Хлеб войны хлеб победы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Хлеб из пророщенных зерен пшеницы Хлеб, как его задумала природа 1 95.06kb.
XI. хлеб повседневный хлеб 1 53.41kb.
Хлеб Дар Божий 1 81.4kb.
Занятие по природному миру «Как хлеб приходит к нам на стол» 1 40.11kb.
Творческий проект «Хлеб всему голова» 1 66.08kb.
Рассказать детям о пользе хлеба. Расскажите детям, какое значение... 1 44.35kb.
Устный журнал «Цена хлеба» 1 60.05kb.
Классный час «Хлеб всей жизни голова» 1 95.66kb.
Классный час на тему "Откуда хлеб пришел?" 1 61.15kb.
Почему жучки не едят белый хлеб? 1 36.24kb.
Исследовательская работа Свежий хлеб на столе 1 48.61kb.
Экологический проект «Откуда хлеб пришёл» 1 15.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Хлеб войны хлеб победы - страница №1/1

ХЛЕБ ВОЙНЫ - ХЛЕБ ПОБЕДЫ

Литературно-музыкальная композиция
В годы Великой Отечественной войны особенно важно было сохранить здоровье бойцов и поднять их воинский дух. В этом немалую роль сыграл хлеб войны. О том, как выживали в суровых фронтовых условиях наши бойцы, какие лишения выпали на долю мирных жителей, рассказывает предлагае­мая литературно-музыкальная композиция.

Цель - нравственное и патриотическое воспитание школьников на примере подвига народа в годы Великой Отечественной войны, углубление знаний о войне.

Задача - показать, как и какой ценой была завоевана Победа в Великой Отечественной войне, какие подвиги совершали бойцы и мирные жители, чтобы обеспечить фронт хлебом.

Для улучшения восприятия и более глубокого проник­новения в тему в ходе проведения использована элек­тронная презентация с репродукциями картин о хлебе, фонограммы песен русских композиторов, инсцениров­ка "Хлеб блокадного Ленинграда".



Оформление сцены

По бокам сцены - подставки с плакатами. На них - пословицы о хлебе. На заднике - надпись "9 Мая". На внутреннем боковом занавесе - изображение каравая с колосками, под ним - подставка с рушником; рядом - журнальный столик для ведущих.


Звучит первый куплет песни "Хлеб - всему голова" (муз. Н. Кудрина, сл. В. Балаган. Исп. Ольга Воронец).

На вступлении к песне открывается занавес.

Во время исполнения куплета - на экране демонс­трируется картина Е. Флерова "Отец и сын".

Выходят чтецы. На экране - картина И. И. Шишкина "Рожь".

Чтецы:

1. Нет ничего превыше хлеба,

В нем наш исток и наш итог,

Как будто солнце льется с неба,

Пшеничный катится поток.


Из хлеба свет, из хлеба воздух,

Стихи, что зреют не спеша,

Из хлеба утренние звезды,

Из хлеба память и душа.


2. И дождик середины лета,

И лист у нашего окна,

Родник в земле возник из хлеба,

Из хлеба на небе луна.


Из полдней, солнцем опаленных.

Из радуг призрачных вдали,

Из сладких слез и слез соленых,

И только после - из земли.




3. Хлеб - он и отдых, он и бремя,

В нем сто начал и сто концов.

Пшеница - это наше время,

И время наших праотцов.


1-й ведущий:

Хлеб... Какое емкое слово! Хлеб - это жизнь, он ве­чен, как мать... Как Родина...



2-й ведущий:

Хлеб - это великодушный подарок природы, который нельзя заменить ничем другим. Он настолько нужен че­ловеку, что, едва родившись на свет, мы уже не можем без него обойтись, и до смертного часа он нам не надое­дает.



1-й ведущий:

Хлеб для человека - это не просто удивительный про­дукт питания, к нему обращаются, как к живому: "Хлеб, наш батюшка", о нем слагают стихи и песни, пишут кар­тины...



Показ презентации - под фонограмму песни "Шумят хлеба"(муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова).

На экране остается последний слайд - картина А. Ткаченко "Крестьянское счастье".
Чтец:

Каравай земли и неба на твоем столе,

Ничего сильнее хлеба нету на земле!

В каждом маленьком кусочке - хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

В малом зернышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.
1-й ведущий:

Над нашей страной сейчас мирное небо, осенью на полях стеной стоят хлеба, в магазинах прилавки ломят­ся от обилия хлеба разных сортов. Что греха таить, мы, молодое поколение, уже не задумываемся о том, какой ценой достается это изобилие; о том, что добывается хлеб в поте лица, трудом хлебороба, шахтера и метал­лурга, химика и конструктора, машиностроителя и пе­каря, словом: "Трудно родится хлеб, трудно хлеб доста­ется..."



На экране - иллюстрация: хлеб.

Чтец:

Вот он - хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он... теплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Л. Татьяничева

На экране - слайд с картиной А. Михайлова "Горький хлеб". Звучит начало песни "Священная война".

2-й ведущий:

Мы должны помнить о том, что в истории страны бы­ли трудные, страшные времена, когда без хлеба люди умирали от голода, а маленький кусочек хлеба или суха­рик спасали человеческие жизни. Хлеб исторически стал для людей символом сострадания, потому что он спасал в годину бедствий. Вкус военного хлеба не сравнить ни с чем...



Звучит второй куплет песни "Хлеб - всему голова" со слов "Сын пошел на войну..."

Чтец:

Мяли танки теплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но, тогда, на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты,

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить.

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли и шли, и шли,

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел худой зазубренный топор,

Шли пустые тусклые поля,

Шла большая русская земля.

Илья Эренбург
2-й ведущий:

Одним из важнейших факторов, помогающих высто­ять, защитить свою Родину, наравне с оружием был и ос­тается хлеб - мерило жизни.

Ярким подтверждением этому служит Великая Оте­чественная война.

Прошло много лет и пройдет еще немало, будут напи­саны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?



1-й ведущий:

Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечива­ли наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую оче­редь хлебом и сухарями.

Несмотря на колоссальные трудности, страна в военные годы обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с от­сутствием сырья и производственных мощностей.

Большой героизм проявили муромчане в глубоком тылу. Сегодня дела наших земляков на трудовом фронте мы должны называть героизмом и не иначе, а тогда они сами называли это просто работой. Работой, поставленной на военный лад.

С первых дней войны в Муромцевском районе, как и во всей стране, развернулось патриотическое движение трудящихся, которое носило самые разнообразные формы — это и создание народного фронта обороны, и сбор теплых вещей для армии, сбор средств на покупку боевой техники для фронта. Население вносило денежные средства, материальные ценности, колхозы — скот, овощи, яйца и другие сельскохозяйственные продукты.

За годы войны Муромцевский район дал стране 2 млн.77тыс.184 пуда хлеба,151 тыс 372 пуда мяса, 27 тыс800 пудов масла, 20 млн. рублей обязательных платежей,приобретено займов на сумму 13млн. 212 тыс.рублей. В течение всех военных лет нескончаемым потоком из Муромцево в сторону фронта шли посылки теплых вещей,сушеных овощей, других предметов индивидуального и общего пользования. Более 1млн. 600 тыс. рублей было направлено на строительство танковой колонны «Омский колхозник».



На экране - слайды с иллюстрациями о "военном хлебе". Звучат фрагменты трагических музыкальных произведений.

1-й ведущий:

В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские вой­ска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, деморализовать, разоб­щить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить жи­вотные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все... Вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сло­мить волю людей к сопротивлению.



На экране - слайд: фотография "Блокадник".
… И листки летели с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?

Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеб просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире силы нету,

Чтоб все это превозмочь.

Умирали и говорили:

- Наши дети увидят свет.

Но ворота они не открыли,

На колени не встали, нет!



1-й ведущий:

Дети в осажденном городе... Смотреть на голодаю­щих детей (а их в городе оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери от­давали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморо­зить детей, женщины с великими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распре­деляли по дням, а в течение дня - по часам.

Иду в темноте вдоль воронок.

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

- Не плачь, потерпи, мой хороший, -

И что-то бормочет о граммах.

Их лиц я во мраке не вижу,

Подслушано горе вслепую,

Но к сердцу придвинулась ближе

Осада, в которой живу я.



2-й ведущий:

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители го­рода 125 г. - "сто двадцать пять блокадных грамм, с ог­нем и кровью пополам..."

Сыновья и дочери Ленинграда сражались за право города на жизнь. Героические поступки на берегах Ладоги стали повседневными. Если когда-нибудь будет сложен эпос о ратных делах тех легендарных дней, то в нем непременно прозвучит рассказ о водолазах, поднявших хлеб с затонувшей баржи в сорокаградусный мороз.
О, да – иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

И свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей –

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

….
И было так: на всем ходу

машина задняя осела,

Шофер вскочил, шофер на льду

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев. —

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.
...О, мы познали в декабре —

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех —

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.


Звучит "Песня о ленинградском метрономе" из к/ф "Блокада"(муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Чтец (в костюме):

Из воспоминаний ленинградки-блокадницы Богдано­вой:

"Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей... На весь день... И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в на­дежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отда­вала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обес­силенную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне".

На экране - слайд с картиной П. Белоусова "Из днев­ника блокады".

Чтец:

О том, как жили ленинградцы в блокаду, писала в своем дневнике ленинградская школьница Таня Савичева. В Ленинградском музее истории хранится ее дневник:

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня.
Таню вывезли из Ленинграда еще живой в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом де­вочка умерла.

Звучит фрагмент из "Реквиема" В.-А. Моцарта. На эк­ране - слайд с изображением похорон в Ленинграде.

1-й ведущий:

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленин­граде 252 тыс. человек. Потеря близких отдавалась ост­рой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в городе. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неук­ротимой борьбе. От малого до старого - все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бух­галтера, ученого на героические дела. А спасал их и да­вал надежду выжить этот маленький кусочек хлеба, кото­рый и хлебом назвать трудно, так как пекли его почти без муки, добавляя жмых, хвою, пищевую целлюлозу, сметки муки со станков и оборудования, выбойку из мешков, да­же древесные опилки. Ленинград выстоял! В этом городе до сих пор по особому относятся к хлебу.

Блокадница Таисия Васильевна Мещанкина о хлебе говорит, будто молитву новую слагает: «Я выжила, и сейчас, когда я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досыта поесть хлеба».
Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

— Сменяй на платье, — говорит, —

менять не хочешь — дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала... —

И я сказала: — Не отдам. —

И бедный ломоть крепче сжала.

— Отдай, — она просила, — ты

сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу. —

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.


И сил хватило — привести

ее к себе, шепнув угрюмо:

— На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль — не думай. —

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль —

ни слез, ни радости, ни страсти.


Из воспоминаний Александры Михайловны Арсеньевой:

«Слово «Хлеб» обрело символический смысл – хлеб насущный. Хлеб как образ жизни, хлеб как лучший дар земли, источник сил человека».


У одной из блокадниц сохранилось меню 42 года столовой одного из цехов:

«Щи из подорожника

Пюре из крапивы и щавеля

Котлеты из свекольной ботвы

Биточки из лебеды

Шницель из капустного листа

Печень из жмыха

Торт из дуранды

Соус из рыбнокостной муки

Оладьи из казеина

Суп из дрожжей

Соевое молоко (по талонам)».


2-й ведущий:

Никто из нас не остается равнодушным к историчес­ким документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало "крошечки" хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Ребята одного карель­ского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день не доестт и выбросит 50 г хлеба (показывает ку­сочек хлеба в 50 г), это составит сотни и сотни буханок хлеба, которые окажутся выброшенными.



На экране слайд с изображением блокадного хлеба.

2-й ведущий:

О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, русские и белорусские матери страдали сами, но еще больше - видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат.

Чем они жили, что ели - за пределами понимания ны­нешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки - все шло в дело. И часто даже самое малое до­бывалось ценой человеческой жизни.
1-й ведущий:

В госпиталях на оккупированных немцами территори­ях раненым солдатам давали по две ложки пшенной ка­ши в день (хлеба не было). Варили "затирку" из муки - супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для го­лодных людей был праздником. Но самое главное - люди лишились привычного, и особенно для них дорогого, хлеба. Меры этим лишениям нет, и память о них должна жить в назидание потомкам.



2-й ведущий:

30 миллионов наших людей - мужчин, женщин и де­тей - унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия.



1-й ведущий:

Но мы должны о них помнить!



2-й ведущий:

Прошу всех встать. Почтим память миллионов людей, отдавших свои жизни во имя Победы, минутой молчания.



Метроном.

2-й ведущий:

Прошу всех занять свои места.



1-й ведущий:

"При сытости помни голод" - это завет, предостере­жение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей стар­шего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Прошу, не делайте этого!



Звучит последний куплет песни "Хлеб - всему голо­ва". На экране - слайд с картиной С. Герасимова "Хлеб наш насущный".








Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду. Мария Эбнер-Эшенбах
ещё >>