Фронтовой бомбардировщик Су-24 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сведения о бомбардировщике ту-160 1 39.98kb.
Рассказ сочинение о Валерии Хомяковой первой женщине, сбившей в энгельсском... 1 49.24kb.
1 Бомбардировщик Ju-88 2 1 12.72kb.
Фронтовой путь Магомеда Имамутдиновича Гаджиева 1 25.07kb.
«Кузькина мать» и «Белый лебедь» 1 88.54kb.
Скрябина Т. Л 1 24.54kb.
Повесть о настоящем журналисте 1 38.59kb.
Артиллерийский разведчик 1 37.16kb.
Бомбардировщик ту-160 :: tu160 Blackjack :: Справочная информация 10 1829.43kb.
Арсений Васильевич Ворожейкин Рассвет над Киевом 9 2502.6kb.
Лихолетье (отрывок из документальной повести) Море велико – не высохнет 1 354.31kb.
В. И. Богилло1, Р. Борхерс 1 440.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 - страница №1/1




Фронтовой бомбардировщик Су-24

К концу 50-х годов основу советской фронтовой ударной авиации составлялиустаревшие бомбардировщики Ил-28, постепенно заменяемые самолетами Як-28 иСу-7Б. Однако в начале 60-х годов существенно меняется доктрина примененияфронтовой ударной авиации. Под изменившиеся требования американская фирмаGeneral Dynamics разрабатывает истребитель-бомбардировщик нового поколения- F-111. В Советском Союзе к проектированию ударных самолетов приступаетконструкторское бюро П.0.Сухого. Работы в КБ разворачиваются одновременнопо двум направлениям: модернизация истребителя-бомбардировщика Су-7Б(работы велись под шифром С-22И, позднее - С-32 и завершились созданиемистребителя-бомбардировщика Су-17) и создание принципиально новогофронтового бомбардировщика.К концу 50-х годов основу советской фронтовой ударной авиации составлялиустаревшие бомбардировщики Ил-28, постепенно заменяемые самолетами Як-28 иСу-7Б. Однако в начале 60-х годов существенно меняется доктрина примененияфронтовой ударной авиации. Под изменившиеся требования американская фирмаGeneral Dynamics разрабатывает истребитель-бомбардировщик нового поколения- F-111. В Советском Союзе к проектированию ударных самолетов приступаетконструкторское бюро П.0.Сухого. Работы в КБ разворачиваются одновременнопо двум направлениям: модернизация истребителя-бомбардировщика Су-7Б(работы велись под шифром С-22И, позднее - С-32 и завершились созданиемистребителя-бомбардировщика Су-17) и создание принципиально новогофронтового бомбардировщика.Проектирование нового бомбардировщика фирма Сухого начала в инициативномпорядке. В процессе разработки дважды кардинально менялся облик самолета.По первоначальному проекту, получившему обозначение С-6, самолет имелнеподвижное стреловидное крыло. Силовая установка - два ТРД Р-21Ф-300 сфорсажной тягой по 7200 кгс. (Р-21Ф-300 разработан под руководствомН.Мецхваришвили и в 1962 г. проходил летные испытания на опытномистребителе Е-8 - модификации МиГ-21ПФ.) Кроме того, для улучшения взлетныххарактеристик планировалось использовать пороховые стартовые ускорители.Экипаж самолета (летчик и штурман-оператор) располагался в кабине тандемом.Бомбардировщик был оснащен пятью точками подвески вооружения: однойподфюзеляжной и четырьмя крыльевыми. Для увеличения продолжительностиполета могли использоваться три ПТБ. На самолете предполагалось установитьспециально для него разрабатываемую прицельно-навигационную систему <Пума>.Расчетная максимальная скорость полёта С-6 у земли - 1400 км/ч, на большойвысоте - до 2500 км/ч. Расчетная взлетная масса - 20000 кг, масса боевойнагрузки - 3000 кг.Несмотря на то, что советское правительство в то время достаточно хорошофинансировало авиационные КБ, <выбить> деньги на проектирование самолета винициативном порядке было не просто. Поэтому руководство ОКБ пошло нахитрость: некоторое время С-6 в исходящей документации имел шифр Т-58М. Втот период фирма работала над двухдвигательным перехватчиком Т-58 (прототипСу-15). Машина получалась удачной, и тема хорошо финансироваласьправительством. Представив новый фронтовой бомбардировщик как глубокуюмодификацию перехватчика, ОКБ сумело получить необходимые средства дляпродолжения проектирования. Однако работы по теме С-6 впоследствии былипрекращены - после успешных испытаний летающей лаборатории Т-58ВД былопринято решение о разработке под индексом Т-6 ударного самолетаукороченного взлета и посадки.Проектирование Т-6 началось в 1965 г. Компоновка первого вариантабомбардировщика Т-6 во многом повторяла Т-58ВД - треугольное крыло малогоудлинения, комбинированная силовая установка: два маршевых двигателя в ХЧФплюс подъемные двигатели в районе центра масс самолета.Первую опытную машину, получившую обозначение Т-6-1, построили к лету 1967года. В силовой установке самолета использовали два новых маршевыхдвигателя Р-27Ф2-300 (создан в ОКБ С.К.Туманского для МиГ-23 иустанавливался на его первых серийных образцах) с форсажной тягой по 7800кг и четыре подъемных двигателя РД-36-35 тягой по 2350 кг. Подъемныедвигатели устанавливались в фюзеляже с наклоном вперед, попарно по обестороны силового шпангоута крепления основных опор шасси. В ХЧФ междуотсеками маршевых двигателей крепился контейнер тормозного парашюта, а побокам сопел - тормозные щитки. Для Т-6 была спроектирована новая кабинаэкипажа, в которой летчик и штурман-оператор располагались рядом (по типукабины F-111).Самолет, скомпонованный по схеме высокоплана, имел треугольное крыло сизломом по передней кромке, как на перехватчиках Су-15 одиннадцатой и болеепоздних серий. Установленный по оси фюзеляжа стабилизатор выполненцельноповоротным с независимым приводом каждой консоли. На Т-6-1 впервыеприменен киль нетрадиционной для ОКБ Сухого формы - с большим удлинением исужением. Шасси выполнено по трехопорной схеме с носовой управляемойстойкой. Все стойки шасси монтировались на фюзеляже и имели спаренныеколеса, что позволяло эксплуатировать самолет с грунтовых ВПП.Бомбардировщик имел шесть узлов подвески вооружения: два подфюзеляжных ичетыре крыльевых. Взлетный вес самолета - 26100 кг.2 июля 1967 г. шеф-пилот ОКБ В.С.Ильюшин впервые поднял в воздух новыйопытный бомбардировщик. Т-6-1 планировалось показать на авиационномпразднике в Домодедово, но по причине недостаточной облетанности машины,вместо нее продемонстрировали летающую лабораторию Т-58ВД. В течение 1967-68 гг. летчик-испытатель Е.С.Соловьев, ранее много летавший на Т-58ВД,проводил всесторонние испытания нового самолёта.В процессе испытаний Т-6-1 в 1968 г. двигатели Р-27Ф2-300 были заменены наболее мощные, разработанные в ОКБ А.М.Люльки двигатели АЛ-21Ф с форсажнойтягой по 11200 кг. Под эти двигатели доработали ХЧФ: изменили ееконструкцию и внешние обводы. С новой силовой установкой предполагалосьзначительно повысить летно-тактические характеристики бомбардировщика. Дляулучшения путевой устойчивости законцовки крыла отогнули вниз и установилиподфюзеляжные аэродинамические гребни. Тормозные щитки были демонтированы.По требованию разработчиков радиолокационной станции изменили формуносового радиопрозрачного обтекателя - он стал более коротким (при этомскоростные характеристики машины не ухудшились).Однако, в связи с изменением требований ВВС к фронтовому бомбардировщику,работы по Т-6-1 вскоре были прекращены и ОКБ сконцентрировало усилия наразработке бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности. Странетребовался самолет, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов впростых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе намалых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режимеручного и автоматического управления, со специальной аппаратурой,позволяющей ему производить полет с сгибанием рельефа местности на высоте200 метров со скоростью 1320 км/ч. Т-6-1 в дальнейшем использовали каклетающую лабораторию для отработки систем и оборудования проектируемогобомбардировщика (до 1974 г. на нем было совершено более 320 полетов). Внастоящее время самолет экспонируется в музее ВВС в Монино. Разработка бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии велась в КБ с1966 г. вначале под тем же шифром Т-6, а в дальнейшем - Т-6-2И (2-йэкземпляр Т-6 с изменяемой стреловидностью крыла). На первом этапе проектирования и эта машина рассматривалась скомбинированной силовой установкой. Вскоре, однако, от подъемных двигателейотказались. В освободившемся внутрифюзеляжном объеме вначале планировалосьорганизовать отсек вооружения, но эта идея развития не получила, т.к.внутренняя подвеска существенно ограничивает ассортимент применяемогооружия. Окончательно было решено вооружение размещать только на внешнихподвесках, а в фюзеляже установить дополнительные топливные баки. Применение крыла изменяемой стреловидности обеспечило самолету хорошиехарактеристики в широком диапазоне высот и скоростей полета. В качествебазовых были определены углы стреловидности крыла в 16њ, 35њ, 45њ и 69њ,как оптимальные, соответственно, для взлета и посадки, крейсерского полета,режимов маневрирования и полетов на больших скоростях. Первый полет Т-6-2И состоялся 17 января 1970 г., его поднял в воздухВ.С.Ильюшин. Испытания этого самолета продолжались 6 лет, но решение озапуске нового бомбардировщика в серию под индексом Су-24 было принято напервом году испытаний, когда стали очевидными его преимущества перед Т-6-1.В конце 1970 г. взлетел третий опытный прототип Т-6-3И, а летом 1971 г. - Т-6-4И. В декабре 1971 г. с аэродрома Новосибирского авиационного заводаподнялся в воздух первый серийный Су-24 (седьмой прототип). В следующемгоду завод развернул крупномасштабное производство нового бомбардировщика.В течение нескольких лет первые серийные машины проходили войсковыеиспытания. С 1973 г. началась эксплуатация Су-24 в строевых частях, а в1975 г. самолет был принят на вооружение советских ВВС. Выпуск продолжалсядо 1993 г., было построено около 1200 Су-24 различных модификаций. В начале 1974 г. председатель комитета начальников штабов вооруженныхсил США адмирал Томас Мурер сделал сенсационное заявление о появлении вСССР ударного самолета нового поколения, класса F-111, который экспертыНАТО идентифицировали как Су-19. (Самолет под индексом Су-19 действительноразрабатывался в ОКБ П.0.Сухого, однако работы по нему были прекращены настадии проекта.) Таким образом мир узнал, правда, с четырехлетнимопозданием, о новом советском фронтовом бомбардировщике.В процессе производства в конструкцию Су-24 вносились изменения. Дажепервые серийные машины отличались от Т-6-2И, в частности, крылом,увеличенным по размаху и площади. В дальнейшем по результатам испытанийизменили форму ХЧФ. Контейнер тормозного парашюта перенесли в основаниекиля. Увеличили законцовку киля с целью размещения антенн дополнительногорадиоэлектронного оборудования. Уменьшили секционирование закрылков, чтоупростило конструкцию и снизило вес консолей крыла. Были проведены и другиедоработки.Первоначально серийные Су-24, аналогично опытным машинам, имели шесть точекподвески вооружения. Вес боевой нагрузки был ограничен 7000 кг. В процессепроизводства на одном из самолетов установили седьмую, а впоследствии ивосьмую точки подвески вооружения. Оба дополнительных держателя крепилисьпод фюзеляжем друг за другом по оси симметрии самолета. После успешныхиспытаний этой машины серийные Су-24 стали выпускаться с восемью точкамиподвески вооружения. Вес боевой нагрузки возрос до 8000 кг.По мере серийного производства новые бомбардировщики поступали прежде всегов полки, дислоцирующиеся вдоль западной границы СССР на территорииПрибалтики и Украины. Авиабаза в Черняховске (Калининградская область)одной из первых приняла серийные Су-24. С этого аэродрома бомбардировщикиможно было быстро перебазировать в ГДР, Польшу, Чехословакию и реальноугрожать военным объектам НАТО в любой точке Европы. Позднее Су-24поступили в группу советских войск в Германии, в Северную (Польша) и Южную(Венгрия) группы советских войск.По информации из разных источников некоторое количество Су-24 имеют у себяБеларусь, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. На Украине, согласнооценкам западных экспертов, на 1.01.1992 г. насчитывалось около 270 и всоставе ВВС России на начало 1993 года находилось 540 самолётов Су-24разных модификаций.Сегодня, основной тактический бомбардировщик ВВС России Су-24 по-прежнему встрою, но на смену ему идет самолет нового поколения - Су-34.Кодовое обозначение НАТО - Fencer-а(Фехтовальщик).МодификацииПрототип Т-6-8МСу-24М. Параллельно с совершенствованием серийных машин ОКБ велопроектирование новой модификации бомбардировщика Т-6М. В качестве прототипавыбрали восьмой опытный экземпляр самолета, который после доработок сталименоваться Т-6-8М. Доработки связаны были прежде всего с установкойусовершенствованной прицельно-навигационной системы ПНС-24М. Для размещения нового оборудования НЧФудлинили на 750 мм за счет вставки между кабиной экипажа и носовымрадиопрозрачным обтекателем. На гаргроте фюзеляжа в полусферическомобтекателе установили всеракурсный теплопеленгатор БКО (взаментеплопеленгатора, размещавшегося ранее перед лобовым стеклом фонарякабины). Передние антенны станции предупреждения расположили в небольшихпрямоугольных наплывах, плавно переходящих в центроплан, а не в отдельныхрадиопрозрачных треугольных обтекателях, как на предыдущих машинах. ОпытныйТ-6-8М имел еще ряд отличий от Су-24 последних серий. Первый полетмодернизированного бомбардировщика состоялся 24 июля 1977 г. Еще доокончания летных испытаний было принято решение о его серийном производствепод обозначением Су-24М. Самолет Су-24МПроизводство Су-24М началось в 1978 г. Серийные машины отличались от Т-6-8М. Так, ПВД, имевший ранее необычную F-образную форму (за что в советскихВВС был прозван <гусем>), заменили на ПВД обычного типа (в виде штанги). Отопробованных на прототипе наплывов в корне центроплана отказались. Антенныстанции предупреждения, как и ранее, расположили в радиопрозрачныхобтекателях треугольной формы. В процессе производства на верхнейповерхности центроплана появились аэродинамические гребни, совпадающие спилонами подвески вооружения. Вначале гребни имели скругленные углы ивыполняли только функции аэродинамических перегородок, но по опыту ведениявойны в Афганистане их модифицировали: гребням придали прямоугольную форму,в них смонтировали устройства для отстрела ИК-ловушек, защищающих самолетот ракет с ТГС. Однако на предназначенных для советских ВВС Су-24М позднихсерий аэродинамические гребни отсутствуют, сохранившись лишь на экспортномварианте самолета.Установка на бомбардировщике прицельно-навигационной системы ПНС-24Мсущественно повысила его боевые возможности. Эта система в сочетании слазерно-телевизионной прицельной станцией <Кайра-24> (различные модели этойстанции устанавливались и на других фронтовых бомбардировщиках - МиГ-23БК,МиГ-27К) обеспечила возможность применения нового оружия - управляемыхракет с лазерными и телевизионными головками самонаведения. Изменилосьрадиосвязное и радионавигационное оборудование самолета. В кабине экипажаустановлены индикаторы нового типа.Значительно повысило боевые возможности бомбардировщика и оснащение егосистемой дозаправки топливом в полете. Заправка Су-24М в полете можетпроизводиться не только от специализированного заправщика Ил-78, но и отаналогичного Су-24М, оснащенного подфюзеляжным УПАЗ УПАЗ-А (в настоящеевремя система применяется и при дозаправке в воздухе истребителей Су-27).Кодовое обозначение НАТО - Fencer-D. Су-24МР. В 1978 г. ОКБ приступило к модификации Су-24М вспециализированный тактический разведчик Су-24МР. Первые прототипыразведчика были построены на базе бомбардировщиков Т-6М-26 и Т-6М-34 (последоработок - Т-6МР-26 и Т-6МР-34) и переданы на испытания в 1980 г. Всентябре состоялся первый полет разведчика Т-6МР-26.Су-24МР предназначен для выполнения разведки в интересах командованиясухопутных войск и фронтовой авиации, а на приморских направлениях - военно-морского флота. Самолет обеспечивает комплексную воздушную разведку днем иночью в различных погодных условиях на глубину до 400 км от линии фронтапри сильном противодействии средств ПВО противника. Оснащен бортовымкомплексом разведки БКР-1, обеспечивающим высокую вероятность обнаружения ираспознавания военных объектов, в том числе замаскированных и ложных. Всостав комплекса входят средства радиолокационной, инфракрасной,телевизионной, лазерной, радиотехнической и радиационной разведки,фотоаппаратура для панорамной и перспективной сьемки. Управление этимисредствами может осуществляться автоматически или вручную. Су-24МР не имеетаналогов среди зарубежных тактических разведчиков по комплексностиполучаемой разведывательной информации. Например, в ВВС США самолет RF-4C,составляющий основу тактической разведывательной авиации, не оснащенсредствами лазерной и радиационной разведки.В носовой части самолета под радиопрозрачным обтекателем смонтирована РЛСбокового обзора <Штык>. На нижней поверхности фюзеляжа имеются окна дляпанорамного АФА АП-402М (в носовой части), перспективного АФА А-100 (закабиной экипажа) и ИК-системы (в центральной части фюзеляжа). Установленряд дополнительных антенн спецоборудования.Аппаратуру лазерной, радиотехнической и радиационной разведки Су-24МР несетв подвесных контейнерах. В зависимости от полетного задания под фюзеляжемможет устанавливаться контейнер с лазерной разведаппаратурой <Шпиль-2М> иликонтейнер с аппаратурой радиотехнической разведки <Тангаж>, под правойконсолью крыла - малогабаритный контейнер с аппаратурой радиационнойразведки <Эфир-1М>. При этом на пилоне под левой консолью крепятся дверакеты ближнего воздушного боя с ИК ГСН Р-60 или Р-60М. Обработка и анализразведывательной информации на борту Су-24МР не осуществляется. Проявленныйфотоматериал сбрасывается с самолета, прочие разведданные оперативнопередаются на наземный дешифровочный комплекс по широкополосному иузкополосному радиоканалам.В связи с установкой разнообразных разведывательных систем демонтировалиаппаратуру управления вооружением, поэтому роль ударного самолета Су-24МРвыполнять не может. Внешняя подвеска разведывательной аппаратуры ограничилаи максимальную скорость полета до 1200 км/ч (на высоте 200 м). Самолетзаменил в войсках тактические разведчики Ил-28Р, Як-27Р, Як-28Р и МиГ-21Р.В настоящее время Су-24МР, наряду с различными модификациями МиГ-25РР,является основным тактическим разведчиком российских ВВС. Кодовоеобозначение НАТО - Fencer-E.Самолет Су-24МПСу-24МП. На базе Су-24М в 1976 г. началось проектированиеспециализированной модификации самолета - Су-24МП (постановщик помех). Вкачестве прототипов использовались Т-6М-25 и Т-6М-35, которые последоработок стали именоваться Т-6МП-25 и Т-6МП-35. Первый полет этоймодификации самолета состоялся в декабре 1979 г. Новый постановщик помехзаменил в войсках Як-28ПП, по сравнению с которым Су-24МП имеет не толькоболее высокие ЛТХ, но и значительно большие возможности по подавлениюэлектронных средств противника.Су-24МП внешне отличается от исходного бомбардировщика наличием небольшогообтекателя под носовой радиопрозрачной частью фюзеляжа. Станция, создающаяактивные помехи радиолокационным средствам противника, располагается вподвесном контейнере под фюзеляжем.Постановщик помех не предназначен для действий по наземным целям.Вооружение самолета состоит из встроенной шестиствольной пушки и 2-4самонаводящихся ракет воздушного боя типа Р-60 или Р-60М.По данным Russian Aviation Gallery построено всего 12 самолетов Су-24МП.Кодовое обозначение НАТО - Fencer-F.Самолет Су-24МКСу-24МК. Долгое время Су-24/24М поставлялся исключительно в советские ВВС.Однако в конце 80-х годов бомбардировщик поступил в дружественныеСоветскому Союзу арабские страны. Экспортный вариант самолета Су-24МК(коммерческий) отличается от Су-24М только аппаратурой государственногоопознавания, его ЛТХ полностью соответствуют характеристикам Су-24М. Первыйполет экспортной модификации бомбардировщика состоялся в 1987 г., а первыйсерийный образец выпущен в 1988 г.По сообщениям западной печати, около 20 самолетов Су-24МК поставлены вСирию, 15 - в Ливию, 24 - в Ирак. Основные тактико-технические характеристики|Характеристики |Су-24 |Су-24М || Размах крыльев, м* |10,366 / 17,638 || Длина фюзеляжа, м |22,67 |24,53 || Высота на стоянке, м |5,92 |6,193 || Площадь крыла, кв.м* |51,024 / 55,168 || Тип двигателя |АЛ-21Ф3 || Тяга двигателя на форсаже, |2 х 11200 ||кгс | || Масса пустого самолета, кг |21150 |22300 || Масса нормальная взлетная, |34830 |35970 ||кг | | || Масса перегрузочная |37900 |39570 ||взлетная, кг | | || Максимальная скорость, км/ч |2120 || Крейсерская скорость, км/ч |N/а || Практический потолок, м |17000 || Радиус действия, км** |600 / N/а |560 / 1250 || Разбег, м |N/а |900 || Пробег, м*** |N/а |850 / 1300 || N/а- нет данных || * Минимальный / максимальный || ** Без/с ПТБ || *** Без/с тормозным парашютом |Вооружение: встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм(боезапас 500 снарядов); на 8-ми точках подвески: управляемое икорректируемое вооружение класса <воздух-поверхность> (ракеты Х-23, Х-23М,Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбыКАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л); неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500,НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ); управляемоеракетное вооружение класса <воздух-воздух> (до 4 на Су-24/24М и до 2 на Су-24МР/МП ракет Р-60 или Р-60М). В семи точках могут подвешиватьсяконтейнерные системы типа КМГУ, в 3-х - подвесные пушечные установки СППУ-6с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 или 9А-768 калибра 23 мм сбоекомплектом 400 снарядов в каждой. Максимальная масса боевой нагрузкисамолета - 8000 кг.Экипаж: 2 чел.: летчик и штурмана-оператор. [pic] Работу выполнил ученик 10”В”класса Могилёвского областного лицея №5 (г.Быхов) Коннов Кирилл 2004г.




Не спеши обращать грешников прежде, чем они согрешат. Веслав Брудзиньский
ещё >>