Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Три мировые религии буддизм, христианство, ислам 2 792.18kb.
Основные знания и умения 1 48.42kb.
Урок-игра по теме "Путешествие в средневековье: ислам и христианство... 1 50.38kb.
Основные философские и религиозные верования китайцев: буддизм; 1 29.18kb.
Сборника «Ислам и христианство: на пути к диалогу» 1 99.82kb.
Тема: Христианство План лекции 1 126.32kb.
Закон Республики Абхазия о свободе совести и о религиозных объединениях 1 306.22kb.
Тгу, г. Тюмень Адатный ислам по обе стороны Уральских гор 1 70.62kb.
Несовместимость христианства с буддизмом 1 37.42kb.
Римская Империя и Христианство 1 389.84kb.
Индуизм  Буддизм – Дзен-буддизм: теологический и антропологический... 1 170.13kb.
Сборник заданий №1 Вы должны выполнить все контрольные задания, представленные... 4 639.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Г. И. Невельского А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам - страница №2/6

Термины и понятия к главе I



Бодхисатва, Будда, ваджраяна, дзэн-буддизм, дхарма, карма, Кутодо, лама, мандала, мантры, махаяна, нирвана, Палийский Канон, сансара, сангха, ступа, тибетский буддизм, Трипитака, хинаяна

Вопросы к главе I

1. В чем суть «Четырех благородных истин», сформулированных Буддой?

2. Почему, согласно учению буддизма, человек занимает исключительное место среди всех существ? Что мешает богам достигнуть нирваны?

3. Каковы особенности основных направлений буддизма?

4. История буддийского вероучения в России.

Литература к главе I

1. Буддизм. Каноны. История. Искусство: научное издание. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2006.

2. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. − 6-е изд. − М.: Книжный дом «Университет», 2001.

3. Кеоун Д. Буддизм / пер. с англ. Н. Л. Некрасовой. – М.: «Весь мир», 2001.

4. Основы религиоведения: учебник / под ред. И. Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2008.

5. Радугин А. А. Введение в религиоведение: курс лекций. – М.: «Центр», 1997.

6. Шепотько Л. В. История и теория мировых религий: учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008.
ГЛАВА II
ХРИСТИАНСТВО

Христианство – самая крупная мировая религия. На сегодняшний день, по различным оценкам, насчитывает от 1,6 до 2 млрд. последователей. Зародилось оно примерно в I в. н. э. в Палестине – исторической области, на территории которой сейчас располагаются государства Израиль, Сирия, Иордания. Распространено в странах Европы, Америки, в Африке, в странах Ближнего Востока и других регионах.


§ 1. Происхождение и эволюция христианства

Возникновение христианства. Христианство возникло в эпоху расцвета Римской империи. В 63 г. до н. э. после краткого периода независимости Палестина, пережившая вавилонское, персидское и македонское владычество, была завоевана римским полководцем Гнеем Помпеем. Страна была разделена на несколько государственных образований, крупнейшими из которых стали Галилея, Самария и Иудея.

Утрата политической независимости болезненно воспринималась жителями Палестины. Она привела к активизации в стране различных религиозно-националистических групп, видевших в происходящем религиозный смысл и рассматривающих владычество Рима как божественное возмездие за нарушение заветов отцов. Среди иудеев получают широкое распространение антиримские настроения, которые выливались в крупные восстания. Однако их жестокое подавление способствовало углублению внутренних противоречий в иудейском обществе и порождало ощущение бесперспективности каких-либо действий. Это подготовило благоприятную почву для распространения различных религиозно-мистических исканий, появление бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, который поможет угнетенным освободиться и станет «царем иудейским».

Подобная ситуация складывалась и в других частях Римской империи. К I в. н. э. она включала в свой состав почти весь эллинистический мир, но не имела необходимой интегрирующей идеи. Таковой могла стать, в том числе, единая религия. Можно сказать, что христианство возникло в тот момент, когда оно могло быть востребовано как римским государством в виде идеологической опоры империи, так и обществом, искавшем пути избавления от гнета на земле.

Поскольку Палестина занимала промежуточное геополитическое положение «между Западом и Востоком», зарождающаяся мировая религия вобрала в себя достаточно широкий спектр религиозных и философских идей.



Во-первых, своими корнями христианство восходит к иудейскому сектантству – движению, оппозиционному официальному иудаизму. К таким сектам относятся саддукеи (от гр. – первосвященник), возникшие в качестве ответной реакции на эллинизацию иудейской аристократии, занимавшей все жреческие должности в Иерусалимском храме; фарисеи (от гр. − отделенные) – своеобразная творческая интеллигенция, выступавшая против контактов иудеев с иноверцами.

Наиболее близки идеям раннего христианства были воззрения секты эссеев (или эссенов). Об этом свидетельствуют найденные в 1947 году в районе Мертвого моря, в местечке Хирбет-Кумран рукописные свитки, получившие название Кумранских.

Общим для обоих религиозных движений было следующее:

− эсхатологизм (от гр. – последний) – ожидание конца мира и его последующего обновления вместе с последним судом;

− мессианизм (от гр. – помазание) – ожидание грядущего пришествия в мир Божественного Спасителя, который осуществит грядущий переворот;

хилиазм (от гр. – тысяча) − вера в наступление тысячелетнего царства Спасителя;

− идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуальным.

Основное различие между кумранитами и первыми христианами состоит в том, что кумранская община ограничивалась верой в грядущий приход мессии, в то время как само возникновение христианства связано с верой в уже состоявшийся приход мессии – Христа.



Во-вторых, источником христианства можно считать многочисленные восточные культы, в первую очередь, египетскую религию и митраизм. В этих религиях существовали практики обожествления людей, традиции объединения богов в триады, идея умирающего и воскресающего Бога и др.

В-третьих, влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философия, особенно неоплатонизм – философская система, видевшая источник бытия в сверхприродном начале, Абсолюте, который ни от чего не зависит, но в то же время определяет наличность и развитие всего сущего.

Итак, формирование христианства в большей мере было обусловлено самим развитием римской государственности, подготовившим почву для создания унифицированного культа.

В идейном плане новая религия формировалась под влиянием различных религиозных верований и философских учений, распространенных в Римской империи и за ее пределами. В то же время христианство содержало достаточное количество идей, выделявших ее из ряда других религий.

Личность Иисуса Христа. Ортодоксально-теологическая точка зрения предполагает безоговорочное при­нятие на веру чудесной биографии «богочеловека» Иисуса Хри­ста. В светской научной литературе к этому вопросу сложились два основных подхода: мифологический и исторический. Сто­ронники мифологической школы рассматривают Христа как вымышленный персонаж. Появление легенды о Христе они объясняют влиянием популярных на Востоке представлений об умирающем и воскресающем боге (А. Робертсон) либо выводят из мифа, интерпретирующего ритуальное убиение племенного вождя или его сына (Дж. Фрэзер) и т. д.

Историческая школа считает, что в основе образа Иису­са лежит реально существовавшая личность – вождь антиримского движения. Он пал жертвой происков своих врагов или сознательно пожертвовал жизнью ради доказательства собственной правоты.

Анализ евангель­ских текстов был начат учеником Гегеля, лютеранским пасто­ром Б. Бауэром − создателем Тюбингенской школы научной библеистики. В отечественной научной литературе советского периода реаль­ность Христа признавали А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, И. С. Свенцицкая и некоторые др.

В современной исследовательской литературе по вопросу о личности Христа достигнут некоторый компромисс. Мифологическая школа допускает возможность исторического существования галилейского проповедника Иисуса, в то время как историческая школа признает, что в образе Христа соединены черты различных божеств восточных религий.

Итак, согласно сведениям из Нового Завета, Иисус родился от праведных супругов Марии и Иосифа. В возрасте 30 лет он почувствовал проповеднический дар и принял крещение в водах реки Иордан от Иоанна Крестителя, после чего стал возвещать о скором наступлении Царства Небесного. Он сам себя объявил Мессией и Сыном Бога. Накануне праздника Пасхи (между 29 и 33 гг. н. э.) Иисус со своими последователями отправился в Иерусалим, где по доносу своего ученика Иуды Искариота был схвачен церковными властями, обвинен в богохульстве и передан римским властям. Римский прокуратор Понтий Пилат приговорил Христа к позорной и мучительной казни на кресте. Казнь состоялась в пятницу, около трех часов дня.

После смерти Иисуса его тело было перенесено Иосифом Аримафейским в гробницу в скале. На третий день после распятия Иисус воскрес и явился к своим ученикам, дав им наставления по распространению веры. На сороковой день он вознесся на небо, пообещав, что вернется при жизни нынешнего поколения на Землю, дабы утвердить на ней свое Царство и совершить над людьми последний Суд.

Однако рассказ, изложенный в Евангелиях не дает точного ответа на вопросы о месте, дате рождения Иисуса, его жизни до момента выхода на проповедь.

Священные тексты христианства – Библия. Библия ( в переводе с гр. – книги) − самая известная и наиболее распространенная в мире «священная книга». К началу 1992 г. она была переведена (полностью или частично) на 1 978 языков. Это первая из на­печатанных книг (Иоганн Гутенберг, 1452—1455 гг., Майнц, Германия), которая и поныне остается издаваемой наиболее часто и наибольшими тиражами.

Библия делится на две неравные части – Ветхий и Новый Заветы.



Ветхий Завет, почитаемый иудеями и христианами, состоит из 50 книг (39 канонических и 11 неканонических). Новый Завет, почи­таемый только христианами, включает 27 книг. Книги с XIII в. поделены на главы (кардинал Стефан Ленгтон), а в XVI в. гла­вы были разделены парижским типографом Робером Этьеном на стихи; те и другие пронумерованы, что облегчает цитирова­ние и ссылки.

Почти все страницы текста Ветхого и Нового Завета осна­щены обильными сносками («параллельными местами»), при­званными демонстрировать единство их содержания. При ци­тировании Библии принято вначале указывать сокращенное наименование соответствующей книги, затем номер главы, а за ним − номер стиха. Например, (Мф. 2:1) – Евангелие от Матфея, глава 2, стих 1.



Ветхий Завет (завет − договор, наказ, соглашение) − древнейшая часть Библии. Его 39 книг, дошедших до нас на древнееврейском языке, составляют для иудаистов всю Библию («Танах»); христиане же именуют их каноническими (т. е. пра­вильными, «богодухновенными») книгами. Остальные 11 книг Ветхого Завета дошли до нас на древнегреческом языке и игно­рируются последователями иудаизма и протестантских течений в христианстве. Католицизм приравнял их к каноническим книгам и именует «второканоническими», а православие, хотя и не включило эти книги в канон, тем не менее, считает их по­лезными для спасения души. В православных изданиях Библии нека­нонические книги помечаются особым значком, указывается, что они переведены с греческого.

Ветхий Завет создавался на протя­жении более тысячелетия. Долгие века ветхозаветные сказания бытовали в устной форме и по памяти передавались от поколе­ния к поколению. Их первые записи, по преданию, относятся к VIII−VII вв. до н. э., а наиболее поздние книги религиоведы датируют III−II вв. до н. э.

Среди канонических книг Ветхого Завета особенно почитаемы первые пять (Пятикнижие Моисея, в иудаизме − «Тора») − Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Остальные − христианскими богословами делятся на две группы: ис­торические книги и писания.

Среди исторических книг наибольшее значение имеют: книга Иисуса Навина, книга Судей, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон (Хроник), первая книга Ездры и книга Премии. В состав исторических книг включают и книги проро­ков: 4 больших пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль и Дани­ил) и 12 малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, На­ум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия).

В писания включаются все остальные, весьма разнородные по своему содержанию книги. Это своего рода художествен­ные произведения (книга Есфири, Песня песней Соломона), философские трактаты (книги Иова, Екклезиаста), сборник молитвенных песнопений Псалтырь, книга причитаний − Плач Иеремии.

В 11 неканонических книг входят: вторая книга Ездры, Товита, Юдифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса (сына Сирахова), Послание Иеремии, пророка Варуха, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. Все они внутренне едины с книгами каноническими.

По преданию, египетский царь Птолемей II, живший в се­редине III в. до н. э., приказал перевести имевшие хождение ветхозаветные книги на греческий язык. Семьдесят (или 72, по шести от каждого из 12 «колен Израилевых») переводчиков, каждый был помещен в отдельную келью, за 70 (отсюда по-гречески − Септуагинта) дней выполнили эту работу таким образом, что все переводы совпали слово в слово. Помимо канони­ческих книг в Септуагинту вошли и книги неканонические.

Новый Завет насчитывает 27 книг, переведенных с древ­негреческого языка.

Евангелия (от гр. евангелие − благая весть) − 4 книги. Это повествования об учении Иисуса Христа и отдельных эпизодах его жизни. Сложились они в середине I в. н. э., окончательно оформились к 80-м гг. II в. Историки считают древнейшим Евангелие от Марка, по преда­нию, ученика апостола Петра. Остальные Евангелия богословы относят к апостолам Матфею (в каноне это Евангелие − пер­вое), Иоанну и ученику апостола Павла − Луке.

Деяния апостолов (1 книга) − богословы приписывают евангелисту Луке и дати­руют 63 г. Историки считают авторство анонимным и относят Деяния к концу II в., полагая, что эта книга самая поздняя в Новом Завете.

Послания апостолов (21 книга) – письма христианских проповедников к тем общинам, которые они на тот момент не могли посетить. По мнению богословов, написаны в период 40−90-х гг. I в. Историки выражают сомнение относительно авторства некоторых посланий, а время написания да­тируют концом I в.−40-ми гг. II в.

Откровение или Апокалипсис (1 книга) приписывается апостолу Иоанну Богослову и относится к 68−69 гг.

На латинский язык Библию начали переводить уже в конце II в. В конце IV−начале V вв. она была заново переведена на латынь Иеронимом Блаженным под названием «Вульгата», этот перевод канонизирован в католицизме. На славянский язык Библию перевели великие просветители Кирилл и Мефодий. Первый официальный перевод ее на русский язык осуществлен в 1876 г.



Основные этапы становления христианства. В процессе становления христианства выделяют несколько этапов.

I этап – начало I н. э. – время проповеднической деятельности Иисуса Христа. Проповеди были обращены не просто ко всем людям, а к каждому человеку отдельно, что заложило основы христианского универсализма. Эта идея равенства всех людей перед Богом независимо от национальности и социального происхождения, доступности спасения для любого человека создала благоприятные условия для массового и довольно быстрого распространения христианства.

II этап – 30−136 гг. – формирование первых христианских общин и их идейных воззрений. Этот этап связывают с деятельностью учеников Христа, или апостолов (от гр. − посланник), иногда его называют апостольский. Именно в это время появляются «священные книги христианства» − Евангелия.

Иисус дважды избирал апостолов. Первый раз их было 12. После предательства и гибели Иуды, апостолы избрали Матфея, чтобы восполнить свое число до двенадцати. Второй раз Иисус Христос избрал 70 апостолов. В дальнейшем их число еще более возросло.

В Палестине распространение Христова учения продолжил апостол Иаков. Однако приверженцев Иисуса там было немного. Апостол Петр, ближайший ученик Иисуса, проповедовал в разных регионах им­перии, но наиболее прославился распространением христиан­ства в «вечном городе» Риме. Его брат, апостол Андрей (Андрей Первозванный), по преданию, проповедовал в Скифии (по представлениям уче­ных, в нижнем течении Дуная). На Руси была популярна легенда, согласно которой Андрей дошел до места будущего Киева и водрузил там крест.

Апостол Павел приобщал к новому учению евреев диаспоры, а также недавно обращенных иудеев из местного населения Малой Азии и Сирии. Именно иудейская диаспора, самая многочисленная на востоке империи, оказалась наиболее восприимчивой к христианству.

Поначалу христианство почти не выходило за пределы иу­дейских общин. Евангельская проповедь велась в синагогах. Языком богослужения и литературы служил греческий − разго­ворный язык евреев диаспоры. Не случайно римские власти долго воспринимали христианство как разновидность иудаизма. С середины II в., после расселения иудеев из Палестины, об­щины диаспоры консолидируются в религиозном отношении и порывают с христианством.

К этому времени уже складываются христианские общины. Они состояли в основном из бедняков и рабов, которые были чужаками в имперском обществе. Во главе этих объединений стояли пророки и апостолы, которые проповедовали учение Христа. В выполнении богослужебных ритуалов им по­могали диаконы (от гр. − прислужники), среди которых встречались и женщины. Организационно-хозяйственные функции в основном выполняли старейшины-пресвитеры.

Примерно к концу I в. в христианских общинах появляется должность епископа (от гр. – надзиратель), которая по функциям совпадала с должностью пресвитера.

III этап – 136−313 гг. – создание епископальной церкви, или Епископальный период христианства.

Начинается объединение разрозненных христианских общин в централизованные церковные организации. Одной из причин называют поражение антиримского восстания 136 года, что привело в конечном итоге к окончательному разделению христианства и иудаизма.

Постепенно возникает необходимость приспособления христианства к существующим политическим и социально-экономическим порядкам. Выражением этой эволюции христианства стали взгляды апостола Павла. В своих Посланиях (Новый Завет) он высказал мысль о том, что наступление Царства Божия надо ожидать при жизни не одного, а нескольких поколений. Кроме того, он отмечал, что единая церковь является мистическим телом Иисуса Христа. Данные выводы послужили своеобразным призывом к символическому пониманию конца света и созданию церковной организации.

Один из крупнейших христианских писателей рубежа II−III вв. Тертуллиан Карфагенский (160−220) сформулировал мысль о том, что ошибаться могут отдельные христиане, но церковь ошибаться не может. Он говорил, что церковь получила святой дух от самого Христа через апостолов, основавших христианские общины.

Под воздействием подобных идей к концу II в. в большинстве христианских общин происходит окончательное выделение должности епископа, который становится в них единоличным руководителем. Епископ определял поведение христиан в обыденной жизни, распоряжался имуществом, проводил отбор священных книг, доступных для чтения.

В середине III в. церковная структура еще более совершенствуется – появляются митрополиты (от гр. − человек из главного города) – епископы главных городов провинций, которые имели право назначать других епископов. Логическим завершением этих процессов стало формирование к началу IV в. четырех митрополий – Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Их главы назывались папами (от гр. − отец). С V в. это наименование стало прерогативой только римского епископа. На Востоке же человек, занимающий высший церковный пост, стал называться патриархом (от гр. – родоначальник).

Постепенно меняется социальный состав христианских общин. Представители состоятельных слоев общества быстро завоевали в них влиятельное положение. При этом немалую роль играло не только богатство, но и образование. Они брали на себя функции идейного и литературного оформления христианского учения. Постепенно идея Царства Божия на земле заменяется идеей Царства Божия на небе, а мысль о прощении всех человеческих «долгов» – на прощение грехов.

IV этап – 313 г.−VI в. – признание христианства официальной религией Римской империи.

Первые христиане отличались неприятием Рима как города, поработившего многие страны и народы. И пока среди ранних христиан преобладали рабы, переселенцы, они воспринимались римскими властями как одно из многочисленных религиозных групп.

Со второй половины II в. ситуация меняется. В христианских общинах увеличивается процент состоятельных людей, занимавших государственные должности, а с начала III в. в них появляются солдаты. Нежелание данных категорий населения участвовать в общественных празднествах, заседать в городских советах и служить в армии стало для государства серьезной проблемой. В результате с середины III в. начинаются официальные гонения на христиан. Наибольшего размаха они достигли во время правления императора Диоклетиана (284–305), который в 303 г. издал специальное постановление против христиан. Закрывались места отправления культа, запрещались богослужения, уничтожались церковные книги и утварь, начались гонения на христианское духовенство и т. д.

Однако на фоне этого противостояния с конца III в. фиксируются первые контакты между христианской церковью и римскими властями. Причиной явились конфликты внутри христианских общин по различным вероучительным и организационным вопросам, для разрешения которых епископат стал обращаться за помощью к императорам.

Пришедший на смену Диоклетиану в 305 г. император Галерий (305−311) в 311 г. издал эдикт, по которому христианам разрешалось исповедовать свою веру.

Дальнейший процесс сближения империи и церкви развернулся в эпоху правления императора Константина (306−337). В 313 г. он подписывает, так называемый, «Миланский эдикт», который уравнял христианство с другими религиями империи. В борьбе за императорский престол Константин уже сознательно опирался на поддержку христиан.

Ближайшие преемники Константина завершили дело основания христианства как государственной религии. За исключением двух лет, когда у власти находился император Юлиан (361−363), прозванный за преследование христиан Отступником, в течение IV−V вв. происходит укрепление позиций христианства. Единственной официальной религией Римской империи оно становится при византийском императоре Юстиниане I (527−565). К тому времени христианство изжило в себе начальный «революционный» дух.

Для окончательного закрепления своих позиций церковь нуждалась в четко определенной догматической системе.



Борьба направлений в раннем христианстве и формирование официальной догматической системы и культа. Зарождающаяся религия представляла собой комплекс часто логически не согласованных между собой идей. Во многом это объясняется тем, что формировалось христианство в различных культурных ареалах, объединяя различные взгляды и «модели мира». Изначально оно не имело строго оформленной доктрины. В результате появляется большое количество религиозных течений и школ (арианство, евномианство, духоборство и др.), известных под общим названием «ереси» (от гр. – выбор, учение), имеющих по многим принципиальным моментам совершенно противоположные точки зрения. В ходе столкновения различных взглядов отдельных общин произошла постепенная выработка главных христианских догматов.

Большое влияние на ход формирования официальной догматической системы оказало арианство – течение в христианстве IV—VI вв., основанное александрийским пресвитером Арием. Согласно его учению Христос является не Богом, а лишь Сыном Бога. Таким образом Сын не может быть равен Отцу как творение Бога, Христос – существо нижестоящее, лишь подобное Богу Отцу.

Для преодоления подобных разногласий император Константин созвал в 325 г. в городе Никее собор, получивший впоследствии статус Первого Вселенского. Он осудил взгляды Ария и принял определение, согласно которому Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Собор также утвердил начальную редакцию Символа веры.

Второй Вселенский собор состоялся в 381 г. в Константинополе, где был окончательно утвержден догмат о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына и принята новая редакция Символа веры.

В дальнейшем в течение IV−VIII вв. в ходе богословских споров на Церковных Соборах утверждаются основные догматы хри­стианского учения: о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), о боговоплощении (Иисус Христос − одновременно Бог и человек), об искуплении (своей жертвой Иисус искупил грехи человечества).

Утверждаются семь глав­ных таинств христианства: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство, брак. На протяжении первых веков христианства складывается культ святых – посмертное почитание лиц, которые за свою благочестивую жизнь после смерти были наделены даром творить сверхъестественные действия, чудеса. Ярким явлением стало появление монашества (от гр. – одинокий).

Формирование христианского культа было в целом долгим и сложным процессом. Только в середине VI в. решился спор об изображение Христа в человеческом облике, а не в виде якоря, голубя, павлина, агнца и др., как было принято у первых христиан. Примерно в это же время получает распространение крест – символ Христа, являвшийся вплоть до IV в. исключительно орудием смертной казни.

Особенно болезненным оказался процесс утверждения культа икон (от гр. – изображение). Долгая борьба иконопочитателей и иконоборцев закончилась восстановлением культа икон на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.



Раскол христианского мира. Как видно из истории становления христианской церкви, христианский мир никогда не был единым. Одним из самых крупных его разделений было появление двух основных направлений – православия и католичества. Этот раскол, получивший позднее название Великой схизмы (от гр. – расщепление), назревал в течение столетий и определялся особенностями культурно-политического и церковно-административного развития греческого и римского миров.

Внутренняя жизнь христианства отражала ход политической истории. В конце IV в. Римская империя распалась на Восточную и Западную части, что положило начало обособлению двух крупных религиозных центров – Рима и Константинополя. Возвышение Рима основывалась на учении об апостольском происхождении Римской церкви – от Петра, а на Востоке считали, что особая значимость церквей может определяться лишь их политическим значением и многочисленностью. Поэтому Константинополь быстро становится «Римом Востока». С IX в. получает широкое хождение легенда об основании Константинопольской церкви братом св. Петра – апостолом Андреем. В результате Константинопольская церковь также оказывалась «апостольским престолом».

Можно выделить следующие причины раскола:

1. Начало разногласий было положено учреждением Константинопольской архиепископии и ее последующим возвышением (с 330 г.) в качестве столичной. Это противоречило канонам, по которым первой кафедрой на Востоке считалась Александрийская. Второй же Вселенский собор поставил Константинопольского епископа среди восточных церквей на первое место как епископа «нового Рима». Это первенство было закреплено Халкидонским собором, по которому Константинопольский епископ шел вторым после Римского Папы. В итоге к VIII−началу IX вв. Константинополь подчинил себе все восточные кафедры и стал рассматривать свое каноническое подчинение Риму противозаконным.

2. Особенности взаимоотношения Римской и Константинопольской церквей с властью. Восточные патриархи находились в подчинении у императоров, которые принуждали церковь повиноваться своей воле. В то же время папы, пользуясь своим географическим положением, держались независимо от императорской власти и даже не подчинялись императорским эдиктам. В 800 г. франкский король Карл Великий был коронован в качестве Римского императора Папой Львом III, и в этом факте восточные правители усмотрели посягательства на их права как единственных Римских кесарей.

3. Разногласия двух церквей в вопросе о нисхождении Святого Духа. На Востоке считали, что он может исходить только от Отца, а на Западе – и от Отца, и от Сына. В начале XI в. это противоречие было закреплено внесением в Символ веры Римской церковью специальной прибавки «филиокве» (от лат. – и от сына), которая не была принята Восточной церковью.

Первый крупный конфликт Рима и Константинополя возник в середине IX в. вследствие спора, вспыхнувшего между патриархом Фотием и Папой Николаем I за право влияния на территориях Болгарии. Однако он не стал поводом для официального разрыва отношений.

В середине XI в. вспыхивает новый конфликт. На этот раз его участниками становятся патриарх Михаил Кирулларий и Папа Лев IX. Михаил Кирулларий в 1053 г. распорядился закрыть латинские церкви в Константинополе. В ответ Папа отправил послание, в котором указал на подчиненное Риму положение Константинопольской церкви. В июле 1054 г. папские легаты перед населением Константинополя попытались придать Михаила анафеме (от гр. – проклятие). Но в городе поднялся мятеж, патриарх созвал собственный Собор, который предал анафеме папских легатов и самого Папу.

Таким образом, Константинопольский собор 1054 года ознаменовал собой разделение церквей.

Не следует игнорировать и объединительную тенденцию, проявившуюся в христианстве перед лицом исламской угрозы. Императоры династии Палеологов, стремясь сохранить импе­рию и христианскую цивилизацию Византии, неоднократно заключали церковные унии с Римом (1274 г. − Лион, 1439 г. − Флоренция). Объединенных усилий христиан­ского воинства не хватило для отражения турецкой агрессии. Крестовые походы 1396 и 1444 гг. с целью спасения Византии и восточнохристианской цивилизации завершились поражением.




<< предыдущая страница   следующая страница >>



Одним счастье улыбается, другим скалит зубы. Славомир Врублевский
ещё >>