Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном воспитании дошкольников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских... 6 1000.9kb.
Человеческий голос король музыкальных инструментов 1 35.59kb.
Программа республиканского семинара 1 39.53kb.
Программа Вступительного испытания «Творчество» 1 112.7kb.
Советы родителям – о музыкальном воспитании ребенка 1 41.17kb.
Программа подготовки к семинарам по этике для бакалавров-культурологов... 1 56.43kb.
Министерство культуры краснодарского края приказ 1 168.39kb.
Л. П. Кирюкова О. Е. Симкина 1 218.95kb.
Роль отца в воспитании ребенка 1 41.75kb.
Серова Галина Егоровна моу дод «Детская школа искусств №10» 1 116.43kb.
Применение художественно-эстетических средств в экологическом воспитании... 1 109.56kb.
Группа 92 инструменты музыкальные; их части и принадлежности примечания 1 95.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном воспитании - страница №1/1

Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном воспитании дошкольников

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К.Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой - более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триолы, симоны - яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые - аккордеон, гармонь, баян.

B детском саду используются также электромузыкальные инструменты - органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Устройство инструментов, особенности их конструкций. Способы звукообразования и приёмы игры



Шумовые ударные инструменты

Деревянные ложки используют в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.

Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.

Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10-12 шт.). Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.

Коробочка - небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.

Звуковысотные ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укрепленных на раме. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам. У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд, диатонический, соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний, хроматический - черным. Диапазон от до1 до ля2. Светлые, прозрачные звуки металлофона напоминают звучание колокольчиков.

Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Они образуют хроматический звукоряд с диапазоном от до1 до ля2. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.

Колокольчики (глёки) диатонические и хроматические. Диапазон и тех и других от до1 до ля2 (альтовые) и от до2 до ля3 (сопрановые). По виду колокольчики напоминают металлофоны, однако звучание первых отличается не только протяженностью, но и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съемные. Это очень удобно при работе с детьми, особенно начинающими. На подставке можно оставить только те пластины, которые соответствуют нотам партии, а все остальные убрать. Партии для этих инструментов записываются на обычном нотном стане.

Постановка игрового аппарата при игре на на ударно-мелодических инструментах (ксилофон, металлофон, глёки)

Постановка рук и приемы игры на металлофоне, колокольчиках и ксилофоне идентичны, поэтому осваивать их можно одновременно. Инструмент ставят на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребенка. Играют на нем сидя или стоя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони.

Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточки зажимать в руках, звук получается глухой, невыразительный. Не следует класть указательный палец на ручку молоточка, это сковывает движение руки и отражается на качестве звука. Влияет на качество звука и место удара, поэтому играть следует примерно по центру пластинки.

Способ звукоизвлечения при игре на ударно-мелодических инструментах (ксилофон, металлофон, глёки)

Основной способ звукоизвлечения - поочередные (правой и левой руками) удары, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть энергичным и коротким, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены. При правильной постановке рук и свободном, без напряжения ударе руки во время игры не должны уставать. Репетиции (повторения одного звука) рекомендуется исполнять, чередуя руки.

Детский оркестр как вид коллективного музицирования. Разновидности детского оркестра



Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра – ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например - металлофонов.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы наиболее соответствуют настроению музыки. Необходимо по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы - здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Музыкальный руководитель



11.04.2013




Красивым кажется все, на что смотришь с любовью. Кристиан Моргенштерн
ещё >>