Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Три мировые религии буддизм, христианство, ислам 2 792.18kb.
Основные знания и умения 1 48.42kb.
Урок-игра по теме "Путешествие в средневековье: ислам и христианство... 1 50.38kb.
Основные философские и религиозные верования китайцев: буддизм; 1 29.18kb.
Сборника «Ислам и христианство: на пути к диалогу» 1 99.82kb.
Тема: Христианство План лекции 1 126.32kb.
Закон Республики Абхазия о свободе совести и о религиозных объединениях 1 306.22kb.
Тгу, г. Тюмень Адатный ислам по обе стороны Уральских гор 1 70.62kb.
Несовместимость христианства с буддизмом 1 37.42kb.
Римская Империя и Христианство 1 389.84kb.
Индуизм  Буддизм – Дзен-буддизм: теологический и антропологический... 1 170.13kb.
Сборник заданий №1 Вы должны выполнить все контрольные задания, представленные... 4 639.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - страница №4/6

Вопросы к главе II

1. Назовите источники, повлиявшие на формирование идейной стороны христианства.

2. Какие этапы выделяют в становлении и развитии христианства до раскола 1054 года?

3. Сравните организационные структуры православной, католической и протестантской конфессий.

4. Сравните особенности вероучения и культа православной и католической конфессий.

5. История существования православной церкви в России.

6. История существования католической церкви в России.

7. Причины Реформации. Течения и церкви протестантизма, некоторые особенности их вероучений и культов.

8. Что такое экуменизм?

9. Библия – священная книга христианства.


Литература к главе II
1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства: справочное издание / пер. с англ. А. А. Ивановой. – Челябинск: Урал LTD, 2000.

2. Гарнак А. Сущность христианства. 16 лекций / пер. с нем.; под ред. А. Д. Курганова; ред. А. П. Самборский. – М.: Интрада, 2001.

3. Основы религиоведения: учебник / под ред. И. Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2008.

4. Радугин А. А. Введение в религиоведение: курс лекций. – М.: «Центр», 1997.

5. Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры / Институт лингвистических исследований РАН. – М.: АСТ, 2008.

6. Шепотько Л. В. История и теория мировых религий: учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008.



ГЛАВА III
ИСЛАМ

Ислам − одна из трех мировых религий. Название происхо­дит от арабского ал-ислам, что означает предание себя Богу, по­корность. Синонимом слова ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане). Распространен в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Средней Азии и Африки. В Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и др. ислам является государственной религией. На территории России ислам особенно распространен в Татарстане, Башкортостане. Сегодня число последователей этой религии приближается к миллиарду человек.



Возникновение и становление ислама. Ислам является самой молодой из мировых религий. Зародился в начале VII в. н. э. в среде арабских племен Аравийского полуострова. Жителей этого полуострова можно было разделить на две группы: на оседлых жителей городов и поселков и кочевников-бедуинов (предводители племен назывались шейхами), которые считали себя настоящими представителями арабского народа. Межплеменные распри в среде бедуинов практически не прекращались.

Новая религия возникла в силу ряда объективных причин. Разложение родоплеменного строя арабов, кризисные явления в торговле, упадок в экономической жизни главных городов вызвали внутри арабского общества тенденции к объединению и созданию политически устойчивого государства, которое могло бы защитить интересы местного народа. Для этого необходимо было, прежде всего, идейное знамя, под которым проходила бы консолидация сил всего народа. В роли такого знамени и выступил ислам.

Господствующей религией аравийцев был политеизм. Арабы поклонялись Луне и Солнцу, вери­ли во всесилие божеств, которых насчитывалось до 350. У многих племен Се­верной и Центральной Аравии Аллах был верховным божест­вом. Он воспринимался как далекий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени. Его свя­тилищ почти не существовало.

Наиболее распространенными среди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклоне­нии большим камням, поставленным стоймя в форме жилища (семитская бейт-эл − жилище бога), внутри которого находи­лись идолы-божества. Вокруг бетила два раза в год устраива­лись культовые процессии.

В противовес политеистическим верованиям в Аравии рождается другая культура − культура единобожия (монотеизма).

Очевидно, первыми людьми, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию, были бродячие проповедники − ханифы (благочестивые). На вероучение ханифов значительное влияние оказали христианство и иудаизм, которые получили распространение среди некоторых арабских племен в Северной и Западной Аравии, а также зороастризм. Наряду с верой в единого Бога ханифы проповедовали и идею объединения арабов под единодержавной верховной властью. Однако аравийские проповедники отнюдь не копировали Ветхий и Новый Заветы. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, из которой произрастали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.

В 10-е гг. VII в. начинает свою проповедническую деятельность купец Мухаммад − основатель ислама.

Мухаммад (Мохаммед, Мухаммед, Магомед, Магомет) родился в Мекке около 570 г. Он был из рода хашима, принадлежавшего к племени курайшитов (курейшитов). Хотя курайшиты являлись богатым и знатным племенем, семья Мухаммада была весьма небогатой.

О детстве и юности Мухаммада известно мало. Отец его умер еще до рождения сына, и мать − Амина − испытывала постоянную нужду и бедствия. Когда ребенку исполнилось шесть лет, Амина умерла, вско­ре после этого скончался и его дед Абд аль-Мутталиб, в доме которого воспитывался Мухаммад. Юношу взял к себе дядя Абу-Талиб и начал приобщать к торговому делу. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Мухаммад встречался и беседо­вал с христианскими и иудейскими проповедниками. Когда посланнику Аллаха исполнилось 24 года, он поступил на службу к богатой вдове по имени Хадиджа, начал самостоятельно во­дить караваны с товарами и вскоре женился на ней. От этого брака у Мухаммада родилась дочь Фатима. Пока Хадиджа была жива, Мухаммад не брал другой жены. После ее смерти пророк неоднократно вступал в браки. В большинстве своем они носи­ли политический характер, укрепляя связи Мухаммада с раз­личными племенами. Любимой женой пророка, по преданию, считается Айша, дочь Абу Бекра. Всего же у Мухаммада было одиннадцать официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Вскоре ему стали приходить откровения. Мухаммад уходил в горы неподалеку от Мекки и в одиночестве предавался размышлениям. В возрасте 40 лет (около 610 г.) его стали посещать видения, он стал слышать голоса. Божественное откровение убедило его в том, что он избран Богом, что Бог его посылает к своему народу для исправления его порочной жизни и Мухаммад начинает выступать в качестве проповедника новой религии.

Первыми последователями пророка стали Хадиджа и ее двоюродный брат Али бен Талиб. Вскоре в число новообра­щенных вошли мекканские купцы Абу Бекр и Омар из рода курайшитов, а также Осман, принадлежавший к роду омейядов. Представители последнего находились у власти в Мекке и были серьезно обеспокоены усилением влияния Му­хаммада и его общины. Начались гонения на мусульман. Вско­ре пророку удалось договориться с горожанами соседнего Ясриба, и его сторонники начали переселяться в этот город. В это же время другие несчастья обрушились на Мухаммада. Курайшиты изгнали его из своего рода, затем умерла Хадиджа и поч­ти сразу − дядя Абу-Талиб. В сентябре 622 г. пророк ушел из Мекки в Ясриб, который был переименован в Медину (от арабского мадинат ан-наби − город пророка). Данное событие в мусульманском предании называется хиджра (выселение, эмиграция). После смерти Мухаммада при халифе Османе хиджра стала считаться начальной датой мусульманского летоисчисления.

Год делился на 12 лунных месяцев. 622 г. стал первым годом хиджры, 623 г. − вторым годом и т. д.

Очень скоро большая часть населения Медины вступила в число правоверных мусульман. Недалеко от города была построена первая мечеть и была создана мусульманская община – умма. Умма являлась надродовой организацией, новым типом объединения арабов по религиозному признаку.

Внешняя политика мусульманской общины принимала в это время форму борьбы мусульман против Мекки и установления влияния на племена Хиджаза (Западной Аравии). Борьба Мекки и Медины шла долгое время с переменным успехом. Решила исход борьбы дипломатическая победа Мухаммада: на его сторону перешли многие хиждазские племена, недовольные засильем богатых и властных мекканцев. В 630 г. Мекку осадило объединенное войско, состоявшее из мединцев и их бедуинских союзников. Мекка покорилась, но ее сдача не была безоговорочной капитуляцией. Стороны заключили компромисс: мекканские курайшиты принимают ислам и признают Мухаммада как посланника Аллаха. Взамен Мекка сохраняет свое значение как религиозный центр, а храм Кааба (очищенный от идолов, но с черным камнем) становится главным мусульманским святилищем.

Так возник ислам и создано новое, исламское государство. Его священным центром стала Мекка. Сам пророк не имел какого-либо официального поста, но вся религиозная и свет­ская власть сконцентрировалась в руках Мухаммада и его бли­жайших сподвижников. Подобная форма правления называется теократией.

Началось интенсивное объединение аравийских племен во­круг исламского государства. Именно с этого времени все чаще используется термин «араб» в качестве самоназвания племен, принявших ислам. Известно, что Мухаммад готовил военную экспедицию в Египет, но летом 632 г. неожиданно скончался. Его прах покоится в главной мечети Медины.

В современной науке общепризнано, что Мухаммад − ре­альное историческое лицо. Ислам не наделяет его никакими сверхъестественными чертами, но для верующих он − пример «совершенного человека». Правда, в жизнеописаниях пророка, наряду с исторически достоверными сведениями, содержится множество легенд, добавлений и домыслов. В его личности удачно воплотились черты талантливого проповедника и способного политика. Мухаммад сумел найти равнодействующую интересов как племенных вож­дей, так и простых общинников, бедуинов и торговцев-горожан, простолюдинов. Одним предлагалось идеальное госу­дарство социального равенства и справедливости, другим − избавление от кровопролитных междоусобиц, третьим − власть и могущество в новом едином государстве. Все это олицетворя­лось им в образе единого Бога − Аллаха.

Священные тексты ислама. Со смертью Мухаммада власть в государстве сконцентрировалась в руках его «заместителей» − халифов. Первых четырех халифов по мусульманской традиции называют «праведными». Это − бли­жайшие сподвижники пророка: Абу Бекр (632−634), Омар (634−644), Осман (644−656) и Али бен Аби Талиб (656−661). Само мусульманское государство называлось Арабский халифат. В Арабском халифате верховным правителем был халиф, который обладал властью неограниченного светского монарха и одновременно авторитетом духовного руководителя мусульманской общины, верховного мусульманского имама.

В период правления «праведных» халифов начались обширные захваты под знаменами джихада. Для укрепления идеологической основы расширяющегося государства создаются и канонизируются «священные книги» ислама − Коран и Сунна. Коран является для мусульман Священным Писанием, в роли Священного Предания выступает Сунна.

Коран собирался из устных рассказов пророка о его откровениях, а также проповедей Му­хаммада, услышанных сподвижниками. Согласно мусульманской версии, Коран был передан пророку самим Аллахом через архангела Джабраила (Джебраил, библейский архангел Гавриил).

Коран использует­ся мусульманами всего мира как для богословских, так и для культовых целей; почитается приверженцами всех мусульманских направлений. Коран переведен на все евро­пейские языки.

Название «священной книги» мусульман происходит от арабского слова ал-кур'ан, что означает «чтение вслух, наи­зусть». Изначально данный термин употреблялся пророком Мухаммадом при обозначении отдельных откровений и проповедей. Некоторые его сподвижники воспроизводили их при жизни пророка по памяти. Существовали также отдельные отрывочные записи откровений Мухаммада. Считается, что сам пророк не умел читать и писать.

Согласно наиболее аргументированной точ­ке зрения, первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммада после его смерти в 632 г. Они отличались друг от друга количеством и порядком расположения, названием отдельных глав, написа­нием ряда слов и т. п. Наличие многочисленных редакций вызывало богословские и политические споры между едино­верцами. К тому же, мекканская община, ведя религиозные войны с бедуинскими племенами Аравии, нуждалась в духовном оружии, каковым должна была стать единая «священная книга». По приказу третьего халифа Османа бы­ла образована специальная комиссия по составлению еди­ного текста такой книги. Ее возглавил придворный чинов­ник и богослов Зейда ибн-Сабит, известный тем, что он за­нимался редактированием Корана еще при первом правед­ном халифе Абу-Бекре. Вскоре текст Корана был утвержден как канонический, а его составитель получил от халифа Ос­мана щедрый подарок − 100 тысяч дирхемов. По преданию, Осман был убит как раз во время чтения зейдовского списка Корана и следы крови халифа запечатлелись на этой книге. Самые ранние, сохранившиеся доныне списки, относятся к концу VI − началу VIII в. В последующем текст Корана подвергался шлифовке — улучшалась грамматика, закреплялись способы его чтения и т. п. Последние измене­ния в текст были внесены в 1919, 1923 и 1928 гг. в Каире. Именно каирская редакция признана подавляющим боль­шинством нынешних мусульман в качестве окончательного канонического текста.

При знакомстве с текстом Корана обращает внимание наличие в нем библейских сюжетов и имен. Так, первый сотворенный Аллахом человек − Адам; упоминаются всемирный потоп и Нух (Ной), деяния и проповеди Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила (Исаака); глава посвящена истории о Йусуфе, сыне Йакуба (Иосифе, сыне Иакова). Из Корана можно узнать о рож­дении и пророчествах Исы, сына Мариам (Иисуса, сына Ма­рии). Наиболее часто Коран упоминает Мусу (Моисея). Встре­чаются также рассказы о Сулаймане (Соломоне) и Дауде (Давиде).

Есть в Коране предание о политическом деятеле древности Александре Македонском. Пророк Мухаммад называет его Зуль-Карнай-Двурогий, т. е. обладатель символа божественного могущества. Согласно сирийской легенде VI−VII вв., Александр Македонский заявил своим подданным, что «бог... дал мне рога на моей голове, чтобы я сломал ими государства мира».

Коран отличается четкой внутренней логикой и изысканным литературным языком (изложен в форме рифмованной прозы). Текст разделен на 114 сур (от араб. сураряд камней в кладке), т. е. частей или глав. В свою очередь суры делятся на айяты (от араб. айа – знак, чудо), т. е. стихи. Каждая сура имеет название.

Первую суру Корана «Аль-Фатиха» («Открывающая книга»), содержащую основные догматы ислама и представляющую собой небольшую молитву, каждый мусульманин обязан читать ежедневно, а также во время всех обрядов жизненного цикла. Все остальные 113 сур расположены не в хронологическом и не в тематическом порядке, а по мере убывания их объема.

Важнейшая особенность «священной книги» мусульман за­ключается в том, что она не имеет единого сюжета. Коран − собрание проповедей, откровений, притч, сказаний, славосло­вий, произнесенных Мухаммадом в разное время, но, исходящих, по верованиям мусульман, от самого Аллаха. Сгруппированные в суры, они относятся к двум периодам жизни и деятельности пророка − мекканскому (610−622) и мединскому (622−632). Первые намного короче вторых. Мекканские суры пронизаны эмоциональной силой, необходимой Мухаммаду для того, чтобы убедить слушателей в правоте Аллаха. Мединские же суры, наоборот, спокойные, рассудительные. Они предна­значены как бы для обращенных, которым объясняются догма­ты веры.

В Коране выделяют несколько содержательных линий: в нем идет речь об Аллахе – едином Боге, которому следует безропотно поклоняться, о творении мира и человека, о взаимоотношениях человека с миром сверхъестественного, о судном дне, о воскресении и загробном мире. В Коране имеются указания по регламентации торговли, семейно-брачных отношений, изложение моральных норм, обязательных для мусульманина, описание обязанностей верующих по отношению к власти, духовенству и т. д.



Сунна (от араб. ас-сунна – обычай, пример; полная форма − суннат рассул аллах − Сунна посланника Аллаха) – это корпус хадисов (устных преданий, рассказов) о жизни и деятельности пророка, его высказываниях и изречениях по различным поводам. При жизни Мухаммада все государственные, общественные и религиозные вопросы решались в соответствии с его указаниями. После смерти пророка, когда Коран не мог дать ответ на вопрос, связанный с жизнью уммы, мусульмане стремились опереться на авторитет Мухаммада. Так возникла острая потребность в собирании хадисов и составлении их списков.

Как правило, хади­сы состоят из двух частей. В первой говорится о том, кто переда­ет сведения автору хадиса, вторая раскрывает смысл сообщения.

Хадисы начали собирать еще в конце VII в. К середине IX в. существовали сотни тысяч таких хадисов. Из них в IX в. были отобраны хадисы, которые отвечали потребностям времени, они были объединены в шесть сборников Сунны. Самым авторитетным и популярным из них среди мусульман является «Аль-Джами ас-Сахих», который был составлен имамом (руководитель мечети, предстоятель общей молитвы во время богослужения) Абу аль-Бухари (родившимся в Бухаре, 810−870). Данный сборник (его еще называют «Сахих Бухари») считается второй после Корана вероучительной книгой ислама. Он много раз переиздавался в странах мусульманского мира. Согласно мусульманской традиции, аль-Бухари собрал около 600 тыс. хадисов и после кропотливого их анализа признал достоверными 7250, которые и вошли в «Аль-Джами ас-Сахих». В отличие от своих предшественников, строивших сборники по именам соратников пророка, имам аль-Бухари построил свой сборник на основе тематики высказываний.

«Аль-Джами ас-Сахих» включает в себя более чем 40 книг. Большая его часть посвящена разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты.



Вероучение ислама. Вера в Аллаха – основной догмат ислама, положение «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник его» является вероисповедной формулой мусульманского вероучения. В переводе с арабского «Аллах» означает Бог, но со временем это слово стало восприниматься верующими как личное имя Бога. Аллах создатель мира, небес, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери. Аллах един и всемогущ. Христианский догмат триединства Бога решительно отвергается мусульманами.

Важное место в исламе занимает культ ангелов и демонов (шайтанов). Ангелы, согласно исламу, – бестелесные разумные существа, созданные из огня и воздуха и передвигающиеся с фантастической скоростью, выполняя поручения Аллаха. Наиболее близкими к Богу считаются архангелы Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил.

Считается, что Коран не был создан, а существует извечно. Это несотворенное слово божие, которое существовало у Бога, начертанное на сокрытой скрижали, и на время жизни Мухаммада было ниспослано на землю через архангела Джабраила, а потом по частям открывалось пророком в течение 23 лет. Письменное начертание Корана представляет собой не сам Коран, а его копию.

Почитание пророка Мухаммада является для мусульман вторым по значению вероучительным принципом. Мухаммад – последний и величайший пророк из всех пророков, после него пророков не было и не будет вплоть до конца света, судного дня.

Духовная сущность человека считается бессмертной, тогда как тело является временным вместилищем для бессмертной души. Земная жизнь – временный период, который человек должен посвятить приготовлению к вечной жизни после смерти.

Еще одним важнейшим догматом вероучения ислама является учение о предопределении. Согласно нему, в мире не существовало и не существует ничего, что не зависело бы от воли Аллаха. Соответственно каждому человеку предначертана своя судьба, от которой не уйти, ибо она есть выражение божьего предопределения. Не является исключением даже смерть человека, которая наступает только в соответствии с божьей волей. Правоверный мусульманин не должен роптать на свою судьбу, а должен повиноваться ей как божественному предписанию.



Мусульманский культ. Религиозные представления му­сульман не имеют четкой догматической завершенности. Различные направления в исламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в «священных книгах». Между тем всеми признаются пять религиозных правил, «столпов» веры: исповедание веры, молитва, пост, налог в пользу бедных (милостыня), паломничество в Мекку.

Принцип исповедания (араб. аш-шахада) предписывает мусульманам свято верить в единого Бога − Аллаха и считать Мухаммада его посланником; этот принцип − самый главный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т.е. перед духовным лицом и свидетелями три раза произнести фразу о том, что «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад посланник его». В результате этого человек становится покорным воле Аллаха, то есть мусульманином. Шахада воз­никла в ранний период ислама как возглас, отличавший му­сульман от остальных людей. Она произносится и в индивиду­альных молитвах, и в мечети во время богослужения. В период религиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид − мученик, воин, павший за веру.

Молитва (араб. ас-салат, перс. намаз) − обязательное правило для правоверного. Отличается от простого моления, как в других религиях. Это полное богослужение, которое совершается пять раз в день. Со­гласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммаду молить­ся 50 раз в день, однако впоследствии снизил это количест­во до пяти (утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молиться мусульманин может индивиду­ально и коллективно в любом подходящем месте, но полу­денную молитву в пятницу рекомендуется совершать в мечети. Счи­тается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным движениям и позам Мухаммада и закреплен памятью первых мусульман. Молящийся вначале должен совершить омовение и, опустившись на колени, моление совершать на чистой подстилке (коврик и т. п.). Обращаясь к Аллаху, он должен повернуться лицом к Мекке и, опустив руки вдоль тела, произнести формулу намерения совершить определенную молитву. Затем поднять руки на уровень лица ладонями от себя и произнести формулу возвеличения Ал­лаха. Далее предписывается взять левую руку в правую, при­жать обе к груди, произнести слова «Велик Аллах (Аллах акбар)» и повторить земной поклон. Таков порядок одного цикла молитвы. В зависимости от времени суток циклов может быть от двух до тринадцати. Женщины молятся отдель­но от мужчин. Молитву в мечети возглавляет имам (мулла) − руководитель общины.

Пост (араб. ас-саум), по преданию, установлен самим Мухаммадом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры по приказу Ал­лаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма и т. п., т. е. от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествам предаваться не рекомен­дуется, следует проводить время в размышлениях, беседах, чте­нии Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течение рамадана. Освобождение от него получают больные и престарелые люди, кормящие женщины, а также преступники, не отбывшие наказания и т. п. Когда обстоятельства, мешающие совершению ритуала, исчезнут, необходимо исполнить пропущенное. Если же препятствия неустранимы, то дозволено взамен поста заплатить за каждый его день определенный выкуп. В день окончания тридцатидневного поста справляется праздник Ураза-Байрам. Существует практика индивиду­альных постов, которые мусульманин может принять добро­вольно. Обычно для них избираются дни полнолуний, поне­дельники и четверги. Рекомендуется поститься и в дни солнеч­ных и лунных затмений, а также во время эпидемий, стихий­ных бедствий и военной опасности.

Налог мусульман в пользу бедных (араб. аз-закат) берется с состоя­тельных, имущих. На ранних этапах истории ислама благотворительность должна была способствовать решению социальных проблем в умме путем перераспределения расходов. Закат обычно взимался в виде золота, серебра, скота, плодов, товаров, если было сочтено, что у правоверного останется излишек. Доход поступал в государственную казну. Правом получения материальной помощи по Корану пользуются бедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники. В наши дни также с имущих мусульман взимается несколько процентов в год.

Хаджпаломничество − пятое важное религиозное пра­вило. Считается, что каждый здоровый мусульманин обязан хотя бы один раз в жизни совершить путешествие в Мекку и поклониться Каабе. Кааба – древнее святилище из камня в форме куба с плоской крышей, четыре стены которого обычно были прикрыты спускающимися коврами. В одну из стен храма вставлен, так называемый, «черный камень» − главный объект поклонения. По преданию, «черный камень» упал с неба и раньше был бе­лым яхонтом, который почернел из-за греховности людей. Ал­лах даровал его Адаму. Тот построил над ним первое сооруже­ние.

Кто не способен сам совершить хадж, может послать вместо себя своего заместителя. Ежегодно в дни великого жертвоприношения Аллаху, в начале 12-го месяца лунного календаря, принятого в мусульманском мире (в другие дни хадж не признается) более миллиона верующих съезжаются в Мекку. Паломничество − строго регламентированное путешествие. Одетые в кусок белой ткани (шрам) верующие семь раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы и целуют «черный камень». Главный же обряд хаджа − стояние у горы Арафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают пропо­ведь, молятся. Завершается паломничество праздником жертвоприношения Курбан-Байрам, во время которого в память о жертве Ибрагима (Авраама) закалывается баран или овца. По завершении хаджа паломник получает зва­ние ходжи и право носить зеленую чалму.

К пяти «столпам веры» в исламе иногда добавляют шестой – священную войну против неверных – джихад. Такая война на ранних этапах истории ислама считалась одной из обязанностей правоверных. Речь о джихаде шла в основном лишь в период военных действий, когда от воинов-мусульман требовались жертвенность, желание идти на смерть во имя победы, во имя веры. После распада Арабского халифата идея джихада была пересмотрена, стали выделять различные типы джихада: духовный джихад (борьба с собственными дурными наклонностями), джихад языка (призыв проповедовать истинную веру – ислам мирными средствами), джихад руки (система законодательных актов и наказаний в отношении преступников и нарушителей мусульманского права), джихад меча (вооруженная борьба с противниками ислама). Современные мусульманские богословы высшим типом джихада считают духовный джихад, т. е. внутреннее совершенствование с целью познания божественной истины.

Мусульманское право. Шариат. Ислам, в отличие от христи­анства, не знает какой-либо церковной организации. В мусуль­манском мире не было соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль в сохранении единства мусульман и целостности вероучения, в соблюдении нравственных норм играет право (араб. ал-фикх понимание). Деталь­ной проработкой норм жизни ислам отличается от других ре­лигий. Какого-либо специального кодекса не существует. Од­нако мусульманские богословы систематизируют те или иные правовые положения. Их источником служат Коран и Сунна. Совокупность мусульманских правовых норм, отраженных в «священных книгах», называется шариат (от араб. аш-шариа − прямой, правильный путь, закон, предписание). Мусульманское право едино: оно не разделяется на гражданское, уголовное, религиозное. По сути дела это общее учение об исламском образе жизни, носящее, прежде всего, религиозный характер.

Мусульманское право делит все поступки человека на пять категорий − обязательные, рекомендуемые, разрешенные, по­рицаемые и запрещенные.



Обязательно мусульманин должен, например, совершать ежедневную пятикратную молитву; счи­тать сатану своим врагом; остерегаться греховных поступков, внушаемых ему; честно и справедливо содержать жену, не про­являя по отношению к ней актов насилия.

Рекомендуется знать весь Коран наизусть, оказывать помощь калекам, бездомным, воспитывать сирот; совершать хадж; жене подчиняться мужу; не таить обиду более трех дней (если это не вредит вере) и т. п.

Мусульманам разрешается иметь до четырех жен, если муж в состоянии их обеспечить; принимать подарки; держать допол­нительный пост и совершать дополнительный хадж; нуждаю­щемуся давать деньги в долг, но без процентов.

Шариат воз­браняет: продавать товар тому, кто больше платит; говорить истину за глаза о человеке; смотреть на лица посторонних женщин с недозволенными мыслями и т. п.

Запре­щено убийство человека, который не покушался на жизнь мусуль­манина; воровать; грабить; издеваться над живыми существами, пытать людей; обвешивать; продавать испорченные товары; не выплачивать долги; запрещены аборты; нельзя есть свинину, употреблять в пищу кровь убитых животных, пить спиртные напитки; категорически запрещается самоубийство.

В шариате детально разработана и описана вся культовая практика мусульман. Наряду с рассмотренными выше пятью «столпами веры», предписаны дополнительные обязанности: обрезание, брак, чтение Корана.

В период классического ислама шариат неукоснительно со­блюдался. В последнее время он все более отступает перед светским, гражданским правом. Однако в некоторых странах Востока сегодня имеет место своеобразное возрождение норм шариата, например, в Исламской Республике Иран, в Ислам­ской Республике Пакистан. На родине пророка, в Саудовской Аравии, шариат также считается основой гражданского, уго­ловного и государственного права.

Основные направления в исламе. Уже при первых халифах в государстве мусульман развернулась идейно-политическая борьба. Причиной был вопрос о наследо­вании власти. После смерти Омара халифом становит­ся Осман из рода омейядов. Омейяды, как известно, в свое время были противниками Мухаммада. Прямые потомки пророка из рода хашимитов перешли в оппозицию. Ее называли «шиа» − пар­тия, а сторонников шиитами. Шиитов возглавил Али бен Аби Талиб − двоюродный брат и зять пророка. С женой пророка Аишей и его дочерью Фатимой Али подготовил заговор. В ию­не 656 г. сторонники Али убили Османа и власть перешла к Али. Это послужило поводом для гражданской войны. В январе 661 г. в мечети Куфы (ныне г. Неджефабад, Иран) Али был убит. Власть вновь перешла к Омейядам. Столица халифата была перенесена из Медины в Дамаск. Центральной областью становится богатая Сирия, а Аравия превращается в одну из провинций Арабского халифата.

При Омейядах (661−770) империя достигла своего расцвета. Ее владения простирались от Пиренейского полуострова (Испания) до Северного Кавказа (Армения, Картли), Средней Азии (Харум, Фергана, Самарканд) и долины реки Инд (Синд). Управление осуществлялось на основе веротерпимости. В от­ношении оппозиционеров-единоверцев власть демонстрировала жестокость. Шииты обосновались в Иране и развернули борьбу против господствующего клана.

Итак, с середины VII в. единая до сего времени мусульман­ская община раскололась на две группировки — шиитов и сун­нитов, которые являются на данный момент основными направлениями в исламе. Окончательное оформление суннизма и шиизма произошло позже – в X–XI вв.

Суннизм (от Сунна) – самое многочисленное направление в исламе, считается ортодоксальным, т. е. «правоверным». Сунниты опираются на Коран и Сунну, признают святость всех четырех первых халифов. Шииты же толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают только те хадисы, которые связаны с именем четвертого халифа – Али и его сторонников.

Главное различие между шиитами и суннитами лежит в разном понимании природы власти. Сунниты считают, что после смерти Мухаммада исчезла и возможность посредничества между Аллахом и людьми. Поэтому главой общины может быть избрано любое лицо самими верующими. Шииты же, сторонники Али и его погибших сыновей, считают праведным и обладающим божественной благодатью только Али − четвертого халифа. Только прямые потомки пророка имеют право на духовную и светскую власть. Всех суннитских халифов шииты считают узурпаторами власти и противопоставляют им свою, продолжающуюся через Али, его сыновей, внуков и т. д. династию 12 имамов. К знаменитой фразе всех мусульман шииты обязательно добавляют «Али – наместник Мухаммада».

Подавляющее большинство мусульман (90 %) сегодня принадлежит к суннизму. Из стран распространения ислама шииты преобладают только в Иране, Йемене и Южном Ираке. В России большинство мусульман также придерживаются суннизма.

Суннизм и шиизм породили множество различных течений и сект. Наиболее известными из них являются ваххабизм и суфизм.

Ваххабиты – последователи течения, которое зародилось в XVIII в. Свое название получило от имени Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба, выступившего с призывом очистить ислам в Неджде (Центральная Аравия). Ваххабиты требовали восстановления первоначальной чистоты ислама, в первую очередь единобожия. Проявлением многобожия они считали культ святых, почитание реликвий и т. д. Требование нравственного совершенствования (отказ от курения, наркотиков, алкоголя, музыки, танцев, пения) дополнялось идеей необходимости использовать и военные действия в борьбе за чистоту ислама. В 1924 г. ваххабиты завоевали Западную Аравию, а позже было образовано ваххабитское государство – Саудовская Аравия. В этом государстве учение ваххабизма сегодня является официальной формой ислама. Современный ваххабизм выступает за строгое и педантичное соблюдение всех обрядовых и правовых форм шариата. Последователи этого течения считают, что положения Корана и Сунны нельзя интерпретировать с помощью разума, а только через сердце и веру.

В палитре мусульманских общин особое место занимает су­физм (ат-Тасаввуф). Это оригинальное мусульманское религиозно-мистическое учение и одновременно достаточно массовое движение. Возникший в VII в. суфизм долго находился вне закона. И только в период упадка Арабского халифата (XIII в.) он был признан официально. Есть разные мнения о происхождении слова «суфий». Наиболее распространенным является перевод этого слова как «шерсть» (от араб. суф − шерсть, поскольку грубое шерстяное по­крывало издавна считалось обычным одеянием отшельника, «божьего человека»). Согласно другой версии слово «суфий» следует понимать как «чистота», «святость» (от араб. сафва).

Проповедник − суфий (дервиш) странствовал, питаясь подаяниями доброхотливых мусуль­ман. Суфии объединялись в братства, своеобразные монашест­вующие ордена. Их поведение и внешний вид напоминали ве­рующим о необходимости соблюдения правил мусульманской веры и образа жизни. Некоторых крупнейших суфийских учи­телей и подвижников, прославившихся своими глубокими по­знаниями и благочестием, стали именовать святыми, хотя ни­кто и никогда их не канонизировал. Им приписывали способность к сверхъестественным деяниям. Отсюда вытекает важная черта суфизма − мистицизм. Аскеты — подвижники — пропо­ведовали идею о непосредственной связи человека с Богом. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизиться к Аллаху и в итоге раствориться в нем. Разрабатывались особые приемы достижения подобного состояния, где большую роль играли самонаблюдение и самоконтроль. Важной чертой суфизма яв­ляется антропоцентризм, т. е. стремление пропустить действи­тельность через призму собственного «Я». Это отражено в бога­той и разнообразной суфийской поэзии.

Возникшие еще в XI – XII вв. суфийские братства, или ордена – тарикаты постоянно стремились к укреплению своего влияния и увеличению числа своих приверженцев. В результате такой политики суфийские ордена появились во многих странах мусульманского мира, в том числе и на Северном Кавказе.

Ислам в современной России. На территории, входящие в состав современной России, ислам стал проникать с VII в., т. е. с первого века своего существования. Сначала ислам появляется на территории Северного Кавказа. Исламизация народов, проживающих там, затянулась на столетия. В Волжской Булгарии ислам был принят в 992 г., хотя проникать сюда начал еще раньше. Позднее ислам стал распространяться среди различных тюркоязычных групп населения Сибири.

Сегодня районами традиционного распространения ислама в РФ являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь. После того, как распался СССР, значительные группы мусульманского населения мигрировали в крупные города других российских регионов. В Российской Федера­ции, по разным сведениям, проживает от 15 до 20 млн. мусуль­ман различных народностей: тюркские народы (татары, башки­ры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгейцы и др.

В современной России в условиях «религиозного возрождения», начавшегося в начале 1990-х гг., резко возросла доля населения, относящая себя к числу мусульман. Так, в 1980-х гг. в СССР функционировало менее 200 мусульманских религиозных обществ, а в 1998 г. их было зарегистрировано уже 2734, исключая тех, что функционируют без регистрации (что разрешено законом). Открыто 106 духовно-образовательных учреждений. Это Высший исламский духовный колледж и медресе (школа) в Москве, медресе «Мухаммадийя» в Казани, Исламский университет им. имама аш-Шафии в Махачкале и др. Издаются Коран, сборники хадисов, другая исламская религиозная литература. Тысячи мусульман ежегодно совершают паломничество к святым местам в Саудовской Аравии.

Российские мусульмане активно включаются в общественно-политическую жизнь страны − участвуют в разработке законопроектов, в миротворческой деятельности, в том числе связанной с урегулированием межнациональных конфликтов. Впервые в 1995 г. в Рос­сии были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них − Общероссийское мусульманское движе­ние «Hyp», которое участвовало в парламентских и президент­ских выборах.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Чем больше выпадает зубов, тем больнее человек кусается. Джордж Прентис
ещё >>