Характеристика школы и принципов ее образовательной политики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Характеристика школы и принципы её образовательной политики Полное... 2 417.68kb.
I. Характеристика школы и ее образовательной политики 11 1280.44kb.
Общественное участие в управлении школой: путь к изменению образовательной... 1 62.27kb.
Проблемно ориентированный анализ работы школы 7 1323.22kb.
Директор школы Л. В. Бурилкина 1 153.13kb.
Программа кандидата на должность ректора нгу аржанникова Андрея Васильевича 1 307.8kb.
Основной образовательной программы раздел характеристика основной... 5 853.58kb.
Работает над проблемой «Создания адаптивной образовательной среды... 1 24.52kb.
Отчет о работе управляющего совета школы №1231 1 17.72kb.
Практическая работа №2 Проектирование предметного сегмента в иос... 1 106.89kb.
Создание и совершенствование образовательной среды школы 1 66.98kb.
Владимир Сердюков 1 24.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Характеристика школы и принципов ее образовательной политики - страница №1/4




  1. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» открыта 2 октября 1962 года и является государственным образовательным учреждением. Она располагается в центре города, в типовом здании, рассчитанном на 650 учащихся.

В период с сентября 1993 года по 2003 год школа работала по внедрению и отработке модели новой школы «Экология и диалектика», автор профессор Л.В. Тарасов. До 1997 года школа являлась коллективным членом Ассоциации «Экология и диалектика», ежегодно принимала участие в международных научно-практических конференциях «Школа «Экология и диалектика»: теория и практика». На третьей конференции награждена Дипломом за творческий вклад в выставку «Практическая отработка модели «Экология и диалектика» в школах РФ».

В период с 30 декабря 1999 года по 30 декабря 2003 года школа являлась областной экспериментальной площадкой по отработке и апробации модели школы «Экология и диалектика». С 2003 года является учебно-методической площадкой Вологодского института развития образования по теме «Мониторинг результатов учебно-воспитательного процесса».

Ежегодно на базе школы проводятся областные семинары руководителей образовательных учреждений, учителей начальных классов, математики, иностранного языка, русского языка и литературы, истории и обществознания — слушателей курсов ВИРО.

Педагогический коллектив школы награжден дипломом лауреата конкурса региональной методической выставки «Педагогическая инноватика – 2002» в номинации «Инновационные площадки».

Программа развития образовательного учреждения была представлена на Первом всероссийском конкурсе «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» и получила Диплом I степени (2007).

Актуальной проблемой общеобразовательной школы, связанной с одним из направлений модернизации, является проблема формирования ключевых компетенций. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки результатов. Основными принципами компетентностного подхода являются:


  • развитие у обучающихся умения самостоятельно решать проблемы в разных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта;

  • содержание образования представляет собой социальный опыт решения различных задач;

  • смысл образовательного процесса – в создании условий для решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

  • оценка результатов осуществляется на анализе уровней образованности на каждом этапе обучения.

Компетентностный подход в обучении является естественным продолжением работы школы по модели «Экология и диалектика», где акцент делается на умениях, навыках и способах деятельности, применении умений в нестандартных, быстро меняющихся ситуациях. Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является подготовка ребенка к умениям жить в быстро меняющемся мире и формирование таких качеств, как мобильность, динамизм, конструктивность, креативность.

Характеристика материальной базы школы:

Образовательный процесс осуществляется в отдельном здании площадью 3800 кв.м. В школе имеется 26 учебных кабинетов, 2 мастерские, актовый зал, спортивный зал, стадион, библиотека, столовая, медицинский, процедурный и стоматологический кабинеты, логопедический пункт, кабинет информатики на 6 ученических мест.

Школьная библиотека насчитывает в общем фонде 24000 экземпляра книг, в том числе 14000 учебников, 8850 – художественной литературы. Имеется медиатека, видеотека, фонотека.

Миссия школы: создание условий для формирования адаптивной личности, готовой к профессиональному самоопределению и активной самореализации.

Цель развития образовательного учреждения: создание современной адаптивной школы для обеспечения качественного образования и профессионального самоопределения выпускников, готовности их к продолжению обучения и самореализации в жизни.

Задачи:

1. создать условия для перехода и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования;

2. создать открытое информационное пространство для совершенствования образовательного процесса и процесса управления;

3. оптимизировать воспитательную систему школы, направленную на формирование духовно-нравственной личности, адаптированной к жизни и готовой к осознанному выбору и освоению профессии.



Кадровое обеспечение образовательного процесса.

В образовательном учреждении обеспечивается непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса не только благодаря наличию высококвалифицированных учителей, а главным образом – хорошо организованному коллективу, работающему в режиме творческого саморазвития.



Кадровый состав:

  • Администрация – 5 человек:

- директор,

- заместитель директора по УВР – 2,

- заместитель директора по ВР,

- заместитель директора по АХР;



  • Учителя – 35 человек:

- начальных классов – 10,

- русского языка и литературы – 5,

- иностранного языка – 4,

- математики – 3,

- истории и обществознания – 2,

- географии – 1,

- биологии – 1,

- физики – 1,

- химии – 1,

- информатики – 1,

- трудового обучения – 3,

- физической культуры – 2,

- музыки – 1.


  • Другие педагогические работники - 4:

- воспитатель ГПД,

- педагог-психолог,

- педагог дополнительного образования,

- библиотекарь.

Всего штатные педагогические работники – 44 человека.

Штатные работники составляют 98%, совместитель – 1 (Ильина О.В. – история)



Уровень квалификации руководящих кадров высшей категории – 100%, педагогов – 75%.

Педагоги высшей категории – 20 (45%),

I категории – 13 (30%),

II категории – 3 (6,5%),

Соответствуют занимаемой должности (СЗД) – 2 (4,5%),

Не имеют категории – 6 (14%).



Молодые педагоги (со стажем до 3-х лет) – 5 человек:

- Кузнецова Ю.В., учитель истории и обществознания;

- Бусырева Марина Васильевна, учитель начальных классов;

- Угрюмова Ольга Ивановна, учитель начальных классов;

- Сапкова Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы;

- Чуканов Валерий Николаевич, учитель трудового обучения.



Средний возраст коллектива – 41 год.

Структуру школы образуют три ступени.

Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по образовательной системе «Школа 2100».

Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет, обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников.

Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года, предполагает профильную дифференциацию (социально-экономический профиль).

В рамках предшкольной подготовки организованы двухнедельные курсы для будущих первоклассников, реализуется программа сотрудничества с детским садом №15.

На начало 2012-2013 учебного года в школе обучается 767 учеников, 30 классов-комплектов, в том числе 2 класса – СКК VII вида (6в и 7в). В 11б классе реализуется профильное (социально-экономическое) обучение.

Образовательный процесс осуществляется в две смены. На I смене обучаются 1, 4, 5, 8-11 классы, на II смене – 2-3, 6-7 классы. Продолжительность уроков в 3 - 11-х классах – 40 минут. Режим работы школы – шестидневная неделя для 5 – 11 классов, пятидневная неделя для 3-4-х классов.



2. Нормативно-проектное описание общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования социально-экономического профиля

Назначение средней школы – свобода и творчество;

Ведущее пространство – конструктивное.

Ведущий тип деятельности – допрофессиональная.

Основные компетенции – компетенция решения творческих проблем, интеллектуальные компетенции, компетенции работы с людьми, личностные компетенции.

2.1. Целевое назначение образовательной программы.

Целями реализации основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования являются:


  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • создание условий для формирования нового поколения, способного воспринимать и наследовать лучшие традиции и образцы культуры страны, имеющего глубокое понимание и личностное восприятие жизненно важных проблем, стоящих перед современным обществом;

  • реализация профильного (социально-экономического) обучения с учетом способностей и наклонностей обучающихся, обеспечивающего подготовку выпускников к продолжению обучения в высших учебных заведениях по данному профилю;

  • реализация государственного образовательного стандарта;

  • становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при реализации основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

- гарантировать преемственность основного и среднего (полного) общего образования.

- обеспечить освоение обучающимися содержания среднего (полного) общего образования на уровне требований федерального компонента государственного стандарта;

- обеспечить равный доступ к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

- формировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения; готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- способствовать развитию личности, ее способностей, формированию и удовлетворению социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности;

- формировать - обеспечить условия, сохраняющие физическое, психологическое здоровье и социальное благополучие обучающихся;

- совершенствовать систему учебной, воспитательной, внеурочной предметной деятельности для формирования и проявления ключевых компетентностей обучающихся, их социальной и гражданской зрелости, толерантности, подготовки к осознанному выбору профессии.



Содержание образовательного процессарасширенная и углублённая подготовка по предметам, являющимся базой для продолжения обучения в профессиональных учебных заведениях.

2.2. Приоритетные задачи социально-экономического профиля:

1. развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления; познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления;

2. формирование культуры межличностных отношений и навыков групповой работы, умения организовать работу коллективов и руководить ими;

3. формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и настоящего;

4. формирование системы научных взглядов на исторические процессы, умений находить и объяснять логику экономического, социального, политического, культурологического развития цивилизации;

5. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;

6. развитие гражданского образования, экономического образа мышления, способности к личному самоопределению и самореализации.

При условии реализации задач профильного обучения выпускник будет:


  • владеть основами современных научных теорий на уровне федерального государственного стандарта и выше, иметь более высокий уровень интеллектуального развития;

  • владеть умениями научно – исследовательской деятельности: анализировать обстоятельства с выходом за пределы узких частных интересов, ставить новые проблемы, определять задачи и прогнозировать конечный результат, строить этапы своей деятельности, объективно её оценивать;

  • владеть приёмами диагностики и менеджмента, позволяющими адаптироваться в социуме;

  • иметь высокий уровень профессиональной направленности, готовность к непрерывному образованию;

  • владеть общечеловеческими культурными ценностями.

Предметы социально-экономического профиля позволяют сформировать у обучающихся необходимые компетентности:

в семейно-бытовой сфере: вести себя сообразно нравственным и

правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем;



в сфере трудовой деятельности: быть способным самостоятельно

заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учёбой;



в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных

отношений: поступать в соответствии нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества;

в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном

обществе: проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий;

в сфере массовой коммуникации: быть способным находить

необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ.

На смену навыкам работы с материальными объектами приходит умение работать с людьми. Социально-экономические дисциплины обеспечивают необходимые способы деятельности, служат каналом подготовки к политической деятельности, к вступлению в аппарат государственного управления, дают возможность приобрести высокий социальный статус. Основными сферами, в которых будет себя реализовывать выпускник класса социально-экономического профиля, являются сферы труда, политики, потребления, «гражданское общество» и инициативный сектор социального развития. Необходим человек-деятель, способный ставить цели, планировать и программировать способы их достижения, мобильный и грамотный.

Профессиональное определение выпускников класса социально-гуманитарного профиля



Специальность

Возможности для дальнейшего профессионального роста

1

Юриспруденция

Работа в государственных органах прокуратуры и судах, адвокатуры и нотариата; в высшей школе (преподавание и научно-исследовательская деятельность)

2

Социология, связи с общественностью

Специалист по связям с общественностью – работа в госучреждениях, коммерческих фирмах, политических партиях и общественных движениях: пресс-секретарь, менеджер, эксперт, консультант, референт по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, научных и культурных обменов

3

Социальная работа

Работа в органах социальной защиты, фондах социальной помощи, в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта

4

Психология

Психолог

5

История, музеология

Историк – учитель в школе, преподаватель истории в вузе;

Историк-архивист – работа в органах архивного и информационного управления, учёный-исследователь

Музеология – работа в музеях различных профилей, в туристических агентствах, в организациях частного бизнеса



Уровень образования:

общеобразовательная программа позволяет реализовать профильный уровень среднего (полного) общего образования.



2.3. Требования к выпускнику средней (полной) школы

1. Организация учебного труда:

  • планировать учебную и самообразовательную деятельность;

  • осуществлять самоконтроль и дать самооценку своей учебной деятельности;

  • участвовать в организации познавательной деятельности;

  • повышать свою образовательную деятельную деятельность.

2. Работа с книгой и другими источниками информации:

В работе с текстом умеет:



  • устанавливать межпредметные связи из различных источников;

  • при изучении нового материала - самостоятельно составлять сложный план;

  • обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы.

При работе с текстом, воспринимаемым на слух, умеет:

  • воспроизвести основные мысли прослушанного в виде рецензии;

  • аналитически воспринимать содержание и литературную форму своей речи;

  • дать оценку прослушанному рассказу, видеофрагменту, радиопередаче.

3. Культура устной и письменной речи.

В технике устной речи:



  • ведет диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации;

  • самостоятельно конструирует и проводит урок, излагая материал из нескольких источников;

  • различает и обоснованно выбирает тип ответа;

  • умеет использовать основные виды письменных работ: выписывание цитат, запись под диктовку. умеет осуществлять совместную деятельность.

4. Требования к знаниям:

- знания, умения и навыки по всем дисциплинам, преподаваемым в школе, соответствуют государственным стандартам среднего (полного) образования.



5.Требования к воспитанности:

- знает свои гражданские права и умеет их реализовать, уважает своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей,

- следует нормам и правилам человеческого общежития, сохраняет природу, находит прекрасное в жизни,

- умеет организовать свое время, бережно относится к своему здоровью.



Личностные характеристики выпускника («модель выпускника средней (полной) школы»):

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

  • критически мыслящий, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий мнение других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

имеет потребность в здоровом образе жизни;

обладает навыками самоконтроля и коррекции физического состояния;

обладает умениями и навыками планирования учебной деятельности, ее организации, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысления результатов своих действий;

владеет следующими компетенциями: общеобразовательной, допрофессиональной, общекультурной, мировоззренческой, ценностно-ориентационной, личностной;

готов к продолжению образования в высшей или профессиональной школе, к участию в общественной жизни, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, самоопределению;

является социально активной и творческой личностью;

способствует укреплению авторитета школы;

является патриотом своей страны и города, уважает национальные чувства и традиции других людей.



3. Организационно-педагогические условия реализации основной
общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования

3.1. Нормативные условия.

Начало учебного года – 1 сентября.

Обучение организуется по шестидневной учебной неделе, обучение осуществляется в 1 смену.

Продолжительность учебного года не менее 34 недель (без учета государственной (итоговой) аттестации).

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней; летом – не менее 8 недель.

Начало учебных занятий – 8.00



Расписание звонков 10-11 классы:

1 урок – 8.00 – 8.40

2 урок – 8.50 – 9.30

3 урок – 9.50 – 10.30

4 урок – 10.50 – 11.30

5 урок – 11.40 – 12.20

6 урок – 12.30 – 13.10

Режим питания:

10.30 – 10.50 – 10-11 классы

Нормативная наполняемость классов составляет 25 обучающихся.

При проведении учебных занятий по иностранному языку, технологии, информатике и ИКТ класс делится на две группы.

Факультативные, групповые и индивидуальные занятия осуществляются в течение недели по расписанию, продолжительность перерыва между последним уроком и индивидуальными консультациями – 45 минут.

Кабинетная система с закреплением за каждым классом конкретного кабинета (классной комнаты) для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и родительских собраний.



3.2. Организационные условия.

Формы организации учебного процесса.

Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования осваивается в очной форме обучения. С учетом потребностей и возможностей личности обучающегося общеобразовательная программа третьей ступени в школе может осваиваться в формах экстерната, семейного образования и самообразования.

Школа на основании заключения лечебно – профилактического учреждения о наличии заболевания, входящего в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, справки об инвалидности ребенка, письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора школы может осуществлять перевод обучающихся на индивидуальное обучение на дому.

3.3. Учебный план, отражающий специфику содержания предметного знания.

Настоящий учебный план разработан на основе:

-федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089) , Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области (утвержден приказом Департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 г. №574);



Нормативной правовой основой учебного плана являются:

- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);

- Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2012 г., регистрационный номер 23290);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»);



- Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»);

- Приказ Департамента образования Вологодской области от 01.07.2011 №1018 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 г. №574 в части «Начальное общее и основное общее, среднее (полное) общее образование»).

Учебный план определяет:



  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;

  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

  • профильные и базовые предметы.

Продолжительность учебного года в X-XI-х классах составляет 34 недели, аудиторная учебная нагрузка рассчитана на 6-дневную рабочую неделю.

Для X – XI классов учебный план устанавливает 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность урока - 40 минут.

Интегрированный предмет «Математика» включает в себя модули «Алгебра и начала и анализа» и «Геометрия».

Учебный предмет «География» изучается в X – XI классах по 1 часу в неделю.

С целью получения дополнительной подготовки для сдачи единого государственного экзамена, развития содержания базовых учебных предметов и удовлетворения познавательных интересов обучающихся из компонента образовательного учреждения в X – XI классах выделены часы на русский язык по 1 часу в неделю, экономику по 1 часу в неделю; в X классе – на биологию (1 час в неделю), в XI классе - на право (1 час в неделю).

В 11б классе осуществляется профильное обучение (социально-экономический профиль). Объем часов в учебном плане соответствует РБУП.

Интегрированный предмет «Математика» включает в себя модули «Алгебра и начала и анализа» и «Геометрия».

Для реализации социально-экономического профиля профильными предметами определены: обществознание, экономика, право. Базовые и профильные учебные предметы реализуются в объеме, предусмотренном РБУП. Предмет естествознание учебным планом не предусмотрен, т.к. биология, физика и химия изучаются на базовом уровне.

Третий час учебного предмета «Физическая культура» направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся.

За счет часов регионального (национально-регионального) компонента введено изучение ОБЖ 1 час в неделю.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся за счет компонента образовательного учреждения увеличено количество часов, отведенных на преподавание базовых предметов: русский язык, химия, биология, информатика и ИКТ по 1 часу в неделю, физика – 2 часа в неделю.



Учебные предметы

Классы/количество часов в неделю

XI (социально-экономический)

I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

3

Иностранный язык

3

Математика

6

Информатика и ИКТ

2

История

2

География

1

Биология

2

Физика

3

Химия

2

Физическая культура

3

Профильные учебные предметы

Обществознание

3

Экономика

2

Право

2

II. Региональный (национально-региональный) компонент

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

37




Учебный предмет

Целевое предназначение

обязательных учебных предметов средней (полной) школы

(базовый и профильный уровень)

Русский язык



воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности


Литература

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей

читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



Иностранный язык

дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенцияовладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенцияувеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенцияразвитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.



Математика

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.



Информатика

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности


История

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.


Обществознание

развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.


Право

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.


Экономика

освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации/фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

- развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.


География

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.


Биология

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Физика

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Химия

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Технология

освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;

подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.


Основы безопасности жизнедеятельности

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.



Физическая культура

развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.



следующая страница >>



Трудно быть эффективным и не противным. Фрэнк Хаббард
ещё >>