Хесле В. Философия и экология. М.: «Ками», 1994, 192 с - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 101.53kb.
Литература агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология... 18 3700.33kb.
Уникальное предложение ками на alba universal: Оборудование от ками... 1 11.79kb.
Ахмерова Рафига Айтбаевна №306463 от 25. 07. 1994 г.; Савенкова Надежда... 1 47.87kb.
Ерж Елизавета Тимофеевна 936264 25. 07. 1994 Зубок Наталья Михайловна... 1 28.37kb.
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Электронные ресурсы Экология 1 22.18kb.
Путятин, Японии Цуцуя-Хизенно-Ками 1 9.14kb.
Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы) 1 245.58kb.
Шагайко Александр Николаевич №866050 от 17. 08. 1994 Блинов Владимир... 1 41.89kb.
Направление подготовки 022000 – Экология и природопользование Профиль... 1 41.9kb.
Инновационный потенциал гегелевской философии 1 72.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Хесле В. Философия и экология. М.: «Ками», 1994, 192 с - страница №1/1

Хесле В. Философия и экология. М.: «Ками», 1994, 192 с.


  1. Заблуждается тот, кто полагает, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис обусловлен «стрелками», направляющими движение к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых нам так и не удается приступить к радикальным изменениям. При переориентации категорий, как предполагают, понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к природе будет пониматься иначе, нежели то делалось в большинстве философских и научных теорий нового времени.

  2. ...одной из основных потребностей нашего времени является потребность в философии природы, которая смогла бы сочетать автономию разума с самодовлеющим достоинством природы.

Из сказанного становится ясным, что созданию философии экологического кризиса должны способствовать самые различные, если не все, философские дисциплины, а именно: метафизика, философия природы, антропология, философия истории, этика, философия хозяйства, политическая философия, философия истории философии. ...при решении проблем экологического кризиса стыкуются самые разные дисциплины. Философия рассматривает не одну лишь совокупность знания, так что при решении проблем, которые требуют к себе многостороннего подхода, можно надеяться на возрождение идеи единства знаний.

Раздробление знания привело к упадку философии и нынешнему экологическому кризису, тогда как понимание того, что лишь цельное образование, дающее одинаково глубокие знания в науках естественных и гуманитарных и тем самым способствующее появлению людей, которые внесут свой вклад в дело преодоления кризиса, косвенно пойдет на пользу и философии.

9. Более того, философия поможет отдельным наукам теоретически понять причины экологического кризиса, с тем чтобы успешнее бороться с ним на практике. Философия также поможет наведению мостов между самостоятельными дисциплинами, ибо от нее не скрыто ни место каждой науки в общей системе знания, ни историческая роль их современных форм в развитии мышления. Философия, указав границы наукам, сможет по-новому поставить некоторые вопросы так, чтобы мы могли получить требуемый ответ.



  1. Экология же, в буквальном смысле этого слова, есть наука о доме. Среди различных материальных домов, где живет человек, экология выбрала себе величайший: нашу планету, которая представляет из себя ныне нераздельное единство природных и духовных элементов. Если же говорить об идеальных домах человечества, то среди них обширнейшим следует считать совокупность бытия, которая является предметом философии, поэтому угроза существованию нашего земного дома связана и с разрушением дома идеального. Итак, только восстановление идеального здания, т.е. возвращение на метафизическую родину, поможет нам, людям технической цивилизации, жить долго в нашем планетарном доме, какой бы необходимой и предпочтительной при всем том ни казалась в ближайшем будущем экотехническая работа над отдельными деталями, чем, без сомнения, должны заниматься конкретные науки.

15. ...лишь патриотизм (от которого не освободиться и будущее универсальное государство) сможет дать толчок к коллективному трансцендированию частных интересов, без чего невозможно с серьезными опасностями современного мира.

16...универсализация принятых на Западе жизненных стандартов....приведет к экологической катастрофе... Катастрофа, к которой мы медленно приближаемся, давно бы уже наступила, если бы все жители планеты потребляли бы столько же энергии, сколько развитых стран Запада, если бы повсюду накапливалось такое количество мусора, а в атмосферу выбрасывалось столько же вредных веществ.



  1. Вряд ли кто ныне решится спорить с тем, что западные индустриальные общества таким образом развиваться далее уже не могут - ведь иначе мы провалимся в бездну. Если прочитать «Пределы роста», «Всемирный 2000 год», сообщения комиссии Брундтланд, ежегодник института «Ворлдвотч», то становится понятным, что терпению Земли приходит конец. ...основной тезис данных изысканий...:демографические процессы, разогревание атмосферы, накопление в воде ядохимикатов, эрозия почвы, утончение озонового слоя, сокращение запасов продовольствия, гибель многих видов животных в конце концов создают такую ситуацию, при которой движутся к экологическим катастрофам. Подобные катастрофы, вероятно, вызовут борьбу за перераспределение жизненных благ, так что применение в будущем ядерного оружия выглядит вполне реальным, особенно если учесть трудности предотвращения его поставок странам третьего мира. В лучшем случае мы можем только поспорить о сроках наступления грядущей катастрофы. Однако же представители как старого, так и молодого поколения иной раз еще надеются на то, что-де именно их беда и не настигнет, следовательно, нет и необходимости предпринимать какие-либо защитные действия. Но оставаться в циничной праздности им долго не удастся, поэтому экологическая проблема в скором будущем неизбежно приобретет первостепенное политическое значение.

  1. Экологический кризис заставит отказаться от прежней парадигмы....директор института Европейской экологической политики Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер в своей замечательной книге «Политика на Земле. Реальная экологическая политика в век защиты окружающей среды» (Дармштадт, 1989) рассматривает следующее положение: мы живем накануне новой парадигмы, так что экономическая парадигма вскоре должна уступить место экологической.

36. ...каким бы темным ни казалось нам будущее, возвращение к преображенному прошлому способно придать человеку силы, необходимые для выполнения труднейшей задачи - выработки новой парадигмы, даже если теперь она различима только в самых общих чертах. Знание реального, отличного от современности, мира помогает человеку избавиться от недостатков своего времени, избавляя его от гибели в водовороте собственной субъективности. Такое знание человеку дает только прошлое. Без корней, уходящих в традицию, невозможно создать будущее. Вот почему в начале новой западноевропейской истории Возрождение и Реформация черпали свою духовную силу в эллинистическо-римской и раннехристианской традициях.

  1. Русская история, и это для нее в высшей степени характерно, осталась в стороне как от Возрождения, так и от Реформации. Впрочем, явлением обнадеживающим следует считать обращение молодых русских интеллектуалов к старым, дореволюционным, традициям (которые, кстати говоря, могу быть разрушены в течение каких-нибудь двух десятилетий потребительской лихорадки, чего не смогли добиться за 70 лет тоталитарного режима). Разумеется, подобное обращение представляет ценность не как очередная мода, а как стремление обрести скрытые в традиции духовные сокровища, с тем чтобы, проникшись уважением к требованиям грядущего, и создать новую парадигму, в которой заинтересован век защиты окружающей среды.

  2. «Они пилили сучья, на которых сидели сами,

И притом кричали о своей опытности,

О том, как можно пилить еще быстрее...

И они с грохотом полетели в бездну.

Взиравшие на них, покачивая головами,

Тем не менее, продолжали пилить».

Б.Брехт



  1. Сравним хотя бы характерное для Аристотеля понимание необходимости включения живого в совокупность бытия с отказом нынешней науки размышлять о философских предпосылках собственной деятельности. Сверх того, правомерно говорить даже об упадке, если сопоставить отличавшее античную науку чувство нравственной ответственности с нежеланием и даже неспособностью современного ученого отдавать себе отчет в далеко идущих моральных последствиях своего поведения.

Несоответствие целевой и ценностной форм рациональности определяется современная технологическая эпоха, что считается глубочайшей причиной экологического кризиса и вообще кризисом управленческих проблем современных обществ. Я воздерживаюсь от идеализации старины: понятно, что в доиндустриальную эпоху моральные извращения встречались довольно-таки часто, пожалуй, еще чаще, нежели сегодня. Беспокоит скорее как раз несоответствие, существующее между властью и мудростью. Исторически подобное несоответствие возникает по мере усиления власти человека над природой, а власть эта становится прочной только в условиях индустриального общества.

  1. К сожалению, я также не располагаю такой философией природы, которая бы действительно отвечала значению и границам современного естествознания. Разработка подобной философии относится к основным задачам философии новой парадигмы, однако решить ее удастся только благодаря более радикальному освобождению от шор современного мышления. ...я вправе уже теперь выдвинуть два требования, которым должна будет отвечать новая философия природы. Прежде всего, ей следует отказаться от первой основной идеи, характерной для теории познания нового времени, согласно которой природа, в конечном счете, понимается как человеческая конструкция. Во-вторых, нужно отказаться от резкого противопоставления субъекта и объекта, поскольку оно способствует возникновению упомянутой первой основной идеи. Ведь обе они стали важнейшими предпосылками современных естествознания и техники. Вместе с тем ...она... обязана разрешить две проблемы, которые, казалось бы, решаются с помощью указанных предпосылок....???

59. ...человек, в конце концов заменяемый компьютером, наряду с трудом утрачивает и отнесенность к миру.

  1. ...что есть локомотив современного мира? Конечно же, экономика, мотор которой, ее движущее начало суть популяризованные ценности и категории философии нового времени - иллюзия изготовимости, желание перейти любую количественную границу, беспощадность по отношению к природе. Итак, философия, для которой слово «ответственность» не остается бессодержательным понятием, должна, во-первых, разработать новые ценности и, во-вторых, передать их руководящим силам экономики.

  2. Человек обязан отречься от большинства своих потребностей, усвоенных за последние сорок лет - ведь они причиняют вред окружающей среде, и, если они станут всеобщими, Земля непременно погибнет...

В желании иметь все больше и больше, нам вновь надо научиться видеть не преимущество, а, подобно древним, ту черту характера, которая непреодолимо изобличает человеческую низость и вульгарность. Нам снова нужно научиться говорить: «Хватит», - делая ограничения более строгими. Нам нужны аскетические идеалы.

84. ...



...одна из главных причин экологического кризиса: мы, во-первых, не знаем того, что творим, а во-вторых, если нам и сообщают о последствиях, то у нас отсутствует система стимулов, способная изменить наше поведение...почти всегда остается возможность успокоить себя: почти по всем вопросам сегодня можно получить заключения ученых, предсказывающих прямо противоположные последствия.

  1. нынешняя ситуация сложилась благодаря науке, мыслящей исключительно под влиянием специализации. Таким образом, только создание науки нового типа, когда генералисты и специалисты начнут сотрудничать иначе, чем до сих пор, может позволить нам в перспективе выработать содержательный консенсус.

91. С другой стороны, вузы, школы, СМИ, церкви, способствующие формированию общественного мнения, должны с особым усердием работать над сбором и распространением соответствующей информации. Неспособность к этому, объясняемая, как правило, институтоциальным устройством, не может служить оправданием, если какая-либо помощь остается возможной. Мне думается, что церкви, являющиеся основными проводниками ценностей, здесь бездействуют. Как известно, современная наука и техника вынуждены были постоянно отстаивать свои права в борьбе с религией. Отсюда ясно, почему религия до сих пор не нашла эффективного подступа к этим двум сферам, порой оставаясь совершенно беспомощной.... церковь отчасти повинна в том, что до сегодняшнего дня не удалось разработать этику, общепризнанную в условиях технической цивилизации. ...христианство найдет себе оправдание и, более того, сможет выжить во всемирной истории лишь в том случае, если оно начнет разрабатывать подобную этику. Церковные законы должны претерпеть принципиальное изменение. Претендовать на верность духу христианской этики сегодня вправе скорее тот, кто ведет себя в соответствии с ситуацией кризиса окружающей среды, нежели тот, кто следует традициям, древность которых, возможно, и вызывает к себе уважение, но мало способствует решению экзистенциальных проблем человечества.

  1. Теологическое образование, само собой разумеется, также должно быть реформировано. Учителю этики (а ведь именно им обязан быть священник), как мне кажется, важнее обладать основными экологическими знаниями, чем предаваться дотошным литургическим штудиям.

Сходный упрек относится и к философии, которая разработает убедительную для века защиты окружающей среды прикладную этику только тогда, когда начнет сотрудничать с конкретными науками. Человек, ничего не смыслящий в химии и биологии, вряд ли сможет сказать сегодня что-либо дельное относительно жгучих конкретных этических проблем нашего времени, даже если он овладел всей этической традицией от Платона до Шелера. Междисциплинарность - а сюда относится в том числе искренняя попытка довести собственные результаты до коллег, занимающимися другими дисциплинами - сегодня входит в число важнейших этических обязанностей.

НЕОБХОДИМО ПЕРЕВЕСТИ ПОЗНАНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОВЕДЕНИЯ.



  1. Современная наука резко изменила отношение между верой и знанием, определявшее сущность средневековья. В средние века верили слишком многому и притом не претендуя на знание; сегодня же, напротив, мы, с помощью науки, знаем многое из того, что несмотря на все доказательства, на эмоциональном уровне нам представляется неправдоподобным. «Я знаю, что катастрофы наступят, но не верю этому» - так думают многие накануне экологического кризиса.

95. Очевидно, логика институтов не совпадает с логикой отдельных индивидов...Поскольку отдельный индивид не может рассчитывать на то, что другой изменит, подобно ему, свой взгляд, то он и не рискнет изменить свое поведение. В результате все станут - по крайней мере в течение опасно долгого времени - продолжать поступать по-старому, хотя вряд ли кто-то будет по-прежнему считать свои действия морально оправданными. ...угрызения совести индивида стихают, если он принимает участие в действиях, за которые не несет единоличной ответственности.

В условиях коллективной безнравственности, которая отличает разрушение окружающей среды, в современном индустриальном обществе соединяются многие факторы, роковым образом уничтожающие чувство непосредственной ответственности. Человек, стоящий перед выбором (отправиться ли ему куда-нибудь пешком, либо на общественном транспорте, либо же на автомобиле), абстрактно, может быть, и знает о том, что езда на автомобиле усиливает парниковый эффект. Однако же отказ от автомобиля дается ему с трудом. Прежде всего, человеку не видны, не даны наглядно непосредственные последствия его поведения. Даже если человек будет бояться последствий для себя лично, их (порой мнимая) удаленность во времени не позволяет им выступать в качестве непосредственного мотива, противодействующего запланированному поступку: вспомним хотя бы о курении. В-третьих, известную роль играет и убеждение в том, что я как индивид все равно не могу ничего добиться - пусть я в данной, особенной ситуации откажусь от поездки на автомобиле; даже отказавшись от езды на автомобиле вообще, я не предотвращу парниковый эффект. Даже если люди в рамках какого-либо института размышляют об изменениях в своем поведении, они могут сказать себе: при действиях, в которых участвуют все люди, изменение, даже если оно происходит в большом государстве, все равно окажется недостаточным и, следовательно, бесполезным. В-четвертых, когда узнают о многих антропогенных экологических катастрофах, складывается впечатление, будто речь идет о неотвратимых природных катастрофах, за которые никто не несет ответственности.

99. Эмпирически выяснилось, что объяснения экологической вредности езды на автомобиле мало помогают. Гораздо эффективнее, отвлекаясь от последствий, критиковать систему ценностей, в которой автовождение выступает как ценность - например, становясь идеалом бесцельной, сугубо частной мобильности, - иронически изобличать психическую структуру того человека, чье самосознание ориентировано на непременное обладание быстрой и большой машиной. В таком случае невозможно будет уйти от ответа на том основании, будто бы предсказанные последствия, возможно, не наступят.

...недостаточно отвергнуть некую вещь как не имеющую ценности, необходимо признать и сообщить другим какие-то новые положительные ценности. Кто страдает от недостатков мира, тот не имеет сил для того, чтобы убедить других людей изменить их поведение. Необходимо в глубине души любить мир и людей, несмотря на все их несовершенство, чтобы оказаться в состоянии осуществить смену этических парадигм. Если мы хотим достичь чего-либо долгосрочного, научить людей вновь почувствовать красоту природы, то мотивационно - психологически это будет важнее, чем изобличать моральную порочность разрушения окружающей среды.... Но мы мало чего добьемся, если не сможем освободиться от уныния, в котором средневековье справедливо усматривало один из смертных грехов. Но один лишь причинно-научный анализ не дает искомой надежды, напротив, метафизическое, более того, религиозное коренное доверие целостности бытия могло бы придать человеку силу, которая ему так необходима.



  1. ...абстрактное отрицание экономического эгоизма является поступком не только бессмысленным, но и аморальным....Прежде всего, эгоизм уничтожить невозможно...

  2. В самом деле, если при устранении эгоизма не возникает умение переводить на более высокий уровень ту энергию, которая им стимулируется, то человечество неминуемо будет обречено на прозябание, апатичное и равнодушное, значит, на состояние гораздо худшее по сравнению с предшествующим. С такими великими задачами, какой, к примеру, является задача спасения окружающей среды, вряд ли удастся справиться без эффективной экономической деятельности, рационализировнной в соответствии с пусть и неприятными законами эгоизма.

131. Одна из главнейших причин нынешнего кризиса заключается в том, что в результате ускорения мировых исторических изменений «время полураспада» усвоенного нами объема информации постоянно сокращается. Хотя новые факты усваиваются с достаточной легкостью, тем не менее те ценности, которые в течение столетий являлись для нас эталоном, с трудом подвергаются какому-либо изменению.

178 послесловие Степин В.С.


Современная наука и техника принципиально по-иному фрагментирует мир, чем предыдущие эпохи. Они втягивают в орбиту человеческой деятельности новые типы объектов - сложные, саморазвивающиеся системы, в которые включен сам человек.

См:
Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1990

Герцен А.И. Письма об изучении природы. М., 1946. С.84.

Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.



Юдин Б.Г., Фролов И.Т. Этика науки. М.,1987.




Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами — Запад и Восток, обладает еще третьей стороной. Петр Чаадаев
ещё >>