Генетика учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов Ярославль 2009 Зан - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 28 3357.52kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического... 5 1180.63kb.
«Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. 1 27.94kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического... 8 2140.1kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 1 225.05kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 3 523.31kb.
Учебное пособие для студентов медико-профилактического, лечебного... 9 1831.55kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 4 811.05kb.
Кафедра общей гигиены Н. Л. Бацукова, Т. С. Борисова 2 448.15kb.
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов 1-2... 5 551.17kb.
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной... 1 29.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Генетика учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного - страница №1/4










ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


Генетика

учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

лечебного и педиатрического факультетов


Ярославль - 2009


Занятие № 1 Тема занятия: «Закономерности наследования на организменном уровне. Моногибридное скрещивание»
Цель занятия:

- разобрать общую схему реализации наследственной информации и факторы, влияющие на формирование признаков;

- выявить особенности типов наследования признаков;

- изучить закономерности моногибридного скрещивания;

- выработать умение решать генетические задачи.
Вопросы для устного собеседования:

1. Генетическая терминология.

2. Геномный, хромосомный и генный уровни организации наследственного материала. Понятие о цитоплазматической наследственности.

3. Схема реализации наследственной информации. Факторы, влияющие на возникновение и степень выраженности признака.

4. Моногибридное скрещивание. I-й и II-й законы Г. Менделя (условия

выполнения, формулировка, цитогенетический анализ).

Менделирующие признаки человека.

5. Формы взаимодействия аллельных генов.


Самостоятельная аудиторная работа студентов

Моногибридным называется скрещивание, при котором изучают наследование одной пары альтернативных (взаимоисключающих) признаков. Теоретической основой этого скрещивания являются закономерности, впервые установленные и сформулированные в виде законов Г. Менделем. Эти закономерности наследования признаков имеют универсальный характер: наследование признаков происходит по одним законам у гороха, у дрозофилы и у человека. Признаки, которые наследуются По данным закономерностям, получили название менделирующих признаков.

Практическая ценность законов заключается в том, что по фенотипу организма можно предположить его генотип, а зная генотип организма, можно определить вероятность появления признака у потомства.

Закон единообразия гибридов первого поколения: «При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся одной парой альтернативных (взаимоисключающих) признаков, в первом поколении наблюдается 100% единообразие по генотипу и фенотипу». Главный вывод: Г.Мендель впервые выявил явление доминантности и рецессивности. У гетерозиготных организмов формируются признаки, контролируемые доминантным геном.



Закон расщепления гибридов 1-го поколения. «При скрещивании гибридов первого поколения, во втором поколении наблюдается расщепление в соотношении 3: 1 по фенотипу, а по генотипу – 1:2:!; при это вновь появляются особи с рецессивными признаками, составляющие 25% от всего числа потомков».

При анализе наследования признаков следует помнить, что не все признаки являются менделирующими. Прежде всего, речь идёт о признаках, которые могут изменяться в ходе индивидуального развития и на возникновение и степень выраженности которых оказывают влияние не только конкретные гены, но и форма их взаимодействий, а также факторы среды, пол и возраст организма.

Особенности менделирующих признаков:

1. Контролируются одной парой аллельных генов.

2. Форма взаимодействия аллельных генов – полное доминирование.

Работа 1. Генетический анализ моногибридного скрещивания

В таблице приведены возможные варианты генотипов родителей.

Определите генотипы и фенотипы потомства при условии, что форма взаимодействия аллельных генов - полное доминирование. Если у потомства наблюдается расщепление признаков, укажите причину изменчивости.




Генотипы родителей Генотипы потомства Фенотипы потомства

АА х АА

АА х Аа

АА х аа


aа х аа

Аа х Аа


Аа х аа

Работа2. Влияние формы взаимодействия аллельных генов на возникновение признака

При моногибридном скрещивании особенности проявления признаков у потомков зависят от формы взаимодействия аллельных генов (полное или неполное доминирование, кодоминирование), а это необходимо учитывать при анализе наследования признаков. Ниже приводятся ситуационные генетические задачи, при решении которых следует определить форму взаимодействия аллельных генов.

Решение генетических задач осуществляется путем анализа генотипа родителей, гамет потомства соответствующей записью по схеме:

Р: генотипы родителей

G: гаметы

Р: генотипы потомков



Прогноз на проявление обозначенного признака определяется в процентах (100%, 50%, 25%, 12,5% и т.д.) или простой дробью (1/2, 1/4, 1/8, 1116 и т.д.)

Задача 1. Семейная гиперхолестеринемия наследуется как аутосомно­-доминантный признак. У гетерозиготных особей это заболевание выражается в высоком содержании холестерина в крови, у гомозиготных, кроме этого, развиваются ксантомы кожи и сухожилий, а также

атеросклероз.

1. Определите причину фенотипического разнообразия людей с разными генотипами.

2. Определите возможную степень развития гиперхолестеринемия у детей в семье, где оба родителя имеют лишь высокое содержание холестерина в крови.


Задача 2. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей трех братьев и сестер, двое из которых - левши. Определите возможные генотипы мужчины и женщины, а также вероятность того, что дети родившиеся от этого брака, будут левшами..

Задача 3. Синдактилия (сращение пальцев) обусловлена доминантным геном, нарушающим разделение пальцев во время эмбриогенеза. Женщина, имеющая этот дефект, вступала в брак дважды. У обоих мужей пальцы были нормальными. От первого брака родились два сына с нормальным строением кисти. От второго брака - дочь с синдактилией. Определите генотип женщины и ее мужей.
Задача 4. Родители имеют I и III группу крови. У них родился сын с1 группой крови. Определите вероятность рождения дочери с IV группой крови.

Работа 3. Влияние пола организма на формирование признаков человека

В подавляющем большинстве случаев в генотипе организма содержатся два аллельных гена. Это относится к генам, локализованным в аутосомах или гомологичных участках X- и У - хромосом. Но можно привести примеры, когда в генотипе организма в норме содержится только один аллельный ген. В клетках мужского организма присутствует одна Х-хромосома и одна У-хромосома. Гены, локализованные в негомологичных участках этих хромосом, представлены в генотипе одним аллелем, Генотип организма в данном случае следует назвать гемизиготным.

У мужчин гены, локализованные в Х-хромосоме, проявляют себя фенотипически всегда, независимо от своего качества: доминантный или рецессивный (гены, локализованные в У-хромосоме, также всегда проявляются фенотипически, при этом не имеет смысла говорить, об их доминантности или рецессивности).

Задача. Дальтонизм - наследственное заболевание, обусловленное рецессивным сцепленным с Х-хромосомой геном. Отец и сын страдают дальтонизмом, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал нарушение зрения от отца?

* * * * *



Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

1. Решение генетических задач.

1. Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным фенотипом имела помет из 5 щенят, двое из которых были слепыми. Определите генотипы родителей щенят. Из числа нормальных щенят один должен быть продан для дальнейшего разведения. Покупатель хочет быть уверен, что собака не несет гена слепоты. Как это проверить?

2. Альбинизм наследуется как аутoсомный рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой нормален, родились дизиготные близнецы. Один из них нормален по анализируемой болезни, а другой ­альбинос. Какова вероятность рождения следующего ребенка здоровым?

3. Гипоплазия (недоразвитие) эмали зубов обусловлена наличием доминантного Х - сцепленного гена. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет их второй сын?

II. Менделирующие признаки человека

Используя учебные пособия и лекционный материал, приведите примеры нормальных признаков или наследственных болезней человека с указанием локализации гена в хромосомах.






Признак Локализация Характер наследования

гена доминантный Рецессивный

Пример:


Волосы

- белая прядь аутосома наличие отсутствует




Ухо


-мочка уха аутосома свободная приросшая

Самостоятельно

Язык

Подбородок

Пальцы

Фенилкетонурия

Ахондроплазия

Серповидно-

клеточная анемия
Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Скрещиванием организмов (селекцией) занимались предшественники Г.Менделя. Но почему именно он установил закономерности наследования признаков?

2. В чем заключается сущность гибридологического метода? Возможно ли его использование у человека?

3. Почему законы Г.Менделя нельзя использовать при анализе наследования таких признаков человека, как рост и масса тела?

4. Сформулируйте гипотезу «чистоты гамет» и дайте ее генетическое обоснование.

5. В чем заключается причина разнообразия потомков при моногибридном скрещивании?

6. Почему закон расщепления признаков выполняется только при большом количестве потомства?

7. Как определить генотип особи, несущей доминантный признак?

8. Некоторые патологические признаки (заболевания) человека наследуются как доминантные, например, ахондроплазия. Заболевание характеризуется непропорционально короткими конечностями при нормально развитом скелете туловища и головы, карликовым ростом. Почему при этом частота встречаемости больных в популяции очень низкая - 1: 100 000 населения?

9. Почему в тех случаях, когда признак определяется одной парой генов, во втором поколении потомков соотношение особей может отличаться от менделевского?


* * * * *
ПЕРЕЧЕНЬ

аннотированных учебных элементов
Aллель - вариант (состояние) гена, локализованного в определенном локусе (месте) хромосомы.

Aллельные гены - гены, расположенные в одинаковых (идентичных) локусах гомологичных хромосом.

Аллели множественные - гены, представленные в популяции более чем в двух разных вариантах (состояниях). Механизм возникновения ­независимые генные мутации во дном локусе хромосомы.

Множественные аллели определяют варианты_ одного признака. Например, система групп крови АВО У человека кодируется тремя генами: Ja, Jb,i



Аутосомы - неполовые хромосомы, имеющие одинаковые размеры и форму у особей разных полов. У человека обозначаются цифрами от 1 до 22. Совокупности генов одной и той же аутосомы у разных индивидуумов отличаются комбинациями доминантных и рецессивных генов.

Гамета - половая клетка организма (яйцеклетка или сперматозоид).

Гаплоидный набор хромосом - определяется, как правило, в гаметах и содержит одну из каждой пары аутосом и одну половую хромосому (Х или У).

Гемизиготный генотип - генотип, в котором представлен только один аллельный ген. В норме, это характерно для генов, локализованных в негомологичных участках половых хромосом. В гемизиготном состоянии единственная аллель всегда проявляет себя в фенотипе.

Геном - совокупность генов всех особей определенного вида.

Генотип - совокупность всех генов диплоидной (соматической) клетки (в т.ч. митохондрий и пластид).

Генофонд - совокупность всех генов, определяющих у особей определенной популяции.

Гетерозиготный организм - особь, У которой в идентичных локусах гомологичных хромосом располагаются разные аллельные гены. При скрещивании гетерозиготных организмов происходит расщепление по генотипу и фенотипу в соответствии с законами Г.Менделя.

Гомозиготный организм - особь, у которой в идентичных локусax гомологичных хромосом располагаются одинаковые аллельные гены: оба доминантных (гомозиготный доминантный генотип) или оба рецессивных (гомозиготный рецессивный генотип).

Диплоидный набор хромосом - полный парный набор хромосом, содержащийся в соматических клетках (все клетки организма, за исключением половых).

Доминантный ген - ген, признак которого обычно проявляется у гетерозиготных организмов. Степень проявления доминантности зависит от формы взаимодействия аллельныx генов.

Доминирование полное - форма взаимодействия аллельных генов, при которой доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного гена и фенотип гомозиготных доминантных и гетерозиготных организмов сходный.

Доминирование неполное - форма взаимодействия aллельных генов, при которой имеет место промежуточное проявление признака у гетерозиготных организмов по сравнению с гомозиготными. При этом степень проявления признака имеет следующую последовательность: АА > Аа > аа.

Кариотип - диплоидный набор хромосом, характеризующийся совокупностью признаков (число, форма, особенность дифференциального окрашивания). Кариотип является важнейшей цитогенетической характеристикой вида.

Кодоминирование - форма взаимодействия аллельных генов, при которой два разных доминантных аллельных генов проявляют себя. в фенотипе в равной степени. Пример, IV группу крови у человека определяет генотип JA J в.

Менделирующие признаки - наследственные признаки, которые контролируются аллеJ1!>НЫМИ генами и наследование их происходит в соответствии с законами моногибридного скрещивания Г.Менделя.

Наследование - способ передачи наследственной информации между поколениями. Варианты наследования зависят от локализации ДНК в структурных компонентах клетки. Различают аутосомное, X-сцепленное, голандрическое (У -сцепленное) и цитоплазматическое наследование.

Наследственность - общее свойство живых организмов обеспечивать структурную и функциональную преемственность между поколениями, а также специфический характер индивидуального развития.

Признак - любое свойство или качество (морфологическое биохимическое, иммунологическое, клиническое), которое отличает один организм от другого.

Фенотип - совокупность всех признаков организма.

Хромосомы половые - хромосомы, определяющие генетический пол организма - Х и У. У человека женский пол является гомогаметным – в яйцеклетках содержатся по одной Х-хромосоме (кариотип женщин ­46,ХХ), а мужской пол является гетерогаметным - в сперматозоидах находится либо Х-хромосома, либо У-хромосома (кариотип мужчин ­46,ХУ).

Хромосомы гомологичные - хромосомы, имеющие одинаковую ДЛИНУ: форму и характерные особенности дифференциального окрашивания. В диплоидном наборе содержатся 2 гомологичные хромосомы - аутосомы с 1 по 22 пары, у женщин - две Х-хромосомы. У мужчин половые хромосомы (Х и у) являются негомологичными.
* * * * *
Рекомендуемая литература:

1. Биология /Под редакцией В.Н.Ярыгина. в 2-х кн. М., Высшая школа, 2006. -кн. l, с. 61-65, 88-90, 115-125, 137-141, 155-158,222-227.

2. Лекционный материал
Темы учебно-исследовательской работы студентов: 1. Зарождение и становление генетики как науки. Научные труды

Г.Менделя, А.Вейсмана, х.де Фриза, В.Иоганнсена, Т.Моргана.

2. Генетические исследования в СССР.

3. Менделирующие признаки человека: норма и патология.




Занятие № 2

Тема занятия: «Закономерности наследования на организменном уровне. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков»

Цель занятия:

- выявить особенности наследования признаков, контролируемых неаллельными генами;

- рассмотреть особенности дигибридного и полигибридного скрещивания;

- изучить закономерности сцепленного наследования, разобрать принцип построения генетических карт хромосом;

- закрепить навыки в решении генетических задач.
Вопросы для устного собеседования:

1. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя (условия выполнения, формулировка, цитогенетический анализ). Причины разнообразия гибридов второго поколения.

2. Формы взаимодействия неаллельных генов (комплементарность, эпистаз, полимерия),

3. Хромосомная теория наследственности. Хромосома как группа сцепления генов. Понятие о генетических картах хромосом. Механизмы, нарушающие сцепление генов.

4. Полное и неполное сцепление генов. Анализ дигибридного скрещивания в условиях полного и неполного сцепления генов. Генетический эффект кроссинговера.
Самостоятельная аудиторная работа студентов
В общей и медицинской генетике часто возникает необходимость в изучении одновременного наследования двух (дигибридное скрещивание) или более пар признаков (полигибридное скрещивание). Если эти признаки контролируются аллельными генами, то можно предположить существование двух форм наследования: независимого и сцепленного. Принципиальные отличия будут определяться расположением генов в хромосомах. При сцепленном наследовании обе пары аллельных генов располагаются в одной паре гомологичных хромосом. При независимом наследовании пары аллельных генов располагаются в разных парах гомологичных хромосом.

Закономерности и механизмы независимого наследования были выявлены и сформулированы Г.Менделем.



Закон независимого комбинирования признаков: «При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся двумя парами альтернативных признаков, в первом поколении наблюдается единообразие по генотипу и фенотипу, а при скрещивании гибридов первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 9:3:3:1, и при этом возникают организмы с комбинациями признаков, не свойственных родительским формам».

Условия выполнения закона:

1. Каждый признак контролируется парой аллельных генов.

2. Форма взаимодействия аллельных генов - полное доминирование

3. Пары аллельных генов располагаются в разных парах гомологичных хромосом.



Причины разнообразия гибридов:

- независимое расхождение негомологичных хромосом в анафазу 1 мейоза приводит к образованию гамет с различными комбинациями неаллельных генов;

- случайное слияние гамет при оплодотворении приводит к различным комбинациям генов в генотипах потомков.

Главный вывод - новые комбинации генов в генотипах потомков приводят к возникновению у них новых комбинаций признаков. У потомков новые признаки не появляются!
Работа 1. Решение задач

1 . В семье, где родители хорошо слышали и имели один прямые волосы, а другой - вьющиеся, родился глухой ребенок с прямыми волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над геном прямых, а глухота - рецессивный признак. Пары признаков наследуются независимо друг от друга,

2. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом. Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

3. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов наследуются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем парам генов?


Работа 2. Анализ дигибридного скрещивания в условиях полного сцепления генов

Сцеплением генов (термин Т.Моргана) называют совместное наследование генов, ограничивающее их свободное комбинирование. Материальной основой сцепления гена является хромосома. Гены, локализованные в одной гомологичной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются целой группой (совместно). В том случае, если гены передаются постоянно вместе (сцеплено), то говорят о полном сцеплении.

На рис.l представлена схема классического опыта Т. Mopганa по наследованию сцепленных признаков у дрозофилы. Доминантными признаками являются серая окраска и нормальные крылья. Гены, отвечающие за указанные признаки, локализованы в одной группе сцепления. Родительские организмы (Р) по доминантному признаку имеют гомозиготный генотип.

Проведите цитогенетический анализ скрещивания дрозофил и дайте обоснованный ответ о причине расщепления гибридов F2.



P:

G:

F1:


G:

F2:



Рис.1 Сцепленное наследование признаков
Задача. Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными генами. Однако, сцепленными могут быть необязательно гены указанных аномалий, но и ген катаракты с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидактилию от отца. Ее муж нормален в отношении обоих признаков. Какие признаки можно ожидать у их детей? Возможно ли одновременное появление катаракты и полидактилии?

Работа 3. Анализ дигибридного скрещивания в условиях в условиях неполного сцепления генов:

Сцепленное наследование генов может быть нарушено; в этом случае говорят о неполном сцеплении генов. Одной из причин, нарушающей совместное наследование генов, локализованных в одной хромосоме, является кроссинговер.

На рис.2 показаны результаты опытов Т.Моргана, которые позволили выявить факт кроссинговера и его значение в фенотипическом разнообразии потомков. Проведите цитогенетический анализ скрещивания дрозофил и дайте обоснованные ответы. Родительские организмы (Р) по доминантному признаку имеют гомозиготный генотип.

1.Какие типы гамет образует самка F1?

2. Какие причины приводят к фенотипическому разнообразию гибридов второго поколения?

3. Какое может быть численное соотношение различных фенотипов гибридов второго поколения?






P:

G:
F1:

G:


F2:

Рис. 2 Неполное сцепление генов
Работа 4. Влияние взаимодействия неаллельных генов на формирование признаков

Генотип организма не следует рассматривать как простую сумму независимых генов, каждый из которых выполняет свою, не связанную с действием других генов, функцию. Большинство фенотипических признаков у организма формируется в результате взаимодействия различных неаллельных генов, при этом значительное влияние на формирование признака может оказывать окружающая среда.

В ходе исторического формирования генофонда любого вида возникли различные формы взаимодействия неаллельных генов. Для всех эукариот характерны следующие основные формы взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.
Решение задач.

1. Интерферон человека (белок, неспецифический фактор иммунитета) содержит две полипептидные цепи, которые кодируют гены, расположенные в 2-й и 5-й аутосомах. Определите вероятность рождения ребенка, неспособного синтезировать интерферон, в семье, где оба родителя гетерозиготны по указанным генам. Какая форма взаимодействия генов имеет место в данном случае?

2. При скрещивании черных мышей (ААЬЬ) с альбиносами (aaBB) всё первое поколение (АаВЬ) имеет окраску агути, обусловленную зональным распределением пигмента по волосу. Какие соотношения потомков можно ожидать во втором поколении (мыши с генотипом aabb будут альбиносами)? Как называется наследование признаков подобного типа?
* * * * *
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
Решение задач.

1. У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карие глаза над голубыми. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов семьи.

2. Рост человека контролируется несколькими парами неаллельных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Предположим, что Признак контролируется тремя парами генов. Самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см, самые высокие - все доминантные гены и рост 80 см. Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста. У них было четверо детей, которые имели рост 165 см, 160 см, 155 см и 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.
3. Родительские организмы имеют следующие генотипы:

Р: ♀ AaBbCCDd x ♂ aaDDCcDd


Расположите гены в хромосомах, если гены А и В находятся в одной группе сцепления, а гены С и D - в другой. Какие гаметы образует каждая особь, если явление кроссинговера не наблюдается? Какие генотипы возможны в потомстве?

4. Если допустить, что гены W и S сцеплены, и частота кроссинговера между ними составляет 20%, то какие гаметы и в каком соотношении 6удет образовывать дигетерозиготная особь?

5. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая - рецессивным аутосомным геном, несцепленным с предыдущим. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны 110 обеим парам патологических генов?

6. У человека нормальный слух определяется комплементарными доминантными генами, расположенными в разных парах хромосом, а один из видов врожденной глухоты - рецессивными аллелями этих генов. В двух семьях, где родители страдали глухотой, все дети имели нормальный слух. Напишите генотипы родителей и детей. Каких детей можно ожидать от брака хорошо слышащих потомков из семей глухонемых родителей.


Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Сохраняются ли в силе законы моногибридного скрещивания (единообразия и расщепления) при дигибридном скрещивании?

2. Как можно рассчитать соотношение фенотипов во втором поколении при ди- и полигибридном скрещивании?

3. При дигибридном скрещивании в потомстве появились особи двух фенотипов в соотношении 1: 1. Какая причина могла к этому привести?

4. Имеются два разных дигетерозиготных организма с генотипами АаВЬ; один из них образует два типа гамет в соотношении 1: 1, а другой - четыре типа гамет в соотношении 1: 1: 1: 1 (т.е. по 25% каждого типа). В чем может быть причина этого различия?

5. В классическом варианте Ш-го закона Г.Менделя гибриды F1 (генотип АаВЬ) образуют четыре типа гамет. Такое же количество типов гамет образуют дигетерозиготные организмы при неполном сцеплении генов. Будет ли какая-нибудь разница в количественном соотношении гамет в этих вариантах?

6. Приведите примеры различных типов кроссинговера.

7. Что необходимо знать для построения генетических карт хромосом?


* * * * *

ПЕРЕЧЕНЬ

аннотированных учебных элементов
Альбинизм - аутосомно-рецессивное заболевание, обусловленное неспособностью клеток образовывать меланин. Кожа больных имеет белесоватый цвет, волосы очень светлые. Вследствие отсутствия пигмента в радужной оболочке просвечивают кровеносные сосуды глаза, поэтому глаза имеют красновато-розовый цвет. У больных отмечена повышенная чувствительность к солнечным лучам.

Банк (библиотека) генов - полный набор генов данного вида, полученный в составе рекомбинантных ДНК.

Рекомбинантная ДНК - молекула ДНК «собранная» in vitro при использовании сегментов ДНК из двух различных организмов.

Ген-супрессор - ген, подавляющий действие других неаллельных генов.

Карта хромосом генетическая – графическое изображение последовательного расположения генов в хромосоме с указанием расстояния между ними.

Катаракта - помутнение хрусталика глаза.

Комплементарность - форма взаимодействия неаллельных генов, при которой два доминантных (взаимодополняющих, комплементарных) гена вместе оказывают влияние на формирование одного признака.

Морганида (сантиморганида) - единица расстояния между генами в одной группе сцепления.

Неаллельные гены - гены, расположенные в одной группе сцепления; или гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом; или гены, расположенные в негомологичных хромосомах.

Полидактилия - увеличение количества пальцев на кистях и (или) на стопах.

Полимерия кумулятивная - форма взаимодействия неаллельных генов, при которой степень развития одного признака зависит от количества доминантных генов в генотипе.

Сцепления группа - гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления. Количество групп сцепления у вида соответствует количеству аутосом в гаплоидном наборе плюс половые хромосомы. У человека 24 группы сцепления (22 аутосомы + Х-хромосомы и Y - хромосома).

Сцепленное наследование генов - совместное наследование (передача потомкам) генов, локализованных в одной группе сцепления. Различают полное и неполное сцепление. Причины, нарушающие сцепленное наследование генов - кроссинговер и хромосомные мутации.

Эпистаз - форма взаимодействия неаллельных генов, при которой ген-­супрессор подавляет действие других генов. Различают доминантный и рецессивный.

* * * * *



Рекомендуемая литература:

1. Биология под редакцией В.Н.Ярыгина. В 2-х кн. М., Высшая школа, 2006. -кн.I,с.115-117, 142-145, 158-163, 202-207, 228-239.

2. Лекционный материал
Темы учебно-исследовательской работы студентов:

1. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана и ее современное состояние.

2. Генетические карты хромосом человека: методы составления и медицинские перспективы.

* * * * *



Занятие №3


следующая страница >>



Драматург: чревовещатель души. Станислав Ежи Лец
ещё >>