Информационная политика стран тропической африки в условиях глобализации мирового порядка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
67. М. о в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка. 1 41.27kb.
Культура и её понимание на Востоке 4 615.31kb.
Программа дисциплины Мировая политика и международные отношения 1 196.73kb.
Долговое финансирование в условиях мирового финансово-экономического... 1 222.35kb.
Федерации профсоюзов беларуси 1 143kb.
Программа обучения: «Политика и международные отношения стран Азии... 1 155.47kb.
Методические рекомендации по курсу «История стран Азии и Африки» 1 163.49kb.
2 1 Признаки и основные проблемы развивающихся стран 5 1 47.27kb.
Энергетическая политика россии в условиях глобализации 1 209.48kb.
Понятие глобализации и факторы, определяющие ее развитие 1 105.29kb.
Мифологизация и манипулирование в творческом арсенале журналистики 1 47.47kb.
Ано «Академия современного образования Ливингстон» Нефёдов Сергей... 1 12.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Информационная политика стран тропической африки в условиях глобализации мирового - страница №1/4




На правах рукописи

ПАНЦЕРЕВ


Константин Арсеньевич

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ПОРЯДКА


Специальность 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Санкт-Петербург

2011


Работа выполнена на кафедре теории и истории международных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный консультант: доктор политических наук, профессор

Светлана Михайловна Виноградова
Официальные оппоненты: доктор философских наук

Юрий Васильевич Косов

доктор политических наук, профессор



Галина Сергеевна Мельник

доктор исторических наук



Игорь Васильевич Следзевский
Ведущая организация: Институт стран Азии и Африки

Московского государственного университета
Защита состоится «__» ____________2011 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.232.65 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1-3, 8-й подъезд, ауд. 124.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9.


Автореферат разослан «__» _________2011 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Д. И. Портнягин




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. В современном мире «решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях»1. Суть этого нового уклада заключается в том, что в нем важнейшими процессами становятся организация и обработка информации и знаний. При этом речь идет не столько о количественном росте информации, сколько о том, «что она стала играть основную, стратегическую роль в нашей деятельности, начиная с отдыха, включая деловую активность и работу правительства»2.

Центральное место в новой системе общественных отношений отводится современным информационным технологиям. Сложившиеся таким образом общественные отношения получили название информационного общества, формирование которого становится одним из основных стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран, которые видят в современных инновационных технологиях эффективный инструмент, способный обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие и решить многие стоящие перед тем или иным конкретным государством проблемы. В этой связи представляется понятным, почему руководство многих африканских стран провозгласило развитие информационных технологий одной из приоритетных задач. На сегодняшний день во многих странах рассматриваемого региона существует достаточно много специализированных концепций, планов действий и стратегий по развитию информационных технологий, рассчитанных как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу1.

Тем не менее, несмотря на предпринятые странами Африки в последние годы многочисленные попытки по сокращению «цифрового неравенства», следует признать, что современный уровень развития информационных технологий в государствах Тропической Африки не позволяет странам рассматриваемого региона рассчитывать на скорую равноправную интеграцию в глобальное информационно-коммуникационное пространство.

Африканские страны не располагают надлежащими финансовыми и технико-технологическими ресурсами для создания на своей территории развитой информационной инфраструктуры. Чтобы догнать в своем развитии страны Запада, им приходится прибегать к помощи все тех же западных государств, которые, умело спекулируя на финансовой зависимости своих африканских партнеров, вынуждают их проводить нужные реформы по открытию африканского информационного рынка для своих телекоммуникационных предприятий в целях укрепления своих позиций в регионе.

Таким образом, мы можем наблюдать эффект замкнутого круга. Страны Африки признают необходимость развития на своей территории современных информационных технологий. Однако и так очевидно, что для создания надлежащей информационно-коммуникационной инфраструктуры в стране требуется, с одной стороны, наличие национальных программ развития соответствующих технологий, а с другой – прочная финансовая и материально-техническая база для реализации указанных проектов, отсутствие которой является основным препятствием на пути независимого развития. Стремясь в короткие сроки построить на своей территории развитое, отвечающее современным требованиям информационное общество, страны Африки оказались в большинстве своем вынужденными проводить выгодные западным инвесторам экономические и политические преобразования, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, способного обеспечить приток иностранных инвестиций. Этот процесс, получивший наименование «структурной перестройки» экономик африканских стран, изначально носил характер «контролируемой либерализации», однако достаточно быстро он превратился в практически бесконтрольный стихийный процесс, в результате которого в частную собственность предприятий с иностранным участием попала практически вся информационно-телекоммуникационная инфраструктура континента.

В сложившихся условиях представляется важным предпринять попытку теоретического осмысления проблемы «цифрового дисбаланса» и проследить за тем, какие меры предпринимают имеющие ограниченный финансовый и материально-технический потенциал и крайне зависимые от зарубежной помощи развитию страны Тропической Африки по сокращению указанного неравенства и конструированию информационного общества.



Объектом исследования диссертации является процесс формирования информационного общества в странах Тропической Африки.

Предмет исследования нашей работы - содержание государственной информационной политики стран Тропической Африки и механизмы ее реализации в условиях набирающей обороты информационной глобализации.

Цель диссертационной работы – на основе комплексного анализа государственной информационной политики ряда африканских стран и изучения уровня развития в них современных информационных технологий выявить основные типологические особенности африканской модели информационного общества и определить место стран Тропической Африки в формирующемся глобальном информационно-коммуникационном пространстве.

Для достижения поставленной цели, по мнению диссертанта, требуется решение следующих научных задач:

- проследить основные этапы эволюции аддитивной концепции информационного общества;

- произвести теоретическое осмысление проблемы «цифрового неравенства» и современной интерпретации концепции «информационного империализма»;

- уточнить содержание следующих понятий: «информационное общество», «новый международный информационный порядок», «информационный империализм»;

- оценить масштабы проникновения современных информационных технологий в страны Тропической Африки;

- дать основные типологические характеристики африканской модели построения информационного общества;

- произвести комплексный анализ государственной информационной политики целого ряда стран Тропической Африки (Нигерии, Кении, Сенегала, Маврикия, Гамбии);

- на основе всестороннего изучения принятых на сегодняшний день международно-правовых документов (планов, программ, стратегий, деклараций) оценить роль глобального и регионального сотрудничества в решении проблемы сокращения «цифрового разрыва»;

- на основе полученных в ходе настоящего исследования научных результатов оценить перспективы равноправной интеграции стран Тропической Африки в глобальное информационно-коммуникационное пространство.



Научная новизна предпринятого исследования обусловлена тем, что в диссертации впервые в политической науке:

- в контексте комплексного анализа информационной политики стран Тропической Африки изучена важная для современного политологического дискурса проблема преодоления «цифрового неравенства» и равноправного включения стран Тропической Африки в систему современных международных информационных отношений;

- введено в научный оборот понятие африканской модели информационного общества и определены ее типологические особенности;

- в результате обобщения данных национальной и международной статистики, а также личных наблюдений во время предпринятых автором полевых исследований в Кении в апреле 2010 г., выявлены тенденции развития современных информационных технологий в странах Тропической Африки;

- исследован широкий круг документов международного и национального уровня, посвященных проблеме сокращения «цифрового разрыва», многие из которых впервые представлены в отечественной научной литературе.

Теоретико-методологической основой исследования стали труды зарубежных и отечественных ученых, в которых предпринимались попытки теоретического осмысления концепции «информационного империализма», а также проблемы зависимости развивающихся стран. Особого внимания, в этой связи, заслуживают работы Г. Шиллера, Э. Гидденса, Дос Сантоса, А. В. Магуна, М. Хардта и А. Негри, В. П. Шестакова1. Кроме того, при анализе понятийного аппарата в настоящей работе широко применялись общетеоретические достижения политологии, социологии, философии, экономики, а также теории международных отношений.

В диссертации использовались такие общенаучные и специальные методы исследования, как: исторический метод, позволяющий рассмотреть основные этапы эволюционного развития аддитивной концепции информационного общества; сравнительный метод, позволяющий на основе сопоставления национальных и международных документов, посвященных проблемам развития информационного общества в Африке, выявить типологические особенности африканской модели информационного общества; критический дискурс-анализ, позволяющий осмыслить государственную информационную политику стран Тропической Африки; метод наблюдения, используемый диссертантом во время его полевых исследований в Африке, с целью на личном опыте оценить степень развитости информационных технологий в крупных промышленных центрах и на отдаленных сельских территориях; метод интервью, активно применяемый автором во время предпринятых им полевых исследований в Африке; метод прогнозирования, используемый для определения перспектив равноправной интеграции стран Тропической Африки в систему глобальных информационно-коммуникационных процессов.



Степень научной разработанности проблемы.

В современной научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует немало исследований, в которых предпринимаются попытки теоретического осмысления концепции информационного общества и освещаются проблемы социально-экономического развития африканских стран. Однако в большинстве своем они носят экономический, исторический, либо лингвистический характер. При этом серьезных политологических работ, посвященных проблеме развития информационных технологий в Африке, практически нет.

В настоящем же исследовании предпринимается попытка политологического осмысления проблемы «цифрового неравенства» и равноправного включения стран Тропической Африки в систему современных международных информационных отношений, которая считается в современном политологическом дискурсе одной из основных проблем глобального развития.

С нашей точки зрения, наиболее комплексным исследованием, посвященным указанной проблематике, будет являться коллективная монография, изданная в 2001 г. сотрудниками Института Африки РАН И. О. Абрамовой и Д. В. Поликановым: «Интернет и Африка: параллельные реальности»1. Однако, данная работа, была издана достаточно давно, когда во многих странах Тропической Африки только набирал оборот процесс либерализации и появлялись первые частные поставщики телекоммуникационных услуг. Следует отметить, что за последние десять лет информационные технологии в странах рассматриваемого региона сделали качественный рывок в своем развитии и, по вполне понятным причинам, новейшие тенденции, сложившиеся на африканском информационном рынке, в данной монографии не могли найти отражения. К тому же, эта работа носит ярко выраженный экономический характер и не содержит политологического анализа проблемы «цифрового разрыва» и попыток определения места африканских стран в системе современных международных информационных отношений. Кроме того, основное содержание рассматриваемого исследования сводится к анализу уже достигнутых успехов на пути формирования информационного общества в странах Северной Африки и Южно-Африканской Республики, проблемы развития информационных технологий в странах Тропической Африки в ней практически не затрагиваются. В 2001-02 гг. И. О. Абрамова и Д. В. Поликанов также подготовили серию статей, посвященных проблеме интернетизации африканского континента, но они носят похожий с рассмотренной монографией характер1.

Проблема конструирования информационного общества в Африке интересует также и Б. Б. Рунова, однако большинство его работ посвящено проблеме формирования собственно африканских научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), без наличия которых, как известно, представляется сомнительным, что в странах Африки появятся африканские образцы информационных технологий2.

Основной корпус научно-исследовательской литературы диссертант решил подразделить на три большие группы. Первую группу формируют работы как зарубежных, так и отечественных ученых, которые посвящены общим вопросам, связанным с конструированием информационного общества3. Наиболее комплексное, всестороннее изучение формирующегося общества было проведено такими выдающимися учеными, как Д. Белл, И. Масуда, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс. Таким образом, можно сделать вывод о том, что теоретические основы доктрины информационного общества долгое время развивались в рамках западной политической науки. Российские специалисты предприняли наиболее заметные попытки теоретического осмысления характера грядущего постиндустриального, информационного общества только на рубеже 1980-1990-х гг. В последние годы в отечественной науке появилось достаточно много работ, посвященных рассматриваемой проблематике. Со временем стала даже зарождаться специализированная научная дисциплина, информациология, занимающаяся изучением информационного общества, информационного пространства и информационной политики. Наибольшую известность получили работы А. И. Ракитова, Д. С. Черешкина и Г. Л. Смоляна, И. С. Мелюхина, Ю. А. Нисневича, В. Д. Попова и В. Л. Иноземцева.

В Санкт-Петербурге сформировалась собственная научная школа, связанная с изучением указанной проблематики. Особого внимания заслуживает защищенная в 1994 г. докторская диссертация Н. А. Васильевой «Основания демократии и технологическое общество (Политологический анализ современного состояния западной цивилизации)», в которой автор подробно анализирует геополитические тенденции «информационной вестернизации», а также, говорит о политической опасности «информационного колониализма» и «компьютерных диктатур»1. Кроме докторской диссертации Н. А. Васильевой, в Петербурге в последние годы были успешно защищены несколько кандидатских диссертаций, в которых в той или иной степени затрагивались проблемы информационного общества, что свидетельствует о достаточно устойчивом интересе к данной проблематике в петербургской научной среде2.

Петербургские ученые также подготовили несколько коллективных монографий, посвященных проблеме формирования нового социального уклада, основанного на знании и информации. В частности, в 1999 г. группа ученых из Петербурга выпустила коллективную монографию «Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность» 1. А в 2008 г. Ресурсный центр социально-гуманитарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета издал коллективную монографию «Общество знаний: от идеи к практике», в которой была предпринята попытка очертить основные контуры концепции постиндустриального общества. В рассматриваемой монографии поднимается целый ряд важнейших вопросов, связанных как с самой природой нового общества, так и с необходимостью преодоления цифрового дисбаланса.2

Вторую группу исследований формируют теоретические работы, в которых предпринимаются попытки теоретического осмысления современных глобализационных процессов. В частности, указанной проблематике посвящены работы И. Бусыгиной и А. Захарова, А. М. Васильева, С. М. Виноградовой, Г. С. Мельник и др.3.

Наконец, третью группу исследований составляют работы, посвященные анализу стоящих перед континентом вызовов и угроз и социально-экономических проблем отдельных африканских обществ, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы, связанные с равноправной интеграцией стран Африки в мировое сообщество наций и преодолением «цифрового дисбаланса»1.



Эмпирической основой диссертации послужили:

1. Принятые странами Тропической Африкой на национальном уровне планы и стратегии, а также законодательные акты, посвященные развитию информационных технологий и конструированию информационного общества: Национальная информационно-телекоммуникационная политика Маврикия на период 2007-11 гг.; Национальная информационная политика Кении 2006 г.; Коммуникационный акт Кении 1998 г. и др.

2. Документы международных организаций, определяющие развитие глобального информационного общества (Окинавская хартия глобального информационного общества; Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г.; Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»; принятые в 2003 г. в Женеве на первом этапе Всемирного саммита по информационному обществу Декларация принципов построения информационного общества и основанный на них План действий; принятые в 2005 г. в Тунисе на втором этапе Всемирного саммита по информационному обществу Тунисская программа для информационного общества и Тунисское обязательство).

3. Принятые на международном уровне (глобальном и региональном) планы, программы, стратегии и декларации, посвященные проблеме сокращения «цифрового разрыва» и обеспечения устойчивого социально-экономического роста. К числу документов такого характера следует отнести Программу нового партнерства для развития Африки (НЕПАД); Генуэзский план для Африки 2001 г.; принятый в 2002 г. на саммите «Большой восьмерки» в Кананаскисе План действий «Группы Восьми» по Африке; Токийская декларация 1993 г., Стратегия Европейского Союза для Африки 2005 г. и некоторые другие.

4. Материалы официальных Интернет-ресурсов органов государственной власти некоторых стран Тропической Африки, ответственных за развитие информационных технологий в своих странах, например, Коммуникационной комиссии Кении, Коммуникационной комиссии Нигерии, Министерства информации и коммуникации Кении, Министерства информации и коммуникации Нигерии, Министерства науки и технологии Нигерии и др.

5. Материалы экспертных оценок, подготовленных экспертами Международного телекоммуникационного союза, Всемирного Банка, ООН, самих африканских стран, содержащие социально-экономический анализ процесса информатизации стран Тропической Африки1.

6. Научные результаты, полученные во время предпринятых диссертантом в апреле 2010 г. в Кении полевых исследований, в ходе которых автор получил возможность на личном опыте оценить уровень развития информационных технологий в этой африканской стране, а также провести серию интервью с представителями органов государственной власти и профессорами ведущих высших учебных заведений Кении.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в диссертации впервые проведен комплексный всесторонний анализ вопросов, связанных с формированием информационного общества и равноправной интеграцией отдельных стран в глобальное информационно-коммуникационное пространство. Полученные научные результаты имеют значение для развития нового, формирующегося направления в международной науке, посвященного оценке роли информационной политики в современных международных отношениях.

Обобщенный в работе материал, содержащиеся в ней выводы и рекомендации, могут быть полезны сотрудникам региональных и федеральных органов государственной власти Российской Федерации при определении основных направлений дальнейшего развития процесса информатизации на территории России; а также при реализации основных положений российской государственной информационной политики.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и найти применение в преподавании вузовских курсов политологии, теории международных отношений, а также спецкурсов по геополитической проблематике и информационной политике.

В качестве основных положений диссертации на защиту выносятся:

1. Авторское теоретическое осмысление концепции нового международного информационного порядка, который, по мнению диссертанта, должен представлять собой структурную перестройку всей системы международных информационных отношений, направленную на то, чтобы предоставить развивающимся странам возможность равноправного участия в международном информационном обмене, а не выступать в роли пассивных получателей информации, предоставляемой ведущими западными информационными агентствами.

2. Авторское теоретическое осмысление характера современных глобализационных процессов. Диссертант полагает, что тот характер, который в современном мире принимает глобализация, неизбежно приведет, и во многом уже привел, к трансформированию ми­рового пространства в единое гомогенное образование, управляемое ведущими мировыми державами, принадлежащими к западной цивилизационной модели.

3. Предложенная автором новая типологическая модель построения информационного общества, которая во многом дополняет известную науке классификацию моделей построения информационного общества на четыре типологические группы – англосаксонскую, континентальную, азиатскую и латиноамериканскую. Продолжая указанную классификацию, автор предлагает выделить пятую, африканскую, типологическую модель построения информационного общества, основная отличительная особенность которой, по мнению диссертанта, заключается в следующем: при видимом сохранении у государства отдельных рычагов управления информационным рынком, де-факто, во многих странах рассматриваемого региона «контролируемая либерализация» телекоммуникационной индустрии сменилась полной либерализацией; в ходе которой информационно-телекоммуникационный сектор экономики большинства африканских стран практически полностью перешел под контроль крупных транснациональных телекоммуникационных предприятий.

4. Обоснованный автором вывод о том, что Интернет как социокультурный феномен в странах Тропической Африки известен, но его наличие в крупных городах явно не может свидетельствовать о готовности африканских государств к интеграции в глобальное информационно-коммуникационное пространство. Представляется сомнительным, что чисто количественный рост компьютерной техники будет означать существенное повышение уровня благосостояния африканского населения и построение в Африке такого общества, в котором знания и информация превратились бы не только в важный товар, стратегический ресурс, но им был бы придан культурный статус, и они стали бы главным двигателем социального прогресса африканского общества. По мнению диссертанта, информационная перспектива стран Африки связана не столько с сокращением рейтингового отставания от развитых стран, сколько с уменьшением «технологического разрыва» между крупными промышленными центрами и отдаленными сельскими территориями.

5. Разработанный автором тезис о том, что в каждой отдельно взятой стране современные информационные технологии должны внедряться в первую очередь в имеющие стратегическое значение отрасли экономики. Применительно к африканским странам такими отраслями будут являться преимущественно рыболовство и сельское хозяйство

6. Введенное автором в научный оборот понятие квазиинформационного общества, в котором реальную выгоду от использования информационных технологий получает политическая и деловая элита, в то время как широкие слои населения по-прежнему не имеют доступа к новейшим информационно-телекоммуникационным системам и средствам связи.

7. Авторская прогностическая оценка перспективы равноправной интеграции стран Тропической Африки в глобальное информационно-коммуникационное пространство.



Апробация работы. Основные научные результаты диссертации опубликованы в семи научных статьях в ведущих рецензируемых научных журналах общим объемом 5 п.л., а также в двух монографиях общим объемом 30 п.л. Кроме того, основные положения и результаты настоящего диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на международных и всероссийских научных конференциях: XI Международная конференции африканистов «Развитие Африки: возможности и препятствия» (Москва, 22-24 мая 2008 г.); VIII Всероссийская конференция молодых африканистов «Африка в прошлом и настоящем: междисциплинарный анализ» (Москва, 22-23 октября 2009 г.); 4ая Международная конференция «Общество, Кибернетика и информатика» (29 июня – 2 июля 2010 г., Орландо, США); 53 ежегодная международная конференция африканистов «Африканская диаспора и диаспоры в Африке» (18-21 ноября 2010 г., Сан-Франциско, США); IX Всероссийская конференция молодых африканистов «Динамика африканских обществ: закономерности, тенденции, перспективы» (Москва, 23-24 ноября 2010 г.); Конференция, посвященная 20-летию создания Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН «Современный регионализм в цивилизационном измерении. Региональное развитие и трансформация мирового цивилизационного пространства» (8-9 декабря 2010 г.).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, шести глав, включающих 21 раздел, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

следующая страница >>



Известно, что закон обратной силы не имеет. Справедливо и обратное: закон и прямой силы не имеет. Эдуард Скворцов
ещё >>