«Художественная культура зарубежных стран: взгляд сквозь века» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 148.51kb.
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 259.05kb.
Культура Зарубежных Стран (конец XIX начало XX века). Важнейшие достижения... 1 237.93kb.
Темы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке... 1 74.79kb.
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «история государства и... 1 51.54kb.
Художественная культура России в первой половине XIX века 1 164.45kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования 5 954.1kb.
Урок «Испытать мудростью все, что делается под солнцем» Тема Загадочные... 1 26kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям... 6 912.43kb.
Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас» 6 576.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Художественная культура зарубежных стран: взгляд сквозь века» - страница №1/1

ГБОУ СОШ № 733

Открытый урок по МХК в 8- Г классе.

Тема: «Художественная культура зарубежных стран:

взгляд сквозь века».

Форма урока: урок-презентация.

Подготовила и провела: Афиногенова О.Н.

Москва. 2013г

«Художественная культура зарубежных стран:

взгляд сквозь века».

Цели урока:

- показать значимость мировой художественной культуры в жизни человека.

- раскрыть своеобразие мирового художественного наследия разных стан.

- показать учащимся особенности тесной связи истории, литературы и искусства.

- способствовать желанию изучать культурное наследие человечества.

- развитие устной речи учащихся; совершенствование навыков выразительного чтения.

- на примере данного урока, показать меж предметные связи.

Методические приёмы:

- рассказ учителя

- выступление учащихся

а) сообщение по теме

б) презентации

в) чтение стихотворений



Оборудование:

- компьютер

- проектор

- презентации учащихся: «Мифы Древней Греции», «Путешествие по Великобритании», «Стонхендж – тайна висячих камней», «Франция», «Мадрид».

- репродукции картин: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рафаэль «Сикстинска Мадонна», Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», Микеланджело «Пьета».

- слайд-шоу с музыкальным оформлением.



Художественная культура зарубежных стран:

взгляд сквозь века.

Вступление.

Учитель:

Величайшие художественные наследие, созданное за многие столетия и даже тысячелетия, необыкновенно многообразно. В нём, как в фантастическом зеркале, отражаются духовные взлёты и падения разных цивилизаций, судьбы отдельных людей и целых народов, история и современность, прошлое и будущее.

Многие любители путешествий стремятся сегодня в зарубежные страны, чтобы собственными глазами увидеть сохранившиеся памятники античности, подлинные шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, побывать на родине знаменитых композиторов, художников, поэтов, драматургов, познакомиться с самобытными традициями и обычаями других народов. В таких путешествиях люди, говорящие на разных языках, лучше узнают и понимают друг друга. А это – путь к согласию и миру.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по разным странам и даже разным континентам. Но с какой страны лучше начать?



Ученик:

Я думаю с Египта. Ведь он считается колыбелью человеческой цивилизации. До сих пор в этой далёкой жаркой стране сохранилось немало древностей: пирамиды, развалины храмов и дворцов времён фараонов, загадочные иероглифы на стенах гробниц и величественных колоннах. А сколько информации хранят древние изображения на каменных саркофагах и сосудах! О чём рассказывают нам эти изображения? О том, как выглядели древние египтяне, об их вере, быте, нравах, увлечениях искусством.



Египет.

Слайд-шоу Египет ( на фоне ).

Учитель:

Мы отправляемся в Египет – колыбель художественной культуры человечества. Несколько тысячелетий назад, когда многие населявшие территорию современной Европы племена только выходили из каменного века, здесь уже была создана зрелая цивилизация.



Ученик:

,, Египет есть вся та земля, -

писал греческий историк Геродот, -

которую своими водами орошает Нил,

а египтяне все те,

Которые живут ниже города Элефантины и пьют воду из реки Нил.

Египет – страна великолепной и гордой Клеопатры, могущественного фараона Рамзеса и красавицы Нефертити, ставшей эталоном женской красоты. Третья часть исторических памятников мира находится в этой колыбели цивилизации.



Учитель:

На территории Египта находится самый древний и загадочный памятник архитектуры, одно из чудес света сохранившихся до наших дней – это Египетские пирамиды.



Человек страшится времени – время страшится пирамид. Так говорится в египетской пословице.

Презентация. ,,Пирамиды – хранители вечности”.

На фоне первого слайда.

А в немой дали застыли

Пирамиды фараонов,

Саркофаги древней были,

Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть

На фоне последнего слайда презентации.

« … когда вы подходите к подошве Великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясения и подавленности, вызываемое величием и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его…». Франсуа Жомар.

Греция.

Слайд-шоу Греция ( на фоне ).

Учитель:

Из Египта мы отправляемся в Грецию, или, как она звучит на греческом , в Элладу, подарившую миру великое АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО, философию Сократа, мифы о титанах, богах и героях, поэмы Гомера, трагедии Софокла, комедии Аристофана, скульптуры Фидия и многое другое, что легло в основу развития мировой художественной культуры.



Ученик:

Могучий Ахиллес громил твердыни Трои.

Блистательный Патрокл сражённый умирал.

А Гектор меч о траву вытирал

И сыпал на врага цветущие левкои.

Над прахом горестно слетались с плачем сои,

И лунный серп сеть туник прорывал.

Усталый Ахиллес на землю припадал,

Он нёс убитого в родимые покои.

Ах, Греция! мечта души моей!

Ты сказка нежная, но я к тебе нежней.

Учитель:

Каждого кто приезжает в Грецию, завораживает красота гор, на которых сохранились остатки древних храмов. Не случайно древние греки верили, что именно, на горных вершинах, живут боги. В древнегреческих мифах гора, на которой обитают боги, называется Олимп. В этих мифах воплотились представления людей тех далёких времён об устройстве мира и его правителях. Мифологические боги и титаны, во многом похожие на людей, наделены сверхъестественными способностями.



Ученик:

Считалось, что они присутствуют всюду – на земле, воде, небе, деревьях и горах. Зевс низвергает молнии, вызывает землетрясение или дождь. Афродита пробуждает любовь. Благодаря богам растёт хлеб, исцеляются больные. Словом, всё происходит по воле богов.



Учитель:

Очень часто мы в своей речи употребляем имена, названия, образные выражения, говорим о «титанической борьбе», «муках Тантала», «олимпийском спокойствие», «Авгиевы конюшни», «ящик Пандоры», употребляя эти метафоры, многие даже не всегда могут точно объяснить их первоначальный смысл. Но именно Греция является местом, где родились мифы. Давайте вспомним некоторые из них.



Презентация ,, Мифы Древней Греции”.

Италия.

Учитель:

Много ярких впечатлений ждёт нас в Италии. Все эпохи переплелись здесь. Италия – это настоящая сокровищница шедевров искусства. Именно здесь когда-то зародилась древняя римская цивилизация, просуществовавшая долее 12 веков. Давайте познакомимся с прекрасными итальянскими городами-музеями.



Рим. Слайды ( на фоне ).

Ученик:

Столичный Рим восхищает нас обилием древних архитектурных шедевров. Колизей, Пантеон, термы, форумы и триумфальные арки: кто с детства не мечтал увидеть их? Музеи священного Ватикана поразят творениями Микеланджело и Рафаэля, а самый большой в мире католический храм – собор Святого Петра – своим величием.

Спустившись с Капитолийского холма, отправимся в центр Рима – к Колизею, представляющему собой колоссальный амфитеатр. В окружности он достигает почти 500 м, в высоту – 48,5 м. С первых дней своего существования он был одной из главных достопримечательностей Рима.

Более 300 лет публика в Колизее была свидетелем жутких зрелищ, гладиаторских боёв, затем они были запрещены, и Колизей стал постепенно разрушаться. Однако этот памятник устоял до наших дней и по-прежнему остаётся символом Римской империи.

Колизей приобрёл славу архитектурного достижения, намного опередившего свою эпоху. В наши дни в Колизее возобновились театрализованные представления, тысячи людей приезжают в Рим, чтобы полюбоваться этим зрелищем. 7 июля 2007 года в 7ч.07мин.07сек. был подведён итог конкурса на определение новых 7 чудес света. Колизей в Риме вошёл в этот список, и теперь мы по праву можем называть его одним из семи чудес света.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Рим» (на фоне последнего слайда).

В ночи лазурной почивает Рим.

Взошла луна и – овладела им,

И спящий град, безлюдно-величавый,

Наполнила своей безмолвной славой:

Как сладко дремлет Рим в её лучах!

Как с ней сроднился Рима вечный прах!...

Как будто лунный мир и град почивший –

Всё тот же мир, волшебный, но отживший.

Священный Ватикан. Слайды (на фоне).

Учитель:

Прямо в Риме находится город-государство Ватикан. В нём расположена резиденция Папы Римского, главы всех католических церквей мира. Ватикан с 1377 г. в течение уже шести веков является центром католицизма, а с 11 февраля 1929 г. Ватикан независимое государство. В Ватикане находится самый главный и крупнейший в мире католический собор – собор Святого Петра. С величайшим в мире собором связано творчество многих известных художников, в том числе Микеланджело.



Ученик:

Здесь находится одна из лучших скульптур Микеланджело – «Пьета». Вечно молодая дева Мария скорбит над телом снятого с креста Иисуса. Он покоится на коленях матери, и кажется, что спит. Удивительно тонко проработаны черты лица и складки одежд. Микеланджело изваял эту скульптуру из мрамора изумительного молочного оттенка. «Пьета» - одна из немногих работ, помеченная инициалами художника. Он был ещё молод, когда создал этот шедевр.



Флоренция. Слайды ( на фоне).

Учитель:

Тому, кто приезжает во Флоренцию, становится понятно, почему так стремятся сюда многие ценители искусства из разных стран мира. Этот город – сам по себе огромный музей шедевров искусства, где собраны уникальные церкви, дворцы, скульптуры и картины. Во Флоренции жили и работали такие выдающиеся мастера, как Микеланджело, Джотто, Данте.



Галерея Уффици.

Учитель:

Во Флоренции находится самая старинная художественная галерея. Её коллекция насчитывает около 4800 произведений искусств. Среди шедевров галереи – полотна Джотто, Леонардо да Винчи, Дюрера, Тициана, Боттичелли.



Ученик:

«Весна» Боттичелли.

«Весна» Боттичелли – символ плодородия. В правой части композиции Зефир, бог весеннего ветра, обнимает Флору, превращая её в Гору, дочь Юпитера, которая возрождает землю к жизни. Весна разбрасывает по земле цветы. На втором плане изображены Венера и Купидон, нацеливший свою стрелу в сторону трёх Граций. Слева – Меркурий, движением руки отгоняющий тучи.



«Рождение Венеры» Боттичелли.

На картине «Рождение Венеры» изображено, как богиня появляется на свет из морской пены. Зефир дует ей в спину, направляя раковину е берегу. Здесь её ждёт Гора, готова укрыть покрывалом с цветами. Женственность и божественность сливаются в образе молодой прекрасной девы. (Для этой картины художнику позировала Симонетта Випуччи, олицетворявшая для него идеал красоты).



Пиза. Слайды ( на фоне ).

Ученик :

Попадая в небольшой итальянский городок Пизу, все стремятся осмотреть знаменитую «падающую» башню-колокольню. Башня достигает в высоту 55 м, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174г. Если бы башня не наклонялась, а стояла строго вертикально, она не была бы так известна во всём мире.

Пиза знаменита и тем, что в 1564 г. в этом городе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый учёный. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих физических опытов. С верхнего её этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса тела.

Помпеи. Слайды ( на фоне ).

Стихотворение А. С. Пушкина «Помпеи» (на фоне первого слайда).

Ученик:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Учитель:

Продолжается наше путешествие в городе с роковой судьбой. Его обитатели наслаждались всеми радостями жизни вплоть до 24 августа 79 г. н. э. В этот день земля содрогнулась от грохота вулкана Везувия, который стал извергать дождь из камней и пепла, а также потоки лавы. Город умер, был погребён под пеплом, жизнь угасла, постройки исчезли с лица земли навсегда. После трагедии город был разрушен и почти забыт.



Ученик:

В 1748 г. король Неаполя повелел начать раскопки Помпей. Были найдены разрушенные вилы, улицы, форум. Открытие Помпей стало одним из величайших событий в археологии. Сохранившаяся живопись и мозаика по-новому осветили некоторые ценности, верования и повседневные обычаи, царившие в древнеримской культуре.

Обыденные надписи на стенах домов доносят до нас живые людские голоса. Посланий было такое великое множество, что кто-то даже написал:

О, стена! Я дивлюсь, что, стольких злобу писавших

Выдержав, до сих пор наземь не рухнула ты.

И сегодня, проходя по восстановленным улицам Помпей, мы можем словно перенестись в далёкое прошлое и представить жизнь в этом городе в древние времена.



Учитель:

Продолжается наше путешествие по городам-музеям Италии. Город, в который мы отправляемся сейчас, удивляет весь мир. По одной из версий, его название происходит от слов «возвращайся назад».



Стихотворение. Венеция. Слайды ( на фоне ).

Ученик:

Одинокие окна в ночи,

Звуки музыки, тихо и странно,

Луна и ее лучи,

И даль, темна и туманна.

Венеция, плеск воды…

О, сколько ещё осталось?

Дворцы её и сады,

И в сердце странная жалость,

Как будто туманные сны

Ночами кого-то тревожат,

И кто-то, тоскуя вдали,

Забыть этот город не может.

Ученик:

Венеция – уникальный город в Северной Италии на побережье Адриатического моря. Известен прежде всего тем, что историческая часть расположена на островах с многочисленными улицами-каналами.

Ничто не может сравниться со зрелищем этого удивительного города, когда приближаешься к нему с моря. Словно сказочные видения, сквозь лёгкую дымку проступают очертания соборов, колоколен, дворцов.

По большому каналу можно приплыть на площадь Сан-Марко, одну из самых прекрасных жемчужин итальянской архитектуры. Её окаймляют здания разных архитектурных стилей и эпох: собор Сан-Марко, Дворец дожей, Лоджетта и Башня часов.

От большого канала отходит множество более мелких. Направимся через узкий канал Рио ди Палаццо, чтобы увидеть небольшой Мост Вздохов – одну из наиболее известных достопримечательностей города. Своей славой он обязан не столько архитектурным достоинствам, сколько многочисленным упоминаниям в литературных произведениях. Своим названием он обязан не вздохам влюблённых, а тяжёлым вздохам осуждённых, которые, вступив на этот мост, бросали прощальный взгляд на свободу и тяжело вздыхали, так как в прошлом мост служил переходом из судебного помещения в тюрьму.

Стихотворение «Мост Вздохов» на фоне слайда Мост Вздохов.

Под Мостом Вздохов проплывала

Гондола позднею порой,

И в бледном сумраке канала

Раздумье овладело мной.

Зачем таинственною сенью

Навис так мрачно этот свод?

Зачем такой зловещей тенью

Под этим мостом обдает?

Как много вздохов и стенаний,

Должно быть в прежние года,

Слыхали стены этих зданий

И эта мутная вода!

Могли б поведать эти своды,

Как в дни глубокой старины,

Бывало, оглашались воды

Паденьем тела с вышины;

И волн, и времени теченье

Спешило тело унести:

То были жертвы отомщенья

Совета Трех и Десяти ...

Но не болтливы стен каменья,

Не разговорчива вода,

И лишь в одном воображенье

Встают минувшие года.

Безмолвна мраморная арка,

Безмолвен сумрачный канал ...

Крылатый лев Святого Марка

Сном вековечным задремал.

Великобритания.

Слайд-шоу под музыку группы «Битлз».

Учитель:

А сейчас мы перенесёмся с берегов Адриатического моря на север Европы и совершим увлекательное путешествие в страну, которая дала миру много известных названий и имён: Стонхендж, Лондон, Биг-Бен, Тауэр, Вестминстерский замок, «Ковент-Гарден», театр «Глобус» и Шекспир, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, барды и «Битлз».

Конечно же вы догадались, что речь сейчас пойдёт о Великобритании (русское название от анг. Great Britain). Полное название – Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Государство состоит из четырёх ,,исторических провинций” ( по-английски - ,,countries”, то есть ,,страны”): Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия.

Холмистые равнины, горные рельефы, морские волны, омывающие берега Британских островов. Возможно, из-за частых туманов эту западноевропейскую страну иногда поэтически называют Альбионом ( от лат. ,,белый”) - так выглядит природа Великобритании и входящей в её состав Англии.



АНГЛИЯ.

Учитель:

Итак, отправимся к главной цели нашего путешествия по Великобритании – Англию наиболее крупную историческую и административную часть Соединённого Королевства.



Стихотворение У. Шекспира (на фоне первого слайда).

Сперва глаза насытим чудесами,

Живущими в твореньях старины,

Которыми прославлен этот город.

Презентация. Англия.

Стихотворение «Лондон».

London’s burning

London’s burning, London’s burning

Fetch the engines. Fetch the engines.

Fire, fire! Fire, fire!

Pour on water, pour on water.



ШОТЛАНДИЯ.

Учитель:

Шотландия – до 1707 г. независимое королевство в Северной Европе, ныне наиболее автономная (самостоятельная) из всех стран, составляющих Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Шотландия занимает север острова Великобритания и граничит по суше с Англией.



Презентация Шотландия.

Стихотворение Роберта Бёрнса «Шотландия».

My heart`s in the Highlands

My heart`s in the Highlands, my heart is not here,

My heart`s in the Highlands a-chasing the deer,

A chasing the wild deer and following the roe-

My heart`s in the Highlands, wherever I go!

Farewell to the Highlands, farewell to the North,

The birthplace of valour, the country of worth!

Wherever I wander, wherever I rove,

The hills of the Highlands for ever I love.

Farewell to the mountains high cover`d with snow,

Farewell to the straths and green valleys bellow,

Farewell to the forests and wild-hanging woods,

Farewell to the torrents and long-pouring floods!

My heart`s in the Highlands, my heart is not here,

My heart`s in the Highlands a-chasing the deer,

A chasing the wild deer and following the roe-

My heart`s in the Highlands, wherever I go!



СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ.

Учитель:

После Англо-Ирландской войны, которая закончилась в 1921г. ирландским графствам предоставлялась независимость, но Северная Ирландия проголосовала за то, чтобы остаться частью Соединённого Королевства. С этого момента Северная Ирландия является частью Соединённого Королевства Великобритания и Северная Ирландия, расположенная в северо-восточной части острова Ирландия. Столица и крупнейший город – Белфест.



Стихотворение «Ирландии посвящается».

Ученик:

На этот остров изумрудный

Людей богиня привела

И душу женскую, судьбу

И путь тернистый

Ирландия так обрела.

И сотни лет с тех пор она

Вела борьбу и воевала,

И снова людям жизнь давала,

И в Тир-На-Ног их забирала,

И вновь на подвиги звала.

И нам судьба свой шанс дала

У самой кромки океана

За сочной зеленью лугов

Вглядеться в даль её веков,

Увидеть тень событий давних,

Услышать кельтских звон мечей,

Друидов магию речей,

И околдованы богиней,

Мы барды вечные отныне

О, Эйре, красоты твоей.

Презентация. Северная Ирландия.

УЭЛЬС.

Учитель:

Одна из четырёх административно-политических частей Соединённого Королевства, в прошлом конгломерат независимых кельтских королевств. Формальное название страны - ,, Княжество Уэльс”, однако, оно используется редко. Уэльс никогда не был суверенным государством. Лишь в 1955 королева официально провозгласила Кардифф столицей Уэльса (до этого столицы у страны не было).



Стихотворение. «Мой Уэльс».

Страна моих предков, страна моих снов,

Раздолье поэтам, простор для певцов;

Страна, чьи герои добыли в бою

И честь, и свободу твою.

Презентация. Уэльс.

На фоне последнего слайда. Отрывок из гимна Уэльса.

Уэльс! Уэльс!

Древний, славный Уэльс!

Чьё море в веках хранит стеной

Твою чистоту и покой.

Для бардов долины и горы здесь — рай,

Мелодий и звуков исполнен наш край;

И эха раскаты, плеск волн и ручьи

Звучат в каждой песне они.

СТОНХЕНДЖ.

Учитель:

На территории Англии находится одно из древнейших сооружений, назначение которых до сих пор остаётся тайной. Стонхендж – постройка тех далёких лет, когда ещё не были изобретены ни блоки, ни колесо. Строители могли пользоваться только самыми примитивными инструментами – деревянными катками и верёвками.

На протяжении столетий о Стонхендже слагались сказки и легенды. Может, это был храм древних римлян? Или друидов, обожествлявших явления природы? А что, если это был огромный календарь или астрономическая модель? И сегодня на эти вопросы нет ответов. За время своего существования Стонхендж не перестаёт приковывать к себе восхищённые взоры многочисленных туристов. Это поистине величественный памятник культуры, возведённый титаническими усилиями первобытных людей.

Презентация Стонхендж.

Слайды на фоне. «A ballad of Stonehenge».

A ballad of Stonehenge

Three thousand years before Christ was a child,

England was a beautiful young and wild.

There were people, forest and rivers there,

And the magic stones hung in the air.

The people who brought them were strong and brave,

And under these stones they found their graves.

Where did they come from? Where did they go?

Who were these people? We’ll never know.

Was it a temple? An ancient god’s house?

Was it a compass for friends from the stars?

They build it five thousand years ago,

But why did they go it? We’ll never know.

Now these days are gone and these people are gone,

But the midsummer sunrise still shines on the stone.

And the midwinter sunset still comes with the rain,

And the Stonehenge greets them on Salisbury Plain.



На фоне последнего слайда Стонхендж.

Учитель:

Вот и подошло к концу наше путешествие по Соединённому Королевсту Великобритания и Северная Ирландия. Мы побывали в одной из красивейших столиц мира, в Лондоне. Прикоснулись к неразгаданной тайне Стонхенджа.

В Англии высок престиж образования. Широкую известность в мире приобрёл Оксфорд – старинный центр просвещения и один из самых красивых городов Англии. Здесь находится знаменитый университет, основанный 1167. Возможно, кто-нибудь из вас будет там учиться, а пока свои знания в английском совершенствуйте на уроках.

Франция.

Учитель:

Каждая из стран, в которых продолжится путешествие, также подарит нам незабываемые впечатления. Что может быть увлекательней, чем посещение собора Парижской Богоматери, Лувра и Версаля во Франции. В нашем воображаемом путешествии нам также предстоит подняться на Эйфелеву башню и с высоты птичьего полёта взглянуть на город-праздник Париж.

Слайды под музыку песни «О, Париж!». Исполняет Ив Монтан.

Париж – свободы верный страж

Мне дороги твои подарки!

Вина игристого кураж

Вид с Триумфальной Арки!

Здесь – Башни Эйфеля азарт

Над Сеной тихою – мосты

Фиалкой синею Монмарт

Сияет нежно с высоты

Спущусь в парижское метро

Взойду на Нотр-Дам

Люблю французское бистро

Париж – не город – храм!

Кружит мне голову шансон

С игривым бликом красоты

Услышав золотой аккордеон

Плывут, танцуя улицы, мосты.

О, дивная французская земля!

Здесь дух истории воскрес

Ликуют Елисейские поля,

И спит святыня Пер-Лашез.

В любой немыслимой дали

Куда бы ни летал

Меня небесное Орли

Ждёт сердца Франции причал!

Париж! Столица страстных Муз!

Признаюсь Франции в любви!

Пускай я вовсе не француз

Влюблён я, се ля ви!

Учитель:

Национальный характер французов, их культура, обычаи и традиции неразрывно связаны с окружающей природой. Природа Франции многообразна и контрастна: горные вершины Альп и Пиреннеев, нескончаемые водные просторы Атлантического океана, пролива Ла-Манш, Северного и Средиземного морей, омывающих Францию, неторопливые реки, пальмы на Лазурном берегу, зелёные равнины и лесные массивы – всё это с давних пор было для французов неисчерпаемым источником вдохновения.



Презентация. Франция.

На фоне последнего слайда стихотворение Виктора Гюго «Paris».

Cette ville aux longs cris Des quadrilles,

Qui profile Des chansons

Son front gris, Melent filles

Des toits freles, et garcons.

Cent tourelles, Quelle fete

Clochers greles Sur les tetes

C’est Paris. Des maisons!

Le vieux Louvre, La cohue:

Large et lourd Flot de fer

Il ne s’ ouvre Frappe nue

Qu’ au grand jour… Remplit l’ air

Emprisonne Et, profonde,

La couronne Tourne et gronde

Et bourdonne Comme une onde

Dans la tour. Sur la mer.

Германия.

Слайд-шоу Германия под музыку Л. Ванн Бетховена «Лунная соната».

Учитель:

Германия – красивейшая, утопающая летом в зелени страна средневековых замков, старинных дворцов и храмов, которые прекрасно сочетаются с архитектурой XX в. Многие приезжают в эту западноевропейскую страну, чтобы познакомиться с её культурой. Старейший и красивейший немецкий город – Берлин. Он расположен в широкой ледниковой долине реки Шпре, которая протекает через весь город. Одна из знаменитых достопримечательностей Берлина – Бранденбургские ворота. Многих туристов привлекает Александерплатц – известнейшая берлинская площадь, названная в честь русского царя АлександраI, посетившего Берлин в 1805 г.

В Берлине – 170 музеев. Культурный центр города – «остров музеев». Здесь высится здание Старого музея, треугольник Боде-музея и античная громада музея Пергамон.

В Германии родился и жил великий немецкий композитор и органист И. С. Бах, начинал свой путь Л. Ванн Бетховен, создавал бессмертные творения автор трагедии «Фауст» и других известнейших литературных произведений И. В. Гёте.



Дрезденская картинная галерея.

Учитель:

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Дрезден, чтобы собственными глазами увидеть бессмертные шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в Дрезденской картинной галерее.

Одним из самых посещаемых залов считается зал, в котором представлена картина великого итальянского художника Рафаэля.

Презентация «Сикстинская мадонна».

Ученик:

В 1754 г. по особому разрешению Папы Римского была приобретена «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Эта необычная алтарная композиция давно уже считается эталоном красоты. На ней изображена кроткая, босая, круглолицая женщина, легко ступающая по облакам. Поразительна одухотворённость матери и ребёнка. В лице и взгляде младенца есть нечто недетское – прозорливое и глубокое, а в лице и взгляде матери – младенческая чистота. Благочестивый образ Мадонны содержит двойной смысл: босые ноги и простая одежда подчёркивают человеческое в облике Святой Девы, тогда как её парение в заоблачных сферах и взирающие на неё херувимы напоминают о её роли матери Спасителя (Иисуса Христа). Композицию уравновешивают коленопреклонённый святой Сикст и святая Варвара, снизу на них задумчиво взирают пухлые ангелочки. Если бы Рафаэль никогда ничего не написал, кроме этой картины, он и тогда был бы величайшим художником.



Стихотворение «Сикстинская Мадонна».

Ученик:

Любовь водила страстной кистью Рафаэля,

Когда алтарный образ с милого лица

Великий мастер, каждый миг благоговея,

Мазок к мазку писал в смятении юнца.

Кисть повторяла контур губ, изгибы тела,

Скользила вверх и вниз, касаясь полотна,

То замирала, то неистово летела,

То трепетала, как под пальцами струна.

Бросала блик на драпировку балахона

И тайны неба выплеснув на холст,

Явила миру непорочную Мадонну,

Как отражение любимой в полный рост.

Стучало сердце в такт движеньям кисти тонкой,

Без мук рождался образ юного Христа,

Художник в мыслях представлял себе ребёнка…

Свою Мадонну с общим сыном на руках.

И бог простил, а мир забыл любви изнанку,



Приняв, как есть, священный образ и модель,

Когда Сикстинскую Мадонну с куртизанки

Писал влюблённый Рафаэль.

Австрия.

Презентация Австрия. На фоне первого слайда.

Учитель:

Австрийцы – страстные почитатели музыки, танцев и пения. Столица Австрии – Вена один из музыкальных и художественных центров Европы. С ней связано творчество не только великих австрийских композиторов – Гайдана, Моцарта, Глюка, но и Бетховена, Листа, Брамса. Ежегодно в Вену и Зальцбург съезжаются тысячи любителей музыки из многих стран мира на музыкальные фестивали.

Столицу Австрии недаром называют родиной вальса и «весёлой Веной». Музыка звучала там повсюду, не только в театрах и концертных залах, но и на открытых эстрадах, в парках, садах и просто на улицах. Кажется, что весь город всегда жил под музыку вальса.

Вальс исполняют ученики под музыку И. Штрауса «Сказки Венского леса».

Испания.

Слайд-шоу Испания. ( на фоне ).

Учитель:

Яркие краски природы, темпераментный танец фламенко под звуки гитары и кастаньет, колоритные образы Кармен и Дон Кихота, живописные полотна в музее Прадо – это далеко не всё, чем удивит и порадует нас Испания.

Художественный мир Испании – яркий, жизнерадостный и многозвучный, как и сама природа этой солнечной страны. Бесконечное многообразие испанского искусства связано с тем, что оно создавалось выходцами из многих стран мира, обосновавшихся на этой земле. В разные исторические эпохи здесь была то кельтская, то греческая территория, а также римская готская и арабская. Поэтому в культуре Испании объединились традиции разных народов и стран. Много раз завоёванная, а позже сама крупнейшая завоевательница, она стала воплощением безграничного многообразия культур.

Эта страна подарила миру замечательные произведения литературы и искусства. Лопе де Вега и Сервантес в литературе, Веласкес в живописи – вот лишь некоторые прославившие художественную культуру Испании. Великолепные картины Эль Греко и Гойи, скульптуры и произведения архитектуры различных эпох, росписи пещеры Альтамира составляют художественное богатство этой страны.



Презентация Мадрид. На фоне первого слайда.

Мадрид – столица Испании. Это город, который невозможно узнать до конца. Он всё время словно ускользает от нас. Тайны его старых кварталов, шум и пестрота уличной жизни, благоухание южных растений, напоминающее звёздную ночь, зеленоватая голубизна дневного неба – лишь некоторые штрихи к портрету Мадрида.



Презентация Мадрид.

На фоне последнего слайда презентации.

Мадрид можно променять только на небо,

да и то если там будет дырочка, в которую

можно будет на него смотреть.

Мадридская пословица.



Заключение

( на фоне последнего слайда ).

Учитель:

Вот и подошло к концу наше путешествие, надеюсь, что Вам понравилось. Главная цель этого урока показать безграничный мир художественной культуры зарубежных стран. Это мир бессмертных творений человеческого духа, принадлежащих всем людям Земли и каждому из нас. Пусть постепенно он открывается нам во всём многообразии, хотя до конца узнать и понять его невозможно.



И в заключение давайте ещё раз прикоснёмся к тем удивительным местам, которые мы с вами сегодня посетили.

Слайд-шоу «Художественная культура зарубежных стран: взгляд сквозь века» под музыку из к/ф «1492. Завоевание Рая».




Актерская игра все равно что катание на роликах: если знаешь, как это делается, это нисколько тебя не электризует и не возбуждает. Джордж Сандерс
ещё >>