«гармонии таинственная власть» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа для специальности 070109 музыкальное искусство... 1 239.96kb.
3. 1 Законодательная власть 2 Исполнительная власть 3 Судебная система... 1 271.29kb.
Актуальность темы исследования 1 180.4kb.
«Государственная власть и местное самоуправления» 1 72.35kb.
Учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального... 5 1720.06kb.
С творчеством Рафаэля (1483 1520) в истории мирового искусства связывается... 1 102.36kb.
Понятие гармонии в теории трансцендентального права 1 46.75kb.
Ноосферная парадигма качества крестьянского (сельского) образования... 1 148.76kb.
Сегодня Новый Год, и поэтому, прежде всего, я хотел бы поздравить... 1 103.79kb.
Таинственная куколка 1 223.19kb.
Власть и ее виды 1 58.34kb.
Форма опрос хоров россии 1 35.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«гармонии таинственная власть» - страница №1/3

VIII РАЙОННАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«МИР ВОКРУГ НАС»


СЕКЦИЯ «Филологическая»

Текст – «гармонии таинственная власть»

Автор: Зайцева Вероника, 10 класс,

МБОУ гимназия №2.

Руководитель: Иост Светлана Семеновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №2

Асино 2013

Оглавление




  1. Введение…………………………………………………………………………3

  2. Основная часть…………………………………………………………………..5

  1. История возникновения текстов.

1.1. Письмо через рисунок.……………………………………………………...5

1.2. Первые иероглифы...………………………………………………………..6

1.3. Синайские надписи....……………………………………………………….8

1.4. Тексты древних ораторов.………………………………………………….8

2. Виды текстов.

2.1. Метатекст.……………………………………………………………………9

2.2. Эпиграф..……………………………………………………………………11

2.3. Паратекст.…………………………………………………………………...12

2.4. Интертекст.………………………………………………………………….13

2.5. Гипертекст.………………………………………………………………….14

3. Текст и правило «золотого сечения».………………………………………….15

4. Создание тестов (текстопорождение).…………………………………………16



  1. Заключение.……………………………………………………………………..18


Введение.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Каждый человек в современном мире, не замечая этого, живёт среди текстов и сам постоянно вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: реклама, информация по телевидению, в Интернете, в многочисленных газетах и журналах, доклады, объяснительные, информационные записки, заявление о приёме на работу… Текстом считается и танец, и система дорожных знаков, и чек из магазина.

Что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним? Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, истории, литературоведения. Чтобы постичь текст в целом, необходимы знания из области теории литературы, истории языка, этнографии. Изучая текст, мы, школьники, невольно обогащаем свой культурный багаж, формируем представления о разных сторонах жизни, совершенствуем нравственное чувство. Учимся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, исправлять ошибки, овладевать богатством точной и выразительной речи.

О тексте, его значении, о необходимости работы с ним в образовательных заведениях серьёзно стали говорить более 20 лет назад. Создана специальная наука о тексте – лингвистика текста. Однако до настоящего времени часто встречаются факты неумелого построения текста, неряшливого владения готовым текстом. Низка культура речи в устном и письменном тексте. Результаты ГИА и ЕГЭ констатируют факт: учащиеся не всегда умело интерпретируют исходный текст и на его основе создают новый текст, затрудняются в переходе от текста к изложению.

Таким образом, актуальность моей работы не вызывает сомнения. Остановившись на теме исследования «Текст – «гармонии таинственная власть», я поставила перед собой цель: изучение текста как универсальной, гармоничной единицы речи.



Задачи:

  • изучить историю возникновения текстов;

  • привлечь внимание к тексту, показать, что текст – гармоничная единица речи;

  • познакомиться с разными видами текстов;

  • познакомиться с текстами великих ораторов как образцами красноречия;

  • попытаться использовать принцип «золотого сечения» при работе с текстом.

Моя работа должна помочь школьникам преодолеть трудности, возникающие при создании текстов (писем, sms-сообщений, творческих работ, сочинений на ЕГЭ, ГИА), расширить их знания о видах текста, учить бережному отношению к этой единице речи. Кроме того, в процессе работы над исследованием мною созданы памятки, призванные помочь школьникам (и не только) создавать грамотные тексты как не большие по объему, так и объемные.

Практическое использование моей работы.

Работа может служить основой для создания проектов «Загадки текста», «Тайны текста», «От слова к тексту», «Создатель текста – ткач?!». Собранные материалы могут быть использованы педагогами и учениками при подготовке и проведении классных часов, других внеклассных мероприятий.



Ключевые понятия исследования:

- текст ( заимств. в XVIII в. из нем. яз. , где Text<лат. textus -«словесное единство» < ткань», производного от texo «тку»);

- ретроспекция (лат.) – обращение к прошлому, обзор прошедших событий;

- гармония (греч.) – связь, стройность, соразмерность;

- актуальность (лат.) – настоящий, современный;

- проект (лат.) – буквально – брошенный вперёд, означает замысел, план, предварительный текст какого-либо документа.




  1. История возникновения текстов.

Основой любой древней культуры является письменность. Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. Ее возникновение было связано с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам.

Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

1.1. Письмо через рисунок

Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -живописный и греческого grapho -пишу). Это один из видов предписьма. В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы - лодку, дом и др. Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.

На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу - пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами - это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей - шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?

Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины - два звука НБ.

И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками.

В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук.

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот является наместником Ра; как времени - разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса. (Смотри приложение 1).

Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.

1.2.Первые иероглифы.

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос»-«священный» и «глифе»«вырезанное») - фигурные знаки, обозначающие целые понятия или отдельные слоги и звуки речи, название "иероглиф" первоначально обозначало "священные, высяченные письмена". Начертание иероглифов складывается из стандартных черт, повторяющихся в различных комбинациях.

Иероглифика (иероглифическое письмо) - письмо, использующее иероглифы, знаки, каждый из которых обозначает отдельную лексическую единицу (морфему, слово). Иероглифическое письмо является одним из древнейших видов письма, непосредственным развитием пиктографического (рисуночного) письма. Главный писчий материал изготавливали из папируса - тропического водного растения, похожего на тростник. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка»), а весь остальной текст был чёрного цвета.

Иероглифы, используемые в китайском письме, как правило, имеют большое количество значений, объединяющее в одно целое зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и ментальные признаки, явления реальной жизни и восприятие человека. В последнее время становится модной иероглифическая каллиграфия – искусство письма.

Каллиграфия является традиционным китайским видом искусства. Важность образной составляющей иероглифов, видимо, стала причиной появления каллиграфии как вида искусства и ее связи с живописью.


Китайские иероглифы возникли из рисунков (13 в. до н.э.). До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.

В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.

Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками – иероглифами.
1.3. Синайские надписи

В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.

Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка.

Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.

Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.

1.4.Тексты древних ораторов.

Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона, это самый яркий и известный оратор и теоретик красноречия (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей(текстов).

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести (см. в приложении 2).

Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Хочется остановиться на трудах еще одного яркого оратора, Марка Фабия Квинтилиана (около 35 — около 96) – римский оратор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности), был сторонником педагогической риторики. Он видел изменения в риторике и упадок традиционного красноречия и причину этого явления видел в плохом обучении и воспитании ораторов. По мнению Квинтилиана, решающее значение для расцвета красноречия имеет личность каждого оратора, его образование и нравственность, занятия философией, выработки вкуса, достоинство в поведении и изысканность в речи. Об этом он написал в большой работе "Ораторское образование" (100 г. н. Н.э.).

Квинтилиан высоко ценил красноречие Цицерона, изучал его произведения и использовал их в своей риторической школе. Ученикам говорил: "Чем больше тебе нравится Цицерон, тем более будь уверен в своих успехах".

Квинтилиан придерживался того мнения, что для оратора является обязательным обучение в риторической школе, усвоение всех премудростей риторической науки, практической риторики - техне, использование образцов великих ораторов прошлого. Цицерон видел в образе оратора философа, мыслителя, господина, благодетеля. Квинтилиан пытался выучить и воспитать оратора как хорошего, изысканного стилиста. Квинтилиан считал, что "Разнообразие средств словесного выражения должна иметь свои пределы, блеск - мужественную сдержанность, а изобретательность должна быть умеренной. Таким образом, речь станет продолжительной, но не слишком; изысканной, но не претенциозной; смелой, но не наглой; серьезной, но печальной; глубокой, но не тяжелой; веселой, радостной, но не легкомысленной; шутливой, но не распущенной; величественной, но не многословной."




  1. Виды текстов.

2.1. Метатекст.

Познакомившись с историей возникновения текстов, текстами древних ораторов, хочется обратиться к различным видам современных текстов, постичь способы их создания.

В наше время термин "текст" является очень распространённым, это позволяет всем правильно представлять себе, что это такое. С ним мы встречаемся ежедневно. Ведь мир сегодня настолько полон информацией, которая в большинстве своем представлена в виде текста. В каждом тексте существует отдельный уровень – его называют метатекстом. Это стандартный термин из русского языка, который не обошёл стороной и сетевые ресурсы. До появления и распространения сети Интернет его использовали в технической литературе. К метатексту относятся пародии или дополнения к фразе, которые помогают вызвать ассоциативный ряд. В базы данных удобно вносить метатексты, чтобы с его помощью персонифицировать документ.

Метатекст в тексте выделить несложно. У него есть свои рамки, касающиеся семантики и логического звена. Эти элементы текстового типа отнесены ко второму порядку.

В интернет-терминологии метатекстом считают текст о тексте. Это может быть комментарий к какой-то статье или сообщению. Метатекст может быть заключён в словообразованиях разного вида - даже в одном сложносочинённом предложении.

У метатекста есть определённая цель. Он помогает в раскрытии сути текста, в его преподнесении пользователю (читателю). В интернет-магазинах можно увидеть метатексты в виде краткого описания товара. Также он используется в заглавии книг. Так, например, в поэзии Ахматовой заглавия книг - это самостоятельный текст, отражающий движение исторического и личного времени поэта, метатекст, выражающий его жизненную позицию. Так, шестая книга первоначально называлась "Ива" (1940, в сборнике "Из шести книг"), но затем в 1961 году была переименована. Стихи "Ивы" получают в однотомнике избранного А. Ахматовой новое название - "Тростник". Почему? Потому, что не плакучая ива, видом своим напоминающая согбенного несчастьями человека, - синоним ахматовской Музы, а поющий тростник. Стойкость, непреклонность, сила - позиция автора в данной книге.

Символичны также заглавия книг А. Ахматовой: "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini", "Тростник".

А.А. Ахматова – это поэт, творчество которого охватывает две мировые войны, революцию, Гражданскую войну, сталинское время. Она смогла создать свое собственное понимание этого периода, определяя новое место человека в историческом процессе.

Стихи, вошедшие в книгу «Вечер», выражают и исследуют ее собственную внутреннюю жизнь, личный опыт. Название «Вечер», на первый взгляд, мало подходит для первой книги, так как вечер – это время суток, наступающее в конце дня, перед ночью. Вечер – символ завершенности. А в 1909 – 1912 годы Ахматова только начинает свой творческий путь.

Для понимания смысла заглавия важно также первое и последнее стихотворения книги. Стихотворение «Молюсь оконному лучу» непосредственно связано с вечерним богослужением. Слова «молюсь», «вечерняя тишина», «пустая храмина», «праздник золотой», «утешение» знаменуют собой процесс общения с Богом каждого отдельного человека. Последнее стихотворение книги «Я и плакала и каялась» – монолог героини. Это ее одновременное обращение и к Богу, и к своему возлюбленному. Она устала от любовного непонимания и просит помощи в принятии решения:

Хоть бы с неба грянул гром!

Сердце темное измаялось…

Я и плакала и каялась.

Проследив за наличием ассоциаций со словом «вечер», присутствующих на страницах данной книги, можно сделать выводы по символике заглавия «Вечер»:

Налицо два полярных понимания значения символа «вечер»:

1.       Вечер как начало жизни, начало творческого пути.

2.       Вечер – конец жизни.

И везде значение символа «вечер» – обобщенный образ начала служения во имя любви, искусства, гармонии.

2.2. Эпиграф.

Отдельным уровнем текста можно считать и эпиграф, так как он, как «слово», стоящее перед текстом, сообщает огромный объем информации и тоже может служить отдельным уровнем в тексте. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, поэмах, драмах, в романе в стихах, в художественной прозе, статьях и даже письмах. Приоткрывая внутренний смысл, подтекст произведения, эпиграфы выявляют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов Пушкина.


Частое обращение к эпиграфу, более характерное для европейской, чем для русской литературной традиции, по-видимому, объясняется особой значимостью для Пушкина этого структурного элемента, который встречается в самых важных, этапных произведениях поэта. Выставляя эпиграф, Пушкин как будто размыкает границы собственного текста, подключает его содержание, смысл, стилистику к сказанному до него на языках разных культур. Откровенно подчеркнутые эпиграфом связи текста с литературными и культурными явлениями как прошлого, так и настоящего, как русскими, так и всемирными, одновременно акцентируют внимание на самом главном в произведении.

Эпиграф - (от греч. - надпись) – короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или его части. Источниками эпиграфов могут стать произведения художественной, публицистической, сакральной (относящейся к религиозному культу и ритуалу) литературы, устного народного творчества, официальные документы, мемуары, опубликованные письма, автоцитаты. В афористически-краткой форме строки эпиграфа еще до знакомства читателя с текстом сообщают о главной теме и идее произведения, выражают его основные коллизии и настроение, могут давать представление об ожидаемых сюжетных ходах, предварительно характеризовать действующих лиц. Иначе говоря, в эпиграфе всегда содержится основная мысль, затем развиваемая в тексте.

Появившись в литературе эпохи позднего Возрождения, эпиграфы до конца XVIII века оставались редким явлением. В широкий литературный оборот они были включены писателями-романтиками, и на протяжении двух столетий к ним часто обращались прозаики, поэты, публицисты, драматурги, литературные критики. В русской литературе эпиграфами часто пользовались А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, А.А. Ахматова, М.М. Пришвин, В.П. Астафьев, К.Д. Воробьев, И.А. Бродский и многие другие писатели и поэты.

2.3. Паратекст.

Текст, набранный курсивом или иным выделяющимся шрифтом, отделяемый тем самым от основной части произведения (напр., ремарки, сопровождающие диалоги в пьесах), называется паратекст. Примером использования паратекста является комедия Антона Павловича Чехова "Чайка".

Итак, следует констатировать появление в паратексте чеховской драмы авторской точки зрения. Она трансформирует традиционный функционально-вспомогательный фрагмент драматического текста, «мертвое слово ремарки» (М. М. Бахтин), в самостоятельный художественный элемент. Эта трансформация влечет за собой не только метафоризацию и символизацию предваряющих действие ремарок. Она естественно вовлекает в этот сложный процесс и ремарки, сопровождающие действие, которые тоже перестают быть только функциональными, рассчитанными на сценическую реализацию драмы и начинают выполнять абсолютно новую для них роль, становясь главным способом авторской характеристики персонажей, их авторской оценки.

В чеховской драматургии выделяют четыре основные группы ремарок этого типа, внешне совпадающих с традиционной их типологией. Первая из них, за исключением отдельных замечаний, останется в пределах данной главы вне специального внимания: она включает ремарки, которые дополняют (расширяют, конкретизируют) пространственно-временные координаты, уже заданные в ремарках, предшествующих действию. Остальные три группы ремарок характеризуют собственно персонажей, поэтому остановимся на них более подробно:

• во-первых, это ремарки, маркирующие перемещение персонажей по сцене, отчасти – их жесты, а также называющие адресата их реплик;

• во-вторых, психологические ремарки;

• в-третьих, ремарки-детали внешнего облика персонажа.

2.4. Интертекст.

Соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла заданного автором, называется интертекстом. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

Под интертекстуальностью мы понимаем связь текста с текстами предшествующих литератур или современными, которая может проявиться в прямом и скрытом цитировании, переработке тем и сюжетов, аллюзиях, пародировании, подражании и т.д. Интертекстуальность реализуется как в научных, так и в художественных текстах.

В настоящее время меняется сам принцип восприятия информации вообще и литературы в частности. Сегодня благодаря Интернету меняется модальность бытования текста, меняется его природа. Более не существует расстояний и зависимости книги от тиража и факта самого издания. Литература становится все более интерактивной. Подобный текст, скорее всего, не удастся опубликовать на бумаге никогда. Благодаря Интернету сокращается до минимума расстояние между автором и читателем; многие книги, в том числе и тексты Пелевина (например, его романы «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation П»), были доступны еще до их издания на бумаге.

В рассказе Пелевина «Ника» достаточно открыто проявлены связи с произведениями И. Бунина, В. Набокова, М. Лермонтова. Центральным текстом, с помощью которого писатель создает мистификацию и ведет игру с читателем, является рассказ И. А. Бунина «Легкое дыхание».

Отношения текста и интертекста двусторонни, то есть не только можно интерпретировать с помощью интертекста, но и наоборот – интертекст нередко насыщается новыми смыслами в результате включения его во «вторичный» текст. Рассказ «Ника» является удачным примером «сотрудничества» текста и интертекста. В. Пелевин не только использует известный рассказ для провоцирования у читателя определенных ассоциаций, но и демонстрирует свою интерпретацию рассказа «Легкое дыхание».

В. Пелевин – писатель-постмодернист: проза Пелевина строится на неразличении настоящей и придуманной реальности… Пелевин – поэт, философ и бытописатель пограничной зоны. Художественное время и пространство его текстов причудливо, изменчиво, а герои обитают сразу в нескольких мирах. В центре внимания писателя – «психологическое пространство личности», поэтому не случайно его тексты часто напоминают психологический автопортрет.

Таким образом, интертекст является не только хорошим средством интерпретации художественного текста, но и обогащается новыми смыслами в результате включения его во «вторичный» текст.

2.5. Гипертекст.

Текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов, называется гипертекстом. Простейший пример гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря.

В литературоведении гипертекст — это форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты.

Гипертекстовость (гиперлитература) — новое свойство, характеристика литературного прозаического произведения, для которого характерны черты гипертекста (внутренние корреляционные ссылки, отсутствие линейного повествования). Используется для создания эффекта игры, свойственного постмодернистской литературе: количество значений изначального текста расширяется благодаря читательскому формированию сюжетной линии.

Из заметных литературных произведений, характеризуемых гипертекстовостью, — роман-лексикон «Хазарский словарь» Милорада Павича, философская повесть «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского, роман Джонатана Сафрана Фоера «Дерево кодов».

Такие виды текста, как метатекст, эпиграф, паратекст, интертекст, гипертекст и сверхтекст, позволяют нам говорить о многофункциональности текста и о его прогрессивном развитии.



следующая страница >>



Почему так трудно купить подарок, которой выглядел бы на столько, сколько он стоил на самом деле? Янина Ипохорская
ещё >>