Григорьева Елена Александровна Хороброва Екатерина Владимировна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
№672 в количестве 6 человек в следующем составе: Юлина Елена Владимировна... 1 97.42kb.
Груздева Елена Александровна, ассистент кфу зиннатуллина Зульфия... 1 307.79kb.
Зимина екатерина александровна 1 19.72kb.
1041 в количестве 7 человек в следующем составе: Афонина Любовь Ивановна... 1 69.91kb.
Елена Александровна Кабанова Как стать успешной стервой, которой... 9 2311.97kb.
Способ моделирования нефрогенной артериальной гипертензии у крыс... 1 45.51kb.
Задача: выпускать ежемесячную газету, развивать умение 1 9.97kb.
Корней Иванович Чуковский Музыкальная сказка 1 24.74kb.
Максимова Любовь Леонидовна, Бочкарева Елена Павловна, Бугаева Галина... 1 89.33kb.
Соколова Виктория Александровна 3,5 Саукова Надежда Александровна... 1 21.78kb.
Елена Ярская-Смирнова, Ольга Григорьева 1 353.71kb.
Генеральная Ассамблея Distr.: General 24 января 2007 Шестьдесят первая... 4 493.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Григорьева Елена Александровна Хороброва Екатерина Владимировна - страница №1/1






Григорьева Елена Александровна
Хороброва Екатерина Владимировна

Тюменский Государственный Университет

Институт Государства и Права

Факультет, специальность:

Государственное и муниципальное управление

Научный руководитель (если есть):

Ковалёва Л.В.

Название работы: Внешняя трудовая миграция, как основной аспект развития социально экономического потенциала Российской Федерации.




План
1. Определение терминологии, используемой в работе

2. Трудовая миграция как социальное явление

3. Анализ действующего законодательства


1. Определение терминологии, используемой в работе
В нашей работе мы хотели бы акцентировать внимание на категории иностранных граждан, которые прибывают в нашу страну как «трудовые мигранты». Для этого необходимо определить понятие «трудовой мигрант». Рассмотрим нормативно-правовую базу, регулирующую положения, касающиеся данной категории. Так, правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)1. Статьей 2 Закона N 115-ФЗ иностранный работник определен как иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

С нашей точки зрения, следует отметить некоторое несоответствие между действующими нормативными правовыми актами РФ и международными документами в определении понятия «трудовых мигрантов», особенности регулирования труда которых являются предметом рассмотрения в данной работе. В различных международных документах используются такие понятия, как «мигрант», «трудящийся-мигрант», «работник-мигрант», «нелегальный мигрант» и т.д., не употребляемые в российском законодательстве. При этом применяемое в законодательстве РФ понятие «иностранный работник» можно рассматривать как синоним понятия «трудящийся (работник)-мигрант», используемого в Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда (далее - МОТ), а также в других международных документах, в которых дается несколько определений «трудящегося (работника) - мигранта», поскольку юридически точное определение этого понятия до сих пор не разработано.

Так, в ст. 11 Конвенции МОТ N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.)1, не ратифицированной Россией, говорится, что "в целях применения настоящего раздела Конвенции термин "трудящийся-мигрант" означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта". В соответствии со ст. 1 Конвенции ООН "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (1990 г.)2 "термин "трудящийся-мигрант" означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является".

Практически ничем не отличается от приведенного выше термин, используемый (применительно к понятию "трудящийся-мигрант") в Соглашении СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г3. (далее - Соглашение СНГ от 15 апреля 1994 г.). По данному соглашению, "трудящийся - мигрант (или работник)" - лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. Но в данном документе при этом дополнительно используется (в скобках) синоним этого понятия - термин "работник".

В документах Европейского союза (далее - ЕС) употребляется термин "работник-мигрант", раскрываемый в ст. 1 Регламента ЕС 1612/68 от 15 октября 1968 г. (далее - Регламент 1612/68), как "лицо, работающее по найму и имеющее гражданство другого государства-члена".

Создающие прецедентное право ЕС решения Суда Европейских сообществ дополнили указанное выше понятие рядом характеристик:

1) это лицо должно осуществлять в течение определенного времени работу, за которую предполагается прямое или косвенное вознаграждение;

2) это лицо должно осуществлять реальную и эффективную деятельность, независимо от условий о заработной плате или рабочем времени;

3) понятием "работник-мигрант" охватываются также лица, прекратившие трудовую деятельность и оставшиеся на территории государства-члена с целью поиска новой работы, т.е. получившие статус безработного.

С нашей точки зрения, понятие «трудящийся-мигрант», даваемое в Рекомендации МОТ N 100 "О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях" (1955 г.), представляется более полным в содержательном отношении по сравнению с рассмотренными ранее понятиями.

Согласно ст. 1 данного документа, "в целях настоящей Рекомендации термин "трудящийся-мигрант" означает любого трудящегося, участвующего в таких миграционных передвижениях, либо в пределах стран и территорий, упомянутых выше, в пункте "а" параграфа 1, либо из таких стран и территорий в страны и территории или через страны и территории, упомянутые выше в пунктах "б" и "с" параграфа 1. Этот термин распространяется одинаково как на трудящегося, уже поступившего на работу, так и на трудящегося, который ищет работу или собирается начать работу, о которой он уже договорился, независимо от того, принял ли он просто предложение поступить на работу или заключил трудовой договор. В соответствующих случаях этот термин означает также любого трудящегося, возвращающегося временно или окончательно во время или после периода работы".

Итак, мы видим, что понятие "иностранный работник", используемое в законодательстве РФ, не совпадает с понятиями, используемыми в международном трудовом праве относительно такой категории, как «трудящийся-мигрант». Таким образом, первое предложение в нашей работе касается точного определения термина в целях его соответствия мировым стандартам, так как Россия состоит в международном обмене трудовыми ресурсами. Мы предлагаем ввести единый термин «работник-мигрант» и определить его как лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы и на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в стране трудоустройства. Данное определение частично заимствовано из практики применения в Европе, в частности из рекомендаций МОТ и из Соглашения СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. Проведенная консолидация позволит применять термин «работник-мигрант» как на международной арене (в том числе, в странах СНГ), так и на внутригосударственном уровне.




Иностранный гражданин

Работник мигрант

Общее: Прибыл в РФ из другого государства Осуществление трудовой деятельности

Прибыл в РФ из другого государства Осуществление трудовой деятельности

Отличия: Временное пребывание на территории РФ Установление порядка трудовой деятельности Иностранный гражданин

Период работы определяется конкретными нормативно-правовыми актами Гарантирование получение любой работы Законное основание пребывания Оплачиваемая трудовая деятельность Особый статус



Глава 2. Трудовая миграция как социальное явление

Общественный организм соткан из множества человеческих судеб, традиций, обычаев, институтов, непрерывно развивающихся в тесной взаимосвязи. Нельзя изменять его, не учитывая всей специфики этого организма. Следовательно, социально-экономические институты не могут быть искусственно сконструированы или же механически заимствованы извне. Они могут сложиться лишь в результате эволюции всей системы социальных институтов. Вырастая и развиваясь в различных ландшафтных и стартовых условиях, каждая органическая система обретает индивидуальную судьбу, идет по особому, свойственному только ей историческому пути. Зачастую люди даже и не осознают, какую роль играют временные трудовые мигранты (как квалифицированные, так и не квалифицированные) в развитии экономики региона. Населению необходимо предоставлять правдивую и полную информацию о мигрантах, миграционных тенденциях и их последствиях, показывать, что от отношения к мигрантам зависит отношение к России в странах происхождения иммигрантов. Также необходимо проводить активную национальную политику, направленную против всех форм дискриминации, объясняющую неизбежность многонационального мира и его выгоды, но и не предоставляющую исключительных привилегий мигрантам перед коренным населением. Так, в "Послании Федеральному собранию - 2003" президент РФ впервые обратился к теме миграции, подчеркнув её актуальность наравне с демографией.

«Очень много говорят сейчас об угрозах иммиграции. Самая главная угроза заключается в том, что мы не сможем привлечь нужного количества иммигрантов»1. В то же время миграционная политика и соответствующее ей миграционное законодательство должно учитывать двойственность данной проблемы. С одной стороны, за счёт миграции решается вопрос о воспроизводстве численности населения и, что значимо для нашей работы, трудовых ресурсов, а с другой стороны, проникновение чужой культуры со своей системой взглядов и пренебрежением к соблюдению российских законов создаёт угрозу национальной безопасности. Это обусловливает ещё одну проблему в миграционной политике России: создание условий для адаптации работников мигрантов к социальным, культурным, экономическим и политическим условиям жизни в нашей стране в силу совершенно отличных обычаев и норм, принятых в их государстве.
Глава 3. Анализ действующего законодательства

Следующим этапом в нашей работе будет анализ действующего законодательства в отношении трудовой миграции, а самое главное, последних его изменений, в частности изменений, вступивших в силу с 15 января 2007 года. Конечно, об их последствиях говорить рано, однако возможно проанализировать их теоретические аспекты и предложить сценарий развития указанной проблемы в будущем. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» п. 18.1 определяет: «Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.


Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации».

«В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации».

«Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли».

«Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации».

Также в соответствии с данным ФЗ установлены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

Кроме того, Правительством РФ определяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, в частности на 2007 год - 308842 человек; квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке не требующим получения визы - 6 миллионов человек. Определяется и доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

В целом, предлагаемая процедура привлечения работников-мигрантов в Россию выглядит достаточно обоснованной и действенной. Реализация деятельности по привлечению на основе квотирования рабочих мест представляется нам крайне важной для решения обозначенной проблемы. Это позволит, во-первых, реально оценить потребность в необходимых для хозяйственной деятельности рабочих местах; во-вторых, выявить квалификационный состав данных рабочих мест, т.е. их «качество», определить востребованы ли они на рынке труда на уровне Федерации на региональном уровне; в-третьих, каждый регион вправе выявить свои собственные потребности в квалифицированной рабочей силе в силу своих региональных особенностей. Другой вопрос насколько она сможет эффективно работать в нашей стране. О каких-либо результатах её функционирования, конечно, говорить рано, так как изменения были приняты только 15 января этого года, т. е. все процедуры реализации закона находятся еще в стадии развития и становления.

При реализации данной процедуры, с нашей точки зрения, возможны следующие негативные последствия:



  1. во-первых, длительность налаживания механизмов взаимодействия между органами власти субъекта и органами государственной власти;

  2. во-вторых, необходимость чётко структурировать полученные данные о привлекаемых через Службу занятости населения кадрах путём введения Единой информационной базы, которая консолидирует в себе все данные по региону.

В рассмотренном законе, а также остальных нормативно-правовых актах не описаны бытовые условия проживания рабочих мигрантов, хотя это условие является определяющим при привлечении работников. Директивное определение условий проживания позволило бы сделать более гуманными отношения в миграционной политике. В то же время оно может привести к увеличению численности нелегальных мигрантов, т.к. работодатели не захотят тратить дополнительные средства на бытовое обустройство жилья работников. Для решения этой проблемы мы предлагаем ввести некоторые контролирующие рычаги, например, в налоговой политике, т.е. налоговые льготы или налоговые каникулы, чтобы в дальнейшем бытовое обустройство жилья работников-мигрантов было безболезненным для их постоянных работодателей. В то же время возможно ужесточение меры наказания за использования в работе нелегальной рабочей силы. В то же время необходимо привлекать высококвалифицированных работников, особенно полезных для развития и укрепления экономики региона, например, разработать программы Привлечения русскоязычного населения и систему их адаптации в социуме государства.

Для сокращения нелегального сектора можно обозначить три варианта действий: упрощение процедуры регистрации, легализация трудовой деятельности и проведение гражданской амнистии1. Наиболее приемлемым нам представляется проведение гражданской амнистии, т.е. легализация лиц, нелегально находящихся на территории страны. Это кажется нам достаточно мирным, цивилизованным способом максимально сократить нелегальный сектор минимальными средствами.

Для проведения гражданской амнистии необходимо четко ограничить срок, в течение которого лицо, на нее претендующее, должно находиться на территории страны, например, полгода. Возможны применения различных форм амнистии к различным категориям лиц, в зависимости от ценза оседлости, страны прибытия, вида деятельности. Кроме того, Программа амнистии должна быть направлена как на бывших граждан СССР, которые после распада Союза не смогли получить гражданство России, и имеют статус лиц без гражданства, так и на граждан дальнего зарубежья, многие из которых находятся на территории нашей страны уже 15-20 лет. Одновременно с масштабным сокращением нелегального сектора крайне важным представляется принятие компенсационных мер для выравнивания квалификационного, демографического баланса.

Таким образом, мы предлагаем следующие меры по снижению уровня нелегальной миграции:



  1. Тщательное изучение и использование международного опыта проведения миграционной политики, например, единовременной (разовой) иммиграционной амнистии в отношении отдельных категорий незаконных мигрантов для выработки соответствующих предложений о целесообразности и возможности правовой формы проведения данной амнистии в Российской Федерации. Мы не можем не признать, что в европейских странах вопросы управления миграцией, как в концептуальном, так и в практическом плане разработаны более подробно и основательно, чем в России. Это представляется совершенно естественным, поскольку Россия фактически занимается вопросами управления международной миграцией населения лишь в течение последних 12-15 лет.

  2. Разработка профессионально-квалификационных критериев привлечения иностранной рабочей силы.

  3. Разработка программ привлечения иностранных граждан трудоспособного возраста на постоянное место жительство в регионы Российской Федерации, испытывающие недостаток рабочей силы.


Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы
1. Нормативно правовые документы:

1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ // Российская газета.2002.31 июля.- N 140 (ред. от 06.01.200

2. О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся – мигрантам равенства возможностей и обращения: конвенция Международной организации труда от 24.06.1975 N143 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Международное бюро труда.1991. С. 1779 - 1794.

3. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 // Советский журнал международного права. 1991. N 3 - 4. С. 136 - 172.

4. Соглашение о сотрудничестве области трудовой миграции социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994// Российская газета (Ведомственное приложение). 1996. 6 июля.
2.Специальная литература:

1.Зайончковская Ж.А. Миграционная ситуация современной России/ Ж.А.Зайончковская [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.polit.ru

2.Проект аналитической записки. Предложения по улучшению систем государственного управления процесса миграции и натурализации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// antropotok.archipelag.ru

3.Смольякова Т. Очередь в Россию/ Т.Смолякова// Российская газета(Центральный выпуск) от 15 января 2007.-№4268.




1Российская газета.-2002.-31 июля.

1 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957.-1990. Т II.- Женева.: Международное бюро труда.- 1991.- С.- 1779-1794.

2 Советский журнал международного права.-1991.-№ 3-4.-С. 136-172.

3 Российская газета.-1996.-6 июля.

1 Цит. по: Зайончковская Ж.А. Миграционная ситуация современной России.

1 Проект аналитической записки. Предложения по улучшению систем государственного управления процесса миграции и натурализации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// antropotok.archipelag.ru





Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. Франсуа Ларошфуко
ещё >>