И коммуникационных технологий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. Г. Суковатый «Применение информационно-коммуникационных технологий... 6 735.46kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина м в «Применение информационно-коммуникационных... 9 823.96kb.
Международная академия бизнеса и новых технологий (мубиНТ) Предложения... 1 8.73kb.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных... 3 377.39kb.
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний с использованием... 1 50kb.
Основы информатики I 1 19.12kb.
Международный союз электросвязи 1 66.62kb.
Информационно-коммуникационных технологий в сфере отправления правосудия 1 71.99kb.
План работ координационного совета по развитию компьютеризации и... 1 76.24kb.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках... 3 762.12kb.
Реферат по теме: «Нобелевская премия по физике в 2000 году за \"фундаментальные... 1 204.87kb.
Главное событие года в области информационных и коммуникационных... 1 95.15kb.
Юлия слова и музыка Б. Гуляева записано И. Белковым 1 12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И коммуникационных технологий - страница №1/3



На правах рукописи


БОНДАРЕНКО Юлия Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Калуга – 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского»



Научный руководитель:


Маслов Сергей Ильич,

доктор педагогических наук, профессор









Официальные оппоненты:

Орлихина Наталья Евгеньевна,

доктор  педагогических наук, профессор, начальник инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования







Козлова Елена Борисовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского




Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Защита состоится «25» декабря 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.085.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26, ауд. 303н.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского» по адресу: г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26.

Автореферат разослан « 25 » ноября 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Е. И. Малахова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного профессионального образования является подготовка выпускников к многофункциональной профессиональной деятельности. Ведущим требованием к результатам освоения новых программ при стандарте третьего поколения являются не только знания, но и компетенции, необходимые в профессиональной и в социально-личностной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) дает четкое определение этого понятия: «Компетенция – готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов». Формирование профессионально-педагогической компетентности педагога является наиболее обсуждаемой проблемой в области профессионального становления личности студента в ВУЗе.

На первое место среди задач, решаемых выпускником педагогического вуза в педагогической деятельности, ФГОС ВПО ставит изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития. Одной из важнейших профессиональных компетенций в области педагогической деятельности, выделенных в ФГОС, является способность выпускника педагогического вуза применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения.

По мнению И.А. Зимней, изучение, исследование личности обучающегося, его учебной деятельности, статуса в учебном коллективе методами педагогической психологии является одним из профессиональных аспектов педагогической деятельности: это самостоятельная познавательная задача и условие успешности такой деятельности.

Образовательные учреждения нуждаются в специалистах, обладающих диагностической компетентностью, которая предполагает наличие, а также использование педагогом или педагогом-психологом методологических знаний, умений и навыков в психодиагностической (практической и научно-исследовательской) деятельности. Таким образом, данный вид компетентности является одним из наиболее значимых для студентов факторов их профессионального становления, наряду с психологической и педагогической компетентностью.

Изучение и анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема компетентностого подхода в образовании исследуется в работах В.И. Байденко, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, Н.А. Гришановой, Н.В. Кузьминой, В.Н. Кунициной, А.К. Марковой, Н. Хомского, А.В. Хуторского, Р. Уайта, Дж. Равена и др. Во многих современных исследованиях предметом исследования является сущность и специфика педагогического диагноза, возможность построения педагогической деятельности учителя на диагностической основе (В.П. Беспалько, А.С. Белкин, Б.П. Битинас, Ю.З. Гильбух, Н.К. Голубев, Е.Л. Гращенкова, К.М. Гуревич, И.А. Зимняя, Г.А. Карпова, И.Н. Корнилова, А.И. Кочетов, А.С. Кремень, Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, А.К. Маркова, И.П. Раченко, А.А. Суворова, Т.И. Шамова, М.И. Шилова, К. Ингенкамп, др.). В ряде работ делается акцент на вопросы психодиагностической компетентности (О.В. Еремкина, Е.П. Ивутина, С.Н. Костромина). Все эти работы имеют важное теоретическое и практическое значение. В то же время многие вопросы, связанные с проблемой формирования психодиагностической компетентности у студентов педагогических специальностей, еще остаются открытыми.

В соответствии с ФГОС педагог должен быть готов к использованию возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией; готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Особенности внедрения в образовательный процесс средств ИКТ отображены в работах таких ученных как С. Бехтерев, Е.А. Ганин, Б.С. Гершунский, В.Л. Иванов, Т.С. Ильина, И.В. Роберт, Л.А. Романова, Е.Ю. Кулик, О.Н. Шилова, Е.Б. Чернобай, А.И. Яковлев и др. Однако вопрос формирования психодиагностической компетентности студентов педагогических специальностей средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) исследован недостаточно.

Для пилотажного изучения данного вопроса нами был выявлен уровень текущего и итогового рейтинга по дисциплине психодиагностика, преподавание которого основывается на традиционных технологиях образования. А так же была проведена модифицированная нами закрытая анкета Г.В. Акопова «Студенты о профессиональной подготовке» с целью изучения мотивационной составляющей. Результаты данного исследования показали, что большинство студентов положительно относятся к психодиагностической деятельности. При этом основная проблема и трудность в ходе профессиональной подготовки, заключается, с их точки зрения, в недостаточно четкой связи теории с практикой, недостаточной выработке организационных умений и навыков, затруднений в области усвоения и применения методов математической обработки и трудности в описании результатов проведенных методик или исследований.

Можно сделать вывод о том, что при использовании традиционной технологии образования, возникают определенные трудности в формировании психодиагностической компетентности. Между тем до сих пор в педагогической науке не выявлены и не обоснованы педагогические условия применения информационных и коммуникационных технологий для эффективного формирования психодиагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза.

Анализ состояния изучаемой нами проблемы в педагогической теории и практике в современных условиях подготовки будущего специалиста образовательного учреждения выявил ряд противоречий между:



  • потребностью образовательных учреждений в педагогах, обладающих психодиагностической компетентностью и недостаточным уровнем её сформированности у выпускников педагогического ВУЗа;

  • объективными возможностями использования информационных и коммуникационных технологий в формировании психодиагностической компетентности и отсутствием научного обоснования их использования в педагогическом ВУЗе.

Разрешение указанных противоречий необходимо осуществлять через поиск условий, способных обеспечить результативность формирования психодиагностической компетентности студента педагогического ВУЗа. Данные противоречия определили проблему нашего исследования, которая заключается в поиске организационно-педагогических условий эффективного использования ИКТ в формировании психодиагностической компетентности будущих педагогов. Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование психодиагностической компетентности у студентов педагогических специальностей ВУЗа средствами информационных и коммуникационных технологий».

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов педагогических специальностей.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза через применение информационных и коммуникационных технологий.

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию психодиагностической компетентности у студентов педагогического вуза на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования: Процесс формирования психодиагностической компетентности с использованием ИКТ будет эффективным, если будут соблюдаться следующие организационно-педагогические условия:

  1. процесс обучения будет ориентирован на содержание ценностно-смыслового, когнитивно-содержательного и оценочно-прогностического компонентов психодиагностической компетентности;

  2. в процессе профессиональной подготовки будут использоваться специальные средства ИКТ:

- дающие возможность развития ценностного отношения к психодиагностической деятельности;

- способствующие усвоению значимой информации и позволяющие приобрести опыт решения учебных психодиагностических задач;



  1. для решения диагностических задач будет применяться каузальный подход с использованием средств ИКТ;

  2. ИКТ будут являться основным средством оценки качества усвоения и предоставления значимой информации.


Задачи исследования:

  1. Выявить сущность, структуру и содержание понятия психодиагностическая компетентность

  2. Выявить средства ИКТ способствующие формированию психодиагностической компетентности.

  3. Разработать модель формирования психодиагностической компетентности будущего специалиста профессиональной психолого-педагогической деятельности.

  4. Определить организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию психодиагностической компетентности у студентов педагогического вуза с использованием информационных и коммуникационных технологий.

  5. Выявить показатели сформированности психодиагностической компетентности.

  6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность процесса подготовки студентов, построенного с участием выявленных условий.

  7. Разработать методические рекомендации для преподавателей ВУЗа по формированию психодиагностической компетентности учащихся.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили: компетентностный подход (В.И. Байденко, Л.И. Берестова, Г.Э. Белицкая, С.Г. Воровщиков, О.С. Габриелян, Н.А Гришанова, В. В. Краевский, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Н. Хомский,, А.В. Хуторской, Р. Уайт, Дж. Равен и др.), личностно ориентированный подход (Ш.А. Амонашвили, К.Г. Селевко, И.С. Якиманская), подход информатизации образовании (С. Бехтерев, Е.А. Ганин, Б.С. Гершунский, В.Л. Иванов, Т.С. Ильина, И.В. Роберт, Л.А. Романова, Е.Ю. Кулик., О.Н. Шилова, Е.Б. Чернобай, А.И. Яковлев), каузальный подход (А.Ф. Ануфриев, О.Р. Бусарова, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс).

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования. Теоретические: выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы, анализ и синтез философской, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме. Эмпирические: педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование (модифицированная анкета Г.В. Акопова и авторские разработки тестов достижений в рамках психодиагностической деятельности). Статистические методы обработки данных.



Опытно-экспериментальной базой исследования являлся факультет педагогики и психологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Исследованием было охвачено 112 студентов очной формы обучения.

Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов в период с 2010 по 2013 гг.



На первом этапе (2010 – 2011 гг.) – проведен анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования; выявлены противоречия в исследуемой области; определены методологиче­ские и теоретические основы, цель и задачи исследования; сформули­рованы объект и предмет исследования; конкретизированы основные понятия; выдвинута рабочая гипотеза; разработана программа опытно-эксперимен­тальной работы; определена экспериментальная база, проведено пилотажное исследование.

На втором этапе (2011 – 2012 гг.) – разработана модель и определены организационно-педагогические условия эффективного формирования психодиагностической компетентности у студентов педагогического вуза с использованием информационных и коммуникационных технологий, разработаны содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы; проведены констатирующий и формирующий эксперимент; разработано содержание программы и методические рекомендации по формированию психодиагностической компетентности студента педагогического ВУЗа; осуществлялись анализ, систематизация, обобщение, публикация и апробация получаемых результатов.

На третьем этапе (2012-2013) – осуществлена количественная и качественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы, дополнялись и корректировались практические и теоретические выводы, систематизи­рованы и обобщены конечные результаты исследования; сформулированы общие выводы; осуществлялось оформление диссертацион­ного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • определено понятие «психодиагностическая компетентность», раскрыта его структура и содержание, входящих в него компонентов;

  • охарактеризована совокупность специальных средств ИКТ и разработаны ее отдельные компоненты, обеспечивающие повышение эффективности формирования психодиагностической компетентности студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки;

  • обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия использования средств ИКТ для эффективного формирования психодиагностической компетентности студентов педагогических специальностей;

  • определены показатели сформированности психодиагностической компетентности будущего педагога и разработан комплекс средств диагностики сформированности психодиагностической компетентности.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят определенный вклад в теорию компетентностного подхода через новое понимание психодиагностической компетентности за счет выделенной сущности, критериев и особенностей ее формирования.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная в результате проведенного исследования, программа курса «Психолого-педагогическая диагностика», ориентированная на использование средств информационных и коммуникационных технологий, может применяться для успешного обучения студентов педагогических ВУЗов, при переподготовке и повышении квалификации педагогов и психологов. В практике профессиональной подготовки педагогов могут быть успешно применены следующие разработанные и апробированные в процессе исследования материалы: учебно-методические пособия в гипертекстовой форме, разработанный и составленный набор мультимедийных средств, обучающих программ, интеллект-карт, слайдовых презентаций и фильмов, комплекс психодиагностических задач, представленных в электронной форме как система виртуальной реальности в виде программы-тренажера и компьютерной деловой игры, сайт для самообучения студентов и получения индивидуальных заданий, программы мониторинга качества усвоения знаний.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психодиагностическая компетентность это системно-целостное динамичное личностное образование, приобретаемое в результате специального обучения, структуру и содержание которого составляет единство следующих компонентов:

- когнитивно-содержательного, представляющего собой совокупность знаний об особенностях, закономерностях возникновения, формирования и развития психики человека, умений в постановке и решении диагностических задач, интерпретации данных, в составлении психологического заключения, а так же умений и навыков в области отбора и применения исследовательских методов и методик;

- оценочно-прогностического, включающего умения отбирать и применять методы математической статистики, обрабатывать, анализировать, обобщать и представлять результаты диагностики;


  • ценностно-смыслового, характеризуемого умением адекватно оценивать свои способности и возможности в области психодиагностической деятельности, наличием внутренней мотивации приобретения знаний для дальнейшего образования в области психодиагностической деятельности, понимания необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем и позитивного отношения и интереса к психодиагностической деятельности.

  1. Повышению эффективности формирования психодиагностической компетентности студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки способствует использование совокупности специальных средств ИКТ:

- мультимедиа ресурсы, которые обеспечивают наглядно-образное сопровождение процесса формирования знаний и умений в области психодиагностики;

- информационно-поисковые средства, способствующие стимуляции внутренней мотивации приобретения знаний в области психодиагностической деятельности, создающие возможность для целенаправленного поиска информации, направленной на углубление и закрепление полученных знаний и умений в области психодиагностики;

- компьютерные программы (обучающие программы, тренажеры, тесты знаний, программы обработки данных, компьютерная деловая игра), обеспечивающие формирование интереса к психодиагностической деятельности, а так же знаний, умений и опыта их применения в области постановки диагностических задач, отбора и применения методов психодиагностики, их обработки и анализа данных на фоне развития адекватной оценки своих способностей и возможностей;

- компьютерные телекоммуникации, с помощью которых формируется и расширяется совокупность психодиагностических знаний, обеспечивается возможность знакомства с опытом их применения в различных ситуациях;

- средства моделирования, создающие условия для включения студентов в психодиагностическую деятельность, что позволяет приобрести соответствующий опыт и способствует развитию умений в постановке и решении диагностических задач, интерпретации данных, в составлении психологического заключения, а так же умений и навыков в области отбора и применения исследовательских методов.

3. Основой процесса, формирования психодиагностической компетентности студентов педагогического ВУЗа, является модель образовательного процесса, ориентированная на использование личностно-ориентированного и компетентностного подходов, реализуемых в условиях использования средств ИКТ, которая характеризуется целостностью, динамичностью и единством следующих компонентов:


  • целевого, определяющего совокупность задач по формированию психодиагностической компетентности;

  • содержательного, включающего совокупность знаний и умений составляющих психодиагностическую компетентность, которыми должны овладеть студенты в процессе подготовки в ВУЗе;

  • функционального, основанного на личностно-ориентированном и компетентностном подходах и выполняющих образовательную, воспитательную, развивающую и инновационную функцию;

  • результативного, представленного критериями и показателями оценки уровня сформированности психодиагностической компетентности студентов педагогических специальностей.

4. Эффективному формированию психодиагностической компетентности у студентов педагогического вуза на основе использования информационных и коммуникационных технологий способствуют следующие организационно-педагогические условия:

- ориентация процесса обучения на содержание ценностно-смыслового, когнитивно-содержательного и оценочно-прогностического компонентов психодиагностической компетентности;



  • использование в процессе профессиональной подготовки специальных средств ИКТ, дающих возможность развития ценностного отношения к психодиагностической деятельности, способствующих усвоению значимой информации и позволяющих приобрести опыт решения учебных психодиагностических задач;

  • применение при решении диагностических задач каузального подхода с использованием средств ИКТ;

  • использование ИКТ как основного средства оценки качества усвоения и предоставления значимой информации.

Достоверность и объективность исследования обеспечивается исходными теоретико-методологическими принципами, применением методов научного исследования, соответствующих его целям и задачам, подтверждением гипотезы исследования в результате проведения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки, статистической обработкой результатов на основе стандартных методик, апробацией и публикацией результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные теоретические положения и практические разработки исследования изложены в 11 публикациях автора общим объемом 6,4 п.л. 3 статьи опубликованы в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций.

Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях и симпозиумах. В их числе международные: Москва (2011; 2012), Тирасполь (2011, 2012), Чебоксары (2012), Одесса (2013г); региональные: Калуга (2011, 2012)

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры психологии и кафедры педагогики и современных образовательных технологий ПГУ им. Т.Г. Шевченко (2010-2013 гг.), на научно методических семинарах данных кафедр, на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых ПГУ им. Т.Г. Шевченко (2011– 2013 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось на факультете педагогики и психологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко в процессе лекционных и лабораторных занятий по курсам «Психодиагностика», «Психолого-педагогическая диагностика», в ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования», а так же в Тираспольском межрегиональном университете.


следующая страница >>



Гений — это талант умершего человека. Эдмон Гонкур
ещё >>