Индивидуальность - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Моя индивидуальность» Цели: • обобщить понятие «индивидуальность» 1 31.97kb.
Анализ содержания понятия «индивидуальность» в различных концептуальных... 1 247.61kb.
Индивидуальность человека и его семьи 1 30.19kb.
Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях... 1 283.78kb.
Творческая индивидуальность Я. П. Полонского: взаимосвязь романтических... 1 315.29kb.
День рекордов Цель: показать индивидуальность каждого ребенка, его... 1 46.65kb.
Урок- лекция по теме: «Индивид, индивидуальность, личность» 1 31.13kb.
Творческая индивидуальность теда хьюза в контексте английской поэтической... 1 293.44kb.
Почему одаренность и индивидуальность становятся в школе факторами... 1 36.47kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Общая психология» 1 14.91kb.
Карта уровней профессиональной компетентности учителя 1 41.33kb.
Ульяновский Андрей Владимирович, доцент Кафедра рекламы 4 курс, реклама... 1 36.25kb.
Соотношение понятий «индивидуальность» и 1 63.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Индивидуальность - страница №1/4

Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова


Научное издание


ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Новые модели и концепции

МОСКВА 2008
Международное издание: Россия, Украина, Австрия

Коллектив авторов: Абульханова К.А. (раздел 1), Калина Н.Ф. (раздел 7), Карпенко З.С. (раздел 6), Лэнгле А. (раздел 10), Орлов А.Б. (раздел 9), Петровский В.А. (раздел 5), Семенов И.Н. (раздел 8), Старовойтенко Е.Б. (раздел 4), Татенко В.А. (раздел 3), Шадриков В.Д. (раздел 2), Шумский В.Б. (раздел 9)

Индивидуальность: Новые модели и концепции

// Под научной редакцией Старовойтенко Е.Б. и Шадрикова В.Д.

Данная книга является опытом психологического осмысления проблемы индивидуальности в новом социокультурном и научном контексте. Представлен ряд авторских концепций и моделей, развивающих современные парадигмы психологии индивидуальности: онто-психологическую, субъектную, феноменологическую, культурную, экзистенциально – гуманистическую. Работа носит инновационный и программный характер, намечая перспективу методологии, теории и практики психологии индивидуальности. Она также является оригинальным образовательным проектом, содержательно определяющим подготовку профессионалов в сфере психологии личности, индивидуального консультирования и психотерапии. Издание представляет интерес для психологов, философов, специалистов в области социальных и гуманитарных наук.



с Абульханова К. А

Старовойтенко Е.Б.

Татенко В.А.

Шадриков В. Д. и др.




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: Опыт поиска индивидуальности. ……………….. С. 5 -13
1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Проблема индивидуальности в психологии.

1. Направления психологического изучения индивидуальности. 2. Интегральная концепция индивидуальности. 3. Индивидуальность личности как субъекта жизни.

………………………………………………………………………..С. 14 - 71

2. СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Индивидуальность как проявление внутреннего мира.

1. Психологическая постановка проблемы индивидуальности. 2. Методологический принцип «полноты описания индивидуальности». 3. Малопараметрические модели индивидуальности. 4. Понятие психически нормального человека. 5. Реконструкция сущностных качеств человека по тексту Библии. 6. Мир внутренней жизни. 7. Законы функционирования внутреннего мира. ………………………С. 72 - 109

3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В БЫТИИ
Онто – психологический аспект понимания индивидуальности.

1. Реальность индивидуальности. 2. Сущность и необходимость. 3. Рождение, становление, восхождение. 4. Детерминация. 5. Общее и парциальное. 6. Форма и стиль. 7. Оценивание. 8. Категориальное позиционирование. 9. Поступок.

……………………………………………………………………… С. 110 - 164

4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Самопознание и творчество индивидуальности в культуре.

1. Культурно – психологическая модель индивидуальности. Быть во множестве единственных и быть единственным во множестве. 3. Множественно осуществить свою единственность. 4. Быть единственным средоточием множественного. 5. Своей единственностью порождать множество. 6. В своей единственности открыть множественность. …………………………………………………… ..С. 165 - 218
5. САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Индивидуальность: саморегуляция и состоятельность.

1. Индивидуальность как мультисубъектное объединение. 2. Транзактная модель индивидуальности. 3. Категория состоятельности в определении индивидуальности. 4. Транзактный контур саморегуляции. 5. Совершенная и несовершенная саморегуляция индивидуальности. ……………………………………С. 219 - 266
6. СУБЪЕКТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Субъектный контекст исследования индивидуальности.

1. Значение категории субъекта для определения индивидуальности. 2. Пространство моделирования индивидуальности. 3. Феноменологический и герменевтический методы исследования индивидуальности. 4. Индивидуальность как нарративная идентичность. 5. Темпоральный модус конституирования индивидуальности.

6. Развитие индивидуальности в психотерапевтическом дискурсе. 7. Коммуникация в психотерапевтическом развитии индивидуальности………………....С. 267 – 302
7. ГЛУБИННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивидуальность в психологии бессознательного.

1. Постановка проблемы индивидуальностив психологии бессознательного. 2. Перспектива идеи индивидуальности в современной глубинной психологии…………

……………………………………………………………………………………С. 303 - 313


8. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ДИАЛОГЕ С СОБОЙ
Экзистенциально – рефлексивный подход к индивидуальности.

1. Об аксиологии современной психологии индивидуальности. 2. Из истории философских и научныхз трактовок индивидуальности. 3. Основные этапы становления психологии индивидуальнсоти. 4. Рефлексивно – экзистенциальное понимание индивидуальности. 5. К онто – психологии индивидуальности. 6. Рефлексивно – экзистенциальный диалог в развитии индивидуальности. 7. Прецеденты изучения индивидуальности как открытой системы. 8. Прецеденты изучения индивидуальности как закрытой системы. 9. Рефлексивный подход к творческой индивидуальности ученого. …………………………………… ..С.314 - 367
9. ТРАНСЛИЧНОСТНОЕ НАЧАЛО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Две составляющие индивидуальности.

1. «Личность» и «сущность» как определения индивидуальности человека. 2. Представления о личности в философии. 3. Представления о личности в зарубежной психологии. 4. Представления о личности в отечественной психологии. 5. Трансличностное измерение индивидуальности………………………….....С. 368 - 394
10. ЭКЗИСТЕНЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Персональный экзистенциальный анализ.

1. Персональный экзистенциальный анализ - новый подход к индивидуальности. 2. Как был разработан метод ПЭА? 3. Краткое описание концепции личности. 4. Как можно достичь личности посредством диалога. 5. Обхождение личности с самой собой. 6. Показания для применения ПЭА. 7. ПЭА как психотерапевтический метод.

…………………………………………………………………………С. 395 - 423


IV. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

САМОПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ*

Индивидуальность – это Имя.

1. Культурно – псимхологическая модель индивидуальности

Современная психология индивидуальности как самостоятельная и перспективная наука развивается на пересечении идей философской антропологии, культурологии, литературы, искусства, персонологии (психологии личности), дифференциальной психологии, психологии развития. В плане активного порождения и развития идей об индивидуальности, следует выделить персонологию, где категория «индивидуальность» обозначает предельное, высшее, наиболее тонкое и глубокое понимание личности. В первую очередь, это касается тех теорий и концепций, в которых акцентируется единственность личности, ее самопричинность, самодостаточность, способность к самопознанию, недоступность и неприкосновенность ее душевной тайны, создание индивидуального мира значимостей, принятие в себя миров других людей, уникальность самовыражения во всем инициированном и произведенном. Эти акценты свойственны экзистенциально – гуманистическому, глубинному, субъектному, жизненно – ориентированному и рефлексивному направлениям в психологии личности

Мы видим перспективу раскрытия индивидуальности в русле движения

к разнообразию и синтезу идей о личности. Именно в персонологии находим определения личности, касающиеся ее множественных свойств, выражающихся у индивидов в неисчислимых вариантах и бесконечном количестве композиций. Именно персонологический ракурс познания



* Индивидуальный исследовательский проект № 07 – 01 – 92, выполненый при поддержке Научного Фонда ГУ - ВШЭ
позволяет осветить полидетерминацию индивида, обращенную к его конкретной жизни в форме неповторимого соединения. Только персонология погружает взгляд исследователя в потаенную бессознательную самость индивида, где непостижимо заданы многие линии его спонтанного жизненного самоосуществления, а также в феноменальную ткань «Я», совершающего невоспроизводимую работу придания жизни характера «собственной», подлинной по «моей» мере, жизни. Наконец, лишь в персонологическом измерении возможно познание полимодального самовыражения индивида, воплощенного в культуре, продлевающей конечную жизнь человека в неопределенное и неопределимое всеобщее будущее, где его «индивидуальное» обогащается нескончаемыми идентификациями и импликациями референтов его влияний. В пространстве культуры индивидуальность личности раскрывается той гранью, которая оказывается затененной при других фокусах ее рассмотрения: гранью искусного, проникающего самопознания, собственно и порождающего индивидуальность в продуктивном творческом диалоге и Я - отраженных отношениях с множеством других людей.

Можно сказать, что изучение индивидуальности в персонологии – это, прежде всего, помещение личности в центр координат, где соединяются единичное - общее, уникальное - универсальное и единственное – множественное. Сложный личностный синтез единственности и множественности образует, на наш взгляд, важнйший момент психологического становления индивидуальности в мире вообще и мире культуры, в частности.



Подход к личности в аспекте культуры хорошо отвечает поискам «индивидуальности», в силу того, что культурная деятельность и творчество способны обнаруживать и усиливать, как в волшебной линзе, то, что в динамике иных сфер жизни индивида часто оказывается скрываемым, растворенным или распределенным во взаимодействии, непринятым, неоцененным. Это талантливость тела, гениальность души, божественность индивидуального духа, дар созидания, исключительность творческого «Я». Личность в культуре – это, прежде всего, «индивидуальная личность», которая доказывает реальность индивидуальности и ее высокий статус в бытии, демонстрируя имманентные потенциалы человека, предельные возможности индивидуальной рефлексии, отвечающие времени формы авторских достижений, паттерны взаимоотношений индивида с другими людьми, способствующие или разрушающие культурный «слой» человечества.

Рассмотрим проблему индивидуальности в контексте персонологического направления, названного нами «культурная психология личности». Логику рассмотрения определяет приводимая ниже исследовательская модель, охватывающая методологические положения и позиции, ранее намеченные в наших исследованиях (17; 18; 19).



  1. Среди культур, развившихся в человеческом мире, можно выделить те, в которых идея «личности» и реальная личность издавна обладают высокой ценностью, задающей свободу и простор индивидуализации. К таким культурам общепризнанно относится европейская культура с ее неотъемлемой русской составляющей.

  2. В истории этой культуры человек приобрел особые свойства, определившие его бытие и самопознание в качестве индивидуальной личности – индивидуальности - творца как «высокой индивидуальности».

  3. Европейская культура стала «местом» рождения и самовыражения великого числа индивидуальных личностей, обусловивших ее «авторскую» динамику, в контексте которой культурные содержания, смыслы, произведения приобретали разнообразный, завершенный, непреходящий и ценностный характер.

  4. Исконным достоянием этой индивидуализированной культуры являются человеческий разум и мысль, идеи и тексты. Именно в области создания идей и текстов личность могла объять стремящееся к бесконечности множество объектов, их связей и отношений, расширяя свой мир и себя далеко за пределы непосредственно данного, становясь «единичностью», вмещающей «все».

  5. Тексты как события культуры образуют самостоятельную сферу творчества, имеющую тройственное отношение к индивидуальности автора и референтов: текст по-новому структурирует и эксплицирует процессы, состояния, содержания, образы и идеи внутреннего мира автора, каждый раз выступает новой формой его прямого или опосредованного самовыражения, трансцендирует «личное» автора в душевный мир референта, обновляя его.

  6. Важнейшим моментом европейского культурогенеза является формирование «рефлексивной культуры», представленной текстами авторских жизнеописаний, исповедей, дневников, писем, мемуаров, литературных «самоисследований». Текст «Я» в психологическом плане многосторонне связан с личностью автора: он выражает «внутреннее», не выразимое другими, но уловленное в себе автором; является вербально – смысловой тканью его «Я»; выступает как форма «тела», «плоти» автора, во(площ)ая его душевную самость; продлевает и «собирает» Я – состояния, Я – образы. Я – идеи, по этим следам возвращая автора к единому центру «Я»; является способом изменения и развития «Я»; распространяет, расширяет авторское «Я» в пространство внешней и внутренней жизни других, порождая Я - в -Другом; становится средством прямого Я – обращения автора к каждой другой индивидуальной личности с призывом прочувствовать, понять и досоздать общий мир жизни.

  7. Если в отношении Культуры можно говорить об архетипе Сокровища, то им является «творческая индивидуальность» как инициирующее начало культурных процессов. В европейском культурогенезе осуществлены блестящие опыты осмысления и моделирования «творца» как единства свойств и интенций, индивидуализирующих его, а также придающих ему типический либо вневременной, универсальный характер. Акценты на индивидуальность творцов заключаются в поиске глубинных и феноменологических истоков творчества, конкретных жизненных причин и сопутствующих условий творчеств; в определении экзистенциальных линий творческой жизни; в обращении к внутренней траектории творческого процесса, к феноменам Я - участия творца в многовекторном поиске Образа, Идеи, Смысла, Другого, Слова, Символа, Себя; в изучении форм самозавершения (самосвершения) творческой личности, выражающих полноту ее индивидуализации.

  8. Идеи, тексты, способы жизни творческих индивидуальностей в их исторической динамике конституируют разнообразие и полноту культурно – психологических потенциалов, которые могут быть жизненно реализованы конкретным человеком в пространстве европейской культуры. Эти потенциалы, поскольку они во многом определены актами сознания, самосознания и самодеятельности творцов, имеют, по нашей версии, форму «жизненных отношений». Отношения - потенциалы задают такой контур самоосуществления личности, в котором одновременно присутствуют: «многое», «различное», «единое», «центральное», «расходящееся», «собранное», «множественное», «расширенное», «единственное». Сочетание этих мер осуществления жизни свидетельствует о личности как индивидуальности.

  9. Имманентное многим творческим индивидуальностям самопознание, находя выражение в разновременных рефлексивных текстах, может быть представлено как исторический процесс культурной экспликации значимых аспектов «Я», осуществляющего «проникающие» влияния на самоотношение и рефлексию множества личностей, включенных в культуру. Творцами порождаются общие гибкие каноны понимания человеком себя во внутренней и внешней жизни, действующие в конкретную культурную эпоху и в снятом виде продолжающие действовать в последующие эпохи. Содержательно – смысловые «матрицы» индивидуального самопознания, передаваясь по путям межличностных влияний, могут становиться коллективными представлениями, на века конституирующими жизнь социума.

  10. Придерживаясь европейского взгляда на индивидуальное самопознание как на издавна стремящееся к целостному пониманию «Я» во многих его ипостасях, качествах и отношениях, мы, тем не менее, обнаружили отчетливые содержательные доминанты в разновременных опытах самопознания творцов. Полагаем, что реконструкция исторической динамики Я - акцентов творческих индивидуальностей, выполненная усилиями многих исследователей, приведет к построению интегральной модели культурно – психологического потенциала «Я» современной личности.

Иными словами, понятие «индивидуальность» в контексте культурной психологии личности может указывать на то, что быть индивидуальностью, это значит:

1) принадлежать к индивидуализированной культуре (быть во множестве единственных);

2) состояться индивидуальной личностью (быть единственным во множестве);

3) быть причастным к созданию идей и текстов (множественно осуществить свою единственность);

4) стать творцом и творчески жить (быть единственным средоточием множественного);

5) формировать и сполна осуществлять культурно - психологический потенциал индивидуализации личностей в обществе (своей единственностью порождать множество);

6) осуществлять самопознание, освещая значимые для себя и для многих других аспекты «Я» (в своей единственности открыть множественность);

7) обогащать культурный потенциал развития «Я» и самоидентичности других индивидуальностей (стать множеством, будучи единственным).

Обоснованию намеченных исследовательских позиций и перспектив посвящено наше дальнейшее изложение.
2. Быть во множестве единственных и быть единственным во

множестве

Известно, что в глобальном социокультурном процессе выделились и развиваются культуры, ставящие «личное» и «индивидуальное» на высокие уровни ценностной иерархии. К ним относят европейскую культуру в целом, а также множество конкретных культур европейского типа. Специфика зрелой индивидуализированной культуры, прежде всего, в плане общепринятого значения индивидуальной личности, отчетливо проступает в сравнении с культурами и обществами, где доминируют традиционализм и коллективизм.

Напомним, что издавна существующие коллективистские цивилизации главными мерами человеческого существования определяют родовые, групповые, общественные установления, освященные религией. Общность обладает превосходством над своими членами, объединенными скорее бессознательно - чувственными, чем сознательными и рациональными связями. Каждый воспринимается не сам по себе, а в силу своей причастности к общему. Власть общности обеспечивается инициацией, общей легендарной историей, захватывающими сакральными обрядами и строгими социальными регламентами и санкциями поведения. Отдельный человек принимается и ценится всеми как проекция коллективного или «соборного». Он внутренне и внешне проникнут общим и не мыслит для себя иного, «внеобщественного», состояния. Телесные и душевные отличия индивидов друг от друга выглядят для общества и каждого его члена чем-то второстепенным. Коллективно воссоздается обобщенный образ человека, наиболее приемлемого для всех, и присваивается индивидами в качестве «образца для подражания». Если индивид проявляет непохожесть и обособленность от других, это отбрасывает его на самый край общественной жизни, Самыми достойными и авторитетными членами социума выступают те, кто наиболее полно концентрирует в себе «образцового человека», общий интерес, коллективные представления, общественную волю и содержание группового бессознательного. Вожди, жрецы, монархи, философы, ученые, поэты выделяются и возвышаются не в силу личной исключительности, которой, безусловно, обладают, а в силу предельного сродства с общностью, способности к самоотрешению и выражению глубинного духа коллектива. Высшей общественной ценностью выступает «Традиция» как единое знание внечеловеческого происхождения, имеющее эзотерические и конкретно – духовные формы (религия, философия, наука, искусство), поддерживающие связь людей с Абсолютом. Традиция заключает скрытую от человека тайну вхождения в «земной рай» и «золотой век».

Исторически поздние коллективистские общества допускают индивидуализацию духа и веры, инициативу, активность, личные дарования и достижения рядовых членов, но оценивает их в зависимости от общественных, групповых, клановых и т. д. целей. Индивиды, предающие себя социуму, даже при полном «обобществлении» совершенного и созданного ими, не переживают самоотчуждения.

В Европе длительное преобладание коллективности примерно к XVII веку приобрело сильную оппозицию в «индивидуализации», направившей желания, чувства и мысль индивидов на себя, а общности – на «личное» ее конкретных членов. Тенденция индивидуализации прошла сложное становление в качестве идейного настроя, идеала, понимания сущности человека, способа жизни и рефлексивной способности личностей, став откликом на стремление множества людей к самоопределению и самоутверждению в мире. Личность постепенно открывала потенциал собственных внутренне обоснованных отношений к Абсолюту, к обществу, к другим, к себе. «Чем дальше мы в истории оглядываемся назад, тем более мы видим, как личность мало – помалу исчезает под покровом коллективности…. То, что мы разумеем под «индивидуальностью», является сравнительно недавним завоеванием истории духа и культуры» (28; с.37).

Индивидуализация, во многих культуроведческих работах называемая «индивидуализмом», является объективным переходом конкретной личности с периферии общественной жизни в ее сердцевину, а также изменением субъективных жизненных позиций индивида в направлении осознанного повышения роли своего «Я» и значимости внутренней свободы. По заключениям М. Фуко, под «индивидуализмом» в основном понимается три феномена. Во-первых, это общественная позиция, наделяющая индивида в его неповторимости высокой ценностью и приписывающая ему относительную независимость от группы. Во-вторых, повышенная общественная оценка частной жизни. В-третьих, интенсивные отношения индивида к себе, внутренние связи с собой и восприятие себя как объекта собственного познания, действия, развития (23). Данный ряд можно продолжить признаками европейской индивидуализации, выделенными Л. М. Баткиным. Это жизнь человека в горизонте «идеала индивидуальности»; признание суверенности «Я»; нравственная ответственность перед самим собой за себя и других людей; создание собственного мировоззрения; несовпадение с собой в процессах самоформирования; чувство уникальности, независимо от яркости индивидуальности; желание свободы и переживание ее трагизма; единичность, доведенная до единственности и особость, доведенная до индивидуальности; установка на подлинность индивидуального «Я» в рефлексии и самоописаниях; стремление «Я» ко всему и вопрошание всех (4).

В европейском культурогенезе индивидуализм, не сводящийся к поиску человеком личной независимости и превосходства, к жесткой конкурентной борьбе и эгоизму, а основывающийся на общезначимом самораскрытии личности, становился «персонализмом» или «высоким индивидуализмом».

Обобщая, можно сказать, что европейскую индивидуализацию в аспекте повышения социокультурного значения индивидуальной личности и ее реальной жизни в «мире личностей», определили следующие моменты.

- Внутреннее (чувственное, эмоциональное, мысленное) выделение человеком своего телесно - психического «Я» из родствекнного круга, общности, универсального или транцендентного единства в качестве автономного существа.

- Умственное, интеллектуальное, ментальное развитие человека, позволяющее ему индивидуально включиться в производство символов, идей, идеалов, текстов, приводя их в соответствие с собой.

- Осознание человеком себя самостоятельной неповторимой и незаместимой частью целого или «единичностью в тотальном».

- Поиск индивидом состояния «быть наедине с собой», принятие своего одиночества, создание личного мира, осознание возможности собственного выбора и готовность отвечать за него и его последствия.

- Личное самопознание и рефлексивное несовпадение человека с самим собой, понимание неуловимости жизненного само - предстояния.

- Отношение индивида к себе как главному основанию своих поступков и действий, субъективная локализация деятельного начала в себе самом: открытие самопричинности.

- Возрастание силы и достижение целостности Я - инстанции, деятельное самовыражение, овладение своей жизнью, жизненная продуктивность и расширяющаяся в мир интенция к творчеству.

- Соотнесение себя с другими людьми, с отдельным «Другим»; разделенное с ними существование (Я - другое Я; Я – Мы; Я – другие во мне; Я - Я в других), которое индивид осознает восполнением себя.

- Личное преодоление индивидом отчуждения результатов своей деятельности и творчества в коллективное производство и общественный продукт, самоутверждение в обществе.

Эти и многие другие моменты, которые можно рассматривать одновременно как содержание категорий «личность» и «индивидуальность», как параметры рефлексии, самооценки и ориентиры жизни реальных индивидов, как объективные критерии достигнутого человеком уровня индивидуализации, конституировали долгую и далеко еще не завершенную европейскую антропологическую эпоху. «Если бы автономность индивида не была бы желанием многих людей, то она вряд ли смогла бы пережить подавление коллективностью». (28; с. 82). Общество и культура данной эпохи формировались во взаимодействии множества индивидуальностей, где признается ценность любой из них



следующая страница >>



Чтобы не запачкать рук, иногда нужно положить на ладонь банкноту. Станислав Ежи Лец
ещё >>