II. отрывок из статьи а. В. Назаренко, Б. Н. Флоря почитание бориса и глеба в россии1 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подвиг святых Бориса и Глеба. Исследовательский проект по истории. 1 62.57kb.
15 мая 2013 года день святых страстотерпцев Бориса и Глеба 1 18.04kb.
Историческая справка Казанской церкви г. Ворсма 1 19.55kb.
Святые благоверные князья Борис и Глеб 1 99.22kb.
«Ярослав Мудрый» 1 381.59kb.
1 храмостроительство в честь бориса и глеба 1 30.41kb.
Даты 1015 – 1019 – вторая усобица на Руси между сыновьям Владимира... 1 49.51kb.
Урок в 5 классе икона «бориса и глеба в житии» 1 55.79kb.
Лекция №4 Методические рекомендации к занятию «Жития святых особый... 1 14.31kb.
О походе игоря святославича на половцев 1 130.16kb.
Борис. Здравствуйте! 1 65.47kb.
Урок в 5 классе икона «бориса и глеба в житии» 1 55.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

II. отрывок из статьи а. В. Назаренко, Б. Н. Флоря почитание бориса и глеба в россии1 - страница №1/1

II. ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ А. В. НАЗАРЕНКО, Б. Н. ФЛОРЯ



ПОЧИТАНИЕ БОРИСА И ГЛЕБА В РОССИИ1
Почитание Бориса и Глеба в России с самого начала обнаружило две составляющие. Древнейшая служба прославляет князей-страстотерпцев преимущественно как целителей: "Божию благодать приимъша, исцеляета болящая", "притекающе к раце ваю, исцеления дары приемлем: вы – божествьная врача еста" и т. д. (Абрамович. Жития. С. 136). Но уже
в похвале святым в анонимном "Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба" (нач.: "Род правых благословиться, рече пророк") (далее СС) находим наряду с этим также и представление
о Борисе и Глебе как о заступниках Русской земли и небесных помощниках русских князей: "Ваю пособиемь и защищениемь князи наши противу въстающая дьржавьно побеждають… вы бо… земля Русьскыя забрала, и утвьржение, и меча обоюду остра, имаже дьрзость поганьскую низълагаем и дияволя шатания в земли попираем" (Там же. С. 49).

Очевидно, это представление продолжает почитание Бориса и Глеба внутри княжеского рода, которое прослеживается, как уже говорилось, еще до их общецерковной канонизации и тесно связано с характером подвига святых: хотя убийцы Бориса и Глеба не предлагали им отречься от веры


во Христа, св. князья являются истинными мучениками – свидетелями Царствия Божия. Они не пожелали силой настоять на своем земном княжеском праве, предпочтя земному царствованию "цесарьство нераздрушимое". Их подвиг мученичества основывается на Христовой заповеди о люби… Бориса и Глеба предпочли погибнуть, но
не "противитися старейшему брату"...

Эта центральная идея.., наряду с проклятием братоубийцы Святополка как "второго Каина", служила мощным стабилизирующим фактором политической системы Древней Руси... Подвиг Бориса и Глеба как бы освящал собою эту систему, требуя от младших князей послушания старшим, а от старших – справедливости к младшим. О необходимости хранить мир между князьями и подчиняться старшему в роду говорится


в созданном, вероятно, во 2-й пол. XII в. произведении "Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба"... Почитание Бориса и Глеба как миротворцев выражалось также в том, что у их гробницы князья клялись
в соблюдении договоров.

С течением времени все более укреплялась вера в Бориса и Глеба как защитников Русской земли и помощников русским князьям, позднее царям ("сродникам" Бориса и Глеба) в войнах…




1 Назаренко А. В. Святые Борис и Глеб. VI том "Православной энциклопедии". М., 2003
/ http://rusk.ru/st.php?idar=27727





Господь сотворил мир и сбежал. Кароль Ижиковский
ещё >>