Формирование здорового образа жизни студентов средствами оздоровительного бега - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Формирование здорового образа жизни в школе и в семье» 1 118.29kb.
Положение об общественном посте формирования здорового образа жизни... 1 66.03kb.
Урок по теме гимнастика «Формирование осанки» Приложение Контрольные... 2 467.67kb.
Три кита здорового образа жизни 1 19.45kb.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием моу... 1 125.87kb.
Классный час: «Движение это жизнь» 1 215.1kb.
Классный час по теме: «Здоровый образ жизни и основные его составляющие» 1 81.64kb.
Информация о проводимой работе по формированию навыков здорового... 1 35.2kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Г. 1 215.16kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 93.95kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 87.73kb.
Тематическое планирование 8 класс № п/п Раздел программы. Тема урока... 5 722.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование здорового образа жизни студентов средствами оздоровительного бега - страница №1/1

Н.А.Усцелемова

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск


Формирование здорового образа жизни студентов средствами оздоровительного бега.

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Состояние здоровья молодежи – важнейший показатель благополучия общества и государства, здорового потенциала нации. Поэтому укрепление здоровья студентов, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний в молодежной среде, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач реализуемого Правительством РФ национального проекта «Здоровье». Необходимо формирование у подрастающего поколения мотивации для ведения здорового образа жизни, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения[1].

В «Большой советской энциклопедии» здоровье определяется как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [2].

В XX веке на здоровье человека стали влиять как положительные, так и отрицательные факторы. С одной стороны, научно-технических прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования позволили бороться с рядом болезней, ранее считавшимися неизлечимыми, и предупреждать их; с другой стороны, изменился образ жизни человека, что создало новые угрозы для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это, главным образом, сердечно-сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммуннодефицитные заболевания. Сейчас сердечно-сосудистыми заболеваниями страдает почти четверть населения планеты; смертность от них составляет почти 50 % всех случаев (Р. Г. Оганов, Ю. П. Лисицын и др.). Увеличивается смертность среди мужчин трудоспособного возраста, на долю инфарктов миокарда у лиц сравнительно молодого возраста приходится уже более 10 % случаев. Значительно раньше стали появляться и атеросклеротические изменения сосудов; по данным известного кардиолога Е. И. Чазова, такие изменения в аорте и коронарных сосудах сердца обнаруживаются даже в возрасте 10–15 лет. Увеличилось количество физиологически незрелых новорожденных, детей с наследственными заболеваниями, умственными и физическими дефектами.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделены факторы риска, т. е. причины развития различных заболеваний: высокий темп современной жизни; нервное перенапряжение и стрессы; избыточное несбалансированное питание и связанное с этим ожирение; загрязнение воздушной и водной сред; пагубные привычки (алкоголизм, курение, наркомания); появление новых болезнетворных факторов (радиация, промышленные и транспортные отходы, заражение продуктов питания); новые возбудители болезней; снижение двигательной активности человека.

Примерно половина факторов (50–55 %), определяющих состояние здоровья современного человека, относится к образу жизни. К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

- экология (влияние внешней среды) – 20–25 %;

- наследственность – 20 %;

- здравоохранение – 10 % [4].

Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность учащейся молодежи - явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры и медицины, педагогов и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности юношей и девушек и найти надежные методы формирования здорового образа жизни.

Одним из путей разрешения выше названной проблемы является поиск рациональных подходов к формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Для гармоничного развития физических качеств студентов, оздоровления студентов на занятиях по физической культуре целесообразно применять бег, как одно из средств легкой атлетики, включенной в учебную рабочую программу по физической культуре для высших учебных заведений. Из всего разнообразия легкой атлетики (бег, прыжки, метания) на занятиях предпочтение отдается преимущественно бегу, виду, с которым связывается наибольший оздоровительный эффект, который наиболее доступен широкой массе студентов.

Легкая атлетика - один из древнейших видов спорта. Так, еще за много веков до нашей эры некоторые народы Азии и Африки устраивали легкоатлетические соревнования. Но подлинный расцвет этого вида спорта наступил в Древней Греции. Ходьба, бег, прыжки и метания появились вместе с человеком. Естественно, что многие народы еще до нашей эры устраивали соревнования в беге, прыжках и метаниях. Подлинный расцвет виды легкой атлетики получили с возобновлением олимпийских игр. На I Олимпийских играх современности (1896 г., Афины) в программу игр было включено 12 видов легкой атлетики.

Начало развития легкой атлетики в России связано с организацией в 1888 г. спортивного кружка в поселке Тярлево около Санкт-Петербурга. Организатором кружка был П.П. Москвин. Членами кружка была в основном учащаяся молодежь, проводившая в Тярлево летние каникулы. Этот спортивный кружок сыграл большую роль в развитии легкой атлетики. Его участники первыми в России начали систематически заниматься бегом, а затем прыжками и метаниями. В 90-х годах XIX в. кружок провел ряд крупных для того времени соревнований. Развитию легкой атлетики в значительной мере способствовало введение в 1931 г. Всесоюзного комплекса ГТО, в котором из всех видов спорта наиболее широко была представлена легкая атлетика. Введение комплекса ГТО способствовало значительному улучшению спортивной работы, росту массовости. Легкой атлетикой стали заниматься миллионы людей, которые готовились сдать нормы комплекса ГТО. Во время подготовки и в процессе сдачи норм выявилось много одаренных спортсменов, которые впоследствии, систематически занимаясь в легкоатлетических секциях, стали всенародно известными. Например, братья Серафим и Георгий Знаменские [5].



Бег - занимает центральное место в легкой атлетике. Это обусловлено разнообразием форм спортивного бега и тем, что бег входит составной частью в другие виды легкоатлетических упражнений. Только в беговых олимпийских видах разыгрывалось 25 комплектов медалей. С помощью бега развиваются и совершенствуются необходимые для человека физические качества: быстрота, выносливость, сила, ловкость; воспитывается трудолюбие, смелость, сила воли. Во время бега в работу включаются почти все мышечные группы тела, значительно усиливается деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ. Длительный бег в равномерном и умеренном темпе стимулирует деятельность сердечнососудистой системы. Во время бега потребление кислорода увеличивается в несколько раз против обычного уровня. Чтобы обеспечить такой уровень потребления кислорода, сердце во время бега перегоняет кровь в объеме, в несколько раз превышающем объем в спокойном состоянии. Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных конфигураций, связанных с возрастом и гиподинамией. Ограничение притока суставной воды (лимфы) при гиподинамии приводит к нарушению питания хрящей и потере эластичности связок, понижению амортизационных параметров суставов и развитию артрозов. Оздоровительный бег увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является наилучшей профилактикой артроза и радикулита. Положительное влияние бега на функцию суставов может быть лишь при условии использования адекватных (не превышающих способности двигательного аппарата) нагрузок, постепенного их роста в процессе занятий. Бег как средство тренировки - универсален, так как, изменяя длину дистанции или скорость бега, можно легко дозировать нагрузку, влиять на развитие скорости, скоростной или специальной выносливости, развивать общую выносливость. Бег является прекрасным и доступным средством оздоровления населения.

Сегодня оздоровительный бег в нашей стране добился огромной популярности и стал привлекательным средством физического воспитания молодёжи благодаря своей эффективности, общедоступности, естественности. Бег - одно из наиболее изученных физических упражнений. Усилиями российских, скандинавских, германских, американских, итальянских и специалистов из других стран легкоатлетический бег во всем диапазоне скоростей от 2 до 11 м/с изучен достаточно полно с физиологических, биохимических и педагогических позиций. В оздоровительных целях в основном используется медленный бег в диапазоне скоростей от 1,5 до 4 м/с, то есть 1 км. пробегается за 4 мин. 10 с - 11мин. Главной целью занятий оздоровительным бегом является улучшение физического состояния человека и, следовательно, повышение его работоспособности.

Частные задачи оздоровительной физической тренировки:


  1. улучшение функционального состояния и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы;

  2. улучшение деятельности и профилактика заболеваний дыхательной системы;

  3. улучшение показателей общей физической работоспособности;

  4. укрепление опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;

  5. регуляция обменных процессов;

  6. повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды, укрепление иммунитета.

Частные задачи оздоровительной физической тренировки (развитие силы, гибкости, координации) могут быть решены включением в занятие таких средств тренировки, как гимнастические и силовые упражнения, спортивные игры, упражнения на тренажерах и пр. Рациональное соотношение тренировочных средств определяется уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья занимающихся, полом, возрастом и т. д.

Самое главное заключается в том, чтобы начинающий бегун воспринял идею, что бег — это не только необходимое подспорье в борьбе за свое здоровье, но и достаточно простое средство, чтобы не создавать из занятий им неразрешимой проблемы. «Если вы ежедневно бегаете трусцой полчаса, непрерывное давление, оказываемое на сосудистую систему, дает ей эластичность, увеличивает ее объем в нормальном суженном состоянии и тем самым позволяет пропустить большее количество крови с большей легкостью. Другими словами, ежедневный медленный бег — простая, но полезная вещь, помогающая вашему организму освободиться от нежелательных холестерина и атеромы. Наиболее важной для физической деятельности и здоровья является сердечно-респираторная система. Занимаясь бегом трусцой, вы стимулируете систему кровообращения эффективнее, чем упражнениями в гимнастическом зале. Бегун не только интенсивно нагружает сердечно-респираторную систему, но и обеспечивает подвижность в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах, в пояснице, плечах, шее, локтях и запястьях путем полных и постоянных движений каждой части тела [3].

Наиболее перспективное направление в совершенствовании организации физического воспитания - свобода выбора занимающимися форм занятий различными видами спорта или системами физических упражнений для спортивного совершенствования. Такой подход требует активного совершенствования научно-методических основ физического воспитания студентов. В ближайшее время предстоит задача приспособить структурную организацию физического воспитания молодежи к сложившимся условиям, запросам студентов и традициям массово-оздоровительной и спортивной работы в условиях вуза.

Можно с уверенностью говорить о доступности этого вида всем любителям бега, о его популярности в нашей стране и в связи с этим о формировании здорового образа жизни через доступность оздоровительного бега. Повышение мотивации к здоровому образу жизни через привлечение к занятиям оздоровительным бегом позволяет внести в жизнь кафедры физического воспитания определенные коррективы, пополняет опыт проведения спортивных соревнований, поднимает культурно-спортивную жизнь университета на более высокий качественный уровень.



Литература:


  1. Борзова О.Г. Законодательные аспекты формирования здорового образа жизни: Рекомендации Комитета государственной думы по охране здоровья: http://www.ohrana-zdorovja.ru/slushanie-2008-10-16r.html

  2. Большая советская энциклопедия: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/.

  3. Гилмор Г. Бег ради жизни. Изд. 3-е (пер. с англ.), М., Физкультура и спорт, 1973.

  4. Физкультурно-оздоровительные технологии : курс лекций / сост. И. А. Ивко. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2009.

  5. Энциклопедия для детей, Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68

В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.




Вы выиграли выборы, а я — подсчет голосов. Анастасио Сомоса (младший),
ещё >>