Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Организация... 1 87.32kb.
9 класс I тур 1 127.76kb.
«Урок развития речи. Описание состояния окружающей среды. (Описание... 1 138.5kb.
Стили речи и их характеристика 1 31.07kb.
Урок русского языка в 5 классе Тема урока: «Типы речи» Цели: познакомить... 1 44.01kb.
Смысловые части письма – частная переписка А. Констатация наличия... 1 89.44kb.
Методические рекомендации для учителя : к занятию необходимо распечатать... 1 186.37kb.
Аспекты квантитативности в практике перевода 1 77.09kb.
Сочинение-рассуждение 1 1 65.09kb.
Гиа по русскому языку: сочинение-рассуждение 1 30.91kb.
К. К. Арынов Вопросы формирование функционально-типологической сети... 1 99.07kb.
И взлетели подёнки 1 357.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение - страница №1/1

Тема урока: Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Педагогические задачи: углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования; отрабатывать навыки различения текстов разных типов речи; познакомить со структурой повествовательного текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять функционально-смысловые типы речи; получат возможность научиться правильно строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – представление о различных типах речи;

Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: создавать небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действиия, достигать положительных результатов труда.

Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, продукт ТСО- презентация по теме урока .

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности (Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка)

- Ребята, вспомните высказывания о русском языке, которые мы учили с вами на первых наших уроках?

- Как вы думаете, а зачем нам надо изучать русский язык, ведь мы и так умеем на нем говорить, читать? (Нужно развивать свою речь, делать ее грамотной, правильно высказываться в зависимости от речевой ситуации).

-Могуч и прекрасен русский язык


  1. Введение темы урока (Постановка учебной задачи)

  • Тяжело собираться в школу по утрам.

  • Он прилежно занимается.

  • Чтобы хорошо учиться, нужно высыпаться.

  • Этот материал мне не поддается.

  • У тебя хорошо получается.

  • Она оценками гордится.

  • Главное – стараться.

  • Можно побороться за «пятерку» в четверти.




  • Есть ли общая тема у произнесенных мной высказываний? ( Да, учёба).

  • Значит, это текст? (Нет).

  • Докажите это. Вспомните, что можно назвать текстом, какие условия должны обязательно выполняться. (Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположённых в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте).




  1. Актуализация опорных знаний. (Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения)

- Итак, мы продолжаем работать с текстами.

- Посмотрите, возможно ли из данных предложений составить текст?


Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему и озаглавьте.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.
- Запишите полученный текст в тетради.

У ДОСКИ:

  1. Синтаксический разбор предложения №2

  2. Фонетический разбор слова ВДРУГ

  3. Разбор слов по составу: огненными, засверкал, золотым

  4. ВСЕ: определите стиль речи данного текста. Докажите. (слова в переносном значении, с помощью слов рисуем картину)



  1. Открытие новых знаний. (Познакомятся с функциональными типами речи русого языка).

  • У вас на партах лежат тексты. Давайте их прочитаем.

1. Живая метель

Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперёд и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к реке.


На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Лёгкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна из снежинок опустилась рядом со мной. Я осторожно взял её и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув в реку, он сказал6 «Подёнка!» И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, наблюдая за живой метелью.

2. Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.


Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот  рта у подёнки нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.

3. Странное имя

Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек.


«Подёнка», – сказал знакомый лесник.  «Что за странное название?» – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.
Оказывается, это имя им дали не случайно.
Подёнка живёт всего один день. Появится из личинки, покружится над водой, отложит яички – и погибает. У неё даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.
«Да, точное имя у этой беззаботной крохи», – подумал я.

1. Одинаковы ли предложенные тексты по содержанию сообщений?

2. В каком тексте автор повествует об истории своего знакомства с подёнкой? (Живая метель)

3. В каком тексте содержится описание подёнки? (Подёнка)



4. В каком тексе излагается рассуждение о названии бабочки?  (Странное имя)

  1. Судя по началу работы над текстами, по характеру текстов, можно определить тему урока?

  2. Для чего, с какой целью вам предложены три текста?

  3. Значит, чему  можно научиться на уроке, работая с разными текстами, но объединёнными общей темой? (определяем цель урока и задачи, необходимые для  достижения цели).




  1. Открытие новых знаний. (Научиться ставить нужный знак в конце предложения)

Сопоставительный анализ текстов

1. Работа над текстом «Живая метель», в котором повествуется об истории знакомства с подёнкой:

  • какие эпизоды этой истории выделяет автор?

  • случаен ли порядок этих эпизодов?)

  • можно ли поменять местами части повествования?

  • можно ли содержание этого текста сфотографировать на одном снимке или слайде?

Особенности повествования (выводы на доске и в тетрадях учащихся):

  • говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец);

  • можно задать вопрос что произошло?;

  • нельзя сфотографировать на один снимок или слайд;

  • нельзя поменять части.

Вывод об особенностях каждого текста будут формулировать учащиеся после обсуждения (все предложения выносятся на интерактивную доску,  затем идет обсуждение правильности ответа и оценивание).
2. Работа с текстом «Подёнка», в котором содержится описание подёнки:

  • какая из особенностей подёнки описана в каждой части?

  • можно ли рассказать об этих особенностях в другом порядке? (Можно)

  • придётся ли при этом вносить какие-либо изменения в каждую из частей описания? (Нет)

  • можно ли описание подёнки передать на одном снимке или слайде? (Да)

Особенности описания (выводы):

  • в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления;

  • можно задать вопрос какая?;

  • описание можно передать на одном снимке или слайде;

  • части можно поменять местами.


3. Работа с текстом «Странное имя», в котором содержится рассуждение о названии бабочки:

  • В какой части автор говорит о возникшем у него вопросе? (Вступление)

  • В какой части сформулирован ответ на вопрос?  (Во вступлении и вопрос, и утвердительный ответ на него – тезис)

  • Какая информация содержится в основной части текста?  (Доказательство правильности утверждения)

  • Что содержится в заключение текста? (Сформулирован вывод)

  • Можно ли поменять части рассуждения или сфотографировать?  (Невозможно)

Особенности рассуждения (выводы):

  • излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи;

  • части невозможно поменять местами;

  • можно поставить вопрос почему?;

  • невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.



  1. Физминутка (Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка).

  2. Включение в систему знаний и повторения (Применить новые знания на практике.).

Карточка №1

Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы.



Миша наклонился и прижал пружинку пальчиком. В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик зав..ртелся, м..лоточки застучали, к..локольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик ост..новился, м..лоточки попадали, к..локольчики св..ерулись в сторону, солнышко повисло, домики сл..мались… Тогда Миша вспомнил, что папенька приказывал ему не трогать пружинки, испугался и…проснулся.

(В. Одоевский)

Тип речи _______________________________________________________

Стиль речи______________________________________________________

Карточка №2

Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы.

Лебедь по своей величине, силе, кр..соте и величавой осанке давно и справедливо назван ц..рем всей водяной и водоплавающей птицы.

Белый, как снег, с бл..стящими, прозрачными небольшими глазами, с ч..рным носом и ч..рными лапами, длинною, гибкою и кр..сивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между з..леных камышей по темно-синей гладкой поверхности воды

(По С. Аксакову)

Тип речи _____________________________________________________

Стиль речи ___________________________________________________

Карточка №3

Прочитайте текст. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль. Вставьте пропущенные буквы.

Слово сад – имя сущ..ствительное. Докажем это.

Во-первых, оно обозн..чает предмет и отв..чает на вопрос что?

Во-вторых, слово сад изм..няется по падежам:



Сад, сада, саду, садом и т.д.

В-третьих, в предложении слово сад может быть подл..жащим , дополнением, обстоятельством.

Следовательно, слово сад – имя сущ..ствительное, так как оно имеет все признаки этой части речи.

Тип речи _______________________________________________________

Стиль речи _____________________________________________________


  1. Домашнее задание: 1 группа(сильные) придумать тексты самим

2 группа (средние) придумать тексты по данному началу:

Сегодня мы с мамой пошли в игрушечный магазин и там купили собачку.



    1. Была она вот какая… (описание)

    2. Было это вот как…

Я пришел домой и начал играть… (повествование)

    1. Почему именно собачку? (рассуждение)

3 группа (слабые) списать карточки, выделить орфограммы



  1. Итог урока и рефлексия (Организовать фиксацию нового материала , изученного на уроке. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности)

  • Что полезного и нового для себя вы узнали на уроке?

Как вы думаете: В чем состоит богатство русского языка? (Русский язык не только располагает большим запасом слов. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или в зависимости от целей общения русский язык меняется. Благодаря стилям и типам речи язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство.)

- Можно ли считать язык «самой лучшей вещью в мире»?



Продолжите предложения:

  • Я научился…

  • Я узнал на уроке…

  • Мне было трудно, когда…

  • Мне было интересно…


.




В рамках реформы уволили 100 пожарных и наняли одного глотателя огня. Юзеф Кмецяк
ещё >>