Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальный центр оценки качества... 1 210.59kb.
Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» 1 56.41kb.
Городская научно-практическая конференция «Русский язык: прошлое... 1 108.02kb.
Научно-практическая конференция старшеклассников «Шаг в будущее»... 1 149.01kb.
Справка по итогам работы двенадцатой районной конференции «Шаг в... 1 194.88kb.
«Гимназия №35» Городская научно-практическая конференция «Русский... 1 114.48kb.
Районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»... 1 218.02kb.
С международным участием 1 30.85kb.
Городская научно-практическая конференция, посвящённая 150-летию... 1 118.08kb.
Городская научно-практическая конференция «Развитие научно-практического... 1 162.94kb.
Программа «Одаренные дети» 1 132.33kb.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы... 1 184.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - страница №1/1



Городская научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

Особенности танцевальной культуры русского народа


(секция Мировой художественной культуры)

Выполнила: Большакова Алена Андреевна,

ученица 10 класса Б

Научный руководитель:

Пентюхина Татьяна Александровна,

учитель Мировой художественной культуры


Чита, 2011

Особенности танцевальной культуры русского народа



Большакова Алена Андреевна

Россия, Забайкальский край, город Чита, МОУ «СОШ № 30», 10 класс Б
Краткая аннотация
В работе рассматривается история русского народного танца, отражение в танце духовного богатства и сознания русского человека, особенности танцевальной культуры русского народа (на примере различных коллективов).

Автор работы утверждает, что знание истории танца и его особенностей помогает лучше понять историю и духовный мир русского народа. В этом автору видится актуальность исследования проблемы развития и сохранения танцевальной культуры русского народа (об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования). Актуальность определяется еще и тем, что автор, занимаясь в танцевальном коллективе, приобретает опыт исполнения русского танца, имеет высокие достижения. А также занятия в студии танца помогли автору работы определиться с выбором будущей профессии.

Особенности танцевальной культуры русского народа



Большакова Алена Андреевна

Россия, Забайкальский край, город Чита, МОУ «СОШ № 30», 10 класс Б
Аннотация

Цель работы: выявление особенностей танцевальной культуры русского народа.

Методы и приёмы. Для реализации цели данного исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение специальной и публицистической литературы по проблеме исследования, систематизация; классификация), эмпирические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы; сравнение), математические (регистрация полученных данных и их математическая обработка; рейтинг). Названные методы стали основой исследования и явились обобщающим результатом работы в соответствии с поставленными целью и задачами.

Полученные данные. В данном исследовании проанализировано творчество известных хореографических коллективов (Государственный ансамбль русского танца «Березка», Красноярский Государственный академический ансамбль танца Сибири им. Михаила Годенко, Государственный театр национальных культур «Забайкальские узоры»). Также классифицированы различные виды русского танца, проведено анкетирование, целью которого явилось определение отношения подростков к русскому танцу, результаты анкетирования представлены в таблицах и диаграммах.

Выводы. Ни одна культурная традиция любого из человеческих обществ не обходилась без существования танца, который является отражением культурного развития человечества на протяжении всей его истории.

Россия – необъятная страна, с богатым творческим потенциалом. В каждом регионе коллективы стремятся сохранить фольклорные традиции родного края, отразить в выступлениях колорит, присущий своей малой родине.

Таким образом, русский танец, являясь неотъемлемой частью мировой культуры, передает мысли, чувства, настроения, и самобытность национальной культуры.
Особенности танцевальной культуры русского народа

Большакова Алена Андреевна

Россия, Забайкальский край, город Чита, МОУ «СОШ № 30», 10 класс Б
План исследований

Вопрос, подлежащий исследованию: характерные особенности русского народного танца.



Гипотеза: если мы рассмотрим характерные особенности русского народного танца, то докажем, что русский танец, являясь неотъемлемой частью русской культуры, отражает национальный колорит и неповторимый характер русского человека.

Подробное описание ведущих методов. Методами называются способы, с помощью которых исследуется тот или иной объект в определенной научной дисциплине. Методы представляют собой искусственно созданные человеком приемы познания.

Для решения цели были использованы методы классификации, анализа и синтеза, а также метод анкетирования.

Наше исследование потребовало использование метода классификации в качестве ведущего.  Важным моментом в процессе исследования народного хореографического искусства является классификация танцев. В этой связи у исследователей народных танцев возникло много проблем, возможно, из-за невнимания к хореографической структуре и образности танца.

Чтобы классифицировать собранный материал по русскому народному танцу, необходимо выбрать наиболее целесообразные критерии для этого. А это возможно лишь опираясь на изучение исторического опыта по вопросу классификации народного танца и танцевального искусства в целом.

В данном исследовании хореография понимается как значимая часть духовной культуры человека, как одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания (В.Н. Шацкая, В.И. Шепель, А.П. Ершова, Л.П. Печко, Б.П. Юсов, Л.В. Школяр).

Метод классификации относится к теоретическим методам исследования. Перед началом работы над классификацией необходимо определить ее цель, т.е. какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. Эти свойства принимаются в дальнейшем за признаки классификации. В системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака (виды русского танца). Для последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения (характерные движения, сюжет танца, костюмы, музыка). Таким образом, выбор классификационных признаков будет зависеть от семантического содержания того класса, для которого необходима группировка на последующем уровне. Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации (в нашем исследовании представлены 3 уровня).

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, так как традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом: развитие и сохранение русских народных традиций.

Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов: от рисунка танца, от танцевальной формы. Любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

Наряду с методом классификации, нами использовался метод анализа и синтеза. Анализ-синтез как суть, как содержание и форма человеческого мышления, как приемы и методы научного мышления комплексно изучается во множественном измерении и многими науками. Анализ и синтез (от греч. analysis – разложение, расчленение, synthesis – соединение) – две универсальные, противоположно направленные операции мышления.

Исходя из этого, анализ – процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования свойства и изучение их. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

Синтез – это процедура соединения полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в единое целое, рассмотрение способа связей и отношений частей, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Анализ и синтез используются как в мыслительной, так и в практической, в частности экспериментальной, деятельности. В общем смысле мышление в целом есть «анализ-синтез», расчленение предметов сознания и их объединение. Выделенные части могут стать предметом самостоятельного, более глубокого изучения, между ними могут быть установлены определенные взаимоотношения и зависимости. Последующий синтез восстанавливает целостность объекта, однако после его аналитического исследования мы более глубоко осознаем структуру этой целостности.

Процедуры анализа и синтеза являются необходимым элементом всякого научного познания. Анализ является обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

В процессе научного познания синтез, как правило, следует за анализом. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

Эти знания используются в теории различным и относительно самостоятельным образом.

В качестве вспомогательного нами был использован метод анкетирования — вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от наблюдателя используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты [1].

Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов. Анкетирование обычно проводится с использованием данных исследования, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в исследовании:

1. Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление отношения подростков к русскому танцу, можно использовать вопрос: «Ты предпочитаешь посещать концерты народного или современного танца?».

2. Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа (см. приложение № 5).

3. Анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет - шкал испытуемый должен не просто выбрать один из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Например, для определения отношения подростков к русскому танцу, можно использовать такой вопрос: «Какой вид русского танца тебе больше нравится?». В качестве возможных ответов можно предложить перечень танцев: хоровод, кадриль, плясовая и т.д.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Мы использовали анкету, составленную из прямых вопросов и направленную на выявление осознаваемых качеств испытуемых селективного типа. Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от ситуаций и места (школа, дом, улица) общения подростков.

В исследовании была использована литература по хореографии, культурологи и мировой художественной культуре.

1. Загвязинский В.И. и Атаханов Р.А. в учебном пособии рассматривают теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в школе и других образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений до апробации и литературного оформления работы. В пособии охарактеризованы приемы выдвижения гипотезы, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы и методики поисковой работы, а также способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия развития творчества и исследовательских умений педагогов, студентов.

2. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. Автор рассматривает истоки происхождения народных танцев и возникновение хороводных танцев. Дает подробную характеристику парным и парномассовым танцам в народной хореографии. Анализирует национальные корни русского фольклорного танцевального искусства, социальную природу и характерные черты народной хореографии.

3. Климов А.А. Основы русского народного танца. В учебнике дается описание основных элементов русского народного танца, их характера и различных вариантов, бытующих в тех или иных областях России, а также методика их разучивания. Рассматриваются основные виды русского народного танца, характер и манера их исполнения.

4. Ткаченко Т.С. Народный танец. Автор ставит задачу дать общее представление о богатстве народного танца, охарактеризовать отличительные особенности и национальную специфику танцев народов России. Автор предлагает вниманию читателей лишь отдельные, наиболее характерные примеры из богатейшей сокровищницы народного танцевального творчества.

Особенности танцевальной культуры русского народа



Большакова Алена Андреевна

Россия, Забайкальский край, город Чита, МОУ «СОШ № 30», 10 класс Б

Научная статья (описание работы)

Проблема исследования: характерные особенности русского народного танца.

Задачи исследования:



1) Изучить источники по проблеме исследования, позволяющие проследить историю развития русской народной хореографии.

2) Проанализировать творчество различных хореографических коллективов.

3) Проанализировать творчество ансамбля «Ягодка» и определить личный вклад автора деятельность ансамбля.

Для решения поставленных в работе цели и задач были использованы методы классификации, анализа и синтеза, анкетирования.

Ни одна культурная традиция любого из человеческих обществ не обходилась без существования танца, который является отражением культурного развития человечества на протяжении всей его истории.

Танец – вид искусства, в основе которого лежит создание художественных образов посредством выстраивания непрерывного ряда выразительных пластических движений, фигур и положений человеческого тела. Танец тесно переплетается с музыкой, предопределяющей своим эмоциональным содержанием рождение образной хореографической композиции.



Русский народный танец - один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Большинство танцев было связано с культом земледелия, природным циклом, с подражанием повадкам животных.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Русские танцы... Тот, кто видел их хоть раз, не сможет забыть их волнующей, зажигательной красоты. Чем же покоряют эти танцы людские сердца? Безудержной удалью добрых молодцев-плясунов или плавной поступью русских красавиц? Задорными плясками или задумчивыми хороводами? А может быть, тем, что именно в них, в этих танцах, видим мы и чувствуем душу русского народа, нашей России - веселую и открытую, сильную и добрую - прекрасную душу великой нашей Родины.

На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, танцевальную тематику, песенно-музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и др.

Ученые выделяют [2] три основных вида русского народного танца: хоровод, пляска, кадриль (см. приложение № 1).

Хоровод. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. В различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

Пляска. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляской можно выражать различные состояния человека.

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей, - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором. В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность, отличающая пляску от хоровода.

Кадриль. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия. В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное.



В русской кадрили фигуры получили разнообразные названия, исходя из местных особенностей, а самое главное - названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется под отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами – остановками, как в музыке, так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных костюмах.

Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов [3]: от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца. А также любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку. Исходя из данных критерий и характеристик нами составлена классификация видов русского народного танца (см. приложение № 2).

  Виды хоровода[4]. Орнаментальные. Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые. Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Виды пляски. Одиночная. Одиночная пляска бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Парная. Её исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны.

Перепляс. Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

Массовый пляс. Этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

Групповая пляска. В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.

  Виды кадрили [5]. Квадратная. Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест - накрест.

Линейная. Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

 Круговая. Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно.

 Рассмотрим особенности русского народного танца на примере творчества известных хореографических коллективов: Государственного ансамбля русского танца «Березка», Красноярского Государственного академического ансамбля танца Сибири им. Михаила Годенко, Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры».



Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка»  имени Надежды Сергеевны Надеждиной[6]. Название ансамбля взято от первой постановки русского девичьего хоровода «Берёзка» (1948) на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…».

В репертуар ансамбля входят различные виды русского танца. Хороводы: «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Радуга», «Кружевницы», цикл хореографических композиций «Времена года». Пляски: «Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Раздольная», «Холостяки», «Сибирская сюита», « Ямщики». Все эти танцы являются настоящими шедеврами русской народной хореографии. Ансамбль «Березка» стал одним из своеобразных и прекрасных символов России.

Вся яркая палитра русского танца отражена и в творчестве Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М.С. Годенко [7]. Созданный в 1960 году, ансамбль представляет собой жемчужину в сокровищнице русского танцевального творчества. Основателем и бессменным руководителем ансамбля до 1991 года был народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда СССР Михаил Семенович Годенко. Ансамбль, созданный М.Годенко, не похож ни на один из танцевальных коллективов нашей страны. Стремительные темпы, своеобразная манера исполнения сибирских танцев, удаль и задор, характерность образов - это отличительные особенности творчества коллектива. Каждый концерт коллектива является законченным хореографическим спектаклем, в котором ярко выражены музыкальность, точность движений, разнообразность рисунков, содержательность и высокое исполнительское мастерство. Тонкое хореографическое соединение старинных хороводов с современными танцами, сплавленное режиссурой постановщика, помогает сохранить единство стиля в исполнении самых разных по характеру номеров. Яркими, запоминающимися номерами концертных программ коллектива стали: «Сибирь моя», «У колодца», «Казачий пляс», «На птичьем дворе» и другие. Красноярский ансамбль танца Сибири имеет триумфальный успех на всех континентах.

Россия – необъятная страна, с богатым творческим потенциалом. В каждом регионе коллективы стремятся сохранить фольклорные традиции родного края, отразить в выступлениях колорит, присущий своей малой родине.

В Забайкальском крае таким коллективом является Театр национальных культур «Забайкальские узоры» [8]. Коллектив был создан в 1977 году Николаем Васильевичем Сыроватка (ныне Лауреат премии Правительства России, Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусства Читинской области и Агинского бурятского автономного округа). Коллектив являет собой яркое созвездие талантливых и творчески ищущих людей. В каждом выступлении «Забайкальских узоров» прочитывается мудрость веков, но есть еще открытость и чистота, присущие лишь подлинно народному творчеству.
Коллектив стал настоящим открытием для ценителей искусства во многих странах мира. С равным энтузиазмом артистов принимают в Европе и Азии, им искренне аплодировала утонченная парижская публика и благодарная аудитория Туниса. В Китае и Монголии театру оказывались почести на правительственном уровне. Зрительская любовь, сопутствующая «Забайкальским узорам» на протяжении всей истории существования коллектива служит безусловным доказательством универсальности его творческого почерка.


Поисками внутренней правды пронизаны программы «Забайкальских узоров». За три десятилетия существования театра их было немало: от фольклорных до авангардных, от исторических до модернистских. Особой зрительской любовью пользуются программы, в основе которых лежит забайкальский фольклор. Важными вехами в творческой истории «Забайкальских узоров» стали концептуальные программы «Страна белых снегов», «Песни российской деревни », «Сотвори в душе храм», «Старые фотографии рассказывают», «Рождественские колядки». Родина языческая и православная, истерзанная врагами и непобеждённая, объединившая своих сыновей: славян, тунгусов, тюрков, татар, бурят, эвенков в один искренний, мудрый и добрый народ – вот основная тема спектаклей театра, красной нитью пронизывающая все постановки. Пожалуй, самая масштабная из них – этнографический этноспектакль «Забайкалье – сокровищница веков», историко-культурное полотно с глубоким философским подтекстом.

В 2002 году к юбилею творческой деятельности Театр песни и танца осуществил постановку грандиозной шоу-программы «Страна белых снегов», посвящённой великой Забайкальской земле. Значимым творческим достижением ансамбля является создание концептуальной концертной программы «Миф о России», которая получила высокую оценку большой зрительской аудитории, московской критики, ей с восторгом аплодировал Париж. В репертуаре творческого коллектива нашли место танцы различных видов: веселые кадрили, лирические хороводы, искрометные игровые пляски. В этих танцах, как в зеркале, отражается душа забайкальского народа.

Любовь и уважение к культуре своего народа, к его традициям воспитывается с детства. Я начала постигать азы народного танцевального творчества в шестилетнем возрасте в школьном хореографическом ансамбле «Ягодка» под руководством замечательного педагога – хореографа Раменской Елены Геннадьевны. На протяжении десяти лет я пополняла свои знания в области русского танца, знакомилась с его видами и особенностями, оттачивала мастерство исполнения. Я научилась ценить красоту русского танца, культуру своего народа. Занятия народными танцами обогатили мой внутренний мир, сделали его богаче и ярче.

В репертуар нашего коллектива входят различные виды танцев: хоровод, казачья пляска, пляска-соревнование (см. приложение № 3).

Хореографический ансамбль «Ягодка» радует своим творчеством учеников и учителей родной школы, участвует в различных районных, городских и краевых мероприятиях, побеждает в творческих конкурсах разного уровня (см. приложение № 4).

На сегодняшний день я являюсь солисткой ансамбля, победителем городского конкурса школьных хореографических коллективов в номинации «Лучший солист». Главной своей задачей считаю пропагандирование русского танца среди своих ровесников.

Для определения отношения школьников к русскому танцу (см. приложение 5) мы провели анкетирование, в котором приняли участие 52 человек в возрасте 14-16 лет. В ходе опроса было выявлено следующее: 1) на вопрос о том, нравится ли вам русский танец, из 52 человек положительно ответило 32 человека, что составило 29%; 2) на вопрос о знании ансамблей города Читы, пропагандирующих русский танец, 15 человек не смогли назвать более одного ансамбля, что составило 13%; 3) вопрос о знании видов русского танца привел в затруднение, но по результатам было выявлено, что 25 человек смогли ответить на этот вопрос, что составило 23%; 4) на вопрос о том, как часто вы посещаете концерты известных хореографических коллективов города Читы, 39 человек ответили положительно, что составило 35% из всех опрощенных.

Проанализировав процентное соотношение ответов анкеты (см. приложение № 6), мы пришли к выводу, что современная молодежь положительно относится к русскому танцу, интересуется творчеством Читинских танцевальных коллективов и с удовольствием посещает их концерты.

Занятия танцевальным искусством позволили мне определиться и с выбором своей будущей профессии. В дальнейшем я хотела бы танцевать в профессиональном коллективе.

Изучив теоретический материал, исследовав творчество различных танцевальных коллективов, мы убедились в том, что русский танец отражает характер русской души, что мир русского танца разнообразен: от плавного лирического хоровода, до удалой пляски.

Язык русского народного танца универсален. Он понятен любому человеку, который уважает традиции и культуру своего народа, любит свою страну. Танцевальное творчество русского народа знают и любят во всем мире за его самобытность и неповторимость. Русский танец является неотъемлемой частью мировой культуры.

Известный исследователь русской культуры, немец по национальности, Якоб Штелин, утверждает [9], что во всем танцевальном искусстве Европы не найти такого танца, который бы мог превзойти русскую пляску, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской.

Литература




  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Академия. Высшее профессиональное образование. – 2005. – 208 с.

2. Устинова Т. Избранные русские народные танцы.- М.: Искусство, 1996. – 147 с.

3. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. - М., Искусство. - 1964. – 368 с.

4. Климов А.А. Основы русского народного танца. - СПбГУКИ. – 2004. – 320 с.

5. Ткаченко Т. С. Русские кадрили. – М., Искусство. – 1984. – 125 с.

6. www.berezka-dance.ru

7. www.slavlib.ru/viewpage.



8. Учреждения культуры и искусства Читинской области, Чита, 2002,30 с.

9. Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века /Пер. Б.И. Загурского. – Л.: Муз. издат., 1935. – С. 147-171.






Он уже знал себя достаточно хорошо, чтобы не доверять другим. Веслав Малицкий
ещё >>