II. История образования татарских сел Абдулинского района - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Личные имена в татарских и турецких пословицах и поговорках З. 1 63.52kb.
Результаты дистанционной олимпиады по учебному предмету «Всемирная... 1 135.73kb.
Учебное пособие для учителя по элективному курсу «История Пестречинского... 4 769.42kb.
Борьба Руси против монголо-татарских захватчиков План 1 414.72kb.
Электронная версия атласа татарских народных говоров ф. И. Салимов, Д. 1 38.66kb.
Творческая работа «Мой школьный музей» 1 67.47kb.
Cv александра Викторовна Бекасова 1 55.32kb.
Конкурс научно-исследовательских работ учащихся История села 1 113.37kb.
Публичный доклад комитета образования администрации муниципального... 3 549.01kb.
История развития детского спорта в Добровском районе 1 36.43kb.
Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Крестовское... 1 203.18kb.
Руководство пользователя содержание общие сведения 2 Технические... 1 84.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

II. История образования татарских сел Абдулинского района - страница №1/1

Оглавление
I. Введение ………………………………………………………………………………..2

II. История образования татарских сел Абдулинского района ……………………......5



  1. Появление татар на территории Оренбургской области……………………...5

  2. История образования села Старые Шалты ……..………………………...........6

  3. История образования села Тирис-Усманово ………………………………….7

  4. История образования села Новый Тирис ……………………………….........11

  5. История образования села Ново Якупово ……………………………….......12

  6. История образования села Абдрахманово………………………………........12

  7. История образования села Чеганлы ………………………………………....13

  8. История образования села Степановка 2 ………………………………........14

III. Заключение ………………………………………………………………………....15

IV. Литература ………………………………………………………………………….18

V. Приложения ………………………………………………………………………....19

Распад Советского Союза и образование на его территории пятнадцати независимых государств способствовали изменению подходов и усилению интереса отечественных ученых к изучению этнической истории народов, проживающих в современной России. Российская Федерация — многонациональная страна, здесь насчитывается более 160 наций и народностей

Практически все регионы в ее составе, в том числе и Оренбургская область, также являются полиэтничными. Поэтому изучение этнической истории народов России приобретает в современных условиях актуальное значение.

По данным переписи 2002 года, на территории Оренбургской области проживало 165967 татар. Это вторая по численности после русских национальная группа в крае, которая составляет 7,6% от общего населения1. Уникальное геополитическое положение данного региона на стыке Европы и Азии способствовало тому, что развитие оренбургских татар шло своим, особым путем. Между тем, сложный процесс формирования оренбургских татар остается до настоящего времени недостаточно изученным.

Вопрос о татарских миграциях в научной литературе освещен слабо: не установлены даты и обстоятельства возникновения многих населенных пунктов, места выхода и состав переселенцев.

Но, несмотря на это, огромный материал по истории отдельных сел района все-таки остается неиспользованным, неизвестным как специалистам по истории, географии, этнографии так и широкому кругу читателей, интересующихся прошлым нашего края. Парадоксально, но факт, что мы лучше знаем историю зарубежных стран, чем историю своего села, района. Любому человеку было бы интересно узнать, какие древние люди жили здесь, какие кочевники проходили по этой территории, как осваивалась земля нашими прапрадедами?



Актуальность темы. В нашем многонациональном Абдулинском районе дружной семьей живут русские, мордва, чуваши, татары и многие другие народы. В 2008 году району исполняется 80 лет. И этот юбилейный год предполагается быть для нас особым. Наверняка больше будет уделяться внимание изучению истории и культуры народов, населяющих район. И мы решили внести свою лепту в это непростое дело, попытавшись исследовать, откуда появились татары в этих краях, как образовались татарские села Абдулинского района? К сожалению, нужно отметить, что история татарских сел нашего района изучена очень слабо. А долгожителей остается все меньше, и они навсегда уносят то, что передавалось из поколения в поколение. Что же останется нашим детям и внукам – продолжателям истории нашего края?

Таким образом, тема "История образования татарских сел Абдулинского района Оренбургской области" представляет большой научный, познавательный интерес.



Цель работы: исследовать миграцию татар и историю образования татарских сел на территории нынешнего Абдулинского района.

Задачи

  • внесение вклада в изучение истории Абдулинского района – более глубокое изучение истории сел;

  • осмысление своеобразия «мира татарской деревни» как истока самосознания человека;

  • формирование системы ценностных ориентаций: уважения к истории родной деревни, восхищение микротопонимикой родного края;

  • отражение истории малой родины в истории России.

В качестве объекта исследования рассматривается татарские села в пределах территории нынешнего Абдулинского района Оренбургской области. Предметом исследования выступают процессы заселения и связанного с ним этнокультурного развития татар Абдулинского района.

Хронологические рамки исследования включают период со II до начала XX вв..

Методы исследования.

Теоретические - изучение научных текстов по вопросам истории, фольклористики, этнографии, диалектологии, метод исторических параллелей.

Прикладные - собирательская деятельность (сбор географических названий и их объяснение, легенд, преданий, анализ архивных документов, интервью, поиск фотографий).

Источники исследования. Документы центральных государственных архивов городов Москвы, Казани, Уфы.

Нужно отметить ценные исследования, проведенные в нашем районе в 1979 году этнографической экспедицией кафедры этнографии Московского Государственного университета под руководством Т. И. Ведерниковой. Эта экспедиция решала задачу исследования татарских сел Саратовской, Куйбышевской, Оренбургской областей, а также взаимного влияния татар и русских, татар и чувашей, татар и мордвы, татар и башкир.

Академия наук Татарстана в 1998 году организовала экспедицию по изучению татарских сел Оренбургского района. В этой экспедиции участвовал и выпускник нашей школы, тогда аспирант Академии Наук Татарстана, ныне кандидат исторических наук Тухватуллин Айрат Халитович. В нашем районе участники экспедиции побывали почти во всех татарских селах и расспросили десятки старожилов о прошлом своего села, были записаны легенды, предания со слов старожилов.

Немало материалов для изучения истории сел собраны в краеведческих музеях школ района. В Тирис-Усмановском музее накоплен богатый материал, собранный основателем музея Шайдуллиной Х.Г. Здесь и тексты мемуарной литературы и фольклорных произведений. Источником для нашей работы являются записи по истории села Тирис-Усманово оставленные нам Шайдуллиным Ильясом Закируловичем. Он интересовался этим вопросом еще до войны, собрал богатый материал. Когда его призвали в срочную армию, решил взять эту драгоценную для него тетрадь с собой, чтобы не прерывать работу. Но началась великая Отечественная война, и он был отправлен на передовую фронта. Волей судьбы оказался в армии Власова. Попал в плен, тетрадь была потеряна в городе Таллинн. Вернувшись после фашистского плена, сталинских лагерей он восстановил историю села.

Решающую роль в изучении прошлого играют археологические раскопки. К сожалению, такого вида работы не ведутся в нашем районе. Но местные жители, работая на земле, находят интересные вещи.

Весной 1933 года, когда Шайдуллин Хайдар, старший брат Шайдуллина И.З., когда пахал землю, нашел 1,5 метровый идол и много медных монет. Ильясу тогда было всего 13 лет, но он запомнил арабские буквы на монетах, датируемые 1600 г. 1607, 1615 г. Это было на пригорке развилки двух речек «Ташлы кул».

В 1954 году, после схода талых вод, около поймы реки Тирис, Шайдулин И.З. обнаружил обгоревшую доску. На этом месте имелся большой слой золы, на площади 20 кв. м. При проведении раскопок данной местности был обнаружен искусно сделанный каменный нож. По виду материал ножа явно не из наших мест (напоминал мрамор). Это свидетельствует о проживании древних людей на территории нашего села.

И даже сегодня глубоко в земле, во время строительных работ, когда необходимо зарыть бревно, замечают слой перегноя (навоза). Это говорит о том, что когда-то давно на этих местах были стоянки скота, которую перегоняли по Оренбургско-Казанскому тракту.

Немаловажным источником для исследований являются и различного рода рукописные родословные книги, легенды, предания которые имеются почти в каждом селе, но они так и лежат "мертвым грузом", так как о содержании этих книг кроме хозяев никто почти не знает. При строго научной обработке такого рода источников мы смогли бы иметь неоценимый конкретный материал по истории отдельных сел, особенно дореволюционного периода.

Основная часть

Прошлое родного края, где он родился и вырос - не может не интересовать человека. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, как жили люди до нас? Откуда же пришло в оренбургские степи, на территорию сегодняшнего Абдулинского района татарское население? Каково их историческое происхождение, как формировался язык, на какие группы делятся татары, какова их численность и где находятся основные районы расселения татар?

Историческое развитие абдулинских татар неразрывно связано с развитием всего татарского народа. Степи сегодняшней Оренбургской области, расположенные между реками Урал (Яик) и Волгой, были пригодны для кочевой жизни. Поэтому города и села в этих районах возникли достаточно поздно.

Прадеды сегодняшних татар - гунны и другие тюркские племена в этих местах вели кочевой образ жизни еще во II-VII веках. Позже в этих степях появляются новые хозяева: в первой половине VIII –Х веков – печенеги и во второй половине Х века половцы.

К концу ХII века побережье Яика превращается в юго-восточную границу волжских булгар и здесь появились несколько укреплений. 1229 году в этих местах булгары сразились с группой монголо-татар. А в 1236 году, не сумев противостоять против сил Бату хана, отступают. Об этих событиях сообщают и русские летописцы: «Из низовий булгарам пришли напуганные половцы, а позже и уцелевшие в бою у реки булгары - защитники границы. Имя этой реке – Яик». 2

В годы становления Золотой Орды территории по Яику превращаются в улус как административный субъект. Бату хан отдает эти земли своему младшему брату Шайбану. К этому времени на территории, относящейся современной Оренбургской области, уже были укрепления татар. Об этом говорится в исторических источниках. Они размещались по берегам рек Яик, Сакмар и др. Но во времена распада Золотой Орды были разрушены, местонахождения некоторых из них до сих пор неизвестны.

С ХV – до середины XVI века в степях Яика была расположена Ногайская орда. После завоевания Казанского ханства ногайские мурзы признали себя вассалами русского царя, и перешли на государственную службу. До начала XVIII века здесь царствует кочевой образ жизни – здесь живут ногаи, башкиры и другие тюркские племена.

В это время к России присоединяется Малый Жуз казахов. С этого времени царское правительство начинает строить укрепления по берегу Яика и кочевые народы начинают оседлую жизнь: они входят в только что созданное войско яицких казаков.

Татарские села начинают возникать в начале XVIII века. Татары в эти края перебирались, прячась от рекрутчины, насильственного крещения. Переселенцы были в основном из Казани. К 30-50 годам их численность намного выросла. Причиной этому была политика Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны по насильственному крещению. К концу 30-ых годов за помощь в подавлении восстания башкир татарским старшинам были пожалованы новые земли, разрешено принимать у себя беженцев. Отдается приказ строить новые деревни по Новой Московской дороге (Оренбургско-Казанский тракт)3.

По данным переписи населения 1747 года (II ревизия) появляются 54 новых села, между селами было около 20 верст и крестьяне, которые жили в этих селах, должны были вести ямскую (почтовую) службу. В Оренбуржье особенно крупными считались села: Бугульма, Старые Шалты, Тирис-Усманово, Старо-Якупово, Староаширово, Старокутлумбетьево, Наурузово, Дусметьево, Сарманай, Мустафино, Юзеево, Каргалы и другие. По ревизии татар делили на три группы – ясачные татары, мишари, типтяри. По данным 1747 года численность мужского населения типтяр было 28750. А 1798 году мишаре составляли 17045, типтяр – 50121, а ясачные татары были записаны как государственные крестьяне. 4

Строительство Казань – Оренбургского тракта было поручено татарскому мурзе генералу Масяй. Его даже освободили от военной службы, чтобы он все внимание обратил только строительству этой дороги. Говорят, такое доверие, и ответственное поручение генерал Масяй заслужил за боевые заслуги. Ему самому выделили огромную территорию земли на пересечении земель Оренбуржья, Башкирии и Татарстана, на долинах рек Ик и Кандыз. Сначала генерал Масяй приезжает в Казань, распространяет «прельщатые письма» (фэрман) в районе рек Идел, Кама, Урал. Строителям дороги обещает землю и волю и к нему стекаются безземельные бедняки, денщики, беглый люд. Строительство дороги начали со стороны Казани. Через каждые 20 – 25 км строили ямские (почтовые) станции. Путник здесь отдыхал, менял коней и продолжал путь. Генерал Масяй своей главной резиденцией выбрал Старые Шалты. Слово «шауты» означает «остановку» (тукталыш)5. Первые жители поселились на берегу реки Шалты. Топонимика села Река Шалты, «Мукле чишмә6», «Бахтияр чишмәсе», «Чатра урманы», «Мишәр бүләге». Названия улиц, принятые в народе: Мәчет урамы, Ат чапкан оч (улица конных бегов).

Число жителей по переписи 1989 года – 883 человека. На 2008 год число дворов-306, пустых-60 проживает 692 чел.



Село Тирис-Усманово образовалось в 1737 году. Расположилось село на берегу реки Тирис. На этом месте первым поселился человек по имени Гусман. Граница земельных наделов, принадлежащих Гусману, обозначались так: справа (с запада) – воды Мочагая, слева (с востока) - воды Ик, с севера - Горелый мост, с юга - воды Сарай-Гирь. Вероятно, он был пожалован землей за участие в подавлении восстания башкир Эти земли были закреплены за Гусманом государством, путем составления договора. За использование этих земельных наделов он платил государству налоги и нес службу.

Река Тирис течет в обратном направлении по сравнению с другими близлежащими реками - с севера на юг, поэтому она называлась Киресу (с перевода татарского языка – обратная вода). Первоначальное название села Киресу – Гусман. Через некоторое время название упростилось: Тирис-Усманово.

В центральном Государственном Архиве Древних Актов (ЦГАДА, Москва) наиболее ранние сведения о деревне Тирис-Усманово содержится в материалах II ревизии по Бугурусланскому уезду за 1748 год. В итоговой записи числится 75 душ мужского населения.7

В материалах III ревизии за 1764 год имеются сведения о передаче земли из деревни Тирис-Усманово в новозаведенную деревню Урал.8

Описание деревни Тирис-Усманово имеются за конец ХVIII в. в ф. 1355. «Экономические примечания к планам генерального межевания по Бугурусланскому уезду: деревня Тирис-Усманово с деревнями, владение ясачных татар, однодворцев, тептерей из мордвы…число дворов татар 74, тептерей 3. Мужского населения 252…женского 320 (татар)».9

В списках населенных мест по Самарской губернии за 1864 г. значится: «Тирис-Усманово (старая) при речке Тирисяке…число дворов107, число жителей мужского пола -421, женщин - 452. Мечеть магометанская I.»10

В село со всех сторон стали собираться люди: с берегов реки Зея, из Казани, были и беглые солдаты. Гусман всех их принимал. Каждый народ образовал улицу. Те, что пришли из Тамбова поселились на улице, которую назвали «Домбау», те, что пришли из Зеи поселились на улице, которая сейчас называется Советская (раньше называлась Покровская), те, что из Казани улицу назвали – Восточной.

При царе солдаты несли длительную службу –25 лет, самое малое 8 лет. Поэтому беглых солдат в то время было много. Они прятались в больших лесах, в оврагах и грабили людей. После этого всего царь издал закон о том, чтобы все богатые, в том числе и Гусман, принимали всех беглецов и оставляли на жительство. Если Гусман спрашивал у беглецов: «Вы, с каких краев?» - они отвечали: «Не знаем, забыли свою родину», поэтому их называли типтяри. Тептяри - этнографическая группа татар этносословного происхождения. Формирование тептярей происходило на территории современного Башкортостана и в восточных районах Татарстана. По происхождению термина тептяр нет единого мнения. Ряд исследователей выводит его от персидского «дэфтэр» — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П.И. Рычкова, В.Н. Витевский). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев. Башкирский историк А.З. Асфандияров предложил версию трансформации башкирских слов «тибе–тибеле–типтере» в значении «вытеснять», «выталкивать», «быть отвергнутым». Административно тептяри с 30-х гг. XVIII в. делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимскому и Мензелинскому воеводствам, Оренбургской комиссии.

В 1790 г. тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк. Законом «О разделении тептярского полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми» от 12 июля 1798 г. переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора. Численность тептярей по переписям: в 1735 г. составляла 11 294, в 1767 — 33 656, в 1796 — 52 193, в 1834 — 105 864, в 1858 — 140 895 душ муж. пола. В последний раз они были зафиксированы в переписи 1926 г. — 27 387 человек. В настоящее время тептяри — часть татарского народа.11 Это свидетельствует о том, что старшина Гусман принадлежал к группе типтяр и был пожалован огромной территорией земли за службу.

В Тирис-Усманово в то время были люди разных национальностей: чуваши, чермеши и татары. Чуваши по имени Удинка и Соудинка были родными. Соудинка принял исламскую веру и поселился в нашей деревне. Их родословная: сын Соудинки-Саука - Салиха- Сайфи. Люди по фамилии Сайфиевы до сих пор живут в нашем селе. По имени Удинка вместе с чувашами поселился на месте современной Степановки – 1 («Удинка» - так в народе до сих пор называют это село).

Чермеши приняли исламскую веру и вместе с дедом Габдельманахом поселились в селе Тирис-Усманово за маленьким мостом.

Родственник Гусмана по имени Габдулла вместе со своей родней и хозяйством поселился на место, где сейчас стоит Перовская мельница. Рядом с ним поселились семей 20-25 крещеных татар. После этого Габдулла стал разоряться, через некоторое время он переселяется на родину жены - в Старый Шар, а крещеные татары остались там и носили имя Габдуллы.

В 1885- 1887 годах там приступили к строительству железной дороги. В связи с этим со всех сторон стали сюда съезжаться люди. Так образовалось Абдулино, ныне районный центр, небольшой городок. Вот материал из энциклопедии: «Впервые Абдулино упоминается в 1795 году как «новозаведённая деревня Абдулова» с населением в 37 человек, названная в честь старейшины Абдулы Якупова. С 1811 года стала называться Абдулино».12 Видимо из-за фамилии основателя Якупова есть версия, что Абдулино основал выходец из села Ново-Якупово. На самом деле это не так.

Еще один родственник Гусмана по имени Байбулат вместе с семьей и хозяйством поселился на берегу реки Болок. Вскоре сюда съезжаются мордва. Байбулат не захотел жить с мордвами, потому снова вернулся в Тирис-Усманово. А то место, где он поселился раньше и до сих пор называется Булатовкой.

В селе было три мечети. Первую мечеть построил купец, который приехал из Казани. В 1887 году по указу, в село Тирис-Усманово был прислан мулла Тухватулла сын Арслана из Нового Тириса. В скором времени Новый Тирис стал самостоятельным селом, поэтому он с отцом уехали к себе. После них приехал мулла по имени Хажейдини из села Кутлуева. В 1902 году была построена вторая мечеть, мулла - Хасанов Риян сын Габделфаттаха, позже Зиннур мулла. А третья мечеть была построена в 1918 году на средства 25 семей. Здесь муллой был Хабибулла сын Гарифуллы. Среди них всех образованным в народе считался Риян мулла.

В 1817 году в селе Тирис-Усманово были базар и контора. Базар был многолюдный, так как сюда съезжались люди из Казани, Бугуруслана, Оренбурга. В1862 году базар был продан в Покровку, позже хотели вернуть, но не смогли. Также раньше село было районным центром. Но вскоре контора переселилась в Сарай - Гирь, а затем уже в Абдулино.

По всеобщей переписи населения 1897 года деревня Тирис-Усманово относилось Бугурусланскому уезду. «Сословие - бывшие государственные крестьяне, национальность – тептяре, вероисповедание – магометанское, положение населенного места – при реке Тирис. Расстояние в верстах – от Самары 230, от уездного города – 60, от квартиры земского начальника – 45, от квартиры Стан. Прис. -25, от ближайшей железной дороги – 13. Число дворов – 209, число жителей – мужского пола – 575, женского пола -602, итого – 1177. Количество надельной или собственнической земли в десятинах – удобной – 5339, неудобной – 513. Мечеть магометанская. Школа. 4 водяные мельницы».13

Первым этапом собирательной деятельности в деревне является фиксация народных географических названий. Географические карты регистрируют не все названия. Множество названий мелких географических объектов - малых поселений, ручьев, холмов, полян не записывается картографами. Эти микротопонимы известны по большей части только местным жителям, иногда употребляются только в одной деревне. Народные названия с живой речью, с говором связаны теснее, чем официальные, связаны с окружающим человека миром природы; народные микротопонимы отражают характер хозяйственной деятельности человека, историю края. 14

Леса села сохранили имена своих основателей. Например «Тэлэкей - лес» К этому лесу мост через реку Тирис проложил человек по имени Тэлэкей. Дорога Айдара – человек по имени Айдар проторил дорогу в чащобу леса. Гора “Мотаркыяр “. Такое название горы связано с именем жителя села Мотар. На окраине села, этот человек имел огород, выращивал там огурцы (кыяр). Так и называется эта гора Мотаркыяр. Лес «Шалкан булэк» имеет свою историю. Как будто бы когда-то в наших лесах водилось немало медведей. Охотники чтобы их поймать сажали много репы (шалкан по-татарски) у опушки леса. Медведи становились очень легкой добычей.

Итак, фиксация народных географических названий - своеобразное очерчивание мира старой деревни с его границами, освоенными угодьями, водными и лесными объектами и т.д. Народные этимологии и топонимические легенды являются богатейшим материалом для изучения духовной культуры народа. Ясные по своей внутренней форме названия, может быть, и не нуждаются в расшифровке, но комментарии жителей всегда интересны и отражают современное отношение людей к языку и культуре. Конечно, надо учитывать несоответствие этих рассказов научной этимологии. Сохранение в памяти деревенских жителей народных топонимов - свидетельство бытования представлений о замкнутом мире «своей» деревни, предпочтение в назывании места «своим», а не официальным словом. Например, в селе Тирис-Усманово официальные названия улиц не совпадают с названиями, которые им дал народ. Улица Советская – Домбау (впервые заселились переселенцы из Тамбова), Садовая – Тау очы (Горная – рядом горы), Полевая – Кэжэ урамы (Козлиная – очень узкая улица), Казанская – Бирэн тыкырыгы (переулок «Обжора» - здесь на окраине был овраг, который поглощал весь мусор), Молодежная – Кытылдык («Избавились» На этой улице поселились семьи молодоженов, впервые нарушившие традиции жить с родителями). Что интересно, похожие названия улиц есть и в других селах.

В музее Тирис-Усмановской школы имеется уникальное генеалогическое дерево Хамидуллы, которая ведет начало еще с 1728 года. Хамидуллу маленьким мальчиком привезли из под города Казани села Керале из многодетной семьи. А у тети своих детей не было. Тогда по «Екатеринке» через наше село проезжали фаэтоны с девушками рабынями. Хамид влюбился в одну из них и попросил разрешения жениться на ней. Дядя выкупил невесту для него. Многие жители нашего села являются выходцами из этой родословной.15

В 50-60-е годы XVIII века русские помещики своих крестьян переселили в Бугурусланские и Бузулукские районы. Часть татар, желая сохранить свою свободу, вынуждены были построить новые деревни. В годы крестьянской реформы 1861 года это события повторяются вновь. Название сел, возникшие в этот период, начинается со слова «Новый» плюс название старого села из которого были основатели нового поселения. (Например, Новый Тирис, Ново-Якупово).



Село Новый – Тирис образовалось в 1895 году. Первые жители села переселились из села Тирис-Усманово и из села Зерикла (Степановка -1). Среди первых переселенцев были и люди из деревни Рузаевки (Уразаево) Мордовской Республики. Они поселились не на сегодняшнем месте деревни, а чуть подальше в «Ураза чокыры» (чокыр – овраг), там до сих пор есть остатки их строений – камни. В последствии они переселились в село Новый Тирис. Происхождение села объясняют по-разному: Первые переселенцы были из села Тирис-Усманово, татарское название села объясняется еще названием дерева Зирек – Жирекле. Есть еще одна версия. В деревне было много невест из села Тирис-Усманово и женщины между собой стали называть деревню Новый Тирис.

По седьмой ревизии за 09.04.1840 год сохранились записи: Новый Тирис людей – 119, в 1837 году наделены землей по 30 десятин на душу, актов на владение землей не имеют.16

Топонимика Река Тирис, «Имангол коесы» (колодец Имангула), «Шалкан куак» (шалкан – репа, куак – кусты), «Убалы урманы», «Жамиля кулы» (кул – рука), «Уразай чокыры». Неофициальные названия улиц: Аръяк (та сторона), Биръяк (эта сторона), Тубан оч (нижняя улица), Югары оч (верхняя улица).

По переписи населения 1989 года –416 человек. На сегодняшний день в селе проживают 330 человек 135 двор, пустых -26.



Село Новоякупово (Субхангулово - старое название) расположено в северо–западной части Оренбургской области на Бугульминско-Белебеевской возвышенности поднимающейся по водоразделам рек Волги, Камы и Белой. Новоякупово было основано в 18 веке. Основателями НовоЯкупово были Субханкул (75 лет) и его сын Якуп (45 лет). Они переселились из Староякупово и новый населенный пункт назвали Новоякупово. 11 января 1885 года последовало разрешение на постройку за счет казны Самарско-Уфимской железной дороги. В апреле 1886 года начали строительство одноколейной дороги и в августе 1888 года закончили. Открытие движения по железной дороге положительно отразилось на жителях деревни. Земледельцы продавали свою продукцию предпринимателю Марканову. Он перерабатывал зерно в муку, которую сбывал за границу.

По переписи населения 1989 года в Ново-Якупово -1044. По данным на 2008 год - 368 дворов 1061 человек.

Топонимика села - река Тирис, родник «Ак кое» (Белый колодец), «Кара тал» урманы (лес черной ивы), «Сөрмәт әрәмәсе» (әрәмәсе – место где растет много полыни), «Киретау очы». Неофициальные названия улиц: «Жирекле очы», «Сарай-Гир очы», «Нахаловка».

Возникновение татарских сел продолжается и в ХIХ – ХХ веках. В начале ХIХ века с запада к междуречью Волги и Яика переселяются мишаре. Они поселяются в Северный и Абдулинский район Оренбургской области (Ибряево, Кряжлы, Чеганлы, Абдарахманово).



Село Абдрахманово расположено по течению реки Ик (Ык), левого притока Камы. Село возникло в 1833 году. Из села Богдан Краснослабодского уезда Пензенской губернии приехали 12 семей во главе с Абдрахманом и поселились на берегу реки. Дед Абдрахман поссорился с помещиком: у него был убит сын Файзулла во время работы на него. Помещик лишил Абдрахмана земли. После смерти сына Абдрахман решил уехать. Поселился на берегу озера «Зур күл» или «Ялбай». На новом месте прожил 2 года и умер. До Октябрьской революции в селе было 90 крестьянских дворов. Из них: безлошадных 18 дворов, 28 дворов с лошадьми батрачили по соседним селам, 3-5 хозяйств держали батраков. Писать умели 3-4 человека (на арабском языке). Медицинский участок (медпункт) находился в 45 км в Коровино, почта - в 35 км в селе Покровка. Хозяевами села Абдрахманово считались: Хасанов Миргалим - сын купца, мулла, крупный торговец, Хисамов Гариф - кулак, скототорговец, Рахматуллин Хайбулла – имел мельницу, гурт рогатого скота, Гафуров Габдурахим кулак – кулак, ростовщик.

Топонимика села Река Ик, чишма (родник) «Зур күл», «Хаҗәр чокыры», Парк Кутдуса Каримова. Улицы «Кинат бай» урамы, «Чишма урамы». По переписи населения 1989 года – 386 человек. По данным 2008 года: число дворов -174, проживает 370 человек. В Абдрахманово живут в основном мишари.

Мишари (устар. мещеряки) — этническая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование этноса мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере.

Во времена Золотой Орды существовал Мещерский юрт. После распада Орды земли мишари не вошли в состав Казанского ханства, а с конца XV века находились в составе русского государства. В конце XVI века правительство переселяет часть мишарей на территорию Башкирии. Миграция на Урал с волжского правобережья активно продолжалась до середины XVIII века.

В 1798—1865 мишари Урала, в отличие от других татар региона, не платили ясак, а находились в военно-казачьем сословии наряду с русскими казаками и башкирами. Несли пограничную службу вдоль реки Яик. После перевода мишарей из военного сословия в гражданское намечается сближение их самосознания с бывшими ясачными татарами, которые теперь находились, наравне с мишарями, в сословии государственных крестьян.

Мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, традиционно мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX в. многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним мишар в основном сохраняется лишь как самоназвание второго уровня17.



Село Чеганлы образовалось в 1748 году в бассейне реки Ик. По легенде здесь в 1759 поселились выходцы из современной территории Башкирии. В 1779-1789 годах мишаре из Саранского уезда деревни Чеганлы Тамак. В 1792 году тептяре из Бугульминского уезда деревни Тураево. В первой половине 1792 года по указу Уфимской казенной палаты Белебеевского округа перешли из деревень Рэ Тамак, Зерменеево, Шаховка, Ильметьево в числе 52 мужчин, 43 женщин.18 По одной версии название села происходит от переселенцев из деревни Чеганлы Тамак Саранского уезда, по другой от слова «Чаган» - клен. Вдоль оврага, где поселились первые жители села, росло много клена.

Топонимика села Река Ик., «Сладкий родник», «Шешек тауы»-курган, “Чаганлы чокыры». Народные названия улиц: Гармун урамы, Ат чапкан оч, Карамал очы.

По седьмой ревизии за 09.04.1840 год сохранились записи: «Чеганлы людей – 54, в владеют землей совместно с казенными татарами, наделены землей по 15 десятин на душу».19 По переписи населения 1989 года – 644 человек. Сегодня в селе: число дворов 230, пустых-10, проживает 630 человек.

По традиции села назывались по имени человека, который первым заложил фундамент этой деревни Село Семянле (Степановка -2) образовалось в середине XVIII века. Выселка из Старых Шалтов. Один из переселенцев - Яңабирде-имел 12 сыновей. Среди переселенцев так же был чувашин Семен. Он выделил Яңабирде липовник, т.к. он умел плести лапти. Из Тамбовской губернии переселились мордва. Население села по национальности смешанное. Сегодня в селе проживают татар-276 чел, мордва-170, чуваш-141, русских-98, украинцев-15. 130 дворов 50% - татары.

Топонимика села: река Сумеля (Семянле), родник «Султанай», «Балтан чокыры», «Хәзинә тауы», «Федоровка», «Макаровка». Улицы Яңабирде урамы, Разиновка, Семеновка.

В 20 -30-е годы ХХ века образуются Асекеевский, Матвеевский, Шарлыкский и другие районы. Многие из них формируются во времена коллективизации как коммуны и должны были служить как пример «старым хозяйствам».

Абдулинский район расположен в северо-западной части Оренбургской области, образован в 1928 году. Население 46754 чел (1989г.), в том числе- 5038 татар.

На сегодняшний день в Абдулинском районе всего населенных пунктов -50 : 1- город, 31 село, 6 деревень 11 поселков, 1 ж/д разъезд из них 6 татарских сел: село Тирис-Усманово (788 жителя), село Ново-Якупово (1043), село Старые Шалты (883), село Чеганлы (644), село Абдрахманово (386), село Новый Тирис (416 ). В 1917 году на территории Абдулинского района функционировало 14 мечетей, 1 медресе, 6 мэктеб. Сегодня в районе функционирует 5 мечетей.

В изучении истории сел большую роль играют народные легенды. Но во многих легендах исторические персонажи и события переплетаются с мифическими героями и событиями. Много несоответствий исторической реальности. Например, образование сел связывают только с политикой насильственного крещения Ивана Грозного, указом Екатерины II.

В татарских селах Оренбургской области живут не только казанские татары, типтяре и мишяре, но и бежавшие от христианизации чуваши, удмурты, мордва. Переняв ислам, они начинают называть себя татарами. После подавления восстания Пугачева часть башкир переселяются на территории сегодняшнего Асекеевского района, сегодня их правнуки называют себя татарами. Напротив тюркские народы, которые вошли в состав яицкого казацкого войска называют себя русскими.



Заключение

Как мало мы знаем о тех местах, где живём. Нам предоставляется возможность познать то, о чём мы не знаем, и обратить внимание на то, мимо чего мы проходим ежедневно и не ценим. Каждый уважающий себя человек должен знать и любить свою малую Родину. Нельзя жить в селе и не знать его историю. Или же по традиции села назывались по имени человека, который первым заложил фундамент этой деревни.



Выводы

  • В ходе исследования мы пришли к выводу, что татары в Абдулинском районе появились, прячась от рекрутчины, насильственного крещения.

  • Татарские села в основном образовались как результат организации ямской (почтовой) службы. Об этом говорит и то, что расстояние между селами примерно 20-25 км. На таком расстоянии и строились ямские станции вдоль дорог.

  • Сравнив историю, топонимику, этимологию сел нашего района20, мы нашли в их истории много общего, в то же время характерное для каждого села своеобразие, неповторимость

  • Татарские села возникли в XVIII веке и проблема «исчезнувших сел» их пока не коснулась.

  • Историческое развитие абдулинских татар неразрывно связано с развитием всего татарского народа, и, конечно же, имеет неразрывную связь с историей России.

Новизна работы

  • представлен анализ круга теоретических источников, посвященных исследованию миграций татарского населения в Оренбургских степях;

  • раскрыты новые факты в истории образования татарских сел Абдулинского района;

  • выявлены новые версии в объяснении названий сел района.

Значимость работы

В результате такой работы постепенно складывается архив этнографических и фольклорных материалов, который представляет интерес для фундаментальной науки. Материалы, показанные нами, могут быть отправной точкой для многих курсовых работ, докладов, статей. Их можно будет представить не только на юношеских, но и на «взрослых» научных конференциях.

Глубокий интерес школьников и преподавателей к народной культуре заставляет самих жителей сел и деревень по-другому оценить свое знание и жизненный опыт.

Рекомендации

Эта работа рекомендуется для всех, кто не равнодушен к сельской местности: для жителей сел Абдулинского района, чтобы они по-новому взглянули на него, поняли, в каком красивом месте мы живём; для людей, которые впервые посетили наше село; для предпринимателей, которые бы увидели перспективы для развития бизнеса.

Чувству Родины нельзя научить насильно. Человек рождается с ним, пусть даже оно заглушено годами исторического беспамятства. Разбудить это чувство в душе человека – значит дать толчок к осмыслению того, на какой земле он живет. А что может быть сильнее чем вопрос: кто я? откуда я? каковы мои корни? кто были мои предки, на какой земле они жили? кого любили и что составляло их жизненное счастье?

Не изучая историю, не зная прошлое нельзя понять настоящее и строить будущее. Потому что жизнь сегодня - это плод тысячи и тысячи лет. История – это память. Она учит не забывать тех, кто сложил за нас головы. Она учит не повторять прошлых ошибок, быть едиными.

В последнее время на страницах печати часто встречаются слова “зомби”, “манкурт”. В одном из произведений Чингиза Айтматова рассказывается такая легенда21.

Давным-давно жило одно кочевое племя. От других оно отличалось тем, что забирало людей другого племени в рабство и обращалось с ними с особой жестокостью: рабов сбривали наголо, затем им на голову надевали шапку из шкуры только что зарезанного верблюда. На беспощадно палящем солнце сырая кожаная шапка высыхала и словно тиски сжимала голову. Люди кричали. Чтобы не слышать криков их увозили далеко в пустынные степи и привязанными оставляли под палящим солнцем. Шапка еще больше сжималась и продавливала череп. После этой жестокой пытки мало кто оставался в живых. Оставшиеся в живых не помнили кто они, откуда. Они забывали родителей, свой язык, свой народ, свою культуру, свою родину, делали все, что приказывали им их новые хозяева - превращались в манкуртов. Нужно быть осторожными. Как бы и нам не превратиться в таких существ.

Еще древние мыслители говорили: “Отними у народа историю, и он превратится в стадо”. А у известного русского писателя Федора Абрамова есть прекрасные слова: “Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда он забывает свою историю”.

Необходимо просто помнить, что прошлое, из многих нитей существований, намерений, дел народа, как бесконечный канат, никогда не разрывалось. И связующим звеном от наших предков к потомкам являемся мы с вами. И как только хотя бы один из нас забывает об этом, страдает весь народ. Наступает смутное время беспамятства.  


Литература


  1. III ревизия за 1764 год л.134w

  2. VII ревизия по Бугурусланскому уезду за 09.04. 1840 год

  3. Абдулов З. «История татар» Магариф, № 7, 2004

  4. Архив данных краеведческого музея МОУ «Тирис-Усмановская СОШ»

  5. Архив данных МОУ «Новоякуповская СОШ»

  6. Архив данных Абдрахмановской школы

  7. Архив данных Чеганлинской школы

  8. Архив данных Старошалтинской школы

  9. Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320

  10. Ахмаров Г. О языке и народности мишарей. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 282-300

  11. Давлетшин Г.М Рассказы по истории Татарстана «Магариф» Казань 268 с

  12. «Ландратские книги и ревизские сказки», II ревизия по Бугурусланскому уезду за 1748 год оп.2, д.2450.Лл.128-134 ф 350

  13. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. по Оренбургской области (распределение населения по национальностям / Оренбургский обл. ком. стат. — Оренбург, 2004. — С. 5.

  14. Тухватуллин А.Х. «На берегах Сакмара остались наши следы» // ZAMAN №22, 1999

  15. Списки населенных мест по Самарской губернии за 1864 г (с.48).

  16. «Экономические примечания к планам генерального межевания по Бугурусланскому уезду» д.1876.л.93 об. д. 2455, л. 16

  17. http//www.wikipedia.ru




1 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. по Оренбургской области (распределение населения по национальностям / Оренбургский обл. ком. стат. — Оренбург, 2004. — С. 5.

2 ЛСРЛ, I т., 453 с.

3 Приложение №1 Карта «Оренбургско-Казанский тракт

4 Тухватуллин А.Х. «На берегах Сакмара остались наши следы» // ZAMAN №22, 1999

5 Абдулов З. «История татар» Магариф, № 7, 2004

6 чишмә - родник

7ф 350 «Ландратские книги и ревизские сказки», II ревизия по Бугурусланскому уезду за 1748 год оп.2, д.2450.Лл.128-134

8 III ревизия за 1764 год л.134w

9«Экономические примечания к планам генерального межевания по Бугурусланскому уезду “ д.1876.л.93 об. д. 2455, л. 16

10 Списки населенных мест по Самарской губернии за 1864 г (с.48).

11 Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320.

12 http//www.wikipedia.ru

13 Приложение №2

14 Приложение № 4 Сравнительная таблица сел Абдулинского района. Топонимика

15 Приложение № 3 Родословная Хамидуллы

16 VII ревизия по Бугурусланскому уезду за 09.04. 1840 год

17 Гайнутдин Ахмаров. О языке и народности мишарей. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 282-300.

18 Данные из Центрального архива города Уфы

19 VII ревизия по Бугурусланскому уезду за 09.04. 1840 год

20 Сравнительная таблица «Татарские села Абдулинского района» Приложение № 4

21 Давлетшин Г.М Рассказы по истории Татарстана «Магариф» Казань с.7








Лето: сезон, слишком жаркий, чтобы делать то, для чего зимой было слишком холодно.
ещё >>