«Гражданское общество это «гражданская оборона» против коррупции - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гражданская оборона в современных условиях 3 564.2kb.
Программ а VII международной научной конференции «человек, культура... 1 152.66kb.
В. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики... 1 176.44kb.
Доклад Москва, 2013 Содержание гражданское общество «у них» икаким... 22 1818.07kb.
Гражданское общество и сфера частных интересов 1 164.81kb.
"Общество и социальные институты" 1 24.26kb.
«Сильная гражданская оборона защищенное государство» общие положения 1 154.1kb.
Название: Гражданская оборона 1987-1989, 12 альбомов, переиздание... 1 45.3kb.
Законодательство и гражданское общество: проблемы и перспективы"... 1 125.4kb.
Все против всех. Неизвестная гражданская война 6 956.07kb.
Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров 1 197.93kb.
Стивен Кинг Реплоиды Тёмные видения – 2 1 232.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Гражданское общество это «гражданская оборона» против коррупции - страница №1/1



Бутина Татьяна Анатольевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 5 г. Кирова
Методическая разработка урока обществознания, 11 класс

«Противодействие коррупции» в контексте темы «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».
Тема: «Гражданское общество – это «гражданская оборона» против коррупции.

Суть проблемы при борьбе с коррупцией сформулировал Джеймс Мэдисон: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством — внешнем или внутреннем — не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой»


Цель: создать условия для определения негативных этических, социальных, экономических, и правовых последствий коррупции Слайд 3-5

Задачи:

  1. Образовательная:

- обсудить и проанализировать причины возникновения коррупции, методы её предупреждения и противодействия

2. Развивающая:

- устанавливать причинно-следственные связи, определять последствия противоправных действий

- развивать умения рассуждать и критически мыслить, вовлекать учащихся в творческую деятельность

3. Воспитательная:

- воспитывать неприятие коррупции молодым поколением как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства и гражданского общества

- формировать убеждение о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

- способствовать формированию активной гражданской позиции


Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (урок совершенствования знаний, умений и навыков)

Формы урока: деловая игра, фронтальная, групповая

Методы обучения: метод проблемного изложения, частично-поисковый

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах

Учебно-методическое обеспечение:

мультимедиа презентация, буклет, ролевые ситуации, словарь, рисунки по теме, статистические данные, данные анкетирования



Оборудование: компьютер и проектор

Основные понятия:

Бюрократия, коррупция, взятка, взяточничество, вымогательство, злоупотребление, мафия, мошенничество, обман, подкуп, право,

преступление.

Участники игры:

творческие группы учащихся: архивисты, лингвисты, социологи, статисты, юристы



Подготовительная работа: деление класса на подгруппы, распределение ролей, подборка литературы по теме, проведение анкетирования учащихся, учителей, родителей, конкурс рисунков о коррупции, самостоятельная работа учащихся с Федеральным Законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», «Национальным планом противодействия коррупции», Материалами регионального уровня по теме «Коррупция».
Структура урока:

I блок – целевой – 5 мин.



  • Организационный момент.

  • Актуализация знаний.

  • Мотивация

  • Целеполагание

II блок – процессуальный – 1ч. 20 мин.

  • Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

  • Формирование элементарных навыков и применение их в стандартной ситуации.

  • Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях

  • Творческое применение знаний и умений;

  • Упражнение по отработке навыков

III блок – аналитический – 5 мин.

  • Подведение итогов урока. Представление буклета «Молодёжь против коррупции»

  • Информирование учащихся о домашнем задании.

  • Рефлексия.

  • Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Ход урока.

I блок – целевой.

  1. Организационный этап.

Приветствие учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

  1. Актуализация знаний по теме.

Учитель проводит актуализацию знаний учащихся с помощью вопросов:

Ребята, не проходит и дня, чтобы в средствах массовой информации не затронута была бы коррупционная тема.



  1. А что знаете вы по этому вопросу?

  2. Что такое коррупция?

  3. Всегда ли была коррупция?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подводим мини-итог: Негативные последствия коррупции нельзя недооценивать. Это и экономические потери, и разнообразные косвенные негативные последствия.

Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.

Мотивация: Оказывается все наше общество настолько больно, что в любой его сфере есть проявление болезни под диагнозом «Коррупция». Причину заболевания вижу в разрушении нравственных ценностей. Но с другой стороны считать коррупцию «болезнью», значит придумывать оправдание тому, чему оправдания быть не может. Коррупция – это преступление, которое требует четкого противодействия. Нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил – и ты здоров. Проблема коррупции – это по большей части проблема массового сознания. Поэтому мы и попытаемся вместе поискать рецепт борьбы с этим вредным и опасным явлением.

Учитель знакомит учащихся с темой урока.

Обратите внимание на тему урока «Гражданское общество – это «гражданская оборона» против коррупции». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?

Учащиеся участвуют в определении задач урока.


II блок – процессуальный.

  1. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

Учитель: По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией», конвенция была принята Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Россия в числе первых подписала Конвенцию.

И сегодня предмет нашего обсуждения - коррупция, ее причины, проявления, последствия и способы противодействия ей. Коррупция является сложным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, алкоголизму. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать? Сегодня мы попытаемся найти ответы на эти вопросы и выработать свои предложения по противодействию коррупции. Но, чтобы бороться с врагом, его надо знать. Итак, коррупция. Что это за явление такое?



Предложения и версии участников групп (на обсуждение в группе 2 минуты), заслушиваем варианты ответов.

А сейчас предоставляем слово лингвисту.



1. Лингвист (знакомит с понятием «коррупция»)

Коррупция (лат. "corrumpire", "портить", "подкупать") - это использование служебного положения в личных целях. Слайд 6-8

В «Федеральном Законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» «Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».



Запишите определение коррупции в тетрадь.

Творческое задание: Представление ассоциаций учащихся со словом «Коррупция» от каждой группы (плакаты, рисунки, словесные ассоциации) – 5 – 7 минут.

Учитель: Ну что ж, свои ассоциации по поводу коррупции вы представили. В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

Коррупционерами могут быть и предприниматели, и менеджеры фирм; взятки могут давать не только деньгами. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, то выделяют различные виды коррупции.

По состоянию на 2010 год в России за одно и то же коррупционное преступление можно получить наказание и по Кодексу об административных правонарушениях, и по Уголовному кодексу.
Продолжим работу, ищем ответ на вопрос: где, в каких сферах, среди каких групп возможны взятки? (Мозговая атака: на обсуждение 3 минуты – представление результата группами, а затем совместно определяем виды коррупции).

Учитель: Существуют различные классификации, вот одна из них.

Виды коррупции: Слайд 9-11

1. Кто злоупотребляет служебным положением

- Государственная (коррупция госчиновников)

- Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)

- Политическая (коррупция политических деятелей)



2. Кто является взяткодателем

- Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

- Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)

- Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии)



3. Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

- Денежные взятки

- Обмен услугами

4. Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

- Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)

- Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)

- Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)



5. Уровень распространения коррупционных отношений

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти)

Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков)

Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)



6. Степень регулярности коррупционных связей

- Эпизодическая коррупция

- Систематическая (институциональная) коррупция

- Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)



Работа в тетради. Запишите виды коррупций и примеры.

Учитель: Итак, коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль.

  1. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии.

Учитель: Как вы считаете - история коррупции насчитывает не одно тысячелетие и является неотъемлемой частью человеческой цивилизации или это явление свойственно только современному обществу? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.

Архивисты из каждой группы знакомят со своими примерами коррупционных рисков (каждая группа подготовила свои примеры по разным временным периодам) Слайды 12- 17

А. Если обратиться к истории первобытных обществ, плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как обычное явление. В ранних античных обществах (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Она появилась в эпоху упадка античности, когда о государственных чиновниках говорили: "Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции". Тогда в римском праве появился специальный термин "corrumpire", синоним слов "портить", "подкупать", он служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

Б. А в средневековой России "кормления" воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служилых людей. Изменения в отношении общества к личным доходам государственных чиновников произошел только в Западной Европе эпохи нового времени. Идеология общественного договора требовала разумных законов и неукоснительного их выполнения. У чиновников уменьшались возможности для вмешательства, а отсюда и возможности брать взятки. Коррупция чиновников хотя и не исчезла, но резко сократилась.

В. Новый этап в эволюции коррупции - рубеж 19 и 20 вв. С одной стороны, активизируется государственное регулирование и, соответственно, власть чиновников. С другой, рождается крупный бизнес, который прибегает к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. А по мере роста значения политических партий получает развитие партийная коррупция. Крупные политики все чаще рассматривают свое положение как источник личных доходов.

Г. Во 2-ой половине 20 в., когда на политическую арену выходят страны «третьего мира», их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системной коррупции. Например, президент Индонезии Сухарто был известен как «Мистер 10 процентов». В странах «третьего мира" появились такие режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где без взятки просто ничего не делалось.

Рост интеграции также стимулировал развитие коррупции. В 1970-е на весь мир прогремел скандал с американской фирмой "Локхид", которая для продажи своих не слишком хороших самолетов давала крупные взятки высокопоставленным политикам и чиновникам ФРГ, Японии и других стран. Вот тогда коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира.



Д. В 1990-е, на постсоветском пространстве коррупция достигла небывалого размаха. Часто возникали такие ситуации, когда одно и то же лицо одновременно занимало важные посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики. В результате многие чиновники злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы.

Учитель: На основе всего выше сказанного, видим, что коррупционные явления возникли в глубокой древности, существуют и сейчас, но степень вовлеченности общества различна.

Учитель: Послушаем статистические данные о коррупции в современном мире (результаты своих поисков представляют статисты каждой группы)

А. В мире самыми коррумпированными структурами признаны парламенты и партии, полицейские службы и суды. Так по данным ООН, удельный вес взяточничества в 1970-1990гг. не превышал 1% в структуре 10-12 видов преступлений, отслеживаемых международным сообществом. За 1986 -1990гг. оно увеличилось в мире на 8%.

А согласно данным доклада "Барометр коррупции", авторитетной международной организации "Транспэренси Интернэшнл" не менее одного человека из десяти за текущий год давали взятки для того, чтобы получить какую-либо услугу.



Б. В Африке к выплате денег для получения той или иной услуги прибегали 42% опрошенных, в Азии - 22%, передает "Интерфакс". Наиболее неблагополучными с точки зрения коррупции оказались Албания, сербский край Косово, Македония, Нигерия, Пакистан, Румыния и Филиппины. Наиболее пессимистично в отношении коррупции настроены жители Филиппин и Индии, где 79% населения полагают, что ситуация с коррупцией еще более ухудшится. В Финляндии, антикоррупционный индекс которой составляет 9,7 (из 10 возможных очков), коррупции в этой стране практически нет. Далее следуют Новая Зеландия, Дания, Исландия, Сингапур, Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия и Нидерланды. Британия (11 позиция) не вошла в этом году в почетную десятку, а США занимает 17 место вместе с Бельгией и Ирландией.

В. В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 — отсутствие коррупции). Генеральный директор отделения Transparency International в России Елена Панфилова отметила: «В прошлом году Россия в этом рейтинге занимала 146 место».

Россию принято считать одним из лидеров в мире по коррупции. То идет борьба с «оборотнями в погонах», то какого-нибудь мэра или губернатора привлекут к ответственности за взяточничество.



Г. По данным Молодёжного Союза Юристов РФ, средний размер взятки, предпринимателя чиновнику - 71-72 тыс. рублей. По данным общественной организации «Деловая Россия», наиболее коррумпированными регионами в России являются Москва, Московская, Омская, Волгоградская области и Алтайский край. Наименее коррумпированы Республика Карелия, Ярославская, Тюменская, Архангельская области. По данным независимого аналитического центра «Индем», общая сумма взяток за последние четыре года увеличилась примерно в десять раз. Следы коррупции ведут и в органы государственной власти. Но согласно исследованию британской аудиторской компании Ernst & Young, проведенному весной 2012 года, за 2011 год коррупционные риски в России стали ниже среднемирового уровня. Так, если в 2011 году 39 % опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 году таких стало 16 %. Слайды 18 - 23

Д. В Аналитическом отчете Областной целевой программы «О противодействии коррупции в Кировской области» на 2010-2012 гг. наиболее коррумпированными большинство жителей признало правоохранительные органы (29,7%) и местную власть (27,9%), включая в данное понятие коррумпированность Правительства Кировской области, органы местного самоуправления и Законодательное Собрание Кировской области. Также, к наиболее коррумпированным сферам деятельности респонденты отнесли учреждения здравоохранения (14,3%), судебные органы (12,5%) и образовательные учреждения (2,5%).

По результатам опроса 46,4% респондентов указали, что им никогда не приходилось давать вознаграждение, оказывать услуги или дарить подарок должностному лицу. В то же время 53,6% граждан отметили, что они сталкивались с данной необходимостью, из них 21,1% приходилось делать это довольно часто, 22,7% иногда давали вознаграждение, оказывали услугу или дарили подарок



  1. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях

Слайды 24 - 25Причины коррупции

Учитель: по результатам ваших выступлений, мы можем сделать вывод, что коррупция была и существует в настоящее время. Как только появляется государство, его преследует коррупция. Однако в одних странах взяточничество взято под контроль и не мешает нормальному существованию и деятельности организаций, граждан, в других же – оно пронизывает все сферы деятельности человека и общества, становится неуправляемым.

Так что же приводит к коррупции, точнее, к ее высокому уровню? Каковы причины коррупции? (Идет обсуждение (3 мин.), каждая группа вносит свои предложения, записываем причины на доске, работа в тетради)

Причины:

- нестабильная политическая ситуация в стране

- низкий уровень заработной платы

- большой разрыв в доходах населения;

- ослабление государственного контроля;

- неопределенность норм рыночного поведения,

- пробелы в законодательстве, двусмысленные законы

- незнание или непонимание законов населением

- профессиональная некомпетентность бюрократии

- зависимость граждан от чиновников

- отсутствие единства в системе исполнительной власти

- низкий уровень участия граждан в контроле над государством

- культура страны в целом

Учитель: по результатам опроса населения Кировской области основными причинами коррупции являются: Слайды 26 - 27

- чувство безнаказанности работников органов государственной власти и местного самоуправления за совершаемые коррупционные правонарушения;

- наличие родственных связей в органах государственной власти и местного самоуправления;

- несовершенство действующего законодательства, как федерального, так и муниципального;

- взаимовыгодный сговор, который служит основой для последующего коррупционного правонарушения;

- российский менталитет



VI. Творческое применение знаний и умений

Слайды 28 – 30 Коррупция в образовании.

Учитель: одной из сфер подверженных коррупции называют образование. Так как мы с вами участники образовательного процесса, а еще вам скоро придется сдавать экзамены в форме ЕГЭ, следовательно, не можем этот вопрос оставить без внимания. (У каждой группы варианты ситуаций с заданиями)

Учитель: Обсудите ситуации(3 мин.)

  • Определите этические коррупционные отклонения

  • Являются ли они правонарушениями

  • Чьи права могут быть ущемлены в результате таких отношений

  • Каковы негативные последствия таких отношений

Разберем ситуации:

  1. После защиты дипломной работы и сдачи государственного экзамена, группа студентов собирает некоторую сумму для приобретения подарка для декана факультета и методиста группы.

  2. По болезни студент не добрал положенное количество баллов для допуска и сдачи экзамена. На сдачу задолженности у студента нет времени, т.к. он еще работает в строительной компании. Студент предложил преподавателю свою помощь за допуск к экзамену и положительную оценку. Преподаватель принимает предложение студента застеклить балкон в его квартире.

  3. Преподаватель обращается к коллеге-экзаменатору и «просит» за своего племянника, который учится на параллельном курсе.

  4. Преподаватель «просит» за свою дочь, чтобы та прошла в аспирантуру на бюджетной основе.

  5. Декан отказывает в конкурсном приеме документов абитуриенту, имеющему высший балл.

Дискуссия

1. Как вы считаете, что необходимо для поступления в ВУЗ? Можно ли обойтись без взятки?

2. Возможна ли дача взятки при сдаче ЕГЭ?

3. Известны ли вам случаи, когда за получение медали даётся взятка?



Как вы считаете, спасёт ли ЕГЭ от коррупции?

  1. Упражнение по отработке навыков

Группы, приведите примеры возможных коррупционных действий в области образования.

А. Незаконные поборы при зачислении в ВУЗы, взяточничество на экзаменах, выдача фальшивых дипломов

- взятки при государственной регистрации, аттестации и аккредитации негосударственных высших учебных заведений;

Б. При поступлении в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;

- низкая оплата труда в образовании. Она составляет 68% к уровню зарплаты в обрабатывающих производствах.

В. Сложились и увеличивались «ножницы» между уровнем подготовки учащихся в школах и требованиями при поступлении в вузы. В течение 15 лет 70% абитуриентов, готовящихся поступать в престижные и элитные вузы, и 52% абитуриентов школ занимались сверх школьной программы с целью сдачи вступительных экзаменов. Причем наиболее распространенным способом подготовки является посещение платных курсов при вузах (более 40% абитуриентов), и более 20% занимаются с платными репетиторами из вузов.



Учитель: С учетом того, что в России законодательно гарантируется бесплатность образования, обществом такая ситуация воспринимается как скрытая, практически «узаконенная» коррупция.

Г. Недофинансирование системы образования в течение длительного времени привело к расслоению образовательных учреждений на элитные и обычные, так называемые «массовые». Дефицит качественных образовательных услуг создает благоприятную почву для коррупции.

Д. Недофинансирование также стало причиной того, что в образовательных учреждениях получили широкое распространение случаи сбора денег с учащихся на нужды образовательного учреждения.

Учитель: так есть ли проблема коррупции в образовании? Как думают учащиеся старших классов, их родители и учителя нашей школы? На этот вопрос нам ответят социологи, проводившие мониторинг среди учителей, учащихся и родителей.

Результаты анкетирования родителей, учителей и учащихся по вопросам коррупции в образовании (результаты прилагаются)



Учитель: Как вы думаете, к чему может привести коррупция в образовании?

(Коррупция приводит к спаду качества образования, выпуску неквалифицированных специалистов. Это ведет к расстройству экономики, под угрозой национальная безопасность страны)



Какие меры необходимо предпринять, чтобы победить коррупцию в образовании? Ваши предложения, ребята.

- повысить зарплату работникам образования

- наказывать за дачу взяток

- превратить все дополнительные расходы в официальные



Учитель: исследования свидетельствуют, что в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в ВУЗы составляет 520 миллионов долларов.

Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образование для всех». Она лишает детей малообеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи.

Что же мы должны сделать для того, чтобы общество плодотворно развивалось? Вновь предоставляю слово группам, теперь юристам.

Борьба с коррупцией (выступление юристов)

А. Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван III (1462-1505гг.)

Должное внимание борьбе с коррупцией уделял император Петр I (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинён в противозаконных действиях сибирский губернатор Гагарин.



Б. В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», где предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, без нарушения обязанностей по службе). А также ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния»

В. Российское уголовное уложение 1903г предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещённые им по роду службы имущественные сделки. Но на протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьёй доходов мелких и крупных чиновников.

Г. С распадом СССР коррупция перекочевала в новое общество. Власти продолжили борьбу с этим явлением. Б.Н.Ельциным был подписан 4 апреля 1992г. Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это дало толчок для целой серии Указов по борьбе с коррупцией. Но не один из них не дал существенных результатов. Коррупция продолжает процветать. Настоящее время изобилует коррупционными скандалами в Министерстве Обороны и с/х, в сфере ЖКХ, Московском педагогическом ВУЗе и у депутатов ГД не все в порядке по данному вопросу.

Д. По статистическим данным правоохранительных органов Кировской области в 2010 году было зарегистрировано более 600 коррупционных правонарушений, за 8 месяцев 2011 года – 459 правонарушений, а за 7 месяцев 2012 года было зарегистрировано 316 коррупционных правонарушений.

Всего за 2012 год УМВД России по Кировской области задокументировано 469 преступлений коррупциогенной направленности: 14 фактов злоупотребления должностными полномочиями, 65 фактов получения взятки. Средний размер взятки составил более 16 тысяч рублей. К уголовной ответственности привлечено 62 лица.



Учитель: так возможно ли победить коррупцию? Попробуем ответить на этот вопрос и выработать свои способы борьбы с коррупцией(3-4мин.).

Предложения групп о способах борьбы с коррупцией. Слайды 31 - 33

1. Ужесточение законодательства, чтобы чиновнику было невыгодно брать взятки, а предпринимателю – невыгодно их давать.

2. Повышение уровня зарплат.

3. Ужесточение контроля, сделать его эффективным и действенным.

4. Воздействовать на психологию, менталитет людей, чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а предпринимателю противно было бы давать взятку.

5. Организация пропагандистских действий против коррупции, расширять информированность граждан.



Учитель: Одно из приоритетных направлений Областной целевой программы - формирование антикоррупционного общественного сознания и нетерпимости к проявлениям коррупции: это социальная реклама антикоррупционной направленности в СМИ. Продолжает свою деятельность межведомственная комиссия при Губернаторе Кировской области по противодействию коррупции в Кировской области. Создано и транслируется 11 информационных программ по антикоррупционной пропаганде «Скажи коррупции – нет!» В эфире ТК «ТВ 43 регион» и ТК «Россия-1», «Россия-24» (ГТРК «Вятка» вышло 22 программы). Изготовлены агитационные теле- и видеоролики о необходимости борьбы с коррупцией. Трансляция через СМИ и Интернет-ресурсы. По состоянию на 01 января 2013 года расходы на реализацию программы составили 1476,3 тыс. рублей.

  1. Информация о домашнем задании

  2. Рефлексия.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. Закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я научился…

  5. Я смог…

  6. Меня удивило…

  7. Мне захотелось…

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью вопросов.

Желающие зачитывают ответы и сдают учителю.



Представление буклета «Молодёжь против коррупции»

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов. Слайды 34-35

Учитель: коррупция – это то, что государству самому не искоренить. Нужна помощь общества, гражданского общества. Только если общество в целом, и каждый отдельный человек поменяет свой менталитет, задумается о будущем своего Отечества, своих детей, не будет сторонним наблюдателем, а будет действовать, только тогда можно будет справиться с коррупцией. И, конечно, благосостояние, и нравственность – вот что необходимо для борьбы с коррупцией.

Сегодня на уроке мы определили причины появления коррупции, негативное влияние ее на общество, нашли способы борьбы с нею, вы были активны, неравнодушны, убеждены в неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, осталось только, все наши благие цели претворить в жизнь.

Учитель благодарит за работу.

Используемые источники:


  • Аналитический отчет по результатам проведения опроса общественного мнения в рамках Областной целевой программы «О противодействии коррупции в Кировской области» на 2010-2012 годы для оценки уровня коррупции

  • «Национальный план противодействия коррупции» от 31 июля 2008 г.

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции».

  • http://ru.wikipedia.org

  • http://testolog.narod.ru/Obrasov25.html

  • http://www.rosbalt.ru/2007/07/26/402014.html

  • http://festival.1september.ru/authors/211-096-511/

  • http://www.kirovreg.ru/power/korrup/

  • zilna-shkola.3dn.ru›publ/korrupcija/aforizmy

  • mdmst.tatarstan.ru


Приложение 1.

Мониторинг среди социума школы о наличии коррупции в образовании. Вопросы анкет: Учителя – (15 ч., в старших классах)

1.Приходилось ли Вам встречаться с фактами коррупции в системе образования? (да, нет) – Нет – 15 – 100%



2.Сталкивались ли Вы со случаями вымогательства денег работниками ИРО, Министерства образования в период прохождения аттестации, курсов повышения квалификации? (да, нет) Нет – 15 – 100%

3.Давали ли Вы взятку должностному лицу в системе образования? (да, нет)



Нет – 15 – 100%

4.Как победить коррупцию в образовании?

- Ужесточить наказания за коррупцию – 7 – 47%

- Прозрачность всех мероприятий в области образования – 10 – 67%

- Поднять престиж профессии учителя, повысить реальную заработную плату – 8- 53%

- Меньше об этом говорить, особенно на уровне общеобразовательной школы –

2 – 13%

- Не знаю – 3 - 20%



Учащиеся (8 – 10классов) – 40 человек

1. От чего зависит твое поступление в ВУЗ? (от знаний, от удачи, от денег, от «блата»)

- от знаний – 37 – 91; от денег – 9 – 22%; от удачи – 7 – 18%; от блата – 6 – 15% 2.Предлагали ли тебе учителя дополнительные занятия за деньги? (да, нет) –



Нет – 40 – 100%

3.Вынуждали ли тебя собирать деньги на подарок учителям, администрации школы? (да, нет) - Нет – 40 – 100%

4. Как победить коррупцию в образовании?

- Ужесточить контроль и наказания за взятки – 20 – 50%

- Не знаю – 9 – 20%

- Нужно принимать в школы хороших и честных учителей – 6 – 15%

- Лучше учиться, не надо будет давать взятки – 6 – 15%

- Финансировать образование реально за счет государства – 5- 12%



Родители – 20 человек

1.Вымогали ли у Вас в школе деньги учителя, администрация школы? (да, нет) – Нет – 20 – 100%

2.Предлагали ли Вам учителя дополнительно заниматься с вашим ребенком за отдельную плату? (всегда, никогда, иногда) - Никогда – 20 – 100%

3.Давали ли Вы деньги учителям за выполнение заданий ЕГЭ, ГИА? (да, нет) –

Нет – 20 – 100%

4.Известны ли Вам случаи, когда за медаль, экстернат требуют деньги? (да, нет) – Нет – 20 – 100%

5.Как победить коррупцию в образовании?

- Не давать взятки, сообщать в полицию о взяточниках – 8 – 40%

- Усилить наказание, садить в тюрьму за взятки – 8 – 40%

- Достойную зарплату учителям – 8 – 40%



- Не знаю – 4 – 20%
Приложение 2.

Словарь

Арест - заключение под стражу, за­прещающее распоряжение имуществом, налагаемое cудeбными - органами.

Бюрократия - система управления чиновнической администра­ции, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп.

Взяточничество - должностное пре­ступление - получение взяток.

Bыгoдa – польза, преимущества.

Вымогательство – действия, когда при помощи угроз, шантажа можно добиваться какой-либо пользы для себя.

Депутат - выборный представитель, член выборного государственного учреж­дения.

Злоупотребление – поступок, состоя­щий в незаконном, пpecтyпнoм использо­вании своих прав, возможностей.

Казна - государственное имущество, финансовые средства.

Казнокрадство - обкрадывание каз­ны государства.

Коррупция - мо­ральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и сращивании с мафиозными структурами.

Мафия - тайная разветвлённая террористическая организация крупных уго­ловных преcтyпников.

Мошенничество - обман, хулиганст­во, действия с корыстной целью.

Насилие - принудительное воздейст­вие на кого-нибудь, притеснение, безза­коние.

Обман - ложь, ложное представле­ние о чем-нибудь, заблуждение.

Подкуп - попытка склонить на свою сторону деньгами, подарками, располо­жить в свою пользу.

Подлог - подделка, составление лож­ного, фальшивого документа, записи.

Право - возможность действовать, пocтyпaть каким-либо образом.

Престyплениe - общественно опас­ное действие, нарушающее закон и под­лежащее уголовной ответственности.

Пpитеcнeние - несправедливое огра­ничение, стеснение свободы.

Рэкет - преступное, путем угроз и на­силия, вымoгательство чужих доходов.

Связь - близкое знакомство с кем-­нибудь, обеспечивающее поддержку, по­кровительство, выгоду.

Следствие - выяснение, расследова­ние обстоятельств, собирание и проверка данных, связанных с преступлением.

Террор - политика устранения, по­давления политических противников на­сильственными мерами.

Хищение - воровство, преступное присвоение имущества.

Чиновник - государственный служа­щий

Шантаж - неблаговидные или пре­стyпные действия (угроза разоблачения, разглашения компрометирующих сведе­ний) с целью вымогательства, а также вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создания выгодной для себя об­становки.


Бланки для работы с заданиями

(задания выдаются каждой группе на бланке для соответствующего этапа урока, их можно сгруппировать для каждой группы в отдельном конверте и проинструктировать учащихся, как ими пользоваться)

Задания:

  1. Подберите однокоренные слова со словом Родина.

  2. Родина – это …

  3. Что вы знаете о нашем крае? Чем или кем знаменит наш край?

  4. Родина для меня

Как культурный объект:

Как природный объект:

Как исторический объект:

Как экономический (хозяйственный) объект:

  1. Приведите примеры поступков, которые вызовут предложенные эмоции, запишите их в таблице

Радость

Испуг

Равнодушие






























  1. Упражнения.

  • А можно ли услышать мягкое пушистое облако? Какие, по – вашему мнению, облако может издавать звуки?

  • А как он пахнет – этот солнечный лучик?

  • А каков он на вкус - солнечный зайчик?

  • Какого он цвета – мамин смех?

  • А какова на ощупь радуга над городом? Потрогай ее. Так какая она – радуга, после дождя?






Чем лучше пивная, тем хуже жена; чем хуже жена, тем лучше пивная. Генрих Манн
ещё >>