Генетика учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов Ярославль 2009 Зан - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 28 3357.52kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического... 5 1180.63kb.
«Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. 1 27.94kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического... 8 2140.1kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 523.31kb.
Учебное пособие для студентов медико-профилактического, лечебного... 9 1831.55kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 4 811.05kb.
Кафедра общей гигиены Н. Л. Бацукова, Т. С. Борисова 2 448.15kb.
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов 1-2... 5 551.17kb.
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной... 1 29.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Генетика учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного - страница №2/4

Тема занятия: « Взаимодействие средовых и генетических факторов в развитии признаков человека»
Цель занятия:

- разобрать влияние средовых факторов на формирование признаков человека;

- определить роль генетических и средовых факторов на количественную и качественную специфику проявления генов;

- рассмотреть механизмы регуляции формирования пола;

- изучить особенности наследования генов, сцепленных с половыми хромосомами.
Вопросы для устного собеседования:

1. Влияние факторов среды на формирование и степень выраженности признака.

2. Количественная и качественная специфика проявления генов: пенетрантность, экспрессивность, плейотропия. Генокопии.

Особенности проявления доминантных патологических генов.

3. Генетический полиморфизм - основа индивидуальных реакций на воздействия факторов среды. Множественный аллелизм как фактор, способствующий генетическому полиморфизму.

4. Генетика пола. Генетические механизмы детерминации пола.

5. Понятие об истинном и ложном гермафродитизме. Нарушения формирования пола у человека.

6. Особенности Х-сцепленного и голандрического наследования. Ограниченное полом наследование.

7. Наследование групп крови по системе АВО и резус-фактора. Условия возникновения и сущность резус-конфликта.
Самостоятельная аудиторная работа студентов
Работа 1. Наследование групп крови по системы АВО и резус­-фактора.

Открытие К.Ландштейнером (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1930) групп крови оказалась значимым событием в биологии и медицине, поскольку группы крови учитывают не только при ее переливании, но и в медицинской генетике, акушерстве, судебной медицине, при трансплантации органов.

В форменных элементах крови человека, кроме антигенов системы АВО и резус-фактора, изучены более 70 других (Келл, Даффи, Льюис, MN и др.). Распределение этих антигенов среди людей таково, что двух идентичных особей, за исключением монозиготных близнецов, нет. Наличие в крови того или иного антигена определяется известной формулой: один ген - один антиген, при этом имеет место независимое наследование этих антигенов.

Генотипы людей с различными группами крови

Система АВО

Система резус-фактор



I(O)-i i

II (А)- JA JA, JA i

IП (В)- JB JB, JBi

IV (АВ)- JA JB


RhRh, Rhrh, rhrh

Фенотипические отличия заключаются

в наличии в эритроцитах соответствующих

агглютиногенов (антигенов), а в плазме –

агглютининов антител

Фенотипические отличия заключаются в наличии или отсутствии в эритроцитах белка резус-фактора



Задачи.

1. В семье родились четыре мальчика, и все они имеют разные группы крови по системе АВО. Определите генотипы родителей.

2. Во время беременности у женщины был резус-конфликт. Ребенок имеет IV (АВ) группу крови. Определите возможные группы крови родителей и их генотипы по резус-фактору.

Работа 2. Биологическая детерминация пола

Биологическая детерминация пола контролируется генетическими и негенетическими факторами. К генетическим факторам относят гены, локализованные как в половых хромосомах, так и в аутосомах. Мутации этих генов могут привести к несоответствию генетического и фенотипического пола, а также к возникновению различных форм гермафродитизма у человека. Негенетическими факторами являются гормоны, которые образуются в яичниках и семенниках и влияют на формирование органов мужской и женской половой системы. При этом большое значение имеет наличие функционально активных рецепторов, через которые гормоны реализуют свое действие.

Используя учебные пособия и лекционный материал, заполните таблицу.
Основные этапы биологической детерминации пола


Этап

Определяющие факторы

Возможные нарушения

1. Генетическая

детерминация пола







2.Дифференцировка

гонад







З. Дифференцировка внутренних гениталий







4.Дифференцировка наружных гениталий







5. Формирование

вторичных половых

признаков








Работа 3. Решение задач

1. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся также обе аномалии одновременно?

2. Гипертрихоз ушной раковины передается через У-хромосому, а полидактилия - как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать - полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующая дочь в этой семье также будет без обеих аномалий?

3. У родителей со II (А) группой крови родился сын с I (О) группой крови и больной гемофилией. Оба родителя не страдают этой болезнью. Определите вероятность рождения второго сына здоровым и его

возможные группы крови. Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.

4. Подагра определяется доминантным аутосомным геном. По некоторым данным, пенетрантность гена у мужчин составляет 20%, а у женщин она равна нулю. Какова вероятность заболевания детей подагрой в семье гетерозиготных родителей?


* * * * *
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Решение задач.

1. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Р., родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена­ Rh (-), АВ (IY) группа кропи, муж - Rh(-), О (I) группа крови, ребенок­ Rh (+), О (1) группа крови. Какое заключение должен дать эксперт, и на чём оно основано?

2. Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из которых расположен в аутосоме, другой - в Х-хромосоме. В семье родителей, имеющих темные зубы, родились дочь и сын с нормальным цветом зубов. Определите вероятность рождения в этой семье следующих детей без аномалий. Удалось установить, что темные зубы матери обусловлены лишь геном, сцепленным с Х-хромосомой, а темные зубы отца - ayтocoмным геном, по которому он гетерозиготен.

3. В семье, где жена имеет I группу крови, а муж - IY, родился сын дальтоник с III группой крови. Оба родителя различают цвета нормально. Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови. Дальтонизм наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.

4. Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомный доминантный признак, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой?

5. Одна из форм агаммаглобулинемии наследуется как аутосомно-­рецессивный признак, другая - как рецессивный, сцепленный с Х-­хромосомой. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где известно, что мать гетерозиготна по обеим парам генов, а отец здоров и имеет лишь доминантные гены анализируемых аллелей.

6. Арахнодактилия («паучьи пальцы») наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30%. Отсутствие верхних резцов наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак с полной пенетрантностью. Определите вероятность проявления у детей обеих аномалий одновременно в семье, где мать гетерозиготна по генам обоих пар, а отец имеет нормальные признаки.

Вопросы для самоконтроля знаний:


  1. Какие можно выделить основные формы влияния факторов среды на живые организмы?

  2. Почему один и тот же фактор (например, ультрафиолетовые лучи, потребление молочных продуктов и т.д.) вызывает у разных людей различные реакции?

3. Приведите примеры (общебиологические и медицинские), когда факторы среды влияют на возникновение признака и степень его выраженности.

4. Чем можно объяснить неполную пенетрантность гена?

5. Какие причины приводят к генетическому полиморфизму особей?

6. Какое значение имеет генетический полиморфизм в медицинской практике?

7. При каком кариотипу человека невозможно определить генетический пол и условно этот организм можно назвать бесполым?

8. Какие причины могут привести к несоответствию генетического и фенотипического пола у человека?

9. Врач предполагает у больного синдром тестикулярной феминизации. Каким образом можно подтвердить диагноз?

10. В чем заключается разница между голандрическим наследованием и наследованием ограниченным полом?

11. Какие формы взаимодействия генов имеют место при наследовании групп крови по системе АВО?

12. Почему резус-конфликт может возникнуть при браке Rh (+) мужчины и Rh (-) женщины, а не наоборот?

* * * * *

ПЕРЕЧЕНЬ

аннотированных учебных элементов
Агаммаглобулинемия - отсутствие или резкое снижение содержания в плазме крови белков гамма-глобулинов, которые участвуют в иммунных реакциях организма.

Арахнодактилия («паучьи пальцы») - необычно тонкие и длинные пальцы кистей рук.

Генетический пол - определяется наличием в соматических клетках определенных половых хромосом.

Генетический полиморфизм - многообразие генотипов особей одного вида.

Генокопии - различные генетические нарушения (генные мутации), приводящие к развитию одинакового признака.

Гермафродитизм - биологическое явление, когда одна и та же особь образует и мужские, и женские половые клетки. У человека гермафродитизм - результат нарушения развития половой системы.

­Истинный гермафродитизм (встречается крайне редко) характеризуется наличием в организме одновременно мужских и женских гонад и обусловлен хромосомными мутациями. При ложном гермафродитизме имеются гонады только одного пола, но наружные половые органы недоразвиты настолько, что их вид напоминает органы другого пола.



Гетерогаметный организм - особь мужского или женского пола, образующая гаметы двух типов отличающиеся половыми хромосомами.

Гипертрихоз - избыточный рост волос.

Гонады - органы половой системы, в которых образуются гаметы (яичники и семенники).

Ограниченные полом признаки - признаки гены, которых локализованы в аутосомах, но проявляют себя различно в зависимости от пола.

Пенетрантность - способность гена проявить свое действие в фенотипе. Выражается в виде процентного отношения количества организмов, у которых данный ген фенотипически проявляется к общему числу организмов, имеющих этот ген. Если ген проявляется в фенотипе у всех его носителей, то пенетрантность гена равна 100% (полная пенетрантность).

Плейотропия - множественное действие гена, влияние одного гена на возникновение нескольких признаков.

Подагра - наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена мочевой кислоты, в результате происходит отложение ее солей в различных тканях (почках, суставах и др.).

Соотношение полов – количественный показатель численности мужских и женских особей в популяции. Различают первичное (обусловлено гетерогаметностью одного из полов), вторичное (на момент выхода из яйцевых или плодных оболочек) и третичное (к моменту полового созревания) соотношение полов.

Фенотипический пол - характеризуется развитием определенных наружных половых органов и вторичных половых признаков.

Экспрессивность - качественный показатель фенотипического проявления гена, характеризует степень выраженности признака.

Рекомендуемая литература:

1. Биология / Под редакцией В.Н.Ярыгина. В 2-х кн. М., Высшая школа, 2006. – кн.1, с. 156-157, 159-160, 13-197, 212-218.

2. Лекционный материал



Темы учебно-исследовательской работы студентов:

1. Генетические механизмы контроля формирования пола у человека

2. Истинный и ложный гермафродитизм у человека.

3. Генетических полиморфизм в популяциях людей.

4. Взаимодействие наследственных и средовых факторов при формировании патологических процессов.

5. Эволюция полового диморфизма.


* * * * *
Занятие №4

Тема занятия: «Основные закономерности изменчивости организмов»
Цель занятия:

- изучить явление изменчивости как свойства живых организмов;

- разобрать закономерности возникновения и фенотипические эффекты различных форм изменчивости;

- рассмотреть общие закономерности мутагенеза и определить влияние мутационной изменчивости на процессы биологической эволюции и на особенности индивидуального развития организма;

- выявить основные биологические последствия воздействий мутагенных факторов;

- разобрать клеточные системы защиты наследственной информации.


Вопросы дли устного собеседования:

1. Изменчивость как свойство живых организмов. Классификация форм изменчивости.

2. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции генетически обусловленных признаков. Адаптивный характер модификаций. Понятие о случайной изменчивости.

З. Комбинативная изменчивость. Механизмы возникновения и значение в обеспечении генетического разнообразия популяций.

4. Общие закономерности мутагенеза. Мутагенные факторы среды.

5. Классификации мутаций в зависимости от типа клеток, уровня организации наследственного материала, причин возникновения, биологических последствий

6. Фенотипические проявления мутационной изменчивости.

7. Биологические антимутационные механизмы.

Изменчивость является одним из основных свойств живого и заключается в способности организмов изменять свои свойства и признаки в ходе исторического развития (филогенеза) или индивидуального развития (онтогенеза). Эти изменения исключительно многообразны по своим проявлениям и их можно выявить на любом уровне организации живого. А это предполагает, в свою очередь, существование различных видов классификаций изменчивости. Так, например, при изучении процессов эволюции организмов изучаются причины и проявления таких видов изменчивости, как межвидовая, межпопуляционная, внутрипопуляционная, индивидуальная. Анализируя эти виды изменчивости обычно рассматривают отдельные морфологические признаки, которые учитываются в систематике живых организмов.

В последнее время внимание ученых все больше привлекают формы проявления индивидуальной изменчивости: биохимической, физиологической, иммунологической, поведенческой, адаптационной и т.д., ибо совокупность всех этих отличий и определяет уникальную индивидуальность любого организма.

Возникновение и развитие генетики способствовало не только раскрытию механизмов наследственности, но и также изменчивости, поскольку эти два свойства живого диалектически взаимосвязаны между собой. Появились новые термины для обозначения форм изменчивости: наследственная и ненаследственная. Однако в настоящее время такое разделение является не совсем корректным, поскольку абсолютное большинство признаков и свойств организмов в той или иной степени наследственно обусловлены.

В основу современной классификации форм изменчивости положен причинный принцип: какой фактор является определяющим в возникновении изменчивости.

Причины и механизмы возникновения изменчивости носят универсальный характер для всех живых организмов. А среди причин изменчивости можно выделить:

1. Влияние факторов среды, но воздействия которых не изменяют генотип организма.

2. Комбинации генетического материала, возникающие как результат полового размножения.

3. Различные изменения генетического материала.


Классификация форм изменчивости

Изменчивость
фенотипическая генотипическая

модификационная случайная комбинативная мутационная

Следует отметить, что данная классификация является общей и относительно условной, поскольку при возникновении признаков (нормальных или патологических) имеет место сочетание разных причин. Например, надои молока зависят не только от качества кормов, но и от генотипа коров, а генотип - результат селекции. Непереносимость различных пищевых продуктов человеком обусловлена наличием патологических (мутантных) генов, но выявляется только при употреблении определенных продуктов.

Среди специалистов разных областей медико-биологических специальностей взгляд на роль генотипической изменчивости может не совпадать. Так, для биолога основополагающим является тезис: «Мутации - материал для естественного отбора». Для онколога мутации представляют интерес как причина превращения нормальной клетки в злокачественную. В такой области как генетическая токсикология, на первом плане - генетическая безопасность разнообразных воздействий, которым подвергается человек. Для специалистов в области медицинской генетики мутации – причина наследственных болезней человека.


Мутационные изменения крайне разнообразны и могут затрагивать любые морфологические, физиологические, биохимические признаки организма. По характеру изменения генотипа выделяют следующие мутации.


Генные

Хромосомные

Геномные

Внутрихромосомные

Межхромосомные

транзиции

фрагментация

Транслокации: сбалансированные, несбалансированные

полиплоидия

гаплоидия



трансверсии

дефишенси

инверсии

дупликации

анеуплоидия:

моносомия, трисомия, нулисомия



генные дупликации

делеции

генные делеции

инверсии

генные инверсии

транспозиции

Современные исследования генетиков убедительно показывают, что возникновение тех или иных признаков определяется не только наличием определенных генов, но и их взаимоотношениями. Так, например, имеет место избирательная активность генов в ходе онтогенеза (гемоглобин плода и взрослого отличается по строению), или в генотипе имеются гены, обладающие противоположным эффектом (возникновение опухоли во многом определяется взаимоотношением онкогены­антионкогены). Существуют участки хромосом, склонные к транспозициям, их называют «прыгающими генами», мобильными генетическими элементами, или транспозонами. При транспозициях гены, изменившие свое положение, могут изменять свою активность - такое явление называется эффектом положения.
* * * * *
Самостоятельная аудиторная работа студентов
Задача 1. Все клетки больного мужчины имеют 47 хромосом за счет лишней Х-хромосомы. Укажите название этой мутации, все возможные механизмы ее возникновения и вероятность передачи ее потомству.

Задача 2. Женщина, переболевшая во время беременности коревой краснухой, родила глухого сына. У нее и мужа слух нормальный, в родословной обоих супругов глухота не отмечена. Определите возможный механизм появления глухоты у, ребенка; вероятность повторного рождения глухого ребенка в данной семье; вероятность рождения глухих внуков, если их глухой сын, став, взрослым, женится на глухонемой женщине, у которой родители и обе сестры тоже глухонемые (ген глухоты рецессивный).

Задача 3. Владимир и Валерий - монозиготные близнецы. Елена и Светлана - тоже, Владимир женился на Елене, а Валерий на Светлане. В обеих семьях родились сыновья. Будут ли они сходны друг с другом в такой же степени, как монозиготные близнецы? Ответ обоснуйте.
* * * * *

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Задание 1. Две подруги - Инна и Ирина – выросли вместе в нормальных условиях. В возрасте 22 года обе вышли замуж за молодых здоровых мужчин. Одинакова ли вероятность рождения у них здоровых детей, если: мать Инны на l8 лет старше, чем мать Ирины? Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Нарисуйте все возможные изменения, которые могут произойти с хромосомами (виды хромосомных мутаций):
А А

В В


С С

D D


Е Е

F F Буквы – это отдельные гены

G G

Н Н


Задание 3. Заполните таблицу классификаций мутаций


По биологическим последствиям

1.

2.

3.

По проявлению в гетерозиготе

1.

2.

В зависимости от типа клеток

1.

2.

От причины возникновения

1.

2.

По локализации в клетке

1.

2.


Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Изменчивость, морфологических признаков может носить качественный (альтернативные признаки) или количественный (признак изменяется в ходе онтогенеза) характер: в чем заключается генетический механизм изменчивости качественных и количественных признаков?

2. Приведите примеры признаков у человека, которые не имеют нормы реакции.

З. Монозиготные близнецы имеют сходный генотип, но некоторые признаки у них могут отличаться. К какой форме изменчивости это можно отнести?

4. Укажите причины комбинативной изменчивости. Имеет ли место эта изменчивость у истинных гермафродитов?

5. Почему искусственный мутагенез не нашел широкого применения в селекции животных?

6. Какие могут быть причины и последствия генеративных мутаций у человека?

7. У женщины часть клеток содержат кариотип 46, ХХ, а чacть - 45, ХО. Как называется это явление и в чём причина?

8. В чем разница между тератогенами и онкогенами? 9. Приведите примеры летальных мутаций у человека.

10. Приведите примеры антимутагенов.

11. При гетероморфозе (одна из форм регенерации) взамен утраченного органа формируется совершено иной. Например, у рака иногда на месте удаленного глаза вырастает видоизмененная антенна (усик). Чем можно объяснить подобное явление?

* * * * *


ПЕРЕЧЕНЬ

аннотированных учебных элементов
Аберрации (хромосомные перестройки) - изменения структуры хромосом, чаще вызванные воздействием мутагенов.

Антимутагены - факторы, предупреждающие или снижающие действие мутагенов.

Анеуплоидия (гетероплоидия) - геномная мутации, при которой количество хромосом изменяется на некратное гаплоидному. Варианты: моносомия (2n-1), трисомия (2n+1).

Аутомутагены - вещества, образующиеся в ходе метаболизма в клетке и обладающие мутагенным эффектом.

Генеративная мутация - мутация, возникшая в процессе гаметогенеза и приводящая к изменению наследственного материала в половых клетках.

Генетический груз - совокупность патологических генов, которые имеются в данный момент времени в популяции. Часть генов передается от предыдущих поколений, а часть - это вновь возникшие мутации в новом поколении особей.

Геномные мутации - изменения числа хромосом в кариотипе особей. Различают: анеуплоидии и полиплоидии.

Делеция - хромосомная мутация, при которой утрачивается участок хромосомы; тип генной мутации, при которой выпадает участок молекулы ДНК.

Десмутагены - химические соединения, присутствующие в окружающей среде и способные при взаимодействии с мутагенами уменьшать их активность.

Дефишенси - хромосомная мутация, при которой' происходит утрата концевого участка хромосомы:

Дупликация - хромосомная мутация, при которой удваивается какой­-либо участок хромосомы; тип генной мутации, при которой удвоен какой­-либо участок ДНК.

Инверсия - хромосомная мутация, при которой происходит разрыв в двух участках хромосомы и перемещение фрагмента на 1800 с последующим восстановлением целостности хромосомы.

Инцерсия (или вставка) - генная мутация, при которой имеется вставка отрезка ДНК в стрyктypy гена.

Канцероген - фактор среды, способствующий возникновению опухоли.

Комутагены - факторы, усиливающие действие мутагенов

Мозаицизм клеточный - наличие в организме клеток с двумя и более вариантами хромосомных наборов или генных мутаций.

Мозаичный фенотип - формируется как результат соматической мутации в ходе индивидуального развития организма.

Моносомия - геномная мутация, при которой в кариотипе присутствует только одна из пары гомологичных хромосом.

Мутаген - фактор, увеличивающий частоту возникновения мутаций, вызывая изменения в ДИК. Различают физические, химические и биологические мутагены.

Мутагенез - процесс образования мутаций.

Мутация - стойкое изменение генетического материала, приводящее к изменению свойств и признаков организма.

Мутация обратная (реверсия) - мутация, проявление которой приводит к полному или частичному восстановлению фенотипа дикого гена.

Мутация прямая - мутация, приводящая к изменению фенотипа дикого гена.

Мутации регуляторные - мутации, произошедшие в промоторной части гена. Приводят к количественным изменениям мРНК и первичных белковых продуктов, не затрагивая структуры и активности белка. Эти мутации часто обладают выраженным плейотропным эффектом.

Норма реакции - диапазон изменчивости признака, результат взаимодействия генотипа с конкретными условия среды.

Нулисомия - геномная мутация, при которой в кариотипе отсутствуют обе гомологичные хромосомы.

Полиплоидия - геномная мутация, при которой кариотип организма изменяется на число кратное гаплоидному.

Соматическая мутация - мутация, возникающая в диплоидных клетках.

Тератогены - вещества, вызывающие врожденные пороки развития.

Транслокация - хромосомная мутация, при которой происходит отрыв участка хромосомы и присоединение его к другой хромосоме.

Трисомия - геномная мутация, при которой в кариотипе присутствуют три гомологичных хромосомы. Пример: синдром Дауна (трисомия по 21 паре, кариотип-47, +21).

Эффект положения - изменение локуса (места расположения) гена, приводящее к новому Фенотипическому проявлению признака. Например, ранее активный ген при перемещении в гетерохроматиновую зону, может быть инактивирован.

Явление одно родительских дисомий - кариотип организма, в котором имеется нормальное число хромосом, но одна пара представлена хромосомами от одного родителя.
* * * * *

Рекомендуемая литература:

1. Биология под редакцией В.Н.Ярыгина. в 2-х кв. М., Высшая школа, 2006. –кн. l, с. 77-91,128-133,145-147, 177-190, 211-212.

2. Лекционный материал
Темы учебно-исследовательской работы студентов:

1. Методы экспериментальной проверки мутагенности факторов

окружающей среды.

2. Генетические последствия загрязнений окружающей среды.

3. Генетический мониторинг популяций человека.

4. Репарация генетических повреждений.

5. Естественные антимутагены.
* * * * *
Занятие №5


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Бог создал людей, а Кольт сделал их равными. Американское присловье
ещё >>