Характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени Чрезвычайная ситуация - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика... 4 684.94kb.
Тема 3 Действия работников организаций при угрозе и возникновении... 5 560.89kb.
Об организации оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных... 1 194.97kb.
Этические и правовые проблемы оказания медицинской помощи в чрезвычайных... 1 241.41kb.
Прогноз чрезвычайных ситуаций на 2013 год 1 35.78kb.
Вопрос виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций. 1 118.01kb.
Председатели комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных... 1 81.13kb.
Тема №3: “ Действия работников организаций при угрозе и возникновении... 1 370.06kb.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера 1 76.65kb.
Отчет о проведенных мероприятиях в мбоу "Тимяшевская сош", посвященных... 1 24.41kb.
Тема действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного... 1 158.04kb.
Рабочая программа обучения работников мгту, не входящих в состав... 1 109.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени Чрезвычайная ситуация - страница №1/1

Методические рекомендации

для руководителей органов местного самоуправления


  1. Введение


Характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

В зависимости от причин возникновения можно различать следующие виды чрезвычайных ситуаций: стихийные бедствия, технологические аварии, промышленные катастрофы, пожары, взрывы, социально-политические, военные, комбинированные (природно-технологические, природно-социальные).


Стихийное бедствие - разрушительное природное и природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Авария - опасное происшествие на объекте экономики или на транспорте, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, либо приводящее к разрушению производственных помещений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, а также к нарушению производственного процесса.
Катастрофа - крупная авария на объекте экономики или на транспорте, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, либо разрушения или уничтожения материальных ценностей в значительных размерах.
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Землетрясение - быстрое разрушение или сдвиг по разлому горных пород под воздействием упругих деформаций, накопленных этими породами, проявляющиеся в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности.
Эпидемия - массовое, прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания людей в пределах определенного региона, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболевания.
Эпизоотия - одновременное распространение инфекционного заболевания среди большого числа одного или многих видов животных, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости, характерный для данной местности.
Эпифитотия - широкое распространение инфекционной болезни растений и сельскохозяйственных культур на значительной территории в течение определенного времени.
Радиоактивное загрязнение - наличие или распространение на поверхности земли, в атмосфере и в воде, либо на продуктах питания, фураже, пищевом сырье и других предметах радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, оказывающих опасное воздействие на жизнь и здоровье людей, и другие живые организмы.
В зависимости от времени развития чрезвычайные ситуации можно разделить на быстро протекающие (взрывные) и медленно протекающие (постепенные).

Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть внешними и внутренними. К внешним причинам относятся те, которые не связаны непосредственно с данной системой (стихийные бедствия, умышленные действия, диверсионные акты, военные действия и т.п.). К внутренним относятся причины, которые обусловлены конструкторскими и технологическими недоработками, нарушениями правил эксплуатации, а также человеческим фактором.



  1. Полномочия органов местного самоуправления МО по организации обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и мерам пожарной безопасности.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Статья 11.2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Статья 14. Организации обязаны:

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;



Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Статья 14. Вопросы местного значения поселения

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;



Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности.

Одной из основных функций обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;



Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте


Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.



Статья 8. Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
оложение

о подготовке населения в области защиты

от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера
Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);

лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);

лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);

руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);

председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно - заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок:

командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

К проведению командно-штабных учений в органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами местного самоуправления - силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;



тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.

комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.

Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении.

Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.


Организационно - методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы.

(МЧС России от 19.11.2010 № 43-4653-14)


Основные недостатки в организации и осуществлении подготовки населения:

рабочие программы обучения различных групп населения не в полной мере учитывают требования Примерных программ, утвержденных МЧС России, особенности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также специфику экономической деятельности организаций; в Правилах охраны жизни людей на водных объектах, которые разрабатывают и утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не отражены вопросы организации обучения населения вопросам безопасности людей на водных объектах;

должным образом не организовано повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций недостаточно внимания уделяется обучению всех групп населения правилам действий в условиях природных пожаров и соблюдению мер пожарной безопасности при нахождении на природе;

организация обучения выездным методом не обеспечена соответствующей учебной материальной базой;

слабым звеном в общей системе подготовки населения продолжает оставаться обучение неработающего населения;

проекты примерных программ предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее - БЖД), разрабатываемые на основе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), не учитывают все аспекты безопасности, чем нарушается исходная идея единого пространства обучения в области безопасности жизнедеятельности;

значительное количество преподавателей предмета ОБЖ и дисциплины БЖД имеют недостаточную подготовку в вопросах гражданской обороны, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности и повышение квалификации по этим вопросам не проходят;

слабо используется потенциал и возможности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и других общественных организаций, уставными целями которых является работа по подготовке молодежи в области безопасности жизнедеятельности.



Предлагается:

1. Подготовку населения в области гражданской защиты считать одним из приоритетных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов МЧС России по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, пожаров и опасностей военного времени.

2. Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской защиты в 2011-2015. годах считать повышение качества и увеличение охвата обучением за счет совершенствования структуры единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населении, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.

3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:

организации повышения квалификации в УМЦ ГОЧС и учебных центрах федеральной противопожарной службы (далее - УЦ ФПС) должностных лиц и специалистов как по программам гражданской обороны и защиты от ЧС, так и по программам пожарной безопасности;

внедрении современных технологий подготовки населения в области гражданской защиты, в том числе дистанционного обучения;

повышении качества обучения выездным методом за счет создания современной учебной материально-технической базы курсов ГО мобильными учебными комплексами;

изыскании новых форм и методов обучения неработающего населения;

повышении эффективности деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и использований всех его возможностей как для обучения подрастающего поколения, так и для пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди всех групп населения;

постепенной интеграции единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и системы подготовки населения в области обеспечения пожарной безопасности и создание в перспективе единой системы подготовки населения в области гражданской защиты.

4. В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области гражданской защиты руководителям органов местного самоуправления на соответствующих территориях:

организовать в УМЦ ГОЧС обучение специалистов, ответственных за противопожарную безопасность организаций;

организовать повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС муниципальных образований, в которых не созданы курсы ГО или другие образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию;

определить порядок обучения населения в области безопасности наводных объектах и закрепить его в Правилах охраны жизни людей на водных объектах;

активизировать работу по обучению всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе и действиям в условиях природных пожаров;

принять меры по созданию современной учебной материально-технической базы для организации обучения выездным методом;

обеспечить в подведомственных образовательных учреждениях выполнение требований по материально-техническим условиям реализации ФГОС нового поколения по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД;

завершить до 2012 г. оптимизацию штатной численности курсов ГО;

принять меры по реализации потенциальных возможностей отделений Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» в интересах повышения эффективности изучения предмета ОБЖ в ходе внеурочной деятельности, пропаганды знаний в области гражданской защиты, обеспечения безопасного пляжного отдыха людей, проведения занятий по тематике гражданской защиты в детских оздоровительных лагерях, установления шефства над семьями ветеранов ГО, ГПС, РСЧС, а также домами престарелых и инвалидов;

продолжить разработку и издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по безопасности жизнедеятельности" организовать обеспечение ими населения в необходимом объеме.


Постановление Правительства РФ 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы согласно приложению № 1.

Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания граждан, пропаганды патриотизма в органах массовой информации и консолидации деятельности всех структур гражданского общества.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия для обеспечения эффективности функционирования системы патриотического воспитания в целом.

Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.



  1. Алгоритм обучения разных групп населения


Единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Государственная структура, объединяющая совокупность преемственных программ обучения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления подготовкой населения в указанной области в целях всеобщего, непрерывного и комплексного обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.


В рамках единой системы обучения проходят подготовку:

население, занятое в сфере производства и обслуживания. Обучение проводится без отрыва от основной производственной деятельности как на плановых занятиях по программе в объёме 14 часов, так и путём самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений;

неработающее население. Обучение осуществляется путём проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике ГО и защиты от ЧС;

учащиеся общеобразовательных учреждений. Обучение организовано по примерным программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Указанные программы в целом отражают государственную образовательную политику в области ГО и защиты от ЧС и позволяют формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Важнейшим звеном внешкольной работы с учащимися является также участие в соревнованиях в рамках Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;

учащиеся учреждений начального профессионального образования. Обучение проводится по курсу ОБЖ в объеме 110 часов при двухлетнем сроке обучения и 140 часов – при трёхлетнем сроке обучения преподавателями-организаторами ОБЖ;

учащиеся учреждений среднего профессионального образования. Вопросы ГО и защиты от ЧС ученики изучают в соответствии с государственными образовательными стандартами по 90-часовой учебной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

учащиеся учреждений высшего профессионального образования. Обучение студентов осуществляется в рамках общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в объёме в 187 часов для технических специальностей и 100 часов - для остальных направлений и специальностей высшего профессионального образования;

руководящий состав и работники, уполномоченные на решение задач в области защиты от ЧС.

Обучение проходит путём переподготовки и повышения квалификации по различным примерным учебным программам, участия в штабных и объектовых тренировках, командно - штабных и комплексных учениях и других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки;



личный состав нештатных аварийно - спасательных формирований, при этом обучение осуществляется в организациях по месту работы в соответствии с примерной программой в объёме 14 часов базовой подготовки и 6 часов специальной подготовки (в зависимости от предназначения формирования);
Подготовка различных категорий населения осуществляется в учебных заведениях МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, УМЦ ГОЧС субъектов РФ, на курсах ГО, в учебно-консультационных пунктах, образовательных учреждениях, а также в организациях.


  1. Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Постановление Правительства РФ 4 сентября 2003 года № 547 об утверждении Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановление Правительства РФ 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, УМЦ по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований».

Приказ Министерства образования РФ от 9.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Организационно - методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы ((МЧС России от 19.11.2010 № 43-4653-14).

Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования.



Примерные программы обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности (ДГЗ № 1-4-54-370-14 от 28.03.2006.

«Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования», утверждённого приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Выписка из Плана комплектования слушателями Института развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России на год.




Каждое танго — это прощание. Янина Ипохорская
ещё >>