Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в п - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Государственныесанитарно-эпидемиологические правила и нормативы 5 1306.1kb.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15... 19 1350.88kb.
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 4 1178-02 "Гигиенические... 1 264.35kb.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных... 1 142.8kb.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к... 2 649.06kb.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2003 г. N 4303 6 946.12kb.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к... 43 8011.3kb.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2 1340-03 1 289.05kb.
В период летних каникул 2012 года июнь сеть городских оздоровительных... 1 22.68kb.
Правила и гигиенические нормативы 3 продовольственное сырье и пищевые... 4 530.2kb.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и 1 237.3kb.
Питирим Александрович Сорокин Современное состояние России 9 1794.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных - страница №1/1

Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул Санитарно-эпидемиологические правила

СП 2.4.4.969—00
Содержание

1. Общие положения и область применения .......................................................2

2. Требования к участку......................................................................................... 4

3. Требования к зданию......................................................................................... 4

4. Требования к воздушно-тепловому режиму.................................................... 5

5. Требования к естественному и искусственному освещению .........................5

6. Требования к санитарно-техническому оборудованию................................. 6

7. Требования к оборудованию помещений...................................................... .6

8. Гигиенические требования к режиму дня........................................................7

9. Гигиенические требования к организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий........................................................................... ..9

10. Требования к организации питания.............................................................. ..9

11 .Требования к санитарному состоянию и содержанию

оздоровительного учреждения............................................................................ 13

12. Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала....................................... 14

13.Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом в оздоровительном учреждении............................................................................ 15

14. Требования к соблюдению санитарных правил и норм............................. 16



Приложение 1. Акт приемки оздоровительного учреждения с дневным пребыванием......................................................................................................... 17

Приложение 2. Таблица выхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке (% от массы блюда до тепловой обработки) ............ 19

Приложение 3. Нормы питания детей и подростков в

оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей..................... 20

СП 2.4.4.969—00

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохране­ния Российской Федерации Г. Г. Онищенко 4 октября 2000 г. Дата введения: 2 февраля 2001 г.

2.4.4. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ



Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969—00

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) определяют гигиенические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима в оз­доровительных учреждениях с дневным пребыванием детей, направ­ленные на оздоровление детей и подростков в период каникул.

1.2. Санитарные правила распространяются на все (кроме пала­точных) оздоровительные учреждения с дневным пребыванием де­тей и подростков, независимо от их подчиненности и форм собст­венности.

1.3. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием де­тей организуются для обучающихся I—IX классов образовательных учреждений всех видов собственности на время летних, осенних, зимних и весенних каникул. Вместимость оздоровительного учреж­дения - не более 250 человек.

Оздоровительные учреждения комплектуются из числа обу­чающихся одной или нескольких близлежащих школ, подразделя­ются на отряды (группы) не более 25 человек для обучающихся I— IV классов и не более 30 человек для обучающихся V—IX классов. Могут создаваться профильные учреждения юных техников, моря­ков, туристов, натуралистов, спортсменов и другие, объединяющие детей по интересам.

1.4. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием де­тей организуются на базе общеобразовательных учреждений, учре­ждений дополнительного образования детей, спортивных сооруже­ний и других при наличии санитарно-эпидемиологического заклю­чения о соответствии их санитарным правилам.

Допускается организация оздоровительных учреждений с дневным пребыванием для детей в возрасте до 10 лет на базе временно не функ­ционирующих дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

На базе оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей могут организовываться специализированные смены (группы) с соблюдением требований настоящих санитарных правил и по со­гласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора (да­лее-ЦГСЭН).

Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием подраз­деляются на:

• учреждения с пребыванием детей до 14.30 дня и организаци­ей 2-х разового питания;

• учреждения с пребыванием детей до 18.00 дня и организаци­ей 3-х разового питания, а также организацией дневного сна для детей до 10 лет.

Для оздоровления детей не используются учреждения:

• относящиеся по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия к 3-ей группе;

• расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных организаций.

1.5. Продолжительность смены в оздоровительном учреждении определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 дня; осенью, зимой и весной не менее 7 дней.

Перерыв между сменами в летнее время для проведения гене­ральной уборки и санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.

1.6. Приемка оздоровительного учреждения осуществляется ко­миссией за 3—5 дней до его открытия, в состав которой входят пред­ставители госсанэпиднадзора, с последующим оформлением акта.1.7. Открытие оздоровительного учреждения осуществляется при наличии санитарно-зпидемиологического заключения о соот­ветствии его санитарным правилам перед началом каждой оздоро­вительной смены.

1.8. Руководитель оздоровительного учреждения должен не­медленно информировать территориальный центр госсанэпиднад­зора о случаях возникновения групповых инфекционных заболева­ний, об аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения, кана­лизации, технологического и холодильного оборудования.



2. Требования к участку

2.1. Участок оздоровительного учреждения должен быть благо­устроен, озеленен, иметь удобные подъездные пути и разделен на зоны (физкультурно-оздоровительную, административно-хозяй­ственную, для отдыха), с оборудованием площадок для отдыха, за­нятий спортом, игр детей.

На территории участка оздоровительного учреждения преду­сматриваются средства защиты от солнца.

2.2. Для оздоровления детей целесообразно использовать парки культуры и отдыха, зеленые массивы, спортивные сооружения, бас­сейны, естественные водоемы.

2.3. Используемое спортивное и игровое оборудование должно быть безопасно, исправно, надежно, устойчиво закреплено и соот­ветствовать росту и возрасту детей.

3. Требования к зданию

3.1. Оздоровительное учреждение следует размещать не выше третьего этажа.

Набор помещений оздоровительного учреждения должен включать: игровые комнаты, помещения для занятий кружков, спальные комнаты для дневного отдыха детей, медицинский каби­нет, спортивный зал, пищеблок, раздевалку для верхней одежды, кладовую спортинвентаря, игр и кружкового инвентаря, библиоте­ку, помещение санитарной комнаты, санузлы и умывальники.

В зависимости от климатических и географических условий не­обходимо предусмотреть помещение для сушки одежды и обуви.

Площади, оборудование и отделка помещений должны соот­ветствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к детским оздоровительным учреждениям.

3.2. Размещение детей в спальных комнатах проводится из рас­чета не менее 3 м2 на 1 человека, но не более 15 человек в одном помещении. Спальные помещения для мальчиков и девочек устраива­ются раздельными независимо от возраста.

3.3. Игровые (из расчета не менее 1 м2 на 1 человека) и кружко­вые комнаты (из расчета 1 помещение площадью не менее 36 м2 на 50 человек) располагаются в помещениях, площадь и конфигурация которых могут обеспечить правильную расстановку мебели, благо­приятные условия для зрительной работы.

3.4. В кружковых помещениях должна быть полностью исклю­чена возможность поражения детей электрическим током, химика­тами, взрывчатыми веществами и другими вредными и поражаю­щими факторами.

Работа в слесарных, столярных, скульптурных, художественных мастерских проводится детьми только в спецодежде.

3.5. Стены и полы помещений оздоровительных учреждений долж­ны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Покрытие полов игровых, кружковых, спальных, медицинских, спортивных помещений, коридора и других помещений для пребы­вания детей допускается дощатое, паркетное или из линолеума и других материалов, разрешенных к применению в установленном порядке.

Полы в помещениях пищеблока, душевых и санитарных узлах выстилают керамической или мозаичной шлифованной плиткой.



4. Требования к воздушно-тепловому режиму

4.1. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Наличие сетки на окнах, фрамугах в летнее время обяза­тельно.

4.2. Окна помещений, кроме ориентированных на северные румбы горизонта, во избежание перегрева, оборудуются солнцеза­щитными устройствами или шторами.

4.3. В игровых комнатах, помещениях кружков, спальнях следу­ет соблюдать режим проветривания. Сквозное проветривание про­водится в отсутствии детей, одностороннее - в присутствии детей. Длительность проветривания зависит от сезона года, температуры наружного воздуха и температуры внутри помещения.

Температура воздуха в спальных, игровых, кружковых поме­щениях должна быть не ниже +18°С (при ленточном остеклении +20 °С); в спортзале - не ниже +17 °С.

В основных помещениях оздоровительного учреждения относи­тельная влажность воздуха должна быть в пределах 40—60 %.

4.4. Санузлы оборудуются канальной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.

5. Требования к естественному и искусственному освещению

5.1. Все основные помещения оздоровительных учреждений должны иметь естественное освещение.

5.2. Искусственное освещение должно обеспечивать следующие уровни освещенности в зависимости от назначения помещений:

Наименование поме­щении

Освещенность (влк)

Поверхность, к ко­торой относятся нормы освещенно­сти

при люм. лампах

при лампах накаливания

кружковые (игровые) комнаты

300

150

на рабочей поверх­ности стола

спальные комнаты

75

30

на уровне 0,5 м от пола

физкультурный зал

200

100

пол

рекреации

150

75

пол

5.3. Для общего освещения кружковых и других помещений ре­комендуются люминесцентные лампы типа ЛБ (белого цвета) и ЛЕ (естественного цвета).

При использовании в качестве источников света ламп накали­вания наличие плафонов обязательно. В спальных помещениях до­пускаются плафоны закрытого типа.

5.4. Светильники необходимо очищать перед началом работы оздоровительного учреждения. Дети и подростки к данной работе не привлекаются.

Неисправные люминесцентные лампы собираются и хранятся до сдачи в местах, недоступных детям.

6. Требования к санитарно-техническому оборудованию

6.1. Здание оздоровительного учреждения должно быть обору­довано водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией.

В случае их отсутствия выбор источника водоснабжения и спо­собы удаления нечистот и отходов подлежат согласованию с терри­ториальным центром госсанэпиднадзора.

Предусматривается наличие резервных источников горячей во­ды на пищеблоке.

6.2. Оздоровительные учреждения обеспечиваются доброкаче­ственной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требова­ниями, предъявляемыми к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

6.3. Здания оздоровительных учреждений должны быть обору­дованы только системами центрального отопления и вентиляции. Печное и газовое отопление не используется.

6.4. В зависимости от метеоусловий в качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками, кроме вы­полненных из древесно-стружечных плит, а также других материа­лов, при нагревании которых может происходить эмиссия вредных веществ в воздух помещения.

6.5. Перед обеденным залом оборудуются умывальники (с под­водкой горячей и холодной воды) из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест. Каждый умывальник обеспечивается мылом, электрополотенцами или бумажными рулонами, или индивидуаль­ными полотенцами.

6.6. Санитарная комната (для мытья ног перед сном) оборуду­ется скамейками, емкостью для теплой воды, тазами, ковшиками, деревянными решетками.

6.7. Санитарные узлы организуются раздельными для мальчи­ков и девочек из расчета 1 очко на 15—20 человек.



7. Требования к оборудованию помещений

7.1. Спальни оборудуют стационарными одноярусными крова­тями или раскладушками с твердым покрытием.

При организации спальных помещений на базе ДОУ (в соот­ветствии с п. 1.3 настоящего документа) допускается использование встроенных 2-х ярусных кроватей.

Стационарные 2-х и 3-х ярусные кровати не используются.

7.2. Каждое спальное место обеспечивается комплектом по­стельных принадлежностей (матрац с наматрасником, подушка, байковое или шерстяное одеяло) и не менее чем 1 комплектом по­стельного белья (наволочка, простыня, пододеяльник, 2 полотенца).

7.3. Смена постельного белья проводится по мере загрязнения, но не реже чем один раз в 7 дней. По согласованию с территориальными ЦГСЭН стирка постельного белья может осуществляться индивидуаль­но родителями детей, находящихся в оздоровительном учреждении.

7.4. Гардеробные оборудуются вешалками или шкафами для верхней одежды детей и персонала.

7.5. Помещения для кружковой работы и игровые оборудуются столами и стульями с учетом видов деятельности в соответствии с ростовыми данными детей.

Табуретки, скамейки, лавки вместо стульев не используются.

7.6. Для просмотра телевизионных передач возможна установка в игровой комнате телевизора с рядами стульев. Расстояние от экрана телевизора до первых рядов стульев должно быть не менее 2 метров.


8. Гигиенические требования к режиму дня

8.1. Режим дня в оздоровительном учреждении с дневным пре­быванием разрабатывается в соответствии с гигиеническими требо­ваниями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрас­тных групп и предусматривает максимальное пребывание их на све­жем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, куль­турных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регу­лярное 3-х разовое питание (перерыв между приемами пищи не бо­лее 3,5—4,0 часов) и послеобеденный (дневной) сон для детей до 10 лет (в соответствии с п. 1.3 настоящего документа).

Режим дня разрабатывается с учетом состояния здоровья детей и корректируется в зависимости от сезона года.

8.2. В оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей рекомендуется следующий режим дня:



Элементы режима дня

Время проведения

пребывание до 14.30

пребывание до 18.00

Сбор детей, зарядка

8.30—9.00

8.30—9.00

Утренняя линейка

9.00—9.15

9.00—9.15

Завтрак

9.15—10.00

9.15—10.00

Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций

10.00—12.00

10.00—12.00

Оздоровительные процедуры

12.00—13.00

12.00—13.00

Свободное время

13.00—13.30

13.00—13.30

Обед

13.30—14.30

13.30—14.30

Уход домой (для 03 площадок)

14.30



Послеобеденный (дневной) сон



14.30—15.30

Полдник



15.30—16.00

Культурно-массовые и спортивные меро­приятия, работа кружков и секций



16.00—18.00

Вечерняя линейка, уход домой



18.00

8.3. Все кружковые, секционные, клубные, экскурсионные, игро­вые, коммуникативно-познавательные, физкультурно-оздоровитель-ные и спортивные занятия, по возможности, следует проводить на воздухе, используя в ненастную погоду тенты, навесы, веранды.

8.4. Посещение одним ребенком более 2-х кружков (секций) раз­ного профиля не рекомендуется. В случае посещения ребенком 2-х кружков предпочтительно совмещение спортивного и неспортивного профилей. Кратность посещения занятий не более 2 раз в неделю в одном кружке.

8.5. Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет.

Для отдельных видов кружков (туристический, юных натурали­стов, краеведческий и т. п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часов.

8.6. Оптимальная наполняемость групп при организации круж­ковой, секционной, клубной и т. п. работы не более 15 человек, до­пустимая - 20 человек (за исключением хоровых, танцевальных, ор­кестровых и других).

8.7. После кружковой деятельности с ограниченной двигатель­ной активностью (изобразительная деятельность, моделирование, шахматы, рукоделие и т. п.) необходимо предусматривать активный отдых, физические упражнения, спортивные развлечения на воздухе.

8.8. Организация занятий с использованием компьютерной тех­ники проводится в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычи­слительным машинам.

8.9. Суммарная продолжительность просмотра телепередач в день рекомендуется не более 1,5 часов для обучающихся I—IV клас­сов и не более 2,5 часов для обучающихся V—IX классов.

8.10. Дети и подростки к уборке санитарных узлов, мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов и коридоров), мытью окон, протирке светильников не привлекаются.

8.11. С учетом особенностей работы оздоровительного учреж­дения в режим дня могут быть внесены изменения по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора.

9. Гигиенические требования к организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий

9.1. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.

9.2. Физкультурно-оздоровительная работа согласуется с меди­цинским работником и предусматривает следующие мероприятия:

• утренняя гимнастика;

• занятия физкультурой в кружках, секциях, обучение плаванию;

• общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;

• спортивные соревнования и праздники;

• занятия на тренажерах.

9.3. Спортивно-оздоровительные мероприятия могут прово­диться на базе стадиона и спортзала школы или школы-интерната, спортивных сооружений районного, местного или городского зна­чения, спортивных школ и других объектов, выделенных для оздо­ровительного учреждения.

9.4. Распределение на медицинские группы для занятий физ­культурой проводится медицинским работником. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех физкультур-но-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без огра­ничения.

С детьми подготовительной медицинской группы проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и индивидуальной переносимости.

9.5. Для целенаправленного совершенствования функций и раз­вития мышечных групп в практику физического воспитания в дет­ских оздоровительных учреждениях необходимо внедрять тренаже­ры и тренажерные устройства.

Рекомендуется использование велотренажеров, гимнастических комплексов, переносных тренажеров и другого спортивного обору­дования.

Помимо помещений тренажеры можно устанавливать на от­крытых игровых и спортивных площадках, зонах здоровья.



10. Требования к организации питания

10.1. Питание детей и подростков организуется на базе столо­вой, работающей на сырье, столовой-доготовочной, или буфетной-раздаточной функционирующего учреждения, а также близлежащих объектов общественного питания при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, с выделением отдельного зала, инвентаря и посуды для детей и определения графика приема пищи.

10.2. Постоянный контроль за качеством поступающих продук­тов, сроком их реализации и условиями хранения осуществляет ме­дицинский работник или лицо его замещающее, прошедшее курс гигиенического обучения.

Периодический контроль осуществляется территориальным центром госсанэпиднадзора.

СП 2.4.4.969—00

10.3. При организации питания детей следует руководствовать­ся примерным меню для загородных оздоровительных лагерей при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответст­вии его санитарным правилам.

При составлении меню не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня; одноименные блюда и гарниры в те­чение двух дней подряд. Меню-раскладка составляется с учетом норм питания.

10.4. На основании примерного меню могут быть разработаны и согласованы другие варианты рационов питания применительно к конкретным условиям и с учетом наличия продуктов.

10.5. В целях сохранения пищевой ценности продуктов и преду­преждения пищевых отравлений следует соблюдать правильную технологию приготовления блюд.

10.6. Закладка продуктов проводится по весу согласно меню-раскладке в присутствии медицинского работника. При изготовле­нии штучных блюд (котлеты, сырники, булочки, пирожки и т. д.) взвешивание их проводится поваром до термической обработки. Запеканка, омлет, рулет нарезаются в готовом виде весом, указан­ным в меню-раскладке. Жидкие блюда раздаются по объему, а гар­нир по весу.

10.7. С-витаминизация третьих блюд осуществляется ежедневно из расчета

20 мг в летний период 50 мг в весеине-зимний

для детей до 10 лет

25 мг в летний период 50—70 мг в весенне-зимний

для детей старше 10 лет

Витаминизацию компотов следует проводить после их охлаж­дения до температуры от +12 до +15 °С перед реализацией.

Витаминизация готовых блюд проводится под контролем ме­дицинского работника и регистрируется в специальном журнале.

10.8. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы медицинским работником. Оценка качества блюд проводится по органолептическим показателям (пробу снимают непосредствен­но из емкостей, в которых приготавливается пища). В бракеражном журнале необходимо отмечать закладку основных продуктов, вку­совые качества, готовность блюда и разрешение на выдачу.

10.9. Ежедневно оставляется суточная проба готовой пищи. От­бор и хранение суточных проб проводится под контролем медицин­ского работника. Пробу следует отбирать в объеме порции в стерильную банку с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посу­ду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 до +6 °С.

10.10. При наличии в оздоровительном учреждении столовой-доготовочной или сырьевой столовой медработник должен вести бракеражный журнал скоропортящихся продуктов, в котором отме­чается наименование поступившего продукта, его количество, но­мер накладной, срок реализации по накладной и реальный срок реализации продукта, остаток и его реализация.

10.11. В целях предупреждения возникновения и распространен ния инфекционных заболеваний и массовых отравлений в питании детей:

а) не используются:

• остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу приго­товленную накануне;

• фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

• творог, сметана, зеленый горошек в натуральном виде без тепловой обработки (кипячения);

• рыба без термической обработки (строганина, вобла и др.);

• прокисшее молоко «самоквас»;

• напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас;

• изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;

• мясо, не прошедшее ветеринарный надзор;

• яйцо и мясо водоплавающих птиц;

• грибы;


• консервированные продукты домашнего приготовления;

• консервированные продукты в томатном соусе;

• порошки неизвестного состава в качестве разрыхлителей теста, сухие концентраты для приготовления гарниров.

б) не изготавливаются:

• сырковая масса, творог;

• макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мя­сом, студни, зельцы, окрошка, паштеты, фаршмаг из сельди, залив­ные блюда (мясные и рыбные);

• макароны с рубленным яйцом, яичница-глазунья;

• кремы, кондитерские изделия с кремом;

• изделия во фритюре.

в) не включаются: острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус. натуральный кофе, соки и напитки в виде сухих концентратов.

г) не принимается мясо 2—3 категории; непотрошеные куры;

недоброкачественные продукты; подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и пр.); консервы с нарушением герметично­сти (бомбаж, хлопуши); овощи, фрукты, ягоды с признаками порчи;

продукты, поврежденные грызунами, а также загрязненные их ис­пражнениями.

В зависимости от эпидемической ситуации по решению терри­ториального центра госсанэпиднадзора перечень продуктов и гото­вых блюд, не используемых в оздоровительном учреждении с днев­ным пребыванием детей, может быть расширен.

10.12. Сметана, йогурт и творог, выработанные молокоперера-батывающими организациями в мелкой фасовке, не требуют специ­альной термической обработки.

10.13. Мясные, рыбные консервы в масле и собственном соку могут использоваться в течение оздоровительной смены несколько раз (в т. ч. при отсутствии натурального мяса и рыбы) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их са­нитарным правилам.

10.14. Хранение и реализация пищевых продуктов осуществля­ется в соответствии с действующей нормативно-технической доку­ментацией при соответствующих параметрах температуры и влаж­ности.

10.15. Неочищенные отварные овощи могут храниться не более 6 часов при температуре +2—+6 °С, очищенные отварные овощи -не более 2 часов. Заправка салатов производится непосредственно перед их выдачей.

10.16. Хлеб хранят в лотках на стеллажах. Дверцы в шкафах для хлеба должны иметь отверстия для вентиляции, уборка в шкафу проводится за 1 час перед каждой загрузкой хлеба с 1 %-ным рас­твором столового уксуса.

10.17. Колода для рубки мяса изготавливается из твердых по­род дерева, устанавливается на металлическую подставку, окраши­вается снаружи масляной краской в 2 слоя. По окончании работы рабочую поверхность зачищают ножом и посыпают солью (емкость с солью для обработки колоды хранится в мясном цехе), боковую часть моют горячей водой. При появлении глубоких зарубов разру-бочную поверхность спиливают.

10.18. Разделочные доски и ножи маркируют: С (сельдь), PC (рыба сырая), КС (куры сырые), МС (мясо сырое), ОС (овощи сы­рые), РВ (рыба вареная), 0В (овощи вареные), MB (мясо вареное), KB (куры вареные), Х (хлеб), Г (гастрономия). Доски изготавливают из твердых пород дерева.

Необходимо иметь достаточный запас разделочных досок и ножей. Разделочные доски очищают ножом, моют горячей водой с добавлением моющих средств, ошпаривают кипятком и хранят по­ставленными на ребро непосредственно на рабочих местах либо в подвешенном состоянии.

10.19. Количество комплектов посуды должно быть не менее 2-х по числу детей в смену. Посуду в процессе приема пищи не домывают.

Алюминиевая, дюралюминиевая посуда может использоваться только для приготовления и кратковременного хранения пищи.

Допускается использовать столовую посуду из фаянса, фарфо­ра, мельхиора, эмалированную, из нержавеющей стали.

Не используется посуда с трещинами и отбитыми краями, а также эмалированная посуда с поврежденной эмалью.

В походных условиях допускается использование пластмассо­вой посуды, разрешенной к применению в установленном порядке.

10.20. Обработка посуды проводится после каждого приема пищи с использованием разрешенных в установленном порядке к применению для этих целей моющих и дезинфицирующих средств.

Мытье посуды проводится по этапам: мытье чайной посуды;

мытье столовой посуды; мытье столовых приборов; мытье кухонной посуды.

Для мытья посуды не используются: стиральный порошок, мо­чалки, губки. Допускается использование для этих целей металличе­ских и пластмассовых ершей (щеток).

10.21. Металлические ерши для мытья посуды, ветошь для про-тирания столов кипятят 15 мин или замачивают в 0,5 %-ном освет­ленном растворе хлорной извести, или замачивают 30 мин в 1 %-ном растворе хлорамина, сушат и хранят в специально отведенном мес­те. Ветошь, моющие средства, дезсредства (применяются по эпидпо-казаниям) хранят в промаркированных емкостях. В моечных отде­лениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и ин­вентаря.

10.22. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим санитарный паспорт.

10.23. Содержание помещений пищеблока, его оборудование, производственный инвентарь, режим мытья посуды, а также хране­ние продуктов должны соответствовать гигиеническим требовани­ям, предъявляемым к организациям общественного питания, вклю­чая кондитерские цеха и организации, вырабатывающие мягкое мо­роженое.



11. Требования к санитарному состоянию и содержанию оздоровительного учреждения

11.1. Территория оздоровительного учреждения содержится в чистоте; в летнее время поливается водой, в зимнее - очищается от снега и льда.

Оборудование участка (столы, скамейки, физкультурное обо­рудование), во избежании травматизма, должно быть в исправном состоянии и надежно закреплено.

Мусоросборники ежедневно очищают при заполнении не более 2/3 объема.

11.2. Все помещения оздоровительного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, с про-тиранием подоконников, шкафов, столов и т. д. При уборке реко­мендуется использовать пылесосы. Уборка помещения проводится при открытых окнах и фрамугах в летний период и открытых фор­точках и фрамугах в другие сезоны.

11.3. Уборку помещений рекомендуется проводить: спальных помещений - после дневного сна; обеденного зала - после каждого приема пищи; физкультурного зала - после каждого занятия; ос­тальных помещений - по мере необходимости и в конце дня.

11.4. В умывальных и санитарных узлах проводят уборку по мере их загрязнения, но не реже 2-х раз в день горячей водой с при­менением моющих и дезинфицирующих средств. Унитазы обраба­тывают квачами (щетками) с использованием препарата «Санитар­ный» или 2%-ном раствором соляной кислоты с последующим обильным промыванием их водой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.

Санузлы убирают специально выделенным инвентарем (тряпки, ведра, щетки), который имеет сигнальную маркировку красного или оранжевого цвета и хранится отдельно от остального уборочного инвентаря в туалетной комнате в специальном шкафу.

11.5. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами.

Моющие и дезинфицирующие средства хранят в специально отведенных помещениях, не доступных для детей; дезсредства хра­нят в темном месте, в темной посуде с плотно закрывающейся крышкой.

11.6. Генеральная уборка всех помещений проводится перед на­чалом и после окончания каждой смены.

11.7. Ремонтные работы в период функционирования оздоро­вительного учреждения не проводятся.

11.8. При проведении ремонтных работ в подготовительный период допускается применение отделочных материалов (лаков, красок, мастик, линолеума, отделочных плиток и др. синтетических отделочных материалов) разрешенных в установленном порядке.

12. Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала

12.1. Все работники оздоровительных учреждений проходят предварительный при поступлении на работу и периодические про­филактические медицинские осмотры в соответствии с порядком, определенным федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.

12.2. К работе с детьми в оздоровительных учреждениях допус­каются только сотрудники, привитые против дифтерии.

12.3. Работники оздоровительных учреждений проходят гигие­ническую подготовку в установленном порядке.

12.4. Персонал оздоровительного учреждения должен соблю­дать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в гардеробной; коротко стричь ногти; после каждого посещения туалета тщательно мыть руки с мылом.

Медицинский персонал и работники пищеблока перед началом работы должны тщательно мыть руки с мылом, надевать спецодеж­ду и убирать волосы под колпак.

Персонал пищеблока не должен во время работы носить коль­ца, серьги, закалывать спецодежду булавками, покрывать ногти ла­ком, принимать пищу, курить на рабочем месте.

Все работники пищеблоков ежедневно осматриваются медра­ботником на наличие гнойничковых заболеваний и катаральных явлений. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, а также больные от работы отстраняются. Результаты осмотра заносятся в журнал установленной формы.



13. Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом в оздоровительном учреждении

13.1. Медицинские работники в оздоровительных учреждениях дневного пребывания проводят:

• предварительный осмотр детей при приеме в оздоровитель­ное учреждение (включая осмотр на педикулез);

• предварительный осмотр и проверка готовности к приему детей помещений, мест занятий физкультурой и спортом;

• комплектование медицинского кабинета лекарственными препаратами и медицинским оборудованием;

• проверку медицинских документов сотрудников и детей оз­доровительного лагеря (выписка из «Индивидуальной карты разви­тия ребенка» с указанием диагноза, медицинской группы для заня­тий физкультурой, результатов исследований на дифтерию);

• проведение медицинского осмотра детей в первый день ра­боты оздоровительного учреждения (или накануне открытия) с це­лью выявления больных;

• систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;

• распределение детей на медицинские группы для занятий физкультурой;

• информирование руководителя оздоровительного учрежде­ния, воспитателей и физрука о состоянии здоровья детей, рекомен­дуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

• ежедневный амбулаторный прием с целью оказания меди­цинской помощи (при необходимости), активное выявление забо­левших детей; своевременную их изоляцию, оказание первой меди­цинской помощи при возникновении несчастных случаев; транспор­тирование в стационар;

• немедленное сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и госсанэпиднадзора о случаях инфекционных за­болеваний среди детей оздоровительного учреждения;

• осуществление контроля за: организацией питания детей ка­чеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюде­нием сроков реализации, технологией приготовления блюд, качест­вом готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пище­блока, мытьем посуды, витаминизацией пищи, ежедневные осмотры персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболева­ния, отбор суточной пробы, контроль выполнения норм питания;

• систематический контроль за санитарным состоянием и со­держанием всех помещений и территории учреждения, соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;

• организацию и проведение санитарно-противоэпидеми-ческих мероприятий;

• проведение работы по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми. Организация «Дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему;

• медицинский контроль за организацией физического воспи­тания, за состоянием и содержанием мест занятий физической куль­турой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья детей.

14. Требования к соблюдению санитарных правил

14.1. Руководитель оздоровительного учреждения обеспечивает выполнение настоящих санитарных правил.

14.2. Медицинский персонал оздоровительного учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарных правил.

14.3. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют территориальные центры госсанэпиднадзора.

14.4. За нарушение санитарного законодательства руководи­тель оздоровительного учреждения несет ответственность в порядке, установленном федеральным законом «О санитарно-эпидемио-логическом благополучии населения» № 52-ФЗ* от 30.03.99.

Приложение 1 (образец)

АКТ

приемки оздоровительного учреждения с дневным пребыванием


от«_» «_» 201_ г.

Организация (наименование, адрес). Комиссия в составе: _________

произвела приемку оздоровительного учреждения

1. Оздоровительное учреждение расположено (адрес),

2. Вместимость в смену_

3. Количество смен_

4. Спальные помещения располагаются в___________ количество

мест в спальных комнатах _____площадь в м2 на одного ребенка

5. Наличие и готовность к эксплуатации основных и вспомогательных помещений_____________________________________________________

6. Состояние и готовность к работе источников водоснабжения и канали­зации_________________________

7. Помещения медицинского назначения (состав, площадь, состояние го­товности) _______________________ наличие медицинско­го оборудования ________________________ аптечка

наличие подводки
8. Пищеблок. Число мест в обеденном зале

площадь на одно посадочное место ____обеспеченность мебелью_

горячей и холодной воды ко всем моечным ваннам, раковинам

_____________________ наличие электрокипятильни­ка__________ обеспеченность пищеблока инвентарем, оборудова­нием, посудой _______________ наличие и исправность холо­дильного и технологического оборудования___ готовность пищеблока к эксплуатации _____:_________ условия хранения продуктов

(скоропортящихся, сухих, овощей) _________________ готов­ность их к эксплуатации.

9. Состояние территории оздоровительного учреждения.

10. Сооружения для занятий физкультурой и спортом, их оборудование (перечень, количество, размеры, соответствие санитарным требованиям)

11. Наличие бассейна или водоема, организация купания в соответствии с требованиями санитарных правил _________

12. Наличие и состояние игрового оборудования_______

13. Обеспеченность жестким инвентарем, мягким инвентарем _______санитарной одеждой

наличие моющих и дезинфицирующих средств ________

14. Укомплектованность штата (количество)

педагогов-воспитателей

инструкторов по физической культуре и плаванию

административно-хозяйственного и обслуживающего персонала

персонала пищеблока (повара, посудомойки, кухонные работники)

медицинского персонала (врач, мед. сестра)

15. Наличие договора о вывозе пищевых отходов, мусора (дата заключе­ния, наименование организации) _____________

16. Заключение комиссии:




Подписи:

Примечание: акт составляется в трех экземплярах: для ЦГСЭН в городе или рай­оне, лагерной комиссии, руководителя оздоровительного учреждения.

Приложение 2 (справочное)

Таблица выхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке (% от массы блюда до тепловой обработки)



Продукты

% отхода

выход блюда

в%


мясо (говядина) варка

38

62

тушение

40

60

мелкие куски (азу, гуляш)

37

63

котлеты, битки, шницели - жарение

19

81

тефтели - жарение и тушение

15

85

зразы рубленые - жарение

15

85

рулет с яйцом - жарение

12

88

куры - варка

28

72

печень - тушение, жарение

28

72

рыба: хек - отварной, жареный

18

82

филе хека (с кожей без костей)





жареное

20

80

припущенное

18

82

треска - отварная

18

82

жареная

20

80

филе трески (с кожей без костей)





жареное

20

80

припущенное

18

82

сосиски

2,5

97,5

колбаса - вареная

3

97

картофель - вареный (очищенный)

3

97

тушение

31

69

молодой

6

94

вареный в кожуре с последующей очисткой

43

57

морковь пассерованная

32

68

вареная в кожуре с последующей очисткой

25

75

вареная или припущенная дольками (мелки­ми кубиками)

8

92

свекла отварная с последующей очисткой

27

73

капуста белокочанная - тушеная

21

79

лук репчатый - пассерованный для супа

26

74

для соусов и вторых блюд

50

50

кабачки - тушеные

22

78

СП 2.4.4.969—00

Приложение 3 (справочное)

Нормы питания

детей и подростков в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей



Наименование продуктов

Нормы на одного ребенка в день (граммов в день)

до 10 лет

старше 10 лет

Молочные продукты: молоко

375

500

творог полужирный

30

40

сметана

7,5

10

СЬф

7,5

10

мясо, колбасные изделия

120

160

рыба

45

60

яйцо

1 шт.

1 шт.

хлеб ржаной

75

100

хлеб пшеничный

188

250

мука пшеничная

7,5

10

макаронные изделия, крупы, бобовые

56

75

сахар, кондитерские изделия

60

80

мука картофельная

6

8

дрожжи

1,5

2

масло сливочное

34

45

масло растительное

12

15

картофель

263

350

овощи, зелень

300

400

фрукты свежие

150

200

сухофрукты

12

15

чай

0,75

1

кофе, кофейный напиток

2

2,5

соль

6

8

специи

0,75

1,0


Примечание: в летний период нормы должны быть увеличены на 10—15 %.




Неверно, будто телевидение отучает людей думать; оно просто фокусирует их безмыслие. Малколм Маггеридж
ещё >>