I. высшие органы ООН - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа совместной информационной кампании под эгидой Представительства... 1 61.65kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «История государства и права Беларуси» 1 43.42kb.
Высшие органы государственной власти уругвая 1 308.44kb.
Мисаилова Александра, 9 а класс Экономический и социальный совет... 1 10.18kb.
Конституция (основной закон) союза советских социалистических республик 1 251.96kb.
Информация о совещании экспертов по коммерческим регистрам 1 44.05kb.
Высшие органы исполнительной власти субъектов 1 323.31kb.
Подцарство Высшие растения. Отдел Риниофитовидные 1 99.22kb.
Условия проведения конкурса 1 93.16kb.
«голубые каски» ООН на службе мира 1 144.89kb.
35. Роль и место ООН в развитии международных экономических отношений 1 39.37kb.
Т. Г. Нилова, главный специалист отдела официальных и нормативных... 1 97.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

I. высшие органы ООН - страница №1/1



ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ:

структура и функции

I. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ООН

1. Генеральная Ассамблея

2. Совет безопасности

3. Экономический и социальный совет

4. Совет по опеке

5. Международный суд

6. Секретариат

II. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АГЕНТСТВА

1. Международная организация труда

2. Продовольственная и сельскохозяйственная организация

3. Всемирный банк и Международный валютный фонд

4. ЮНЕСКО


  1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле

6. Всемирная организация здравоохранения

III. ФУНКЦИИ ООН

1. Сохранение международного мира и безопасности

a) разрешение конфликтов

б) контроль над вооружениями и разоружение

2. Экономическое сотрудничество

а) финансирование экономического развития

б) торговля и развитие

3. Сотрудничество в социальных вопросах

а) проблема беженцев

б) права человека

в) контроль за наркотиками

г) проблемы здравоохранения и благосостояния

д) окружающая среда



  1. Развитие международного права

IV. Управление ООН

  1. Финансы

  2. Секретариат

3. Привилегии и иммунитет

4. Штаб-квартира

Литература

Руководящую структуру ООН образуют шесть главных органов - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный Суд, Секретариат.


Генеральная Ассамблея (ГА)
ГА - единственный орган ООН, в котором представлены все члены организации. Основные функции ГА - дискуссионная, наблюдательная, финансовая, элективная. Основная из них - дискуссионная: Ассамблея может обсуждать любую проблему и выносить любые рекомендации в рамках своей компетенции, как ее определяет Устав ООН. Решения ГА не имеют обязательной силы, - при этом, однако, ее влияние на ход международных процессов систематически возрастает; важную роль в этом играют специальные конференции по той или иной глобальной проблеме, организуемые ГА.

ГА осуществляет контроль за деятельностью органов ООН в экономической и социальной областях; перед ней ежегодно отчитываются Генеральный секретарь ООН, Совет безопасности, Экономический и социальный совет, Попечительский совет; в прерогативы ГА входит возможность направлять свои рекомендации этим органам.

Решения по обсуждаемым проблемам (т.н. сущностные вопросы; substantive questions) принимаются квалифицированным большинством (две трети голосов); по процедурным вопросам - простым большинством.
Совет безопасности (СБ)
Устав ООН наделяет СБ исключительной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности. Совет первоначально состоял из 11-ти членов - пяти постоянных и шести временных; последние избирались ГА на двухлетний срок. Концепция “непостоянных членов” изначально служила тому, чтобы обеспечивать представительство тем или иным регионам или группам государств. Со временем и по мере расширения членства в ООН, однако, эта практика все чаще стала наталкиваться на определенные трудности. С 1965 г., когда была принята соответствующая поправка в Устав ООН, в СБ стали входить 15 государств - 5 постоянных членов, как то было с самого начала, и 10 временных, каковые стали избираться по следующей формуле: 5 государств от Африки и Азии, 2 - от Латинской Америки, 1 - от Восточной Европы, 2 - от Западной Европы плюс 3 другие государства. После объединения Германии дебаты о составе СБ возобновились; Германия и Япония подали заявки на участие в качестве постоянных членов СБ.

Принимая Устав ООН, члены обязуются выполнять решения СБ. Эти решения касаются преимущественно вопросов, связанных с поддержанием международного мира и безопасности. Устав ООН уполномочивает СБ рассматривать (вплоть до проведения соответствующего расследования) любые международные споры, угрожающие миру и безопасности, и давать свои рекомендации по разрешению конфликтов мирными средствами; при необходимости СБ может принимать соответствующие меры принуждения - главным образом требовать от членов ООН принятия санкций против любого государства, деятельность которого несет в себе угрозу международному миру или идет вразрез с решениями Международного суда, если таковые имели в данном случае место. СБ также вправе рекомендовать те или иные процедуры по “регулированию” национальных вооруженных сил.

Председательство в СБ осуществляется по очереди каждым государством-членом в течение одного месяца. По процедурным вопросам решения принимаются по формуле “простое большинство плюс один голос”; по сущностным вопросам, включая рассмотрение международных споров и применение санкций, решения принимаются по той же формуле с той оговоркой, что постоянные члены имеют здесь право воздерживаться при голосовании, но принятое решение в этом случае остается в силе. Если государство - постоянный член СБ накладывает вето на то или иное предложение по непроцедурным вопросам, это предложение снимается с повестки дня, даже если за него подано девять голосов - правило, известное как “принцип солидарности великих держав”. Является ли вопрос процедурным или сущностным, - это, по принятой практике, само по себе является сущностным вопросом.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС)
ЭКОСОС направляет и координирует экономическую, социальную, гуманитарную и культурную деятельность ООН и ее специализированных агентств. По Уставу, Совет уполномочен формулировать рекомендации относительно международных действий по экономическим м социальным проблемам; содействовать соблюдению прав человека в мире; содействовать международному сотрудничеству в вопросах здравоохранения, образования, культуры и смежных областях. ЭКОСОС также наблюдает за работой региональных комиссий - для Европы, Азии, Латинской Америки и Африки - шести функциональных комиссий - по статистике, народонаселению, социальному развитию, правам человека, положению женщины и наркотикам. Эти комиссии формулируют резолюции, рекомендации и разрабатывают международные конвенции, которые затем становятся предметом дискуссии и основой действий для ЭКОСОС и ГА. 54 члена ЭКОСОС (первоначально 18) избираются ГА.
Совет по опеке.
Совет по опеке осуществлял и осуществляет наблюдение за управлением территорий, находящихся под опекой (несамоуправляемых территорий). Первоначально таковых было 11 - бывшие колонии в Африке и Тихоокеанском регионе. К началу 90-х годов осталась лишь одна такая территория - группа островов Палау, управляемая США. В результате деятельность Совета, в сущности, сошла на нет.
Международный суд (МС)
МС - главный юридический орган ООН. Происхождение МС восходит еще к концу XIX в.: идея первого международного суда, который регламентировал бы принципы разрешения международных споров, возникла на Гаагской конференции в 1899 г. Самый суд был создан в рамках Лиги Наций в 1919 г.; в 1945 г. он стал частью ООН.

Решения МС имеют обязательную силу, а его юрисдикция охватывает “все случаи, которые стороны представляют на его усмотрение, а также все случаи, специально оговоренные в Уставе ООН или в действующих международных договорах и конвенциях”. По запросу ГА или СБ, а также специализированных агентств ООН, уполномоченных на то ГА, Суд может также формулировать мнения совещательного характера. Основная проблема МС заключается в том, что государства весьма редко обнаруживают волю к передаче сложных политических проблем на рассмотрение Суда.

15 судей МС избираются ГА и СБ, голосующими независимо друг от друга. Не могут быть избраны двое судей от одной страны; должны быть представлены “различные цивилизации” и основные правовые системы мира. Судьи избираются на 9 лет и могут быть переизбраны. Штаб-квартира МС в Гааге.
Секретариат (С)
С. возглавляется Генеральным секретарем ООН, который назначается на пятилетний срок (и может быть назначен повторно) Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. В дополнение к тому, что Генеральный секретарь есть главное административное лицо ООН, на него возложены и другие важные политические функции, прежде всего мандат на то, чтобы выносить на обсуждение ГА любую проблему, чреватую угрозой для международного мира и безопасности. С. осуществляет повседневные операции ООН, направляя политику и программы, выработанные другими органами.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АГЕНТСТВА ООН
Организационная структура ООН также включает в себя ряд специальных органов, созданных ГА, и автономных специализированных агентств. Вспомогательные органы подотчетны ГА или ЭКОСОС или обоим этим органам. Одни из этих агентств финансируются непосредственно ООН, другие - добровольными вкладами государств или даже частных лиц. Кроме того, ЭКОСОС находится в “консультативных отношениях” с сотнями неправительственных организаций, действующих в экономической, социальной, культурной, образовательной и здравоохранительной областях.

Специализированные агентства ежегодно отчитываются перед ЭКОСОС и часто сотрудничают друг с другом и другими органами ООН. Они, однако, независимы в том, что касается бюджета и своих руководящих органов: руководитель соответствующего агентства назначается этими органами независимо от ГА и Генерального секретаря. Основными специализированными органами ООН являются: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ЮНЕСКО, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Всемирная организация здравоохранения. Двумя наиболее мощными и одновременно наиболее независимыми от решений ООН специализированными агентствами являются также Всемирный банк и Международный валютный фонд.


Международная организация труда (МОТ)
В 1919 г. Парижская мирная конференция создала комиссию по законодательству в международной трудовой области, которая получила название Международной трудовой организации. В 1946 г. организация стала первым специализированным агентством ООН.

Цели МОТ - содействовать улучшению условий труда и уровня жизни работников через систему международного сотрудничества. Одна из важнейших ее задач - устанавливать стандарты условий труда, заработной платы, продолжительности работы, минимальных возрастных уровней занятости, страхования, безопасности на рабочем месте, инспекции. Государства-члены МОТ обязуются инкорпорировать рекомендации и стандарты МОТ в национальное законодательство.

В 1960 г. с участием МОТ был создан Международный институт изучения труда со штаб-квартирой в Женеве. Начиная с 1969 г., реализуется Всемирная программа занятости, пропагандирующая промышленные стратегии, несущие в себе возможность увеличения занятости во всем мире, особенно в беднейших странах. В 1983 г. в рамках МОТ принята конвенция о правах рабочих-инвалидов. В 90-х годах акцент делался на правах человека, детском труде, проблемах окружающей среды.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация

(ФАО: Food and Agriculture Organization)
Продовольственная и сельскохозяйственная организация - первое специализированное агентство ООН, созданное после второй мировой войны (1945 г.), - имеет своей целью содействовать продовольственной безопасности в мире, особенно в развивающихся странах. Задачи организации осуществляются через широкий круг программ технического содействия, консультирования, подготовки кадров, исследований - все это в таких областях, как сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство, экономика в целом, чрезвычайные ситуации. Штаб-квартира ФАО находится в Риме.

Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ)
ВБ и МВФ сложились еще во время второй мировой войны для подготовки послевоенного финансового и экономического сотрудничества. По инициативе США и Великобритании в июле 1944 г. в Бреттон Вудсе (США) была проведена т.н. Монетарная и финансовая конференция (UN Monetary and Financial Conference), на которой были представлены 44 государства (хотя послевоенная финансовая система - т.н. Бреттон-вудская система - была сформирована преимущественно США).

Основные задачи ВБ, как они были декларированы изначально, - содействовать реконструкции и развитию государств-членов через капиталовложения в производственный сектор, будь то капиталовложения из частного сектора (в таких случаях ВБ обычно соучаствует в инвестировании, тем самым выступая в роли гаранта) или займы из собственных резервов банка, если для данного случая трудно найти частный капитал на приемлемых условиях. МВФ призван был стабилизировать отношения между национальными валютами и обеспечить сотрудничество государств в этой области; основной инструмент здесь - займы для предотвращения резких перепадов в курсах национальных валют.

Оба агентства уже многие годы являются предметом острых дискуссий между западными индустриальными и развивающимися странами: первые настаивают на идеологии свободного рынка, в то время как вторые стоят на том, что эта философия влечет за собой неприемлемо высокие издержки для развивающихся стран. Тем не менее, в последние десятилетия - после завершения послевоенной реконструкции в странах Запада, с одной стороны, и деколонизации, - с другой, фокус деятельности ВБ и МВФ переместился от развитых к развивающимся странам.

ВБ фактически охватывает три отдельных института - Международный банк реконструкции и развития, выступающий главным компонентом ВМ; Международную ассоциацию развития и Международную финансовую корпорацию. В 1945 г. Соглашение об образовании ВБ подписали 26 государств; к началу 90-х гг. Банк насчитывал более 160 членов. Управление банков осуществляется Исполнительным советом с Исполнительным директором во главе; голосование носит “взвешенный” характер соответственно размерам первоначального взноса государств-участников в совокупный капитал ВБ.

ВБ может предоставлять займы непосредственно, выступать гарантом займов, предоставляемых другими источниками, или соучаствовать в таковых. Получателем займов может выступать национальное государство как таковое, любые его политические институты, частный бизнес вплоть до отдельно взятого предприятия. Фонды ВБ образуются путем заимствования на свободном рынке капиталов.

На первых порах ВБ предпочитал направлять займы на широкомасштабные инфраструктурные проекты - дороги, порты, энергетические системы и телекоммуникации. С начала 70-х годов произошел сдвиг к сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению в странах “третьего мира”, а в 90-х гг. к проблемам окружающей среды.

По общему убеждению, многие программы ВБ имели весьма небольшой успех в том, что касается их общей идеи, - содействовать выходу развивающихся стран из бедности хотя бы к минимальной самодостаточности, - и это обстоятельство в еще большей степени обостряло международную дискуссию вокруг ВМ. Начиная с 80-х годов и по сегодняшний день, ситуация усугубляется “мировым кризисом задолженности” и тем, в частности, фактом, что все большее число государств-должников оказывается неспособным возвращать займы и даже обслуживать свои долги.

МВФ возник в 1945 г. Управляется Советом управляющих и 22-мя исполнительными директорами. В общем капитале МВФ каждое государство-член имеет свою квоту, высчитываемую по формуле, учитывающей его ВНП, резервы и торговый потенциал; эту квоту оно выплачивает в своей собственной валюте, что затем позволяет ему приобретать любую иностранную валюту для тех или иных целей. Квота члена МВФ определяет как его “вес” при голосовании, так и его доступ к фондам МВФ. Кроме того, существует целый ряд механизмов, позволяющим государствам получать краткосрочные кредиты и займы в ситуациях тех или иных трудностей.

Расширение мировой торговли и ряд международных финансовых кризисов вызвали к жизни спрос на дополнительные финансовые ресурсы. В 1971 г., как следствие этих кризисов, США отказались поддерживать фиксированное золотое обеспечение доллара, что положило конец послевоенной Бреттон-вудской валютной системе. В 1973 г. была введена новая система плавающих курсов, используемая и поныне. В результате МВФ отказалась от своей прежней задачи стабилизировать валютные отношения в кризисных ситуациях; внимание Фонда переключилось на проблематику мировой задолженности.

МВФ предоставляет займы главным образом на краткосрочную перспективу. На практике это всегда отвечало интересам в большей степени развитых стран, составлявшим основную массу получателей в 60-е годы, нежели развивающихся государств. При этом, однако, после нефтяного кризиса 1973 г. именно развивающиеся страны все чаще стали обращаться за помощью к ВМФ. “Третий мир” оказался в возрастающей зависимости от ВМФ, - и это в ситуации нестабильных экспортных рынков, возрастающей стоимости импорта и роста уже имеющейся задолженности. Более того, условия заимствования, практикуемые ВМФ, при которых Фонд настаивает на тех или иных структурных изменениях в экономике получателя (например, снятие ограничений на внешнюю торговлю, общая либерализация торговли, сокращение расходов в интересах сбалансированного национального бюджета и др.) стали еще одним камнем преткновения между развитыми и развивающимися странами. При всем этом членство в МВФ систематически расширялось.


ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization)

Корни ЮНЕСКО лежат в попытках еще Лиги Наций содействовать международному сотрудничеству в вопросах образования, науки и культуры. Учредительная конференция ООН включила эти цели и в программу Объединенных Наций, после чего в 1946 г. в Лондоне и была создана ЮНЕСКО. Организация строит свою деятельность на той посылке, что мир и международная безопасность требуют не только политического и экономического сотрудничества государств, но и их совместных интеллектуальных усилий.

ЮНЕСКО поддерживает усилия государств-членов в этой области через конференции, семинары и публикации; содействие исследованиям и обмену информацией и знаниями; техническое содействие. В так называемых “субстантивных” программах ЮНЕСКО акцент делается на работе с профессиональными (неправительственными) организациями в образовании, науке и культуре; при этом организуются различные форумы для дискуссий и обмена информацией, симпозиумы и семинары; выпускаются соответствующие публикации. В “операционных” программах целью является содействие развивающимся странам в таких задачах, как борьба с неграмотностью, подготовка учителей, развитие институтов образования. Образование является основной сферой деятельности ЮНЕСКО.

В социальных науках ЮНЕСКО делает акцент на исследованиях и подготовке кадров в развивающихся странах, преодолении стереотипов расизма и апартеида, утверждению прав человека. Важное направление - сохранение культурного наследия и защита исторических памятников.

Решения ЮНЕСКО не являются обязательными для стран-членов.

В 1984 г. из ЮНЕСКО вышли США, мотивируя это чрезмерной политизированностью организации, а в 1985 г. - Великобритания и Сингапур.


Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)
ГАТТ, основанное в 1948 г., является, в сущности, многосторонним договором, регламентирующим правила осуществления мировой торговли. Торговые ограничения были одной из причин мировой экономической депрессии 1930-х годов, что и вызвало необходимость соответствующего регулирования международной торговли. После неудачной попытки создать в 1948 г. Международную торговую организацию в качестве специализированного агентства ООН, ГАТТ как компромиссный вариант стал единственным глобальным инструментом для регулирования торговой деятельности стран мира. Сегодня свыше 100 стран, на долю которых приходится около 90% объема мировой торговли, являются членами, или, как говорят, “договаривающимся сторонами” ГАТТ. Согласно принципам ГАТТ, торговля должна вестись на недискриминационной основе, национальная промышленность может быть защищаема лишь таможенными тарифами, но не количественными ограничениями, а снижение тарифов должно проводиться на основе многосторонних договоренностей. ГАТТ выступает как форум для переговоров и дискуссий, имеющий целью содействовать честным правилам игры, расширению мировой торговли и разрешению конфликтов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
ВОЗ, основанная в 1948 г., служит углублению международного сотрудничества в здравоохранении и унаследовала целый ряд задач от Здравоохранительной организации Лиги Наций, созданной в 1923 г., а также от Международной организации общественной гигиены (Office International d'Hygiene Publique) в Париже, основанной в 1907 г. Эти задачи включали в себя эпидемический контроль, карантинные меры, стандартизацию лекарственных средств. Устав ВОЗ, однако, предусматривает значительно более широкий мандат - содействовать достижению “возможно более высокого уровня общественного здоровья” во всех государствах мира. Здоровье определяется как “состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только лишь как отсутствие болезни” и рассматривается как одна из фундаментальных предпосылок международного мира и безопасности.

С конца 1970-х годов целью ВОЗ объявлено “Здоровье для всех к 2000 году”, что предполагалось осуществить через развитие здравоохранения. Деятельность ВОЗ охватывает три основных направления: 1) организация обеспечивает форум для информационных обменов и исследований, передавая национальным органам информацию о распространении эпидемий, где бы они ни зарождались; секретариат ВОЗ систематически информирует государства-члены о новейших открытиях в медицине, использовании вакцин, онкологических исследованиях, питании, контроле над наркотиками, опасностях ядерной радиации; ВОЗ также пересматривает и обновляет соответствующие медицинские стандарты; 2) организация вырабатывает меры контроля над эпидемическими и эндемическими заболеваниями, что выражается главным образом в массовых кампаниях, инициируемых ВОЗ, против заразных болезней; таковые кампании уже искоренили оспу, почти искоренили чуму и резко сократили случаи ряда других заболеваний. Работа ведется преимущественно через массовую вакцинацию, инструктаж по использованию антибиотиков и инсектицидов, улучшение лабораторных и клинических технологий, обеспечение чистой водой и создание соответствующих санитарных систем; 3) ВОЗ также содействовал расширению административных систем здравоохранения в странах-членах, особенно в Африке, Азии и Латинской Америке. Организация обеспечивает техническое содействие правительствам, направляет международные группы экспертов для исследований и демонстрационных проектов, помогает в планировании и создании местных медицинских центров, содействует в подготовке национальных медицинских кадров.

Сегодня ВОЗ координирует международные усилия по борьбе со СПИДом, включая программы по сбору и распространению информации, поддержку исследований, меры по контролю и предотвращению его распространения.
ФУНКЦИИ ООН
Поддержание международного мира и безопасности

a) разрешение конфликтов

Первоосновной функцией ООН является поддержание международного мира и стабильности. Глава 6 Устава ООН предусматривает мирное разрешение конфликтов такими средствами, как переговоры, посредничество, арбитраж и/или судебные решения (Международного суда). Если мирное урегулирование оказывается невозможным, на первый план выдвигаются цели коллективной безопасности, когда безопасность каждого отдельного государства обеспечивается всеми государствами, а агрессия влечет за собой коллективный отпор, как то предусмотрено в главе 7 Устава ООН. На практике, однако, структуры коллективной безопасности не получили развития. В период “холодной войны” идея коллективной безопасности уступила место превентивной дипломатии, после чего вновь послышались призывы к ООН вернуться к реализации первоначальных положений о коллективной безопасности.

Согласно статье 6, при возникновении конфликта Совет безопасности обязан, прежде всего, искать возможности мирного его урегулирования. Если стороны конфликта оказываются не в состоянии мирно разрешить его собственными средствами, Совет безопасности обязан более настоятельно призвать их к тому, одновременно рекомендуя те или иные процедуры или методы, соответствующие условия урегулирования.

СБ имеет мандат на рассмотрение (вплоть до расследования) любого конфликта или ситуации, чреватой опасностью перерастания в международный конфликт. Устав ООН предусматривает для таких случаев принцип постепенности - от экономических и дипломатических санкций до военного вмешательства. Подписав Устав ООН, все члены обязались при необходимости предоставлять Совету безопасности соответствующие воинские контингенты и средства содействия для осуществления военных санкций против агрессора, хотя во времена “холодной войны” такого рода прецедентов не было; с окончанием этого периода на повестку дня вновь вышел вопрос о создании постоянных вооруженных сил ООН.

Черчилль, Рузвельт и Сталин исходили из того, что без основополагающего соглашения между великими державами сотрудничество в поддержании мира или в применении военных санкций против агрессора невозможно. Как следствие, несмотря на возражения малых государств и многих специалистов, в окончательный текст Устава вошло положение о том, что наиболее важные решения могут быть приняты лишь с согласия всех постоянных членов Совета безопасности. Во времена “холодной войны”, однако, это требование неоднократно приводило к тупиковым ситуациям в Совете безопасности, главным образом из-за несовпадения позиций США и СССР, и СБ часто оказывался неспособным действовать.

При всем этом, однако, Устав предусматривает и возможность для Генеральной Ассамблеи и даже для государств, не являющихся членами ООН, участвовать в вопросах безопасности. Любое государство может вынести любую конфликтную ситуацию на рассмотрение Совета безопасности или Генеральной ассамблеи. Более того, резолюция “Единство во имя мира”, принятая ГА в 1950 г. (во время войны в Корее), дает Генеральной ассамблее право рассматривать угрозы миру в тех случаях, когда Совет безопасности оказывается неспособным действовать из-за вето, наложенного одним из его членов.

Прежняя неспособность Совета безопасности эффективно разрешать многие возникающие проблемы вызвала к жизни такую специфическую форму, как миссии по поддержанию мира (peacekeeping missions). Инициированные Генеральным секретарем ООН Дагом Хаммершельдом (1953 - 1963 гг.), эти миссии представляли собой процедурную инновацию, не предусмотренную в Уставе. В этом случае контингенты ООН располагаются в местах конфликта для снятия напряженности и только там и таким образом, как это согласовано между сторонами конфликта. Войска ООН при этом сохраняют нейтралитет и могут применять силу только для самозащиты. Миссии такого рода осуществлялись тогда, когда воюющие стороны достигали ситуации равновесия или когда союзные державы (такие как США и СССР) приходили к необходимости оказать совместное давление на стороны конфликта.

Войска ООН, известные под названием “голубых беретов”, были задействованы во многих частях мира, в особенности на Ближнем Востоке. Начиная с 1990 г., они осуществляли наблюдение за выборами во многих странах, в том числе в Никарагуа, Эритрее и Камбодже; содействовали мирным переговорам в Сальвадоре, Анголе и Западной Сахаре; распределяли продовольствие в Сомали. Силы ООН по поддержанию мира получили и международное общественное признание в 1988 г., когда им была присуждена Нобелевская премия мира.

Контроль над вооружениями и разоружение
Основатели ООН надеялись, что поддержание мира и безопасности само собой приведет к контролю и, в конце концов, к сокращению вооружений. Статья 11 Устава ООН поэтому давала полномочия Генеральной ассамблее разработать принципы контроля над вооружениями, а статья 26 возлагала на Совет безопасности задачу разработать план “установления системы регулирования вооружений”. Эти надежды не осуществились, хотя ООН и содействовала заключению ряда многосторонних соглашений в этой области.

Ввиду страшной разрушительной силы ядерного оружия Генеральная ассамблея в 1946 г. создала Комиссию по атомной с задачей срочно разработать меры контроля над ядерным оружием. США, однако, стали продвигать План Баруха, предусматривавший сокращение существующих арсеналов ядерных бомб только после того, как будет установлена система международного контроля в этой области. Советский Союз со своей стороны выдвинул план Громыко, предлагая уничтожить ядерные запасы до установления таковой системы. Несовпадение позиций воспрепятствовало тогда достижению соглашения о международном контроле над ядерным оружием и энергией.

В 1947 г. Совет безопасности организовал Комиссию по обычным вооружениям, но и в этой области прогресс оказался заблокированным из-за несогласия между СССР и Западными державами. Как следствие, в 1952 г. Генеральная ассамблея проголосовала за то, чтобы заменить обе комиссии новой Комиссией по разоружению. Эта комиссия, состоявшая из членов Совета безопасности и Канады, должна была выработать предложения, которые регулировали бы, ограничивали и балансировали вооружения; уничтожали бы все виды оружия массового поражения и обеспечивали бы международный контроль над использованием ядерной энергии. Несмотря на самые энергичные усилия, Комиссия добилась немногого. В 1957 г., однако, было создано Международное агентство по атомной энергии с задачей содействовать мирному использованию ядерной энергии.

В 1961 г. Генеральная ассамблея приняла резолюцию, объявлявшую использование ядерного и термоядерного оружия противоречащим международному праву, Уставу ООН и законам человечности. В 1963 г. между СССР, Великобританией и США был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний - соглашение, к которому затем присоединились более чем 100 государств. В 1966 г. Генеральная ассамблея одобрила договор, запрещающий размещение оружия массового поражения на земной орбите, на Луне и других небесных телах и признающий только мирное использование космического пространства.

В 1968 Ассамблея одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия, которым запрещалась передача ядерного оружия от ядерных к неядерным государствам. Договор был подписан более чем 140 государствами, что было большим шагом вперед в деле ядерного нераспространения; вместе с тем в течение многих лет он не был ратифицирован некоторыми крупными ядерными (Китай и Франция) и “почти ядерными” государствами (Аргентина, Бразилия, Египет, Израиль, Пакистан и ЮАР). (Некоторые из этих государство затем все-таки подписали Договор: ЮАР в 1991, Франция и Китай в 1992 г.).
Экономическое сотрудничество

На Генеральную ассамблею, Экономический и социальный совет, Секретариат и многие вспомогательные и специализированные агентства ООН возложена задача содействовать международному экономическому сотрудничеству в целом ряде областей.


А) Финансирование экономического развития

В 1954 г. Генеральная ассамблея сформулировала рекомендацию о том, чтобы капитал-экспортирующие и капитал-импортирующие страны подвергли рассмотрению свою собственную политику с тем, чтобы активнее поощрять поток свободных капиталов в мире. В 1956 г. вступил в силу устав Международной финансовой корпорации ООН, получившей мандат на предоставление прямых займов частным предприятиям в различных странах, не ставя вопроса о правительственных гарантиях под эти займы.

В 1960 г. была создана Международная Ассоциация развития ООН с задачей предоставлять займы менее развитым странам на более гибких условиях, чем обычно предлагают частные банки. В 1957 г. Генеральная ассамблея единогласно приняла резолюцию о создании специального фонда, который систематически бы содействовал техническому, экономическому и социальному развитию развивающихся стран. Такой специальный фонд и был создан в 1959 г. Позже на его основе сформировалась известная Программа развития ООН.
Б) Торговля и развитие

По завершении процессов деколонизации развивающиеся страны стали более многочисленны, лучше организованы и более влиятельны на Генеральной ассамблее; настоятельнее стали звучать и голоса о необходимости органов, которые специально бы занимались проблемами развития бывших колоний. Поскольку международная торговая система и Генеральное соглашение о тарифах и торговле держали в поле зрения торговлю преимущественно развитых стран, Генеральная ассамблея в 1964 г. создала Конференцию ООН по торговле и развитию (UNCTAD), изначально ориентированную на проблемы развивающихся стран. ЮНКТАД проделал громадную работу по кодификации принципов международной торговли и распространению международных соглашений, стабилизирующих цены на потребительские товары, регламентирующих вопросы перевозок, страхования, передачи технологий и средств стимулирования экспорта из развивающихся стран.


СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ

Подобно Лиге Наций, ООН всегда высказывала озабоченность широким кругом социальных проблем современного мира, включая права человека, права женщин и детей, положение беженцев, контроль за наркотиками.


А. Проблема беженцев

В 1952 г. в системе ООН был создан пост Верховного комиссара по проблеме беженцев, который впредь должен был руководствоваться Конвенцией о статусе беженцев, разработанной Экономическим и социальным советом ООН и одобренным Генеральной ассамблеей ООН; одновременно в поддержку деятельности Верховного комиссара был создан Совещательный комитет по беженцам. Эти структуры взяли на себе решение проблем беженцев в Западной Европе, Африке, Азии, Центральной Америке, на Балканах и на Ближнем Востоке.


Б. Права человека

В отличие от Лиги Наций. ООН инкорпорировала принцип уважения прав человека в своей Устав. Статья 1, пар.3 Устава гласит, что “содействовать уважению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии” является одним из основных принципов Объединенных Наций. Согласно Уставу, Генеральной ассамблее надлежало инициировать исследования, а ЭКОСОС осуществлять соответствующие организационные меры, к выполнению этой задачи. В 1946 г. была создана - под председательством Элеонор Рузвельт - Комиссия по правам человека с задачей разработать конвенции по широкому кругу проблем, включая международный билль о правах человека, гражданских свободах, статусе женщины (по этому вопросу был создан специальный орган), свободе информации, защите меньшинств, предотвращению дискриминации на основании расовой принадлежности, пола, языка или религии, другим проблемам. Именно этой комиссией была разработана Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей в 1948 г.

Декларация эта, однако, не имеет обязательной силы. После ее принятия комиссия приступила к разработке двух конвенций - одна по гражданским и политическим, другая по экономическим и культурным правам, - которые имели бы обязательную силу по их ратификации. Различия в экономических и социальных философиях государств-членов ООН, однако, помешали достижению соглашения, но в 1966 г. Генеральная ассамблея все же приняла Международную конвенцию по экономическим, социальным и культурным правам и Международную конвенцию по гражданским и политическим правам; обе конвенции вступили в силу в 1976 г. Хотя все страны высказались в поддержку Декларации 1948 года, далеко не все из них ратифицировали и соблюдают вышеупомянутые Конвенции. В целом развитые индустриальные страны тяготеют к гражданским и политическим правам (право на жизнь, политическую свободу, свободу от рабства и принуждения, свободу мнения и право на собрания, право голоса), в то время как развивающиеся - к экономическим и культурным правам (на работу, жилище, образование и соответствующий уровень жизни).

Комиссия по правам человека и ее подкомиссии собираются ежегодно в Женеве для обсуждения широкого круга проблем. Нарушения прав человека расследуются Комитетом по правам человека, созданным во исполнение Международной конвенции по гражданским и политическим правам. Комиссия и подкомиссии также выполняют специальные обязанности, возложенные на них Генеральной ассамблеей и Экономическим и социальным советом, в частности разработкой четких определений и норм в таких специфических областях, как права женщин, рабство, расовая дискриминация, пытки, законы о труде, апартеид.

Что касается прав женщин и детей, в 1979 г. была принята, а к 1991 г. ратифицирована 110 странами Конвенция об искоренении всех форм дискриминации женщин; в 1989 г. была принята Конвенция по правам детей.
В. Контроль за наркотиками.

В 1946 г. Генеральная ассамблея санкционировала создание Комиссии по наркотическим средствам, созданной вместо Совещательного комитета по транспорту опиума и других опасных наркотиков Лиги Наций. Соглашения, конвенции и протоколы, наработанные этим комитетом в 1912, 1925 и 1936 гг., получили свое отражение и продолжение в специальном протоколе, одобренном ассамблеей в ноябре 1946 г. Кроме того, ООН в последние десятилетия развернула широкую деятельность против новейших синтетических наркотиков.


Г. Проблемы здравоохранения и благосостояния

Работа ООН по здравоохранению в основном проводится через Детский фонд ООН (UNICEF) и Всемирную организацию здравоохранения. ЮНИСЕФ, первоначально называвшийся Международный детский чрезвычайный фонд ООН, был учрежден в в 1946 г. с задачей решать соответствующие проблемы на территориях, затронутых второй мировой войной. В 1953 г. ЮНИСЕФ был объявлен постоянной организацией ООН. Финансируемый преимущественно государствами-членами, Фонд осуществлял поставки продовольствия и детской одежды более чем в 100 стран, а также координировал широкий круг акций по борьбе с такими болезнями, как туберкулез, коклюш и дифтерия. К 1991 г. ЮНИСЕФ и ВОЗ разрешили задачу, сформулированную в 1985 г., - обеспечить иммунизацию 80% детей по всему миру против шести главных детских болезней.


Д. Окружающая среда

Ввиду растущей озабоченности проблемами окружающей среды Генеральная ассамблея организовала в 1972 г. Конференцию ООН по окружающей человека среде в Стокгольме, во исполнение решений которой в том же году была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП работала по таким проблемам, как очистка Средиземного моря, защита водных ресурсов, борьба с болезнями лесов, засухами, решение проблемы озонового слоя. Источником многих разногласий в ЮНЕП был и есть вопрос о том, как примирить цели экономического развития, с одной стороны, и требования защиты окружающей среды, с другой. Хотя и развивающиеся и развитые страны признают необходимость сохранения природных ресурсов, “третий мир” чаще всего стоит на том, что ответственность за многие экологические проблемы лежит на западных странах, которые сегодня своей запоздалой заботой об экологии лишь ставят барьеры на пути экономического развития других стран. В других случаях развитые страны не принимают многих экологических стандартов. При всем этом, однако, ЮНЕПу удалось создать Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию и провести широкую дискуссию по приоритетам в этой области на период 1990-1995 гг. Пиком деятельности ЮНЕП стало проведение Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. - самой представительной межправительственной конференции в истории ООН.


РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ООН играет огромную роль в кодификации международного права и расширении сферы его применения. Основным институтом, ответственным за развитие и кодификацию международного права в ООН, является Комиссия по международному праву, учрежденная Генеральной ассамблеей в 1947 г. Доклады комиссии направляются в Шестой комитет Генеральной ассамблеи, который обсуждает выдвинутую проблему и затем решает вопрос о целесообразности созыва международной конференции по данному вопросу. Международный суд выполняет в известном смысле правоприменительную функцию. Результатом всего этого стало развитие важных направлений международного права, включая международное военное право, морское право, договорное право, гуманитарное право.

Работа ООН по разработке и кодификации военного права основывалась на том, что было сделано на Гаагских конференциях и в Лиге Наций. По окончании второй мировой войны первой заботой ООН стало наказание военных преступников. Генеральная ассамблея тогда обязала Комиссию по международному праву сформулировать принципы международного права, практически выработанные на Нюрнбергском трибунале, и подготовить проект международного кодекса по преступлениям против мира и безопасности. В 1950 г. Комиссия представила свой вариант нюрнбергских принципов, охватывающий преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества. Все это в сильнейшей степени воздействовало на дальнейшую работу в этой области.

ООН также выработала определение агрессии - задача, с которой Лига Наций в свое время не справилась. В определение агрессии было включено военное нападение, посылка вооруженных добровольцев против другого государства, разрешение на использование своей территории для полготовки акта агрессии против другого государства. Наконец, в 1987 г. Генеральная ассамблея приняла серию резолюций, содержащих правовые нормы относительно мирного разрешения конфликтов и запреты на использование силы.

ООН внесла свой большой вклад в разработку морского права. В 1958 и 1960 годах Генеральная ассамблея созвала соответственно Первую и Вторую конференцию ООН по морскому праву. Первая конференция одобрила конвенции по континентальному шельфу, рыболовству, территориальным водам и смежным пространствам; таковые были ратифицированы государствами-членами в середине 1960-х годов. В 70-х годах широко обсуждались проблемы мореходства, загрязнения морей, определения размеров территориальных вод.



УПРАВЛЕНИЕ ООН
А. Финансы
Генеральный секретарь ООН раз в два года представляет бюджет организации на рассмотрение и одобрение Генеральной ассамблеи. Устав ООН предусматривает, что расходы организации должны распределяться между государствами-членами, как- то решит Генеральная ассамблея. На практике таковые оценки готовятся Комитетом по взносам: критерий - общий экономический уровень данного государства. Самый большой взнос делают США.

Когда в обычный бюджет включается стоимость отдельных программ, издержки по деятельности специализированных агентств и миссий по поддержанию мира, общие расходы ООН резко увеличиваются. Специальные программы финансируются за счет добровольных пожертвований со стороны государств-членов; специализированные агентства имеют свой собственный бюджет. При всем этом в ООН часто возникают финансовые проблемы, а 80-е годы стали сплошным периодом ее финансового кризиса. Причины отчасти лежали в политической области: ряд западных государств, включая США, изъявляли недовольство тем, как управляются отдельные агентства ООН, прежде всего ЮНЕСКО. С большим трудом финансируются операции по поддержанию мира. Рост числа обращений в ООН за помощью по окончании “холодной войны”, с одной стороны, и невысокая финансовая дисциплина многих государств, - с другой, до сих пор порождают серьезные проблемы для ООН.


Б. Секретариат
Организацию обслуживает значительный по своим размерам секретариат, ответственный за подготовку различных докладов, исследований, аналитических материалов; перевод, организацию встреч и другие виды работы. Согласно Уставу, штат ООН рекрутируется на меритократической основе, но “с должным учетом” принципа максимально широкого представительства. Некоторые члены Секретариата находятся на постоянной работе, в то время как другие командируются национальными правительствами на определенный срок. В обоих случаях они принимают присягу на верность Объединенным Нациям и уже не вправе принимать к исполнению какие бы то ни было инструкции со стороны национальных правительств.
В. Привилегии и иммунитет
Генеральная конвенция о привилегиях и иммунитете ООН, одобренная Генеральной ассамблеей в 1946 г. и принятая большинством членов, предусматривает, что ООН является юридическим лицом. Конвенция также предоставляет иммунитет имуществу и сотрудникам ООН против любых видов судебного преследования. Соглашение между ООН и США, подписанное в 1947 г., также определяет иммунитет штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
Г. Штаб-квартира
На своей первой сессии в Лондоне Генеральная ассамблея приняла решение о размещении своей постоянной штаб-квартиры в Нью-Йорке. Джон Д.Рокфеллер младший в порядке пожертвования предоставил для этого участок земли в Манхэттене. В 1951 г. было построено здание для постоянного секретариата, в 1952 г. - для Генеральной ассамблее и Совета безопасности.

В 1947 г. был утвержден флаг ООН с ее официальной эмблемой - карта мира, представленная как окружность, воспринимаемая с Северного полюса , в венке оливковый ветвей. По решению Генеральной ассамблеи, 24 октября отмечается День ООН.


Литература.
1. Evan Luard. The United Nations: How It Works and What It Does (1979, reissued 1985);

  1. Peter Baehr a. Leon Gordenker. The United Nations in the 1990s (1992);

  2. Amos Yorder, The Evolution of the United Nations System, 2nd. (1993).

Доц. Никуличев Ю.В.








То, что мы называем отчаянием, — часто всего лишь мучительная досада на несбывшиеся надежды. Томас Стернз Элиот
ещё >>