Гоу впо «сибирская государственная геодезическая академия» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О деятельности Совета молодых ученых и специалистов при Министерстве... 1 80.07kb.
Сибирская государственная геодезическая академия 1 99.39kb.
Структура и функционирование зоопланктона степных бессточных озер... 3 357.88kb.
Сибирская государственная геодезическая академия автоматизированные... 12 2080.95kb.
Сибирская государственная геодезическая академия 1 53.48kb.
Гоу впо «Челябинская государственная медицинская академия росздрава» 1 44.05kb.
Государственная геодезическая сеть 1 52.75kb.
Фгбоу впо «Саратовская государственная юридическая академия» 1 31.36kb.
Права человека 1 120.95kb.
Ретроспективная оценка качества планирования и проведения ортопедического... 1 220.15kb.
Молодежная комиссия 1 37.76kb.
Общие сведения об организации 1 88.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гоу впо «сибирская государственная геодезическая академия» - страница №25/26


8.3. Методы снижения рисков
Управление проектами подразумевает не только констатацию факта наличия неопределенности и рисков и анализ рисков и ущерба. Рисками проектов можно и нужно управлять. Управление рысками — совокупность методов анализа и нейтрализации фак­торов рисков, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий. Управление рисками является подсистемой управления проектом, структура подсистемы представлена на рисунке 32, методы управления рисками на рисунке 33.


УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕТКА

Выявление и идентификация предполагаемых рисков

Анализ и оценка рисков

Выбор методов управления рисков

Применение выбранных методов и принятие решений в условиях риска

Реагирование на наступление рискового события

Разработка и реализация мер снижения рисков

Контроль, анализ и оценка действий по снижению рисков и выработка решений

Рис. 32. Структура подсистемы «Управления рисками»




МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Разработка и реализация стратегии управления рисками

Методы компенсации рисков, включающие прогнозирование внешней среды проекта, маркетинг проектов и продуктов проекта, мониторинг социально-экономической и правовой среды и создание системы ре­зервов проекта

Методы распределения рисков, включающие распределение рисков по времени, распределение рисков между участниками и пр.

Методы локализации рисков, применяемые для высокорисковых проектов в многопроектной системе, подразумевающие создание отдельных специальных подразделений для реализации особо рисковых проектов

Методы ухода от рисков, включающие отказ от рискованных проектов и ненадежных партнеров, страхование рисков, поиск гарантов

Рис. 33. Методы управления рисками


Выявление и идентификация предполагаемых рисков — системати­ческое определение и классификация событий, которые могут отри­цательно повлиять на проект, т. е. по сути, классификация рисков.

Классификация рисков — качественное описание рисков по различным признакам

Анализ рисков — процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицатель­но повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков вклю­чает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий. На первом этапе производится выявление соответствующих факторов и оценка их значимости.

Оценка рисков — это определение количественным или каче­ственным способом величины (степени) рисков. Следует разли­чать качественную и количественную оценку риска.

Качественная оценка может быть сравнительно простой, ее главная задача — определить возможные виды рисков, а также факторы, влияющие на уровень рисков при выполнении опреде­ленного вида деятельности.

Количественная оценка рисков определяется через:

а) вероятность того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения (намечаемого, планируемого, прогнозируемого);

б) произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет.

Методы оценки рисков рассмотрены ранее.

Методы снижения рисков приведены на рисунке 34.




СНИЖЕНИЕ РИСКОВ

Распределение рисков между участниками проекта (передача, ривод, трансфер части рисков соисполнителями)

Страхование рисков

Резервирование

Рис. 34. Виды снижения рисков

Распределение (отвод, передача, трансфер) рисков — действия по передаче, полной или частичной, рисков другой стороне, обычно посредством контракта определенного вида.

Страхование рисков представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страхование случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Резервирование — метод резервирования средств на покрытие ущерба, непредвиденных расходов при наступлении рисковых событий.

Методы снижения рисков. Все методы, позволяющие минимизировать проектные риски можно разделить на три группы:

1. Диверсификация, или распределение рисков (распределение усилий предприятия между видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой), позволяющая распределить риски между участниками проекта. Распределение проектным рисков между его участниками является эффективным способом его снижения Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально ко­личеству таких звеньев. Поэтому распределение рисков между участниками повышает надежность достижения результата. Логичнее всего при этом сделать ответственным за конкретный вид риска того из его участников, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск. Распределение рисков оформляется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов.

Распределение рисков фактически реализуется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Следует иметь в виду, что повышение рисков у одного из участников должно сопровождаться адекватным изменением в распределении доходов от проекта. Поэтому при переговорах необходимо:


  • определить возможности участников проекта по предотв­ращению последствий наступления рисковых событий;

  • определить степень рисков, которую берет на себя каждый участник проекта;

  • договориться о приемлемом вознаграждении за риски;

  • следить за соблюдением паритета в соотношении рисков и дохода между всеми участниками проекта.

2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Величина резерва должна быть равна или превышать величину колебания параметров системы во времени. В этом случае затраты на резервы должны быть всегда ниже издержек (потерь), связанных с восстановлением отказа. Зарубежный опыт допускает увеличение стоимости проекта от 7 до 12% за счет резервирования средств на форс-мажор. Резервирование средств предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, изменяющими стоимость проекта, и размером расходов, связанных с преодолением нарушений в ходе его реализации.

Российские эксперты рекомендуют следующие примерные нормы непредвиденных расходов (таблица 37).

Таблица 37

Нормы резервирования средств на непредвиденные расходы



Вид затрат

Изменение непредвиденных расходом, %

Затраты/продолжительность работ российских исполнителен

+20

Затраты/продолжительность работ иностранных исполнителен

+ 10

Увеличение прямых производственных затрат

+20

Снижение производства

-20

Увеличение процента за кредит

+20

Минимизация рисков всегда увеличивает проектные затраты, но зато увеличивает и проектную прибыль.

Часть резерва всегда должна находиться в распоряжении ме­неджера проекта (остальной частью резерва распоряжаются, в соответствии с контрактом, другие участники проекта).

Необходимым условием успеха проекта является превышение предполагаемых поступлений от реализации проекта над оттоками денежных средств на каждом шаге расчета. С целью снижения рисков в плане финансирования необходимо создавать достаточный запас прочности, учитывающий следующие виды рисков:



  • риск незавершенного строительства (дополнительные зат­раты и отсутствие запланированных а этот период доходов);

  • риск временного снижения объема продаж продукции про­екта;

  • налоговый риск (невозможность использования налоговых льгот и преимуществ, изменение налогового законодательства);

  • риск несвоевременной уплаты задолженностей со стороны заказчиков.

При расчете рисков необходимо, чтобы сальдо накопленных реальных денег в финансовом плане проекта на каждом шаге расчета было не менее 8% планируемых на данном шаге затрат. Кроме того, необходимо предусматривать дополнительные источники финансирования проекта и создание резервных фондов с отчислением в них определенного процента с выручки от реализации продукции.

3. Страхование рисков. В случае если участники проекта не в состоянии обеспечить реализацию проекта при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходи­мо осуществить страхование, рисков. Страхование рисков есть, по существу, передача определенных рисков страховой компании.

Зарубежная практика страхования использует полное страхование инвестиционных проектов. Условия российской действительности позволяют пока только частично страховать риски проекта: здания, оборудование, персонал, некоторые экстремальные ситуации и т. д.;

Выбор рациональной схемы страхования представляет собой достаточно сложную задачу. Рассмотрим основные положения данного способа снижения рисков.

Приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19.05.94 утверждена Классификация по видам страховой деятельности, в которой предусмотрено страхование финансовых рисков договором, предусматривающим обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов) лица, вызванных следующими событиями:


  • остановкой производства или сокращением объема производства в результате оговоренных событий;

  • потерей работы (для физических лиц);

  • банкротством;

  • непредвиденными расходами;

  • неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;

  • понесенными застрахованным лицом судебными расходами (издержками);

  • иными событиями.

В законодательстве РФ введено понятие предпринимательского риска. Страхование предпринимательского риска предполагает заключение договора имущественного страхования, по которому одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вслед­ствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определённой договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:



  • риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

  • риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности;

  • риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.

При заключении договора страхования предпринимательского риска страховщик вправе произвести анализ рисков, а при необходимости назначить экспертизу.

При страховании предпринимательского риска, если догово­ром страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.

Для реальных инвестиций существует страхование и не только от финансовых потерь. Договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застрахо­вать соответствующие риски.

Отчисления на страхование предпринимательских рисков можно включать в состав себестоимости продукции (8). Так, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию.

Разрешено создавать страховые резервы или страховые фонды всем предприятиям и организациям для финансирования расходов, вызванных предпринимательскими и прочими рисками, а также связанных со страхованием имущества, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц. Установлен и лимит отчислений на эти цели: он не может превышать одного процента объема реализуемой продукции (работ, услуг).

Эффективность методов снижения рисков определяется с помо­щью следующего алгоритма:



  • рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта;

  • определяется перерасход средств с учетом вероятности на­ступления неблагоприятного события;

  • определяется перечень возможных мероприятий, направ­ленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события;

  • определяются дополнительные затраты на реализацию пред­ложенных мероприятий;

  • сравниваются требуемые затраты на реализацию предло­женных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события;

  • принимается решение об осуществлении или об отказе от противорисковых мероприятий;

  • процесс сопоставления вероятности и последствий риско­вых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.

Организация работ по управлению рисками. Комплексное исследование разнообразных рисков на стадии разработки проекта с помощью системы подходов и методов, представленных в предыдущих разделах, предпринимается не только в целях анализа проектных рисков в начале жизненного цикла проекта. Выводы, сделанные на основе такого исследования, оказывают существенную помощь менеджеру проекта на стадии его реализации, поскольку, анализ проектных рисков не должен ограничиваться лишь констатацией факта их наличия и расчетно-рекомендательным заключением на стадии разработки бизнес-плана проекта. Обязательным продолжением и развитием анализа проектных рисков является управление ими на стадии реализации и эксплуатации проекта (таблица 38).
Таблица 38

Управление риском в течение жизненного цикла проекта



Фаза

жизненного

цикла проекта


Этан проекта

Этап определения и контроля за эффективнос-тью

Задачи управления риском

Предпроектное обоснование инвестиций



Концепция проекта

Определение эффективности проекта



  • Идентификация факторов рисков и неопределенности

  • Определение значимости факторов рисков и неопределенности экспертными методами

  • Анализ чувствительности

Технико-эко-номическое обоснование (ТЭО)

  • Дерево решений

  • Проверка устойчивости

  • Определение точки безубыточности

  • Формализованное описание неопределенности и рисков

  • Анализ сценариев

  • Метод Монте-Карло

Разработка проекта


План проекта

Разработка сметы и бюджета проекта


  • Корректировка дерева решений

  • Распределение рисков

  • Определение структуры и объема резервирования средств на покрытие непредвиденных расходов

  • Учет рисков в финансовом плане

  • проекта:

• налоговый риск

• риск неуплаты задолженностей

• риск незавершения строительства


Рабочая документация

  • Корректировка параметров проекта по результатам анализа рисков

  • Разработка сметы проекта с учетом
    непредвиденных расходов

Реализация проекта



Контракты

Мониторинг эффективности реализации проекта



  • Формирование рабочего бюджета проекта

  • Страхование рисков

  • Метод частных рисков

Строительство

  • Контроль за исполнением средств на непредвиденные расходы

  • Корректировка бюджета

Завершение проекта



Сдача-приемка

Анализ эффектив-ности проекта



  • Анализ использования средств на непредвиденные расходы

Закрытие проекта

  • Анализ обобщение фактических проявлений рисков и неопределенности по результатам проекта

Управление рисками — специфическая область менеджмента, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятия, математических методов оптимизации экономических задач и т, д.

Система управления рисками — это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия рисков на конечные результаты реализации проекта. Управление риском — новое для российской экономики явление, которое появилось при переходе экономики к рыночной системе хозяйствования.

Управление рисками осуществляется на всех фазах жизненно­го цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необхо­димых корректирующих воздействий. Модель организации работ по управлению риском приведена на рисунке 35. Указанные работы организуются и осуществляются проект-менеджером в тесном взаимодействии со всеми участниками проекта.


Цель проекта




Информация о хозяйственной ситуации, ее анализ


Степени рисков



Вероятность наступления события


Варианты сопоставления



Выбор стратегии управления


Приемы снижения степени рисков


Психологическое восприятие рисковых решений



Программа действий по снижению рисков


Организация выполнения программы

Контроль


Анализ, оценка результатов, выработка решений

Рис. 35. Модель организации работ по управлению рисковыми проектами

Процесс управления рисками предполагает проведение опре­деленных шагов, в том числе:


  • выявление предполагаемых рисков;

  • анализ и оценки проектных рисков;

  • выбор методов управления рисками;

  • применение выбранных методов;

  • оценку результатов управления рисками.

Анализ рисков инвестиционного проекта предполагает подход к риску не как к статическому, неизменному, а как к управляемому параметру, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие. Отсюда следует вывод о необходимости влияния на выявленные риски с целью их минимизации или компенсации. На изучение этих возможностей и связанной с этим методологии направлена так называемая концепция приемлемо­го риска.

В основе концепции приемлемого риска лежит утверждение о невозможности полного устранения потенциальных причин, которые могут привести к нежелательному развитию событий и в результате — к отклонению от выбранной цели. Однако процесс достижения выбранной цели может происходить на базе принятия таких решений, которые обеспечивают некоторый компромиссный уровень риска, называемый приемлемым. Этот уровень соответствует определенному балансу между ожидаемой выгодой и угрозой потерь и основан на серьезной аналитической работе, включая и специальные расчеты.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Партия есть организованное общественное мнение. Бенджамин Дизраэли
ещё >>