«гармонии таинственная власть» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа для специальности 070109 музыкальное искусство... 1 239.96kb.
3. 1 Законодательная власть 2 Исполнительная власть 3 Судебная система... 1 271.29kb.
Актуальность темы исследования 1 180.4kb.
«Государственная власть и местное самоуправления» 1 72.35kb.
Учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального... 5 1720.06kb.
С творчеством Рафаэля (1483 1520) в истории мирового искусства связывается... 1 102.36kb.
Понятие гармонии в теории трансцендентального права 1 46.75kb.
Ноосферная парадигма качества крестьянского (сельского) образования... 1 148.76kb.
Сегодня Новый Год, и поэтому, прежде всего, я хотел бы поздравить... 1 103.79kb.
Таинственная куколка 1 223.19kb.
Власть и ее виды 1 58.34kb.
Форма опрос хоров россии 1 35.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«гармонии таинственная власть» - страница №2/3


3.Текст и правило «золотого сечения».

Обучаясь в физико-математическом классе, меня заинтересовал вопрос: а можно ли понять текст с помощью математики? Чтобы ответить на него, я обратилась к справочной, энциклопедической литературе и наткнулась на правило «золотого сечения».

Золотым сечением и даже «божественной пропорцией» называли математики древности и средневековья деления отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей.

С глубокой древности люди пользовались различными рычагами. Весло, лом, весы, ножницы и т.д. – примеры рычагов. Выигрыш, который дает рычаг в прилагаемом усилии, определяется пропорцией. Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является условием правильного и красивого изображения предмета.



Античная колонна

150 см



1 150 см






100 см


250/400=0,6

150/250=0,6
Любой текст создается по принципу золотого сечения. Гармонический центр - абсолютно сильная позиция текста, его эмоциональная и содержательная кульминация. Главное условие - единство меры при подсчетах (словоформы, предложение, строка, страница, глава, которые рассматриваются как доли от единицы - целого текста). Количество единиц текста (включая заглавие и эпиграф) строк, строф, абзацев, словоформ без предлогов, умножить на коэффициент 0,618, затем округлить до единицы данный результат, в итоге получится номер композиционной единицы, являющейся центром.

Знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино" делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром ..."), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам бой с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.

   Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91· 0,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).

   Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.

 Попробуем определить композиционный центр в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Июль – макушка лета».

Июль – макушка лета, -

Напомнила газета,

Но прежде всех газет –

Дневного убыль света;

Но прежде малой этой,

Скрытнейшей из примет, -

Ку-ку, ку-ку – макушка –

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

А с липового цвета,

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, -

Июль – макушка лета.

Всего слов в стихотворении: 41.

Формула: 41 · 0,618 = 25.

Композиционный центр стихотворения – слово «прощальный».

Таким же путем легко определить композиционный центр в любом тексте. (Приложение3).

4.Создание тестов (текстопорождение).

Порождение текстов на естественном языке - процесс преднамеренного построения текста с целью решать определенные коммуникативные задачи. Термин "текст" рассматривается как общий, рекурсивный термин, который может относиться к письменному или устному высказыванию, или к отдельным частям высказывания.

С проблемой создания текстов мы сталкиваемся всю жизнь; в школе мы создаем сочинения, творческие работы, в институте – дипломные работы, а вступив во взрослую жизнь, этим приходится заниматься чуть ли не каждый день. Поэтому проблема создания текста (текстопорождение) является актуальной. Интересным, на мой взгляд, в этом смысле является опыт обучения созданию текстов, представленный в работах А. Петрова, доцента ТГУ. Процесс текстопорождения он рассматривает как образовательный эффект погружения в совместную деятельность. Предлагаются различные приемы и способы создания текстов. Отдельно хочется остановиться на предлагаемой А.В. Петровым модели создания текста:

1) предтекстовая стадия (инвентаризация);


2) текстовая стадия:

создание первичного текста (черновика),

правка,

написание вторичного текста,



правка,

написание третьего варианта текста,

правка и редактирование и т.д.;

3) послетекстовая стадия (публикация).

Одной из самых интересных является стадия инвентаризации, которая подразумевает работу по сбору мыслей и информации по какой-либо теме. На этом этапе происходит также обдумывание формы и способа подачи материала.

Написание SMS тоже является текстопорождением. Ежедневно люди пользуются этой услугой, хотя она появилась около 10 лет назад. Это было связано с увеличением количества пользователей мобильными телефонами. До этого времени практически никто не пользовался SMS. Сегодня каждый месяц во всём мире пишутся миллиарды сообщений, и их количество непрерывно продолжает расти. Мы очень часто общаемся при помощи SMS - сообщений и они уже стали неотъемлемой частью нашего обихода. Важно отметить, что современная молодёжь отдаёт предпочтение SMS - сообщениям по мобильному телефону, чем живому общению между собой. Это явление можно объяснить тем, что при общении по средствам SMS затрачивается на много меньше времени, чем при общении непосредственно друг с другом. В настоящее время люди пользуются текстовыми сообщениями не только для передачи какой - либо информации, они научились вкладывать в них чувства, эмоции и определённый смысл. Так часто используют поздравительные SMS. В связи с таким распространением SMS - сообщений, некоторые лингвисты уже выделяют их как новое средство коммуникации. Как всякое появившееся явление, оно имеет свои особенности, в том числе и языковые.

Несмотря на то что мои сверстники достаточно часто пользуются SMS-сообщениями, проведенное мною анкетирование показало, что 28% опрошенных школьников испытывают определенные трудности при написании SMSок.



Вопрос

10 класс

8 класс

Сколько SMS вы отправляете в течение дня?

50

104

Испытываете ли трудности при написании сообщений?

16% - испытывают трудности

39% - испытывают трудности

Кому, на ваш взгляд, легче писать сообщения (друзьям или родителям)?

67% считают, что отправлять сообщения друзьям легче, а 33% - без разницы

98% считают, что отправлять сообщения друзьям легче, 2% - без разницы

Сладите ли вы за грамотностью?

16% - не следят за грамотностью

20% - не следят за грамотностью

Какие слова употребляете наиболее часто?

«Привет», «ага», «так что».

«Привет», «как дела?», «что делаешь?»

Употребляете ли слова-паразиты и бранные слова?

33% - не употребляют слова-паразиты и бранные слова

41% - не употребляют слова-паразиты и бранные слова

Проанализировав результаты анкеты, я решила предложить школьникам памятку, которая, хочется думать, поможет избежать определенных трудностей создания текстов сообщений.



Памятка.

  1. Соблюдайте нормы орфографии и пунктуации.

  2. Чтобы не допускать орфографических ошибок, используйте шаблоны и словарь Т9.

  3. Не искажайте написание слов.

  4. Для выражения эмоций, состояния можно использовать «смайлики».

  5. Старайтесь избегать слов-паразитов и бранных слов. Они засоряют вашу речь, говорят о низкой культуре.


Заключение

В процессе работы над исследованием «Текст – «гармонии таинственная власть» я открыла для себя много нового и интересного. Познакомилась с историей возникновения текстов, видами текста, способами его создания, открыла для себя взаимосвязь текста с правилом «золотого сечения». Но это лишь малая доля того, что можно узнать о понятии «текст» и его значении для человечества, для создания информационного поля.

Выбранная мною тема, на первый взгляд, кажется, достаточно простой, понятной и изученной. Но это только на первый взгляд. Чтобы выстроить логическую связь от первобытных до современных текстов, мною была проделана большая работа. Я постаралась посмотреть на текст с разных точек зрения: с позиции обывателя, вынужденного создавать устные и письменные тексты; с позиции исследователя текста. Для этого я обратилась к различным источникам: справочной, энциклопедической литературе, словарям, текстам разных жанров. Считаю, что цель, поставленная мною в начале работы над исследованием, в целом достигнута.

Работа «Текст – «гармонии таинственная власть» очень обширна и многогранна, поэтому в рамках одного исследования невозможно отразить все моменты, связанные с данной темой. Мне интересно будет в дальнейшем глубже познакомиться с приемами текстопорождения, видами текстов (интертекст, метатекст). Думается, что проделанная мною работа будет представлять интерес для людей, которые следят за правильностью создания текстов в устной и письменной речи. Хочется надеяться, что я своей работой сумела доказать, что текст – не просто предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, но универсальная, гармоничная единица речи.


Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.


Евгений Баратынский

Список литературы:



  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  2. Египетские иероглифы - История создания письменности. ankh.ucoz.ru›index/0-5

  3. Кормилов С. И. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. – М. – 1979.

  4. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.// Русский язык в. – 2000. - №4 школе

  5. Петров А.В. Текстопорождение: образовательный эффект погружения в совместную деятельность. http://school49tomsk.narod.ru/book/129.htm

  6. Шкруднев Федор Дмитриевич. Золотое сечение. Журнал «Самиздат» 1986год.

  7. Яценко И.И. Интертекст как средство интерпретации художественного текста (на материале рассказа В. Пелевина «Ника») - Мир русского слова, № 1, 2001

  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-332233.html

  9. http://akim.jino.ru/downloads/1sem/cult/зарождение%20письменности.doc

  10. http://lib.ru/KIDS/UTEWSKAYA/klady.txt

  11. http://www.historicus.ru/oratorskoje-iskusstvo-ekskurs-v-istoriju/

  12. http://site-piter.ru/web-dictionary/

  13. http://slovar.lib.ru/dictionary/gipertext.htm

  14. http://raketka.wen.ru/megawen/dr/


Приложение 1.

Как бог Тот создал Письменность.

Мудрый Тот обучил египтян медицине, астрономии, математике и другим

наукам. В каждом городе, в каждом селении появились свои учителя и

наставники, которые уже сами могли учить других; и лекари появились, и

служители богов, и звездочёты. Но вот беда: они передавали свои знания

пока были живы, а когда они умирали, их мудрость и жизненный опыт навсегда

уходили в небытие.
Нужно было дать людям письменность. Мудрецы переселяются в загробный

мир, но их знания должны оставаться на земле и служить потомкам. Всё

мудрое должно быть запечатлено в записи.
Только вот как научить египтян письму? Даже многомудрый всезнающий Тот

не сразу придумал решение для столь трудной задачи.


Поначалу он составил алфавит, где каждому звуку соответствовал

какой-нибудь простенький значок - кружочек, чёрточка, крестик, квадратик

или треугольник. Значков набралось всего-навсего 28, и Тот было

обрадовался: каждый легко запомнит эти кружочки-квадратики. Но, когда бог

написал для пробы несколько фраз таким алфавитом и попытался прочесть, он

так раздосадовался, что смял и отбросил папирус.


Ровные ряды крестиков и кружков навевали смертную скуку - сразу

пропадала охота читать. К тому же и имя великого Ра, и титул его -

"владыка Вселенной", и слово "раб", и даже имя злодейского змея Апопа

выглядели при таком письме одинаково: кружочки-квадратики,

кружочки-квадратики... Никакой разницы между "богом" и "рабом", между "Ра"

и "Апопом" - это просто кощунственно! Чему хорошему научатся люди, если у

них будет такая письменность!..
Бог мудрости стал сочинять другой алфавит. Вместо бессмысленных и

невыразительных геометрических фигурок он обозначил звуки рисунками -

изображениями птиц, рыб, зверей и растений. Вышло лучше, чем в первый раз,

но всё равно плохо. Строчки зверюшек и птичек выглядели красиво, однако

теперь не так-то легко будет запомнить, какая птичка означает "а" и какой

зверёк "б". Да и слово "раб" по-прежнему ничем не отличалось с виду от

слова "бог"... Тот снова надолго задумался.
Прежде всего, из 28 картинок три были явно не нужны. Они обозначали

гласные звуки. Но в разных городах и селениях Та-Кемет люди говорили на

разных диалектах. Египтяне одинаково произносили согласные звуки, а

гласные - везде на свой лад. Если выписывать гласные, то южане не смогут

прочитать папирус, написанный в Дельте, а обитателям Дельты непонятно

будет письмо южан.


"Надо выписывать одни согласные, - решил Тот, - а гласные пусть каждый

вставляет те, к которым привык". Но как сделать, чтоб картинки легко

запоминались, чтобы каждому египтянину сразу было ясно, какая картинка

какой обозначает звук?.. И тут бога осенило: да ведь это очень просто!

Есть, например, слово "иару" - "камыш", - так пусть изображение метёлки

камыша обозначает первый звук слова "иару"- "и" . "А" пускай обозначается рисунком руки, потому что со звука "а"

начинается слово "ауи" - "две руки" . "Р" можно передать изображением рта

: ведь слово "рот" - "ра" - начинается с "р" . И так со всем алфавитом: "н" -

поверхность воды - потому что это первый звук в словах "нет" - "вода" и "нуи" -

"волны"; "ш" - садовый пруд ("ше"); "с" - деревянный засов для ворот ("се");

"ч" - путы для стреноживания скота ("че-чет")... Легко и просто - весь

алфавит! Ничего не надо заучивать: смотри, что нарисовано, выбери

начальные звуки, сложи их вместе - и прочтёшь слово!
- Создал я письменность божественную! - радостно воскликнул Тот и тут

же записал на папирусе:


- Попробую прочесть... - сказал Тот. - Камыш-рот-камыш -

"иару-ра-иару". Теперь отделить начальные звуки каждого слова. Получается

"и-р-и". "Ири" - "Создал"... Опять иару- камыш- "и"- "я". "Создал я..."

Засов-пруд- "се-ше". "Сеш"- "письменность". Вода-путы-рот-камыш -

"нет-чечет-ра-иару" - "н-ч-р-и" - "нечери" - "божественная". Создал я

письменность божественную!
Но, когда Тот перечитал эту фразу несколько раз, ему опять не

понравилось.


Однако бог мудрости уже не сомневался, что он на верном пути и скоро

справится с этим труднейшим делом. Поразмыслив ещё немного, он догадался,

что картинками-иероглифами можно обозначать не только по одной, а сразу по

две и даже по три согласных. Например, слово "глаз" произносится "ирт" -

поэтому изображением глаза можно обозначить две согласных:

"ир". Для "сеш" - "письменность" - лучше просто нарисовать дощечку с красками и тростинку - каждому ясно, что это значит и

как надо прочесть. Для слов "бог" и "божественный", чем выписывать их по

звукам, проще изобразить флаг на шесте, какие в честь богов развеваются в

храмах: .

Что же касается звука "и", пусть его, как прежде, обозначает метёлка

камыша, - но в

тех случаях, когда "и" - это не просто звук, а слово "я", вместо камышовой

метёлки лучше рисовать сидящего человека: , - так даже красивее... "Впрочем

- решил Тот, - кому нравится, может писать "я" иероглифом вместо - ошибки не будет".


- Ири и сеш нечери! Создал я письменность божественную! - повторил Тот

и записал фразу уже по-новому. Получилось:



- А пожалуй, - рассудил Тот, - звук "и" в конце слов можно вообще не

выписывать. К чему лишний труд? И так понятно, где нужно произносить "и",

а где - нет.



Тот терпеливо переписал иероглифы. И опять задумался. "Сеш" - это

"письменность", но ведь и "писец" тоже произносится "сеш"! "Создал я

писца", "создал я письменность" - и так и сяк можно прочесть. Надо

Надо добавлять к словам пояснительные картинки. "Сеш" с человечком: - "писец". "Сеш"

с запечатанным папирусным свитком: - "письменность". "Ра" с солнышком

на конце: - "солнце". "Ра" с изображением бога: - это Ра, властелин богов. Теперь-то уж

Ра не перепутают с мерзким Апопом, имя которого отныне будет писаться с

иероглифом змея :

Тот пересчитал все иероглифы, которые он придумал. Их было уже не 25, а

почти тысяча! Но бог нисколько не огорчился.
- Ничего страшного, - рассудил он. - Ведь не глупцов же я собрался

учить письму! А мудрые и тысячу смогут запомнить.



- Ну, вот, - вздохнул Тот облегчённо. - Совсем другое дело. Это не

треугольники и квадратики. Вот только никакого почтения к богам в этой

фразе: бог на последнем месте. Нет! Жрецы называют себя "рабами бога", но

писать нужно "бога рабы" - бог на первом месте! Не "молиться Ра", а "Ра

молиться". "Осирисом хвалимый", "божественное письмо":



- Создал я божественное письмо! - воскликнул Тот, превратился в ибиса и

полетел учить египтян новому искусству.

Приложение 2.

Цицерон.

ОРАТОРСКОЕ ОПИСАНИЕ КАЗНИ РИМСКОГО ГРАЖДАНИНА.

162. Так на самой площади Мессаны {Теперь Мессина в Сицилии.} секли

розгами римского гражданина {Гражданина Гавия.} судьи; но среди страданий и свиста розог не было слышно ни единого стона, ни единого слова этого

несчастного, кроме лишь слов: "Я римский гражданин!" {По римскому праву запрещалось наказывать гражданина без суда.} Этим заявлением о своем гражданстве он думал избавиться от всех ударов и от всех мучений; но он не только не добился того, чтобы умерилась сила розог, - нет, в то время как он умолял и все чаще и чаще указывал на свое гражданство, готовили крест, - да, крест для этого несчастного и замученного человека, который раньше и не видел никогда этого поганого орудия.

163. О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим

гражданством!.. О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую, наконец, ему возвратили! Неужели все это настолько отошло на задний план, что связанного римского гражданина в провинции римского народа, на площади союзного города подвергает бичеванию тот, кто своими фасцами и секирами {Атрибуты власти римского консула.} был обязан благодеянию римского народа?
Перевод С.П.Кондратьева

Изречения и цитаты Квинтилиана.

Если война - причина зол, то мир будет их исцелением.

Есть такие краткие изречения или пословицы, которые всем приятны и широко употребляются. Такие изречения не переходили бы из века в век, если бы всем людям не казались истинными.

Краткость речи не должна лишать ее изящества, иначе речь будет груба.

Кто ни с кем себя не сравнивает, тот, естественно, мнит о себе слишком много.

Лжец должен обладать хорошей памятью.



Приложение 3.

Федор Сологуб
***

Сердце дрогнуло от радости.

Снова север, снова дождь,

Снова нежен мох и тощ, -

И уныние до радости,

И томление до сладости,

И мечтанья тихих рощ,

И дрожит душа от радости, -

Милый север! Милый дождь!

Всего слов: 34

Формула: 34 · 0,618 = 21

Композиционный центр стихотворения – слово «сладости».


------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!


(по К.Г. Паустовскому)
Всего предложений: 24

Формула: 24 · 0,618 = 14,8

Композиционный центр текста – предложение № 15 (14,8)

Любой человек в современном мире, не замечая этого, живёт среди текстов и сам вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: реклама, информация по радио, доклад, статья в газете, сообщение, отправленное через Интернет… И это не говоря уже о широком понимании этого термина, когда текстом считается и танец, и система дорожных знаков.

Что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним? Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, истории, литературоведения. Чтобы постичь текст в целом, необходимы знания из области теории литературы, истории языка, этнографии. Изучая текст, мы, школьники, невольно обогащаем свой культурный багаж, формируем представления о разных сторонах жизни, совершенствуем нравственное чувство. Учимся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, исправлять ошибки, овладевать богатством точной и выразительной речи.
Цель моей работы: изучение текста как универсальной единицы речи.

Основная часть моей работы представлена следующими пунктами: история возникновения текстов, виды текстов, текст и правило золотого сечения, текстопорождение.


Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -живописный и греческого grapho -пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.
Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос»-«священный» и «глифе»«вырезанное») - фигурные знаки, обозначающие целые понятия или отдельные слоги и звуки речи, название "иероглиф" первоначально обозначало "священные, высяченные письмена". Китайские иероглифы возникли из рисунков (13 в. до н.э.). До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка

В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков.


Работая над выбранной мною темой, нельзя было не обратиться к текстам древних ораторов как образцовым текстам. Ведь известно, что настоящий оратор сможет реализовать три великие цели: убедить, усладить, победить (воздействовать).

Мне интересно было познакомиться с разными видами текстов. Метатекст

У метатекста есть определённая цель. Он помогает в раскрытии сути текста, в его преподнесении читателю. Также он используется в заглавии книг. Так, например, в поэзии Ахматовой заглавия книг - это самостоятельный текст, отражающий движение исторического и личного времени поэта, метатекст, выражающий его жизненную позицию. Так, шестая книга первоначально называлась "Ива" (1940, в сборнике "Из шести книг"), но затем в 1961 году была переименована. Стихи "Ивы" получают в однотомнике избранного А. Ахматовой новое название - "Тростник". Почему? Потому, что не плакучая ива, видом своим напоминающая согбенного несчастьями человека, - синоним ахматовской Музы, а поющий тростник. Стойкость, непреклонность, сила - позиция автора в данной книге.

Символичны также заглавия книг А. Ахматовой: "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini", "Тростник".


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение. Николай Бердяев
ещё >>