«гармонии таинственная власть» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа для специальности 070109 музыкальное искусство... 1 239.96kb.
3. 1 Законодательная власть 2 Исполнительная власть 3 Судебная система... 1 271.29kb.
Актуальность темы исследования 1 180.4kb.
«Государственная власть и местное самоуправления» 1 72.35kb.
Учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального... 5 1720.06kb.
С творчеством Рафаэля (1483 1520) в истории мирового искусства связывается... 1 102.36kb.
Понятие гармонии в теории трансцендентального права 1 46.75kb.
Ноосферная парадигма качества крестьянского (сельского) образования... 1 148.76kb.
Сегодня Новый Год, и поэтому, прежде всего, я хотел бы поздравить... 1 103.79kb.
Таинственная куколка 1 223.19kb.
Власть и ее виды 1 58.34kb.
Форма опрос хоров россии 1 35.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«гармонии таинственная власть» - страница №3/3


Эпиграф

Отдельным уровнем текста можно считать и эпиграф, так как он, как «слово», стоящее перед текстом, сообщает огромный объем информации и тоже может служить отдельным уровнем в тексте. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, поэмах, драмах, в романе в стихах, в художественной прозе, статьях и даже письмах. Приоткрывая внутренний смысл, подтекст произведения, эпиграфы выявляют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов Пушкина.




Паратекст

Примером использования паратекста является комедия Антона Павловича Чехова "Чайка".


Интертекст

Под интертекстуальностью мы понимаем связь текста с текстами предшествующих литератур или современными, которая может проявиться в прямом и скрытом цитировании, переработке тем и сюжетов, аллюзиях, пародировании, подражании и т.д. Интертекстуальность реализуется как в научных, так и в художественных текстах.

В рассказе Пелевина «Ника» достаточно открыто проявлены связи с произведениями И. Бунина, В. Набокова, М. Лермонтова. Центральным текстом, с помощью которого писатель создает мистификацию и ведет игру с читателем, является рассказ И. А. Бунина «Легкое дыхание». Интертекст является не только хорошим средством интерпретации художественного текста, но и обогащается новыми смыслами в результате включения его во «вторичный» текст.
Гипертекст.

Простейший пример гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря.

Такие виды текста, как метатекст, эпиграф, паратекст, интертекст, гипертекст и сверхтекст, позволяют нам говорить о многофункциональности текста и о его прогрессивном развитии.
Текст и правило «золотого сечения».

Обучаясь в физико-математическом классе, меня заинтересовал вопрос: а можно ли понять текст с помощью математики? Чтобы ответить на него, я обратилась к справочной, энциклопедической литературе и наткнулась на правило «золотого сечения».

Любой текст создается по принципу золотого сечения. Гармонический центр - «абсолютно сильная позиция текста, его эмоциональная и содержательная кульминация». Главное условие - единство меры при подсчетах. Количество единиц текста (включая заглавие и эпиграф) строк, строф, абзацев, словоформ без предлогов, умножить на коэффициент 0,618, затем округлить до единицы данный результат, в итоге получится номер композиционной единицы, являющейся центром.

Всего слов: 41

Формула: 41 · 0,618 = 25

Композиционный центр стихотворения – слово «прощальный».


4.Создание тестов (текстопорождение).

С проблемой создания текстов мы сталкиваемся всю жизнь; в школе мы создаем сочинения, творческие работы, в институте – дипломные работы, а вступив во взрослую жизнь, этим приходится заниматься чуть ли не каждый день. Поэтому проблема создания текста (текстопорождение) является актуальной. Интересным, на мой взгляд, в этом смысле является опыт обучения созданию текстов, представленный в работах А. Петрова, доцента ТГУ. Процесс текстопорождения он рассматривает как образовательный эффект погружения в совместную деятельность. Предлагаются различные приемы и способы создания текстов. Например, школьники в течение нескольких минут должны написать текст, в котором будут два ключевых слова: Платон и сосиска. По мнению автора, подобная методика ( сочетания несочетаемого) будит творческое воображение. Я решила предложить своим одноклассникам создать подобный текст. Вот что из этого получилось. Платон и сосиска. Что такое сосиска? Это свинина. Свинина – щитина. Щитина – кисточка. Кисточка – картина. Картина – идея. Идея – Платон.

Вывод.

При выполнении данной работы я познакомилась с историей возникновения текстов, видами текста, способами его создания. Но это лишь малая доля того, что можно связать с понятием «текст». Что же это такое? Это универсальная единица речи, призванная помочь людям грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме.



Выбранная мною тема, на первый взгляд, кажется, достаточно простой и понятной. Но это только на первый взгляд. Чтобы выстроить логическую связь от первобытных до современных текстов, мною была проделана большая работа. Я постаралась посмотреть на текст с разных точек зрения: с позиции обывателя, вынужденного создавать устные и письменные тексты; с позиции исследователя текста. Для этого я обратилась к различным источникам: справочной, энциклопедической литературе, словарям, текстам разных жанров.
Евгений Боратынский написал:

Болящий дух врачует песнопенье.


Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть...

Каждый человек в современном мире, не замечая этого, живёт среди текстов и сам постоянно вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: реклама, информация по телевидению, в Интернете, в многочисленных газетах и журналах, доклады, объяснительные, информационные записки, заявление о приёме на работу… Текстом считается и танец, и система дорожных знаков, и чек из магазина.

Что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним? Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, истории, литературоведения. Актуальность моей работы не вызывает сомнения. Остановившись на теме исследования «Текст – «гармонии таинственная власть», я поставила перед собой цель: изучение текста как универсальной, гармоничной единицы речи.

Задачи:


  • изучить историю возникновения текстов;

  • привлечь внимание к тексту, показать, что текст – гармоничная единица речи;

  • познакомиться с разными видами текстов;

  • познакомиться с текстами великих ораторов как образцами красноречия;

  • попытаться использовать принцип «золотого сечения» при работе с текстом.

Работа может служить основой для создания проектов «Загадки текста», «Тайны текста», «От слова к тексту», «Создатель текста – ткач?!». Собранные материалы могут быть использованы педагогами и учениками при подготовке и проведении классных часов, других внеклассных мероприятий.

Ключевые понятия исследования:

- текст ( заимств. в XVIII в. из нем. яз. , где Text<лат. textus -«словесное единство» < ткань», производного от texo «тку»);

- ретроспекция (лат.) – обращение к прошлому, обзор прошедших событий;

- гармония (греч.) – связь, стройность, соразмерность;

- актуальность (лат.) – настоящий, современный;

- проект (лат.) – буквально – брошенный вперёд, означает замысел, план, предварительный текст какого-либо документа.

Познакомившись с историей возникновения текстов (письмо через рисунок, первые иероглифы, синайские надписи), текстами древних ораторов, обращаюсь к различным видам современных текстов. В каждом тексте существует отдельный уровень – его называют метатекстом, который используется, например, в заглавии книг. Так, в поэзии Ахматовой заглавия книг - это самостоятельный текст, отражающий движение исторического и личного времени поэта, метатекст, выражающий его жизненную позицию.

Отдельным уровнем текста можно считать и эпиграф, так как он, как «слово», стоящее перед текстом, сообщает огромный объем информации и тоже может служить отдельным уровнем в тексте. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, поэмах, драмах, в романе в стихах, в художественной прозе, статьях и даже письмах.


Выставляя эпиграф, Пушкин как будто размыкает границы собственного текста, подключает его содержание, смысл, стилистику к сказанному до него на языках разных культур.

Текст, набранный курсивом или иным выделяющимся шрифтом, отделяемый тем самым от основной части произведения (напр., ремарки, сопровождающие диалоги в пьесах), называется паратекст. Примером использования паратекста является пьеса А.П. Чехова "Чайка".

Соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла заданного автором, называется интертекстом. Под интертекстуальностью мы понимаем связь текста с текстами предшествующих литератур или современными, которая может проявиться в прямом и скрытом цитировании, переработке тем и сюжетов, аллюзиях, пародировании, подражании и т.д. Рассказ «Ника» является удачным примером «сотрудничества» текста и интертекста. В. Пелевин не только использует известный рассказ для провоцирования у читателя определенных ассоциаций, но и демонстрирует свою интерпретацию рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание». Интертекст является не только хорошим средством интерпретации художественного текста, но и обогащается новыми смыслами в результате включения его во «вторичный» текст.

Текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов, называется гипертекстом. Простейший пример гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря.

Такие виды текста, как метатекст, эпиграф, паратекст, интертекст, гипертекст и сверхтекст, позволяют нам говорить о многофункциональности текста и о его прогрессивном развитии.

Какая существует связь между текстом и правилом золотого сечения? Любой текст создается по принципу золотого сечения. Гармонический центр - абсолютно сильная позиция текста, его эмоциональная и содержательная кульминация. Главное условие - единство меры при подсчетах (словоформы, предложение, строка, страница, глава, которые рассматриваются как доли от единицы - целого текста). Количество единиц текста (включая заглавие и эпиграф) строк, строф, абзацев, словоформ без предлогов, умножить на коэффициент 0,618, затем округлить до единицы данный результат, в итоге получится номер композиционной единицы, являющейся центром. Обратимся к стихотворению А.Т. Твардовского «Июль – макушка лета». Всего слов в стихотворении: 41. Применяем формулу: 41 · 0,618 = 25. Композиционный центр стихотворения – слово «прощальный». Таким же образом можно определить композиционный центр в любом тексте.

С проблемой создания текстов мы сталкиваемся всю жизнь; в школе мы создаем сочинения, творческие работы, в институте – дипломные работы, а вступив во взрослую жизнь, этим приходится заниматься чуть ли не каждый день. Поэтому проблема создания текста (текстопорождение) является актуальной. Интересным, на мой взгляд, в этом смысле является опыт обучения созданию текстов, представленный в работах А. Петрова, доцента ТГУ. Процесс текстопорождения он рассматривает как образовательный эффект погружения в совместную деятельность, предлагаются различные приемы и способы создания текстов.

В процессе работы над исследованием «Текст – «гармонии таинственная власть» я открыла для себя много нового и интересного. Постаралась посмотреть на текст с разных точек зрения: с позиции обывателя, вынужденного создавать устные и письменные тексты; с позиции исследователя текста. В этом мне помогла справочная, энциклопедическая литература, словари, текстам разных жанров.

Думается, что проделанная мною работа будет представлять интерес для людей, которые следят за правильностью создания текстов в устной и письменной речи. Хочется надеяться, что я своей работой сумела доказать, что текст – не просто предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, но универсальная, гармоничная единица речи.

Список литературы:



  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  2. Египетские иероглифы - История создания письменности. ankh.ucoz.ru›index/0-5

  3. Кормилов С. И. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. – М. – 1979.

  4. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.// Русский язык в. – 2000. - №4 школе

  5. Петров А.В. Текстопорождение: образовательный эффект погружения в совместную деятельность. http://school49tomsk.narod.ru/book/129.htm

  6. Шкруднев Федор Дмитриевич. Золотое сечение. Журнал «Самиздат» 1986год.

  7. Яценко И.И. Интертекст как средство интерпретации художественного текста (на материале рассказа В. Пелевина «Ника») - Мир русского слова, № 1, 2001

  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-332233.html

  9. http://akim.jino.ru/downloads/1sem/cult/зарождение%20письменности.doc

  10. http://www.historicus.ru/oratorskoje-iskusstvo-ekskurs-v-istoriju/




<< предыдущая страница  



Прощай тех, кто говорит о тебе плохо, но не тех, кто сообщает тебе об этом. Янина Ипохорская
ещё >>