И. В. Крупский Фотография в новых медиа: традиции и вызовы времени - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«расщепления визуального: значение новых медиа» 1 37.42kb.
Программа работы Всероссийской научно-общественной конференции «Российская... 1 24.67kb.
Резюме магистерской диссертации Петровой Валерии Алексеевны «система... 1 19.79kb.
Пятница, 27 марта 10: 00– 10: 40 1 30.77kb.
Ооо ра «Юнитон-Медиа» Адрес 1 29.8kb.
Фотография как вид изобразительного искусства: Современная русская... 1 204.8kb.
Рассказа «Фотография, на которой меня нет» 1 99.88kb.
Фотография как проблема и предмет социокультурного анализа1 1 88.48kb.
Положение о ХVІ международном конкурсе школьных медиа Цель 1 52.19kb.
Эмиль Паин, профессор ниу «Высшая школа экономики» Вызовы культурного... 2 453.66kb.
Плата за минуту эфирного времени (включая вызовы типа «факс» и 1 91.76kb.
Русь при Ярославе Мудром 1 31.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И. В. Крупский Фотография в новых медиа: традиции и вызовы времени - страница №1/1

Табинский Ярослав Игоревич,
Львовский национальный университет имени Ивана Франко,
ассистент кафедры радиовещания и телевидения
Научный руководитель - доктор исторических наук проф. И.В. Крупский
Фотография в новых медиа: традиции и вызовы времени
Рассмотрены понятия фотографии в новых медиа. Описаны основные черты, проанализированы эстетический аспект и современные перспективы фотографии.

Ключевые слова: фото, фотожурналистика, изображения, фоторепортер, новые медиа, медиа.
Figurative peculiarities of the photo in new media have been considered. The main features of photo, the esthetic aspect and modern perspectives of photo has been analyzed.

Key words: photo, photojournalism, image, cameraman, new media, media.
Благодаря стремительному развитию коммуникационных технологий, человечество третьего тысячелетия вошло в историю как информационное общество. Сегодня средства массовой коммуникации являются неотъемлемой составляющей, которая управляет всеми процессами общественной, экономической, политической и культурной жизни. Но этим процессом руководят журналисты, которые собирают, обрабатывают и распространяют новости. В своей работе они используют различные методы сбора и подачи информации. Ведущее место среди них занимает фотография.

Актуальность исследования обусловлена ​​тем, что масштабы использования изобразительного материала в современной журналистике, который является не только эстетическим украшением и иллюстративным дополнением к тексту, но и становится самодостаточным разножанровым продуктом, растут с каждым днем. Новые медиа отражают тенденцию к упрощению путей восприятия информации аудиторией, и именно увеличение количества фотографического материала является одним из них.

Именно в интернет-медиа фотография получила широкое применение, став незаменимым средством существования Интернета. Но все же фотографии остаются неотъемлемым элементом первых полос современных газет и журналов. Также все больше снимков передается в эфир благодаря телевидению, нередко вовсе заменяя текстовую информацию.

Фотография может сделать человека свидетелем событий, происходящих в мире, создать чувство сопричастности к ним. Она дает представление об отдельных эпизодах общественной жизни, военных столкновениях, стихийных бедствиях, научных открытиях, которые происходят в самых отдаленных уголках нашей планеты. Именно в этом выражается главная функция изображений в СМИ - быть документальным свидетельством, что безоговорочно подтверждает правдивость представленной информации. Изобразительные материалы - это средство, которое вызывает в аудитории большее доверие к информации, подаваемой интернет-СМИ. Поэтому наличие фотографий в публикациях является приоритетной задачей многих интернет-изданий.

Фотография в онлайн-медиа как вид журналистской деятельности - относительно новое понятие, которое постоянно и стремительно развивается. Ее изучение постоянно продолжается. Можно выделить работы, посвященные собственно фотографии и работы об исследовании новых медиа. Среди авторов - как молодые практики, так и признанные исследователи в области фотожурналистики. В частности, А. Бергер, С. Горевалов, Н. Зикун, А. Колосов, Г. Нери, А. Трачун, Б. Черняков, Ю. Шаповал и другие. Исследованием современной пресс-фотографии занимаются также фотожурналисты и фоторедакторы Р. Балук, К. Гришин, М. Дондюк, Р. Канюка, А. Ляпин, С. Максимишина. Тематику интернет-журналистики и новых медиа в целом исследовали Б. Потятиник, Г. Почепцов, М. Чабаненко.



Цель исследования. На примере серии фотографий в интернет-СМИ определить состояние и функционирование фотографии в новых медиа. Для достижения цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:

- проанализировать специфику и особенности передачи действительности современными фоторепортерами;

- исследовать новые возможности фотографии в интернете;

- рассмотреть фоторепортаж как основной жанр пресс-фотографии в новых медиа;

- выяснить роль и жанровые особенности фотографий в интернет-СМИ;

- исследовать факторы, влияющие на развитие фотожурналистики в новых медиа.



Научная новизна заключается в исследовании фотографии в новой системе медийного пространства, а именно в интернет-СМИ. Впервые осуществлено подробное аналитическое описание фотопубликаций информационного агентства, которое работает по образцу новых медиа.

Термин «New Media» или «новые медиа», появился в научной среде сравнительно недавно, но его объяснения стало для экспертов и знатоков журналистики таким же магическим ритуалом, как и истолкование понятия «Web 2.0». Несмотря на то, что все специалисты соглашаются, что под эту дефиницию попадают Интернет, мобильная связь, интерактивное наружная реклама и т.д., само определение до сих пор остается размытым, нечетким. Однако традиционно под «новыми медиа» принято понимать интерактивные электронные СМИ.

Благодаря отвесному развитию современных информационных технологий, фотография в медиасистеме стала не только средством оперативного отображения действительности. Это касается прежде всего новых медиа как нового этапа развития систем массовой коммуникации.

Сегодня Интернет-возможности существенно улучшили развитие изобразительной журналистики. Журналист может присылать фото- и видеоматериалы через электронную почту, используя интернет, или же сразу загружать их на сервер интернет-издание. Именно такой инструментарий увеличивает оперативность в журналистской деятельности. Ведь еще пятнадцать лет назад для сканирования и передачи одной цветной фотографии из места события в редакцию затрачивалось тридцать минут. Сегодня фотожурналист, вооруженный цифровой фотокамерой, мобильным телефоном и ноутбуком, может передать в редакцию высококачественный снимок через несколько минут.

Другой определяющей характеристикой онлайн-медиа является интерактивность и участие аудитории. Речь идет о том, что контент новых медиа создают все пользователи Всемирной сети, поэтому одно и то же лицо может быть и производителем, и потребителем информации. Эта система создала автоматическую связь между созданием информации и ее распространением. Простая возможность оставить свой комментарий под фотографией побуждает зрителя пересмотреть весь фоторепортаж. Поэтому не самую важную роль в развитии современной пресс-фотографии играют именно социальные сети и блоги, основанные на технологии «Web 2.0».

Технические преимущества новых медиа для фотожурналистов, работающих в кризисных зонах, можно сравнить с нефильтрованной цифровой базой знаний. Целая вселенная, созданная фотожурналистами (как любителями, так и профессионалами), становится доступной благодаря социальным сетям. А это позволяет новостным агентствам подыскивать важные сюжеты с помощью средств, выходящих за пределы их технических характеристик. Возможности интернет-изданий развили привычные способы использования фотографий в прессе до интерактивного и супероперативного журналистского инструмента, без которого современная сфера СМИ уже не может обойтись, и который продолжает непрерывно развиваться.

Социальная сеть часто является источником фотографий с мест событий, где доступ для журналистов ограничен. Примером может служить судебное заседание по делу экс-премьер министра Украины Юлии Тимошенко. Как известно, съемка в помещении суда была ограничена, поэтому на соцстраницах журналистов и просто касающихся лиц, присутствующих на процессе, стали появляться снимки с мобильных телефонов, которые и начали распространять СМИ. Впоследствии журналист Украинской правды Мустафа Найем организовал фотовыставку под названием «Один суд времен Виктора Януковича». Все фото экспозиции были сняты на «iPhone». Блоги являются источником снимков из мест событий, где журналистов не было, или тех, которые не были интересными для редакторов, но стали такими в связи с определенными новыми обстоятельствами.

Онлайн-медиа все чаще стремятся реализовать свою главную цель - общаться с аудиторией с помощью публикации новостей и видео-, фотоматериалов, присланных читателями (зрителями). Для этого некоторые СМИ создали целые проекты. Например, проект телеканала «ЗИК» (г.Львов) - «Твое видение». Редакция поощряет свою аудиторию присылать интересные видео и фото, с целью использования их в эфире и на интернет-странице канала. Это один из способов получать эксклюзивные кадры, а также информацию о том, что заслуживает дальнейшего глубокого раскрытия в журналистских материалах.

Наиболее распространенным примером использования фотографий интернет-изданиями является иллюстрация новостей и материалов. Отсутствие ограничений по поводу площади дает возможность новым СМИ иллюстрировать любое количество информации на своей ленте новостей. Однако различные издания распоряжаются этой возможностью по-разному. Так, информационное агентство «Zaxid.net» иллюстрирует фотографией каждую новость в своей ленте. В таком случае часто используют фотоминиатюру - изображение небольшого размера, которое часто не несет информационной и сюжетной нагрузки, но играет роль объясняющей иллюстрации, привлекает внимание. Непосредственно в «теле» новости эта фотография может быть опубликована в большем размере или дополнена другими фотографиями, которые непосредственно касаются конкретного материала. Однако, обычно миниатюрами иллюстрируют не все новости. Зато их используют для отделения более важной информации от другой и для распределения на рубрики. В таком случае фото играет первостепенную роль в журналистике - привлекает внимание читателя. Это видим на страницах большинства интернет-изданий. Среди них - «Украинская правда», «УНИАН», «Левый берег», «Корреспондент», «Западная информационная корпорация» и другие. Интернет-страница российского журнала «Русский репортер» вообще работает по принципу «фото на обложке». Заходя на главную страницу, читатель видит большую фотографию с заголовком материала, к которому она относится. Это пример поиска альтернативы традиционному журнальному способу использования снимков в условиях новых медиа.

Другим примером использования фото в новых медиа являются обширные фоторепортажи. Принцип работы новых медиа несколько модифицировал этот жанр. Фоторепортажи в интернете могут быть как событийным, так и тематическими. Они также часто отличаются чрезмерной серийностью. Она присутствует, прежде всего, в СМИ регионального уровня, где разместить большое фото с отдельными деталями события более целесообразно, чем искать несколько разноплановых, действительно стоящих фотографий высокого качества, и формулировать качественные подписи к ним. Это полностью отличает новые медиа от прессы, где иногда одна фотография должна по максимуму рассказать о событии.

Сегодня можем рассматривать фоторепортаж как основной жанр пресс-фотографии в новых медиа. Понятие фоторепортажа - многозначное. Этим термином обозначают и способ съемки, и отдельный информационный снимок, полученный репортажным способом, и несколько фотографий, освещающих развитие какого-либо события или явления.

В словаре медийных терминов, который составили польские исследователи, фоторепортаж рассматривается как сборник не менее трех фотографий, одна из которых изображает героя, другая - время, когда происходит событие, а третья - место проведения мероприятия. Все последующие фотографии являются авторским дополнением к описанной истории определенного лица или группы лиц. Вторичным является слово, которое играет роль вспомогательного информационного элемента. Расположение фотографий в фоторепортаже также предусматривает отбор реальности в освещении событий. Здесь невозможно организовать или подстроить что-либо, потому что ценность этого жанра в уникальной фиксации моментов. [10, с. 61-62].

Фоторепортаж должен быть построен обдуманно, а не состоять из случайных снимков и «дежурного» текста. Нередко говорят о главном кадре изобразительного ряда, тем самым как бы подчеркивая второстепенность остальных. Точнее здесь упомянуть о кульминационном моменте, но ему должно предшествовать развитие сюжета. Вот почему важно показать выразительно все фрагменты события [2, c. 54].

Именно благодаря широким возможностям новых медиа мы можем увидеть полные и тематические фоторепортажи на страницах информагентств или интернет-сайтах печатных изданий.

Например, газета «День» размещает жанр фоторепортажа под рубрикой «Репортаж «Дня». Ярким примером является фоторепортаж Руслана Канюки, Константина Гришина, Юлии Клецовой под названием «Как киевляне праздновали День города», который был опубликован на сайте газеты «День» в мае 2011 года [6]. Он состоит из восьми фотографий. Заголовок фоторепортажа называет событие - празднование дня города, несколько комментариев к фотографиям объясняют то, что на снимках, а фотографии дают читателю наглядное представление. С помощью жанра репортажа чувствуем продолжительность события: сначала киевляне проехались на велосипедах по улицах Киева, тогда на мотоциклах, а закончилось празднование танцами босиком на Андреевском спуске. Иллюстрации очень колоритные. Присутствует разноплановость - характерная особенность фоторепортажа. В читателя складывается впечатление, что он сам принимает участие в праздновании дня города.

Еще одним инструментом использования фотографии, который стал доступен в эпоху новых медиа, являются фотоконкурсы для аудитории. Газета «День» ежегодно устраивает традиционный фотоконкурс, который поддерживают спонсоры и в котором участвуют как любители, так и профессионалы. Также в газете существует конкурсная рубрика «Фотоконкурс «Дня», которая всегда доступна на интернет-странице издания. Медиа-ресурс «Украинская правда» в 2010 году проводил масштабный фотоконкурс под названием «В десятке», посвященный десятой годовщине со дня основания издания. Редакция поощряла всех загружать на ресурс собственные фото, где впоследствии с помощью голосования определили победителей. Редакция получила более 3000 фото на разные темы, которые впоследствии (так было предусмотрено в правилах участия) смогла использовать в своих целях, а также значительно увеличила аудиторию посетителей страницы, ведь каждый из участников следил за ходом голосования и приглашал своих друзей участвовать в нем.

Сегодня социальные сети являются прежде всего примером крупнейшей интерактивности и оперативности в сфере новых медиа. Эти параметры касаются и фотографии, которая распространяется в социальных сетях. В отличие от интернет-изданий, социальные сети интегрированы в большинство мобильных устройств, которые способны создавать контент. Таким образом, пресс-фотография в социальных сетях является первым оперативным свидетельством правдивости происходящего события.

Когда-то была поговорка - если, мол, события не транслировали по телевидению, его не было. В эпоху новых медиа мы можем сформулировать соответствующее утверждение о социальных сетях.



Таким образом, одной из главных функций фотографии в социальных сетях является привлечение внимания к отдельным сообщениям о событиях. Также фотография в соцсетях это средство обнародования своего места пребывания. А с тех пор, когда известные политики начали заводить себе веб-страницы, фотография стала еще и средством PR-а и предоставления тех или иных событий в положительном или отрицательном свете. Поэтому в современных научных исследованиях медиасистемы целесообразно сделать аналитический обзор и изучение места фотографии в интернет-пространстве.
Литература

  1. Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию / А. Бергер. — М. : Вильямс, 2005.

  2. Ворон Н. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Факультет журналистики, 2012. – 145 с.

  3. Горевалов С. Фотожурналістика в системі засобів масової комунікації: єдність слова та зображення: [Навч. посіб.] / С. Горевалов, Н. Зикун, С. Стародуб. — К.: КиМУ, 2010.

  4. Здоровега В. Теорія і методика журналістської творчості / В. Здоровега. — Львів : ПАІС, 2004.

  5. Зонтаг С. Про фотографію / С. Зонтаг. — К. : Вид.-во Соломії Павличко «Основи», 2002.

  6. Канюка Р., Гришин К., Клецова Ю. Як кияни святкували день міста [Електронний ресурс] / Р. Канюка, К. Гришин, Ю. Клецова. – Режим доступу до джерела : http://www.day.kiev.ua/298210/

  7. Трачун О. Фотографія в Україні 1839-2010 / О. Трачун. — Харків: «Видавництво САГА», 2010.

  8. Шаповал Ю. Фотожурналістика: [Навч. посіб.] / Ю. Шаповал. — Рівне, 2007.
  9. Kobre K. Fotografia prasowa. Z obiektywem za kulisami niezwykłych wydarzeń.Polish language edition published by Helion S.A., 2011, S. 512.


  10. Slownik terminologii medialnej / [red. Walery Pisarek] – Krakow, 2006. – 251 с.





Оперетта — великая утешительница.
ещё >>