Господин великий новгород - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
International dog show cacib -fci сас- ркф «господин великий новгород... 1 39.65kb.
Сегодня училище готовит кадры среднего медицинского персонала фельдшеров... 1 25.45kb.
Г. Великий Новгород 1 61.87kb.
Справочник органов местного самоуправления великий Новгород 8 709.23kb.
Круглый стол 1 17.32kb.
Методические рекомендации к медиаресурсу 1 63.23kb.
Программа «Краеведение» 1 262.3kb.
Гарантированная квота мест в гостиницах города. Новый год 8 935.01kb.
Великий новгород 9 1311.24kb.
Святитель Василий Великий толкование на книгу пророка исаии 20 3456.79kb.
Город Ярославль 1 14.64kb.
Реферат по дисциплине «История России» 1 331.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Господин великий новгород - страница №1/1



ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Великий Новгород - древнейший русский город, расположенный на берегах Волхова у его истока из озера Ильмень. В летописи город впервые упоминается в 859 г. в связи с призванием скандинавского князя. Это призвание было предпринято разноэтничными племенами, поселившимися в VIII-IX веках на плодородных землях верхнего Волхова и в Поозерье - территории, протянувшейся узкой полосой вдоль северо-западного берега Ильменя. В состав этих племен входили пришлые славянские племена (новгородские словене и кривичи) и местные угро-финские (меря, чудь). Лишь в X в. они освоили территорию, на которой стоит современный Великий Новгород. Раннему Великому Новгороду присуща не моноцентрическая, а полицентрическая структура. Он возник не из одного древнейшего центра, как многие древнерусские города, а из трех, изолированных один от другого центров (поселков), которые постепенно расширяясь, слились в единый городской организм. Первоначально название “Новгород” относилось исключительно к Детинцу (Кремлю), то есть к общему для всех трех древнейших поселков укреплению, и лишь с течением времени это название распространилось на весь город. Первоначальный Кремль занимал лишь часть (северную) нынешней территории и лишь в 1116 г. расширился до современных размеров. В отличие от других древнерусских городов новгородский Кремль никогда не был княжеской резиденцией, а всегда был местопребыванием общегородского вече и культовых органов власти (сначала языческих жрецов, а после принятия христианства - новгородского архиепископа).

В отличие от южной Руси, где формой государственного устройства были княжества, Великий Новгород был вечевой боярской республикой, во главе которой стоял посадник, избираемый из числа бояр. Представителем непривилегированных слоев населения был тысяцкий. Основу каждого конца составляли городские усадьбы богатых бояр, аристократической части населения. Тут же находились меньшие по размеру дворы купцов, ремесленников и других слоев свободного, но не привилегированного городского населения.
За пределами Детинца простирался город Новгород — город в нынешнем смысле слова, разделенный на концы. На Софийской стороне полукружием около Детинца располагались три конца: на юг Людин конец или Гончарский, на запад Заго­родный конец, а на север Неревский. Ближайшая часть города к Детинцу называлась Околоток. На Торговой стороне было два конца: на юг Славенский, на север Плотницкий. Названия концов указывают несколько на древнюю историю города. Так, Славенский, вероятно, был древним местом поселения славян ильменских. Названия Гончарский и Плотницкий указывают на древние занятия жителей гончарным и плотничным ремеслами.

Федеративный дух, слагавший русские земли на правах самобытности каждой из земель в связи с другими, отпечатлелся резкими чертами на составе Великого Новгорода. Каждый конец в Новгороде, как каждая земля в удельно-вечевой федерации, составлял сам по себе целое; жители назывались кончане: один другого считал ближе, чем жителя соседнего конца; в общественных делах, касавшихся всего Новгорода, каждый конец выражал себя своей корпорацией, во время переговоров с чужеземцами посылал от себя депутатов; следовательно, в делах, касавшихся всего Новгорода, изъявлял свое участие как часть, сознающая свое отдельное существование; внутри имел своеуправление, свое делопроизводство, свои собрания. Не только конец, но и улица, составляя часть конца, имела значение самобытной корпорации так, как в русских землях волости, на которые делились земли. Жители улицы носили название уличане, имели свое управление, выбирали своих улицких старост и являлись в общественных делах как члены сознательно признаваемого общества. Таким образом, несколько улиц, будучи каждая в отношении к другим до известной степени самобытным телом, все вместе составляли конец, а все вместе концы составляли Великий Новгород.

Вся автономия Великого Новгорода опиралась на вече — народном собрании. По старым русским понятиям, вече, в об­ширном значении, не было чем-нибудь определенным, юридиче­ским; под этим названием вообще разумелось народное сходбище, и потому вечем называлось и такое сходбище, кото­рое, с нашей точки зрения, может назваться законным, то есть правосознательное собрание народа, рассуждающего о своих де­лах, и такое, которое выделяется из прочей массы народа, кру­жок, иногда и в противоречии с общею волею народа — мятежный скоп. Так в Киевской летописи под 1169-м годом записано, что новгородцы начали веча деяти но дворам тайно на князя своего.

Но при неопределенности общего значения слова вече существовало однако в Новгороде, отдельно от вся­кого веча, большое вече, т.е. полное законное собрание и оно-то юридически составляло верх законной власти и правления Ве­ликого Новгорода.

Созвать вече — значило представить дело на обсуждение народа, и потому всякий, кто считал себя вправе говорить пред народом, мог и созвать вече. Удар в вече вой колокол был знаком, что есть требование народного голоса. Случалось, созывал вече князь; по это не по какому-нибудь особенно признанному за ним праву, а потому, что князь, как правитель, естественно, имеет и поводы, и необходимость говорить с народом.

Вече устанавливало приговоры но управлению, договоры с князьями и с иностранными землями, объявляло войны, заключало мир, призывало князей, избирало владык; делало распоряжения о сборе войска и охранении страны; уступало в собственность или в кормленье земли; определяло торговые права и качество монеты; иногда ставило миром церкви и монастыри; устанавляло правила и законы: было таким образом законодательною властью, а вместе с тем являлось судебною, особенно в делах, касающихся нарушения общественных прав. Относительно права участия на вече и порядка собрания нет таких подробных сведений, которые бы могли дать об этом ясное понятие. Все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так и черные люди, имели право быть на вече деятельными членами. Цензов не существовало.

Основанный на перекрестке важнейших водных путей Восточной Европы (путь “из варяг в греки” и балтийско-волжский путь), Великий Новгород был крупнейшим центром внутрирусской и международной торговли. С самого начала своего существования, благодаря прямому выходу в Балтийское море, Великий Новгород естественным образом был включен в систему балтийских связей Европы. Он осуществлял связи между Русью, северной и западной Европой, Византией, мусульманским Востоком. Источники содержат сведения о торговле Великого Новгорода с Норвегией, Данией, Швецией в X-XII вв., о поездках купцов этих стран в Великий Новгород, о покупке ими там мехов, дорогих восточных и византийских тканей, роскошной столовой утвари. В скандинавских сагах имеются сведения о пребывании в Великом Новгороде малолетнего Олафа, будущего короля Норвегии.



ГЕРБ


Вечевой колокол и вечевая степень - возвышение для тех, кто обращался к народу, - с древних пор были символами вольного Новгорода. Князь лишь формально являлся главой города,на деле им управляли избранные на вече посадник, тысяцкие,старосты. И хотя право последнего голоса принадлежало богатым боярам и купцам, новгородцы могли отстаивать свои интересы на вече, недаром историки сравнивали Новгород с древней Афинской республикой. Правители Новгорода, правда, очень редко это получалось… вынуждены были считаться с городской вольницей. А та пыталась во весь голос заявить о себе на народных собраниях - вече. На древней городской новгородской печати рисовали вечёвую степень и лежащей на ней жезл посадника в форме посоха с ручкой, напоминающего букву "T". Городской герб Новгорода, как и многие другие, создавался на основе его печати. Казалось бы, изображение вечевой степени должно было без всяких изменений перейти с печати на герб. Вместо степени появилось золотое кресло напоминающие царский трон. Жезл посадника в форме буквы "T" превратился в трисвешник. Лишь два медведя по бокам бывшей степени и рыбы внизу, напоминающие об животного мира этого богатейшего северного края, перешли с печати на герб без изменения.

НАЧАЛА НОВГОРОДСКОЙ ИСТОРИИ


Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны . Основной загадкой много лет является про­исхождение города. Древнейшие упоминание о Новгороде ,как о уже существующем ,содержаться в летописи под 859 годом .В те времена ,по видимому , летописцы не делали ещё погодных за­писей (они появились с Х - Х1 века) , а записывали те устные легенды и сказания , которые были широко известны народу.Пере­няв Византийскую традицию погодной записи,летописец должен был записать историю до начала погодной записи ,прикидывая даты самостоятельно.Естественно,таким записям нельзя полностью до­верять. Таким образом , мы не можем безоговорочно доверять да­тировке определённых событий 1Х - Х века , которую даёт нам летопись. Новгород значит "новый город". По отношению к какому же старому он получил своё название? Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами.Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы.К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы Х1 веком ,когда Новгород был уже довольно крупным городом.Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного кремля ).Лишь позднее это название распространилось на все поселения ,распо­ложенные по обеим сторонам реки. Этот факт навёл историков на мысль поискать "старый город " на территории собственно Новго­рода.Серьёзные исследования принесли довольно устойчивую версию. На территории древнего Новгорода существовали три раз­ноэтничных поселения окружённые стенами.Позднее они объедини­лись и их жители построили общую крепость ,получившую название Новгород по отношению к трём старым городам.Но тогда на терри­тории этих разных городов до объединения должны были быть най­дены изделия как-то различающиеся друг от друга .Однако пока разницы между тем что и как делали жители одного посёлка и других двух не обнаружено . Недавно санкт- петербургский археолог Е.Н.Носов развил уже высказывавшуюся точку зрения что историческим предшествен­ником Новгорода было Городище - холм ,находящийся немного выше Новгорода , неподалёку от истоков Волхова .Городище ,судя по летописям , было укреплённым городом , резиденцией Новго­родских князей , их наместников . Местные краеведы высказывали даже смелое предположение , что в городище жил знаменитый князь Рюрик. Многолетние раскопки показали , что поселение бы­ло укреплённым . Кроме того этот город стоял на бал­тийско-вожском пути и являлся крупным военно-административным и торгово-ремесленным пунктом . Таким образом это хорошо ук­реплённое поселение вполне могло бы быть предшественником Нов­города .

Поэтому мы не можем быть уверенными насчёт происхождения Новгорода , однако более точную версию могут дать будущие раскопки .

В первые века своего существования Новгород очень неболь­шим , по современным меркам , и сплошь деревянным городом . Новгород расположился на холмистой местности , по обеим сторо­нам реки , что было уникальным случаем для своего времени (практически все города средневековья стояли на высоком холме на одном из берегов реки ) . Первые жители строили свои дома по берегам , но не у са­мой воды а подалее , из за частых наводнений .Улицы шли пер­пендикулярно Волхову . Позднее они были соединены так называе­мыми "пробойными" улицами , шедшими параллельно реке .На левом берегу реки высились стены первого новгородского детинца , ко­торый был намного меньше современного новгородского кремля и занимал его северо - западную часть .На противоположном берегу был княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка.

Летописные сведения о Новгороде Х - Х1 веков очень скупы , но они представляют большую ценность.В летописи под 882 го­дом говорится о походе князя Олега из Новгорода на Киев , в результате которого были объединены два крупных восточносла­вянских племени : ильменских славян и полян , откуда началась история великого Древнерусского государства.

Кроме того сведения о раннем Новгороде можно найти не только в русских летописях , но и в Византийских. Так Визан­тийский император Константин V11 в десятом веке писал о руссах ,приплывающих из Новгорода в Константинополь на своих ладь­ях.Также Новгород фигурирует под названием Холмоград в сканди­навских сагах . Самые ранние саги о Новгороде появились со времён княжения в нём Владимира Святославича. Согласно Русским летописям он стал княжить в 910 году . Тогда знаменитый князь Святослав Игоревич ,отправляясь в поход, посадил своих сыновей Ярополка и Олега кннязьями в крупных землях своего госу­дарства. Летописец рассказывал , что к нему пришли новгородцы , заявив , что если Святослав не подыщет им князя , то они его сами найдут . Великий князь им ответил "Да кто ж к вам пой­дёт?" , и действительно оба старших сына Святослава отказались .Небольшой северный город , по-видимому не представлял для них интереса .Тогда новгородцы попросили у Святослава младшего сы­на ,Владимира . Владимир согласился и вместе со своим дядей по матери Добрыней отправился в Новгород .

После гибели Святослава между его сыновьями разгорелась острейшая борьба за власть.Великим князем стал Ярополк , разг­ромивший в 977 году войска Олега.Владимир , опасаясь ,что его постигнет участь быть убитым братом , бежал из Новгорода в Скандинавию . Ярополк посадил в Новгород своих посадников. В 980 году Владимир вернулся в город с наёмной варяжской дружи­ной ,изгнал ярополкских посадников , а сам с войсками пошел в Киев и осадил там дружину Ярополка . Ярополк был изменнически убит и Владимир стал великим Киевским князем .

В 989 году ,вслед за Киевом , произошло крещение Новгоро­да. Христианская религия с её единобожием усилила власть Ки­евской Руси . Церковная организация , построеная по иерархи­ческому принципу , стала мощным инструментом русской госу­дарственности . В этот же год в Новгород был прислан византийский священ­ник Иоаким Корсунянин . Однако христианство прижилось не сра­зу. Многие люди не хотели расставаться с верой отцов и дедов , часто возникали стачки , заканчивающиеся кровью . Археологи­ческий материал доказывает , что Многие обряды язычества сох­ранились до X1-X111 веков. Такой языческий праздник как Масле­ница сохранился до сих пор , однако теперь ему придана более христианская окраска .

Владимир , став киевским князем прислал в Новгород своего сына Вышеслава , а после его смерти Ярослава. Именно с именем ярослава была связана первая попытка от­делить Новгород от Киевской зависимости . Так под 1014 годом в летописи сообщается об отказе Ярослава платить дань Киеву . Узнав , что сын не собирается платить дань , Владимир стал собирать дружину но в разгар подготовки неожиданно скон­чался .

Вплоть до 15 века Новгородская земля являлась прак­тически независимым государством с самостоятельной культурой , правда не очень отличной от всего остального русского госу­дарства . При этом она была очень сильным государством , со многими своими землями и очень огромными зависимыми территори­ями , которые были для новгорода практически "дойными коровами ". При этом в Новгороде был совершенно определённый строй - республика , который предполагал " Вольность в князьях " , ко­торая выражалась в независимости от княжеской власти. Князья жили вне города и могли быть в любой момент "поставлены на место ". Новгород имел достаточно развитые ремесла , торговлю , зем­леделие . Однако основу новгородской экономики определял её аграрный характер . Новгород имел достаточно развитую культуру и высокий уровень духовности .Особым достижением можно считать широкое распрост­ранение грамотности среди народа. И наконец , Новгород имел достаточно сильное войско , кото­рое могло противостоять практически любой угрозе ,в рамках то­го времени.









Нашу тайну редко выдает тот, кто ее знает, а чаще тот, кто ее угадывает.
ещё >>