Гражданская оборона в современных условиях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Сильная гражданская оборона защищенное государство» общие положения 1 154.1kb.
Название: Гражданская оборона 1987-1989, 12 альбомов, переиздание... 1 45.3kb.
Гражданская война 1918-1920 годов. Начало русского беженства 1 210.65kb.
«Гражданское общество это «гражданская оборона» против коррупции 1 261.69kb.
Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров 1 197.93kb.
Техногенные чрезвычайные ситуации 1 58.85kb.
Природные чрезвычайные ситуации термины и определения 1 143.79kb.
Программа обучения работников по го № п/п Тема Вид занятия Количество... 1 86.07kb.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных... 5 601.18kb.
Изменение социального положения провинциальнойучительскойиепеллигенции... 1 254.1kb.
В современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной... 7 1803.72kb.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся... 7 1084.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гражданская оборона в современных условиях - страница №1/3


Раздел VI. Безопасность жизнедеятельности и физической культуры


Раздел VI. Безопасность жизнедеятельности

и физической культуры

Р.В. Зарубина, П.В. Хало
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Гражданская оборона (ГО)  одна из важнейших функций государства, часть оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. От нее зависит безопасность населения, устойчивость функционирования важнейших элементов экономики.

За минувшие годы гражданская оборона прошла большой путь становления и развития, превратилась в важную составную часть общегосударственных оборонных мероприятий. В настоящее время сформирован новый облик гражданской обороны, главная особенность которого заключается в осуществлении мероприятий по защите населения не только от опасностей военного времени, но и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время. Это повышает социальную значимость гражданской обороны и её востребованность в обществе [7].

Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям. В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит спешная трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения. Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию.

Необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране, диктуется еще и тем, что до настоящего времени, к сожалению, по невежеству, продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962–1976 годов [3]. Гражданская оборона XXI века существенно отличается от века ХХ.

Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого ГО, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.

Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в организации ГО, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т.к. части и соединения ГО – это ее самое организованное и боеготовое ядро.

В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".

В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.

Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение) населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы защиты невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант.

Исходя из этого, придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения гражданской обороны, что, естественно, повлечет изменения в системе финансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной и рачительной. Раз ГО является всенародной, служит интересам всех граждан, значит и в финансировании ее должны участвовать все органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.

В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления – должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени [6].

В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Несмотря на принимаемые меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России продолжает возрастать. Растет ущерб от чрезвычайных ситуаций, остаются высокими санитарные и безвозвратные потери среди людей, наносится вред окружающей природной среде. В техногенной сфере, несмотря на снижение производства, число крупных аварий продолжает расти. Как сказал первый заместитель министра РФ по делам ГО и ЧС Ю. Воробьев: "Мы стоим на грани глобальных катастроф".

Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций и увеличивается тяжесть их последствий. Количество ЧС различного характера неуклонно растет. Как отмечено в Стратегии национальной безопасности до 2020 года, непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации на современном этапе также возрастает [10]. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают. Количество государств, уже владеющих ядерным оружием, так и желающим им владеть неуклонно возрастает.

Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах, использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм. В этих условиях задачи гражданской обороны, приобретают все большую значимость [8].

Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, она требует непрестанного совершенствования. В настоящее время МЧС России руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. Однако в настоящее время, возможность широкого применение нелегального оружия странами НАТО, против РФ, без формального объявления войны, практически стирает грань, между военным и мирным временем. С другой стороны, как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему предлагается назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она должна заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, осуществлять информационно-психологическую безопасность населения, в период латентных войн, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении «горячих» военных конфликтов и в ходе военных действий.

Однако для этого придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросы ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время – совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы и организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.







Рис. 1
Назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Для этого активно разрабатываются различные проекты основ государственной политики в области управления рисками. Главным в них является не только организация и совершенствование мониторинга, а прогнозирование и предупреждение ЧС. Значительное место отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально опасных производственных объектов и лицензирования их деятельности, страхования рисков. Основой этих программ, являются выполнение инженерно-технических мероприятий по защите населения, как в мирное, так и военное время, непрерывное повышение уровня знаний и навыков населения в области ГО и БЖД [11].

Степень готовности ГО во многом определяет способность государства обеспечить защиту своих граждан от опасностей военного времени. Для эффективной защиты населения Российской Федерации на военное время заблаговременно разрабатываются соответствующие Планы гражданской обороны и защиты населения федерального, регионального и территориального уровней [6].

Эффективность защиты населения и территорий от опасностей военного характера в значительной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных, используемых при планировании, в том числе и прогнозов военной опасности. В современных условиях данные прогнозов составляют важную часть исходных данных для планирования гражданской обороны, поэтому важно, чтобы они учитывали:


  • ожидаемый характер воздействия на объекты современных и перспективных средств поражения потенциального противника;

  •  возможную медицинскую, взрывопожарную, радиационную, химическую, биологическую, гидродинамическую и инженерную обстановку вследствие военных действий;

  • ожидаемые прогнозы потерь населения и ущерба, наносимого экономике и инфраструктуре регионов.

Данные прогноза возможных сценариев вооружённых конфликтов и войн на территории Российской Федерации должны учитывать следующие военно-стратегические, временные и пространственные границы:

1. Военно-стратегические границы характеризуют состав группировок вооружённых сил государств и объединений государств потенциального противника на перспективу до 2020 года, представляющих угрозу для России, взгляды этих стран на характер будущих войн, военный потенциал и возможное распределение ресурса средств поражения между войсковыми объектами и объектами тыла, поражаемыми в глубине страны.

2. Временные  в соответствии с современными научными данными о пределах роста человеческой цивилизации, все прогнозы военных конфликтов ограничиваются временным периодом от настоящего времени до 2020 года.

3. Пространственные – все сценарии вооружённой агрессии потенциального противника тесно связанны с экологически благополучными и богатыми ресурсами территориями планеты и принятым в стране стратегическим направлениям их отражения: Северо-Западному, Западному, Юго-Западному, Восточно-Сибирскому, Западно-Сибирскому и Дальневосточному, детализированным применительно к федеральному, региональному и территориальному уровням.

Прогнозные показатели возможной обстановки должны быть многомерными, учитывающими инженерную, пожарную, радиационную, химическую и медицинскую обстановку, создаваемую вследствие моделируемых сценариев военных действий, содержать данные возможных потерь населения и масштабов эвакуации, отражать понесённый от средств поражения экономический ущерб, учитывать объёмы аварийно-спасательных и других неотложных работ и их распределение по направлениям возможной агрессии.

Данные прогноза обстановки по направлениям возможной вооружённой агрессии, важны для планирования мероприятий гражданской обороны и оценки достаточности сил гражданской обороны. А также их перераспределения по направлениям прогнозируемой агрессии и заблаговременной подготовки резервов материальных средств, систем коллективной и индивидуальной защиты населения [1].

Дифференцированная оценка военной опасности с учётом стратегических направлений отражения вооруженной агрессии позволяет минимизировать состав мероприятии и сил ГО, привлекаемых для защиты населения территорий в условиях военного времени [6].


Рис. 2

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления – должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени. В перспективе ГО, видимо, примет наиболее территориальный характер, чем ведомственный и производственный. Каждый регион станет более самостоятельным и способным решать задачи, своими силами.

Таким образом, основные тенденции развития гражданской обороны на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня.

Основным отличием современной гражданской обороны, в условиях применения консциентального оружия, от подходов прошлого является:

1. Необходимо защищать людей, биосферу и ноосферу, а не руководствоваться только защитой технических и производственных объектов, оставляя в беде людей и природу;

2. Информационно-психологический подход к ГО, защита морально-этических норм и ценностей позволяет косвенно учесть многие составляющие из намеченных современных тенденций развития ГО.

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения.

Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию.

Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране [3]. Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России предлагает ввести ряд новых терминов. При определении места и роли защиты населения и территорий от ЧС в рамках национальной безопасности в последнее время используется термин «гражданская защита», который, по мнению специалистов, необходимо узаконить.

Под гражданской защитой понимают комплекс мероприятий, направленных на защиту населения и территорий при ЧС природного, техногенного и военного характера.

Имеется предложение гражданскую защиту рассматривать как сферу национальной безопасности страны и назвать «гражданской безопасностью».

Гражданская безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от опасностей, возникающих при ЧС природного, техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие них.

Под объектами гражданской безопасности (ГБ) следует понимать:


  1.  Жизнь и здоровье людей;

  2.  Земельное, водное и воздушное пространство;

  3.  Объекты производственного и социального назначения;

  4.  Объекты природной среды.

Приоритетное положение среди объектов должны занимать люди, их жизнь, здоровье, благополучие. Поэтому основное внимание при обеспечении должно уделяться защите людей [2].

Субъектами гражданской безопасности должны выступать все элементы государственной и общественной структуры страны, обеспечивающие ГБ. Разрешение все более сложных и запутанных вопросов государственной политики в области Гражданской Обороны в связи с двумя факторами.

1. На какой вид оружия, и на какое время планировать мероприятия ГО? В концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах, так называемому нелетальному оружию  использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника.

Спектр возможных видов боевых действий расширился. Военные теоретики берут за основу войны применение высокоточного оружия для разрешения конфликтов регионального характера, в тоже время не отрицают вероятность войн с применением ядерного оружия.

Появились новые понятия новых войн – информационная, климатическая, экономическая, психологическая, погодная, геофизическая, экологическая, экономическая и др.

2. Как и в каких объемах строить систему защитных мер ГО? Современные защитные мероприятия требуют финансово-экономических затрат сопоставимых с национальным валовым продуктом. Следствием этому проблема ГО переходит в плоскость социально-экономических проблем [6; 7; 9].

Аксиомы гражданской безопасности:

1. В любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь неприятности;

2. Случай любит подготовленных людей;

3. Спасая себя, ты спасаешь многих.

Сегодня, в начале нового тысячелетия, можно констатировать, все более нарастающий процесс обострения проблем обеспечения безопасности, как отдельной личности, так и всего человечества в целом [9]. Новый век несет в себе возрастание угроз техногенного характера, увеличение рисков возникновения экологических, климатических, социальных, экономических и многих других катастроф и стихийных бедствий. Падение уровня образования в западных странах, а последнее время и в России, деградация морально-этических норм поведения, рост преступности, распад института семьи, рост числа различных психических заболеваний в современном мире и пр. Стоит еще раз вспомнить мнения ряда современных исследователей, считающих, что сегодняшнего западного человека, уже нельзя именовать Homo sapiens, для него предлагают новый термин – Homo gelius, т.е. человек малодушный, неспособный выжить вне технократического континуума.

Актуальность проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий не снижается. В силу складывающихся обстоятельств, дисциплина ГО приобретает все большую актуальность, возрастает его междисциплинарный характер и социальная направленность. Современную ГО следует рассматривать с акцентом на «гражданскую безопасность», так как именно «человеческий фактор» на современном этапе определяет и систему основных угроз, и систему предупредительно-защитных мероприятий. Можно с уверенностью утверждать, что в дальнейшем развитие ГО, будет связанно с задачами защиты сознания от консциентальных угроз, психоэкологии сознания, развития методов активации резервных возможностей человека и пр. Это приведет к расширению методологической базы ГО, его инструментария, широкому внедрению методов и стратегий когнитивных исследований, нанотехнологий и многому другому. Таким образом, преподавателям этой дисциплины в вузах придется неустанно повышать свой уровень знаний, умений и навыков.

В заключение темы ГО в условиях применения консциентального оружия, можно еще раз напомнить о том, сколь хрупок феномен сознания и вместе с тем опасны всевозможные манипуляции с ним. К каким последствиям это может привести, какую большую роль в формирование сознания играет семья, полноценные и гармоничные отношения в ней, и какую негативную роль здесь играют процессы глобализации имеющих место в мировом пространстве и информационно-психологической войне [5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданская оборона на объектах АПК / под ред. Н.С. Николаева, И.М. Дмитриева. М.: Агропромиздат, 1990. 124 с.

2. Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности. М., 1998. 684 с.

3. Жердев Е. Гражданская оборона или гражданская защита? История вопроса // Основы безопасности жизнедеятельности. 2010. № 10. С. 3-10.

4. Лисин А. ОБЖ: проблемы и суждения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2006. № 5. С. 12-14.

5. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Эксмо, 2003. 386 с.

6. Малышев В., Богатырев Э. Военные угрозы и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны // Военные знания. 2009. № 5. С. 35-37; № 6. С. 33-35.

7. Постановление правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Режим доступа: // www: reforma_mo. ru / post_rt / 271/html

8. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки». Режим доступа: // www: referent. ru

9. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-т, 2003. 496 с.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 12 мая.

11. Шапошников С. Российская система гражданской защиты вместо гражданской обороны и РСЧС // Основы безопасности жизнедеятельности. № 10. 2010. С. 11-15.



И.Г. Лебединская
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека. Это исторически сложившееся средство воспитания и обучения использовалось с целью физического развития подрастающего поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, игра помогает подготовить детей, подростков и юношей к трудовой деятельности. Подвижные игры, как важнейшее средство физического воспитания, сохраняет свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только его содержание и методика проведения. Подвижная игра относится к таким проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Она отличается от строго регламентированных движений тем, что всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это, пожалуй, наиболее существенный фактор, который придаёт подвижной игре притягательную силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у занимающихся положительные эмоции. При этом данные эмоции проявляются независимо от предполагаемых результатов игры, она может быть приблизительно определена, как активная деятельность, в которой занимающиеся исполняют роль нападающего или защитника, и как отражение реальной жизни. Общий смысл игры и участия в ней можно определить, как «делать дело ради самого дела» [1].

Наиболее существенной особенностью подвижных игр необходимо считать отражение в них, наряду со многими явлениями окружающей действительности, двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми: соревновательной борьбы и сотрудничества. В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две или более команд.

Трудно переоценить значение подвижных игр в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки, сообразительности и изобретательности. Подвижные игры дисциплинируют занимающихся, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. Важнейшее значение в подвижных играх, с педагогической точки зрения, приобретают конкретные взаимоотношения между играющими, которые определяют не только формы соревновательной борьбы и взаимного сотрудничества, но и особенности выполнения многих игровых действий, интенсивность и величину усилий, остроту некоторых переживаний и др.

Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности занимающихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности развиваются гармонично. Важной особенностью подвижных игр является то, что игровые действия осуществляются в постоянно или, чаще всего, в неожиданно меняющихся условиях. Каждый играющий стремится поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение, и вместе с тем, каждый стремится создать для последнего возможно большие трудности в осуществлении игровых целей. Возможность широко варьировать содержание подвижных игр, от самых простых двигательных действий типа передачи мяча или бега до серии сложных заданий с преодолением полосы препятствий, произвольно менять правила игры, сообразуясь с возрастом, подготовленностью участников и условиями зала (площадки), позволяет широко применять их на всех формах проведения учебных занятий по физической культуре. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу занимающихся, поскольку создают условия для их активности, предоставляют возможность выбора, нацеливают на способ достижения результата, учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей, совершенствуют согласованность движений в коллективных действиях, развивают учебно-познавательные мотивы.

Основным условием успешного внедрения подвижных игр всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния необходимо побуждать у занимающихся интерес, воображение, добиваться активного выполнения игровых действий [2]. Возникшая ещё в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр, игровых приёмов и игрового метода в физическом воспитании. Подвижная игра относится к тем проявлениям физической деятельности, в которых ярко выражена роль движений, мотивированных ее сюжетом. Разнообразные по содержанию игры, требующие различного эмоционального проявления, всегда социальны по своей сущности, поскольку в них закладывается опыт общественных взаимоотношений, переживаний, формируется нравственное и физическое здоровье [3].

В высших учебных заведениях занятия по физической культуре, как известно, являются основной формой физического воспитания студентов и построены на основе общих возрастных закономерностей, которые позволяют педагогу на каждом учебном занятии разумно и с наибольшей эффективностью решать поставленные задачи.

При проведении подвижных игр на занятиях по физической культуре ведущую роль играет педагог, который обязан знать, с какой целью он дает то или иное задание и какие педагогические задачи собирается решить. Практика показывает, что существующая методика обучения в высших учебных заведениях позволяет применять разнообразные формы организации подвижных игр. Любая игра, применяемая в процессе воспитания и обучения студентов, не должна оказывать отрицательного влияния на их здоровье. Педагогу необходимо, с одной стороны, регулировать нагрузку, получаемую занимающимися студентами в играх, в зависимости от их здоровья, уровня физической подготовки, возраста, пола и индивидуальных особенностей, с другой – обеспечивать проведение врачебного и педагогического контроля.

При правильной организации учебных занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленностью занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональную деятельность организма.

Подвижные игры – хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поскольку функциональный и эмоциональный подъем оказывает оздоравливающее воздействие. Образовательное значение игр заключается в том, что они влияют на формирование личности, развитие умения анализировать, сопоставлять и обобщать свои действия, совершенствовать естественные движения (ходьба, бег, метания и др.) в изменяющихся условиях, а также двигательных навыков, полученных по различным разделам программы. Воспитательные задачи подвижных игр в большей степени способствуют развитию физических качеств, таких, как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, воля. Кроме того, подвижные игры вырабатывают координированные, согласованные движения.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи необходимо решать в комплексе для того, чтобы каждая игра стала эффективным средством разностороннего физического воспитания и развития студентов.

Предлагаемая игровая форма учебных занятий по физической культуре была опробована в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Таганрогской государственный педагогический институт» со студентами первого и второго курсов обучения в 2009–2011 гг.

Проведенные наблюдения показывают эффективность использования подвижных игр и творческих заданий для более быстрого освоения, закрепления и совершенствования нужных двигательных действий, целесообразность обучения занимающихся видам спорта через игровые задания.

Подбор содержания и методика проведения подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре менялась в зависимости от поставленных задач и с учетом основной программы учебного материала по разделам программы. К примеру, при прохождении курса баскетбола, подбирались и включались в занятия подвижные игры с передачей, бросанием и ловлей мяча, с ведением и бросками его в цель и т. п.

Содержание наших занятий были построены на сюжетах с использованием подвижных игр в форме легкоатлетических эстафет, спортивно-игровых эстафет, игр с предметами и др. Применительно к выбранному сюжету определялись задачи, выбирались средства, методы и инновационные приёмы обучения занимающихся.

При подборе подвижных игр учитывались:

1. Форма занятия, в которое включены подвижные игры;

2. Целевая установка занятия;

3. Количественный состав группы по возрасту и полу;

4. Уровень физической и технической подготовленности занимающихся;

5. Условия и место проведения;

6. Наличие инвентаря;

7. Состояние участников.

Освоение, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков осуществлялись в форме творческих, самостоятельных, комплексных и игровых заданий, а также подвижных игр, которые состояли из трёх этапов.

На первом этапе обучения (первоначальное представление о движении) использовались игры «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели», которые были более простыми для усвоения нового материала и основывались на вопросах к занимающимся. Их задавал педагог до начала и после выполнения двигательного действия. Вопросы при выполнении упражнений с мячом могли быть такими: «Как мяч правильно держать?», «Каким способом можно мяч поймать?». Применение этих подвижных игр создавало эмоционально-положительный настрой, а выполнение показываемых движений становилось успешным началом формирования правильных двигательных навыков. Если на этом этапе выдвигались задачи воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, то в подвижные игры включались задания, успех которых зависел от взаимопомощи и взаимостраховки (игра «Переправа»). Было замечено, что элементарные двигательные навыки, приобретаемые в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами, а многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формированию у студентов умения экономно выполнять их.

Следующий этап обучения включал в себя использование игр с более усложненными двигательными действиями. В данном случае осуществлялся контроль и оценка качества выполнения всего упражнения в целом (бросок и ловля мяча одной, двумя руками, сверху, снизу, сбоку и т.д.), особое внимание уделялось выполнению отдельных деталей упражнения (высота полёта мяча), правильности выполнения действий (каким способом следует выполнить приём мяча). На этом этапе обучения основные двигательные действия были уже знакомы студентам, поэтому им в дальнейшем предлагалось проявить творческий подход к выполнению заданий («Туристы в походе», «Уборка урожая»), затем давались упражнения для самостоятельного выполнения.

На третьем, завершающем, этапе обучения использовалась игра «Поиграй-ка!». Сущность такой подвижной игрой заключалось в применении игровых приёмов при закреплении и совершенствовании двигательных навыков владения мячом (предметом). Закрепление навыков проверялось в различных вариантах игр с мячом или с предметами под руководством педагога. Воспроизведение правильно разученного двигательного действия являлось результатом их усилий за всё предыдущее время и основывалось на восприятии мышечного ощущения, поэтому движения занимающихся здесь отличались уверенностью и чёткостью. После закрепления двигательных навыков в игре с мячом (предметами) в занятия включались и более сложные задания. Данные наблюдения в процессе учебных занятий показывают, что подвижные игры способствуют успешному формированию навыка владения мячом (предметом).

По такому же принципу можно осуществлять обучение и другим двигательным действиям. К примеру, при прохождении курса спортивных игр полезно подбирать и включать в занятия подвижные игры с передачей, бросанием и ловлей мяча, с ведением и бросками его в цель и т.п. На этапе совершенствования двигательных действий их неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у студентов способность наиболее экономно и целесообразно выполнять изучаемые движения в целом, законченном виде.

Как показали наблюдения во время занятий, обучаясь движениям, студенты одновременно раскрывали и свои творческие способности. Речь идёт не только о физических, но и о психических способностях занимающихся. С этой целью предлагались творческие, самостоятельные и комплексные задания. Выполняя задания (индивидуально или в группе), студенты творчески подходили к решению двигательной задачи, всё время осуществляли контроль отдельных деталей техники и в целом всего упражнения, постоянно прислушивались к преподавателю, его речи, интонации. Всё это требовало концентрации внимания, определённого уровня развития двигательной и логической памяти, мышления, воображения, то есть определённого уровня развития психических процессов. Поэтому можно сказать, что такие занятия содействуют также и совершенствованию психических функций студентов.

В практике учебных занятий подвижные игры чаще всего планируются и применяются на конец основной части урока, но применяя подвижные игры в различных частях учебного занятия в зависимости от поставленных задач, подбирались упражнения, определялось содержание, методы и способы их выполнения.

Анализируя эффективность использования подвижных игр в различных частях учебных занятий, можно сделать вывод, что игры могут проводиться:

1. В подготовительной части занятия с целью общей и специальной разминки, повышения эмоционального состояния занимающихся, повторения и закрепления отдельных упражнений или их направленного использования для развития определенных двигательных качеств;

2. В начале основной части занятия перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления пройденных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями;

3. В середине основной части занятия после определенных видов упражнений с целью качественной проверки изученного материала в усложненных условиях предельных скоростей, эмоционального возбуждения, высокой ответственности перед коллективом – командой;

4. В конце основной части занятия с той же целью, что и в середине, но уже с применением любых самых сложных подвижных игр или спортивно-игровых эстафет вплоть до комбинированных с использованием и установкой различного оборудования.

Было выявлено, что в ходе подготовки учебных занятий, несомненно, нужно придерживаться методических рекомендаций:

- при определенном содержании ориентироваться на программу;

- при подборе игровых заданий и спортивно-игровых эстафет предусматривать участие всех занимающихся;

- учебное занятие должно быть оптимально насыщенным, обеспечивающим высокую моторную плотность. Опыт показал, что при оперативном руководстве педагог может включить до 8 простых и комбинированных игровых заданий в различных частях учебного занятия;

- очередность заданий должно определяться с учетом развертывания физиологических процессов в занятии, т.е. с постепенным нарастанием интенсивности нагрузки и сложности двигательных действий и их снижением к концу занятия. Перед отдельными игровыми заданиями по указанию преподавателя целесообразно выполнение одного-двух «настроечных» упражнений или опробование основного задания;

- тщательно продумывать организацию занятия, так как любой «сбой» может свести на нет учебный процесс этой сложной формы занятий: разметка, размещение и движение участников, сигналы начала и окончания выполнения заданий, размещение и выдача инвентаря;

- строгий контроль за соблюдением правил, анализ и подведение итогов занятия.

Наши исследования показали, что занятия по физической культуре, проводимые в игровой форме, имели большой воспитательно-образовательный эффект, поскольку:

а) у студентов в более короткий срок формируются двигательные навыки;

б) обеспечивается взаимосвязь физического и психического развития;

в) расширяется и обогащается культура движений;

г) возникают предпосылки к развитию творчества;

д) создаются условия для успешного решения общих педагогических задач.

Таким образом, игровая форма учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях способствует формированию у всех студентов учебной мотивации к занятиям физической культуре в целом, а в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности сочетающей в себе физическое развитие и физическое совершенство. Ее участники не просто демонстрируют свои знания, а активно осваивают умение реально ориентироваться в сложившейся ситуации. Она создает условия для их объективной самооценки, дает возможность выявить собственные недостатки в умениях и двигательных навыках, становится средством укрепления здоровья студентов, помогает обеспечить всестороннее физическое развитие, а также является средством активного отдыха и сохранения на долгое время работоспособности. Общая направленность принципов, единые методы обучения позволяют с учетом специфики игровой формы занятий обеспечить преемственность и связь в овладении основами техники физических упражнений.

Проведенный анализ занятий по физической культуре показывает целесообразность использования подвижных игр в условиях учебного процесса вуза со студентами, получающих непрофессиональное физкультурное образование.

Как показывает опыт, систематические

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2002. 159 с.

  2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры. М.: Просвещение, 1988. 150 с.

  3. Можаев Э.Л., Бикмухаметов Р.К. Игра в структуре человеческой деятельности // Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. С. 83-88.



следующая страница >>



Современные средства информации хороши тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе. Лоренс Питер
ещё >>