Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Законы Менделя (продолжение) 1 108.87kb.
Основы генетики 1 55.45kb.
Сцепленное наследование генов 1 74.7kb.
Закономерности наследования признаков по законам Менделя. Генетика... 1 77.77kb.
Грегор Мендель, горох и теория вероятностей 1 75.54kb.
Закон «чистоты гамет» 3 502.09kb.
Рефератов ко всему курсу "Психогенетика" 1 20.07kb.
Контрольная работа По дисциплине: Право На тему: Понятие и основания... 1 234.75kb.
Предмет и метод курса ипиПУ 9 1357.4kb.
«Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. 1 27.94kb.
Обучающаяся 11Б класса 1 188.37kb.
Методы и ход работы Менделя 1 111.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя - страница №1/1

Урок №21

Тема: Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

Задачи:

  1. Познакомить с гибридологическим методом изучения наследования признаков

  2. Формировать умения записывать скрещивания, решать генетические задачи

Планируемые результаты:

Знать суть гибридологического метода изучения наследственности

Уметь применять на практике термины и символы

Основные понятия:

Гибридологический метод, гибрид, моногибридное скрещивание, чистые линии, закон единоообразия, неполное доминирование, закон расщепления, анализирующее скрещивание

Содержание урока:


  1. Использование Менделем гибридологического метода. Анализ результатов по одной паре признаков. Использование математической статистики. Алгебраическая запись хода скрещивания

  2. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования

  3. Неполное доминирование, его механизм.

  4. Второй закон (закон расщепления). Расщепление по фенотипу и генотипу

  5. Анализирующее скрещивание. Расщепление в потомстве первого поколения 1:1

Ресурсы:

  • Биология. Общие закономерности. 9 класс.
    И.Б. Агафонова, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин: параграф 36, 37 кроме статьи «Дигибридное скрещивание»

  • Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология: Общие закономерности: 9 класс» (в дальнейшем тетрадь №2): с 85 №1, 2, 3, 4, 5; с 87 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

Интернет-ресурсы:

-

Схема работы по уроку



  1. Подготовить к уроку материал из раздела «Ресурсы», ознакомиться с ним

  2. Записать в рабочей тетради (в дальнейшем тетрадь №1) тему урока и дату занятия

  3. Прочитать параграф учебника №36 по теме

  4. Составить (в тетради №1) развёрнутый план ответа по вопросу «Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя»

  5. Ответить на вопросы после параграфа

  6. Выполнить указанные задания в тетради №2

  7. Осуществить самопроверку качества выполненной работы по уроку; устно ответив на вопросы «достигнуты ли планируемые результаты», «знаю ли я основные понятия»

Домашнее задание (для предъявления по электронной почте учителю):

  • Решить задачи

Задача 5.

1.Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?


2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача 6.

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?


2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

Материал к теме урока

(рекомендуется даже в том случае, если думаешь, что весь материал по теме понятен)

Опыты по МОНОгибридному скрещиванию (1865 г.)

Моно – исследование по одному признаку.

Гибрид – организм, полученный в результате скрещивания родительских форм, отличающихся по генотипу (генотип – это совокупность генов в организме). Такой метод исследования (или гибридизации) называется гибридологическим


гаметы

искусственное опыление

оплодотворение

в завязи







плод с


семенами F1

чистосортный желтый горох (гомозигота)



чистосортный желтый горох (гомозигота)


Все гибридные семена I поколения F1


желтые


самоопыление в цветке F1

оплодотворение

плод с

семенами F2


И что же?

(когда Грегор Мендель вскрыл плод с семенами, он обнаружил:

желтых семян А – 75%

зеленых семян a – 25%

Всего Мендель подсчитал в своих опытах 8023 семени!



Термины, используемые при объяснении схем:


  • Чистосортные линии (организмы) – содержат один сорт генов, следовательно в потомстве нет расщепления признака.

  • Особи, которые не обнаруживают в потомстве расщепления и сохраняют свои признаки, в «чистом» виде – это особи гомозиготные по данному признаку.

  • Особи, которые в потомстве обнаруживают расщепление признака – гетерозиготные особи.

  • А – преобладающий признак – доминантный признак.

  • а – противоположный признак, внешне исчезающий, рецессивный признак.

  • F – обозначает поколение

  • P – обозначает родительскую форму

Мендель открыл

  1. Правило доминирования (преобладания): из пары аллельных признаков один доминирует над другим .

  2. Правило единообразия гибридов F1 – I закон Г. Менделя.

  3. Закон расщепления признаков гибридов F2 – II закон Г. Менделя.

II Закон Грегора Менделя: гибриды первого поколения F1 при дальнейшем размножении расщепляются; в их потомстве F2 снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющими около ¼ от всего числа потомков.

В чем причина расщепления? Почему при гибридизации не возникает стойких гибридов, а наблюдается расщепление в определенных соотношениях? Для объяснения явления расщепления Г. Мендель предложил гипотезу чистоты гамет.

Неполное доминирование (промежуточное наследование)

Известны случаи, когда аллели не проявляют в полной мере доминантность или рецессивность, так что в гетерозиготном состоянии (Aa) ни один из аллелей не доминирует. Это явление получило название неполное доминирование.

Неполное доминирование наблюдается и у растений, и у животных, когда потомство (гетерозигота) имеет промежуточный фенотип между родительскими формами.

Решим задачу в качестве примера:

Андалузские куры, полученные в результате скрещивания чистопородных черных и «обрызганных» белых кур. Черное оперение обусловлено наличием аллеля, который определяет синтез черного пигмента меланина. У «обрызганных» кур этот аллель отсутствует. У гибридов (гетерозигот) он развивается не в полной мере, создавая лишь голубоватый отлив перьев.

B – аллель черной окраски

BW – аллель «обрызганной» окраски

1. Фенотип родителей P: черная курица x «Обрызганный» белый петух

(гомозигота) (гомозигота)

2. Генотип P (2n): BB x BW BW

в результате мейоза образовались следующие гаметы

3. Гаметы :

в результате случайного оплодотворения образуются следующие зиготы

4. Генотипы (зиготы): BBW BBW BBW BBW

5. Фенотип F1: все куры – голубые гетерозиготы

Скрестим кур из первого поколения

1. Фенотип F1: голубые x голубые

2. Генотип F1(2n): BBW x BBW



В результате мейоза образовались следующие гаметы:



3. Гаметы (n) x

в результате случайного оплодотворения образуются следующие зиготы

4. Генотипы F2 (зиготы): BB BBW BBW BWBW

5. Фенотип F2: черные голубые «обрызганные»

1:2:1 – такое соотношение фенотипа характерно для неполного доминирования (для I закона Грегора Менделя соотношение по фенотипу 3:1)

Примеры неполного доминирования:

Львиный зев красные цветки F – розовые цветки



белые цветки

Скот шортгонской рыжая масть F – чалая масть

породы белая масть

Кролики, породы



Рекс короткая шерсть F – шерсть средней длины, шелковистая

Ангорская длинная шерсть

Анализирующее или возвратное скрещивание

Организм из поколения F1, полученного от скрещивания между гомозиготной доминантной особью и гомозиготной рецессивной особью, гетерозиготен по генотипу, но имеет доминантный фенотип. Решим эту задачу.

Фенотип P: Рыжий бык (А) х Белая корова (а)

Генотип P: АА х аа

(гомозиготный доминантный) (гомозиготный рецессивный)

З


Гетерозигота, рыжий (доминантен по фенотипу)
игота (теленок) F1:

Для того, чтобы проявился рецессивный фенотип, организм должен быть гомозиготным по рецессивному аллелю (аа).

В F2 особи с доминантным фенотипом могут быть и гомозиготными (АА) и гетерозиготными (Аа). Случается, селекционеру надо выяснить генотип неизвестной особи – гомозигота это или гетерозигота. В этих случаях проводят анализирующее скрещивание. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю. Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивному аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание. Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозигота по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозигота.

Для улучшения стада используются чистопородные животные, которые по генотипу являются гомозиготами (передают свои ценные качества потомству). Таким образом, становится понятным, почему определение генотипа является важным для фермера.

Данные рассуждения можно подтвердить схемами скрещивания:

А – рыжая масть (доминантный признак)

а – белая масть (рецессивный признак)

Фенотип P: Рыжий бык (А) х Белая корова (а)

Генотип P (2n): АА х аа

(мейоз)

Гаметы: x

случайное оплодотворение

Зиготы F1: - 100% гетерозиготы

Фенотип: все рыжие

Фенотип P: Рыжий бык (А) х Белая корова (а)

Генотип P (2n): Аа х аа

(мейоз)

Гаметы: x



случайное оплодотворение

Зиготы F1:

Фенотип: рыжие – гетерозиготы, белые – гомозиготы: 1:1

Тренинг по решению задач

(обязателен, чтобы научится решать задачи самостоятельно)



Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.



Решение.

Р:        аа х Аа
гаметы: (а) (А) (а)
F1:        Аа, аа,
где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности.



Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределенность генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).



Решение.

Р:         Aa х aa
гаметы: (А)   (а)     (а)
F1:        1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

Задача 4. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.


Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Решение.

Р:       A+A х A+A
          пестрые   пестрые
гаметы: (А+) (А) (А+) (А)
F1:        1А+А+ : 2А+A : 1AA
          черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.




Любовники тщательно скрывают свои недостатки; супруги слишком часто выказывают их друг перед другом. Пьер Буаст
ещё >>