибудь мыльными операми в две тысячи серий. Каждая фраза,
каждый жест обдумываются. Ведь каждая секунда рекламного ролика и стоит очень дорого, и должна принести прибыль. Нет ничего удивительного в том, что появляются любители, которые предпочитают скорее смотреть хорошую рекламу, чем плохие фильмы. Например, французский коллекционер Жан Мари Бурсико отбирает лучшие рекламные ролики за год и потом показывает их в течение нескольких часов. Идет «ночь рекламы», которая не утомляет зрителей. В коллекции Бурсико много сотен тысяч рекламных клипов! Ежегодно во Францию приходит 25 тысяч рекламных роликов, из которых он отбирает 400 лучших. Теперь такие марафонские просмотры рекламы стали распространены и в других странах, включая Россию.

Между тем стремление к наиболее экономному выражению замысла произведения, тщательная его отделка, многократная переделка и т. п. – черты подлинного искусства, которые, к сожалению, нынешнее искусство, можно сказать, утратило. А в рекламе все это есть. Нет, пожалуй, того, что было в классическом искусстве – определенной доли гуманизма, воспитания с точки зрения абстрактной морали и пользы общества, развития личности. Хотя в социальной рекламе эти черты присутствуют. И это подтверждает, что сближение рекламы и искусства, а также других форм общественного сознания очень существенное.

Коммерческая реклама обычно целевая, должна побудить к покупке. Реклама не просто информирует человека о каком-то товаре, она должна убедить в том, что именно этот товар он обязательно должен купить, именно этого товара ему недоставало, что о нем он мечтал и т. д. Реклама старается рисовать жизнь красивой, а людей  озабоченными только проблемами, как что-то купить и получить удовольствие. Тут тоже есть сходство между искусством и рекламой в том плане, что и то и другое показывают нечто, не совсем настоящее.

Реклама – важнейший источник финансирования масс-медиа, а поскольку современное искусство транслируется через СМИ, мы часто вынуждены терпеть рекламу вместе с фильмами. Да и вообще реклама связана с деятельностью известных людей, звезд самым тесным образом: известность легче всего конвертировать в деньги именно через рекламу, поскольку рекламодатели заинтересованы в продвижении своих товаров, а кумиры толпы легче всего могут оказать такое влияние на зрителей. Для этого нужно воздействовать на самые глубинные чувства и страсти людей, используя их стремление быть красивыми, сексуальными, похожими на своих любимцев. Ведь во многих фирмах считают, что телезрители-потребители верят не скучным аннотациям к товарам, а звездам. Правда, некоторые специалисты рекламного бизнеса, например знаменитый Дэвид Огилви, советуют быть осторожнее с использованием знаменитостей, свидетельствующих в пользу товара: знаменитость запомнят, товар забудут (Огилви 1995), однако не так много рекламных компаний придерживаются этого правила.

Один социолог с юмором заметил, что средства массовой информации как бы сдают зрителей в аренду рекламодателям (естественно, не спрашивая разрешения самих зрителей). Иными словами, внимание людей к передаче используется для того, чтобы выгоднее продать рекламу в ней. А чтобы передачу смотрели, часто привлекают известных людей. И чем выше рейтинг передачи, тем больше зрителей может она привлечь, а значит, тем дороже стоит в ней реклама. Поэтому многие известные люди имеют огромные, а нередко даже основные, доходы именно от рекламы.

В целом реклама все больше становится похожей на искусство и шоу одновременно. А шоу и искусство приобретают некоторые черты рекламы: навязчивость, бессюжетность, использование особых психологических приемов воздействия на подсознание, не говоря уже о том, что их раскрутка, сам этот бизнес немыслимы без массированной рекламы. Поскольку и современное массовое искусство, и шоу так же, как и реклама, с одной стороны, особый вид информации, а с другой – бизнес, то у них появляются общие черты. Возьмем, например, такой аспект шоу-бизнеса, как продвижение новой звезды. Как и любой другой «товар», должный принести затем прибыль, эта звезда: певец, актер, комик, писатель и т. п. – требует раскрутки. А раскрутка обеспечивается частым повторением, восхвалением того, чего нет на самом деле, воздействием на определенные чувства людей. Если изо дня в день повторять: «звезда», «хит сезона», «толпы фанатов», «небывалое шоу» и т. п., это не может не повлиять на публику. Не то же самое ли в рекламе? Кампания по продвижению произведения искусства, эстрады сродни рекламной кампании любого товара. Райт Миллс писал: «Система средств массового общения, рекламы и развлечения выступает в коммерческом аспекте не только как средство прославления знаменитостей; она вместе с тем отбирает и творит знаменитостей в целях извлечения прибыли» (Mills 2000[1956]: 74). Все больше шоу-звезд считает, что современное искусство – это не продукт вдохновения, а маркетинговая необходимость. Иными словами, для получения славы талант и вдохновение не слишком важны, а главное – уметь подать себя, найти что-то такое, пусть далекое от искусства и морали, чем можно завлечь зрителя или даже ошеломить его.

Известность исполнителей является одной из важнейших составляющих коммерческих технологий шоу-бизнеса и кинопромышленности. Она должна присутствовать, иначе прибыли не будет. Фактически известность начинает производиться по определенным технологиям, превращаться в товар, продаваться и покупаться. Сегодня в России продюсеры знают: раскрутка звезды стоит примерно от миллиона долларов. Ситуация развивается так, что, имея налаженную бизнес-машину, коммерческий опыт, связи в СМИ и миллион, можно сделать звезду едва ли не из каждого десятого человека подходящей внешности и возраста.

Надо сказать, что реклама сама по себе становится важным путем в кино и эстраду. Знаменитая актриса Сара Мишель Геллар до того, как получить свою главную роль в фильме, снялась в 150 рекламных роликах. Покойная ныне актриса Инна Ульянова, также снявшаяся во многих рекламных клипах, говорила, что раньше среди актеров сниматься в рекламе было зазорно, а сейчас это что-то вроде раскрутки.



следующая страница >>



Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить. Людвиг Берне
ещё >>