Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Три мировые религии буддизм, христианство, ислам 2 792.18kb.
Основные знания и умения 1 48.42kb.
Урок-игра по теме "Путешествие в средневековье: ислам и христианство... 1 50.38kb.
Основные философские и религиозные верования китайцев: буддизм; 1 29.18kb.
Сборника «Ислам и христианство: на пути к диалогу» 1 99.82kb.
Тема: Христианство План лекции 1 126.32kb.
Закон Республики Абхазия о свободе совести и о религиозных объединениях 1 306.22kb.
Тгу, г. Тюмень Адатный ислам по обе стороны Уральских гор 1 70.62kb.
Несовместимость христианства с буддизмом 1 37.42kb.
Римская Империя и Христианство 1 389.84kb.
Индуизм  Буддизм – Дзен-буддизм: теологический и антропологический... 1 170.13kb.
Сборник заданий №1 Вы должны выполнить все контрольные задания, представленные... 4 639.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - страница №3/6

§ 2. Православие

Православие – одно из трех основных направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом. Исторически сложилось в восточной части Римской (или Византийской) империи. В настоящее время насчитывает около 100−120 млн. приверженцев. В основном они проживают на территории России, Украины, Молдовы, Беларуси, Грузии, в Сербии, Болгарии, Греции, Ливане, Сирии, Иордании, Египте.

Термин «православие» равен греческому слову «ортодоксия» (от ортос – правильный, докса – мнение), что означает «правильное» учение.

Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи Вселенских Соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению (в отличие от католицизма) и не отказалось ни от одного из них (как это имело место в протестантизме). Именно этот факт православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству.



Организация православной церкви. Исторически сложилось так, что в православии не сформировалось единого церковного центра. По мере распада Византийской империи патриархи выходили из-под власти императора и становились главами автокефальных церквей (от гр. – авто − сам, кефале − голова), т. е. обладающих правом самостоятельно решать свои внутренние проблемы. В настоящее время их насчитывается 15, особым влиянием пользуется Константино­польская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская автокефалии. Самая большая – Русская церковь. Формальное первенство принадлежит Константинопольскому патриарху. Хотя он не в праве вмешиваться в дела поместных церквей вне своего патриархата. Все автокефальные церкви поддерживают между собой тесные контакты. Они согласовывают наиболее важные вопросы общеправославного значения и участвуют во всеправославных совещаниях.

Кроме автокефальных церквей существуют автономные церкви. Они находятся в юрисдикции одной из автокефальных православных церквей, но обладают определенной самостоятельностью в своем внутреннем управлении. Сегодня к ним относятся Синайская, Финляндская, Японская, Украинская, Белорусская, Эстонская, Латвийская и Молдавская православные церкви.

Структура каждой православной церкви определяется ее уставом. В русской православной церкви (РПЦ) низовой ячейкой является церковный приход. Приходы в пределах одного или нескольких районов города или области объединяются в округ – благочиние. Их совокупность составляет епархию, во главе которой стоит архиерей (епископ, архиепископ, митрополит). Высшая власть в области церковного управления принадлежит Поместному собору РПЦ, созываемому не реже одного раза в пять лет. В период между Поместными соборами созывается Архиерейский собор, который составляют все епархиальные архиереи, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. Он созывается не реже одного раза в два года. Предстоятелем РПЦ является патриарх Московский и всея Руси. Он управляет церковью совместно со Священным Синодом – одним из высших органов церковной власти, осуществляющим центральную законодательную, исполнительную и судебную власть в период между Поместными соборами.

Особенности православного вероучения и культа. Основные положения своего вероучения православие черпает из двух источников: Священного Писания (Библии) и Священного Предания (совокупность вероучительных положений, выработанных внебиблейской традицией, которые в православии признаются равноправными).

Отметим, что католицизм также признает Священное Предание, но с двумя оговорками: относительно Священного Писания Предание остается вторичным и вспомогательным; в состав Предания в католицизме дополнительно включаются решения Вселенских соборов, которые проходили в Римской церкви после 1054 г., и официальные документы римских Пап.

Православная церковь утверждает, что христианство, в отличие от всех остальных религий, представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные догматы:

Догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Суть их в следующем: Бог – не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Он, по определению «Православного катехизиса», «есть Дух Вечный, Всеблагий, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный». Им из ничего созданы небо и земля, мир видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра – первую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел. Это означает, что Творец сохраняет людей, направляет их на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

Бог предопределил спасение людей через своего единородного Сына, являющегося вторым лицом Троицы, а в воплощении и вочеловечивании – Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Он должен рассматриваться как существующий «прежде всех век», т. е. христианину предлагается верить, что Сын Божий так же вечен, как его Отец.

Третьей ипостасью является Святой Дух. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости. Дух Святой исходит от Бога Отца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом. Согласно библейскому рассказу, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков на пятидесятый день после Христова воскресения и может сообщаться верующим через усердную молитву и совершение таинств.

Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о божией благодати. Все эти догматы воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Краткое изложение основных догматов христианства, сформулированных на двух первых Вселенских Соборах, называется «Символом веры». Каждый христианин обязан знать его наизусть. Толкование Символа составляет основу «Православного катехизиса».

Строжайше соблю­даются традиции семи таинств (крещение, причащение, покаяние, священство, миропомазание, брак, елеосвящение). Основными ритуалами культа являются молитва, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. В Православной церкви таинство довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии наце­ливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувст­вами. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат кол­лективного начала. Основной праздник православия − Пасха – праздник, установленный в воспоминание о воскрешении распятого на кресте Иисуса Христа.

Как особое время, которое человек посвящает Богу, рассматриваются посты. Культ святых в православии основан на вере, что они являются посредниками между Богом и людьми. Причисление к лику святых осуществляется на основе канонизации (от гр. – узакониваю) – определенного порядка причисления к сонму святых.



Православная церковь на Руси и в современной России. Принятие и распространение христианства на Руси было процессом длительным и сложным. Согласно официальной точке зрения, история русской церкви начинается с принятия христианства в 988 г. Киевской Русью от Византии при князе Владимире. Постепенно происходит формирование собственно церковной организации – Киевской митрополии, которая до 1448 г. существовала в качестве митрополии Константинопольского патриарха.

В течение XI–XII вв. население русского государства было в основном христианизировано. Внедряясь в народную среду зачастую насильно, новая религия трансформировалась под воздействием местных традиционных культов и приспосабливалась к народному языческому сознанию. Подобный феномен сосуществования двух вер – в данном случае язычества и христианства − часто определяется как «двоеверие».

В период феодальной раздробленности и монгольского ига (XIII–XV вв.) церковь смогла сохранить целостность структуры. Ее представители зачастую выступали в роли арбитров и миротворцев в княжеских междоусобицах. Епископская кафедра, учрежденная в столице Золотой Орды в 1261 г., служила посредником в отношениях ханства с русской митрополией и византийским императором.

В 1299 г. митрополичья кафедра была перенесена из Киева во Владимир-на-Клязьме, а затем в 1325 г. в Москву. При московских князьях православная церковь значительно укрепила свое положение и активно содействовала политике объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Заключение в 1439 г. между Константинополем и Ватиканом Флорентийской унии – соглашения об объединении церквей на условиях признания главенства римского Папы − дало московской митрополии основание для утверждения своей независимости. В 1448 г. без согласования с Вселенским патриархом на митрополичью кафедру в Москве был возведен рязанский епископ Иона (1448−1461). Каноническое оформление автокефального статуса русской церкви произошло в конце XVI в.

В 1589 г. во время визита в Москву константинопольского патриарха Иеремии II состоялось торжественное постановление Ростовского архиепископа Иова (1589−1605) в патриархи Московские и всея Руси. Вернувшись на родину, Иеремия II созывает в мае 1590 г. Собор, где был утвержден автокефальный статус Московского патриархата.

В XVI в. в русской церкви разгорелся спор – может ли церковь владеть имуществом. Формируется два противоположных взгляда на этот вопрос. Нестяжатели, идеологом которых был Нил Сорский, выступали за отказ церкви от «стяжания» − приобретения земель и другой собственности как противоречащие евангельским идеалам и наносящие ущерб авторитету церкви. Сторонники другого мнения – иосифляне – напротив, считали, что церковь должна быть сильной и богатой. Их лидер – Иосиф Волоцкий выдвинул теорию о божественном происхождении княжеской власти. Отсюда следовало, что церковь, как институт, освящающий светскую власть, должна иметь привилегированное положение, а светская власть должна, в свою очередь заботиться о благополучии церкви. Борьба иосифлян и нестяжателей продолжалась с переменным успехом несколько лет. В конечном итоге на церковном соборе 1503 г. доктрина иосифлян была признана официальным направлением в русской общественной мысли.

В это же время оформляется идея о Москве как о «третьем Риме». Игумен псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей в своих посланиях Василию III в 1510−1520-е гг. отмечал, что мирововй центр христианства постепенно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда – в Москву. Два Рима пали из-за измены вере, а Москва, оставшаяся верной православию, является «третьим Римом», а «четвертому не бывать».

Отражением постепенного попадания в зависимость церкви от власти Московского государя явился созванный по инициативе царя Ивана IV в 1551 г. Собор. Он получил название Стоглавый – по количеству глав в сборнике. В рамках решений Стоглавого собора были закреплены унификация общерусского пантеона святых, единство церковного культа и обрядов, устанавливались общие правила церковной живописи. Собору удалось отстоять неприкосновенность церковного имущества и подсудность духовенства только церковному суду. Царю же удалось добиться того, что соборные решения ограничили рост церковного и монастырского землевладения.

В 1613 г. на московский трон был избран первый царь из династии Романовых – Михаил, при котором соправителем был его отец патриарх Филарет. В России во времена их правления сложилась ситуация, уникальная для всемирной истории христианской церкви, когда родные отец и сын стали главами единой православной державы.

Во времена правления Алексея Михайловича (1645−1676) происходит раскол русской церкви. Огромную роль в этом сыграл патриарх Никон (1652−1666). Он был сторонником реформ в русском православии, которые касались исправлений в обрядах и богослужении по греческим образцам. Так обычай креститься двумя пальцами был заменен троеперстием, слово «аллилуйя» во время молитвы должно было произноситься не дважды, а трижды, слово «Иисус» предлагалось писать с двумя «и» и др. Все нововведения были одобрены церковным собором в Москве в 1654 г., в котором участвовали восточные патриархи.

Реформы, поддержанные светской властью, были приняты не всеми. Возникло церковное сопротивление последователей старой веры во главе с протопопом Аввакумом (1621−1682). На очередном соборе в 1656 г. сторонники двоеперстия были преданы анафеме, подверглись ссылке и заточению.

Итогами этих событий стали появление старообрядческой церкви, утверждение церкви нового обряда (или патриаршей) и окончательное укрепление приоритета светской власти над духовной.

Все старообрядцы делятся на два основных течения – поповцев и беспоповцев. Беспоповцы считают, что послереформенное духовенство не имеет благодати, оно поставлено Диаволом, поэтому все таинства у них ввиду отсутствия священников совершаются мирянами. Поповцы сохранили священство за счет священников, перешедших из никоновской церкви. Среди поповцев выделяется белокриницкая иерархия, возникшая в 1846 г. и имеющая официальное название – Русская православная старообрядческая церковь. С XIX в. существует, так называемое, единоверие, которое придерживается старых дониконовских обрядов, но находится в духовно-каноническом общении с РПЦ. Именно старообрядцы были в числе первых поселенцев на территории Приморского края.

В целом период патриаршего управления (1589−1700) отмечен динамичным развитием церкви. К концу XVII в. в России насчитывалось 24 православных епархии, до 15 тысяч храмов, свыше 600 монастырей.

Синодальный период Русской православной церкви (1700−1918) прервал традицию патриаршества. Он связан с рефор­мами Петра I, стремившегося превратить Россию в европейскую империю. Будучи верующим человеком он, тем не менее, не видел смысла в обрядовой стороне право­славия. В 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр ввел государственное судопроизводство, налогообложение и управление на церковных землях, воспрепятствовал избранию патриарха.

В 1721 г. пост патриарха, пустовавший более 20 лет, был ликвидирован. Для управления церковью был создан Святейший Правительствующий Синод во главе со светским обер-прокурором. Церковный институт стал фактически частью государственного аппарата. В царствование Екатерины II (1762−1796) церковь лишилась своей экономической самостоятельности. Согласно манифесту 1764 г., большая часть церковных земель передавалась под полное управление Коллегии экономии Синодального правления. В 1797 г. манифестом Павла I император объявлялся главой Русской православной церкви, получив право лично назначать архиереев на епархии, а с 1842 г. государство взяло на себя обязательства денежного содержания священнослужителей из государственной казны.

Вместе с тем в синодальный период институциональное, имущественное и кадровое положение церкви укрепилось. Ее исключительный статус был защищен законодательством. В течение XIX в. количество епархий увеличилось с 37 до 68, приходских храмов – с 27 тыс. до 41 425, монастырей − с 476 до более 900. В то же время наблюдается падение авторитета церкви, резкое снижение ее духовно-нравственного влияния на общество. От нее отходила интеллигенция, получили распространение различные формы сектантства.

В начале XX в. положение РПЦ в обществе и ее внутренняя жизнь подверглись радикальным изменениям. В годы первой русской революции в русской церкви возникло широкое церковно-освободительное движение, ставившее своей целью освобождение православия от самодержавия. Одним из ярких его представителей было церковное обновленчество – религиозное движение, призывавшее к возвращению вероучения, обрядности и организационной структуры к образцам раннего христианства.

После свержения в феврале 1917 г. самодержавия состоялся Поместный собор, на котором было восстановлено патриаршество и был избран патриархом Московским и всея Руси митрополит Московский Тихон (1865−1925). Собор решительно отказался признать законность советской власти и ее политику в отношении РПЦ. После издания советской властью «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января 1918 г.) русская церковь была лишена статуса юридического лица и права владения собственностью. Началась конфискация церковного имущества, последовали аресты и расстрелы духовенства.

Часть православной иерархии после поражения белых армий в ноябре 1920 г. эмигрировала, положив начало Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Это событие получило название «карловацкого раскола» − от названия города в Югославии Сремские Карловцы, где прошел первый церковный собор за границей. В настоящее время РПЦЗ имеет около 350 приходов, объединенных в 16 епархий в более чем 30 странах (в США, Южной Америке, Западной Европе, Австралии).

В 1922 г. в противовес «тихоновской» церкви поднимается новая волна обновленческого движения, которая вылилась в организацию обновленческого раскола. Патриарх Тихон был отстранен от управления РПЦ и было образовано Высшее церковное управление во главе со священниками А. И. Введенским, Е. Х. Белковым и С. В. Калиновским. На Соборе 1922 г. советская власть была объявлена защитницей христианских идеалов, было отменено патриаршество, призналась необходимость закрыть монастыри, «уклонившиеся от чисто монашеской идеи»; было разрешено второбрачие священнослужителей и белый брачный епископат; введен григорианский календарь. Однако обновленцы, дискредитированные сотрудничеством с советской властью, не получили широкой поддержки в среде верующих. Движение просуществовало до 1946 г., до смерти последнего обновленческого Первоиерарха Московского и Православных церквей в СССР А. И. Введенского.

В июле 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский), фактический глава РПЦ, попытался нормализовать отношения церкви с государством. Он выступил с «Посланием к пастырям и пастве» (или «Декларация Сергия»), где говорилось, что можно быть православным христианином и одновременно осознавать Советский Союз своей гражданской родиной. Акция Сергия способствовала реальному улучшению положения церкви, однако вызвала уход части духовенства и мирян в подполье. Возникла катакомбная церковь, которая вышла из-под юрисдикции Московского патриархата. Несмотря на меры, предпринимаемые Сергием в конце 1920-х – 1930-е гг. на церковь обрушилась новая волна репрессий. К началу Второй мировой войны в 1939 г. только 4 епископа оставались в должности, из 38,5 тыс. храмов, действовавших в России в 1928 г., открытыми осталось только 1700.

Патриотическая позиция церкви в годы Великой Отечест­венной войны способствовала изменению религиозной полити­ки государства. От позиции категорического отрицания церкви власть перешла к политике тоталитарного контроля над ее дея­тельностью. В 1943 г. было восстановлено патриаршество (Сергий Страгородский, а с 1945 г. − Алексий I), начали открываться храмы (к 1958 г. их общее количество составляло 13 414). Осуществлять надзор за церковью был призван Совет по делам религии, а на местах − его уполномоченные. Государство способствова­ло включению в состав Русской православной церкви право­славных приходов на присоединенных к СССР территориях.

С конца 1950-х гг. со стороны государства возобновились притеснения РПЦ – закрывались православные приходы, а священнослужители отстранялись от участия в их финансово-хозяйственных делах.

Первые признаки возрождения церкви появились в конце 1980-х гг. Этому способствовала кардинальная перестройка всей социально-политической и экономической системы страны. 29 апреля 1988 г. состоялась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с Патриархом Пименом и членами Священного Синода, где была официальна признана свобода вероисповедания. В 1990 г. были приняты законы «О свободе совести и религиозных организациях», «О свободе вероисповеданий». Начиная с 1988 г. Русской православной церкви были возвращены тысячи храмов. Упорядочению внутрицерковной жизни способствовало принятие Поместным собором в 1988 г. нового Устава об управлении РПЦ. В соответствии с ним настоятели храмов вновь становились председателями приходских советов, восстанавливались органы епархиального управления, определялась периодичность созыва Поместных и Архиерейских соборов (не реже одного раза в 5 и в 2 года).

В июне 1990 г. патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий II (Ридигер). При нем значительно выросло влияние церкви на общественно-политическую и экономические сферы жизни страны. В период деятельности патриарха состоялось несколько соборов, на которых указывалась недопустимость поддержки церковью политических партий, запрещалось священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы власти, были приняты новый Устав РПЦ, Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ и др.

В настоящее время перед руководством Русской православ­ной церкви (с 2009 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) определился ряд проблем. Возобновление деятельности большого количества приходов обострило дефицит кадров священнослужителей. Необходимость восстановления возвращенных церкви храмов подорвала ее финансовое положение, усугубленное инфляцией. Перед РПЦ стоят непростые задачи приспособления к дина­мично меняющемуся миру, к деятельности в условиях религи­озного плюрализма, установления контакта с российской свет­ской культурой.
§ 3. Католицизм

Католическая (пер. с гр. − всеобщая, вселенская) церковь является крупнейшей в христианском мире. Католицизм распространен во всех регионах земного шара, но наиболее − в Европе (Франция, Италия, Испания, Польша), Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии (Филиппины). К 2007 году по данным Ватикана в мире насчитывается более 1115 млн. католиков.



Из истории католической церкви. После раскола единого христианства в 1054 г. Католическая церковь являлась одной из влиятельнейших политических сил в Европе. Уже начиная с VIII в., обязательным является подтверждение Папой феодального права королей. В IX в. церковь публикует документы, обосновывающие иерархическую власть папства над церковью, а церкви – над обществом. Во время правления Папы Григория VII (1073−1085) Папа стал именоваться наместником бога, не подчиняющимся никакой светской власти, но обладающим правом низвержения земных властителей.

В XII в. в католицизме усиливается влияние монашест­ва. Возникают монашеские ордена цистернианцев, объедине­ния монастырей, подчиненные одному центру. Нищенствую­щие ордена францисканцев, доминиканцев, объединяющие бродячих монахов, были призваны поддерживать религиозность мирян. В эпоху крестовых походов (1096−1270) возникают ду­ховно-рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонов и т. д. Походы наряду с деятельностью данных орденов становятся важными факторами укрепления власти папства.

Крестовые походы католиков на Восток вряд ли можно рас­сматривать только как захватнические экспедиции. Фигура кре­стоносца олицетворяла высокий идеализм, готовность к само­пожертвованию во имя единения христиан Европы. Этот пери­од является временем наивысшего могущества Католической церкви. Все, что определяло облик средневековой цивилизации Европы (готика, схоластика, теория феодального права), было определено католическим умонастроением. Важна роль католичества в развитии образования. Все ныне известные университеты Европы (Сорбонна, Кембридж и др.) были основаны и долгое время функционировали под эгидой церкви.

Борьба за власть политическую дополнялась борьбой за власть над умами и душами людей. Так в XII в. создается инквизиция как особая структура, главной задачей которой является борьба с инакомыслием.

XIV−XVI вв. − кризисная пора для католицизма. Осмысле­ние Фомой Аквинским христианских догматов с помощью формальной логики Аристотеля породило рационалистическую теологию. Как реакция на аскетизм и спиритуализм, гос­подствовавшие в европейской культуре предшествовавших сто­летий, появляется гуманизм − попытка реабилитации челове­ческого начала в границах христианского мировоззрения. В европейскую цивилизацию входит мощный пласт античного наследия, дерзко ломаются каноны зодчества, изобразительного искусства, литературы.

Более серьезную опасность для католицизма представлял процесс образования европейских наций. Папы, привыкшие иметь дело с императорами эфемерной Германской империи и правителями карликовых феодальных образований, проглядели возникновение сильных централизованных королевств, объе­диненных национальной идеей. Конфликт с французскими королями привел к унизительному «авиньонскому пленению» римских пап (1309−1377). С Авиньона начинается падение пре­стижа папской власти. Его усугубила беспрецедентная борьба за папский престол (1378−1417), когда одновременно существова­ли два, а то и три папы. Удержать единство Католической церкви было призвано «соборное движение» первой половины XV в., которое приостановило самозванство, но утвердило над папами контроль Церковных Соборов и укрепило автономию ряда церквей (Англия, Франция, Чехия). Папам удалось вос­становить былое величие, но выход национальных церквей из-под контроля Ватикана удержать было невозможно.

Серьезным испытанием для католицизма оказалась Реформация. Не останавливаясь на ее причинах и сущности, отметим лишь, что приспособление догмата, ритуала и организации Ка­толической церкви к изменившемуся миру проходило долго и болезненно. Тридентский Собор (1545−1563) поставил задачу воссоздания авторитетной и деятельной церкви.

Главную роль в охране католической веры взяла на себя инквизиция, реорганизованная в 1542 г. Деятельность инквизиции дополняется книжной цензурой. Для борьбы с инакомыслием мобилизуются монашеские ордена. В 1540 г. организуется орден иезуитов («Общества Иисуса»), во главе с ис­панским дворянином Игнатием Лойолой. Типичными чертами его деятельности становятся железная дисциплина, верность папе и использование любых средств для достижения поставленной цели. Большие надежды в процессе восстановления католической гегемонии в Европе возлагались на Испанию, Австрию и Польшу. Однако в 1618−1648 гг. произошел крупнейший в истории Европы религиоз­ный конфликт − Тридцатилетняя война между католиками и протес­тантами. Коалиция католических держав потерпела поражение, и Ватикан перестал играть главенствующую роль в европейской политике.

В XVII в. в среде идеологов Просвещения складывается деизм − учение, допускающее сотворение мира Богом, но отрицающее Его последующее влияние на все про­исходящее. Просвещение породило учения об общественном договоре и естественном равенстве людей, которые станут идейной платформой буржуазных революций, проникнутых антикатолическим пафосом. Католические монархии (Австрия, Испания) в конце XVII в. охвачены секуляризацией: идет про­цесс конфискации церковного землевладения, изгнания иезуи­тов, установления светской системы образования.

В 1870 г. в результате образования независимой Италии бы­ло ликвидировано Папское государство. Папа Лев XIII (1878−1903), руководство церкви осознают необходимость поиска своего места в новом капиталистическом мире. В 1881 г. Ватикан принимает официальную социальную доктрину, что позволяет церкви более активно участвовать в организации католических профсоюзов и политических партий по всей Европе. В это же время при поддержке Льва XIII возрождается рационалистическая традиция католического богословия, обосновывается идея обожествления частной собственности, неизбежности социального неравенства. Параллельно Ватикан стремится восстановить свои позиции в традиционно католических странах. В период между двумя мировыми войнами папству удается вернуть католицизму статус государственной религии в ряде европейских стран.

В 1929 г. по конкордату с правительством Муссолини Пап­ское государство вновь возрождается в лице города-государства Ватикана.

Во время понтификата Папы Иоанна XXIII (1958—1963) об­новленческая тенденция в католицизме получает новый мощ­ный импульс. II Ватиканский Собор (1962−1965) допускает ведение службы и издание «священных книг» на национальных языках, использование в литургии на­циональной музыки. Существенно изменяется социальная доктрина. Католическая церковь отказалась от обожествления частной собственности, не отождествляет себя ни с какой формой государства, настаивая на том, что она присутствует везде и везде защищает права человека. Церковь занимает твердую миротворческую позицию во взгляде на проблемы гонки воору­жений, нарастания ядерной угрозы. Ватикан активно включает­ся в экуменическое движение − движение по объединению всех христианских конфессий.

Все эти изменения придали католической церкви новый, современный облик. Сегодня она все более воспринимается как необходимая составляющая современной цивилизации. Церковь отказалась от привилегий, даруемых государством. Однако сегодня, фактически, не осталось ни одного государства, где бы католицизм являлся государственной религией.

Организационная структура. Католицизм иерархически строго организован. Первичным звеном является церковный приход, охватывающий строго определенную территорию. Во главе прихода стоят священник и его заместитель – викарий. Каждые 10 приходов объединены в деканат во главе с деканом. Высшей административно-территориальной единицей в структуре церкви является диоцез (епархия) – объединение деканатов, который возглавляется ординарным епископом и его помощником. Епископ обладает всей полнотой власти − решает экономические, административные, кадровые вопросы, ему подчинены все священнослужители диоцеза. Сегодня все диоцезы фактически напрямую подчинены Папе.

В ряде крупных католических стран наряду с диоцезами есть и административное объединение диоцезов, которое называется митрополия, а возглавляющий ее епископ имеет титул архиепископа.

Особое место в структуре церкви занимает монашество. Его главная особенность заключается в объединении всех монахов в ордена и конгрегации. И орден, и конгрегация – объединение монастырей, которые придерживаются единого устава. Монастырь управляется настоятелем и входит в провинцию, которой руководит приор. Во главе орденов стоят, как правило, генералы, которые избираются пожизненно и подчинены только главе всей церкви. Принять монашество может любой католик, достигший 15 лет.

Во главе всех католиков стоит Папа Римский. Он лично распоряжается всеми кадрами священнослужителей, определяет границы диоцезов и создает новые. Как викарий Иисуса Христа Папа является единственным законодателем церкви, единолично принимая все решения, касающиеся вероучения, культа, он − высшая инстанция по всем спорным делам. Даже решения соборов католической церкви вступают в силу только после утверждения Папой. Кроме того, он является главой суверенного государства Ватикан.

Город-государство Ватикан является остатком того, что некогда было могущественной папской областью, занимавшей значительную часть Италии. Это государство начинает складываться с VIII в., когда франкский король Пипин Короткий после успешных походов в Италию в благодарность за поддержку передал Папе ключи от 22 городов.

На сегодняшний день принято считать, что занимаемая Ватиканом территория равна 44 га, население около 1100 человек, из них − 95 % мужчины. Это исключительно лица духовного звания или монахини. Ватиканское гражданство носит временный характер и прекращается с увольнением с должности или уходом на пенсию.

Факт существования Ватикана как суверенного государства дает католической церкви уникальные, отсутствующие у других религий возможности активно участвовать в деятельности международных организаций (ООН, ЮНЕСКО), иметь дипломатические отношения с большинством государств.

В практике управления и церковью, и государством Папа опирается на разветвленную администрацию – Римскую курию. Это целая система различных специализированных органов: секретариаты, конгрегации, суды, Центральная статистическая служба, радио «Ватикан» и др.

Для обеспечения эффективной работы курии существует группа личных советников Папы – Святая коллегия. В состав этого органа входят все кардиналы римско-католической церкви. Титул «кардинал» относится скорее к области церковного права. Исторически он возник в силу необходимости подчеркнуть особую роль тех людей, которые выбирают Папу или осуществляют центральную власть не только в одном диоцезе. Последние 200 лет кардинальскую шапку получают только епископы.

В настоящее время (с апреля 2005 г.) главой католической церкви является Бенедикт XVI (Ратцингер), бывший немецкий кардинал.



Особенности вероучения и культа. Основным источником вероучения католики считают Библию (Священное Писание). Католическая редакция Библии (Вульгата) имеет ряд особенностей: Ветхий завет принимается не в греческом, а в латинском переводе; состав канонических книг был расширен и включает сегодня 46 книг Ветхого и 27 книг Нового заветов. Фактически до Второго Ватиканского собора рядовым католикам чтение Библии было запрещено, а попытки перевода ее на национальные языки преследовались.

Второй источник, Священное Предание, включает решения и документы двадцати одного Вселенского Церковного Собора, суждения римских пап по церковным и мирским делам, сочинения «учителей церкви». Последний раздел Предания постоянно изменялся. Если в первые века список теологов-учителей церкви содержал 4 имени, то сегодня в нем 31 имя.

Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенно­сти. Утвердилось своеобразное пони­мание Троицы: исхождение Святого Духа признается не только от Бога Отца, но и от Бога Сына («филиокве»). Добавлен догмат о Непорочном зачатии самой Девы Марии ее матерью Анной. Богородица считается «матерью Церкви».

Католическое вероучение содержит учение о сверхдолжных делах и заслугах, совокупность которых образует «сокро­вищницу добрых дел», в избытке совершенных Христом, Девой Марией и святыми. В соответствии с этой доктриной, верующий, стремящийся спасти свою душу, не остается в одиночестве – он находится в постоянном сверхъестественном единстве со всем сообществом святых, что позволяет быстрее освободиться от кары за грехи. «Сверхдолжные» дела не исчезали и не исчезают бесследно – из них формируется запас сверхдолжных дел, которым распоряжается церковь.

Из этого догмата вытекает практика индульгенций − выкупа грехов за деньги. В 1439 г. на Флорентийском соборе католическое учение обогатилось положением о чистилище, согласно которому души, не достигшие очищения до смерти, но не отягченные смертными грехами, направляются в чистилище. Сократить время пребывания в нем души могут специальные мессы, молитвы, использование запаса сверхдолжных дел.

Важной особенностью католической догматики является догмат о папской непогрешимости в делах веры и его главенстве над всеми христианами.

Главным видом богослужения является месса (литургия). Языком литургии и «священных книг» долгое время была латынь, теперь − на­циональные языки. Во время мессы верующие сидят, встают только при чтении Евангелия и при внесении Святых даров.

Католицизм, как и православие, признает семь таинств хри­стианства. Однако крещение здесь осуществляется окроплением водой или погружением, а не только погружением, как в православии. Конфирмация (миропомазание) отделена от крещения и понимается как завершение таинства крещения. Главный праздник − Рождество, основной символ − распятие. Таинство священства предназначено исключительно для мужчин, а перед принятием сана дается обет безбрачия.

В католичестве сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий. Практикуется канонизация (причащение к лику свя­тых) и беатизация (возведение в ранг блаженных). Католиче­ский храм традиционно строится в виде базилики или латинского креста.

При тщательной разработанности и пышности ритуала (а католицизм широко практикует многотысячные процессии, грандиозные собрания паломников), в римском христианстве все же теология − уче­ние о вере − господствует над обрядом.



Католицизм в России. Факты проникновения западного христианства на территорию Руси относятся еще к IX в., когда Папа Григорий VII, пользуясь междоусобицами славянских князей, пытался расширить свое влияние на Восток. Другим каналом проникновения католицизма выступает торговля. В целом ряде крупных городов Древней Руси находились постоянные поселения из иностранных купцов, исповедовавших католицизм. Существовали даже храмы латинского обряда (в Киеве, Новгороде, Ладоге).

Однако с XIII в. начинает нарастать отчуждение между западной и русской церквами. Основной идеологической причиной этого явилось формирование концепции «Москва − Третий Рим». Своей кульминации эти расхождения достигли в период деятельности Лжедмитрия I (Григория Отрепьева), тайно принявшего католическую веру и разрешившего проведение католических богослужений в православных храмах Московского Кремля. Как результат, после изгнания поляков из Москвы, был введен запрет на проведение католических богослужений в России и даже на принятие иностранцев-католиков на государственную службу.

Ситуация начнет меняться в период царствования Петра I, который разрешает деятельность иностранцев-католиков в обмен на их полную политическую лояльность. Это приведет к увеличению числа католиков в России, открытию католических храмов, после 1724 г. в стране начинают действовать ордена францисканцев и доминиканцев. При Екатерине II будут установлены дипломатические отношения с Ватиканом.

В XX в. в сталинский период борьба с религией особенно коснется католической церкви, воспринимаемой как западное, т. е. особо враждебное явление. Деятельность католической церкви в России в данный период фактически прекратится. К началу 1940-х гг. на территории РСФСР останется только два действующих католических храма (в Москве и Ленинграде), и то потому, что они будут считаться учреждениями посольства Французской Республики.

Подобная ситуация сохранится вплоть до 1980-х гг., хотя первые шаги в сторону налаживания отношений между Москвой и Ватиканом будут предприняты еще при Н. С. Хрущеве, когда Советский Союз признает независимость Ватикана как суверенного государства. В декабре 1989 г. в результате встречи М. С. Горбачева с Папой Иоанном Павлом II происходит восстановление дипломатических отношений, повлекшее нормализацию деятельности католической церкви в Советском Союзе.

В 1990−1991 гг. началось восстановление организационных структур католической церкви на территории России. Были созданы апостолические администратуры для католиков европейской (центр − Москва) и азиатской (центр − Новосибирск) частей России. В 2002 г. Папа Иоанн Павел II преобразовал их в диоцезы (епархии) и создал объединяющую их метрополию во главе с митрополитом. Таким образом была создана самостоятельная католическая структура.

В 2008 г. в католических храмах и структурах работали около 150 священников (около половины из них иностранцы). Функционировало 4 духовных учебных заведения, создано информационное агентство «Истина и жизнь», выходила газета «Свет Евангелия». С 1994 г. открыта Духовная библиотека, основная задача которой – распространение католической литературы. С 1991 г. действует на территории России благотворительная католическая организация «Каритас» (в том числе и во Владивостоке).
§ 4. Протестантизм

Протестантизм – обобщающее название для христианских церквей и движений, возникших на основе идей Реформации. Из всех христианских конфессий самый многоликий и разнообразный. В отличие от католицизма и православия, никогда не был единым течением: возник как совокупность церквей и направлений, не имеющих ни догматического, ни организационного единства. Свобода суждений по вопросам веры стала основой для череды последующих дроблений.

По числу последователей протестантизм занимает сейчас второе место среди основных групп христианства. Его приверженцы живут на всех континентах, наиболее быстро растут протестантские общины в Азии, Африке и Латинской Америке.

Возникновение протестантизма. В XVI в. Европу охватила Реформация − движение за пре­образование церкви в духе евангельских идеалов. Причин Реформации выделяют несколько:

− кризис, переживаемый католической церковью (стремление духовных лиц исключительно к обогащению, пренебрежение данными обетами);

− развитие идей ренессансного гуманизма. Гуманисты (Л. Вала, М. Фичино, Э. Роттердамский) подвергали критике царящие в церкви нравы; изучая Библию, отстаивали право личности на самостоятельные суждения, в том числе и по богословским вопросам;

− зарождение новых социальных слоев – предпринимателей и буржуазии, которые тяготились притязаниями церкви на главную роль в мирской жизни;

− зарождение национальных государств в Европе, выходящих из-под контроля папской власти.

Возникновение протестантской реформации связывают в первую очередь с именами Мартина Лютера (Германия, 1438−1546), Жака Кальвина (1509−1564). Последний был отправлен в ссылку в Швейцарию из Франции и превратил Женеву в один из оплотов протестантизма.

Несмотря на наличие в протестантизме множества церквей и конфессий, можно выделить некоторые общие для всех особенности вероучения, культа и организации.

Характерной чертой протестантизма является положение о священстве всех верующих. Нет резких различий между священниками и мирянами, поскольку каждый христианин может рассматриваться как священник. Практически все протестанские конфессии отвергают власть в церкви какого-либо первосвященника (прежде всего Римского Папы), часто и институт власти в целом.

Церковное устройство в протестантских церквах существует в трех основных формах. Епископальное устройство, когда группа церковных общин в пределах определенного региона управляется епископом; пресвитерианское, когда несколько соседних церковных общин образуют пресвитерию, имеющую право определенного контроля над этими общинами; конгрегациональная – подразумевает независимость каждой общины.

Большинство современных конфессий имеют какие-либо объединения на национальном уровне.



Библия признается у большинства протестантов единственным источ­ником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека чи­тать и обсуждать Библию, допуская свободную интерпретацию догматических положений. Уделяя большое внимание человече­скому воплощению Иисуса Христа, протестанты, в большинст­ве своем, в качестве основного праздника признают Рождество. Основные богослужения − чтение Библии, проповедь, индиви­дуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей.

Разнообразие протестантских церквей вызывает проблемы с их классификацией. В отечественной научной литературе распространено деление протестантских церквей и направлений по времени их возникновения.

К историческим, или первичным протестантским церквям относят лютеранство, кальвинизм (в трех формах: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм) и англиканство. К вторичным протестантским церквям – адвентизм, баптизм, методизм и пятидесятничество.

Лютеранство − старейшее в протестантизме, заро­дилось в виде учения М. Лютера (начало XVI в.). Обычно датой основания лютеранской церкви считают 31 октября 1517 г., когда М. Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг критике католицизм. Лютеране в качестве Символа Веры признают догматы, определенные на I и II Вселенских Соборах. Главный путь искупления грехов − покаяние. Признаются два таинства − крещение и причащение. В лютеранстве сохранены литургия (служба), церковный алтарь, облачение духовенства. Существует также посвящение в сан (ординация), есть свой епископат. Пасторы в церквах избираются и остаются в сане пожизненно. В качестве главного символа лютеране признают распятие, иконы отрицают. Лютеранство распростра­нено на севере и востоке Германии, в Скандинавии, странах Балтии (Латвия, Эстония), США.

Родоначальником кальвинизма является Ж. Кальвин – младший современник М. Лю­тера. В качестве единственной «священной книги» Кальвин признавал Библию. Отрицая духовенство, он утверждал прин­цип мирского призвания и мирского аскетизма (каждый ве­рующий — священник).

Кальвинизм возник в начале XVI в. в Швейцарии. Вероучение кальвинизма сходно с лютеранским. Спасение души эта конфессия протестантизма предполага­ет не столько покаянием, сколько активной мирской деятель­ностью, предпринимательством. Кальвинисты отрицают внеш­ние атрибуты культа (крест, иконы, свечи и т. д.). Таинства крещения и причастия осуществляются у них символически. Основные формы богослужения − проповедь, молитвы, пение псалмов. Кальвинизм отрицает любую форму церковной орга­низации, кроме общины. Более понятное широким массам, чем лютеранство, учение Кальвина утвердилось сначала в Швейца­рии (реформаторская церковь), а затем распространилось в Нидерландах (идеология пер­вой буржуазной революции), во Франции (гугеноты), в Англии (пуритане) и т. д.

Промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом занимает англиканская церковь. По­добно лютеранской церковная реформа в Англии осуществля­лась сверху (Генрих VIII, Эдуард VI, правившие в XVI в.). Догматика в англиканстве в большей степени такая же, как и у лютеран. Обрядность в англиканской церкви ближе к католической, чем в других протестантских церквях. Богослужения, проводимые на национальном языке, отличаются торжественностью и напоминают католическую мессу. Англиканские церкви имеют епископальное устройство с иерархией, подобной католической, но священники не обязаны соблюдать безбрачие. По мере доминирования в теологии и культе католических черт у одних течений (так называемая «высокая» церковь) и протестантских – у других («низкая» церковь), произошло указанное разделение внутри англиканской церкви.

В лоне англикан­ской церкви в конце XVIII в. выделяется методистская цер­ковь. Однако Джон Уэлсли (1703−1791), ее основатель, изначально не хотел раскола с англиканством, стремясь лишь оживить религиозный энтузиазм в Англии. В догматике и культе основное влияние на методизм оказало англиканство. Методисты верят, что спасение приходит прежде всего через веру, не отрицая при этом необходимости совершения человеком добрых дел. Основное значение придается достижению личного совершенства. Искупление грехов может происходить не только посредством покаяния, но и активной миссионерской деятельности. Отсю­да появились новые формы миссионерской деятельности: под открытым небом, в работных домах, тюрьмах. Методизм вышел за пределы Англии, распространившись в США, Австралии, Южной Корее, даже в России (интерес к этому учению, в част­ности, проявлял Александр I). В 1998 г. в России зарегистрировано 64 религиозных объединения методистов.

Пятидесятники – протестантское движение, возникшее в конце XIX в. в США на почве методизма. Название кон­фессии связано с библейским преданием о сошествии на апо­столов Святого Духа на 50-й день после Пасхи. Пятидесятники убеждены, что каждый верующий может стать апостолом, спо­собным прорицать, исцелять, говорить на ангельских языках и т. д. Пятидесятники – одна из самых крупных и постоянно растущих христианских конфессий в мире (их число за последние 20−30 лет увеличилось до 84 млн. человек). В России проживают свыше 640 тыс. последователей различных течений пятидесятников. К 2002 г. число их последователей превысило численность баптистов и лютеран, а в Читинской, Амурской областях и Приморском крае сравнялось с числом воцерковленных православных. Миссионерский успех пятидесятников может быть объяснен гибкостью и недогматичностью их учений, акцентом на доминировании веры в повседневной жизни. Многие пятидесятники отказываются от употребления алкоголя и никотина. Эта конфессия разделена на несколько направлений, отличаясь друг от друга по особенностям культа. Для многих течений характерно использование во время богослужений элементов национальной культуры (например, в Африке – барабаны, экстатические танцы).

В 1878 г. из методизма выде­лилась основанная У. Бугсом религиозно-филантропическая организация «Армия спасения». Одетые в полувоенную форму, наделенные воинскими званиями, члены «Армии спасения» по всему миру помогают голодным, заключенным, алкоголикам, наркоманам. После распада СССР подразделения «Армии спа­сения» появились и в России.

На базе кальвинизма в Голландии в начале XVII в. появляется баптизм. В основном развивался в Англии, затем в США. Создатель учения Дж. Смит (1565−1612) утверждал необходимость осознанного выбора веры, а потому настаивал на крещении во взрослом возрасте. Будучи по многим параметрам близок к кальвинизму, баптизм заостряет внимание на личной вере (человек сам участвует в спасении собственной души). Отсюда религиозный энтузиазм баптистов, их активная миссионерская деятельность. Несмотря на провозглашение принципа всеобщего священства и допущении к проповеди всех членов церкви, в баптизме имеются постоянные служители культа. От своих последователей баптистское вероучение требует строгого соблюдения нравственных норм, систематическое посещение молитвенного дома. Получив большое распространение в США, бап­тизм принадлежит к числу наиболее быстро растущих христи­анских конфессий. В течение XX в. численность баптистов в мире выросла в 5 раз и составляла 75 млн. человек.

Адвентисты – протестантская конфессия, отделившаяся от баптизма. Летом 1831 г. баптистский священник У. Миллер объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа – 21 марта 1843 г. Несмотря на ошибочность расчетов Миллера, основанное им движение существует по сей день. Приверженцев этой конфессии объединяет вера в скорый приход Иисуса Христа. Адвентисты отвергают общехристианские представления о бессмертии души. Возвращение сознания происходит вместе с дарованием бессмертия после воскрешения из мертвых во время второго пришествия Христа. На почве догматических разночтений адвентисты разделены на несколько течений, самое крупное из них – адвентисты седьмого дня (АСД). Развивая это учение, Е. Уайт в конце XIX в. провозгласила празднование субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу», согласно которой в ожидании скорого прихода Иисуса верующие должны подгото­виться — отказаться от алкоголя, табака, чая и кофе, ряда ле­карств и т.п. Почти половина адвентистов (всего их насчитывают около 16 млн. в 209 странах) проживают в США. Обязательным для них является уплата десятой части от своих доходов, что позволяет АСД содержать собственные клиники, госпитали, издательства, колледжи, университеты, школы. В России число адвентистов составляет 90 тыс. человек. Российские общины разделены на четыре региона и возглавляются региональными советами.

В протестантизме, остро ощущавшем кровное родство всех своих ответвлений, в начале XX в. возникло движение за объе­динение всех христианских церквей − экуменизм. В 1948 г. усилиями различных протестантских конфессий был создан координирующий орган этого движения − Всемирный Совет Церквей, с которым впоследствии стали сотрудничать католи­ческая и многие православные церкви, в том числе и Русская православная церковь.



Протестантизм в России. В Россию протестантизм проник еще с XVI в., главным образом с заезжими иностранцами – торговцами, художниками, аптекарями, другими специалистами. Число протестантов увеличивалось за счет беженцев из воющей Европы, особенно во время Тридцатилетней войны. Беженцы, отказавшиеся принять православие, селились на Кукуе, где сложились две протестантские общины: лютеранская и реформаторская. Миссионерские успехи протестантов привели к принятию царем Алексеем «Уложения», согласно которому за совращение из православия полагалась смертная казнь.

В 20-х г. XX в. во время борьбы с религиями большинство общин прекратили свое существование, а оставшиеся протестанты были объединены под контролем Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Религиозная жизнь верующих в то время сводилась к редким мессам, им запрещалось вести миссионерскую деятельность, заниматься благотворительностью, иными словами – вести активную общественную деятельность.

Небывалый расцвет протестантизм пережил в постсоветский период, когда в Россию прибыли многочисленные проповедники различных протестантских деноминаций. Число общин росло с большой скоростью и к 2004 г. приблизилось к 5 тысячам. Сегодня в России существуют общины всех заметных протестантских деноминаций.

Протестанты распространены по России крайне неравномерно. Большинство общин сосредоточены в Нижнем Поволжье, Урале и Западной Сибири; во многих субъектах федерации (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) среди практикующих верующих больше протестантов, чем православных.



Термины и понятия к главе II
Автокефалия, адвентисты, англиканская церковь, апостол, баптисты, Библия, Ватикан, Ветхий Завет, Вселенский Собор, Евангелие, епископ, кальвинисты, катехизис (катихизис), католицизм, литургия, лютеране, методисты, Новый Завет, патриарх, православие, протестантизм, Реформация, Римский Папа, Святая Троица, Символ веры, филиокве, экуменизм

<< предыдущая страница   следующая страница >>



Офис может работать без шефа, но не без секретарши. Джейн Фонда
ещё >>