Художественно-философское осмысление первой мировой войны в русской поэзии 1914 1918 гг. В историко-культурном контексте эпохи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
29 апреля 2010 г. 17: 00 дом архитектора 1 54.68kb.
Россия в первой мировой войне Революция 1918 года Становление советской... 1 306.93kb.
1. Химическое оружие 1 220.63kb.
§ 69. Первая мировая война. Боевые действия 1914 1918 гг. Начало... 1 51.97kb.
Польша от 1914 г к началу второй мировой войны 2 459.59kb.
Справочник составитель Словаря Г. В. Губарев Редактор- издатель 86 12865.91kb.
Первая мировая война 1914 – 1918гг. План: Начало Первой мировой войны. 1 309.49kb.
1. Причины, характер и основные этапы первой мировой войны 3 448.26kb.
Личности в истории. Перв пол. ХХ в 1 35.04kb.
Приложение о проекте 1 29.81kb.
Занятие События гражданской войны на Кубани и Черноморье в 1918-1919 гг 1 79.34kb.
Календарно-тематическое планирование по истории. (заочная форма обучения) 1 34.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Художественно-философское осмысление первой мировой войны в русской поэзии 1914 1918 - страница №1/4

На правах рукописи

Герасимова Ирина Федоровна

ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 1914 – 1918 гг.
В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ

Специальность 10.01.01 – русская литература




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора филологических наук

Москва – 2013



Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы


ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет
имени М.А. Шолохова»


Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор

Воронова Ольга Ефимовна


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук

Шубникова-Гусева Наталья Игоревна

(Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, главный научный сотрудник отдела новейшей русской литературы и


литературы русского зарубежья)





доктор филологических наук, профессор

Савченко Татьяна Константиновна

(ФГБОУ ВПО «Государственный институт


русского языка имени А.С. Пушкина»,
профессор, заведующая кафедрой русской
литературы)





доктор филологических наук

Орлицкий Юрий Борисович

(ФГБОУ ВПО «Российский государственный


гуманитарный университет», редактор отдела электронных изданий Издательского центра)


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

Защита состоится «26» июня 2013 года в 14 часов на заседании


диссертационного совета Д 212.136.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при ФГБОУ ВПО «Московский
государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»
по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16-18.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова
по адресу: Москва, ул. Берзарина, д. 4.
Автореферат разослан «____» __________________2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент С.Ф. Барышева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Первая мировая война (1914 – 1918), ставшая предвестницей череды разрушительных войн и многих социальных потрясений ХХ века, оказала огромное влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности общества, вызвав трансформационные процессы в культурной жизни, подъем национального самосознания народов Европы (России в особенности) и – как следствие – мощный всплеск литературной активности. Характерно, что в этот период в «мобилизацию сознания» масс, направленную «на организацию воли к победе»1, включились философы (В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин и др.), деятели искусства, поэты и писатели. Многие литераторы были призваны в ряды действующей армии (Н. Гумилев, С. Есенин, Н. Асеев, Д. Бедный, С. Клычков и др.), приняли участие в военных действиях в качестве строителей оборонительных сооружений (А. Блок), фронтовых корреспондентов (В. Брюсов). С первых же дней война стала фактом литературы, а поэты и писатели – главным рупором общественных мнений по отношению к войне.

Начиная с 1914-го года в России на страницах как центральных, так и провинциальных газет печатаются поэтические отклики на все важнейшие военные события, происходившие в стране и в мире, на многие животрепещущие проблемы современности. Выходят в свет литературно-художественные альманахи2, в которых, наряду с прозаическими произведениями, рисунками, публицистическими статьями, печатаются и лирические произведения. Многочисленные тематические сборники стихотворений (в том числе изданные с благотворительной целью1), отражающие состояние духа русского общества: «Война»2, «Современная война в русской поэзии»3, «О войне»4, «Война в русской лирике»5, «Война в русской поэзии»6, «В год войны»7, «Мы помним Польшу»8, «Песни о Бельгии»9, «Пряник осиротевшим детям»10, «Военные стихи современных русских поэтов»11, «Пленник-поэт»12, «Песни о русской сестре милосердия»13, «Русские русскому офицеру»14 и др. Печатаются произведения русских поэтов, оперативно воплотившие тот или иной исторический факт15. На события войны откликаются представители всех литературных течений Серебряного века. Это символисты (В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, Г. Иванов, В. Нарбут и др.), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, И. Северянин и др.), поэты новокрестьянской плеяды (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков и др.), а также те, чье творчество развивалось вне всяких литературных школ (И. Бунин, М. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич и др.). Среди отозвавшихся на военные события были как известные авторы, так и многочисленные поэты, чьи имена забыты или полузабыты ныне (Ф. Касаткин-Ростовский, Л. Столица, В. Гиляровский, Т. Щепкина-Куперник, Н. Гагарин, А. Гагарин, М. Генералов, В. Михайлова и др.) либо возвращаются в наши дни из многолетнего небытия (Н. Туроверов, Н. Агнивцев).

Русская военная поэзия, создававшаяся как на фронте, так и в тылу, представляет собой огромный массив разных по художественному уровню, но неизменно впечатляющих по своему эмоциональному воздействию культурных артефактов. Однако этот «нерукотворный памятник» эпохе, ее героям, мученикам и жертвам на протяжении многих десятилетий был «terra incognita» для отечественной литературы и литературоведения, подобно тому, как сами события военной действительности тех лет оставались в силу политико-идеологических причин в течение долгого времени «неизвестной войной», «забытой войной» для отечественной исторической науки, для общественного сознания ХХ века. Потребовалось почти столетие, чтобы были, наконец, созданы фундаментальные предпосылки для обстоятельного и объективного изучения литературного процесса 1914 – 1918 гг.



Актуальность избранной темы обусловлена, таким образом, настоятельной необходимостью системного анализа ключевых тенденций художественно-философского осмысления феномена Первой мировой войны поэтическим сознанием эпохи с учетом новейших научных подходов к оценке военно-политических, идеологических, историко-культурных аспектов и исторического значения Первой мировой войны в судьбах России ХХ века.

Степень разработанности темы. В диссертации показано, что аналитический обзор литературно-критических работ свидетельствует о том, что они публиковались как в центральных, так и периферийных изданиях и оперативно отзывались на стихи военной тематики, широко представленные на страницах различных периодических изданий, сборников и альманахов. Литературная критика в ее основных тенденциях становится в эти годы важным инструментом формирования общественного мнения по отношению к войне, во многом сближаясь то с военной публицистикой, то с философской эссеистикой. В различных литературно-критических жанрах выступают на страницах печати не только профессиональные критики (Е. Колтоновская, Б. Глинский, С. Котляревский, А. Измайлов и др.), философы (В. Розанов, Н. Бердяев, В. Эрн), но и сами поэты (В. Брюсов, М. Волошин, Г. Иванов, С. Есенин и др.).

Важно отметить, что русскими критиками периода Первой мировой войны не только зафиксировано, но и терминологически обозначено такое явление, как военная поэзия, отмечены ее характерные особенности (массовость, тяга к документальности), выявлены существенные, с точки зрения жизненной и художественной достоверности, различия в освещении военной темы непосредственными участниками военных событий и теми, кто воспевает ее «в безопасном тылу… на барабанах»1, показана включенность военной лирики в отечественный и мировой литературный процесс, что, несомненно, способствовало формированию гражданского и творческого облика русской военной поэзии тех лет как особого национально-культурного феномена.

В зоне внимания рецензентов оказались как стихи ведущих поэтов (В. Брюсова, Ф. Сологуба, З. Гиппиус, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Кузмина, С. Городецкого), так и произведения тех, чьи имена известны сегодня лишь специалистам (Б. Садовского, М. Моравской, С. Маковского, П. Соловьевой и мн. др.).

Проницательность и аналитичность присущи выступлениям в печати известного критика Е. Колтоновской – автора нескольких статей цикла «Литература и война»1. Утверждая в самом начале военной кампании, что для «художественной литературы на темы войны… еще не настало время»2, критик, тем не менее, обозначает некоторые характерные особенности восприятия современных событий русскими писателями. В частности, она обращает внимание на принципиальное различие в воссоздании военных событий между теми писателями, кто побывал на полях сражений, и «кабинетными» литераторами. Объясняя художественные промахи ряда авторов свойственной им «быстрой отзывчивостью на злободневность»3, критик утверждает, что именно это свойство приводит к тому, что современные стихи таких авторов, как, например, З. Гиппиус, «недалеко ушли от публицистики». Но «иной литературы, кроме этой – “военной” – у нас нет и не может быть сейчас»4, – убеждена Е. Колтоновская. Как и многие интеллигенты той эпохи, критик верит в «животворящий» пафос начавшейся войны и связывает с ней надежду на «оздоравливающее начало», которое должно проявиться, в том числе, и в литературной жизни5.

В 1915 – 1916 гг. на страницах журнала «Аполлон» появился содержательный цикл статей6 Георгия Иванова о стихотворных книгах целого ряда видных поэтов-современников. В их числе – «Война» Ф. Сологуба7, «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915)»8 М. Волошина. Критикуя «прославленного мастера» Ф. Сологуба за включение в сборник откровенно слабых стихов, Г. Иванов в то же время высоко оценивает книгу М. Волошина за «освобождение от… риторичности» и признает многие его стихи (например, «Реймсскую Богоматерь») «ценным и прекрасным достижением освобожденного творческого духа»1. Отмечая в книге С. Городецкого «Четырнадцатый год» (1915)2 «четкое следование за фактом», в то же время критикует имеющиеся в ней «погрешности языка и стиля», «неумный пафос» и «слащавое народничанье» в «псевдорусском стиле»3.

Восторженно встречена Г. Ивановым-критиком книга стихов А. Блока «Стихи о России»4, в которую были включены, в том числе, произведения военной тематики. По мнению критика, каждое из двадцати трех стихотворений – «звено или глава»5, «новый этап познания России»6.

Высокая оценка дана упомянутой выше книге А. Блока и другим современным ему критиком – Ал. Ожиговым [Н.П. Ашешовым]7, особенно выделившим ее среди «милитаристической [курсив наш. – И.Г.] поэзии»8: «…Стихи о России продиктованы большой и сильной любовью к родине… Навеяны они войной… но носят на себе печать объективизма, красивого спокойствия и эстетизма правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта. Эти стихи ценны и тем, что оттеняют убожество и нищету того поэтического пресмыкательства, которое теперь лавиной свалилось на русскую литературу»1.

Одной из наиболее значимых критических работ 1916 года является статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм»2. Взвешенно и доказательно обоснованы выводы литературоведа, касающиеся военного творчества Н. Гумилева и А. Ахматовой: «Военные стихи Гумилева и рядом с ними военные стихи Ахматовой, отражающие войну в душе “оставшихся”, в женской душе, – это лучшее и самое значительное, что создала до сих пор в русской поэзии мировая война»3.

Критики отмечают, что поэтические произведения отражают различные грани восприятия войны русском обществом (отношение к проявлениям героизма на полях сражений, тыловые настроения, участие женщин в движении милосердия и пр.). Предпринимаются попытки типологизации русской военной поэзии. Так, например, С. Есенин в статье «Ярославны плачут»4 впервые обозначил феномен женской военной лирики, подразделив поэтесс на два типа: «Ярославны» («поэзия плача») и «Жанны д’Арк» («поэзия призыва»).

Таким образом, следует констатировать, что интерес критики 1914 – 1918 гг. к военной литературе исследуемого периода проявляется в печатных изданиях различного толка и предмет полемики составляют не только вопросы гражданского звучания, но и «пределы… чисто литературные»5. Появляются попытки обозначить терминологически «ура-патриотическую» тенденцию военной лирики, применительно к ней используются выразительные понятия «милитаристическая», «казенная», «барабанная» поэзия. Выявляются типологические разновидности военной лирики: «поэзия плача», «поэзия молитвы», «поэзия призыва».

В дальнейшем социально-исторические условия сложились таким образом, что Первая мировая война, поразившая ее участников и современников грандиозностью и трагизмом свершившегося, затронувшая практически все сферы жизни российского общества, включая область духа и творчества, отошла на второй план под влиянием последующих социальных потрясений (прежде всего Октябрьской революции и Гражданской войны), определивших облик новой России на многие десятилетия вперед1.

Рассмотрение событий 1914 – 1918 гг. в ракурсе сугубо империалистической войны, имевшее место в отечественной исторической науке и историографии, наложило негативный отпечаток на восприятие ее общественным сознанием и литературно-художественной практикой советского периода. Современные историки и литературоведы констатируют, что это привело «к значительным искажениям в историческом сознании»2 народа, и с этими выводами невозможно не согласиться. Сложившаяся ситуация не могла не сказаться на изучении военной темы и в художественной культуре этого периода в целом, и в литературе в частности.

На протяжении многих десятилетий, как отмечают исследователи, в советском литературоведении преобладал «шаблонный подход» к изучению предмета, выразившийся в доказательстве «известного тезиса о безоговорочно империалистическом характере войны, без права его коррекции, а тем более пересмотра»3. При этом отдельные достижения критической мысли 1914 – 1918 гг. в оценке литературных явлений военных лет были, естественно, преданы забвению.

В 1930-е годы эта тенденция наиболее последовательно проявилась в нескольких работах О.В. Цехновицера. В монографии «Литература и мировая война 1914 – 1918»1, которая в фактологическом плане представляет собой в целом обстоятельное исследование русской литературы периода Первой мировой войны в контексте литератур других воющих держав, а также в его же предисловии к литературно-художественному сборнику «Война»2, выпущенному в 1939 г. к 25-летию мировой войны 1914 – 1918 гг., литературовед в концептуальном отношении не решился выйти за рамки привычных для советской критики 30-х годов идеологических схем. Тем не менее, к достоинствам этой работы, не утратившей своего значения и сегодня, может быть отнесено рассмотрение русской литературы в единстве с философскими течениями указанного периода (славянофильскими устремлениями и идеями панславизма, пацифизма и др.)3. И все-таки засилье идеологических установок в восприятии той войны не позволило автору прийти к более объективным и значимым выводам о реальных достижениях литературы ушедшей военной эпохи.

Спустя несколько десятилетий обозначенная выше идеологическая тенденция продолжала сохраняться. Так, в 1972 году литературовед В.П. Вильчинский в работе «Литература 1914 – 1917 годов»4 писал о том, что Первая мировая война «осложнила процесс развития реалистического искусства, усилила размежевание писателей»5, в результате чего «значительная часть писателей оказалась изолированной от передовой мысли века, идеологии большевизма, не осознавала, что война буржуазных правительств не является войной народной»6. Исследователь выделяет три основных тенденции в «художественном отражении войны»: 1) «попытку эстетизации», «подчеркнуто-воинственное, крикливо-патриотическое направление»; 2) «сдержанное к ней [войне] отношение» и 3) «разъяснение политики большевиков, раскрытие правды о войне широким народным массам», свойственное «пролетарскому лагерю искусства», «литературе пролетариата»1.

В дальнейшем ученые также проявляли определенный интерес к литературе исследуемого периода. Так, в 1990 г. А.С. Федотов, обращаясь к анализу поэтических и прозаических произведений, помещенных на страницах русских литературно-художественных альманахов 1914 – 1916 гг.2, сосредоточивает свое внимание на решении «трех взаимосвязанных вопросов: выявлении взглядов художественной интеллигенции на войну и их эволюции; изучении влияния войны на ход литературного процесса и издательское дело; определении тематики, особенностей и степени отображения событий в художественных произведениях»3, тем самым определяя вектор дальнейших исследований4.

Следует констатировать, что литературный процесс периода Первой мировой войны находил определенное освещение и в работах последующих лет, хотя и не являлся предметом специального изучения. Материалы об отношении того или иного крупного поэта к войне можно найти в исследованиях о конкретных творческих индивидуальностях, где произведения военной тематики рассматривались в контексте цикла, книги или творчества в целом таких выдающихся поэтов, как В. Брюсов, А. Блок, Н. Гумилев, В. Маяковский, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, О. Мандельштам и др. К некоторым аспектам интересующей нас темы обращались в своих трудах Д.Е Максимов, В.А. Келдыш, В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург, В.Н. Орлов, Л.К. Долгополов, И.М. Машбиц-Веров, Ю.Л. Прокушев, в более поздние годы ее фрагментарно освещали в своих работах А.А. Саакянц, Д.М. Магомедова, Е.Б. Пастернак, В.Н. Терехина, Л.А. Трубина, Н.И. Шубникова-Гусева, Л.Ф. Алексеева, Т.К. Савченко, О.А. Лекманов, Ю.Б. Орлицкий, А.И. Иванов, А.А. Газизова, О.Е. Воронова, И.В. Гречаник и др.

Формирование новых подходов к анализу и оценке масштабов и значения Первой мировой войны, начавшееся в отечественной исторической науке в 1990-е годы ХХ века, послужило научной основой для кардинального пересмотра влияния военных событий 1914 – 1918 гг. на развитие художественной культуры этого времени и литературного процесса как ее органической части.

В 90-х годах ХХ века в России начинают выходить работы представителей русского зарубежья. Среди них можно особо выделить книгу «Николай Гумилев. Жизнь и творчество»1 Николая Оцупа. Современник и знаток Серебряного века русской поэзии, он характеризует отражение военной темы в творчестве Н. Гумилева, И. Северянина и А. Блока, а также французского писателя Шарля Пеги, погибшего в битве на Марне. Критик высоко оценивает гумилевский сборник «Колчан» (1916), предлагая переводить его «на все языки» и называя Н. Гумилева «русским певцом военного героизма».

Несомненна ценность отечественных антологий критических работ из серии «Pro et contra» о творчестве Н. Гумилева и А. Ахматовой, в которых рассматривается и военная тема в их лирике.

Проявляют интерес к русской поэзии периода Первой мировой войны и зарубежные ученые (В. Марков, Ж. Нива, Б. Хеллман и др.), в том числе литературоведы стран славянского мира2.

В работах современных исследователей высказывается мысль о необходимости учитывать влияние военных событий на развитие литературно-художественной культуры эпохи 1914 – 1918 гг. в целом. Среди новых аспектов исследования можно выделить растущий интерес не только к русской военной поэзии тех лет, но и к чешской, словацкой, венгерской.

К числу наиболее обстоятельных исследовательских работ о литературе периода Первой мировой войны относится монография А.И. Иванова «Первая мировая война в русской литературе 1914 – 1918 гг.»1. В этой книге, положительно оцененной критикой2, а также в докторской диссертации на ту же тему3 автор, опираясь на широкий круг источников, анализирует «этико-эстетические аспекты», «нравственный потенциал военной поэзии и прозы 1914 – 1918 гг.», ее вклад «в осмысление этической проблемы “человек и война”»4. В главах, посвященных поэзии, литературовед, отталкиваясь, в частности, от работ предшественников об особенностях военного лубка, сделал важный вывод о существовании в годы Первой мировой войны «народной гражданской поэзии», сформированной на его почве5.

Важной вехой в дальнейшем изучении феномена Первой мировой войны с современных позиций стало проведение междисциплинарного круглого стола на тему «Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны: политика и поэтика», состоявшегося в ноябре 2012 года в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН. В заседании приняли участие такие известные литературоведы, как Д.М. Магомедова, Н.А. Богомолов, В.В. Полонский, Ю.Б. Орлицкий, Л.А. Спиридонова, Н.Ю. Грякалова, В.Н. Терехина, О.А. Лекманов, А.И. Иванов, И.С. Приходько и др., а также известный зарубежный исследователь Б. Хеллман.

Вместе с тем, анализируя степень разработанности темы, следует подчеркнуть, что специальных обобщающих исследований всей панорамы развития поэтического творчества военной тематики 1914 – 1918 гг. в аспекте многообразия художественно-философского осмысления Первой мировой войны до настоящего времени не было. Указанные выше научные монографии, диссертации, статьи затрагивают лишь отдельные аспекты этого масштабного явления либо анализируют их под определенным углом зрения.

В связи с этим системный многоаспектный анализ общей картины русской поэзии 1914 – 1918 гг., посвященной событиям Первой мировой войны, с момента начала которой минуло почти сто лет, представляется назревшей и объективной потребностью современной литературной науки.



Целью настоящего диссертационного исследования является системное, концептуально обоснованное воссоздание целостной картины отражения и художественно-философского осмысления Первой мировой войны в творчестве поэтов – современников и участников военных событий.

Данная цель исследования реализуется в следующих задачах:



  • выявить и проанализировать многообразие историософских концепций феномена Первой мировой войны, ее художественно-философскую концептологию в творчестве поэтов различных течений русской поэзии Серебряного века (символистов, акмеистов, футуристов, поэтов новокрестьянской плеяды и др.) в их соотнесении с этико-философскими оценками мыслителей русского духовного Ренессанса;

  • рассмотреть имевшие место различия в интерпретациях, трактовках и концептуальных подходах к постижению конкретно-исторического и метаисторического (надысторического, эсхатологического) смысла происходивших событий;

  • показать роль фольклорных, литературных и духовных традиций, подтверждающих факт художественно-эстетической преемственности русской поэзии периода Первой мировой войны как органической части национального литературного наследия;

  • выявить основные образно-символические ряды, жанрово-тематические и мотивные комплексы как в произведениях выдающихся творческих индивидуальностей, так и в массовой военной поэзии;

  • проследить эволюцию восприятия русскими поэтами событий Первой мировой войны в процессе изменения исторического, политического, идеологического и культурного контекстов эпохи;

  • провести архивные разыскания малоизвестных и забытых поэтических текстов в газетно-журнальной периодике и раритетных книжных изданиях периода Первой мировой войны с целью воссоздания более полной и объективной картины поэтического процесса эпохи.

Объект исследования – русская поэзия военной тематики периода Первой мировой войны как художественно-эстетический и историко-культурный феномен.

Предметом исследования является эволюция художественно-философского осмысления феномена Первой мировой войны в творчестве представителей различных течений Серебряного века и массовой военной поэзии в историко-культурном контексте эпохи, в многообразии фольклорных, литературных и духовных традиций, концептуальных, проблемно-тематических и жанрово-стилевых аспектов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые

  • воссоздана целостная панорамная картина отражения и художественно-философского осмысления событий Первой мировой войны в русской поэзии 1914 – 1918 гг. с учетом исторических, политических и культурных реалий эпохи;

  • показан сложный, неоднородный, мозаичный характер литературной картины военного времени, лицо которой определяют не только вершинные достижения плеяды выдающихся поэтов Серебряного века, но и массовое военно-поэтическое творчество многочисленных участников боевых сражений, впервые выявленное и введенное в научный оборот;

  • дан системный анализ многообразия историософских концепций феномена Первой мировой войны (национально-утопических, эсхатологических, мессианских) в творчестве поэтов различных течений русской поэзии Серебряного века (символистов, акмеистов, футуристов, поэтов новокрестьянской плеяды и др.);

  • прослежена эволюция восприятия русскими поэтами военных событий в процессе изменения исторического, политико-идеологического и культурного фона эпохи;

  • выявлены по раритетным изданиям исследуемого периода, терминологически обозначены и проанализированы основные жанрово-тематические комплексы массовой военной поэзии (батальная лирика; госпитальная лирика; лирика плена).

Теоретическая значимость диссертации заключается в продуктивной реализации многоуровнего системно-типологического анализа актуальной научной проблемы «литература и война» в аспекте взаимодействия художественной и внехудожественной реальностей; в разработке понятия жанрово-тематический комплекс применительно к анализу различных сегментов массовой военной поэзии, создававшейся на стыке фольклорной и литературной традиций; в научно обоснованной классификации и типологизации поэтических текстов военной тематики, базирующейся на выделении основных жанрово-тематических групп (батальная лирика, госпитальная лирика, лирика плена); в обосновании научной продуктивности типологических принципов анализа метаобраза войны в рамках изучения литературы военной тематики любого исторического периода ХХ в. (в том числе Великой Отечественной войны, локальных войн и военных конфликтов).

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена возможностью использования его материалов и результатов в процессе дальнейшего изучения русской литературы ХХ – начала XXI вв. в широкой историко-культурной перспективе; в практике преподавания русской литературы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Методология и методы исследования. В процессе работы над диссертацией использовалось теоретическое и критико-эссеистическое наследие ведущих литературных деятелей эпохи – таких, как В. Брюсов, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Волошин, М. Цветаева, Г. Иванов, С. Маковский, Е. Колтоновская и др. К анализу историко-культурных явлений привлекались труды выдающихся русских мыслителей начала ХХ века – современников Первой мировой войны: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, И.А.Ильина, В.Ф. Эрна, о. П. Флоренского и др.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили также труды таких отечественных литературоведов, как В. Келдыш, Ю. Лотман, М. Бахтин, Г. Поспелов, Л. Гинзбург, Л. Долгополов, Д. Максимов, В. Кожинов, В. Хализев, Н. Тамарченко, В. Тюпа, С. Бройтман, Д. Магомедова, В. Полонский, Ю. Минералов, Н. Шубниква-Гусева, Т. Савченко, Л. Трубина, Л. Алексеева, О. Лекманов, Ю. Орлицкий, В. Терехина, А. Газизова, О. Воронова, а также зарубежных исследователей – таких, как Ж. Нива, Б. Хеллман, А. Ханзен-Лёве и др.



В основу работы положены системно-типологический, историко-генетический, историко-функциональный методы исследования.
Положения, выносимые на защиту:

  1. Системный многоаспектный анализ русской поэзии периода Первой мировой войны, осуществленный в диссертации, позволяет воссоздать целостную, панорамную, динамичную картину поэтического процесса 1914 – 1918 гг., характеризующуюся прямой соотнесенностью с военно-политическими, идеологическими и культурными реалиями эпохи.

  2. Русская поэзия военной тематики 1914 – 1918 гг. характеризуется стремлением к художественно-философскому осмыслению феномена Первой мировой войны представителями всех литературных течений Серебряного века в единстве конкретно-исторического и метаисторического (надысторического) факторов, в многообразии национально-утопических, эсхатологических, мессианских концепций.

  3. Художественно-философская концептология Первой мировой войны в русской поэзии 1914 – 1918 гг. основывается на ее восприятии как «последней войны», «русской войны», «священной войны», «второй Отечественной войны», как онтологического рубежа и поворотного события мировой истории.

  4. Апокалипсические настроения, характерные для поэзии этого времени, порождают интерес к историософской трактовке военных событий как земной проекции горних битв, как извечного противоборства божественных и сатанинских сил, Христа и Антихриста.

  5. Обращение поэтов к национальному духовному опыту актуализирует роль молитвенной традиции как жанровой доминанты поэтического творчества военного времени; молитва проявляет себя в русской военной поэзии многопланово: как тема, жанр, сюжет и элемент стиля.

  6. Восприятие Первой мировой войны в творчестве всех ведущих поэтов Серебряного века (символистов, акмеистов, футуристов, представителей новокрестьянской плеяды и др.) претерпевает существенную эволюцию от первоначальной «оптимистической апокалиптики» и панславистских иллюзий к дальнейшему усилению антивоенных настроений, антимилитаристских и пацифистских тенденций, острой критической рефлексии.

  7. Всенародный, всесословный характер войны оказывает мобилизующее воздействие на духовные ресурсы нации, вызывая всплеск небывалой творческой активности во всех слоях русского общества, что приводит к появлению такого неизвестного дотоле культурного феномена, как массовая военная поэзия.

  8. В массовой военной поэзии 1914 – 1918 гг. в качестве основных жанрово-тематических комплексов выступают батальная лирика, госпитальная лирика, лирика плена.

  9. Активное обращение русских поэтов 1914 – 1918 гг. к религиозно-философскому опыту, фольклорным и литературным традициям в освещении военных событий подтверждает факт духовной и художественно-эстетической преемственности русской поэзии периода Первой мировой войны как органической части национального литературного и общекультурного наследия.

Степень достоверности и апробация результатов диссертационного исследования обеспечена согласованностью с фундаментальными положениями литературоведения, разработанными в трудах видных российских и зарубежных ученых, а также эффективным применением современных методов исследования (системно-типологического, историко-генетического, историко-функционального) к анализу объемного и многопланового историко-литературного материала.

Основные положения и результаты диссертационного исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Московского государственного гуманитарного университета, в течение ряда лет проходили апробацию на международных научных конференциях, в числе которых следующие: «Русское литературоведение на современном этапе» (г. Москва, 2010, 2011); «М.А. Шолохов в современном мире» (г. Москва, 2011, 2012); «Поэтика и проблематика творчества С.А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии» (Москва – Рязань – Константиново, 2008); «Проблемы научной биографии Есенина» (Москва – Рязань – Константиново, 2009), «Биография и творчество С.А. Есенина в энциклопедическом формате» (Москва – Константиново – Рязань, 2011), «Сергей Есенин и русская история» (Москва – Рязань – Константиново, 2012), «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков» (г. Санкт-Петербург, 2010, 2011, 2012, 2013); «Гуманитарные науки и современность» (г. Москва, 2012); на Международных научных симпозиумах: «Есенин: диалог с XXI веком» (Москва – Рязань – Константиново, 2010); «Наследие академика И.И. Срезневского и славянский мир: языки, культура, образование (к 200-летию со дня рождения ученого)» (г. Рязань, 2012); на Международном историко-теоретическом семинаре «“Homo militaris”: литература войны и о войне. История, мифология, поэтика» в рамках Третьих Международных научных чтений “Калуга на литературной карте России”» (г. Калуга, 2011), а также на Всероссийской научно-практической конференции «Символы России: История и современность» (г. Рязань, 2012) и др.



Содержание диссертации отражено в 32 публикациях, общий объем которых составляет 48,8 п. л.; из них 2 монографии, 30 статей: 15 напечатаны в рецензируемых журналах, включенных ВАК РФ в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, 13 статей – в специальных научных изданиях России, а также 2 статьи – в аналогичных зарубежных изданиях Чехии и Украины.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав (10 разделов), Заключения и Списка использованной литературы (634 наименования). Общий объем диссертационного исследования – 386 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



Во Введении к диссертации определяются актуальность темы, степень ее разработанности, цели и задачи работы, объект и предмет исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методология и методы исследования, положения, выносимые на защиту, степень достоверности и апробация результатов.

Глава 1 – «ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТОЛОГИЯ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПОЭТОВ – СОВРЕМЕННИКОВ ВОЕННЫХ СОБЫТИЙ» – открывается разделом 1.1 – «“Оптимистическая апокалиптика” восприятия русским поэтическим сознанием начала Первой мировой войны», – в котором характеризуются мировоззренческие аспекты осмысления военных событий.

Первая мировая война, став переломной вехой в истории ХХ века, оказала значительное воздействие на судьбы отечественной культуры. Русским общественным сознанием она была воспринята как «великая война», «священная война», «война всех войн», как предвестие грядущего Апокалипсиса и сбывающихся на глазах современников тысячелетних библейских пророчеств. При этом в восприятии начального этапа войны в русской поэзии доминировало ощущение не только близящегося «конца времен», но и предчувствие некоего грандиозного поворота всей мировой истории. Такая реакция была характерна для поэтов всех течений Серебряного века (символистов, акмеистов, футуристов, поэтов новокрестьянской плеяды и др.), для признанных мэтров и начинающих лириков, для известных и забытых ныне поэтов. Подобным настроениям отдают дань В. Брюсов и К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский и Ф. Сологуб, А. Блок и Вяч. Иванов, Н. Гумилев, А. Ахматова и О. Манденльштам, В. Маяковский, В. Хлебников и И. Северянин, Н. Клюев и С. Есенин, а также малоизвестные ныне авторы (И. Тхоржевский, В. Воинов, М. Ватсон, М. Веселкова-Кильштет и др.).

«Оптимистическая апокалиптика» (Н. Бердяев) «последней войны» (В. Брюсов), предвещающей «новый этап всемирной истории» (П. Струве), в значительной степени определяет концептуальную основу и доминирующий пафос русской поэзии на начальном этапе войны.

Объемный корпус поэтических произведений исследуемого периода, проанализированный в диссертации, отражает распространенное в русском обществе того времени мнение о начале «второй Отечественной войны» как о событии хотя и трагическом, но очистительном, способном вдохнуть новую жизнь в дряхлеющую европейскую цивилизацию.

В процессе анализа многих поэтических текстов выявлено, что русской лирике начального периода Первой мировой войны не свойственны пораженческие настроения – напротив, разрушительной силе войны противопоставляется вера в грядущую победу, основанная на ратной славе Отечества. Образ русского народа воссоздается сквозь призму определяющих свойств русского национального характера с присущим ему чувством патриотизма, свободолюбия, воинской доблести, милосердия, покровительства слабым и униженным, соборной веры в заступничество высших сил: «Только нашей земли не разделит / На потеху себе супостат: / Богородица белый расстелет / Над скорбями великими плат» (А. Ахматова, «Июль 1914»).

В русской военной лирике исследуемого периода ярко проявляют себя антиномии «война и мир», «живые и мертвые», «варварство и цивилизация», «вандализм и культура», «разрушение и созидание». Историческая тема в стихах поэтов (например, А. Блока, В. Брюсова и др.) неотрывна от темы культурной памяти народов Европы как залога общей победы, поэтому лейтмотивом многих произведений является мотив воздаяния (героям, сражающимся за свободу Отечества, – за подвиги, их врагам – за злодеяния).

Особое внимание уделяется в разделе поэтическому циклу В. Брюсова «Современность», появившемуся в результате личного участия автора в военных событиях в статусе фронтового корреспондента газеты «Русские ведомости».

Анализ цикла позволил сделать вывод, что апокалиптика в мироощущении В. Брюсова, как и большинства поэтов начального периода войны, имеет оптимистическую окраску, несет в себе нетерпеливое ожидание скорейшего свершения евангельских пророчеств и преображения мира на началах вселенской гармонии. Поэт осознает начавшуюся войну как «последнюю» на этом тернистом пути, где русскому народу суждено осуществить особую духовную и историческую миссию. Призывание и благословение очистительной бури вскоре станет лейтмотивом в творчестве поэтов «скифского» течения, и мощный импульс его развитию дает именно В. Брюсов. В свою очередь, военная лирика В. Брюсова вбирает в себя опыт русской поэзии предшествующих эпох (в частности, в обращении поэта к «польской» теме и явных параллелях с отражением ее в творчестве Ф.И. Тютчева).

Наблюдения над поэтикой брюсовского цикла приводят к выводам о его дневниковом, лирико-публицистическом характере, обусловленном личным присутствием автора в событийном поле Первой мировой войны. Анализ фактографической основы стихотворений, затрагивающих «польскую» и «бельгийскую» тему, обнаруживает их связь не только с реальными событиями, но и с политическими документами эпохи (в частности, с «Воззванием Верховного Августейшего Главнокомандующего» от 1 (14) августа 1914 г.).

Восприятие русскими поэтами начала Первой мировой войны как предвестия нового этапа развития человеческой цивилизации соответствовало самому духу времени, пронизанному ощущениями неминуемых социально-исторических и духовных перемен.


следующая страница >>



Если вам нечего будет делать и у вас будет для этого время — приходите ко мне. Мэй Уэст
ещё >>