Горные породы и минералы, определение и их назначение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«горные породы и минералы». Мы должны познакомиться с основными видами... 1 74.14kb.
«Полезные ископаемые» 1 29.23kb.
Урок географии. 6 класс Тема. Уникальные формы рельефа и их охрана 1 73.43kb.
И заполним схему 1 26.89kb.
Проведения урока с воспитанницами 6 класса по географии Тема Строение... 1 38.98kb.
Вопросы для подготовки к зачёту по предмету "Почвоведение с основами... 1 28.22kb.
Минералы и горные породы 1 214.42kb.
Горные породы и минералы. 6 класс 1 24.21kb.
Горные породы и минералы 1 39.74kb.
Удивительное рядом 1 26.26kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
«значение промышленных минералов в мировой экономике: месторождения... 1 58.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Горные породы и минералы, определение и их назначение - страница №1/1

Тема урока: Горные породы и минералы, определение и их назначение.

Цели и задачи: Углубить и расширить знания о горных породах и минералах. Начать формировать умения различать горные породы по внешним признакам. Уметь приводить примеры использования горных пород человеком.

Оборудование: презентация, лупа, любой острый предмет (можно гвоздь), уксус и пипетка.

Ход урока:

1. Организационный момент 1-3 мин.

Сообщение темы и целей урока.



2. Проверка домашнего задания. 10-15 мин.

Учащиеся зачитывают свои наблюдения. Представляют свои коллекции. Одновременно 3-5 учеников выполняют карточки:



1. К магматическим горным породам относятся:

а) каменный уголь; б) гранит; в) мрамор; г) песчаник.



2. В районах вулканической деятельности на Земле образуются:

а) уголь, нефть, газ б) сланцы, торф в) сера, пенза г) железная руда.



3. Неорганические осадочные горные породы могут быть:

а) глубинными; б) обломочными; в) излившимися.



4. Температура горных пород с глубиной:

а) увеличивается; б) уменьшается;

в) не меняется; г) зависит от времени года.

5. Магматические горные породы могут быть:

а) органическими и неорганическими;

б) глубинными и излившимися;

в) обломочными и химическими.



6. Осадочные органические горные породы образовались в результате:

а) накопления останков животных б) застывания лавы; в) разрушения твердых пород;

г) повышенного давления и высоких температур на большой глубине.

3. Изучение нового материала. 15 мин.

Проводится коллективная работа с раздаточным материалом. Учитель объясняет, как выполнять работу. Особенно будьте осторожны с уксусной кислотой.


10 слайд:

Непосредственная работа с раздаточным материалом (на столе по 3 породы: гранит, известняк и песчаник). Происхождение этих пород учащиеся уже знают и могут записать в таблицу.

1. Твердость. Более твердый минерал своим острием проводит ясную царапину на более мягком, более мягкий на более твердом такой царапины не дает.

2. Хрупкость. Можно определить, попробовав камень разломить или отколоть кусочек с помощью молоточка. Учащиеся могут постучать камень о камень и определить какой более хрупкий.

3. Цвет. Учащиеся рассматривают цвет через лупу, дают описание. У песчаника через лупу видны зерна спрессованного песка.

4. Блеск. Он бывает 3-х видов: металлический, полуметаллический (металловидный) и неметаллический (как у стекла). Качество блеска не зависит от цвета и может сочетаться с любым цветом. Но с прозрачностью блеск связан более тесно. Ученики рассматривают породы через лупу и делают вывод, что магматическое происхождение, особенно глубинное, имеет блеск зерен, а остальные породы – нет.

5. Простейшие химические испытания. Можно рассказать, что эти испытания разнообразны. Прежде всего - нагрев минерала на огне (используют свечи или спиртовку). Минерал, разлагаясь, окрашивает пламя: сера горит синим пламенем и дает едкий дым с запахом сернистого газа (я проводила этот опыт сама); натрий – в ярко-желтый цвет; кальций – в оранжевый; медь – в зеленый.

Ученики немного поцарапают минерал и учитель на каждый капнет уксусную кислоту из пипетки. Далее рассматриваем (можно через лупу) и наблюдаем, как шипит известняк. Можно капнуть и на мел.



4. Далее работа с презентацией. 15-20 мин.

Дети уже сами обобщают знания о полезных ископаемых. Учитель акцентирует их внимание на проблему экономии и рациональном использовании минеральных ресурсов.



11 слайд:

Глина – самый известный строительный материал. Из него еще в древности делали кирпичи, выкладывали печи, лепили игрушки и посуду.

Песок – тоже важная порода. Его добавляют в изготовлении цемента, используют как подушку для строительства дорог, выплавляют стекло и хрусталь, самые точные линзы для телескопов делают из кварцевого песка.

Каменная соль – из нее изготавливают поваренную соль, без которой мы не представляем приготовление пищи. А в древние времена она была доступна только богатым людям. Поэтому и говорили: «Соль дороже золота».

На дополнительный вопрос ученики чаще всего отвечают: гранитные и мраморные плиты и памятники. Щебень и гравий выкладывают на ж/д дороги, валуны используют в декоративном озеленении садов.
12 слайд:
Из железной руды выплавляют чугун и сталь. Железные предметы в большом количестве находятся вокруг нас: гвозди и винты, посуда и ложки, машины и станки, мосты и высотные дома, ножницы и иглы, хирургические инструменты и электростанции, и т.д.

Алюминиевую руду называют бокситом. Это легкий металл. Он обладает тепло и электропроводностью, стойкий к коррозии, легко поддается формовке. Используют в авиационной и ракетно-космической промышленности, делают посуду и фольгу для запекания в духовке, фольгу для обертки конфет; каркасы в строительстве, в электротехнике и микроэлектронике.

Кремний является основным материалом для солнечной энергетики, используют для работы солнечных батарей на спутниках, луноходах, космических кораблях и станция. Используется в электронике (в том числе и для изготовления микросхем в компьютерах), используют в изготовлении зеркал и газовых лазеров. Соединения кремния служат основой для производства силикатов: стекла и цемента, клея, который применяется не только в строительстве и пиротехнике, но и в быту для склеивания бумаги.
13 слайд:

Медная руда. Самое главное применение меди – в электротехнике: медные провода, силовые кабели, в обмотках электроприводах. Полезное качество меди — высокая теплопроводность. Это позволяет применять её в различных теплоотводных устройствах, теплообменниках, к числу которых относятся и широко известные радиаторы охлаждения, кондиционирования и отопления, компьютерных кулерах. В связи с высокой прочностью медные трубы круглого сечения получили широкое применение для транспортировки жидкостей и газов: во внутренних системах водоснабжения, отопления, газоснабжения, системах кондиционирования и холодильных агрегатах. Из меди делают посуду и добавляют для цвета в металлические деньги. На основе меди выплавляют латунь (с добавлением цинка), бронзу (с добавлением олова), мельхиор (с добавлением никеля).

Графит. Прежде всего он обладает высокой температурной стойкостью, т.е. огнеупором. Поэтому все плавильные печи и формы сделаны из графита. Благодаря высокой электропроводности – нагревательные элементы. Благодаря способности легко давать черту даже на мягких поверхностях графит является основной составной частью обычных графитовых карандашей. Графит используют в изготовлении лака и красок, стекла и облицовочного материала и даже для выращивания искусственных алмазов.

Золото – это мягкий металл желтого цвета. В настоящее время золото добывают главным образом из руд, причем не только золотых, но и таких , в которых основными полезными ископаемыми являются другие цветные металлы , в частности медь, цинк, серебро, свинец. В этом случае рассматриваются как попутчик. Метод промывки основан на высокой плотности золота, благодаря которой в потоке воды минералы с плотностью меньше золота (а это почти все минералы земной коры) смываются, и металл концентрируется в песке. Методом промывки разрабатываются все россыпные месторождения золота, но ограничено он применяется и на коренных месторождениях. Золото коренных месторождений заключено чаще всего в кварцевых жилах , толщина (мощность) которых , а также угол залегания и длина могут быть самыми различными. Различны также размеры золотых включений и их количество. Толщина кварцевой жилы может достигать нескольких десятков метров или быть менее 10 см. Имеющиеся в мире чистое золото распределено так: 10% в промышленных изделиях, а остальное делится приблизительно поровну между централизованными запасами и ювелирными изделиями.


14 слайд:

На этом слайде показаны 2 фотографии коллекций:

Нефть и продукты ее переработки (Из сырой – нефтяной газ, бензин, керосин, солярка, мазут. Из мазута – масла, гудрон. Из переработанной нефти – вазелин, парафин, пластмасса, синтетический каучук – резина. Продукты природных видоизменений нефти – горный воск, асфальтовая руда.)

Каменный уголь и продукты его переработки (коксовый газ, кокс аммиак, удобрения, нафталин и лекарства, смола, из которой делают синьку и сахарин, взрывчатые вещества и пластмассу.) Коксова́ние — процесс переработки каменного угля нагреванием без доступа кислорода. При разложении топлива образуются твёрдый продукт — кокс и летучие продукты (из которых делают азотное удобрение). Кокс каменноугольный применяют для выплавки чугуна как высококачественное бездымное топливо и восстановитель железной руды.


15 слайд:

Какие же предметы быта изготавливают из этих топливных полезных ископаемых? Учащиеся дополняют схему, рассказывают, какие предметы имеются дома.


16 слайд:

На этом слайде изображены фотографии драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Все имеют магматическое и метаморфическое происхождение. Обратить внимание, что алмаз – это неограненный камень, а бриллиант – ограненный.


4. Итог и домашнее задание 1-3 мин. (17 слайд)




Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. Махатма Ганди
ещё >>