Г 24 Рецензент канд филос наук, доц. Ж. В. Пименова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Концентрация гомоцистеина в сыворотке крови здоровых людей с мутациями... 1 117.93kb.
Методические указания по плаванию для студентов групп отделений общей... 2 515.1kb.
Фундаментальная наука в современной медицине 2013 : материалы науч... 19 3464.34kb.
Курс лекций по одноим дисциплине для студентов специальности 1-43... 5 1159.81kb.
Христианство и рыбный промысел 1 184.6kb.
Concretes. Methods of determination of porosity parameters Дата введения... 1 73.78kb.
Строительство магистральных и промысловых трубопроводов противокоррозионная... 8 1389.48kb.
Государственный стандарт союза сср продукты переработки зерна 1 163.24kb.
Агентство по образованию 20 4290.78kb.
Анализ Лектор 2010/11 уч год 1 56.07kb.
А. В. Левшов (канд техн наук, проф.), С. Г. Джура (канд техн наук... 1 213.63kb.
Перспективные области применения компонентов микросистемной техники 1 281.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Г 24 Рецензент канд филос наук, доц. Ж. В. Пименова - страница №1/1





ББК 001.8

Г 24

Рецензент канд. филос. наук, доц. Ж.В. Пименова

Гахова И.В.

Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины. – М.: МГТУ ГА, 2004. – 28 с.

В данном пособии представлена лекционная часть курса теории и практики массовой информации, касающаяся инфраструктуры СМИ, рынка PR в России и различных аспектов взаимодействия авиакомпаний и СМИ.

Пособие издается в соответствии с учебным планом для студентов специальности 350400 дневного обучения.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 01.04.04 г. и методического совета 23.03.04 г.

© Московский государственный

технический университет ГА, 2004



От автора
Представляя студентам I и II курса, обучающимся в МГТУ ГА по специальности 350400 «Связи с общественностью», по сути журналистский курс «Теории и практики массовой информации», позволяющий им изучить методологические основы журналистики, стоит заметить, что одной из важной его составляющей является часть, касающаяся взаимодействия PR со средствами массовой информации, которая и рассматривается в данном пособии.

Стоить заметить, что если сама журналистика как профессия еще довольно молода – первые печатные периодические издания в Европе появились в начале 17 века, - то такая смежная профессия как PR – «связи с общественностью» можно сказать, только зарождается в нашей стране, поскольку у нас она получила свое развитие в последние 15 лет. Важно понимать, что журналистика – это в первую очередь общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (посредством печати, радио, телевидения, Интернета), тогда как специалист по связям с общественностью, исходя из определения старейшего специалиста по PR, доктора Рекса Харлоу, выполняет одну из функций управления, способствующую установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположению и сотрудничеству между организацией и ее общественностью.

Определить грани соприкосновения двух профессий, помочь студентам сориентироваться в основных направлениях деятельности по своей будущей специальности и призвано помочь данное пособие. В первом его разделе рассматривается место PR в инфраструктуре средств массовой информации и дается представление о рынке PR в России. Второй раздел посвящен теме взаимодействия средств массовой информации с авиакомпаниями. Студентам дается представление о сложившейся ситуации на рынке пассажирских авиаперевозок в стране и пути развития авиации в мире, называются ведущие авиакомпании страны и затем отдельно рассматриваются собственно отраслевые издания гражданской авиации. В следующей части, посвященной непосредственно сотрудничеству авиакомпаний со СМИ, сделан акцент на PR-кампаниях авиакомпаний в СМИ, которые способствуют продвижению бренда. Дается определение таким понятиям как бренд, паблисити , рассказывается о разделении рекламы и PR деятельности. Кроме того, студентам предоставляется возможность познакомиться с практическим опытом некоторых PR –служб авиакомпаний (например, здесь подробно рассказывается о том, как налажена работа со СМИ в российском представительстве шведской авиакомпании Swiss International Air Lines).

Наконец, учитывая, что на сегодня многие авиакомпании информацию о себе предпочитают распространять не только через СМИ, но и активно задействуют в этом Интернет, в том числе путем создания собственных сайтов, возникла необходимость рассмотреть и эту сторону в главе, которая так и называется «Что полезного для журналистов содержат сайты авиакомпаний».

Автор выражает надежду на внимательное и заинтересованное изучение студентами курса «Теории и практики массовой информации», поскольку знания, полученные в ходе его изучения, пригодятся им в собственной практике. Они помогут им лучше понять журналистов, быстро наладить взаимоотношения с ними, правильно выбрать издание, в которое им следовало бы поместить информацию о своей организации и, конечно же, по возможности избежать тех «подводных камней», которые неизбежно встречаются в начале любого пути.

Современная инфраструктура средств массовой информации (СМИ)

Печать, радио, телевидение, то есть все, что принято относить к понятию средства массовой информации (СМИ), являются лишь наиболее заметной частью информационной индустрии, поскольку ни одно из СМИ не обходится без необходимой ему медиаинфраструктуры, обеспечивающей приток финансов и новостей, а также доставку информационной продукции потребителям.



Медиаинфраструктура (от лат. «инфра» что значит «под, ниже» + структура) является системой жизнеобеспечения журналистики.

В нее входят, с одной стороны, информагентства, студии звукозаписи, пресс-службы, которые формируют сектор производства содержания, распространяемого затем посредством традиционных каналов СМИ, а с другой стороны, это предприятия, обеспечивающие газетам, журналам, телеканалам приток денежных средств, (имеются в виду рекламные и PR-агентства, хотя их материалы одновременно составляют еще и часть содержания СМИ). Причем этот приток денежных средств зачастую для изданий основной, его доля порой доходит до 80%.

Например, информационные агентства, используя разветвленную корреспондентскую сеть, собирают и обрабатывают большой объем информации и передают ее в СМИ за соответствующую плату посредством тех или иных средств связи (электронной почты, фототелеграфа, телефона, телетайпа, телефакса).

Помимо новостей, поступающих от информационных агентств, к СМИ идет поток информации из различных пресс-центров министерств и ведомств, предприятий, общественных организаций. Все они сотрудничают с интересующими их газетами, журналами, радио и телеканалами в целях информирования через них общественность о деятельности своих организаций. Для этого они проводят пресс-конференции и брифинги, готовят и распространяют пресс-релизы, консультируют корреспондентов, оказывают им помощь в получении информации, ведут сбор материалов и отслеживают публикации в той или иной области.

Студии звукозаписи производят компакт-диски – основу программ для радиостанций. Видео- и киностудии – передачи, клипы для телеканалов.

В более полном объеме к составляющим медиаинфраструктуры следует отнести:

- организации, связанные с подготовкой кадров;

- производственно-технические подразделения (типографии, техцентры ТВ и радио, производителей бумаги и прочее), службы связи, доставки и распространения продукции СМИ;

- а также всю организационно-управленческую инфраструктуру (включая ассоциации издательских и вещательных организаций; социальные институты разного уровня; государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование)1.

Стоит заметить, что некоторые секторы современной инфраструктуры СМИ еще несколько лет назад в условиях СССР, кажется, и не существовали, по крайней мере, не играли той роли и не имели того значения, которое им отводится в настоящее время. Речь идет о рекламной индустрии и зародившейся в ней системе «паблик рилейшнз», которые сформировались у нас примерно за последние 15 лет, тогда как в США и Западной Европе их деятельность насчитывает более столетия.

Закон РФ «О СМИ» 1991 года установил допустимые объемы рекламы в СМИ (газетам – не более 40% газетной площади; радио- и телепрограммам – не более 25% времени вещания (ст.36)). Тогда же появились первые самостоятельные рекламные агентства.

Сегодня на рекламном рынке России, как отмечает Е.Л. Вартанова, «отчетливо заметны универсальные тенденции к концентрации: например, 75% телевизионной рекламы2

контролирует рекламное агентство “Видео Интернэшнл». Присутствуют и другие типичные черты – лидирующее положение телевидения, более медленный рост печатной рекламы, повышенный интерес к Интернету».

Рынок PR в России
Становление индустрии связей с общественностью в нашей стране принято относить к рубежу конца 1980–х началу 1990-х годов, когда PR только зарождался и рассматривался как часть рекламной индустрии. Но что подразумевают под PR?

По оценкам исследователей, существует порядка пятисот различных определений PR от самых общих и кратких до более подробных и детальных. Так, для одного из самых авторитетных ученых в этой области Сэма Блэка (некогда возглавлявшего Международную Ассоциацию PR) «Public Relations - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». Для другого старейшего специалиста по PR, доктора Рекса Харлоу, «PR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем:

обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер;

обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций;

используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности»3.

Под PR в самом общем смысле понимается воздействие на общественное мнение, поэтому еще одно, отвечающее сути коммерческих PR определений говорит о том, что «PR - это деятельность по применению средств убеждения, направленная на формирование, коррекцию или изменение общественного мнения в заданном направлении с целью усиления конкурентоспособности одной идеи среди множества конкурирующих»4.

Считается, что именно рынок политического PR стал своего рода движущей силой развития индустрии связей с общественностью в России. Показательный пример – парламентские выборы и выборы президента в 1994-1995 годах, когда политический консалтинг сумел привлечь немалые средства, способствующие становлению этого сектора медиарынка. Но вот по оценке президента Российской ассоциации по связям с общественностью (адрес ее сайта в Интернете - www.raso.ru) А.Борисова, политический консалтинг составляет сегодня 60% рынка услуг «паблик рилейшнз», 40% приходятся на бизнес- PR. Что касается объема рынка PR-услуг, то уже в конце 1990-х годов он сравнялся с рекламным, и достиг 1 млрд.$5.

В последние годы PR в России все более интересует крупный и мелкий бизнес. Поэтому его главное направление развития сегодня – проникновение в российский бизнес, который заботится о своем имидже. И не в последнюю очередь потому, что такое понятие как «репутация компании» является своего рода показателем, который имеет свою реальную стоимость. По оценкам зарубежных специалистов, если пятнадцать лет назад «репутация фирмы» составляла 18% от общей доли стоимости западных компаний, то сейчас она порой доходит до 82%6.



Авиакомпании в сотрудничестве со СМИ
Если мы перенесемся на те же пятнадцать лет назад, то вспомним, что тогда еще существовал Советский Союз, и вся гражданская авиация той еще страны именовалась одним словом - «Аэрофлот» (кстати, это название для сокращенного наименования гражданской авиации страны было официально учреждено еще 25 февраля 1932 года).

Однако уже в 1991 году, когда Советский Союз распался, во всех бывших союзных республиках, да и во многих регионах России, стали создаваться собственные авиакомпании, которые по направлениям деятельности принято подразделять на пассажирских и грузовых перевозчиков на внутренних и международных воздушных линиях, кроме того, появились авиакомпании, которые обслуживают те или иные отрасли экономики страны. Однако 1990-е годы явились, по оценкам специалистов, временем беспрецедентного падения объемов авиаперевозок. Если в середине 80-х годов советский "Аэрофлот" перевозил в год 140 млн. пассажиров, то в 1999 году все 320 российских авиакомпаний перевезли 21,5 млн. человек. Эти данные привел заместитель генерального директора ЗАО "Искра-Энергетика" Сергей Седунов в интервью газете “Новый компаньон“ от 23. 01. 2001. Не в последнюю очередь на ситуации в отрасли сказались последствия кризиса 1998-го года. Однако уже через два года в стране отмечается «стабильный рост авиационного бизнеса». Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Евгений Чибирев подтвердил в интервью журналистам свершившийся факт: «Предварительные итоги нынешнего сезона (2002 года) фиксируют продолжающуюся более 20 месяцев тенденцию роста объемов перевозок». Впрочем, «в стране, где почти 60% территории не имеют наземных коммуникаций – отмечают в руководстве Государственной службы гражданской авиации, - без авиации просто-напросто не выжить»7. Другое дело, что и число авиакомпаний у нас очень велико. И сейчас постепенно начинает оптимизироваться их количество, идет процесс интеграции путем создания объединений и альянсов. Один из последних примеров – слияние ЗАО авиакомпания «Евразия» и ЗАО авиакомпания «Авиаэкспресскруиз». Идет и процесс оптимизации авиакомпаниями своих маршрутных сетей. Так, в прошлом году «Аэрофлот» имел соглашения по организации совместных перевозок уже с 19 авиакомпаниями, в том числе CSA, польской LOT, MALEV, французской Air France, австрийской Austrian Airlines и другими8.

Стоит учесть, что современная гражданская авиация является отраслью очень сложной в инженерно-технологическом плане, требующей чрезвычайно высоких затрат на основные средства - заводы, авиационную технику, аэродромную инфраструктуру и персонал. В такой ситуации окупать затраты и получать прибыль возможно только при больших объемах перевозок пассажиров и грузов, и следовательно, больших парках комфортабельных самолетов с экономичными моторами. Поэтому за последние 30 лет сформировались крупнейшие мировые альянсы авиакомпаний и аэропортов. Среди ведущих мировых альянсов авиакомпаний можно выделить глобальный альянс "Sky Team" ("Скайтим"), образуемый авиакомпаниями Air France, Delta Airlines, Korean Air и Air Mexico, куда в 2003 году планировал войти Аэрофлот. А также "Стар Альянс", основанный в 1997 году и объединяющий свыше десятка авиакомпаний, а том числе "Эр Кэнада" (Air Canada), германская "Люфтганза", Скандинавские авиалинии (SAS), "Эр Нью Зиланд" (Air New Zealand) и другие. Авиакомпании-члены "Стар Альянс" перевозят ежегодно около 300 млн. пассажиров в 727 пунктов назначения, расположенных в 127 странах, и выполняют 11 000 полетов в день. Парк "Стар Альянс" насчитывает около 2 000 самолетов9.

У нас в стране первую десятку ведущих авиакомпаний, специализирующихся на пассажирских перевозках, возглавляют (если руководствоваться данными рейтинга авиакомпаний по числу перевезенных пассажиров за январь-август 2002 года, опубликованного в журнале «Авиатранспортное обозрение» № 42)10:

- авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» - 3,7 млн. чел.

(крупнейшая авиакомпания страны, выполняющая более 10% перевозок на внутреннем рынке России и более 60% всех международных перевозок в стране, за 2003 год ею перевезено 6 млн. пассажиров);

- авиакомпания «Сибирь» - 1,7 млн.чел.

(эта новосибирская авиакомпания, согласно рейтингу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по итогам 2001 года вошла в число 50 крупнейших авиакомпаний мира по объёму перевозок на внутренних воздушных линиях)11;

- авиакомпания «Пулково» - 1,5 млн.чел.

(является структурным подразделением авиапредприятия "Пулково, включающего в себя авиакомпанию и аэропорт);

- авиакомпания «Тюменьавиатранс» - 0,9 млн.чел.;

- авиакомпания «Красноярские авиалинии» (KrasAir) - 0,9 млн.чел.

(по официальному рейтингу ГС ГА РФ (Государственной Службы Гражданской Авиации РФ) по итогам 2000 года занимала 3-ю позицию в рейтинге авиаперевозчиков России после Аэрофлота и Пулково (ее доля на внутреннем рынке России составляет - 5% по пассажирообороту и 8,2% по авиаперевозкам))12;

- авиакомпания «Уральские авиалинии» - 0,5 млн.чел.

Возглавляющая список авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» на сегодня занимает в стране лидирующую позицию по международным авиаперевозкам (выполняет более 60% от их общего числа в России). В начале 1990-х годов авиакомпания стала правопреемником наименования "Аэрофлот" и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР. Год она просуществовала как Производственно-коммерческое объединение "Аэрофлот - советские авиалинии", и затем 28 июля 1992 года преобразовалась в открытое акционерное общество (ОАО) "Аэрофлот - российские международные авиалинии". Наконец в июне 2000 года по решению акционеров на общем годовом собрании авиакомпания получила новое название: ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии", как «более точно соответствующее статусу и профилю национального авиаперевозчика РФ». Учредитель ОАО – Правительство Российской Федерации - владеет 51% акций, 49% принадлежит трудовому коллективу авиакомпании и другим юридическим лицам13.

Взяв на вооружение уже раскрученный брэнд, поскольку до начала 1990-х годов Аэрофлот являлся монополистом в области авиаперевозок (что лишний раз подтверждает и незамысловатый слоган его прежней рекламы – «Летайте самолетами Аэрофлота»), авиакомпания имела все шансы сохранить за собой лидирующее место на рынке, чем она и не преминула воспользоваться. Даже обычные читательские опросы, отражающие так или иначе общественное мнение, лишний раз подтверждают состоявшийся факт. Так, по результатам опроса читателей журнала "Ридерз Дайджест" в апреле 2001 года Аэрофлот победил в номинации - "Авиакомпании. Торговые марки, вызывающие у читателей наибольшее доверие". Впрочем, сказанное имеет и более весомое подтверждение. По итогам прошлого года «Аэрофлот» стал призером конкурса «БРЭНД ГОДА /EFFIE - 2003»14.



Издания авиакомпаний

Одновременно с распадом Советского Союза и созданием собственных авиакомпаний в регионах (в 90-е годы XX века) происходит становление и медиарынка страны. На смену идеологизированным средствам массовой информации и пропаганды приходят издания, деятельность которых строится на принципах свободы слова и массовой информации, законодательно закрепленных в 29 статье Конституции РФ, принятой в декабре 1993 года. Наряду с обновленными, и прежде выходившими специализированными журналами по воздушному транспорту России, появляются новые издания. Все они, так или иначе, сотрудничают с предприятиями авиатранспортного комплекса. Это так называемые отраслевые издания. Как правило, их тираж не превышает 10 тысяч экземпляров, в свободной продаже их практически не встретишь, поскольку распространяются они по преимуществу по подписке.

К старейшим из таких изданий, посвященных гражданской авиации страны, можно отнести аэрокосмическое обозрение «Вестник воздушного флота», издающееся с 1918 года. Сейчас журнал выходит тиражом 5 тысяч экземпляров и адресован скорее производителям авиационной техники, на его страницах можно найти подробную информацию с различных авиасалонов мира.

Следом за ним стоит представить ежемесячный международный журнал «Гражданская авиация» (тираж 10 тысяч экз.), первый номер которого вышел в свет в 1931 году. Среди его материалов выделяются выступления руководителей транспортной отрасли, статьи на актуальные темы, интервью с руководителями авиакомпаний, в его номере есть разделы, посвященные истории отечественной и мировой авиации, а также науке и технике и учебным заведениям, публикуются очерки, зарисовки и репортажи. Раздел «Панорама» представлен новостями авиакомпаний, но примечательно, что все они поставляются информационными агентствами, деловыми газетами и электронными изданиями. Нет ни одной ссылки, указывающей на то, что хотя бы одна из новостей была получена из пресс-центра той или иной авиакомпании. Создается впечатление, что журнал не заинтересован давать в новостном разделе нерастиражированную другими изданиями информацию.

Еще один из наиболее авторитетных и популярных российских деловых журналов по воздушному транспорту – «Авиатранспортное обозрение» (АТО) был основан в 1996 году с целью обеспечения своих читателей своевременной, объективной деловой информацией о состоянии и развитии воздушного транспорта в России, странах СНГ и мире. С 1997 г. АТО стал соучредителем российской национальной премии для авиакомпаний «Крылья России». Журнал сотрудничает с самым известным в мире авиакосмическим изданием «Aviation Week and Space Technology». Такое партнерство предусматривает совместный маркетинг и распространение АТО, а также эксклюзивное использование журналом отдельных редакционных материалов этого международного издания. Выходит один раз в два месяца тиражом 6 тысяч экземпляров, каждый его номер обычно содержит два тематических обзора, посвященных отдельным сегментам отрасли, а также включает в себя новости международных и отечественных авиакомпаний, аэропортов и промышленности, статьи, посвященные состоянию, управлению, финансированию деятельности авиакомпаний, аэропортов и авиационной промышленности15.

Наряду с этим изданием и примерно в то же время выходят новые научно-технические журналы – «Авиапанорама» и «Полет». Журнал «Авиапанорама» является печатным органом аэрокосмического комплекса и воздушного транспорта СНГ. Публикует на двух языках информационно-аналитические материалы об актуальных, политических и экономических проблемах отрасли, по новой технике.

Из других наиболее распространенных изданий в области гражданской авиации можно назвать «Авиаглобус» - журнал международных авиановостей, «Air Fleet» - журнал по российской авиации на английском языке, "Авиация России" - газета в газете "Красная звезда" - ее издатели «стараются освещать все события, которые, так или иначе, относятся к отечественной авиации и космонавтике», журнал "Аэропорты. Прогрессивные технологии", ориентированный в первую очередь «на специалистов, которые нуждаются в полном обзоре состояния дел в рассматриваемой области», «Авиация и время» - об авиации разных времен и стран, ежемесячник «Авиация общего назначения», научно-популярный журнал "Крылья Родины", журналы «Вестник авиации и космонавтики», «Авиасалоны мира» 16.

Наряду с этими изданиями в сфере гражданской авиации можно встретить и другого рода корпоративные газеты и журналы. Практически все крупные российские авиакомпании успели обзавестись своими регулярными фирменными журналами. Так, например, у авиакомпании «Сибирь» с 1995 года выходит своя корпоративная газета "Крылья Сибири". В этом году она была награждена дипломом регионального конкурса "Сибирский вектор" "за творческий подход в создании корпоративной прессы". Газета выходит один раз в месяц тиражом 3500 экземпляров. Основными темами издания являются «современные задачи, стоящие перед авиакомпанией и пути их решения, рассказы о работе структурных подразделений и представительств "Сибири" в России и за рубежом, знакомство с работниками предприятия и история развития авиации в стране». Газета распространяется в Новосибирске, Москве, городах Сибири, Дальнего Востока, юга и севера России, а также в Германии, Китае и Южной Корее17.

Из таких корпоративных изданий аэропортов и авиакомпаний образовался рынок бортовых изданий. По сообщению сайта Aviaport.ru: «За 2002-2004 года на рынке бортовых изданий России, СНГ и стран Балтии появилось не менее 10 новинок. Столько же появилось за предыдущие 5 лет».

И теперь среди этих «новичков» даже проводятся международные конкурсы. С целью ознакомления читателей и рекламодателей с этим динамично развивающимся, но пока несколько экзотичным для нашей страны рынком изданий для авиапассажиров, с августа 2003 по март 2004 был проведен ставший уже традиционным II Международный конкурс бортовых изданий России, СНГ и стран Балтии "НОВЫЕ КРЫЛЬЯ-2004".

Итоги конкурса в четырех номинациях были подведены 10 марта 2004 года, и они таковы:
I Лучшее бортовое издание России, СНГ, стран Балтии:

1 –Журнал "Небо Кубани",

2 - Журнал UAM,

3 - Журнал KrasAir (авиакомпания «Красноярские авиалинии»);


II Лучшее издание аэропорта:

1 - Газета "АЭРОБУС",

2 - Журнал "Аэропорт ВНУКОВО",

3 - Журнал "Airport";

III Самое оригинальное бортовое издание:

1 - Журнал "Iview Inflight",

2 - Журнал "Аэрофлот ЮНИОР",

3 - Журнал "КАЛИНИНГРАД ПРИВЕТСТВУЕТ ВАС";


IV Лучшая обложка бортового издания:

1 - Журнал "ОГНИ АЭРОПОРТА" (аэропорта "Курумоч"),

2 - Журнал "АЭРОФЛОТ",

3 - Журнал "Владивосток Авиа"18.

Для того, чтобы лучше понимать, что собой представляет такого рода издания, обратимся к характеристике хотя бы одного из них - журналу "ОГНИ АЭРОПОРТА" (компании "Международный аэропорт "Курумоч"), которую ему дают его издатели:

«Журнал "Огни аэропорта" отличает высокое качество полиграфии, информативность и профессиональность содержательной части, а также удобный формат.

Тематика журнала - общественно-политическая, историко-культурная, аналитическая информация; развлекательные материалы, реклама, а также официальные новости аэропорта и авиакомпаний, география маршрутов, сведения об услугах, справочная информация. Журнал распространяется бесплатно среди авиапассажиров.

Тираж издания - 10 000 экземпляров.

Периодичность выхода - 9 номеров в год.

PR-кампании в СМИ, способствующие продвижению бренда
Итак, для начала определимся с терминами. Бренд (от анг. brand - клеймо) – это продукт, компания или концепция, которые выделены общественным сознанием из массы себе подобных. А также бренд – это слово, фраза, название, марка, принадлежащие компании и защищенные законодательно19. Соответственно специалист, занимающийся продвижением на рынок какой-либо марки товара или услуг, называется бренд-менеджером. И это «продвижение на рынок марки товара или услуг» не- мыслимо без использования рекламы и проведения PR-кампаний, в том числе и в СМИ.

Еще Сэм Блек замечал, что: «Средства массовой информации в связях с общественностью – это инструменты, используемые для осуществления программы PR»20.

Пример. Одним из удачных примеров проведения PR-кампании в СМИ можно считать опыт шведской Swiss International Air Lines в России, когда авиакомпания переходила из «Шереметьево» в аэропорт «Домодедово». Это была достаточно большая PR-кампания для Swiss, она проходила с июля по октябрь 2001-го года, поскольку авиакомпании нужно было не только оповестить своих основных партнеров – турагентства, туроператоров, но и всех потенциальных клиентов о том, что с определенного момента она начинает летать из другого аэропорта. Ее первоочередная цель состояла в том, чтобы люди, которые невнимательно читают свои билеты, не уехали в другой аэропорт, с другой стороны, она вполне могла послужить дополнительной рекламой самой авиакомпании.

Как рассказали мне в представительстве авиакомпании, тогда ее менеджеры работали со всеми видами СМИ: с прессой, Интернетом, радио. Не задействовали только телевидение в силу своих лимитированных бюджетов. Проводились не только пресс-конференции, но и ознакомительные поездки в аэропорт «Домодедово» как для журналистов, так и для ключевых партнеров. Была проведена большая постерная кампания. Постеры с информацией о том, что с такого-то числа авиакомпания летает из аэропорта «Домодедово», распространялись по турагентствам, туроператорам и по прессе. Вся эта PR-кампания довольно успешно была проведена, поскольку в 99% случаев люди не ездили в другой аэропорт.


В международной практике принято такое понятие как паблисити, буквально означающее «делать сведения достоянием общественности, распространять». Как отмечал крупнейший теоретик и практик паблик рилейшнз во Франции Филипп Буари: «Пресса может рассматривать в качестве одной из своих задач информирование читателей о товаре на редакционных площадях издания – отсюда и сам термин – паблисити товара». К самым распространенным случаям «паблисити товара» он относил коммерческие хроники и репортажи с выставок и ярмарок, а также книжные обзоры, рецензии на фильмы и спектакли, информацию о новых предложениях служб сервиса21.
Пример. В конце 2003 года компания «Аэрофлот» приступила к проведению большой маркетинговой акции по продвижению нового имиджа «Аэрофлота». По этому случаю была проведена пресс-конференция для представителей СМИ, на которой руководители компании, ответственные за эту акцию, рассказали о ней журналистам. Сообщения об этом затем появились в СМИ. Один из таких материалов с сайта RBC daily может быть рассмотрен как пример традиционного паблисити.

RBC daily: 05.12.2003

«Аэрофлот» будет летать «душевно».

Сегодня на всех ведущих российских телевизионных каналах будут запущены новые рекламные ролики авиакомпании «Аэрофлот» режиссера Тимура Бекмамбетова. Как сообщил на прошедшей вчера пресс-конференции коммерческий директор компании Евгений Бачурин, рекламные ролики - это лишь часть большой маркетинговой акции по продвижению нового имиджа «Аэрофлота».

На этой неделе на улицах столицы уже появились рекламные щиты авиаперевозчика, в дальнейшем, по словам г-на Бачурина, компания планирует «возобновить свой диалог с клиентами» и на страницах газет и журналов. По словам креативного директора FCB МА (агентство занималось разработкой нового имиджа авиакомпании) Алексея Филькова, новым слоганом «Аэрофлота» станет фраза «…Потому что от души».

Аналитики в целом положительно оценили новации перевозчика, подчеркнув, однако, что простая смена имиджа без поднятия реального уровня сервиса будет напоминать косметический ремонт и не решит основной задачи - создания у клиентов нового образа «Аэрофлота» как авиакомпании с мировыми стандартами качества обслуживания.

Работу над новой рекламно-имиджевой кампанией «Аэрофлот» совместно с агентством FCB МА начал более полутора лет назад. Причина такого решения, по словам Евгения Бачурина, инертность в восприятии образа перевозчика пассажирами. Несмотря на все позитивные изменения, клиенты продолжают ассоциировать «Аэрофлот» с компанией с «совдеповским» уровнем сервиса и плохим качеством питания.

Как рассказал вчера Алексей Фильков, при выборе рекламной стратегии «Аэрофлота» специалисты агентства изначально отмели «лубочные» подходы, предполагающие использование привычной наглядной национальной атрибутики (вроде матрешек и самоваров). Однако в итоге «русский акцент» был сделан на другом: креативщики решили использовать такое загадочное понятие, как «русская душа». В результате все рекламные ролики авиакомпании, рассказывающие о мировых стандартах качества перевозчика, непременно заканчиваются его новым рекламным слоганом. «Аэрофлот» стал «вкуснее, уютнее и роднее», «потому что от души».

Что касается более «приземленных» воплощений нового стиля, то это прежде всего новая форма бортпроводников (которую планируют ввести уже с летнего расписания) и раскраска самолетов. На смену традиционным бело-синим цветам, которые компания использует с советских времен, придет серебристо-сине-оранжевая гамма, присутствующая уже сейчас на нескольких Airbus «Аэрофлота». В дальнейшем, по словам г-на Бачурина, перевозчик планирует перекрасить весь свой парк в едином фирменном стиле, а на хвостах самолетов авиакомпании отныне будет красоваться флаг Российской Федерации.

Но в российской практике не редкость, когда такого рода публикации содержат рекламу. Такая информация, как правило, нацелена на то, чтобы изменить миропонимание потребителя. Ее отличает ряд признаков. Во-первых, она соответствует экономическим интересам определенной группы. Во-вторых, носит долговременный характер, это всегда кампания. В-третьих, ее выдает предвзятость подачи материала. В-четвертых, в ней можно заметить навязывание тех или иных оценок22.

В качестве примера можно привести одну из недавних акций «Аэрофлота» и газеты «Московский комсомолец». В течение февраля 2004 года в каждом пятничном номере газеты под рубрикой «МК-акция» публиковались вопросы викторины для эрудитов «Летай с Аэрофлотом, наслаждайся полетом», проводимой в три этапа. И каждый раз текст, относящийся к викторине, неизменно дополняла небольшая, рекламная, по сути, заметка, посвященная самой авиакомпании. В одной из них, например, рассказывалось о том, как изменился в последние годы «Аэрофлот»:

«Сегодня это надежная, современная и по-русски гостеприимная компания. Компания, которой можно доверять и с удовольствием пользоваться ее услугами снова и снова. Очень верно отражает образ «Аэрофлота» и новый рекламный слоган авиакомпании «роднее, вкуснее, уютнее – потому что от души».

Поясним, реклама – это публичное оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы23.

И в другой раз, сообщая имя победителя викторины, получившего золотую карточку «Аэрофлот-Бонус», в заметке рассказывалось о новой программе поощрения и премирования пассажиров «Аэрофлот-Бонус», суть которой заключается в том, что, накопив определенное число баллов за перелеты, можно рассчитывать на премирование – бесплатный перелет или приобретение дополнительных услуг. С одной стороны, это информация о новых предложениях службы сервиса, но ее подача опять имела рекламный характер:

«Скоро, совсем скоро мы сядем в самолет и улетим в далекие страны. Кстати, многие граждане в отпуск летают самолетами «Аэрофлота». Это и понятно. Ведь «Аэрофлот» - это крупнейшая авиакомпания страны, выполняющая более 60% всех международных перевозок в 108 пунктов 48 стран мира. … .Люди выбирают эту авиакомпанию, потому что знают, что «Аэрофлот» обеспечит и безопасность полета, и качественный сервис, и комфорт. А еще сотрудники «Аэрофлота»…».

Здесь одно только упоминание названия авиакомпании без необходимости в каждой строчке говорит само за себя.

Необходимо сказать несколько слов о критериях, по которым те или иные издания отбирают нужную им информацию. Так, Филипп Буари обращает внимание на такие определяющие признаки как:

- значимость информации для читателя (общий интерес),

- серьезность технического достижения (инновационная ценность),

- важность и доступность художественного события,

- значимость нового вклада для экономической жизни в целом,

- научное значение для здравоохранения,

- правдивость изложенной информации24.

Но важно также понимать, какого рода информация может заинтересовать то или иное издание. Информационные агентства передают сообщения, как правило, новостного характера. И соответственно, они заинтересованы в новостной информации, отвечающей одному из вышеперечисленных критериев. Если это отраслевой журнал, достаточно ознакомиться с системой рубрик в нем, чтобы понять, какая информация может заинтересовать издание и будет полезна его читателям. Представитель пресс-службы авиакомпании может обратиться со своими предложениями в редакцию, а заодно выяснить у редактора, какого рода информация его сейчас больше всего интересует. Если он сможет ее предоставить, то, скорее всего, она не залежится в «редакционном портфеле» и наверняка будет опубликована в ближайшем номере. Обычно беспроигрышно проходят короткие новостные заметки, материалы событийного характера, которые могут быть интересны не только работникам данного предприятия; кроме того, статьи о компании, информационным поводом к созданию которых стала та или иная юбилейная дата, а также интервью с руководителями авиакомпаний.

У общенациональной прессы интерес, скорее всего, вызовут события, непосредственно касающиеся массы его читателей или связанные с людьми, всем хорошо известными.

Пример. Информация о том, что президенту страны через неделю подадут новый самолет, а пока путинский «Ил» проходит испытания в аэропорту «Внуково», не могла не привлечь внимание прессы, радио и телевидения и не прозвучать в новостях и не выйти на первых полосах ежедневных газет. Так «МК» (№ 60 от 20 марта 2004 года) отвел ей центральное место на первой полосе номера. Заметка под названием «Стойкий Путинский сокол» с подзаголовком «Новый самолет президента несколько раз били о землю», сопровождаемая парой снимков, наверняка оказалась выигрышной. Поскольку содержала действительно любопытную информацию о том, каким испытаниям подвергался новый «борт № 1» «Ил-96-300», какие с ним при этом случались мелкие неприятности и что ждет «отставника» «Ил-62». И, конечно же, журналисты не могли не поделиться с читателями подробностями того, как оснащен салон нового лайнера и чем он отличается от старого, ельцинского.

Итак, специалисты по PR, в данном случае это могут быть менеджеры по связям с прессой авиакомпаний, готовят и распространяют через СМИ ту информацию, которую им необходимо донести до общественности. Как правило, они излагают ее в виде пресс-релизов, каждый из которых содержит тот или иной информационный повод, (то есть ту информацию, которая наверняка заинтересует читателей данного издания).
Конечно, все тонкости и нюансы сотрудничества авиакомпаний со СМИ познаются только на практике. В этом смысле представляется полезным познакомиться с практическим опытом некоторых PR-служб авиакомпаний.

О том, как налажена работа со СМИ в российском представительстве шведской авиакомпании Swiss International Air Lines, рассказывает менеджер по связям с общественностью Мария Макарова (одновременно она является менеджером по маркетингу (РФ и СНГ) Шведской Национальной Туристической корпорации):

«Служба PR в авиакомпании существует с того момента, как появилась сама компания. Основная пиар-служба находится, конечно же, в Цюрихе. Но в каждой стране, где у нас открыто представительство, имеется человек, который отвечает за работу с прессой. По России до 2000-го года у нас не была введена отдельная должность специалиста по PR, этот человек занимался и продажами, и пиаром. Сейчас у нас есть менеджер по паблик рилейшнз и нам достаточно одного человека. Тем более что со многими СМИ у нас уже имеются налаженные контакты. Да, когда ты только начинаешь эту работу, очень много времени уходит на развитие отношений с прессой. Но сейчас, когда контакты налажены, все происходит гораздо быстрее и проще. Нажатием одной кнопки (имеется в виду рассылка сообщений по электронной почте - Авт.) я могу оповестить всех, зная, что эта информация дойдет до нужных людей, и они к ней отнесутся серьезно.

Мы ведем работу по всему спектру: отвечаем на вопросы прессы, проводим пресс-конференции, когда нам есть что сказать, организуем ознакомительные журналистские поездки, выпускаем пресс-релизы. Работаем и с информационными агентствами, и с изданиями напрямую. Это и отраслевые издания гражданской авиации, и профессиональные туристические издания для турагентств, туроператоров («Турбизнес», «Туринформ»). У меня всегда есть информационный повод «пропиарить» страну, и я обязательно добавляю к этому кусочек от авиакомпании, поэтому у меня выгодное положение в этом вопросе.

Мне больше нравится работать с изданиями напрямую, потому что тогда ты можешь донести свое послание, то, что тебе хочется сказать, сразу через издание до клиента. А когда информация идет через посредников (информационные агентства - Авт.), то не факт, что они ее оценят так, как ты бы хотел, чтобы они ее оценили. Поэтому я меньше всего работаю с информационными агентствами, больше с изданиями. Они, в свою очередь, сами решают, насколько твоя информация будет интересна читателям. Когда ты выдаешь свою информацию, то не факт, что ты донесешь ее до читателя. Однако у нас очень хорошие отношения со многими изданиями, мы с ними дружим и, наверное, процентов 80 той информации, которую я выдаю, публикуется.

Выходя на общенациональные издания, у тебя должен быть к тому очень серьезный информационный повод. Скажем, к известию о том, что на рейсах в Латинскую Америку из Цюриха выдают теперь три булочки вместо двух, московский читатель останется безразличен. Но если информация касается московского рынка или таких рынков, куда люди часто летают через Цюрих, тогда это серьезный информационный повод, и я могу об этом заявлять. Я считаю, что лучше не перегружать читателя ненужной информацией. Точно также лучше не напрягать отношения с изданиями, рассылая им пачками пресс-релизы. Меня, например, забрасывают неимоверным количеством писем. У меня даже нет времени их читать, через какое-то время меня это начинает раздражать, и я просто некоторые перестаю открывать, поскольку знаю, что там не больше 1% нужной мне информации, остальное - спам. Некоторые просто перегибают палку, неправильно это делают. Мы стараемся работать качественнее. Не количественнее, не широко распространяться, а делать прицельные удары.

Эксклюзива мы не делаем. Если готовим какую-то информацию для всех, то любого, обратившегося за ней журналиста, предупредим, что она не специально для вас подготовлена, она будет распространена на всех через день, через два или вы ее получите вместе со всеми. Мы можем сделать эксклюзив, если это действительно какая-то редкая тема, которая может быть интересна какому-то специальному изданию. Вот однажды один из журналов гражданской авиации собирал материал про технические службы авиакомпаний. У них был целый обзор на эту тему, а всем остальным она была неинтересна. Поэтому благодаря тому, что это была узкая тема, они получили эксклюзив. Но если у меня сегодня другое издание попросит информацию об этом же, я без проблем с ними ею поделюсь.

Мы разделяем рекламу и PR. PR-деятельность – это предоставление информации, и мы никогда за это не платим. Я знаю, что есть компании, которые занимаются тем, что оплачивают даже свои пресс-релизы. Мы этого не делаем никогда. Надо играть в честную игру».



Что полезного для журналистов содержат сайты авиакомпаний
В последнее десятилетие все большее число компаний активно включается в процесс освоения Интернета и, как следствие, размещает в сети свои сайты. Сегодня во всемирной паутине можно найти сайты многих авиакомпаний. Это становится одним из важнейших направлений работы авиакомпаний с потребителями.

Для информирования общественности, и в первую очередь своих клиентов, с 10 декабря 1999 года авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» открыла в Интернете свой официальный сайт (www.aeroflot.ru).

Этот ресурс содержит разнообразную справочную информацию и несколько интерактивных web-систем. Пользователю обеспечен доступ к расписанию полетов, справочной и оперативной информации о рейсах, которая поступает из центра управления полетами с задержкой всего в 4-5 минут25.

Распределение информации по разделам облегчает нахождение необходимых сведений. На сайте имеется система поиска, и информация доступна в прочтении на двух языках – русском и английском. Неслучайно в ноябре 2002 года в рамках V Конкурса годовых отчетов корпоративный сайт Аэрофлота был удостоен второго призового места в номинации "Лучший дизайн и навигация"26.

Для того, чтобы связаться с пресс-службой авиакомпании, достаточно обратиться к разделу «Контакты», там можно найти телефон пресс-центра и его электронный адрес - presscentr@aeroflot.ru. По сложившейся практике, журналисты любых изданий, теле-радиоканалов и информационных агентств для получения информации об интересующей их организации, впрочем, как и для организации интервью с любым из его представителей, обращаются в ее пресс-центр (или пресс-службу). Пресс-служба, по сути, является связующим звеном между организацией, в данном случае авиакомпанией и средствами массовой информации. При этом стоит заметить, что отношения со СМИ, которые регулирует пресс-центр, являются для организации лишь составной частью отношений с общественностью, хотя и важнейшей, но все-таки частью.

При этом отношения со средствами массовой информации здесь можно считать двусторонними, поскольку не только журналисты проявляют инициативу в получении интересующей их информации. Со своей стороны сотрудники пресс-центра готовят для СМИ пресс-релизы по тем или иным событиям и темам. Помимо этого, пресс-центр обычно отслеживает публикации в СМИ, которые касаются авиакомпании. Это позволяет оценить результаты сотрудничества с прессой, а также не оставлять без внимания критические материалы. Как правило, общение журналистов с пресс-службой идет по следующей схеме: журналист связывается по телефону с сотрудником пресс-центра авиакомпании и излагает суть своего обращения, в ответ ему предлагается изложить свою просьбу в информационном запросе, который можно направить по факсу или электронной почте в адрес пресс-центра. В пресс-центре «Аэрофлота» такие запросы рассматривает его руководитель и поручает выполнение необходимого в этом случае задания соответствующему сотруднику, который оказывает содействие журналисту в выполнении его просьбы. Впрочем, вначале нелишне будет ознакомиться с материалами, представленными на сайте авиакомпании в разделе «Новости». Может быть, интересующая вас информация изложена в одном из пресс-релизов, и вы сможете либо им ограничиться, или конкретизируете свою просьбу с тем, чтобы получить дополнительную информацию. Так, на сайте Аэрофлота в разделе «Новости» имеется целых три подраздела – «Новости компании», «Пресс-релизы» и «Обзоры прессы». Для облегчения выполнения своей задачи можно задать поиск по новостям, а также, если вы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с компанией, сделать заказ на рассылку новостной информации, указав для этого адрес своей электронной почты.

Судя по материалам, представленным в «Обзоре прессы», авиакомпания дает информацию о своей деятельности не только в отраслевые издания, которые представлены в основном ежемесячными журналами: "Гражданская авиация", «Авиатранспортное обозрение», «Воздушный транспорт», но и в ведущие информационные агентства – ИНТЕРФАКС, ИТАР-ТАСС, а также в общественно-политические газеты – «Известия», «Ведомости», «Российская газета», «Время новостей», информационно-аналитический бюллетень «Промышленный еженедельник», и ряд электронных изданий - УралПолит.Ру, Turist.Ru, Kmnews.ru, AVIA.RU.

Подобным образом можно познакомиться с информацией для СМИ и на сайтах других авиакомпаний. Найти ее достаточно просто, поскольку обычно все основные названия рубрик выносятся на главную страницу сервера.

В заключение осталось только расширить список авиакомпаний исходя хотя бы из того, почему их сайты заслуживают внимания.

Так, сайт авиакомпании "Уральские авиалинии" в 2003 году стал победителем четвертого Открытого Интернет-конкурса "Золотой сайт - 2002" в номинации "Транспорт, автомобильная отрасль и машиностроение"27. Несмотря на это, в скором времени, видимо, победа обязывает стремиться к совершенству, изменился дизайн сайта - он стал более современным и функциональным. Неизменным осталось только название www.uralairlines.ru.

А еще в этом году авиакомпания "ЮТэйр" (UТаir Aviation JSC), бывшая авиакомпания "Тюменьавиатранс", зарегистрированная в Ханты-Мансийске, получила специальный диплом за уровень раскрытия информации для инвесторов на интернет-сайте (www.utair.ru) в ходе ежегодного конкурса годовых отчётов и сайтов компаний. Комментируя итоги конкурса и получение диплома, генеральный директор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов отметил, что авиакомпания активно продолжает политику по формированию имиджа самого открытого представителя авиационной отрасли России. На главной странице сайта авиакомпании можно не только забронировать билеты в режиме реального времени, но и ознакомиться с расписанием авиарейсов, выбрать удобный для себя маршрут, класс обслуживания, уточнить действующие тарифы, задать интересующие вопросы в книге отзывов и получить на них ответы. А еще сайт позволяет ознакомиться с историей авиакомпании, ее корпоративной структурой и финансовыми отчетами28.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора………………………………………………………………………………………………………….3
I Современная инфраструктура СМИ……………………………………………………5
I.I. Рынок PR в России………………………………………………………………………………6
II. Авиакомпании в сотрудничестве со СМИ………………………………8
1. Издания авиакомпаний……………………………………………………………………… 11
2. PR-кампании в СМИ, способствующие продвижению брэнда……………………………………………………………………………………………………………………………15
3. Что полезного для журналистов содержат сайты авиакомпаний……………………………………………………………………………………………………………23

Редактор Е.А. Колотушкина


Подписано в печать 11.05.2004 г.

Печать офсетная Формат 60х84/16 1,75 уч.-изд. л.

1,63 усл.печ.л. Заказ № 1193/ Тираж 150 экз.
Московский государственный технический университет ГА

125993 Москва, Кронштадтский бульвар, д.20

Редакционно-издательский отдел
125493 Москва, ул. Пулковская, д.6а

© Московский государственный

технический университет ГА, 2004


1 Прохоров Е.П. "Введение в теорию журналистики":Учебное пособие. - М.: Издательство РИП-холдинг, 2001

2 "Средства массовой информации постсоветской России": Учебное пособие для вузов

/Под ред. Я.Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2002, с.72.



3 Сэм Блэк Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. С. 16-17.

4 К.В. Антонов Паблик рилейшнз. М., 2001. С. 13.

5 "Средства массовой информации постсоветской России": Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. -М.:"Аспект Пресс', 2002. С. 73.

6 К.В. Антонов Паблик рилейшнз. М., 2001. С.10.

7 Гражданская авиация.2003. № 12. С. 2

8 www.aeroflot.ru

9 /ДЕЛОВОЙ ПЕТЕРБУРГ. 23.10.2001.


10 www.ato.ru

11www.aviaport.ru

12www.aviaport.ru

13www.aeroflot.ru

14 www.aeroflot.ru

15 www.aviationnow.com

16 www.aviaport.ru

17 www.s7.ru

18 home.peterstar.ru/inflight

19 www.glossary.ru

20 Сэм Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. С. 50.


21 Филипп А. Буари. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М., 2001. С. 135.

22 К.В. Антонов Паблик рилейшнз. М., 2001. С. 68-69..


23 www.glossary.ru

24 Филипп А. Буари. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М., 2001. С. 135-136.


25 www.ione.ru

26 www.aeroflot.ru

27 www.uralairlines.ru

28 cssc.tat.ru






Каждый мужчина, которого я встречала, хотел меня защитить. Не могу понять, от чего. Мэй Уэст
ещё >>