Генетика учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов Ярославль 2009 Зан - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 28 3357.52kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического... 5 1180.63kb.
«Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. 1 27.94kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического... 8 2140.1kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 523.31kb.
Учебное пособие для студентов медико-профилактического, лечебного... 9 1831.55kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 4 811.05kb.
Кафедра общей гигиены Н. Л. Бацукова, Т. С. Борисова 2 448.15kb.
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов 1-2... 5 551.17kb.
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной... 1 29.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Генетика учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного - страница №3/4

Тема занятия: «Методы изучения наследственности человека»
Цель занятия:

- показать особенности человека как объекта генетических исследований;

- разобрать методику проведения и возможности генеалогического, близнецового, цитогенетического и биохимических методов изучения наследственности человека, определить показания к использованию этих методов;

- рассмотреть возможности популяционно-статистического метода для анализа генетической структуры популяций;

- дать понятие о молекулярно-генетических методах изучения наследственности
Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Особенности человека как объекта генетических исследований.

2. Цитогенетический метод изучения наследственности человека. Методика и возможности метода. Метод определения полового хроматина.

З. Генеалогический метод изучения наследственности человека. Этапы работы и возможности метода.

4. Близнецовый метод изучения наследственности человека. Причины рождения монозиготных и дизиготных близнецов, их отличительные особенности.

5. Использование популяционно-статитического метода для анализа генетической структуры популяций. Закон Харди-Вайнберга.

6. Биохимические и молекулярно-генетические методы: возможности и показания к использованию.
* * * * *

Самостоятельная аудиторная работа студентов
1. Клинико-генеалогический метод

Метод используется для прослеживания признака (или заболевания) в ряду поколений с указанием типа родственных связей между членами родословной. Возможности клинико-генеалогичес­кого метода:

- установление наследственного характера признака;

- определение типа наследования;

- выявление экспрессивности и пенетрантности действия генов й расшифровка механизмов взаимодействия генов;

- анализ сцепления генов и картирование хромосом;

- изучение интенсивности мутационного процесса;

Анализ родословных

Используя таблицы и практикум Ю.К.Богоявленского, зарисуйте в альбом условные обозначения для составления родословных. Проанализируйте родословные и дайте обоснование ответы на следующие вопросы:

1. Является ли данный признак (заболевание) наследственным?

2. Какой тип наследования имеет место?

3. Приведите примеры признаков (заболеваний) с данным типом наследования.
Родословная 1


Родословная 2


П. Близнецовый метод

Близнецовый метод - исследование генетических закономерностей на близнецах, а также изучение явления многоплодия у человека. Сущность метода заключается в сравнении сходства (конкордантности) в группах монозиготных и дизиготных близнецов, что позволяет с помощью специальных формул оценить соотносительную роль наследственности и факторов среды на формирование конкретного признака (или заболевания). Для количественной оценки роли этих факторов можно использовать формулу Хольцингера.

Смз - Сдз

Н= -------------- x 100. Е=100 - Н

100 - Сдз
Смз - конкордантность М3 близнецов

Сдз - конкордантность Д3 близнецов

Н - роль наследственности

Е - роль факторов среды


Решение задач.

1. Конкордантность монозиготных близнецов по массе тела составляет 80%, а дизиготных - 30%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?

2. Один из близнецов страдает дальтонизмом, второй (мужского пола) здоров. Какой вероятный пол близнеца, страдающего заболеванием? Являются ли близнецы монозиготными? Чем обусловлены различия фенотипов близнецов?

III. Популяционно-статистический метод

Попyляционно-статистический метод используется для изучения генетической структуры попyляций, а также факторов, влияющих на сохранение и изменение генофонда попyляций при смене поколений. Этот метод использует статистическую обработку данных, полученных при изучении частоты встречаемости в популяции определенного признака или наследственного заболевания, на основе закона генетического равновесия Харди - Вайнберга. Закон гласит: «В популяции при условии панмиксии и при отсутствии мутационного давления и отбора устанавливается равновесие частот генотипов, которое сохраняется из поколения в поколение». С точки зрения популяционного статистического анализа особенно важно, что закон устанавливает математическую зависимость между частотами генов и генотипов. Эта зависимость основывается на простом математическом расчете. Если генофонд популяции обусловлен парой аллельных генов (например А и а) и ген А встречается с частотой р, а ген а - с частотой q, то соотношение частот этих аллелей в популяции окажется равенством:



pA+qa=1

Возведя обе части равенства в квадрат и раскрыв скобки, получим формулу, отражающую частоту генотипов:



р2 АА +2 Р q Аа + q2 аа =1

Следовательно, генотип АА встречается в рассматриваемой популяции с частотой р2 , генотип аа - с частотой q2 , а гетерозиготы - с частотой 2рq. Таким образом, зная частоту аллелей, можно установить частоту всех генотипов, и, наоборот, зная частоту генотипов - частоту аллелей.


Решение задач.

1.C какой частотой в популяции людей встречаются гeтepo­зиготные особи по гену альбинизма, если известно, что из 20 000 человек один является альбиносом. За развитие заболевания отвечает аутосомно­-рецессивный ген.

2. Врожденный вывих бедра наследуется как аутосомно­-доминантный признак, средняя пенетрантность - 25%. Заболевание встречается с частотой 6:10000. Определите частоту встречаемости гомозиготных рецессивных особей.

IV. Цитогенетический метод

Цитогенетический метод используется для изучения кариотипа организмов и с его помощью можно:

- определить генетический пол организма;

- диагностировать геномные или хромосомные нарушения кариотипа;

- изучить хромосомные мутации, что в сочетании с клиническими наблюдениями позволяет составлять генетические карты хромосом.

Показаниями к использованию метода являются:

1. Подозрение на хромосомное заболевание.

2. Множественные врожденные пороки развития.


3. Несколько неблагополучных исходов беременности (спонтанные аборты, мертворождения).

4. Бесплодие.

5. Воздействие мyтaгeнныx факторов во время беременности.

Для определения содержания в кариотипе Х-хромосом как экспресс-метод используется метод определения полового хроматина.



Метод определения полового хроматина

Приготовьте предметное и покровное стекла: протрите их ваткой, смоченной в спирте. Возьмите шпатель, протрите один конец его спиртом. Проведите ребром шпателя по внутренней поверхности щеки, стремясь снять эпителий слизистой оболочки. Соскоб эпителия размажьте на предметном стекле. На мазок нанесите каплю красителя - ацеторсеина, накройте каплю покровным стеклом и слегка придавите его пальцем. Изучите приготовленный препарат при увеличениях микроскопа 7 Х 8 и 7 Х 40. При изучении следует обратить внимание на наличие на ядерной мембране плотного образования (его форма и размеры у разных индивидуумов может быть различной). Это инактивированная Х-хромосома или половой хроматин (или тельце Барра). Зарисуйте в альбом клетку, содержащую в ядре половой хроматин.

* * * * *
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
Решение генетических задач.

1. Двое молодых здоровых людей, вступающих в брак, обратились в медико-генетическую консультацию в связи с проявляющейся в обеих семьях аномалией слуха: у жениха были глухие брат, дядя со стороны матери и племянник (сын сестры), а невеста имела глухих брата и сестру, но оба родителя обладали нормальным слухом. Составьте родословную и определите вероятность рождения будущего ребенка глухим.

2. Группы крови у монозиготных близнецов совпадают в 100% случаев, а дизиготных близнецов в 40% случаев. Чем определяется коэффициент наследуемости - средой или наследственностью.

3. При исследовании буккального (щечного) эпителия, взятого у мужчины с нормальным кариотипом, в одной из клеток быть обнаружен Х-хроматин. Как можно объяснить это явление?

4. Частота заболеваемости подагрой составляет 2%; она обусловлена доминантным аутосомным геном. По некоторым данным, пенетрантность гена подагры у мужчин равна 20%, а у женщин - 0%. Определите генетическую структуру популяции по анализируемому признаку.
Вопросы для самоконтроля знаний

1.Какие трудности возникают при изучении наследственности человека?

2. Какие методы генетики, используемые при изучении наследственности у растений и животных, не применимы к человеку?

3. Перечислите признаки и заболевания человека с аутосомно­-доминантным и аутосомно-рецессивным типом наследования.

4. Укажите отличия голандрического типа наследования.

5. Какие причины приводят к рождению монозиготных и дизиготных близнецов?

6. Как можно доказать зиготность близнецов?

7. Одинаков ли состав белков у монозиготных близнецов, если в их клетках не было мyтaции?

8. В чем заключается смысл метода контроля по партнеру?

9. Почему популяционно-статистический метод не используется при изучении хромосомных болезней человека?

10. Какие клетки используются для цитогенетического анализа?

11. Какие принципы положены в основу идентификации хромосом?

12. Почему не изучаются кариотипы половых клеток?

13. Какие методы позволяют выявить наличие патологического (мутантного) гена в генотипе?



14. Какие методы используются при составлении генетических карт хромосом человека?
* * * * *
ПЕРЕЧЕНЬ

аннотированных учебных элементов
Биохимические методы - методы, которые помогают обнаружить ряд заболеваний обмена веществ при помощи, например, исследования биологических жидкостей (крови, мочи, амниотической жидкости) путем качественного иди количественного анализа.

Биохимические нагрузочные тесты - позволяют выявлять гетерозиготных носителей патологических генов.

Близнецы - потомство, родившееся от обычно одноплодной одной особи.

Гемеллология - наука о близнецах.

Генеалогическое древо - графическое изображение с помощью специальных символов родословных связей в пределах одной семьи или рода с указанием наличия определенного признака или заболевания.

Генеалогический метод - изучение xapaктepa наследования определенного признака с последующей оценкой его проявления у потомков на основании анализа генеалогического древа.

Генетический маркер - полиморфный участок ДНК строго определенной локализации, разные аллели которого позволяют дифференцировать различные по происхождению хромосомы и анализировать их сегрегацию в родословной.

Генетический риск - вероятность появления определенного генетического заболевания.

Генная инженерия - совокупность приемов, методов и технологий получения рекомбинантных молекул ДНК и РНК, выделение генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы.

Генодиагностика (ДНК-диагностика) - комплекс методов позволяющих обнаруживать гены или фрагменты нуклеиновых кислот, специфичные для определенного вида микроорганизмов.

Гибридизация in situ - взаимодействие комплементарных цепей денатурированной ДНК клеток на предметном стекле и меченной радионуклидами или иммунофлюоресцентными соединениями одно цепочечной дик или РНК с целью исследования молекулярной структуры дик.

Дерматоглифика - изучение рельефных узоров на коже, образованных папиллярными линиями (папиллярные узоры) на ладонях, подушечках пальцев, ступнях ног.

Дизиготные близнецы - потомство при многоплодной беременности, развивающиеся из двух (или более) самостоятельных зигот, возникших в результате одновременного созревания двух (или более) яйцеклеток и оплодотворения их двумя (или более) спермиями. Д.б. могут быть разнополыми и однополыми. Имеют 50% общих генов.

Дискордантность - степень различия близнецов по изучаемому признаку .

Клон - генетически однородное потомство одной клетки.

Клонирование гена - получение определенного числа (миллионов) идентичных копий определенного участка ДНК с использованием для этих целей микроорганизмов.

Конкордантность - 1) степень сходства близнецов по изучаемому признаку. 2) количественный показатель совпадения признака в парах родственников, выраженный в процентax.

монозиготные близнецы (идентичные близнецы) - близнецы, развивающиеся из одной зиготы и поэтому имеющие идентичные генотипы.



Панмиксия - свободное скрещивание особей в популяции, при которой все комбинации гамет равновероятны.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР) - метод циклического синтеза in vitro oгpомнoгo числа копий участка ДНК с целью идентификации определенного гена.

Пробанд - лицо, по отношению к которому составляется родословная. При построении родословной пробанд отмечается стрелкой.

Секвенирование - определение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК или последовательности аминокислот в белке.

Сибсы (сиблинги) - потомки одних и тех же родителей (братья и сестры). Имеют 50 % общих генов. Полусибсы - общим является только один из родителей.

Скрининг (просеивание) - обследование больших групп людей на какие­

либо состояния (болезни или носительство) с помощью простых методов, дающих быстрый результат.



Трансгенные организмы - животные, растения, микроорганизмы, вирусы, генетическая программа которых изменена с помощью методов генной инженерии (например, введение гена от организмов другого вида).

Хроматин половой - интенсивно окрашенная структура ядра у самок млекопитающих, представляющая собой спирализованную (функционально неактивную) Х-хромосому.

Цитогенетика - область генетики, изучающая закономерности наследственности и изменчивости на уровне клетки и субклеточных структур.

Темы учебно-исследовательской работы студентов:

1. Генетическая инженерия и проект «Геном человека»

2. Методы генетики соматических клеток.

3. Использование в судебной медицине методов изучения наследственности человека.


Рекомендуемая литература:
1. Биология под редакцией В.Н.Ярыгина. В 2-ч т. М.: Высшая школа, 2006. - Кн.1., с. 255-272

2. Бочков Н. П. Клиническая генетика: Учебник.- 3-е изд., - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. - 480с.

3. Лекционный материал
* * * * *

Занятие № 6

Тема занятия: «Медицинская генетика»
Цель занятия:

- изучить причины возникновения и основные клинические проявления наследственных болезней человека;

- выявить особенности наследования хромосомных, генных и мультифак­торных заболеваний;

- разобрать принципы лабораторной диагностики и лечения наследственных болезней;

- рассмотреть этапы работы медико-генетической консультации.
Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Цели и задачи медицинской генетики.

2. Классификация наследственных болезней человека.

3. Генные болезни человека (причины возникновения, клинические особенности, методы лабораторной диагностики, способы возможной помощи больным).

4. Хромосомные болезни человека, обусловленные аномалиями аутосом (причины возникновения, клинические особенности, методы лабораторной диагностики, способы возможной помощи больным).

5. Хромосомные болезни человека, обусловленные аномалиями половых хромосом (причины возникновения, клинические особенности, методы лабораторной диагностики, способы возможной помощи больным).

6. Болезни с наследственной предрасположенностью. Роль среды и наследственности в развитии заболеваний. Особенности прогнозирова­ния мультифакторных болезней.

7. Медико-генетическое консультирование. Этапы консультирования. Пренатальная (дородовая) диагностика наследственных болезней.


* * * * *

Самостоятельная аудиторная работа студентов

Медицинская генетика - это раздел генетики человека, который изучает роль наследственности в возникновении болезней у человека. Наследственными называются болезни, которые обусловлены различными нарушениями генотипа. При этом принцип наследуемости (передачи потомкам) не является абсолютным: одни заболевания могут передаваться потомкам, другие же являются спорадическими (впервые возникшими) и не передаются последующим поколениям.

­Наследственные болезни можно классифицировать на следующие группы:

1.Генные болезни

2. Хромосомные болезни

3.Болезни с наследственной предрасположенностью

4. Генные болезни соматических клеток

5. Болезни генетической несовместимости матери и плода.




  1. ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(молекулярные, ферментопатии, энзимопатии)

Это разнородная ( около 3000 нозологических форм) группа забо­леваний, обусловленных мутациями на генном уровне.


Классификация генных болезней
1. Генетический принцип в зависимости от типа наследования:

- аутосомные (доминантные и рецессивные)

-Х-сцепленные (доминантные и рецессивные)

-У-сцепленные (голандрическое наследование)

-митохондриальные
2. Патогенетический принцип классификации.

1. Наследственные болезни обмена веществ. К этой группе относятся болезни обусловленные недостаточностью ферментов, участвующих в метаболизме веществ, а также недостаточностью транспортных белков, белков каналов и рецепторов, белков иммунной системы. Примеры: нарушение аминокислотного обмена (фенилкетонурия, альбинизм); обмена липидов (сфинголипидозы, нарушения обмена липидов плазмы крови); углеводов (галактоземия и мукополисахаридозы); минерального обмена (болезнь Вильсона-Коновалова); свертывающей системы крови (гемофилия А, гемофилия В); гемоглобинопатии (серповидно-клеточная анемия, талассемия).

2. Наследственные формы тугоухости. Изолированные (моносинаптические) формы тугоухости наследуются по аутосомно­-рецессивному (около 80%) или аутосомно-доминантному типу.

3. Наследственные остеохондродисплазии. Проявляются в виде различных скелетных аномалий (деформация и истончение костей), задержкой роста, карликовостью.

4. Наследственные заболевания нервной системы. Примеры: миодистрофия Дюшенна (Х-сцепленный рецессивный тип наследования) клинически проявляется снижением мышечного тонуса, искривлением позвоночника, слабостью дыхательной мускулатуры; различные формы мозжечковых атаксий.

S. Наследственные глазные болезни. Проявляются в виде эмбриональных нарушений развития глаза (микрофтальмия или анофтальмия), поражением роговицы (помутнение), радужной оболочки (аниридия), хрусталика (катаракта), а также зрительного нерва.


Особенности клинических проявлений генных болезней:

1. В патологический процесс обычно вовлекаются различные органы и системы органов.

2. Заболевание протекает длительное время с прогрессированием.

3. Признаки заболевания могут начать проявляться в разные периоды онтогенеза: от эмбрионального до пожилого.

4. Очень часто имеет место умственная отсталость.

5. Больные, как правило, нетрудоспособны, продолжительность их жизни снижена.



Работа 1.Сравнительная характеристика генных болезней

Используя учебные пособия и лекционный материал, заполните таблицу.







Фенилкетонурия

Галактоземия

Синдром Марфана

Частота

встречаемости

в популяции










Тип

наследования










Методы

диагностики










Характерные

признаки

заболевания










Прогноз в

отношении жизни иболезни












II. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Большинство хромосомных болезней являются спорадическими и возникают в результате генеративных мутаций у кого-то из родителей. В других случаях причиной болезни является нарушение митоза на ранних стадиях эмбрионального развития, что приводит к возникновению клеточного мозаицизма и, соответственно, к появлению определенных клинических признаков.


Хромосомные болезни могут быть обусловлены аномалиями любых пар хромосом как аутосом, так и половых. При этом клинические проявления заболеваний могут существенно отличаться.


Аномалии аутосом


Аномалии половых хромосом


- проявляются клинически с первых дней жизни;

- задержка общего психического и физического развития;

- черепно-лицевые дисморфии и аномалии других частей скелета;

- пороки сердечно-сосудистой, мочеполовой и нервной системы;

- отклонения в биохимическом, гормональном, иммунном статусе;

- малая продолжительность жизни




- с рождения могут не проявляться;

- клинические признаки возникают в пубертатном возрасте;

- нет грубых пороков развития;

- нарушается половая дифференцировка,

- продолжительность жизни обычная;

- интеллект снижен не у всех и незначительно, но имеется своеобразие психики.






Номенклатура для написания кариотипа.

Сначала записывается общее число хромосом, после чего следует описание аберраций. Любое увеличение хромосомного материала обозначат знаком «+», потерю - знаком «-». Знак помещается перед номером хромосомы, если речь идет о целой хромосоме, и после символа обозначающего плечо. Короткое плечо хромосомы обозначают буквой р, длинное - q. Хромосомы с транслокацией,

записывают в скобках, перед которыми ставят букву «t»

Пример:


47,ХУ+18 - мужчина с синдромом Эдвардса

46,XY,del(5p) - мужчина с синдромом кошачьего крика

45,XX-14,-21,+t(14q,21q) - фенотипически нормальная женщина, носитель транслокации типа центического соединения, между хромосомами 14 и 21
Работа №2. Сравнительная характеристика хромосомных болезней

Используя учебные пособия и лекционный материал, заполните таблицу .







Синдром Дауна

Синдром Клайнфельтера

Синдром трисомии Х

Синдром Шершевского-Тернера

Частота


встречаемости в популяции













Изменения

кариотипа















Методы

диагностики















Характерные

признаки в

фенотипе больного













Прогноз в отношении

жизни и болезни















<< предыдущая страница   следующая страница >>



Ненависть — чувство, естественно возникающее по отношению к тому, кто вас в чем-то превосходит. Амброз Бирс
ещё >>