Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Папа! всхлипнула Наста. Ну, пожалуйста! 1 137.21kb.
Конкурс молодых арт-критиков и искусствоведов» «Галерей нет, кураторов... 1 31.51kb.
Родник «Добринский» умер? Михаил Собгайда, Надежда Диденко 1 35.59kb.
Татьяна комылина 1 356.04kb.
Богдан – богатырь 1 140.16kb.
…И тогда сказал Творец своим детям 1 58.89kb.
Лорд Мейс Тирелл 1 65.66kb.
Тургенев и с. Проблема отцов и детей в русской литературе 1 55.38kb.
Н. В. Бочкарева От упражнения – к спектаклю 5 1305.17kb.
Инструкция: приведенные ниже суждения характеризуют социально-педагогические... 1 43.75kb.
Вниманию индивидуальных предпринимателей Время уходит, заплати на... 1 97.98kb.
Австралийская система регулирования финансового рынка и особенности... 5 788.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? Нет! Нет! И Нет! - страница №1/1

Кретов С.И. д.э.н.,

руководитель НИЦ, Российская академия предпринимательства,

kretsi1955@gmail.com,
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ! Альтернативы? НЕТ! НЕТ! И НЕТ!

Аннотация. Человеческая цивилизация уже много лет находится в постоянно углубляющемся кризисе. Понимание того, что из него уже не удастся выйти традиционными методами овладевает умами наиболее глубоко мыслящих ученых и практиков. Глубина современного кризиса и историческая ретроспектива свидетельствуют о наступлении в нашей истории новой поворотной точки - кризисе цивилизации покорителей Природы в рамках рыночной парадигмы. Что нас может ждать впереди? Этот вопрос интересует всех без исключения людей на Земле.

Ключевые слова. Гуманистическая общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, надстройка, бумажные законы, мотивы человеческой деятельности.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ! Альтернативы? НЕТ! НЕТ! И НЕТ!

Человеческая цивилизация уже много лет находится в постоянно углубляющемся кризисе. Понимание того, что из него уже не удастся выйти традиционными методами овладевает умами наиболее глубоко мыслящих ученых и практиков. Глубина современного кризиса и историческая ретроспектива свидетельствуют о наступлении в нашей истории новой поворотной точки - кризисе цивилизации покорителей Природы в рамках рыночной парадигмы. Что нас может ждать впереди? Этот вопрос интересует всех без исключения людей на Земле.

Если во времена Советского Союза ученый доказывал бы, что между капитализмом и социализмом нет фундаментальной разницы, то его либо посадили бы в тюрьму, либо в психушку. Но давайте порассуждаем без эмоций и апологетики. Начнем с предыстории этих непримиримых соперников.

Если говорить о сущности биологической жизни на Земле, то она характеризуется тремя компонентами1.

Во-первых, это материя, вещество и способы различных естественных преобразований энергии по пути к тепловому равновесию – хаосу, согласно законам термодинамики. Эта компонента исследуется всеми естественными науками об «искусственном», включая физику, химию, математику и другие.

Во-вторых, это клетка, как сложная микрокомпонента, способная самоорганизовываться и саморазвиваться в противоход второму закону термодинамики. Клетка, удаляясь от состояния теплового равновесия, повышает степень своей упорядоченности, то есть уменьшает энтропию2.

В-третьих, это макропроцесс эволюции видов, который представляет собой ключ к целостному пониманию сущности организации и развития биологической жизни на Земле в ее нынешнем виде.

Биологический вид - Homo Sapience стал обладателем, по меньшей мере, четырех уникальных свойств: независимая воля, самосознание, предметное воображение и совесть. Эти качества и, как оценивают эксперты, 120 уникальных генов3 отличают Человека от прочих представителей фауны Планеты.

Перечисленные бесспорные преимущества создали возможность общения людей посредством языка. Язык животных - это язык отношений. Он направлен на демонстрацию взаимоотношений особей и он не позволяет лгать. Язык человека - это язык символов. Его внутренняя конструкция и многозначность позволяет недоговаривать, говорить полуправду или вообще откровенно врать. Не распространяясь на эту тему, просто представьте: как бы был устроен наш мир, если бы никто не мог обманывать других? Никто и никогда! Дух захватывает....

Квинтэссенцией этой вакханалии всеобщего вранья являются наши, так называемые, законы. Великие юристы всех времен и народов произвели на свет более 30 миллионов различных законов, чтобы всего-навсего исполнить десять библейских заповедей. Ни один из рукотворных законов не принес счастья человечеству4. Все они поспешно заменялись и заменяются новыми элитами на свои, которые, в свою очередь, также бесславно выбрасываются на свалку истории. Кроме этих законов существует бесчисленное множество подзаконных актов, правил, рекомендаций, методик и т.д. и т.п. С высоты теоретического, философского осмысления, этот продукт человеческой лжи во благо узкого круга элит, можно было бы интегрально назвать бумажным законодательством. Именно выдумываемые в интересах правящих кругов законы отличают человеческий социум от всего живого на Земле, которое преуспевает без обмана по естественным законам, установленным матушкой Природой уже более трех миллиардов лет.

Иными словами, научное, сущностное определение социально-экономического и общественно-политического устройства нашей жизни характеризуется уже четырьмя компонентами. Первые три: неживая материя и энергия, клетка и эволюция свойственны всем живым существам на Планете. Четвертая - бумажные законы присуща лишь нам, самонадеянным насильникам Природы и патологическим обманщикам друг друга и самих себя. Суть этого процесса состоит в сознательном формировании комплекса искусственно созданных и возведенных в исторический абсолют «удобных» для самих создателей бумажных законов социально-экономического и политического развития, которые позволяют фетишизировать процессы нарушения законов Природы в интересах правящей элиты в рамках исторически коротких пространственных и временных периодов.

Все новые и новые бумажные законы придумываются под лозунгами создания блага обществу, но реально они защищают лишь интересы управляющей касты, "обожествляя" ее права на перераспределение общих ресурсов в свою пользу. Такое изощренное "правовое вранье" развивалось на протяжении всей истории - и в древних рабовладельческих обществах, и в средние века. Мало что изменилось и сейчас. Форма обоснованного бумажными законами перераспределения ресурсов от трудящихся к власть имущим, например в ходе приватизации, изменяется. Но сам отъем собственности и прочих благ был, есть и, быстрее всего, останется стержнем всего бумажного законотворчества, генерируемого людьми, научившимися врать с целью сохранения и защиты интересов элиты.

"Большевистская интеллигенция", начитавшись книг К. Маркса и Ф. Энгельса, смогла в 1917 году произвести переворот системы производственных отношений в стране. У всех на слуху ленинские слова: верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому. Гениальная фраза, если ее рассматривать не как политический лозунг, а как научную парадигму тех дней.

Сущность любого строя, именуемого по-научному общественно-экономической формацией, по аналогии с жизнью на Земле можно выразить тремя неразрывными компонентами. Это производительные силы, производственные отношения и надстройка5. На каждом историческом этапе человеческого развития эти три всеобщие компоненты материализовывались в конкретную теоретическую модель, начиная от первобытно-общинного строя и, заканчивая капитализмом-социализмом. Глобальный исторический процесс носит объективный характер всеобщего и универсального закона Природы. Эволюция сознания Человека приводит к изобретению все более эффективных средств "покорения Природы", именуемых в общем производительными силами. Руководящая элита посредством бумажных законов перераспределяет блага, создаваемые совместно, в свою пользу, что с очевидностью материализуется в громадном разрыве в качестве и уровне жизни правителей и прочего населения. Когда материальные и общественные диспропорции накапливаются в определенном объеме, возникает кризис верхов и низов по Ленину. Руководящая элита преобразуется под давлением объективных процессов. Она генерирует правила под себя, вуалируя свои истинные интересы: потреблять больше, чем производишь за счет несправедливого перераспределения по новым законам. После периода волнений и турбуленций, характерных для точек бифуркации, правители предстают в новом обличии. Они, под давлением объективных исторических процессов, вынуждены также расширить права трудящихся, повысив и их статус по исторической цепочке: рабы-крестьяне-рабочие-....

Исторический опыт и его философское осмысление свидетельствуют, что в рамках старого соотношения управляющей элиты и трудящихся невозможно сформировать новую общественно-экономическую формацию. Так пара рабовладельцы-рабы была заменена новой парой - феодалы-крестьяне, которых в свою очередь вытеснили капиталисты и рабочие. Были, конечно, исторические зигзаги, когда рабы захватывали власть, уничтожали ненавистных рабовладельцев, но... Под непреодолимым "магнитным полем" исторически предопределенного взаимодействия производительных сил, производственных отношений и надстройки рабы не становились прогрессивными феодалами . Они сами быстро превращались в "новых рабовладельцев". Никогда старый социум, разделенный на две части: управляющую и управляемую, не создавал и не сможет создать новую общественно-экономическую формацию иначе как по мере объективного развития производительных сил и совершенствования производственных отношений.

Рассмотрим под этим углом новейшие события. В 1917 году производительные силы оставались прежними, для которых рыночные принципы производственных отношений являлись естественными и эффективными. Производственные отношения исторически преходящими законами советского периода просто несколько деформировались. Конкуренция превратилась в соцсоревнование, рыночный порядок ведения хозяйства в хозрасчет и т.д. По сути в системе производственных отношений после революции ничего не изменилось, кроме одного. В капитализме управляющая каста - буржуазия, а при социализме - номенклатурные трудящиеся6. Произошел переворот в системе управляющий-управляемый, но захватившие власть номенклатурные трудящиеся постоянно чувствовали угрозу со стороны подавленной буржуазии, поэтому они ее просто уничтожали, как рабы в древности перебили своих эксплуататоров. Иными словами капитализм и социализм - это не две последовательные общественно-экономические формации, а разные теоретические модели одной и той же объективной экономической парадигмы, определенной не бумажными законами двух систем, а объективным уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Причем капитализм - это аутопоэтическая7 (аутопоэзная) теоретическая модель. Поэтому он обладает естественной живучестью и пережил социализм. Социализм же закончился уже с введения НЭПа. Лишь стойкий большевик Сталин, выруливая ситуацию в ручном режиме, сумел продлить агонию этого эксперимента на 70 лет. Цена этого подавления естественного деления общества на капиталистов и рабочих в соответствии с историческим уровнем развития производительных сил и производственных отношений оказалась весьма высокой. Приходилось на корню ликвидировать всех буржуазных перерожденцев. То есть воля одного человека противостояла естественным законам Природы, а это, пусть и ужасно, но характеризует его как выдающуюся личность, остановившую на мгновение ход мировой истории.

Внимательно читая классиков, можно было бы избежать этого эксперимента. Ф.Энгельс еще 12 апреля 1853 года написал Иосифу Вендемейеру в Нью Йорк: «Мне думается, что в одно прекрасное утро наша партия вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет стать у власти, чтобы, в конце концов, проводить все же такие вещи, которые отвечают непосредственно не нашим интересам, а интересам общереволюционным и специфически мелкобуржуазным, в таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно истолкованными и выдвинутыми в порыве партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они несвоевременны. При этом мы потеряем головы, - надо надеяться, только в физическом смысле, - наступит реакция и, прежде чем мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами, на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже. Трудно представить себе другую перспективу. ... при первом же серьезном конфликте, как только будет угрожать действительная опасность, наступит черед для этой передовой партии действовать, а это было бы, во всяком случае, преждевременным. Однако, все это неважно, и самое лучшее, что можно сделать, - это уже заранее подготовить в нашей партийной литературе историческое оправдание нашей партии на тот случай, если это действительно произойдет» . Лучшее предупреждение представить трудно.

Переходим к нашим дням. Современные ученые, политики, простые люди не перестают удивлять. Идет непримиримая война неолибералов и государственников. Как изощренно и красочно они борются друг с другом. Но их непримиримость имеет какое-то значение лишь на уровне процессов функционирования рыночных отношений. Они свято верят в то, что все предыдущие формации жили и умерли, а их любимый капитализм жил, живет и будет жить! Иными словами их спор ограничивается лишь рамками того, какие бумажные законы надо принять, чтобы финансовые олигархи и дальше продолжали свою гламурную жизнь за счет прочих людей, которые должны больше и эффективнее трудиться за все меньшее вознаграждение.

Все, что было написано выше - это доступный пересказ фундаментальных трудов великих мыслителей прошлого. Из него следует, что любая общественно-экономическая формация - теоретическая модель человеческого бытия, как и все прочее во Вселенной, имеет дату рождения, срок жизни и дату смерти. Эти временные параметры можно затягивать или ускорять на уровне процессов функционирования, выпуская исторически преходящие законы, но отменить их человечеству невозможно!

В основе прогресса человечества лежит объективное и бесконечное инновационное развитие производительных сил. Их количественные изменения накапливаются и обусловливают появления управляющей касты принципиально нового типа, которая утверждая под себя новые бумажные законы, формирует более прогрессивную систему производственных отношений и надстройку.

Если посмотреть на современный глобальный кризис не через апологетические очки: "Надо добиться экономического роста любой ценой", а под углом зрения предыдущей логики, то становится очевидным, что эпоха капитализма, рыночных отношений, буржуазии и пролетариата закончена. Капиталисты, даже объединившись в двадцатку уже не могут управлять по-старому, а 99% трудящихся не хотят их больше кормить.

Необходимо с такой же непредвзятостью и научной тщательностью посмотреть на происходящие процессы. Производительные силы являются производной от эволюции сознания людей, генерирующих инновации. Однако, инновационной может быть признана лишь та продукция, которая имеет одновременно инновационную потребительную стоимость и инновационную стоимость. Инновационность потребительной стоимости проявляется в ее неизвестных ранее потребительных свойствах. Инновационность стоимости выражается в снижении совокупных затрат общественного труда на единицу аналогичного полезного эффекта.

При этом следует особо оговориться, что даже при выполнении описанных выше условий не вся продукция этих субъектов может быть признана инновационной. Инновационная деятельность позволяет удовлетворять потребности людей более эффективным способом. Однако надо иметь ввиду, что базовые потребности человека в исторической перспективе изменились весьма незначительно. Витальные нужды не имеют тенденцию к неограниченному росту, поэтому и производство предметов их удовлетворяющих не может привести к экологическому кризису. Основная же часть роста затрат вещества и энергии в индустриально развитых обществах приходится на потребление ритуально-престижного характера. Здесь продукты чаще всего изнашиваются не материально, а морально, а рост потребления теоретически неограничен. Этот рост и есть один из двигателей современного экологического кризиса. Для характеристики снобистского потребления еще в прошлом веке был введен термин «вейстинг» (waisting) - накопление вещей сверх витальных нужд, перевод зерна в алкоголь с последующим ритуальным пропиванием, помпезно-монументальное строительство, гонка вооружений, война и т.д. Снобистское потребление нацелено лишь на одно - на демонстрацию своего превосходства над другими людьми через потребительский разврат, научно именуемый товарным фетишизмом. Удовлетворение базовых потребностей людей более эффективным способом должно лежать в основе целеполагания в системе производительных сил и производственных отношений.

Снобистское потребление современного общества и связанная с ним индустрия избыточного производства «товаров для престижа» априори не может относиться к "разумному" поведению цивилизованных людей. Это сфера воспроизводства разрушительного для Природы вейстинга, который необходимо остановить для выживания человека, как биологического вида. Эту угрозу выживания человечества создала система бумажных законов рыночной экономики.

Эволюция человека, как биологического вида протекала тысячелетия. Инновации, как форма эволюции сознания в виде генерации новых способов взаимодействия человека и Природы, ускорились лишь в последнее столетие. Технические, технологические инновации, формирование глобальных систем, на основе искусственных бумажных законов, явились тем решающим звеном, которое создало у человечества иллюзию возможности покорения Природы. Проблемы современного кризиса невозможно рассматривать в отрыве от приближающегося шестого технологического уклада. Его принято называть NBIC (Нано, Био, Инфо, Когно) – конвергенция технологий. Компонента «нано» характеризует будущее углубление представлений о молекулярной и субатомной природе вещества. Компонента «био» - предполагает принципиальные открытия в исследовании природы жизни. Компонента «когно» отвечает за познание природы разума, как феномена, определяющего жизнь на Планете. Компонента «инфо» характеризует переход от передачи сигналов в двоичном коде к принципиально новым способам информационного обмена, немыслимым даже в футурологических прогнозах на современном этапе развития производительных сил.

Однако, данная характеристика компонент сущности организации шестого технологического уклада, по нашему мнению является неполной. Наиболее значительные изменения человеческого бытия будут обеспечены благодаря открытию новых свойств времени. Компонента «Хроно», по-видимому, является наиболее влиятельной и определяющей для шестого технологического уклада. По этому поводу необходимо привести некоторую аргументацию.

Сейчас категория «время» рассматривается в лучшем случае, как вектор времени, имеющий одно направление. Если же исходить из самых общих научных представлений о росте энтропии, как всеобщем и универсальном свойстве Природы, то такое направление развития можно условно признать положительным значением времени. Однако, клетка увеличивает упорядоченность, то есть уменьшает энтропию. Поэтому внутриклеточное время можно рассматривать, как время с отрицательным знаком. Пока это лишь гипотеза, требующая серьезного научного исследования. Это с одной стороны.

С другой стороны, учитывая появления в ноосфере Земли человеческого сознания, способного инновационно преобразовывать Природу наряду с естественной эволюцией, следует сказать и о другом свойстве времени. Для биологических существ, не наделенных человеческим сознанием и способностью к созданию несправедливых порядков на основе так называемых законов, время представляется как циклический феномен. Растения и животные подчиняются циклам смены дня и ночи, времен года. Их ощущение времени, в нашем понимании, не распространяются на периоды до их появления и после их смерти. Сознание человека позволило «замкнутые циклы времени» представить в виде разомкнутой циклической функции. Дальнейшее развитие науки и сознания должны привести к новому пониманию времени, которое, по всей видимости, окажет наиболее значимое влияние на технологии шестого технологического уклада и будущие производительные силы.

Шестой технологический уклад, который более правильно именовать Chr-NBIC - конвергенция, скорее всего, будет гуманитарным, что в корне изменит характер взаимодействия Человека и Природы. Его развитие в рамках рыночной парадигмы, нацеливающей на максимизацию прибыли любой ценой невозможно априори, так как прибыльные стратегии линейны, а развитие жизни невозможно описать линейными функциями. При этом надо также учитывать, что инновационное развитие может породить явления технологической сингулярности8, когда инновационное совершенствование техники приведет к появлению биотехнических систем, интеллект которых будет превышать человеческий не только по скорости обработки информации, но и по эвристическим способностям генерации новых знаний. Компьютеры вопреки желаниям разработчиков на основе неконтролируемого роста своей сложности обретут свою форму "сознания". Возникший таким образом сверхчеловеческий интеллект создаст на Земле ситуацию, аналогичную появлению человека разумного. Но тогда вид Homo Sapience превратится из «властелина Природы» в новых рабов искусственного интеллекта, или, по крайней мере, предстоит некое юридическое оформление отношений этих двух типов интеллектов. Это пока футурологические фантазии, но они выглядят даже менее фантастически, нежели исторические интерпретации Циолковского о межпланетных полетах в свое время. Иными словами, будущее развитие производительных сил не только опасно негативными экологическими последствиями, но и угрожает самому статусу человека, как "царя Природы".

А что лежит в основе развития производственных отношений? Краткий объем журнальной статьи не позволяет многогранно мотивировать неизбежность аннигиляции рыночных производственных отношений под воздействием развития производительных сил. Остановимся лишь на том единственном факторе, который лежит в основе выводов настоящей статьи - на объективном и неизбежном процессе эволюции сознания Человека. Для обоснования этих выводов снова обратимся к классикам. Дж.К. Гэлбрейт в 1967 году в своей работе «Новое индустриальное общество» выделил четыре последовательных варианта двигателя прогресса человечества9. Свое гениальное открытие он представил в наглядной форме мотивов людей, копающих канаву в различные периоды своей истории.

Первый мотив - это, когда одни (рабы, крепостные) копают канаву, а другие (более равные рабовладельцы или феодалы) бьют их дубиной каждый раз, когда подневольные работники перестают эту канаву копать.

Второй мотив - это, когда люди, лишенные средств производства в процессе так называемого первоначального накопления капитала (в России в процессе бумажнозаконной приватизации и залоговых аукционов), копают канаву, так как в конце работы им будут выданы деньги на выпивку и закуску, а может быть еще и кредит на какое-либо потребительское удовольствие.

Это и есть капитализм с его линейными рыночно-потребительскими стимулами максимизации прибыли, частным присвоением элитой результатов общественного производства согласно однобоким законам, принятым против большинства демоса и тотальным, неконтролируемым разрушением ноосферы Земли рыночными апологетами в рамках неолиберальной парадигмы безграничного роста снобистского потребления.

Однако на этом Дж.К. Гэлбрейт не остановился. Он, как великий ученый, видел будущую перспективу развития человечества, которая ускользает от гайдаров, чубайсов, кузьминовых, мау и многих других сторонников «невидимой руки рынка».

Дж.К. Гэлбрейт уже тогда считал, что в ближайшем будущем люди будут копать канаву, так как она поможет осушить болото, исчезнут комары и другие люди перестанут мучительно болеть малярией. При этом никто этих канавокопателей будущего не будет подгонять дубиной и предлагать материальные стимулы. Иными словами канавокопатели идентифицировали себя с неким более общим социумом и работают ради его блага без внешних физических или материальных стимулов. Это и есть мотив будущей элиты новой гуманистической общественно-экономической формации. Применяя философские понятия «потребности», «интересы» и «ценности», можно констатировать, что общественные потребности и личные ценности преодолевают звериные инстинкты безграничного обогащения, и возвращают существо Человека, как часть Природы к законам ее естественного развития на принципах коллективизма и сотрудничества. Однако, это еще не все.

Четвертый мотив по Дж.К. Гэлбрейту – это когда человек копает канаву, так как только он знает какой глубины, ширины и пространственной ориентации она должна быть, чтобы реализовать инновационные чувства канавокопателя и его идеальное представление о данной канаве, как квинтэссенции стремления человека к познанию окружающего мира, а не выколачиванию из оболваненных потребителей долларов любыми средствами. Этот творческий двигатель прогресса – стремление к непознанному или предпринимательство в его естественном, природном понимании. Он уже существует в обществе, но исключительно как тень «бизнеса». Уже сейчас понятно, что бизнес – это процесс безграничного накопления денег у отдельных индивидуумов и долгов у целых государств и евросоюзов, а предпринимательство несопоставимо более широкое понятие, характеризующее естественную тягу человека к познанию окружающего мира.

Переход от второго типа двигателя человечества к третьему – это и есть ключ к пониманию сущности происходящих процессов современного глобального структурного кризиса общества товарного фетишизма, закрепленного в рыночной парадигме. В результате вся мозаика предыдущего логического движения с помощью методологии теории сложности10 складывается в стройную картину будущей гуманистической общественно-экономической формации. Глобальный кризис предстает не как трагедия, а как естественный процесс обновления человеческого бытия. Один процент землян, поименованных в лозунгах миллионов протестующих (Нас 99% - вас – 1%), монополизировавших посредством своих, рыночно-акционерных законов право неограниченно забирать себе продукты общественного труда, от кризиса пострадают, но для человечества в целом будет перевернута еще одна страница прошлого на пути к гуманистическому будущему человечества.

Конечно, следует иметь ввиду, что переход к этой новой общественно-экономической формации не будет ни простым, ни лёгким. Некоторые люди, сконцентрировали в своих руках огромные богатства. Например, по официальным данным, 20% населения обладают примерно 84% экономического потенциала США11. Они вряд ли добровольно расстанутся со своими привилегиями. В их руках находятся финансы, бразды правления масс-медиа, на их стороне бумажные законы, их поддерживает значительная прослойка людей, имеющая доходы, и не маленькие, непосредственно с «барского стола». Сегодня средства манипулирования общественным сознанием достигли высочайшего уровня развития. После Второй мировой войны, союзники интенсивно искали в Германии чудо-оружие. Здесь и ракеты, и реактивные двигатели, и стреловидное крыло и ПТУРСы и т.д., и т.п. Но, только А. Даллес, действительно нашёл чудо-оружие – наследие доктора И.Геббельса. В США творчески прочли, развили и усовершенствовали эти знания, в результате появилась пресловутая директива 20/112, реализация которой привела к уничтожению СССР. По экспертным оценкам США затратили в 50-60 гг.на исследования и создание технологий манипулирования общественным сознанием суммы, сравнимые с затратами на создание и принятие на вооружение ракетно-ядерных сил. В результате, в их руках оказалось, т.н. информационное оружие, благодаря которому США сумели создать в мире удивительную ситуацию: будучи мировым агрессором №1 они предстают через подконтрольные СМИ в виде миротворцев. Печатая в неограниченных количествах ничем не обеспеченные доллары, с помощью которых они перетягивают на себя львиную долю мировых ресурсов, опять же с помощью манипуляции общественным сознанием, они предстают перед всем миром как колыбель истинно рыночной экономики. Но факт остаётся фактом – многие люди не задумываются о манипулировании их сознанием и верят, что предел развития человечества – это рыночная экономика в стиле США. Но осталось не так много времени, когда эволюция сознания приведет к прозрению людей.

Человек выделился из прочей Природы благодаря самосознанию, предметному воображению, совести и неподвластной никому внутренней свободе каждого индивидуума. Свои сверхкачества человек сумел облечь в форму письменного творчества, одно из направлений которого в наиболее общем виде для целей настоящего анализа называется бумажными законами. Исторический опыт свидетельствует, что процесс инновационного развития производительных сил и законотворчества представляется как логическая эволюция-инновация от рабства к более прогрессивным общественно-экономическим формациям. Сейчас начался естественный процесс слома и замены исторически исчерпавших себя законов рыночной экономики и парадигмы товарного фетишизма.13 Фактически, тем самым запущен объективный механизм перехода к новой, более прогрессивной гуманистической общественно-экономической формации. Именно в этом сущность современного кризиса цивилизации, однако, зашоренные апологеты «невидимой руки рынка», различные кормящиеся при элите либералы и прочие зарабатывающие на эквилибристике рыночной терминологией люди не хотят, да и не могут замечать очевидных фактов сегодняшнего дня. Человеческий язык ведь позволяет врать, осознанно и неосознанно.

Последовательно сменявшие друг друга общественно-экономические формации – это допустимые теоретические модели четвертой компоненты сущности человеческой жизни на Земле. А конкретные формы государства, монархии, республики и т.п. – это процессы функционирования различных возможных структур единой сущности14.

Генезис15 жизни на Земле непрерывно воспроизводит сложную систему человеческого бытия и при этом переходит от одной допустимой структуры к другой. Сначала, до появления Homo Sapience в рамках первых трех компонент, а теперь уже и с учетом четвертой компоненты. При возникновении явления технологической сингулярности возможно появление еще одной компоненты, но это вопрос будущего.

История показывает, что жизнь до и после системного кризиса имеет мало общего, как, например, темное, многовековое средневековье и предшествовавшая ему блестящая и высокоразвитая греко-римская цивилизация16. Один из выводов А.И.Фурсова состоит в том, что периоды расцвета цивилизаций чередуются с упадком, вплоть до катастрофического уровня, характерного для средневековья. Наше современное общество он весьма аргументировано сравнивает с греко-римской цивилизацией на последней стадии ее существования и задается вопросом, является ли возврат нашей цивилизации к современному средневековью неизбежным?

Даже ревнитель и хранитель рыночных устоев и акционерного права Барак Обама 24 января 2012 года, выступая в Конгрессе США, сделал акцент на специфике современного кризиса. Он призвал трансформировать мировую экономику так, чтобы доходы граждан были больше связаны с их вкладом в формирование общественного продукта. Мало кто обратил на этот пассаж внимание, но это свидетельство осознания даже апологетами частной собственности исторически преходящего характера современной акционерной формы присвоения результатов общественного производства.

На простом языке современного бизнеса это звучит очень понятно. Деньги и все прочие денежные суррогаты каждого государства – это лишь акции этого государства. Владельцы этих денег – суть акционеры государства. Но, если все развитые государства, кроме России и Китая, являются нетто должниками, а сумма процентов по долгам превышает реально создаваемый этими государствами национальный доход, то они являются банкротами. Никто не устраивал заговора и умышленно не создавал неоплатных долгов всем так называемым странам с рыночной экономикой. Это произошло объективно в силу аутопоэтической (аутопоэзной) реализации совокупности законов данного исторического этапа, объективно создающих вектор жизни каждого в долг и нарастающих долгов государств в целом. Согласно этим законам товарного фетишизма владельцы красивых фантиков, именуемых долларами, евро и т.п. считались и пока считаются «повелителями» предприятий, стран и всего населения Земли. Но, как выясняется, за фантиками ничего не стоит, поэтому набирает силу неотвратимый объективный процесс восстановления исконных прав создателей ценностей современной цивилизации, то есть восстановления приоритета законов Природы.

Тысячелетиями до начала промышленной революции «бумажное законодательство» лишь чуть-чуть искривляло законы Природы, поэтому сообщества индивидуумов развивались эволюционно, в относительной гармонии с Природой, как органическая часть целого, как одна из подсистем Природы. Римское право, зародившееся в недрах периода жизни человека в Природе, стало яйцеклеткой будущего общества покорителей и насильников Природы, которые погрязли в гордыне отмены природных законов справедливости росчерком пера законодателей. Промышленная революция, массовые инновации, создающие возрастающую массу прибавочного продукта, перетекающего в снобистское потребление, и основанный на этом товарный фетишизм оплодотворили яйцеклетку человеческой научно-технической гордыни. «Запад…дал свой ответ на вопросы бытия в виде рыночного общества и человека-атома, индивида – из недр протестантской Реформации»17. Четвертая компонента паттерна организации социально-экономической и политической жизни на Земле ускоренно повела наше общество через «бури тысячелетия» к очередной очистительной точке бифуркации, свидетелями которой нам предстоит стать.

Главной разрушительной силой современной цивилизации являются не варвары, а финансовый капитал, который оторвался от задач развития жизни на Земле и вогнал все развитые страны в перманентный и нескончаемый долговой кризис. 25 развитых стран столетие и даже больше, выкачивая все возможные ресурсы, начиная с рабов и заканчивая золотом и чистой водой, из остальных 175 стран, хвастались своим уровнем жизни. То есть они не только жили за чужой счет, но еще и кичились этим. Но любой пузырь, даже такой, вроде бы привлекательный, как, например, "золотой миллиард", рано или поздно лопается в точке бифуркации. Это было и это будет. Таковы законы Природы.

Если отвлечься от исторических зигзагов, то очевидно, что в основе всех глобальных кризисов лежит обострение противоречия между общественным характером производства и частным характером присвоения результатов этого коллективного производства. Общественный характер производства повышается непрерывно и поступательно в меру развития производительных сил. Частный характер присвоения большей части общественного продукта узким кругом мировых олигархов, был субъективно закреплен исторически преходящими «бумажными законами». Сначала это были законы рабства, потом феодализма, а теперь акционерные законы, между которыми есть лишь разница в степени их цинизма. Эти законы тормозят развитие экономики и общества, приводя их к кризисам, включая и современный кризис цивилизации, маскируемый "главными акционерами" под долговой кризис.

Как уже отмечалось выше в этом причина современного кризиса цивилизации, в ходе которого начинает объективно формироваться механизм перехода к новой, более прогрессивной Гуманистической Общественно-Экономической Формации (ГОЭФ).



В очередной раз в истории общественный характер производства вступил в непримиримое противоречие с частным характером присвоения меньшей частью населения результатов труда других людей. Пролетариат эпохи промышленной революции выглядел многочисленным могильщиком капитализма, но не стал им. Сокращаясь в своем числе, он породил более мощную силу - образованный демос - интеллектуальный авангард, который наверняка совершит уже не кровавую, а интеллектуальную революцию и приступит к строительству гуманистических отношений в обществе, как новая историческая сила в цепочке рабовладельцы-феодалы-капиталисты-интеллектуальный авангард.

Опять же, нельзя не подчеркнуть, что формирование новой гуманистической общественно-экономической формации и приход к власти новой исторической силы – интеллектуального авангарда человечества, вряд ли произойдёт легко и безболезненно. Маловероятно, чтобы сегодняшние элиты капиталистических стран, включая и Россию, согласились бы на мирную передачу власти. То, что это неминуемо произойдет, подтверждают объективные процессы развития производительных сил и эволюция сознания Человека. Как это может произойти – отдельная тема. А.Фурсов предупредил о возможном повторении негативного сценария. Но, бесспорно, возможен и разумный, гуманистический вариант!

Здесь хотелось бы лишь заметить, что И.Сталин, наверное, что-то такое осознавал и понимал конечность своей жизни. Он одной рукой старался самыми жестокими мерами бороться с партийной номенклатурной бюрократией, а другой - семимильными шагами шел к формированию интеллектуальной элиты, способной подхватить его дело строительства нового общества. Вся система образования – от дошкольного до высшего – созданная в СССР, была направлена на формирование такой элиты – высоко образованной, патриотичной, преданной интересам общества и государства. Перегибы, без сомнения, были и немалые, но они выглядят детской шалостью по сравнению с крестовыми походами цивилизованных европейцев, тотальным геноцидом индейцев в Америке и отловом рабов в Африке, совсем недавним расцветом фашизма в Европе, где 17 государств сочувственно глядели на концентрационные лагеря, газовые камеры и печи для сжигания людей. Атомные бомбардировки беззащитных городов Японии, современные американские тюрьмы для пыток в третьих странах и молчаливое одобрение разделывания албанскими криминальными лидерами живых сербов на органы для богатых европейцев лишь звенья этой цепи цинизма.

Система, заложенная в послевоенные годы, долгие годы сохраняла свои основные качества, и огромная масса высокообразованных, во всех смыслах достойных людей, настоящих интеллигентов, жила и работала в СССР. К сожалению, Коммунистическая партия Советского Союза, руководство страны, после XX съезда КПСС не смогли понять исторической миссии нашей страны, как интеллектуального авангарда всего человечества. Не случайно во время празднования 90-летия У.Черчилля одним из гостей был произнесен тост за него, как самого ярого врага России. Юбиляр, в порядке алаверды, сказал: «К сожалению, сейчас имеется человек, который нанес вреда стране Советов в 1 000 раз больше, чем я. Это Никита Хрущев, так похлопаем ему»18.



Так или иначе, но послевоенное поколение прекрасно образованных людей, которое ещё застало великих учителей досоциалистической эпохи, оказались не у дел. Вначале интеллектуальный авангард нашей страны не подпускали к власти номенклатурные коммунисты, а потом во власть были проведены люди на целое поколение моложе. Их действия свидетельствуют об отсутствии разумных социально-политических, а зачастую и моральных устоев, офшорной идеологии и страхе перед умными людьми в силу малообразованности и космополитизма. Это позволило с их помощью перевести интеллектуальный авангард на мизерную зарплату и дезинтегрировать всю науку и образование в стране. Цель Даллеса и Директивы 20/1 по разрушению СССР в обмен на собственность была достигнута. Великий русский мыслитель и патриот А. Зиновьев, выступая на круглом столе «Возрождение России: концепции и реальность», проведенного Российской Академией наук и Американским университетом в Москве 28 июня 1991 года охарактеризовал этот период национальной истории как «эпоху национального предательства».

Регресс рыночного хозяйства, его преходящий исторический характер блестяще проиллюстрирован авторами доклада "Взаимоза­висимость Великобритании"19. Если бы весь мир потреблял столько же, сколько американцы, нам бы не хватило ресурсов и пяти планет Земля. В этом заложен объективный предел экономического роста рыночной экономики. Американцам, раскрутившим маховик потребительства в ходе соревнования двух систем, теперь не надо стремиться обеспечивать отрыв от постоянно росшего уровня благосостояния СССР. Поэтому, под идеологическим прикрытием глобального структурного кризиса, антигуманные власти стран должников сокращают зарплаты и пенсии у простых граждан, отменяют привычные льготы и привилегии, не затрагивая интересы основных виновников современного кризиса цивилизации - главных акционеров, узурпировавших право законотворчества в своих интересах. В странах, еще совсем недавно процветающих, нарастает движение «Захвати Уол-стрит» и лозунг «Нас 99%, а вас 1%». Суть этих протестов одна. Рыночно-акционерные законы частного присвоения результатов общественного труда, придуманные юридическими надсмотрщиками из Гэлбрейтовской канавы для 1% ненавидимой демосом элиты, вошли в непримиримое антагонистическое противоречие с общественным характером производства материальных благ, с гуманизмом, как продуктом эволюции сознания.

Историческая задача политиков и ученых перевести объективный протест миллионов трудящихся в поступательное развитие по пути создания гуманистической общественно-экономической формации на Земле и спасти всех от скатывания в средневековую дикость по примеру римлян, хотя тревожных признаков такой опасности очень много.

Сейчас начался объективный и неизбежный процесс уничтожения законов рыночного присвоения меньшинством результатов труда большинства. Нарождающаяся во всем мире принципиально новая, гуманистическая общественно-экономическая формация имеет следующие отличительные черты:

Производительные силы уже развиты настолько, что непосредственно производительным трудом в сфере материального производства может заниматься меньшинство населения. Большинство людей находится в сфере перераспределения созданного материального продукта в нематериальной сфере, а, следовательно, существенно возрастают и потребности общественного регулирования и контроля за таким перераспределением.

Производственные отношения гуманистической общественно-экономической формации будут обеспечивать более справедливое распределение созданного общественного продукта не за счет «невидимой руки рынка», а на базе научной Теории оптимального функционирования экономики (за развитие которой американец В.В. Леонтьев и советский ученый Л.В. Канторович получили Нобелевские премии), реализованной на практике, на основе современных суперкомпьютеров и других технологий шестого технологического уклада. При этом благосостояние большинства людей может быть скачкообразно улучшено за счет оптимизации условий распределения общественного продукта, а давление на экологию Планеты - существенно ослаблено за счет оптимизации производства и потребления.

Политическая надстройка гуманистической общественно-экономической формации будет впервые в истории человечества развита в институты служения большинству населения, а не элитным группам.

Этапы осознанного и управляемого перехода от нынешнего глобального кризиса к будущей гуманистической общественно-экономической формации в самых общих чертах можно выразить следующим образом:

- первый этап: На Планете есть бедные, но нет голодных;

- второй этап. На Планете есть бедные, но нет голодных и бездомных;

- третий этап. На Планете нет бедных.

Это реалистично и достижимо даже без дальнейшего развития производства, а за счет более справедливого распределения продуктов, создаваемых общественным трудом.

Все объективные условия для взятия человечеством нового, гуманистического курса прогресса у нас имеются.

Материальные предпосылки для быстрого поэтапного перехода к гуманистической общественно-экономической формации человечеством созданы.

Похоже, что формируется и достаточно массовая общественно-социальная сила - интеллектуальный авангард, которая могла бы выступить «новым историческим лицом», взявшим на себя ответственность за создание и дальнейшее поступательное развитие новой гуманистической общественно-экономической формации. Такой силой должна выступить наиболее образованная, нравственная и ответственная часть общества. Конфуций именовал ее благородные мужи20. Точнее сказать невозможно! Именно наиболее благородные мужи, интеллектуальный авангард общества, в котором реализован принцип меритократии, т.е. оценки заслуг личности по его достоинствам, а не по наследственным, родственным принципам, размеру акционерного пакета акций или степени преданности вышестоящему начальнику, должна взять на себя бремя управления этой общественно-экономической формацией.

Можно в самых общих чертах сформулировать суть социально-политического механизма функционирования ГОЭФ, как цивилизации будущего в следующих неотделимых друг от друга принципах:

Духовное выше материального;

Семья выше индивидуальности;

Будущее важнее настоящего и прошлого;

Справедливость выше закона;

Общественное выше индивидуального и частного;

Любая вера значимее безверия;

Обязанности выше прав.

Миссией же нас, Россиян, как СОЦИУМА-ЛИДЕРА должен стать следующий тезис: Честную, мудрую, справедливую, великодушную и естественную неагрессивную сущность нашего ВЕЛИКОГО НАРОДА необходимо демонстрировать с той же энергией, натиском и наступательностью, с какими адепты тоталитарного акционерного рабства навязывают нам деструктивность, ущербность, безумные идеи неолиберализма21 и идеологию потребительства.

Если не демонстрировать наши доблести - о них никто не узнает. Российскую нацию и цивилизацию обмажут дёгтем и сожгут в тигле истории, раскручивая маховик антипроекта «Россия» и подталкивая ее дальнейшую деградацию и деструктуризацию. Многие исторически сложившиеся механизмы управления обществом в том числе и в нашей стране уже не отвечают современным требованиям и вызовам. Они способны лишь поддерживать собственный гомеостазис исключительно за счет полной дестабилизации управляемой системы, т.е. общества, загнав его в политико-экономический тупик и лишив всякой перспективы дальнейшего развития. Полная аналогия с Римской империей, стоявшей на краю средневековой пропасти!

Рождающаяся гуманистическая общественно-экономическая формация приведет к созданию новой надстройки - модели информационного гражданского общества, которое построит концептуально новое, уникальное и беспрецедентное по своей значимости и сути, гуманистическое государство. Главные вопросы политики и экономики нового государства будет решать более прогрессивная социальная сила – интеллектуальная элита. Именно интеллектуальный авангард гражданского общества будет формулировать государству научно обоснованные нормы его поведения, его оптимальные параметры, создавая вместе с масс-медиа концептуальную ветвь государства.

Возникает уникальная возможность принятия решений всеми членами общества на основе единого информационного пространства, которое по определению не может быть подконтрольно какой-либо элитарной социальной группе, классу или властной структуре (теневому, корпоративному или «мафиозному» клану), как это происходит сейчас с интернет-ресурсами.

Именно тогда понятие «демократия» приобретет свой подлинный смысл, так как именно народ, а по сути и факту, каждый гражданин этого государства будет иметь не только право, но и реальную возможность непосредственно реализовывать свое право на участие в решении важнейших общественных и государственных дел, будь то принятие основных законов страны, принципов и стратегии государственной политики или избрания на должности государственных чиновников любого ранга.

Нужна политическая воля народов, стран, их лидеров и всей ООН-овской семьи для гуманизации наших взаимоотношений согласно хорошо известному принципу: «Человек человеку друг, товарищ и брат». Мы в первую очередь Земляне, а уже потом русские, американцы, австралийцы, казахи и т.д.

Есть полная уверенность в неизбежности и целесообразности сознательного перехода к гуманистической общественно-экономической формации, чтобы избежать многовекового темного средневековья в эпоху информационной цивилизации.




1 См. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2-ое изд. т. 20, с.213-215, Кретов С.И. Инновации как форма эволюции сознания. В свете теории сложности. Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012, с.50 - 51.

2 Понятие энтропии введено в систему научных категорий Р.Клаузиусом в 1865 году. См. определение Большой энциклопедический словарь, Москва, «Советская энциклопедия», 1991, т.2, стр. 700.

3См. Проект «Геном человека» (http://www.ystone.ru/215.html, http://www.km.ru/science-tech/2012/11/19/issledovaniya-rossiiskikh-i-zarubezhnykh-uchenykh/697659-issledovateli-nashl, Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: в 3-х т.: Пер с англ.).


4 См. более аргументировано: Кретов С.И. Инновации как форма эволюции сознания. В свете теории сложности. Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012, с.22-33.

5 См.подробнее: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Издательство "Советская энциклопедия", М., 1979, т.3, с.146-149.

6 Амос Оз написал: «Пусть мне никто не рассказывает про большевиков, - всегда ворчал он, - что тут говорить, этих большевиков я знаю очень хорошо, я их знал еще до того, как стали они властью, еще до того, как зажили они в домах, отобранных у других людей, даже до того, как начали они стремиться стать аппаратчиками и евсеками, политруками и комиссарами (эти слова он всегда произносил по-русски).

Я помню их, когда они были просто хулиганами и унтервелт (так называли на идише людей дна) одесского порта, всякого рода смутьянами, сквалыгами, карманниками, пьяницами, сутенерами... И что тут говорить, почти все были евреями, такими вот евреями, что поделаешь. Но были они из самых простых еврейских семей - ну там из семей базарных торговок рыбой: муть, накипь, что соскребли со дна кастрюли, как у нас говорили. Ленин и Троцкий — что за Троцкий, какой такой Троцкий? Лейбеле Бронштейн, сумасшедший сын Давидки-ганефа (ворюги — в переводе с идиша) из Яновки, — так вот. Ленин и Троцкий одели весь этот сброд в революционные мундиры, ну там хромовые сапоги и револьверы на поясе, словно грязную свинью одели в шелковую рубашку! И так они, вся эта грязная хатястра, вся эта шайка, иначе говоря, крутились по улицам, арестовывала людей, реквизировала имущество и, пиф-паф, убивала всех, чья квартира или чья девушка возбуждала в них желание... Каменев был вообще-то Розенфельдом. Максим Литвинов — это Меир Валлах. Карл Радек — всего лишь Собельсон, Лазарь Каганович был сапожником, сыном нищих... Ну, конечно же, нашлось и немного гоев, которые пошли за ними, тоже со дна кастрюли, из порта, из грязи, сброд, ну что там, сброд в вонючих носках». См.: OZ AMOS Sipur al ahava vehosheh. Печатается по изданию: Оз А. Повесть о любви и тьме. Тель-Авив: Едиот ахронот, 2005. СПб.: Амфора ТИД Амфора, 2006, с. 158.



7 Аутопоэз используется в современной научной литературе для характеристики объективного процесса самопроизвольного развития сложных систем на бесконечном, по сравнению с продолжительностью жизни человека, промежутке времени. Данную категорию ввели в практику научного исследования сложных систем лауреаты Нобелевской премии У. Матурана и Ф. Варела в семидесятые годы прошлого века. В русском языке наиболее близким к категории «аутопоэз» являются понятия «самосозидание», «самовоспроизводство».

Иосифу Вендемейеру (12 апреля 1853 года), К.Маркс и Ф.Энгельс. Изд.2-ое т.28 стр. 490-491.

8 Современная наука приходит к выводу, что развитие техники неизбежно ведёт к созданию сущностей с интеллектом, превышающим человеческие ментальные способности, что приведет в будущем к «рукотворному» противоречию между этой сущностью и Homo Sapience.

9 John Kenneth Galbraith. “The New Industrial State”, Houghton Mifflin Company Boston, стр. 130-131.

10 Подробнее см.: Кретов С.И. Инновации как форма эволюции сознания. В свете теории сложности. Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

11 См., например, П.К.Робертс «Сошествие Америки в бедность».

12 См. подробнее: Директива Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года
из сборника Thomas H. Etzold and John Lewis Gaddis, eds., Containment: Documents on American Policy and Strategy, 1945-1950, NSC 20/1 (pages 173-203)
http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1R.html


13 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.23, с. 81-84.

14 См.подробнее; Аристотель. Политика.- М. ООО "Издательство АСТ", 2002.

15 Момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию. См. Большой энциклопедический словарь, Москва, «Советская энциклопедия», 1991, т.1, стр. 286.

16 Это блестяще показал ученый историк Фурсов А.И. в своей статье «Накануне «бури тысячелетия», http://www.moskvam.ru/2007/01/fursov.htm

17 С.Г. Кара-Мурза Причины краха советского строя: результаты предварительного анализа. Доклады Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, Москва, Научный эксперт, 2011, с.21.

18 Цитируется по книге Чигирина И.И. «Белые и грязные пятна истории. О тайне смерти И.В.Сталина и о некоторых обстоятельствах его правления», Великие Луки, 2008, стр. 307.

19 См. краткий обзор: И трех миров мало. Газета ВЕДОМОСТИ, №72 (1599), Понедельник, 24 апреля 2006.

20 В.Малявин. Конфуций. Жизнь замечательных людей. Издательство "Молодая гвардия", 2007.

21 См подробнее: Началась забастовка студентов Гарварда, не желающих изучать стандартный курс «Экономикс». Студенты Гарварда - цитадели подготовки управленческой, финансовой и экономической «элиты» США ушли с занятий одного из наиболее известных авторов в области стандартной микро- и макроэкономической теории, автора учебника, вышедшего огромными тиражами на десятках языков мира, в том числе - русском, Грегори Мэнкью. Они обращаются к общественности с заявлением: этот курс не отражает реалий и не дает базы для понимания экономических основ жизни общества и социальных проблем! Текст письма см.: http://forum-msk.org/material/news/7730342.html.






Мы подозреваем других, потому что слишком хорошо знаем самих себя.
ещё >>