Гигиеническая оценка влияния загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном на онкологическую заболеваемость населения крупного про - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В настоящее время наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха... 1 24.99kb.
С экологически опасными почвами и грунтами при строительстве 1 80.14kb.
Опыт мониторинговых работ в детском парке 6 850.11kb.
Внеклассное мероприятие в 4-м классе по теме "Наша родина Татарстан" 1 59.5kb.
1 Атмосферный воздух 2 Общее состояние загрязнения атмосферного воздуха... 1 275.63kb.
Зеленые Насаждения в мониторинге окружающей среды крупного промышленного... 3 522.05kb.
Закон республики таджикистан об охране атмосферного воздуха (в редакции... 1 251.2kb.
Нормативы загрязнения атмосферного воздуха 1 308.48kb.
Отчет о выполнении мероприятий оцп 1 35.15kb.
Составы призывных комиссий в муниципальных районах и городских округах... 5 571.06kb.
Составы призывных комиссий в муниципальных районах и городских округах... 5 556.82kb.
Курсовая работа по дисциплине : «Информатика» тема: «Особенности... 1 283.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гигиеническая оценка влияния загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном на онкологическую - страница №2/6


Результаты исследований и их обсуждение.

Бенз(а)пирен является своеобразным индикатором загрязнения окружающей среды канцерогенными ПАУ. Обнаружение БП свидетельствует также о присутствии других канцерогенных и неканцерогенных углеводородов, причём все обнаруживаемые во внешней среде бластомогенные ПАУ являются более слабыми канцерогенами, чем БП. В связи с этим, как правило, бывает достаточным определять степень загрязнения окружающей среды одним БП, чтобы судить об уровне загрязнения её канцерогенными ПАУ в целом.

Одной из первых задач исследований явилось установление основных источников загрязнений воздушной среды БП. Изучение роли отдельных производств в загрязнении окружающей среды позволило более точно определить источники поступления в биосферу вредных веществ и направить усилия технических и проектных организаций на разработку мер по уменьшению вредных выбросов в атмосферный воздух.

Были изучены технологический процесс и условия труда в цехах производств газоразделения, фенола и ацетона, полиэтилена высокого давления, оксида этилена и органических перекисей. Гигиеническая оценка загрязнения воздуха токсическими веществами, эффективность работы газопылеулавливающих установок и очистных сооружений производственных стоков проведена по анализам санитарных лабораторий предприятий. Исследование роли отдельных производств, цехов, установок, оборудования и др. в загрязнении окружающей среды БП проведено отбором проб воздуха, снеговых проб и почвы.

Бенз(а)пирен определяли также в воздухе, почве и снеговых пробах во всех районах города. Пробы отбирали в жилой зоне, где нет промышленных предприятий, в смешанной зоне (промышленные предприятия и жилые дома), на улицах с различной интенсивностью движения автотранспорта, а также в садах и парках. При отборе проб воздуха на улицах подсчитывалась плотность автотранспортного потока.

В промышленном районе (Кировский) и в местах, где источником загрязнения воздуха БП явились не только предприятия, но и автотранспорт, уровень БП в воздухе был выше, чем в жилых районах (Вахитовский, Советский) города той же интенсивностью движения автотранспорта. Так, наибольшая среднесуточная концентрация обнаружена в воздухе Московского района (0,16±0,01 мкг/100 м3), где размещены химические и нефтехимические предприятия, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами.

Различие сохранялось также при исследовании в районах с развитой промышленностью. Средние концентрации БП в Приволжском и Авиастроительном районах составляли соответственно 0,09 и 0,096 мкг/100 м3, а на отдельных улицах – 0,13-0,15 мкг/100 м3.

Сопоставление результатов исследований содержания БП в атмосферном воздухе в пунктах с различной интенсивностью движения автотранспорта показало, что в 2-х старых частях промышленных районов (Приволжский, Авиастроительный) города загрязнение воздуха БП, несмотря на наличие большого количества источников выброса, оказалось значительно ниже (0,055±0,006 и 0,040±0,006 мкг/100 м3), чем в центральных жилых районах (Вахитовский, Советский) города (0,085±0,005 и 0,08±0,003 мкг/100 м3), где основным источником загрязнения воздуха БП является автотранспорт.

Как видно из таблицы 2, что количество зарегистрированного автотранспорта в городе увеличивается неравномерно. Но следует заметить, что с 2004 по 2008годы количество автотранспорта увеличилось фактически в двое.
Таблица 2.

Количество автотранспорта в муниципальном образовании г. Казань



Год

Юр. лиц

Физ. лиц

Всего

Динамика

прироста или убыли



Ежегодный прирост или убыль по отношению к 1996 году

% ежегодного прироста от года к году

1996

22418

117492

139910

100

-

-

1997

22738

95540

118278

84,54

-15,46

-18,29

1998

22912

87844

110756

79,16

-20,84

-22,25

1999

23251

87886

111137

79,43

-20,57

-20,49

2000

23690

112598

136288

97,41

-2,59

-2,11

2001

24556

113189

137745

98,45

-1,55

-1,53

2002

25649

109374

135023

96,51

-3,49

-3,56

2003

26733

112541

139274

99,55

-0,45

-0,44

2004

26326

122344

148670

106,26

6,26

5,87

2005

27579

145463

173042

123,68

23,68

20,35

2006

27568

179087

206655

147,71

47,71

39,95

2007

26660

211349

238009

170,12

70,12

60,88

2008

27597

234202

261799

187,12

87,12

110,00

С 1 июля 2003 года в России вступил в силу ФЗ РФ «О запрете производства и оборота этилированного бензина в Российской Федерации».

Большая часть бензинов выпускается в настоящее время в РФ в соответствии с ГОСТ 51105-97. Этот стандарт ограничивает содержание серы в бензине на уровне 500 млн.-1. Аналогичные требования действовали в Европе в период применения требований Евро-2.

Большая часть дизельных топлив в России (80–85%) выпускается по ГОСТ 305-82, (новый ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия»), согласно которому предельное содержание серы в дизельном топливе 2000 млн.-1, что также аналогично европейским требованиям того времени.

Однако, с апреля 2006 года в России вступил в силу специальный технический регламент, который предусматривает поэтапное ужесточение требований – от уровня Евро-2 в 2006 году до Евро-5 в 2014-м.

С целью определения вклада автомобильных выбросов и динамики их рассеивания проведено определение содержания БП в атмосферном воздухе, почве и снеговых пробах на улицах с различной интенсивностью движения автотранспорта.

Сопоставление результатов исследований содержания БП в атмосферном воздухе в пунктах с различной интенсивностью движения автотранспорта показало, что в 2-х старых промышленных районах города загрязнение воздуха БП, несмотря на наличие большого количества источников выброса, оказалось значительно ниже (0,058±0,006 и 0,043±0,005 мкг/100 м³), чем в центральных трех жилых районах города (0,11±0,007; 0,088±0,005; 0,083±0,003 мкг/100 м³), где основным источником загрязнения воздуха БП является автотранспорт. Это показывает, что загрязнение атмосферного воздуха центральных районов города Казани обусловлено главным образом, отработавшими газами автомобилей. Максимальные концентрации на улице Горького и Петербургской (соответственно 0,262±0,018 и 0,185±0,04 мкг/100 м³) были выше допустимых величин. Поскольку на данном участке в летнее время почти нет никаких значительных источников выбросов, то найденные здесь концентрации БП, по всей вероятности, обусловлены загрязнением воздуха отработавшими газами автомобилей. При этом установлена прямая зависимость между интенсивностью движения автотранспорта и концентрацией БП. Так уровень БП в пробах, отобранных на улице Нариманова с интенсивностью движения 1073 автомашин в час, был в 1,6 раза выше, чем на улице Н.Ершова с плотностью автотранспортного потока 788 автомобилей в час (табл. 3). Как и следовало ожидать, максимальный уровень БП оказался на улицах с интенсивным движением автотранспорта (больше всего на улицах с сравнительно узкой проезжей частью) и перекрестках центральных улиц.

Наименьшие концентрации БП определялись на улице 8 Марта (0,03±0,001 мкг/100 м³), что объясняется меньшей плотностью автомобильного потока на этой улице.

Это показывает, что загрязнение воздуха БП в центральных районах города обусловлено, главным образом, отработанными газами автомобилей. Кроме того, в зимнее время начинают функционировать 80 больших и малых котельных, которые обслуживают жилые дома и учреждения.

Подтверждением о неравномерности загрязнения атмосферного воздуха г. Казани служит и сведения о содержании БП в пробах снегового покрова.

В промышленных районах города загрязнение атмосферы БП и токсическими веществами, несмотря на наличие выбросов, значительно ниже, чем в центральных районах города, где основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. Среднее содержание БП в Авиастроительном и Приволжском районах составляло соответственно 2,51 и 4,1 мкг/м2 за 132 дня. На улицах города с оживленным движением автотранспорта концентрации БП в снеговых пробах были в 3 раза выше, чем в промышленных районах.

Таблица 3.

Содержание бенз(а)пирена в пробах атмосферного воздуха (в мкг/100 м³),

почвы (в мкг/кг) и снега (в мкг/м² за 132 дня) на улицах г. Казани

Место отбора проб

Интенсивность движения автотранспорта

Число проб

Содержание БП в пробах воздуха

М±m


Число проб

Содержание БП в пробах почвы

М±m


Число проб

Содержание БП в снеговых пробах М±m

ул. Нариманова

1073

25

0,14±0,02

12

157,4±8,2

12

27,8±1,9

ул. Н.Ершова

788

26

0,09±0,005

12

125,9±6,1

12

20,1±1,5

ул. 8 Марта

35

20

0,03±0,001

13

80,3±4,4

11

6,5±0,8

ул. Пушкина

1385

24

0,18±0,03

13

188,5±9,4

11

31,8±2,4

ул. Восстания

755

20

0,104±0,02

10

115,6±5,8

10

18,6±1,3

ул. Островского

690

18

0,109±0,03

11

120,9±6,2

11

21,5±1,6

ул. Петербургская

1195

21

0,185±0,04

10

126,8±5,9

10

22,5±1,7

ул. Декабристов

812

20

0,11±0,006

10

95,4±4,1

10

17,8±1,1

ул. Бутлерова

938

18

0,13±0,02

11

121,3±6,8

11

22,1±1,6

ул. Гагарина

695

18

0,084±0,01

10

81,9±4,2

10

16,3±1,2

В местах, значительно удаленных от промышленных источников и автомагистралей, среднесуточные концентрации БП определялись на уровне 0,004±0,0002 мкг/100 м3 и могут рассматриваться как «фоновые».

В связи с обнаружением БП на территории нефтехимического предприятия нельзя исключить возможности загрязнения вне завода, в селитебной части. Поэтому для изучения диффузного распространения БП точки отбора проб воздуха были выбраны на расстоянии 100, 500, 1000 м от предприятия. Чтобы по возможности исключить попадание отработавших газов автотранспорта при отборе проб воздуха на вышеуказанных точках, его производили не ближе 50 м от проезжей части асфальтированных дорог. Третья точка (на расстоянии 1000 м от предприятия) находится на территории жилого массива.

Наибольшее загрязнение БП отмечено в 100 м от предприятия, где его среднее содержание колебалось от 0,009-0,1 мкг/100 м3 воздуха (ПДК – 0,1 мкг/100 м3 воздуха), а в отдельных случаях достигало 0,18-0,3 мкг/100 м3 .

На расстоянии 1000 м от производства (жилая зона) БП определялся в концентрациях 0,0007-0,078 мкг/100 м3 воздуха. Необходимо отметить, что в 500 м от завода интервал колебаний содержания БП был меньше (0,006-0,042 мкг/100 м3 воздуха), чем на удалении 1000 м. Более высокое содержание БП на расстоянии 1000 м от предприятия (по сравнению с 500 м) объясняется тем, что при наличии организованных источников выбросов высотой более 50 м на расстоянии 1000 м наблюдается максимальная приземная концентрация БП. Напротив, интервал колебаний концентраций изопропиленбензола и бензола на расстоянии 500 м был всегда больше, чем на расстоянии 1000 м. Кроме того, в дни, когда концентрация фенола и оксида этилена на удалении 1000 м превышала предельно допустимые величины, не наблюдалось более высокого содержания БП.

Для более полной характеристики загрязнения окружающей среды бенз(а)пиреном проводились исследования почвы. Характерно, что БП обнаружен во всех изученных образцах почвы и его содержание колеблется в широких пределах. Так, концентрации БП в почве центральной части города (Вахитовский и Советский районы), с интенсивным движением автотранспорта в 2 раза выше, чем в новых промышленных районах (Московский и Авиастроительный районы) далеко от центра города. Такое различие связано, видимо, с тем, что результаты изучения содержания БП в почве характеризуют загрязнение окружающей среды за длительный период.

Обнаружение высоких концентраций БП в почве района старой застройки объясняется, видимо, способностью его распространяться на значительные расстояния от источников выброса и постепенно накапливаться в почве из-за высокой стойкости во внешней среде. В пригородах уровень БП колеблется от 2,1 до 12,3 мкг/кг.

Изучение влияния загрязнения атмосферы на заболеваемость населения представляет определённую трудность, т.к. в условиях города из разнообразия факторов, влияющих на здоровье населения, необходимо выделить загрязнения воздушного бассейна. Кроме того, атмосферный воздух в городе загрязняется не одним, а несколькими предприятиями, отличающимися по составу выбросов. Поэтому интерпретация результатов исследований, проведённых в районах с различным уровнем концентрации бензопирена в атмосфере, требует максимальной осторожности, т.к. найденные различия по показателям заболеваемости могут оказаться следствием разных социальных, экономических и прочих условий в сравниваемых районах города.

С целью проведения анализа условий накопления БП в атмосферном воздухе нами была предложена методика оценки с учетом фактического содержания БП в атмосферном воздухе (первый признак), показателю коэффициента наглядности содержания БП в атмосферном воздухе района по сравнению со среднегородским уровнем содержания в атмосферном воздухе (второй признак), показателю роста концентрации БП в динамике за ряд лет (третий признак).

Обобщающая информация о содержании БП в воздухе районов г.Казани приведена в таблице 4.

Прогнозирование концентрации БП в атмосферном воздухе в 2008 году произведен исходя из того, что динамика изменений содержания БП в воздухе по каждому району позволяет считать соответствующие ряды или безусловно, или условно монотонно изменяющимися динамическими рядами и использовать для прогнозирования методику расчета среднего прироста (Y) по формуле

Y = (аn – а1 )/(n-1)

Где аn - последний член ряда (в нашем случае – уровень концентрации БП в воздухе в 2008 году);

а1 - первый член ряда (в нашем случае – уровень концентрации БП в воздухе в 2002 году);

n - число уровней в ряду (в нашем случае с учетом уровня 2008 года n=7).

Данные таблицы 4. свидетельствуют, что практически по всем районам г.Казани наблюдается рост концентрации БП в воздухе. Причем рост стабильный, в большинстве районов имеющий тенденцию к увеличению из года в год без особых колебаний или периодов стабильности (за исключением Авиастроительного района).

Из таблицы 4. видно, что самый низкий уровень загрязненности БП на протяжении всего периода наблюдения отмечался в Приволжском районе. На территории других исследуемых районов г.Казани концентрации БП была выше. При этом, показатель концентрации БП в Приволжском районе за годы наблюдения вырос более чем в два раза.

В 2002 году наивысшие показатели были в Кировском (0,18±0,03 мкг/100м3) и Московском (0,16±0,003 мкг/100м3) районах, в конце же изучаемого периода указанные районы сохранили свое место в начале списка (0,24±0,08 и 0,22±0,06 мкг/100м3 соответственно), в последующие годы на первое место вышел Вахитовский район (0,27±0,08 мкг/100м3) и Ново-Савиновский (0,23±0,07 мкг/100м3).

Стабильная ситуация сложилась в Авиастроительном районе, где в течение четырех лет (с 2004 по 2007 гг. включительно) показатель концентрации БП в воздухе стабилизировался в среднем на уровне 0,15±0,05 мкг/100м3.

При этом показатель содержания БП в среднем по г.Казани увеличивался в период с 2004 по 2008 годы, что свидетельствует о стабильной тенденции к его росту и ближайшей перспективе.

Далее по фактическим данным были рассчитаны коэффициенты наглядности по содержанию БП в воздухе на территории каждого отдельного района в процентах от среднего уровня по городу в целом (табл. 5) и показатели роста концентрации БП по районам г.Казани за 2002-2008 годы (табл. 6).

Соотнесение показателей загрязненности БП в районах г.Казани со среднегородским уровнем (табл. 5) позволяет отметить особенности характерные для изучаемых территорий.

В Вахитовском районе уровень содержания БП в воздухе лишь в 2002 году был ниже среднегородского. Во все последующие годы загрязненность воздуха в районе была выше средней, причем превышение это с каждым годом нарастало.

В Приволжском районе показатель наглядности концентрации БП имел по сравнению со среднегородским относительно небольшой уровень – в пределах от 21,8% до 30,8%.

В Советском районе можно отметить улучшение ситуации по данному показателю в последние годы – на уровне 75% от среднегородского.

В Ново-Савиновском, наоборот, отмечается стабильный рост показателя наглядности концентрации БП по сравнению со средними по городу цифрами – если в 2002 году концентрация БП в воздухе района составляла лишь 83,3% от среднегородского, то в 2004 году эти уровни сравнялись, а в конце исследуемого периода районный показатель превысил среднегородской.

Авиастроительный район достаточно стабильно имеет показатель загрязненности атмосферного воздуха БП более низкий, чем по городу в среднем. В Московском и Кировском районах показатель загрязненности постоянно выше среднегородского, однако нужно отметить тенденцию этих соотношений к снижению, т.е. районные показатели постепенно приближаются к средним по городу.

Для оценки темпа прироста был проведен анализ роста концентрации БП в атмосферном воздухе в динамике за 2002 по 2008гг (табл. 6.).

По данным табл.6. можно заключить, что по степени увеличения концентрации БП в атмосферном воздухе на первом месте Вахитовский район (3,9), на втором месте - Ново-Савиновский (3,1) и на третьем месте - Приволжский район (2,7).

Остальные районы по этому показателю в два и более раза уступают данным районам г. Казани.

С целью дифференцированного подхода к разработке профилактических мероприятий с учетом сложившейся на данной территории ситуации предлагаем рассмотреть методику комплексной оценки загрязненности атмосферного воздуха районов г. Казани БП по трем параметрам, обозначенным соответственно в таблицах 4,5,6: фактическому показателю концентрации БП в атмосферном воздухе (первый признак), показателю коэффициента наглядности содержания БП в атмосферном воздухе района по сравнению со среднегородским уровнем (второй признак), показателю роста концентрации БП в динамике за ряд лет (третий признак).

Таблица 4.

Содержание БП в атмосферном воздухе на территории различных

районов г.Казани за 2002-2007(8)гг., в мкг/100 м3.




Район

2002г.

M±m


2003г.

M±m


2004г.

M±m


2005г.

M±m


2006г.

M±m


2007г.

M±m


2008г.

Прогноз


M±m

2008г.

Факт.


M±m

Вахитовский

0,08±0,002

0,12±0,005

0,18±0,04

0,21±0,07

0,24±0,04

0,27±0,08

0,308±0,08

0,297±0,03

Приволжский

0,021±0,009

0,032±0,001

0,04±0,001

0,041±0,002

0,43±0,09

0,05±0,002

0,056±0,003

0,044±0,003

Советский

0,096±0,01

0,118±0,005

0,121±0,04

0,123±0,005

0,134±0,03

0,137±0,03

0,145±0,05

0,151±0,04

Ново-Савиновский

0,08±0,005

0,10±0,006

0,15±0,06

0,18±0,04

0,21±0,04

0,23±0,07

0,260±0,06

0,263±0,08

Авиастроительный

0,055±0,002

0,076±0,003

0,15±0,07

0,15±0,03

0,15±0,05

0,15±0,04

0,169±0,04

0,171±0,06

Московский

0,16±0,003

0,18±0,004

0,19±0,08

0,21±0,08

0,21±0,04

0,22±0,06

0,232±0,06

0,235±0,08

Кировский

0,18±0,03

0,19±0,004

0,22±0,04

0,23±0,07

0,23±0,05

0,24±0,08

0,252±0,08

0,259±0,03

В среднем

по городу



0,096±0,004

0,104±0,006

0,150±0,021

0,163±0,04

0,174±0,04

0,185±0,05

0,203±0,06

0,211±0,05

Таблица 5

Коэффициент наглядности содержания БП в разрезе территорий г. Казани

по отношению к среднегородскому содержанию за 2002-2008 годы, (в %)



Район

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Прогноз


2008г.

Факт.



Вахитовский

83,3

115,4

120,0

128,8

137,9

145,9

151,7

140,8

Приволжский

21,8

30,8

26,7

25,6

24,7

27,0

27,6

20,9

Советский

100,0

113,5

80,7

75,5

77,0

74,1

71,4

71,6

Ново-Савиновский

83,3

96,2

100,0

110,4

120,7

124,3

128,1

124,6

Авиастроительный

52,3

73,1

100,5

92,0

86,2

81,1

83,3

81,0

Московский

166,7

173,1

126,7

128,8

120,7

118,9

114,3

111,4

Кировский

187,5

182,7

146,7

141,1

132,2

129,7

124,1

122,7

В среднем

по городу



100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,%

Таблица 6.

Показатели роста концентрации БП в атмосферном воздухе

районов г. Казани за 2002-2008 годы



Район

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Прогноз



2008г.

Факт.




Вахитовский

1

1,5

2,25

2,63

3,0

3,4

3,9

3,7

Приволжский

1

1,5

1,9

2,0

2,0

2,4

2,9

2,1

Советский

1

1,2

1.3

1,3

1,4

1,4

1,5

1,6

Ново-Савиновский

1

1,4

2,7

2.7

2,7

2,7

3,1

3,3

Авиастроительный

1

1,1

1,1

1,3

1,3

1,4

1,5

3,1

Московский

1

1,1

1,2

1,3

1,3

1,3

1,4

1,5

Кировский

1

1,1

1,2

1,3

1,3

1,3

1,4

1,4

В среднем по городу

1

1,1

1,6

1,7

1,8

1,9

2,1

2,2

Для решения поставленной задачи проведена комплексная оценка ситуации с БП по трем указанным параметрам, которые позволяют оценивать явление в трехмерном пространстве, по трем осям координат:

1 – по величине выраженности явления (таблица 4, признак 1);

2 – по изменению структурных соотношений частей явления (таблица 5, признак 2);

3 – по динамике изменения явления (таблица 6, признак 3).

При этом следует учесть, что использовать указанные параметры надо не в соотношении 1:1:1, а с учетом веса каждого параметра в процессе формирования мотивации административно-властных структур к борьбе с загрязнением атмосферного воздуха БП.

Веса могут определяться различными способами. Мы установили их экспертным путем, в результате чего:

- коэффициент наглядности по содержанию БП в воздухе районов по сравнению со среднегородским (признак 2, таблица 5) получил вес В=1;

- показатель концентрации БП в атмосферном воздухе (признак 3, таблица 4) получил вес В=2;

- показатель роста концентрации БП в воздухе (признак 3, таблица 6) получил вес В=3.

Кроме величины весов для комплексной оценки ситуации с БП необходимо иметь шкалу оценивания выраженности каждого из трех признаков. Единицей измерения в этой шкале мы решили (в целях упрощения техники расчетов) взять ранговое распределение районов с решающим правилом классификации «чем лучше ситуация с содержанием БП в атмосферном воздухе – тем выше ранг», т.е. по каждому из трех показателей ранг 1 присваивался территории, имеющей лучшую характеристику по БП:

по показателю 1 – самому низкому уровню содержания БП в воздухе (Приволжскому району – 0,056 мкг/100м3);

по показателю 3 – самому медленно растущему показателю (Московский и Кировский районы – по 1,4). А вот по показателю второму требуются дополнительные построения, т.к. однозначно и сразу определить по таблице 5, какой же район имеет лучшую динамику изменения показателя соотношения концентрации БП в районе к среднегородскому, не представляется возможным.

Мы предлагаем для выявления этой динамики использовать формулу расчета темпа прироста в динамических рядах (ТП), но с обратным знаком, т.к. нас интересует улучшение ситуации с БП – чтобы ранг 1 присваивался той территории, которая по данному показателю может считаться лучшей:

ТП = - (аn– а1)/а %

где аn - данные за 2008 год,

а1 - данные за 2002 год.
Результаты преобразований по признаку 2 приведены в таблице 7.
Таблица 7.

Ранжирование районов в соответствии с улучшением показателей

наглядности по отношению районного показателя к среднегородскому

Район

Коэфф. наглядности за

Прирост

n1)



ТП

n–а1)/а1



- ТП

Ранг

2002г.(а1)

2008г.(аn)

Вахитовский.

83,3

151,7

68,4

82,1

-82,1

7

Приволжский

21,8

27,6

5,8

26,6

-26,6

5

Советский

100,0

71,4

-28,6

-28,6

28,6

3

Ново-Савиновский

83,3

128,1

44,8

53,4

-53,4

6

Авиастроительный

52,3

83,3

31,0

5,9

-5,9

4

Московский

166,7

114,3

-52,1

52,1

31,3

2

Кировский

187,5

124,1

-63,4

-33,8

33,8

1

Далее все необходимые для принятия решений данные можно свести воедино в трехмерную матрицу (табл. 8).

На территории Приволжского район необходимо проведение мероприятий по предупреждению роста загрязнения атмосферного воздуха БП.

Комплексный анализ загрязненности атмосферного воздуха г. Казани показал, что по совокупности трех учитывавшихся параметров и с учетом весов этих параметров лучшая ситуация наблюдается в Московском районе, за которым по мере ухудшения комплексной оценки следуют Кировский, Советский, Авиастроительный, Приволжский, Ново-Савиновский, Вахитовский районы.

Таблица 8.

Трехмерная матрица соотношения рангов исследуемых признаков

и их весов с определением конечного результата комплексной оценки (КО)

Район

Признак 1

Признак 2

Признак 3

Σ BnPn

Σ BnPn/ Σ min


Ранги

(КО)


B1

P1

B1P1







B2P2

B3

P3

B3P3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Вахитовский.

2

7

14

1

7

7

3

7

21

42

2,9

7

Приволжский

1

2

5

5

5

15

22

1,5

5

Советский

2

4

3

3

3,5

10,5

17,5

1,2

3

Ново-Савиновский

6

12

6

6

6

18

36

2,5

6

Авиастроительный

3

6

4

4

3,5

10,5

20,5

1,4

4

Московский

4

8

2

2

1,5

4,5

14,5

1,0

1

Кировский

5

10

1

1

1,5

4,5

15,5

1,1

2

Отсюда следует, что наибольшая загрязненность атмосферного воздуха и как следствие высокая заболеваемость будет отмечаться в Вахитовском, Ново-Савиновском и Приволжских районах.

Для подтверждения полученных результатов и с учетом рассчитанного для каждого динамического ряда с использованием методики регрессионного анализа коэффициента множественной регрессии – R; коэффициента детерминации – R2; величины стандартной ошибки – m; достоверности расчетного показателя (ошибка аппроксимации) – р.

Коэффициент R был выбран потому, что он по сравнению с коэффициентом корреляции более конкретно показывает зависимость результативного признака от факторного, а именно – на сколько единиц измерения изменится средняя величина результативного признака при изменении факторного на 1 единицу; при этом коэффициент регрессии базируется на учете коэффициента корреляции.

По каждому ряду с учетом перечисленных параметров строились уравнения регрессии вида y = (a + bx) , что позволило определять прогнозируемые на 2009-2010 гг. величины. На большие сроки прогнозы не строились исходя из известного правила статистики: прогнозировать не более чем на треть от базисного периода (рис. 1).

Представленная информация позволяет сформулировать, что по г.Казани в целом наблюдается четко выраженная тенденция роста показателя загрязненности воздуха БП; учитывая чрезвычайно высокий коэффициент детерминации и незначительную ошибку аппроксимации, с высокой степенью достоверности (р<0,0002) можно ожидать показатели уровня загрязненности воздуха БП в 2009 году – 0,226±0,01 мкг/100м3, фактически составило 0,211±0,05 мкг/100м3; в 2010г. – 0,244±0,01 мкг/100м3. С достоверностью более 95% (в разных районах в несколько отличающихся вариантах) можно ожидать роста загрязненности БП в соответствующие годы: в Вахитовском районе – до 0,350±0,01 мкг/100м3 в 2009г. (фактически – 0,297±0,03 мкг/100м3); и 0,388±0,01 мкг/100м3в 2010г; в Советском районе – до 0,153±0,05 мкг/100м3 в 2009г. (фактически – 0,151±0,04 мкг/100м3); 0,160±0,05 мкг/100м3; в Ново-Савиновском районе – до 0,296±0,08 мкг/100м3 в 2009г. (фактически – 0,263±0,08 мкг/100м3); 0,326±0,08 мкг/100м3 в 2010г; в Авиастроительном районе – до 0,199±0,02 мкг/100м3 в 2009г. (фактически – 0,171±0,06 мкг/100м3); 0,216±0,02 мкг/100м3 в 2010г; в Московском районе – до 0,245±0,006 мкг/100м3 в 2009г. (фактически – 0,235±0,08 мкг/100м3); 0,257±0,006 мкг/100м3 в 2010г; в Кировском районе – до 0,267±0,008 мкг/100м3 в 2009г. (фактически – 0,259±0,03 мкг/100м3); 0,279±0,008 мкг/100м3 в 2010г. В Приволжском районе можно отметить общую тенденцию к росту без указания прогностических показателей – в связи с недостаточной точностью аппроксимации (р>0,05).





<< предыдущая страница   следующая страница >>



Народы, которые представляют собой сумму «я», мне как-то ближе, чем народы, представляющие собой частицу «мы». Станислав Ежи Лец
ещё >>