Химия 9 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Направление подготовки 020100 – Химия Профили: Медицинская и фармацевтическая... 1 32.28kb.
Тематическое планирование по химии Класс 8 № Тема урока Тип урока... 6 793.89kb.
Учебник Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. И., Левкин А. Н. Химия ч. 1 136.78kb.
Специальность 020201 – Фундаментальная и прикладная химия Специализации... 1 36.82kb.
Предмет (химия) Класс 9 1 44.91kb.
«Путешествие в страну Химия» ( интеллектуально-познавательная игра... 1 116kb.
Внеклассное мероприятие по химии Химия созидающая, химия разрушающая. 1 79.94kb.
Наличие электронных носителей (cd и dvd диски) в библиотеке школы... 1 23kb.
Методическая разработка Для направления 020100-Химия и специальности... 4 482.47kb.
Химия и экология Подсекция Химия Грамота За изучение линз и химическое... 1 44.61kb.
Урока химии по теме «Типы химических реакций» 1 92.15kb.
Составление формул сложных веществ 1 14.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Химия 9 класс - страница №1/1

Химия 9 класс.
Учебник: «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия», Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Москва «Просвещение» (с 2005 по 2012 г).

Учитель: Агарков Сергей Иванович

Эл. почта: s-agarkov@bk.ru

Skype: s-agarkov1957

Время связи: среда с 13.00 до 14.00
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения химии ученик должен



знать / понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.


ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ

 

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.


      Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
      осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
      полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
      Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:


      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
      ответ самостоятельный.
      Отметка «4»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»:
      ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
      Отметка «2»:
      при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
      Отметка «1»:
      отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

      Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.


      Отметка «5»:
      работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
      эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
      Отметка «4»:
      работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»:
      работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»:


      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
      дано полное объяснение и сделаны выводы.
      Отметка «4»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
      Отметка «3»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:


      в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:
      в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
      Отметка «2»:
      имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»:


      ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
      ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
      Отметка «2»:
      работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена.
      При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
      Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

 




Тематическое планирование





Тема урока

Параграфы и задания по учебнику

Форма контрольного задания

Сроки сдачи

контрольного задания




1 полугодие


1.

Повторение 8кл. Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома. Виды химической связи.


Учебник 8 класса

Контрольная работа №1.

16.10.2013 г.

2.

Электролитическая диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей. Решение задач.


§ 1-6



Контрольная работа №2.

13.11.2013 г.

3.

Кислород и сера. Строение простых веществ. Аллотропия. Сера. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы IV и VI. Серная кислота. Скорость химических реакций.


§ 7-14


Контрольная работа №3.

27.11.2013 г.

4.

Азот и его соединения.

Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения.




§ 15-23.


Контрольная работа №4

18.12.2013 г.


2 полугодие.


5.

Углерод и кремний

§ 24-33.


Контрольная работа №5.

22.01.2014 г.

6.

Общие свойства металлов

§ 34-38.


Контрольная работа №6.

12.02.2014 г.

7.

Металлы IA-IIIA- групп ПСХЭ

§ 39-42.


Контрольная работа №7

12.03.2014 г.

8

Железо. Металлургия.

§ 43-47.


Контрольная работа №8.

02.04.2014 г.

9

Органическая химия. Теория химического строения. Упрощенная классификация. Углеводороды

§ 48-54.


Контрольная работа №9.

23.04.2014 г.

10

Производные углеводородов

§ 55-60.


Контрольная работа №10.

14.05.2014 г.


Примечания:
При подготовке учебного материала необходимо :

  1. Прочитать параграф.

  2. Ответить на устные вопросы в конце параграфа (смотрите ссылку на соответствующую страницу после каждого параграфа)

  3. Выполнить задания, которые требуют письменной работы (высылать эти выполненные задания не обязательно).



КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. 1 ПОЛУГОДИЕ.
Контрольная работа №1 по темам «Повторение 8кл. Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома. Виды химической связи».
Задание 1. Используя план, дайте характеристику предложенным химическим элементам:

а) магнию и кислороду; б) литию и сере; в) калию и фтору; г) алюминию и азоту.





План характеристики химического элемента по положению в ПСХЭ:


        1. Символ ХЭ

        2. Название ХЭ

        3. Аr

        4. Порядковый (атомный) номер

        5. Номер периода

        6. Номер группы

        7. Главная или побочная подгруппа

        8. Заряд ядра атома

        9. Число протонов (Z)

        10. Число нейтронов (N)

        11. Общее число электронов

        12. Число занятых электронами энергетических уровней

        13. Число электронов на внешнем энергетическом уровне

        14. Схема строения электронной оболочки атома

        15. Свойства атомов элемента (металлические, неметаллические)





Задание 2. Из перечня выберите вещества: а) с ковалентной неполярной связью; б) с ковалентной полярной связью; в) с ионной связью: HNO3, N2, SO3, CuSO4, LiOH, Br2.

Контрольная работа №2 по темам «Электролитическая диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей. Решение задач».
 Задание 1. Напишите понятие, о котором идёт речь.
1. Процесс распада электролита на ионы –

2. Вещества, растворы которых не проводят электрический ток –

3. Электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп –

4. Электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла  ( или аммония) и анионы кислотных остатков –

5. Электролиты, которые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы –

6. Отрицательно заряжённые ионы –

7. Ионы, имеющие водную оболочку –

 

Задание 2.



  1. Выберите из предложенного перечня веществ электролиты.

O2, HNO3, CuSO4, S, H2O, Cu, глюкоза.



  1. Запишите уравнения электролитической диссоциации для следующих веществ:

Хлорид железа (+3)                                  

Фосфорная кислота                                

Гидроксид меди                                      

Оксид фосфора (+5)                                

Гидроксид натрия                                    

Карбонат калия                                          

Фосфат кальция

                                    


  1. Закончите уравнения реакций, дайте характеристику каждой реакции по трем признакам классификации, запишите реакции обмена в ионной форме, для ОВР составьте уравнения электронного баланса

а) Na + O2=                б) CuO + HNO3 =           в) KOH + FeCl3 =     г) H2SO4 + BaCl2 =                                              
4. Решите задачи:

1) Какой объем водорода выделится       2) Какая масса осадка выделится

при взаимодействии соляной                 при взаимодействии серной

кислоты массой раствора 100г.               кислоты массой раствора 150г.

с массовой долей 20% с цинком?           с массовой долей 10% с хлоридом

                                                                            бария?


Задание 3.

1. Водный раствор вещества А имеет нейтральную среду, а водный раствор вещества В – кислую среду. Растворы веществ А и В взаимодействуют между собой. Укажите эти вещества:

а) А – хлорид натрия, В – нитрат серебра;

б) А – нитрат бария, В – фосфорная кислота;

в) А – хлорид меди(II), В – уксусная кислота;

г) А – фторид натрия, В – хлорид бария.

2. Газ выделяется при смешивании растворов хлорида хрома(III) и:

а) гидросульфида аммония;                         б) гидроортофосфата калия;

в) гидросульфата натрия;                          г) силиката натрия.

3. В четырех пробирках находятся водные растворы перечисленных ниже солей. Раствор какой соли можно отличить от других с помощью лакмуса?

а) бромид алюминия;  б) сульфат цинка;  в) нитрат свинца; г) силикат калия.

4. Гидролиз протекает при растворении в воде:

а) бромида кальция; б) фосфата кальция;

в) нитрита кальция; г) ацетата кальция.

5. Гидролизу по аниону подвергается соль:

а) хлорид бария;    б) нитрит калия;   в) хлорид аммония;    г) фосфат натрия.

6. Цинк будет растворяться при погружении его в раствор:

а) хлорида натрия;  б) хлорида бария;  в) хлорида алюминия;   г) хлорида калия.

7. Пара веществ, в растворе которых фиолетовый лакмус изменяет окраску на красную и синюю, соответственно:

а) карбонат натрия и сульфит калия;

б) сульфат цинка и бромид алюминия;

в) хлорид никеля(II) и нитрит бария;

г) нитрат натрия и хлорид кальция.
Контрольная работа №3 по темам «Кислород и сера. Строение простых веществ. Аллотропия. Сера. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы IV и VI. Серная кислота. Скорость химических реакций».
1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор серной кислоты: гидроксид калия, алюминий, нитрат бария, оксид серы(IV), оксид железа(III), медь, гидроксид цинка?

2.Решить цепочку превращений

S -> SO2 -> SO3 -> H2S04 -> H2



3.В какую сторону сместится равновесие системы

2SO2+O2 < => 2SO3+Q

А)при повышении температуры,

Б)при понижении давления.



4.Рассчитайте массу озона, образующегося из 6 моль кислорода.
Контрольная работа №4 по темам «Азот и его соединения. Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения».
1.Дайте сравнительную характеристику элементов азота и фосфора: а)строение атомов, б)степени окисления, в)состав и свойства оксидов.

2.Решить цепочку

N2 -> NH3 -> NO -> NO2 -> HNO3 -> Ba(NO3)2



3.Как, имея в качестве сырья воздух и воду, можно получить гидроксид аммония?

4.Из 28г оксида кальция получили 76г нитрата кальция. Вычислите массовую долю выхода соли.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. 2 ПОЛУГОДИЕ.
Контрольная работа №5 по темам «Углерод и кремний»

  1. Углерод проявляет свойства восстановителя, реагируя с:

а) HNO3(конц.);                  б) Si;                    в) O2;                  г) H2.

  1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

NaOH → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si

Для реакций ионного обмена составьте ионные уравнения реакций.



  1. Закончите схемы реакций:

а) СuO + CO ;                               б) NaHCO3 + H2SO4 →

Реакцию а) разберите методом электронного баланса.



  1. В двух пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната калия и силиката калия. Составьте план распознавания веществ. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

  1. Какая масса кремния должна образоваться при восстановлении углём 60 г оксида кремния (IV), содержащего 5% примесей?


Контрольная работа №6 по темам «Общие свойства металлов»
1.Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства гидроксида кальция.

2.Решить цепочку

K2O -> K -> KOH -> X -> KCl

3.В составе каких соединений алюминий встречается в природе?

4.Рассчитайте массу оксида магния, образовавшегося при обжиге 50г карбоната магния, содержащего 6% примесей.
Контрольная работа №7 по темам «Металлы IA-IIIA- групп ПСХЭ»

1. Укажите металл, который относится к электронному семейству d-элементов

1) Са 2) Ti 3) Al 4) Pb
2. Металлические свойства элементов в периоде ослабевают:

1) с увеличением заряда ядра и увеличением атомного радиуса

2) с увеличением заряда ядра и уменьшением атомного радиуса

3) с уменьшением заряда ядра и увеличением атомного радиуса

4) с уменьшением заряда ядра и уменьшением атомного радиуса
3. Металл (Me) образует оксид Ме20. В невозбужденном состоянии атом металла имеет конфигурацию:

1) ns2np1

2) ns2np3

3) ns2np2

4) ns1
4. Укажите металл, который нельзя получить в чистом виде из его оксида в становлением водородом:

1) вольфрам

2) железо

3) кальций

4) молибден
5. Укажите электронную формулу алюминия:

1) ls22s2 2p6 3s1

2) 1s22s22p3

3) 1s22s22p63s23pl

4) ls22s22p63s23p3
6. Укажите расположение щелочных металлов в Периодической системе химических элементов:

1) главная подгруппа I группы

2) главная подгруппа III группы

3) I период

4) III период
7. В каком ряду расположены только щелочные металлы?

1) натрий, калий, кальций, магний

2) железо, цинк, никель, хром

3) магний, кальций, алюминий, бериллий

4) натрий, калий, рубидий, литий

8. Укажите ряд, в котором перечислены щелочноземельные металлы:

1) Li, Na, Ba

2) Са, Sr, Ba

3) К, Fe, Cs

4) Na, Li, Al


9. В ряду элементов Na, Mg, Al:

1) радиус атома увеличивается

2) электроотрицательность уменьшается

3) восстановительные свойства уменьшаются

4) число электронов на внешнем слое не изменяется
10. В ряду Be, Mg, Ca:

1) металлические свойства усиливаются

2) электроотрицательность увеличивается

3) радиусы атомов уменьшаются

4) металлические свойства ослабевают
11. Количество протонов у иона А13+ равно:

1) 10 2) 13 3) 27 4) 30


12. Укажите электронную конфигурацию калия:

1) ls22s22p63s23p6

2) ls22s22p63s23p64s2

3) ls22s22p63s23p64s1

4) ls22s22p63s23p5
13. Название элемента, который не образует амфотерных соединений:

1) серебро

2) бериллий

3) цинк


4) алюминий
14. Щелочные металлы относятся к электронному семейству:

1) s-элементов

2) р-элементов

3) d-элементов

4) f -элементов
15. Укажите характеристику, которая одинакова для всех щелочноземельных металлов:

1) количество электронов в атоме

2) кислотный характер оксидов

3) валентность

4) количество энергетических уровней в атоме
16. Выберите ряд, в котором находятся формулы оксидов щелочных металлов

1) Na20, A120, Rb20, Cs20

2) Li20, КОН, K20, Na20

3) LiOH, КОН, К20, Na20

4) К20, Na20, Li20, Cs20

Контрольная работа №8 по темам «Железо. Металлургия».
1. Запишите уравнение реакции, рассмотрите его с точки зрения окисления-восстановления.

Fe + CuCl2 →               

2. Напишите уравнения химических реак­ций, с помощью которых можно  

    осуществить превра­щения веществ:

Fe →  FeCl3  →  Fe(OH)3  →  Fe2(SO4)3  →  Al2 (SO4)3 → Fe2O3 → Fe

 

     Уравнение реакции Fe(OH)3  →  Fe2 (SO4)3 запишите в полном и сокращенном ионном видах.



3. Вычислите массу хлорида железа (II), образующегося при взаимодействии 10 г железа с раствором, содержащим 7,3 г хлороводорода.

4. Вычислите массу углерода, необходимого для полного восстановления  200 кг железной руды – оксида железа (III), с массовой долей не содержащих железо примесей, равной 10%.


Контрольная работа №9 по темам «Органическая химия. Теория химического строения. Упрощенная классификация. Углеводороды»
1.Органическим веществом является.

А. Вода.                Б. Гидроксид натрия.          В. Глюкоза.            Г. Серная кислота. ן           



2. Общая формула предельных углеводородов.                                                                             ן

А. CnH2n.                      Б. CnH2n-2.             В. CnH2n+2.                 Г.CnH2n+1.



3.Формула ацетиленового углеводорода, содержащего 5 атомов углерода:

А.  C5H8.                     Б. C5H10.              В. C5H12.           Г. C5H14.



4.Гомологом метана является вещество, формула которого:

A. CH3-CH3.            Б.CH2=CH-CH3.                 В..CH2= CН-CH3                   Г.  CH3COOH



5. Изомером углеводорода, имеющего формулу  CH3- CH2-CH2-CH2-CH3.

А.  CH3-CH-CH2 –CH3        Б. CH3-CH2-CH2         В. CH3-CH-CH3               Г. CH2-CH2-СН2

                \CH3                                          \ H                         \  CH3                                       \ CH3                  

               



7. Объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании 2 л пропана:

А. 2 л.                      Б. 4 л.                      В. 6 л .           Г. 8 л.        



8. Ацетилен не взаимодействует с веществом , формула которого:

А. C3H8.                        Б. Br2.                      В. H2O.                 Г. H2.



9.Для  ацетилена характерной является реакция:

А. Дегидратации.        Б. Дегидрирования.    В. Гидратации.           Г. Диссоциации.



12. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

                                              1)                     2)

                             CH3-CH2-OH → CH2=CH2   → (-CH2-CH2-)n

13.Укажите тип реакции превращения  из задания 12.

14. Для вещества с формулой    СН2=СН-СН2-СН3   напишите структурные формулы:

а) одного гомолога;               б) одного изомера.    



15.Дополните фразу: «Гомологи- это…».

Контрольная работа №10 по темам «Производные углеводородов
1. Формула альдегида:

A. CH3-C=O                             Б. CH3-COOH                      В. CH3-CH2OH                    Г.HCOOCH3



\ H

2.Свойство не характерное для глюкозы:             

 А.Проводит электрический ток в растворе.        



 Б. Сладкая на    вкус.                  В.Хорошо растворима в воде.         Г.Является твердым веществом.

3. Установите соответствие.          

Класс соединения: Формула.                             

  1. Одноатомные спирты.         А. CH3  -COOH. 2. Карбоновые кислоты.       Б.CH3-CH2 -OH                 3. Альдегиды.     В.  C 5H12 4.Предельные углеводороды. Г.H-C=O




Старость — сама по себе болезнь. Теренций
ещё >>