Химический состав клетки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
"Химический состав и строение клетки" 1 62.47kb.
Модуль «химический состав клетки» Технологическая карта №1 «Неорганические... 1 18.37kb.
Строение и химический состав клетки 1 179.5kb.
Урок по теме: " Химический состав, неорганические и органические... 1 67.61kb.
Биология а1 Какая наука изучает химический состав, строение и процессы... 1 32.27kb.
«Химический состав клетки» 1 66.46kb.
Состав воздуха 1 55.62kb.
Химический состав клетки Задание Выбери один правильный ответ 1 38.64kb.
Урок №7 «Клетка, строение, химический состав» Задачи 1 43.43kb.
Занятие 4 химические вещества клетки 1 102.78kb.
Строение, химический состав и свойства клетки 1 20.57kb.
Вопросы к зачету по курсу «Товароведение» 1 15.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Химический состав клетки - страница №1/1

Тема занятия: Химический состав клетки.

(4 рока)


Белки.

Цель:

  1. Проверить знания учащихся по строению клетки;

  2. Дать характеристику химического состава клетки, групп элементов, входящих в состав клетки; раскрыть св-ва и значения воды, роль важнейших катионов и анионов в клетке.

  3. Сформулировать знания о химическом составе, образовании и строении белков; дать хар-ку основным структурам белковых молекул.

  4. Реализовать межпредметные связи; развивать познавательный интерес.

  5. Продолжить обучение учащихся умению анализировать, сравнивать, делать выводы.

  6. Продолжить работу по формированию рефлексных навыков, устной биологически грамотной речи учащихся.

  7. Осуществить первичный контроль уровня понимания темы в целом.


Оборудование:

Таблицы «Белки» раздат. материалы(схемы, таблицы). ОСК – каждому о химическом составе клетки, созданные с помощью компьютера.


Ход занятия:

I. Урок – зачет: по теме «Строение клетки».

Цель:


Задание: - тестовые – 26 вопросов.

- свободный ответ – 4 вопроса.



II. Изучение нового материала.

Цель:


Форма проведения: составление ОСК, работа в парах, индивид. работа, тест.
1).Введение в тему (знакомство с химическим составом клетки с использованием различных методов обучения).
В живых организмах содержится большое кол-во химических элементов. Они образуют 2 класса соединений – органические и неорганические. Химические соединения, основой строения которых являются атомы углерода, составляют отличительный признак живого. Эти соединения называют органическими. Органические соединения чрезвычайно многообразны, но только 4 класса их имеют всеобще биологическое значение: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды.
Биологически важные химические элементы.

Из известных более 100 элементов в состав живых организмов входят около 80, но только о 24 известно какие функции в клетке они выполняют. Набор этих элементов не случаен. Жизнь зародилась в водах Мирового океана, и живые организмы состоят преимущественно из этих элементов, которые образуют легко растворимые в воде соединения. Большинство из них принадлежит к числу легких, их особенностью является способность вступать в прочные (ковалентные) связи и образовывать множество различных сложных молекул.



Например в составе клеток человеческого тела:

О – > 60% N, Ca, P, Cl, K, S, Na, Mg – вместе не более 5%.

С – 20% Остальные 13 элементов – не более 0,1%.

Н – 10%


С животными клетками в этом сх-во. Отличаются клетки растении и микроорганизмов.
Есть и ничтожно малые составляющие. Они ничем не могут быть заменены и жизненно важны.

Y – 0,001% - при недостатке его задерживается рост и развитие детей.

Cu – 0,0002% - недостаток вызывает заболевания растений и животных .

( См. таблицу «Биол. важные химич. элементы»


2). Составление схемы по составу.

Беседы по вопросам, составление схемы.

- Из каких вещ- в состоит клетка? Чем образованы эти вещ-ва?

- На какие группы их подразделяют? Почему?

- Какие вещ-ва относятся к неорганическим?

- Чем органические вещ-ва отличаются от неорганических?

- Назовите основные органические вещ-ва.

- Какие относятся к биополимерам?

- Какие вещ-ва относятся к неорганическим?

- Какие могут быть соли?


3.) Неорганические вещ-ва клетки

- это вода и соли.

Значение воды большое. Мы говорим «без воды нет жизни».
Задание:

1.Прочитать стр. 146 – 147.

2.Изучить краткую хар-ку в схеме №2. ( вода и соли ) I

3.Проработать в парах «учитель – ученик», рассказывая друг другу хар-ку воды и солей.


4.) Органические вещ-ва клетки.

Белки.

Рассказ о белках.


Белки относятся к биополимерам, также как нуклеиновые кислоты. Иное название – протеины. Это обязательная составная часть всех клеток. В состав этих биополимеров входят мономеры 20 типов.

Такими мономерами явл-ся аминокислоты.

Элементы: C, H, N, O и S.

Может быть P, Fe, Zn, Cu.


У белков большая молекулярная масса.

альбумин (яйцо) – 36000 спирт - 46

гемоглобин – 152000 углекислота - 60

миозин (мышца) – 500000 бензол - 78


В клетках обнаружено свыше 170 различных аминокислот, но в состав белков входят 26,6 из них нестабилизированные.

Поэтому обычными компонентами считают лишь 20 аминокислот.

В зависимости от того могут ли аминокислоты синтезировать в организме различают:

заменимые – 10 (обр-ся в организме)

незаменимые - в организме не образуются, должны поступать вместе с пищей.

Могут быть белки



полноценные и неполноценные (в зависимости от состава аминокислот).

простые и сложные

(фибрин, - металлопротеины

трипсин) - гликопротеины

- липопротеины

- нуклеопротеины
Строение см. схему №3 (аминокислоты)

Что у них общего?


ост. часть R – группа, радикал – чем и отличаются все аминокислоты

В зависимости от того какое кол-во этих групп различают:


  • Нейтральные аминокислоты

  • Основные аминокислоты

  • Кислые аминокислоты

Аминокислоты явл-ся амфотерными соединениями, т.к в р-ре они могут выступать в роли кислот, так и оснований.

См. схему №4 (по структуре белка).



Как образуется белок?

Сближение молекул аминокислот – соединение молекул друг с другом (карбокс. группа одной молекулы сближается с аминогруппой другой молекулы).


Образуется пептид, связь – пептидная (2 – дипептид, больше – полипептид).

В природе известны и очень короткие из 3-8 аминокислот и очень длинные цепи до 1500 аминокислот, средние 300-500.

Выполнение белками определенных специфических функций зависит от пространственной конфигурации их молекул.

Кроме того, клетке энергетически не выгодно держать белки в развернутой форме – в виде цепочки. Поэтому полипептидные цепи подвергаются укладке, приобретая определенную трехмерную структуру или конфигурацию.

Выделяют 4 уровня пространственной организации белков.
Первичная структура- цепь из амин-х звеньев.

20 аминокислот можно уподобить 20 буквам хим-ого алфавита, из которых составлены «слова» длинной в 300-500 букв. С помощью 20 букв можно написать безграничное кол-во таких длинных слов. Если считать, что замена или перестановка хотя бы одной буквы в слове придает ему новый смысл, то число комбинаций в слове 500 букв составит 20500 .

Первым белком, у которого была выявлена аминокислотная последовательность, стал гормон инсулин. Исследования проводились в Кембриджском университете Ф.С. Сэнглером с 1944 по 1954г. Было выявлено, что молекула инсулина состоит из 2 полипептидных цепей (21 и 30 ам-х остатков), удерживаемых около друг друга дисульфидными мостиками. За свой кропотливый труд Ф. Сэнглер был удостоен Нобелевской премии.

Первичная структура определяет св-ва белка и ее пространственную конфигурацию. Лишь незначительная часть белка имеет строго линейную структуру.

Основная масса подвергается дальнейшей укладке, что приводит к образованию вторичной структуры.



Вторичная структура – упорядоченное свертывание в витки цепочки. Между гр. N-H и С-О, возникают водородные связи. Они слабее пептидных, но повторяясь многократно, придают данной конфигурации устойчивость и жесткость.

Третичная структура – обр-ся в рез-те взаимодействия положит. и отрицательно заряженных R-групп. Третичная зависит от третичной структуры, т.е. от порядка расположения аминокислот в цепи.

Укладка в глобулы (связи водородные, ионные, дисульфидные) и гидрофобные взаимодействия.

Третичная стр-ра специфична для каждого белка.

Четвертичная структура хар-на для самых сложных белков. Наиболее изучаемым белком, имеющим четвертичную стр-ру явл-ся гемоглобин.

Содержит а себе 4 субъединицы, с каждым из которых связана молекула гемма, содержащая Fe.



Вывод: белок - полимер, мономерами которого явл-ся аминокислоты, соединенные между собой пептидные связи. Тот факт, что белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот, - еще одно док-во единства живого мира на Земле.

Свойства белков.

Аминокислотный состав белков определяет их св-ва. Белки амфотерные соединения, сочетают в себе основные и кислотные св-ва.


Растворимые белки и нерастворимые белки

Фиброин, кератин,

коллаген

активные (ферменты)

неактивные

устойчивые и неустойчивые

под их действием белки меняют свое состояние+



Денатурация полная (вареное яйцо)

Обратимость – ренатурация.


Нарушение природной стр-ры белка называют денатурацией. При ней разрушаются вторич. третич. четвер. стр-ры.

Способность белков к обратимому изменению пространственной стр-ры в ответ на действие физических или химич. факторов лежит в основе раздражимости – важнейшего св-ва всех живых сущ-в.



Вывод: св-ва белка зависят от его аминокислотного состава или структуры.
Функции белков.

Попробуем объяснить функции белков.



  1. Строительная (белки явл. обязательным компонентом всех клеточных стр-р – основа клеточных организмов, волос, сосудов)

  2. Транспортная (гемоглобин)

  3. Регуляторная (участие в регуляции обмена вещ-в, гормоны – б. акт. вещ-ва – инсулин)

  4. Защитная (белки – антитела иммунитет; фибрин – из фибриногена, останавливает кровотечение).

  5. Двигательная (белки мышц – актин, миозин)

  6. Сигнальная (белки на мембране реагируют на воздействие из вне)

  7. Энергетическая (1 гр. белка – 17,6 кДж при распаде)

  8. Каталитическая (все процессы хим. реакций в клетке протекают очень быстро благодаря биокатализаторам – ферментам – вещ-ам белковой природы).

(Пример: 2Н2О2 2О2 + О2

- в клетке - очень медленно

- Fe – быстрее

- фермент каталаза за 1 сек. расщепляет до 100 тыс. молекул Н2О2)

Вывод: приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.

III. Закрепление.

Самостоятельная работа в парах.

Задание 1.



  • Изучить материал по учебн. § 38 и §39

схема №2 и схема №4

  • Подготовиться к ответу по схеме. (все - о белках).

  • Работа «учитель – ученик».

рассказывают друг другу попеременно по схеме – белки – строение, состав, св-ва, функции.

«учитель» может пользоваться всем, проверяя «ученика».


Задание 2: найти смысловые ошибки и неточности в тексте.
IV. Проверка знаний (тестирование) 10 мин.

(работа направлена на первичное закрепление темы.)


V. Выводы по уроку.



VI. Домашнее задание

  1. §37, 38, 39.

  2. составить текст с биол. ошибками; текст; кроссворд или 10 интересных вопросов по теме.

  3. опережающее задание.

§40 – составить краткую схематическую запись о липидах и углеводах.




Смерть — это зачерненная сторона зеркала, без которой мы бы ничего не увидели. Сол Беллоу
ещё >>