Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Три мировые религии буддизм, христианство, ислам 2 792.18kb.
Основные знания и умения 1 48.42kb.
Урок-игра по теме "Путешествие в средневековье: ислам и христианство... 1 50.38kb.
Основные философские и религиозные верования китайцев: буддизм; 1 29.18kb.
Сборника «Ислам и христианство: на пути к диалогу» 1 99.82kb.
Тема: Христианство План лекции 1 126.32kb.
Закон Республики Абхазия о свободе совести и о религиозных объединениях 1 306.22kb.
Тгу, г. Тюмень Адатный ислам по обе стороны Уральских гор 1 70.62kb.
Несовместимость христианства с буддизмом 1 37.42kb.
Римская Империя и Христианство 1 389.84kb.
Индуизм  Буддизм – Дзен-буддизм: теологический и антропологический... 1 170.13kb.
Сборник заданий №1 Вы должны выполнить все контрольные задания, представленные... 4 639.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - страница №5/6

Термины и понятия к главе III



Арабский халифат, закат, имам, ислам, Кааба, Коран, мечеть, минарет, муфтий, салат, саум, Сунна, сунниты, суфизм, суфий (дервиш), теократия, хадж, хадис, халиф, ханиф, шариат, шахада, шииты

Вопросы к главе III

1. Пророк Мухаммад и процесс возникновения ислама.

2. Священные тексты ислама. Что такое хадисы? Что общего между Кораном и Библией?

3. Раскройте основы вероучения и культа мусульман. Какой аспект в этой религии преобладает: обрядовый или вероучительный?

4. Что такое шариат? Каковы его положения?

5. Основные направления в исламе, особенности их вероучений.

6. Какие народы традиционно исповедуют ислам в России?

Литература к главе III

1. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. − 6-е изд. − М.: Книжный дом «Университет», 2001.

2. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / ред. Л. В. Негря. – М.: «Восточная литература» РАН, 1999.

3. Основы религиоведения: учебник / под ред. И. Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2008.

4. Радугин А. А. Введение в религиоведение: курс лекций. – М.: «Центр», 1997.

5. Шепотько Л. В. История и теория мировых религий: учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008.



КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕКОТОРЫХ ИМЕН И ПОНЯТИЙ

«Авиньонское пленение пап» − вынужденное (под давлением французских королей) пребывание Римских пап в Авиньоне в 1309–1377 гг. (с перерывом в 1367–1370 гг.).

Авраам – родоначальник еврейского народа, великий пророк, чтимый во всех т. н. авраамических религиях (в исл. – Ибрахим).

Авраамические религии – религии, происходящие из общей древней семитской традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племен Аврааму (иудаизм, христианство и ислам).

Автокефальные церкви (прав.) – административно независимые церкви.

Ад по древнегреческой мифологии царст­во мертвых. По библейским представлениям преисподняя. До Страш­ного Суда − царство мертвых, после Страшного Суда − место наказа­ния («геенна», «темница», «озеро огненное и серное», «печь огнен­ная»), предназначенное для грешников, дьявола и падших ангелов, обреченных на муку вечную. В исламе − «джаханна», «геенна» − место посмертного пребывания неверных и грешников, также связанное с тяжкими муками.

Адвентисты (прот.) – последователи религиозного течения, возникшего в США в XIX в. и основанного на вере в скорое второе пришествие Христа.

Ади-будда (будд.) – «изначальный будда», воплотивший в себе сущность всех Будд.

Азан (исл.) – призыв на молитву.

Алтарь – во многих религиях главное место храма, где совершаются священнодействия.

Амвон (христ.) – возвышенный выступ в храме; место для чтения Евангелия, произнесения проповедей священником.

Ангел (от гр. – вестник) – в авраамических религиях бесплотное существо, исполняющее повеления Бога.

Англикане (прот.) – последователи религиозного движения, возникшего вследствие обособления английской церкви в XVI в.

Антихрист (от гр. противохристос) − посланник и сообщник сата­ны, фальшивый двойник Христа, лжец, выдающий себя за Бога. По Апокалипсису, противник Христа должен появиться перед концом света и вторым пришествием Христа. Символически изображается в образе семиголового и десятирогого зверя, зашифрованного таинст­венным числом «666».

Антифоны (прав.) – песнопения, исполняемые попеременно двумя хорами в ходе богослужения.

Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова (христ.) – последняя книга Нового Завета, содержащая предсказания о конце света и Страшном Суде.

Апокриф (христ.) – произведение религиозного содержания, не признанное каноническим.

Апостолы (христ., от гр. – посол) – в раннем христианстве бродячие проповедники христианства. В Новом завете 12 апостолов – ближайшие последователи (ученики) Христа.

Апостольское преемство (христ.) – непрерывная передача благодатного дара на особое служение.

Арафат (исл.) – гора в 20 км от Мекки. По преданию, именно здесь встретились Адам и Ева. Отсюда Мухаммад произнес свою последнюю проповедь. Стояние на горе Арафат является кульминацией хаджа.

Армия спасения (прот.) – религиозно-филантропическое движение, основанное в XIX в. в Англии У. Бутусом.

Архангелы (христ.) – третья, высшая степень ангельской иерархии.

Архат (будд.) – человек, достигший состояния высшего духовного развития (нирваны).

Архиепископ (христ.) – главный епископ, имеющий право надзора за другими епископами.

Архимандрит – старший монашествующий сан второй степени священства (идет перед епископом); обычно его имеют настоятели православных монастырей.

Аскетизм (от гр. − упражнение, подвиг) − подавление или ограничение чувственных желаний, уход от жизненных благ. Призыв к аскетизму присущ многим религиям. Наиболее последовательно воплощается в монашестве.

Атеизм (от гр. − отрицание Бога) − наиболее последова­тельная форма свободомыслия, система материалистически обосно­ванных взглядов, отрицающих веру в сверхъестественные силы, в Бо­га, подвергающих критике религиозную картину мира и утверждающих светское миропонимание, светский подход к проблемам природы, человека, познания и ценностям. Опирается на позитивные данные науки и практики, на гуманистические традиции в истории культуры.

Аугсбургский символ веры (прот.) – документ, содержащий основополагающие моменты лютеранского вероучения; составлен Меланхтоном при участии Лютера в 1530 г.

Аятолла (араб. – знамение, знак Аллаха) – шиитский религиозный титул.

Баптисты – последователи одного из направлений английского протестантства.

Библия (христ.) – собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа избранными Богом людьми (пророками и апостолами); составляет Священное Писание.

Бог Дух Святой (христ.) – одна из ипостасей Троицы.

Бог Отец (христ.) – верховная сущность, наделенная высшим разумом, высшим совершенством, всемогуществом, сотворившая мир и управляющая им; одна из ипостасей Троицы.

Богословие (теология) − систематизированное религиозное веро­учение. Как правило, опирается на религиозно-философские построе­ния. Включает толкование «священных книг», сочинений «Отцов Церкви», её канонов, догм и иных установлений. Особенно разработа­но в христианстве. Например, православное богословие состоит из таких дисциплин, как апологетика (обоснование исходных идей вероуче­ния), догматическое богословие (выяснение смысла догматов, приня­тых двумя первыми Вселенскими соборами), нравственное богословие (обоснование моральных норм, ведущих к спасению), экзегетика (ортодоксальное толкование Библии), пастырское богословие (правила поведения служителя церкви), литургика (теория богослуже­ния), гомилетика (теория проповедничества), каноническое богосло­вие (церковное право).

Богочеловек (христ.) – Иисус Христос, Бог, воплотившийся в человеке.

Бог Сын (христ.) – Иисус Христос, одна из ипостасей Троицы.

Бодхидхарма (Дамо, Дарума) – 28-й патриарх буддизма, в VI в. положивший начало чань-буддизму.

Бодхисатва, бодхисаттва (будд.) – «существо, стремящееся к просветлению», решившее стать буддой.

Будда – человек, достигший наивысшего предела духовного развития, просветления; личное имя Будда носит основатель буддизма.

Бурак, ал-Бурак (исл.) – белая лошадь с человеческим ликом и крыльями, на которой пророк Мухаммад совершил мирадж.

Ваджра (будд.) – небольшой ритуальный жезл; в буддизме Тибета символ просветления.

Ваджраяна – «алмазная колесница»; одно из направлений буддизма.

Вайрочана (будд.) – один из Будд, особо почитаемых в Китае и Японии.

Ваххабизм (исл.) – религиозно-политическое движение в исламе; официальная религия в Саудовской Аравии.

Ветхий Завет (христ.) – собрание священных книг, составляющих дохристианскую часть Библии.

Вознесение (Мирадж) (исл.) – один из основных религиозных праздников; установлен в память мираджа.

Вселенский Собор (христ.) – съезды высшего духовенства христианской церкви, на которых выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера.

Вульгата (католич., от лат. – народная, общедоступная) – перевод Библии на латинский язык, выполненный в конце IV – начале V в.

Гавриил (христ.) – один из семи архангелов.

Гефсиманский сад – место на окраине Иерусалима, где был схвачен Иисус Христос.

Гностицизм – совокупность религиозно-философских систем, опирающихся на «тайное знание», полученное конкретными людьми от Бога.

Голгофа – в евангельские времена невысокий холм за городскими стенами Иерусалима, где был распят Иисус Христос.

Грех − нарушение божественных предписаний. Прежде всего несоблюдение религиозных заповедей, неповиновение церковным установлениям, отступление от одобряемых церковью моральных норм. Греховность, по христианскому вероучению, фатально присуща людям как следствие испорченности их природы «первородным грехом» Ада­ма и Евы.

Гуманизм (от лат. − человечный) − совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой лично­сти, ее права на свободное развитие, благополучие. В более узком смысле слова − светское вольномыслие эпохи Возрождения. Идеи гуманизма внутренне присущи традициям светской культуры, часто атеистически окрашены. Значителен потенциал гуманизма в христи­анском учении о человеке.

Даджжал (исл.) – лжемессия, искуситель, который перед концом света будет выдавать себя за истинного Мессию (Махди).

Дары Святого Духа – 1. (христ.) Способности, которые обрели апостолы в день Пятидесятницы по воле Святого Духа (знание других языков, мудрость, способность исцеления и др.). 2. (прот.) Мистическое состояние, вызванное активным присутствием святого духа в деятельности человека; основной догмат церкви пятидесятников.

Движение святости – одно из направлений позднего протестантства, основанное на учении о нескольких последовательных «благословениях свыше», получаемых человеком в течение жизни.

Деизм (от лат. − Бог) − учение, признающее существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося по своим собственным законам. Согласно этому учению, Бог находится вне мира и не вмешивается в ход естественных событий.

Деисус (христ.) – икона (иногда три иконы), изображающая Иисуса Христа с Богоматерью справа и Иоанном Предтечей – слева; непременная часть иконостаса.

Денница (прав.) – ангел, поднявший восстание против Бога.

День рождения пророка Мухаммада (Маулид) (исл.) – один из основных религиозных праздников.

Дервиши (исл.) – странствующие члены суфийских орденов.

Десять заповедей (иуд., христ.) – правила жизни, провозглашенные Богом на горе Синай перед всем народом Израиля.

Деяния апостолов и Послания апостолов (христ.) – книги, вместе с Евангелием составляющие новозаветную часть Библии.

Джабраил, Джебраил (исл.) – ангел, по воле Аллаха передавший пророку Мухаммаду текст Корана.

Джинны (исл.) – сверхъестественные существа, сотворенные из огня и дыма, помощники Иблиса.

Джихад – борьба за веру как с собственными несовершенствами, так и с неверными (противниками ислама).

Диакон (христ.) – священнослужитель низшей (первой) степени церковной иерархии.

Диаспора (от гр. – рассеяние) – совокупность евреев, расселившихся вне Палестины (со времени вавилонского плена, VI в. до н. э.). В современной литературе «диаспорой» называют этнические группы, живущие вне страны своего происхождения.

Догматы (от гр. − обязательное положение) − основные принципы вероучения, признаваемые в качестве непререкаемых, веч­ных и истинных божественных установлений, обязательных для церк­ви и всех верующих. Таковы, например, в христианстве искупление, вознесение, крещение и др.

Древлеправославная (старообрядческая) церковь – объединение церквей, возникшее в XVII в. в результате раскола в Русской православной церкви вследствие реформ патриарха Никона.

Дхарма – «учение», «долг», «закон»; одно из центральных понятий индуизма и буддизма.

Дух − в философии означает невещественное нематериальное на­чало. Материалисты употребляют этот термин как синоним сознания и признают его вторичным по отношению к материи, ее высшим про­дуктом. Идеалисты же видят в духе первоначало мира.

В религиях дух (или духи) − объект поклонения, сверхъестествен­ное существо, наделенное личностными качествами, либо безличная сила. В христианстве Дух − третья Ипостась Святой Троицы, Святого Духа (Духа Божия), а также высшее, глубинное и благое начало в че­ловеке, его духовный дар, возвышенная сила. Иногда отождествляется с понятием «душа».



Духовность − моральные, эстетические, научные и иные возвы­шающие и облагораживающие ценности внутреннего мира человека, приоритетные по отношению к материальным благам. В богословии духовность понимается как приоритетный по отношению ко всему «мирскому», низменному, «плотскому» мир религиозных ценностей, размышлений, веры и переживаний.

Душа − термин, часто используемый как синоним психики. В богословском понимании, «дыхание жизни», т. е. вложенная Богом в человека и связанная с его телом жизненная сила. В Новом Завете понятия «человек» и «душа» взаимозаменяемы. Вместе с тем душе как нетелесному началу приписывается бессмертие, возможность после смерти тела вечно пребывать в потустороннем мире (в индуизме − переселяться в другие тела). По новозаветным представлениям, во время Страшного суда душа и тело вновь соединяются, чтобы инди­вид мог предстать на суде перед Богом как человек.

Евангелие (христ., от гр. − благая весть) – общее название первых четырех книг новозаветной части Библии.

Евангелические церкви – собирательное название различных протестантских церквей, считающих основной задачей миссионерскую деятельность.

Евхаристия (причащение) (христ.) – одно из таинств, в ходе которого во время богослужения хлеб и вино претворяются в «тело и кровь» Христа.

Епархия (христ.) – церковно-административная единица, объединяющая несколько приходов и монастырей, находящихся на данной территории.

Епископ (христ., от гр. − блюститель) – священнослужитель высшей степени церковной иерархии.

Епитимия (христ.) – церковное наказание, имеющее воспитательные цели.

Ересь (от гр. − отклоняющееся учение, особая школа) − ложное вероучение, противостоящее официально признанным кано­нам и догматам. Подвергается осуждению со стороны ортодоксальной церкви. Некоторые ереси со временем образуют самостоятельные конфессии.

Закат (исл.) – обязательная милостыня, налог в пользу нуждающихся мусульман.

Зийара (исл.) – посещение могил святых; обычай, распространенный во многих мусульманских странах.

Зикр (исл.) – «поминание»; мистическая религиозная практика в суфизме.

Зороастризмрелигия древних народов Средней Азии, Азербайджана, Ирана и ряда других стран Ближнего и Среднего Востока, названа по имени пророка Заратуштры (Зороастра). Для зороастризма характерно представление о борьбе двух начал − добра и зла, почитание огня, запрещение погребения по­койников (их отдавали на растерзание хищникам). Вероучение изложено в «Авесте» («священной» книге, составлявшейся в течение многих веков).

Игумен (христ.) – настоятель монастыря или настоятель храма, если он является монахом.

Идамы (будд.) – божества; охранители различных разделов учения.

Иеродиаконы (христ.) – монахи-диаконы.

Иеромонахи (христ.) – монахи-священники.

Иконостас (прав.) – состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от средней (внутренней) части церкви.

Имам (исл.) – «предстоящий на молитве»; верховный духовный руководитель религиозной общины.

Индульгенция (католич., от лат. – милость) – в католич. церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

Иноки (прав.) – монахи.

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) (христ.) – последний ветхозаветный пророк, возвестивший пришествие Иисуса Христа.

Иосиф Аримафейский (христ.) святой; присутствовал при распятии Христа и испрашивал у Понтия Пилата тело Христа, чтобы похоронить его до наступления субботы, как предписывал еврейский закон. После воскресения Христа отправился в Британию во главе группы из 12 проповедников. Предание гласит, что этот святой сохранил несколько капель крови Христа в чаше, из которой тот пил на Тайной вечере. Это предание послужило источником легенд о Святом Граале.

Иподиакон (христ.) – помощник диакона.

Иррационализм (от лат. − неразумный) − учение об ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее интуицию, веру, инстинкт, чувство основными способа­ми познания. С позиций иррационализма мир предстает как лишен­ный естественных закономерностей хаос, игра случая. Характерная черта многих богословских построений.

Кааба – храмовый комплекс в Мекке, главная святыня мусульман.

Кади (исл.) – судья, отправляющий правосудие на основе шариата.

Калачакра (будд.) – «колесо времени»; философская система буддизма.

Кальвинисты – последователи одного из главных направлений протестантства, основанного Ж. Кальвином, религиозным деятелем ранней Реформации в Швейцарии.

Камилавка (прав.) – монашеский головной убор.

Каноны (от гр. − норма, правило) − 1) вероучительные ус­тановления, постановления христианских Вселенских соборов; 2) совокупность признанных церковью в качестве «богодухновенных» книг Библии; 3) особые песнопения в христианском богослужении.

Канонизация (от гр. − узакониваю) − акт причисления того или иного лица к сонму святых, т. е. удостоенных Богом за их праведную жизнь, стойкость в вере, подвиги благочестия и дар чудотворения стать посредниками между собой и людьми. Почитание святых присутствовало уже в раннем христианстве, но определенный порядок канонизации вво­дится с X в. и существует поныне в католицизме и православии.

Кардинал (католич., от лат. − главный) – в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после Римского Папы и ступенью выше епископа.

Карма – закон связи причин и следствий; одно из центральных понятий индуизма и буддизма.

Катехизис, катихизис (от гр. − поучение, наставление) − первоначально совокупность приемов и наставлений для обращаемых в христианскую религию, позднее − краткое изложение основ веро­учения той или иной христианской церкви. Обычно эти основы из­лагаются в книге в форме вопросов и ответов, доступных пониманию рядового христианина. Чаще всего разъясняется Символ веры, 10 заповедей, приводятся главные молитвы. Особым признанием в Русской православной церкви пользовался «Катихизис», составлен­ный митрополитом Филаретом (1782−1867) и служивший в школах основным учебным руководством на уроках «Закона Божия».

Католикос (прав.) – титул патриархов Армянской апостольской церкви и Грузинской православной церкви.

Кафедра (христ.) – кресло, на котором сидит епископ в определенные моменты богослужения; см. также Епархия. Город, в котором пребывает епископ называется кафедральным, так же как и храм, в котором епископ обычно совершает богослужения.

Кафолическая церковь (от гр. – целая, вся, вселенная) – общее наименование христианской церкви. В православном «Символе веры» слову «кафолическая» соответствует слово «соборная».

Квакеры – последователи радикального направления английского протестантства.

Кибла, ал-кибла (исл.) – священное направление во время молитвы; со второго года хиджры соответствует направлению на Каабу.

Киновия (христ.) – монастырь.

Клир (христ.) – духовенство, за исключением высшего священства; состав церковнослужителей при определенной церкви.

Конгрегации (от лат. – соединение) – в католич. церкви: 1) религиозные организации, руководимые монашескими орденами, куда входят наряду со священнослужителями и миряне; 2) объединения нескольких монастырей под единым управлением.

Конгрегационалисты – последователи радикального направления английского протестантства, возникшего в конце XVI в., основанного на требовании полной свободы вероисповедования и полной автономии каждой местной церкви.

Конкордат (от средневекового лат. – соглашение) – договор между Римским Папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католич. церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Коран (исл.) – главная священная книга ислама, содержащая запись пророческих откровений, произнесенных пророком Мухаммадом между 610 и 632 гг.

Кумранские рукописи (Мертвого моря рукописи) – находимые с 1947 г. в пещерах на западном побережье Мертвого моря (районы Кумрана, Масады и др.) рукописи на древнееврейском, арамейском, гр., лат. и др. языках. Большая часть рукописей датируется II в. до н. э. – II в. н. э.

Курия Римская – церковное правительство государства Ватикан.

Лавра (христ.) – мужской монастырь.

Лютеране – последователи одного из главных направлений протестантства, основанного М. Лютером, религиозным деятелем ранней Реформации в Германии.

Майтрейя – будда, приход которого на землю ожидается в будущем.

Мандала (будд.) – трехмерные изображения сакральной картины мира, выполняемые из различных материалов (окрашенный песок или рис, цветы, драгоценные камни).

Мантры (будд.) – магические формулы, как правило, включающие имя одного из богов.

Махаяна – «великая колесница»; одно из направлений буддизма.

Медина – священный город мусульман, где находится гробница пророка Мухаммада (Саудовская Аравия).

Мекка – священный город и место паломничества мусульман (Саудовская Аравия).

Меннониты (прот.) – последователи Менно Симонса, религиозного деятеля ранней Реформации в Нидерландах.

Методисты (прот.) – последователи религиозного течения, возникшего в Англиканской церкви в XVIII в.

Мечеть (масджид) – «место, где совершают земные поклоны»; молитвенное здание мусульман.

Миланский эдикт (христ.) – итог политического соглашения в Милане между римскими императорами Константином Великим и Лицинием в 313 г. Эдикт установил свободное вероисповедание для христиан в Римской империи, им было разрешено использовать церкви, было возвращено конфискованное имущество.

Минарет (исл.) – башня, с которой возглашают призыв на молитву; обычно составляет единый ансамбль с мечетью.

Минбар (исл.) – кафедра в мечети, с которой произносится проповедь.

Мирадж (исл.) – мистическое путешествие пророка Мухаммада на небеса.

Миссионерство (от лат. посылка, поручение) — церков­ная деятельность по распространению своего вероучения среди пред­ставителей иного исповедания и неверующих. Особенно характерно для христианских культов. В настоящее время в России наблюдается своеобразная миссионерская экспансия со стороны разнообразных зарубежных протестантских, неохристианских и неоориенталистских конфессий.

Мистика (от гр. − таинственный, закрытый) − 1) учение о сверхъестественной сущности явлений природы и общества; 2) приемы и формы переживания в экстазе непосредственного «единения» с миром сверхъестественного, а также доктрины (часто «тайные»), обосновывающие эту практику. Практика мистицизма вне исповедования веры осуждается церковью в качестве суеверий.

Митраизм – древневосточная религия, основанная на культе Митры (бог Солнца); один из главных соперников христианства.

Митрополит (христ.) – титул епископа главного города (метрополии).

Митрополия (христ.) – церковный округ, возглавляемый митрополитом, объединяющий общины метрополии и прилегающих областей.

Михраб (исл.) – ниша в мечети, обозначающая направление в сторону Мекки, куда должно быть обращено лицо молящегося.

Моисей, Моше – в авраамических религиях величайший пророк, выведший еврейский народ из земли Египетской (исл. Муса).

Монархиане (христ.) – богословы-еретики III в., не признававшие Святой Троицы и отстаивавшие единство лица в Боге.

Монах – отказавшийся от мира, посвятивший себя служению Богу.

Монофиситство (от моно… и гр. – фисис – природа, естество) − направление в христианстве, возникшее в V в. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща лишь одна природа – божественная, а не две – божественная и человеческая, как утверждали ортодоксы.

Монтанисты (христ.) – секта II в., отвергавшая авторитет епископов и ожидавшая скорого конца света.

Мукарабун (исл.) – ангелы, приближенные к Аллаху и находящиеся у его престола (из их числа ангел Джабраил).

Мулла (исл.) – знаток ритуала, служитель культа, учитель религиозной школы.

Мурджииты – течение в исламе, ставящее на первый план веру, а не дела верующего.

Мутазилиты – течение в исламе, призывавшее в конфликтных ситуациях занимать нейтральную позицию.

Муфтий (исл.) – 1) знаток шариата, дающий разъяснения по вопросам веры. 2) глава мусульманской (суннитской) общины.

Мухаммад (Мухаммед, Магомет) (около 570−632) – пророк, основатель ислама.

Муэдзин (исл.) – служитель мечети, призывающий на молитву.

Неофит (от гр. − новообращенный) − первоначально, в раннем христианстве, только что крестившийся последователь новой религии, принявший священнический сан или монашеский постриг. Позднее неофитами стали именовать обратившихся к любой религии.

Несторианство – направление в христианстве, основанное в V в. епископом Нестором; его сторонники отвергали божественную природу Иисуса Христа, утверждая его земное, человеческое происхождение. Мессианская роль Христа сомнению не подвергалась.

Нирвана (будд.) – конечное состояние просветления.

Новый Завет (христ.) – собрание библейских книг, вторая часть Библии.

Ной (Ноах) – в авраамических религиях праведник, спасшийся со своей семьей во время потопа; прародитель послепотопного человечества (исл. Нух).

Ночь предопределения, Лайлат ал-кадр (исл.) – один из основных религиозных праздников; установлен в память о ночи, в которую началось ниспослание Корана Мухаммаду.

Ночь творения, Лайлат ал-бара (исл.) − один из основных религиозных праздников; время поминовения усопших и прощения грехов.

Орден (католич.) – католич. централизованные монашеские объединения, действующие согласно уставам, утверждаемым папством. В состав монашеских орденов входят и духовно-рыцарские ордена.

Пантеизм (от гр. пан − всё и теос − Бог) − учение о существова­нии Бога не в потустороннем мире, а внутри самой природы, отожде­ствление Бога с природой. Отсюда две формы пантеизма: религиозно-мистическая (растворение природы в Боге) и материалистическая (растворение Бога в природе). Наиболее видные сторонники первой формы пантеизма мистики И. Экхарт, Я. Беме, философ Н. Мальбранш. Философы Д. Бруно, Б. Спиноза, многие выдающиеся естествоиспытатели современности (М. Планк, А. Эйнштейн) склоня­лись к материалистической форме пантеизма.

Патриарх (прав.) – высший духовный сан.

Патристика (от гр., лат. патер − отец) – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II–VIII веков – т. н. «Отцов Церкви».

Пашковцы (прот.) – течение евангелизма в России XIX в., основанное В. А. Пашковым.

Пиетисты (прот.) – последователи мистического религиозного течения, возникшего в Германии в XVII−XVIII вв.

Поместные соборы (христ.) – собрания представителей епархий, один из высших органов церковной власти.

Понтий Пилат – римский прокуратор, управитель Палестины, давший согласие на казнь Иисуса Христа.

Понтификат – в католич. церкви власть и период правления Римского Папы. Один из титулов Папы – понтифекс (первосвященник).

Послушание (прав.) – дело, порученное монаху настоятелем монастыря.

Послушник (прав.) – человек, готовящийся к пострижению в монахи.

Пострижение (христ.) – обряд; совершается при посвящении в монашество; состоит в отречении от мира; сопровождается присвоением нового имени. Формально – крестообразное выстрижение игуменом волос на голове послушника.

Преображение (христ.) – событие на горе Фавор, в ходе которого Иисус Христос предстал перед учениками в истинном виде, как Бог.

Пресвитериане (прот.) – последователи религиозного движения, начавшегося в Англии и Шотландии в период Реформации.

Пресвитер (христ.) – священнослужитель средней (второй) степени церковной иерархии.

Преты (будд.) – злобные духи предков.

Приор (христ., от лат. – первый, старший) – настоятель небольшого католического монастыря.

Притвор (христ.) – место в храме, предназначенное для оглашаемых (готовящихся к крещению), кающихся и отлученных от причастия.

Приход (христ.) – низшая церковно-административная единица, церковь и содержащая ее церковная община (прихожане).

Прокимен (прав.) – строка из псалма, произносимая чтецом или диаконом, которую затем пропевает хор в ходе богослужения.

Псалмы (иуд., христ.) – молитвенные песнопения.

Пуритане – представители одного из направлений английского протестантства.

Пятидесятники – последователи одного из направлений позднего протестантства, придающие особое значение дарам Святого Духа.

Пятидесятница (христ.) – пятидесятый день после иудейской Пасхи. В день Пятидесятницы совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.

Равноапостольные (христ.) – святые, приравниваемые церковью за исключительные деяния на благо веры к апостолам.

Рай − место вечного блаженства, обещанного праведникам в будущей жизни. Библия не содержит кон­кретно-чувственного описания картины рая, указывается, что здесь пребывают с Богом и созерцают его, испытывая радость. В Ветхом Завете рай представляется как «сад Едемский», где пребывали и откуда были изгнаны Адам и Ева. В Апокалипсисе рай выступает в неотчет­ливом образе нового Иерусалима, осененного славой. Неотчетливо также местонахождение рая. В исламе рай («джанна», сад) − тенистые сады с источниками, а также каналами и прудами. Здесь текут реки из молока, меда и вина, растут пальмовые и гранатовые деревья. Обита­тели рая возлежат в богатых одеждах на расшитых ложах, пьют не­обыкновенные напитки, вкушают то, что пожелают. Им прислужива­ют «мальчики вечно юные», их услаждают «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому» девственницы-гурии. Рай охраняют ангелы. Такова, по Корану, картина «джанны».

Рационализм (от лат. − разумный) − учение о разуме как источнике и критерии истинности знаний, получившее с XVII в. широкое распространение в европейской философии и науке. Рацио­нализм внутренне противоположен фидеизму − учению о вере как источнике знаний. Однако в христианском богословии (в особенности благодаря средневековому теологу Фоме Аквинскому) сформирова­лись очень влиятельные в настоящее время школы рационалистиче­ского направления, признающие возможность (и даже необходимость) разумно-логического обоснования догматов веры.

Ривайвелизм (прот.) – движение за духовное возрождение истинной апостольской церкви, возникшее в Британии и американских колониях в XVIII в.

Рупадхату – в буддийской космологии «мир формы».

Ряса (прав.) – широкое длинное монашеское одеяние.

Саддукеи – секта в иудаизме, объединявшая высшее жречество, землевладельческую и служилую знать.

Сакрализация (от лат. − священный) − наделение обычных предметов, лиц, действий, оборотов речи, норм поведения сверхъестественными качествами, возведение их в ранг священных, превращение в объекты и средства поклонения. Иногда сакрализация осуществля­лась стихийно, но традиционно − в результате культовой деятель­ности жрецов, священнослужителей церкви. В социологии под сакрализацией понимают включение в сферу религиозного регламентирования сознания и деятельности индивидов, социальных групп и институтов.

Салат (араб. ас-салат, перс. намаз) (исл.) – каноническая молитва, совершаемая по строго определенному ритуалу.

Сангха (будд.) – община.

Сансара (инд., будд.) – земной мир, подчиняющийся закону вечного перерождения.

Сатори – просветление, состояние сознания, на достижение которого направлена вся практика чань-буддизма.

Саум (исл.) – пост, обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан.

Свободомыслие − вольнодумство, отстаивание свободы разума и науки от религиозной опеки и цензуры, критика религиозной картины мира, догм, культа и богословия. Хотя этот термин появился лишь в XVIII в., истоки вольнодумства лежат в истории древнего мира, отра­жая становление в лоне культуры светских идей и традиций. Проявле­ния свободомыслия особенно характерны для философии, литературы, фольклора и, так называемой, «карнавальной культуры» эпохи феода­лизма и Возрождения в христианском и исламском мире. Начиная с Нового времени эти проявления составляют все более влиятельную тенденцию культуры, тесно связанную с нарастанием секуляризации. Иногда свободомыслие выступает в религиозном одеянии (некоторые «ереси»), но чаще − в светских, «мирских» формах. Подчас вольно­думство сводится к одной лишь критике религии (даже к нигилисти­ческому ее отрицанию), но, как правило, оно сочетается с позитив­ным утверждением ценностей светской, гуманистической культуры. Можно выделить такие формы свободомыслия, как религиозный индифферентизм, пантеизм, деизм, религиозный скептицизм. Наиболее последовательная форма свободомыслия − атеизм.

Святитель (христ.) – одно из наименований священнослужителей высшей степени церковной иерархии.

Святые Дары (христ.) – хлеб (в православии квасной, в католичестве пресный) из пшеничной муки, замешанный на воде, и вино (виноградное красное), приготовленные в соответствии с ритуалом в алтаре священником для причащения верующих.

Священник (христ.) – священнослужитель средней (второй) степени церковной иерархии.

Священное Писание (христ.) – Библия.

Священное Предание (христ.) – совокупность вероучительных положений, дополняющих библейское откровение.

Священноиноки (прав.) – монахи, имеющие сан священника.

Секуляризация (от лат. − мирской, светский) − процесс освобождения различных сфер общественной, групповой и индивиду­альной жизни от религиозного влияния и контроля. Выражается в постепенном снижении воздействия церкви на деятельность государ­ства и общественных институтов, на систему образования и воспита­ния граждан, на учреждения культуры. Секуляризация ведет к усиле­нию роли светских ценностей, позитивных научных знаний в созна­нии и поведении граждан, к снижению интенсивности и уровня ре­лигиозности населения. Этот объективный процесс в развитии обще­ства в особенной степени обусловлен прогрессом науки и техники, социально-демократическими преобразованиями в жизни различных стран. Однако в социалистических государствах этот процесс искусст­венно форсировался и сопровождался грубыми нарушениями принци­пов свободы совести.

Серафимы (христ.) – первая степень ангельской иерархии.

Символ веры − краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован Вселенским собором 325 года, переработан между 362 и 374 гг. В дальнейшем католическая церковь сделала к Символу веры добавление филиокве, не признанное православием.

Союз евангельских христиан-баптистов (прот.) – организация, объединявшая в России евангельских христиан, баптистов, братских меннонитов, христиан веры евангельской, христиан в духе апостолов (единственники), свободных христиан (дарбисты) и др.

Спасение − в христианском богословии означает избавление от греха и вины, высшее блаженство, возможность приблизиться к Спа­сителю Иисусу Христу. Идея спасения, соответственно модифициро­ванная, присуща буддизму и исламу.

Старообрядцы (староверы) – часть православных верующих, не принявшая реформ патриарха Никона и с тех пор не признаваемая православной церковью.

Ступа, тхупа, субурган (будд.) – первоначально ритуальные сооружения, в которых замуровывались части праха Будды, впоследствии ставшие объектами паломничества.

Сунна (исл.) – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наряду с ним.

Сунниты – наиболее многочисленное течение в исламе, основывающееся в равной степени на Коране и Сунне.

Суры (исл.) – главы Корана.

Суфизм – течение в исламе.

Тайная вечеря (христ.) – пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками, в ходе которого было заложено таинство пресуществления вина и хлеба в «тело и кровь» Иисуса Христа.

Тара (будд.) – женское божество, воплощение сострадания.

Тарикат (исл.) – суфийское объединение узкого круга последователей или учеников определенного наставника, старца, шейха.

Теократия – форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозной главой.

Теософия (от гр. − бог, мудрость, знание)мистическое богопознание, опирающееся на субъективный мистический опыт, на непосред­ственное созерцание с помощью интуиции и озарения.

Типикон (христ.) – устав монастырского жития или порядка богослужения.

Толерантность (от лат. − терпение) − терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верованиям и поведению. Один из важ­нейших принципов жизни свободного, демократического общества, где плюрализм мировоззрений и идей становится привычной нравст­венной нормой. Формирование толерантности − одно из непремен­ных требований воспитания и приобщения к достояниям современной культуры. Противостоит мировоззренческой нетерпимости и вероис­поведному фанатизму. Приобретает особое значение в жизни совре­менного общества, где совместно живут и сотрудничают сторонники религии и атеизма, приверженцы различных конфессий, последовате­ли разных политических течений и партий, представители многочис­ленных национальностей и т. п.

Тринитарная проблема (христ.) – совокупность вопросов о существе Святой Троицы, обсуждавшихся на Вселенских соборах.

Тхеравада – «учение старейшин», одно из направлений раннего буддизма.

Убеждения − знания и идеи, имеющие личностный смысл для человека, согласующиеся с его жизненным опытом и ценностными ориентациями. Определяют жизненную позицию личности, выступают своеобразным «каркасом» ее мировоззрения, побудительными моти­вами поведения. Воспринимаются самой личностью как несомненная истина и важнейшее духовное достояние, самостоятельно выношенное (а может быть, и выстраданное). Непосредственно затрагивают отно­шение личности к различным феноменам культуры, в том числе к религии. Вследствие своей субъективной природы могут быть ложны­ми, не согласующимися с действительными ценностями и тем самым представляют предубеждения, не осознаваемые в таком качестве са­мой личностью.

Увэй (будд.) – «недеяние»; следование естественно-спонтанному ходу событий; противопоставляется «деянию» (вэй); важный элемент учения чань-буддизма.

Украинский штундизм (прот.) – движение, возникшее во второй половине XIX в. под влиянием немецких меннонитов и колонистов-лютеран.

Улемы (исл.) – «знатоки веры»; собирательное название знатоков религиозного предания, морально-правовых норм, богословия.

Умма (исл.) – религиозная община.

Унитариане (прот.) – последователи религиозного течения, не признающего триединства Бога.

Фанатизм (от лат. − неистовый, исступленный) − 1) страстная преданность чему-либо; 2) доведенная до крайней степе­ни приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, сопро­вождающаяся, как правило, особой нетерпимостью, предубежденно­стью, неприязнью к иным взглядам и их носителям.

Фарисеи – секта в иудаизме, выражавшая интересы преимущественно средних слоев населения.

Филиокве (от лат. филиокве – и от сына) – добавление, сделанное католической церковью в VII в. к христианскому Символу веры IV в. в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от Бога Отца, но «и от сына». Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.

Флорентийская уния − соглашение, заключённое на соборе во Флоренции в 1439 г. об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства Папы Римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор, однако русское духовенство и великий князь Василий II отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен.

Хадж, хаджж (исл.) – паломничество; различают большой хадж (паломничество в Мекку) и малый хадж (паломничество к другим святым местам).

Хадис (исл.) – рассказ, повествование о поступках и речах пророка Мухаммада.

Халиф (исл.) – 1) преемник пророка Мухаммада; 2) наместник, управляющий от лица верховного правителя.

Ханифы – доисламские аравийские аскеты, исповедовавшие строгий монотеизм, но ни к какой из существовавших религиозных общин себя не относившие.

Хариджиты – течение в исламе, отстаивающее общинный характер власти и выборность главы общины.

Харизма (от гp. − дар) — награда от Святого Духа. Наделение (по аналогии с апостолами в День Пятидесятницы) особо праведных лю­дей выдающимися духовными качествами: мудростью, знанием, уме­нием различать духов, даром исцеления, чудес, пророчеств, говорения на иных языках и т. п. Особую роль представления о харизме играют в пятидесятничестве и в других экстатических конфессиях.

Херувимы (христ.) – первая (низшая) степень ангельской иерархии.

Хиджра (исл.) – переселение первых мусульман в Йасриб в 622 г.; начало мусульманского летоисчисления.

Хинаяна – «малая колесница»; общее название ранних течений буддизма.

Хутба (исл.) – краткая ритуальная проповедь, произносимая имамом в мечети.

Царские врата (прав.) – двустворчатая резная деревянная дверь в центральной части иконостаса. Во время литургии через них выносятся Святые Дары.

Цвинглиане (прот.) – последователи У. Цвингли, одного из идеологов швейцарской Реформации.

Целибат (от лат. − неженатый) − безбрачие духовенства. В православии связано с принятием монашества и крайне редко, по добровольному обету, с принятием сана священника. В католицизме целибат обязателен не только для монаха, но и для священнослужите­ля. Установлен в XI в. Папой Григорием VII для предотвращения раз­дела наследства священников и сохранения их имущества в качестве собственности церкви, а также для повышения престижа духовенства среди паствы. Противоестественный отказ от семьи − причина мно­гих трагедий в среде католического духовенства и связанных с ними многочисленных фактов отказа от сана либо его лишения. Неодно­кратные обращения (особенно частые в последнее время) к папскому престолу со стороны духовенства и мирян об отмене целибата не на­ходят удовлетворения несмотря на очевидную архаичность этого уста­новления в наши дни.

Цзочань (будд.) − поза «сидячей медитации»; один из приемов психотехники чань-буддизма.

Чистилище − промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не отягощенных смертными грехами и не получивших отпущения в таинстве покаяния, горят в очищающем огне, чтобы затем попасть в рай. Молитвы за умершего и материальные приноше­ния в церковь за него могут сократить срок пребывания в чистилище. Учение о чистилище установлено в качестве одного из специфических догматов католической церкви в 1439 г. на Флорентийском Соборе. Следы распространенной еще в раннем христианстве веры в чистили­ще сохранились в православии в форме представления о сорокаднев­ных (после смерти грешника) мытарствах души и о необходимости молений за него. Сам же догмат о чистилище православие отвергает.

Чудо − нарушающее законы природы, непостижимое и вызванное волей Бога сверхъестественное событие. Сказания о чудесах содержат­ся в священных книгах всех религий. Вера в чудо − обязательный момент каждого вероучения. В качестве чуда верующие нередко вос­принимают необычные, странные явления природы и собственной жизни.

Шариат (исл.) – совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях.

Шахада (исл.) – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».

Шииты – последователи течения в исламе, отстаивающего божественную природу власти.

Эзотерика – во многих религиях та их часть, которая закрыта для непосвященных; считается «внутренней», основанной на тайных знаниях.

Экклесия (христ.) (от гр. − собрание верующих) – название ранних общин.

Экуменизм (христ.) – движение, основанное на стремлении к межконфессиональной кооперации и союзу.

Эпитимия, епитимья (от гр. − наказание) − наказание в форме поста, поклонов и иных проявлений раскаяния, налагаемое священником на верующих (реже избираемые ими самими) за допу­щенные прегрешения или неисполнение указаний священника. Рас­сматривается церковью в качестве способа «врачевания духовного».

Эсхатология – учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человечества.

Язычество − термин происходит от церковно-славянского «языцы», т.е. народы, инородцы. Таким образом русские книжники выражали свое отрицательное отношение к некрещеным народам. В современном значении под язычеством подразумевается религиозный комплекс, предшествующий мировым религиям.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ




араб.

будд.


букв.

в., вв.


г., гг.

гр.


др.

исл.


католич.

лат.


млн.

млрд.


перс.

прав.


прот.

т. д.


т. н.

т. е.


н. э.

т. п.


пал.

тыс.


христ.

арабский

буддизм


буквально

век, века

год, годы

греческий

другие, другим, другое

ислам


католичество

латинский

миллионов

миллиардов

персидский

православие

протестантство

так далее

так называемые, так называемый

то есть


нашей эры

тому подобное

пали

тысяча, тысяч



христианство


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства: справочное издание / пер. с англ. А. А. Ивановой. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 267 с.

2. Библия. – Российское Библейское Общество, 2007. – 1326 с.

3. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / главн. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

4. Буддизм. Каноны. История. Искусство: научное издание. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2006. – 600 с.

5. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. − 6-е изд. − М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 432 с.

6. Васильев. Л. С. История религий: учебное пособие. – М.: КДУ, 2008. – 791 с.

7. Введение в общее религиоведение / ред. И. Н. Яблоков. – М.: КДУ, 2008. – 472 с.

8. Гарнак А. Сущность христианства. 16 лекций / пер. с нем. под ред. А. Д. Курганова; ред. А. П. Самборский – М.: Интрада, 2001. – 191 с.

9. Данильян О. Религиоведение: учебник для вузов. – М.: Эксмо- Пресс, 2006. – 480 с.

10. Ермаков И. А. Ислам в культуре России в очерках и образах. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2001. – 512 с.

11. Жизнь Иисуса. Антология. – М.: АСТ, 2000. – 992 с.

12. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / ред. Л. В. Негря. – М.: «Восточная литература» РАН, 1999. – 167 с.

13. История религии: лекции, прочитанные в СпбГУ: учеб. пособие. − Спб.: «Лань», 1998. – 448 с.

14. Кеоун Д. Буддизм / пер. с англ. Н. Л. Некрасовой. – М.: «Весь мир», 2001. – 176 с.

15. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 544 с.

16. Крывелев И. А. История религий. В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1976. – 424 с.

17. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебник.– М.: Дашков и К., 2008. – 488 с.

18. Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. − М., 2005.

19. Нибур Р., Нибур Р. Христос и культура: избранные труды / гл. ред. С. Я. Левит. – М.: Юристъ, 1996. – 575 с.

20. Никольский В. С. Основы религиоведения: учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2007. – 356 с.

21. Основы религиоведения.: учеб. для вузов. / ред. И. Н. Яблоков. – М.:«Высшая школа», 2008. – 568 с.

22. Павловский В. П. Основы религиоведения: учеб. пособие для вузов. – М.:«Юнити-Дана», 2006. – 239 с.

23. Радугин А. А. Введение в религиоведение: курс лекций. – М.: «Центр», 2004. – 304 с.

24. Религии мира: история и современность / отв. редактор М. Л. Берсенева. – М.: Наука, 2005. – 306 с.

25. Религии народов современной России: словарь / Рос. независимый институт социальных и национальных проблем; Исследовательский центр «Религия в современном обществе» / сост. Л. А. Андреева и др. – М.: Республика, 1999. – 624 с.

26. Религиоведение: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / ред. А. Ю. Григоренко. – Спб.: Питер, 2008. – 507 с.

27. Религия в истории и культуре: учеб. для вузов / ред. М. Г. Писманик. – М.:«Культура и спорт», «ЮНИТИ», 1998. – 430 с.

28. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. В 2 ч. / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. – М.: Наука, 1994−1996.

29. Сакутин В. А., Сакутина Т. М., Каменев С. В. Христианство и проблема человеческих ценностей: учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. – 44 с.

30. Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. – М.: АСТ, 2008. – 480 с.

31. Шепотько Л. В. История и теория мировых религий: учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. – 119 с.



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ



  1. Буддизм

1. Философские основы буддизма.

2. Буддийский культ.

3. Нравственные воззрения, вероучения буддизма.

4. Буддизм Тибета.

5. Буддизм на Дальнем Востоке России.

6. Священные тексты буддизма – Трипитака.

7. Будда и возникновение буддизма.

8. Буддийская космология.

9. Буддийская община.

10. Буддизм в Китае и странах Дальнего Востока.

11. Буддизм в России.

12. Культовые сооружения буддизма.
II. Христианство
13. Происхождение и эволюция христианства.

14. Особенности православного вероучения и культа.

15. Протестантство. Возникновение и распространение.

16. Протестантство в России.

17. История католической церкви.

18. Крещение Руси, распространение христианства.

19. Старообрядчество.

20. Библейские сюжеты в произведениях искусства.

21. Тайна христианских символов.

22. Священные тексты христианства – Библия.

23. Структура католической церкви. Город-государство Ватикан.

24. Письменные свидетельства о раннем христианстве.

25. Борьба направлений в раннем христианстве.

26. Становление христианского культа.

27. Организация православной церкви.

28. Возникновение православия.

29. Конфессиональные и догматические особенности католицизма.

30. Католицизм в России.

31. Католицизм на Дальнем Востоке России.

32. Первичные протестантские церкви. Лютеранство, кальвинизм, англиканство.

33. Развитие протестантизма в XVI–XIX вв.

34. Протестантство на Дальнем Востоке России.

35. Культовая архитектура в христианстве.

36. Монашеские ордена в христианстве.




  1. Ислам

37. Происхождение ислама. Пророк Мухаммад и его деятельность.

38. Вероучение ислама.

39. Мусульманское право. Шариат.

40. Религиозно-политические течения и секты ислама.

41. Ислам в России.

42. Суфизм.

43. Священные тексты ислама – Коран.

44. Священные тексты ислама – Сунна.

45. Распространение ислама. Расцвет Арабского халифата и его распад.

44. Мусульманский культ.

45. Ислам в современном мире.

46. Ислам на Дальнем Востоке России.

47. Ислам и женщина.

48. Ранние пророки по учению ислама (до Мухаммада).

49. Культовая архитектура в исламе.





  1. История религии в России

50. Религия и церковь в России в эпоху правления Петра I.

51. Религия и церковь в царской России.

52. Религия и церковь в Советском Союзе.

53. Религия и церковь в Российской Федерации.

54. Законодательство Российской Федерации о религии и церкви.

55. Проблемы межконфессионального диалога в современной России.

56. Обзор религиозных организаций Дальнего Востока России.

Возможен самостоятельный выбор тем в рамках курса.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Нельзя жить надеждой, и нельзя жить без надежды.
ещё >>