Формирование национально-культурной идентичности в поликультурном регионе средствами социально-культурной деятельности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Преодоление правового нигилизма в молодёжной среде средствами социально-культурной... 1 98.32kb.
Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной... 4 802.47kb.
Направление подготовки «Социально- культурная деятельность» Профиль... 1 38.65kb.
Новый состав совета федеральной национально-культурной автономии... 1 39.09kb.
Характеристика музей как социально-культурной деятельности 3 1 285.17kb.
Образ семьи в кинематографе Центральной Азии в контексте формирования... 3 554.16kb.
Формирование «эффективной личности» арт-менеджера как одна из основных... 1 137.16kb.
Кафедра социально – культурной деятельности 14 1351.76kb.
Закон от 17 июня 1996 года №74-фз «О национально-культурной автономии» 1 180.99kb.
Общие вопросы культурной жизни 4 1060.19kb.
Общие вопросы культурной жизни 5 1183kb.
Николай Дицман: Добрый день. Приятно всех видеть на нашей конференции. 1 200.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование национально-культурной идентичности в поликультурном регионе средствами - страница №1/3



На правах рукописи

ГУЛЬНЕВА–ЛУГОВСКАЯ Нина Ивановна

Формирование национально–культурной идентичности в поликультурном регионе средствами социально–культурной деятельности

(на материале Российского эксклава на Балтике)


Специальность 13.00.05. «Теория, методика и организация социально–культурной деятельности»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Санкт–Петербург – 2012

Работа выполнена на кафедре социально-культурных технологий Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов



Научный руководитель:


Ивлиева Ирина Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств







Официальные оппоненты:


Котков Вячеслав Михайлович доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи
Шахов Вячеслав Александрович,

кандидат культурологии, доцент,

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и туристских коммуникаций Калининградского института туризма – филиала РМАТ, заслуженный работник культуры РФ











Ведущая организация:


Московский государственный университет культуры и искусств




Защита состоится 19 декабря 2012 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.01 при Санкт–Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт–Петербург, ул. Фучика, д. 15.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Д.А. Гранина Санкт–Петербургского университета профсоюзов по адресу: 192238, Санкт–Петербург, ул. Фучика, д. 15.

Автореферат разослан 16 ноября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.В.Шубина


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Мобильность и изменчивость современного мира, характеризующегося с одной стороны процессами политической, экономической и культурной интеграции, с другой – распадом государств повлекли за собой рост межэтнических конфликтов и выдвинули проблемы национально–культурной идентичности и межнациональной толерантности на первый план. Глобализация культурного пространства, происходящая на фоне межкультурной интеграции, сопровождается размыванием культурных миров, нивелированием национальной самобытности сообществ, утратой этнокультурного многоголосия, являющегося во все времена гарантом выживания цивилизации. «Унифицирование» духовного развития человечества чревато стиранием этнических стереотипов, норм и правил, разрушением традиционного образа жизни, выработанного этносами в течение их исторической практики, что может привести к его духовно–нравственной деградации. Разрушение той микросреды, в которой ребенок рождается, социализируется, формируется как личность и становится полноправным членом общества, повлечет за собой появление «Иванов» родства не помнящих», воспитанием негуманных «существ», а, как известно «негуманное общество не предсказуемо и не жизнеспособно» (А.Швейцер). Отсюда следует, что процесс становления и сохранения этнокультурной идентичности выступает основой стабильности и поступательного развития отдельного государства и мирового социума в целом.

Наибольшую остроту эти проблемы приобретают на территории особого субъекта Российской Федерации – Калининградской области. Образованная в 1945 году на основании решения Потсдамской конференции по итогам второй Мировой войны, она была заселена мигрантами из разных регионов России, Белоруссии, Украины. Пассионарность переселенцев первой и второй волны позволила в относительно короткие сроки восстановить экономику края и обустроить быт. Социокультурные же процессы до середины 60–х годов носили латентный характер, что было обусловлено состоянием временности людей, приехавших обживать край, враждебным отношением к чужому этнокультурному пространству и отсутствием четкой государственной политики этнокультурного развития новой области. В образовательном процессе учебных заведений вопрос национальной идентичности не имел должного звучания, деятельность учреждений культуры была обезличена. Отсюда в самовосприятии граждан области образовалась некая этнокультурная лакуна. Чтобы закрепиться на этой территории, необходимо было нарабатывать общие нормы и правила жизнедеятельности, сохраняя при этом этнические идеалы и ценности. Становление национально–культурной идентичности калининградцев происходило на основе взаимодействия культур Востока и Запада, объединяющих в своем историческом развитии прусский, орденско–немецкий и советско–российский периоды. К концу 70–х годов Калининградская область являла собой все признаки единой социальной общности, проявляющиеся в сохранении национальной идентичности и наличии общих культурных стандартов, в межнациональной толерантности.

Статус эксклавного положения Калининградской области вновь обнажил проблему национально–культурной идентичности. Сложившаяся в настоящее время социокультурная ситуация в регионе характеризуется снижением интереса к отечественным духовным ценностям; размыванием культурной идентичности ее жителей, особенно подрастающего поколения; отсутствием системы преемственности национально–культурных традиций; экспансией западноевропейской культуры, стремящейся утвердить здесь свои идеалы и ценности.

Основная роль в становлении национально–культурной идентичности у подрастающего поколения принадлежит социальным институтам: семье, учреждениям образования и культуры, национально–культурным обществам и автономиям, СМИ и др. Анализ деятельности этих институтов по формированию идентичности показал ее ограниченность рамками утвердившихся стандартов и требований, не учитывающих специфики региона; неэффективность используемых педагогических моделей формирования идентичности и технологий их реализации; недостаточный уровень этнокультурных знаний специалистов. Ситуация осложняется отсутствием региональной программы этнокультурного развития области как стратегии взаимодействия социальных институтов по удовлетворению национально–культурных интересов и запросов, как общества, так и отдельной личности, обеспечению преемственности национальных традиций как конституирующего фактора социального развития и духовно–нравственной основы становления личности.

Необоснованное использование потенциала социально–культурной деятельности, особенно ее информационно–просветительских ресурсов, в формировании национально–культурной идентичности может привести к этнокультурной дезинформации, нарушению логики этнокультурного ориентирования жителей, что в условиях эксклава крайне опасно. Отсюда следует, что формирование национально–культурной идентичности в Калининградском эксклаве имеет стратегическое значение и является важной государственной задачей.

Таким образом, проблема исследования обусловлена наличием противоречий: между актуальностью проблемы формирования национально–культурной идентичности и уровнем ее теоретико–методологического осмысления в системе педагогического знания; между необходимостью формирования национально–культурной идентичности в поликультурном пространстве региона как залога его социальной устойчивости, стабильности и дальнейшего успешного развития и отсутствием педагогической системы формирования идентичности с учетом специфики региональной культуры; между педагогическим потенциалом социально–культурной деятельности и неэффективностью его использования в становлении национально–культурной идентичности в поликультурном пространстве эксклава.



Цель исследования: изучить педагогические ресурсы социально–культурной деятельности как средства формирования национально–культурной идентичности в поликультурном пространстве зксклава.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

1. Раскрыть методологические предпосылки становления этнокультурной общности на территории Российского эксклава.

2. Определить факторы, влияющие на становление поликультурного пространства эксклавного региона.

3. Выявить особенности процесса формирования национально–культурной идентичности в Калининградской области как педагогической проблемы.

4. Раскрыть потенциал социально–культурной деятельности в формировании национально–культурной идентичности жителей эксклава.

5. Определить критерии сформированности национально–культурной идентичности

6. Разработать модель непрерывного этнокультурного просвещения в эксклаве на Балтике.

7. Осуществить апробацию модели этнокультурного просвещения в эксклаве и определить организационно–педагогические условия ее реализации.

Объект исследования – факторы и условия формирования национально–культурной идентичности в поликультурном пространстве.

Предмет исследования – педагогический процесс формирования национально–культурной идентичности в поликультурном пространстве эксклавного региона средствами социально–культурной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, о том, что процесс формирования национально–культурной идентичности в поликультурном пространстве российского эксклава средствами социально–культурной деятельности будет более эффективным при условии: а) раскрытия специфических характеристик «калининградской культуры», возникшей как результат наслоения трех культурных пластов (прусский, орденско–германский, советско–российской) и развивающейся в условиях эксклавного регионального пространства; б) создания региональной модели этнокультурного просвещения как системообразующего фактора организации социально–культурной деятельности, обеспечивающей развитие инфраструктуры духовной жизни региона, стимулирующей формирование национально–культурной идентичности единой общности эксклава.

Степень научной разработанности проблемы. Процесс становления этнокультурной идентичности, самовосприятия этноса в социуме всегда был в центре внимания философов, социологов, культурологов, педагогов. Закономерности развития культуры от простого к сложному, непрерывность этого процесса, влияние природной среды на становление культуры, слияние и заимствование ее элементов обоснованы в школах эволюционизма и диффузионизма: Ж.Ламарк, Э.Тайлор, А.Бастиан, К.Д.Кавелин, Ф.Ратцель, Ф.Гребнер, У.Риверс и др. Функционально–структурный подход к культуре, как единой гармонически функционирующей системы, каждый компонент которой выполняет жизненно важную для всей системы функцию, рассмотрен в трудах Э.Дюркгейма, А.Р.Радклифф–Брауна, Б.К.Малиновского.

Особенности формирования национального характера этносов, вариативность единой культурной традиции раскрыты основателями психологической антропологии: Ф.Боасом, М.Мид, Р.Бенедикт, А.Кребером и др. Обусловленность интеграции и стабильности функционирования социальных систем «наработкой» общих систем ценностей, общих культурных стандартов выявлена культурологами Т.Парсонсом, Л.А.Уайтом и др. Проблемы формирования новых этнических и социальных общностей, представлены в трудах современных зарубежных исследователей Б.Андерсона, М.Бенкса, П.Брасса, К.Дейча, Т.Эриксона и отечественных ученых В.Ю.Арутюняна, В.Г.Бабакова, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, Б.С. Ерасова, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна и др. Принципы ценностного и системного анализа культуры, механизмы воздействия культуры на человека и общество в целом, функции культурного наследия, природу традиций раскрыли А.С.Ахнезер, И.М.Быховская, А.Я.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.М.Межуев, Э.В Соколов, и др.

Феномен социально–культурной деятельности и ее роль в развитии национальной культуры изучены в трудах М.А.Ариарского, Г.А.Аванесовой, О.Н. Астафьевой, М.Э.Бутенко, О.П.Кубышкиной, В.В.Савельева, В.П.Сапрыкина, А.А.Сукало, С.П.Шевчуговой и др. Принципы организации этнокультурного образования в национальных регионах России рассматриваются в диссертационных исследованиях Н.Г.Волкова, Е.И.Григорьевой, Т.К.Солодухиной, Ф.Ф. Харисова. Социально–педагогический потенциал народной художественной культуры изучен Т.И.Баклановой, Н.Д.Бордюг, А.С.Каргиным, В.А.Разумным и др. Методология и практика социально–культурной политики по сохранению и развитию национально–культурных традиций разработана в исследованиях Г.М.Бирженюка, А.П.Маркова, Э.А.Орловой.

Вопросы эксклавного положения Калининградской области и его влияние на процесс социально–культурного развития региона рассматриваются в статьях и монографиях Н.В.Андрейчук, Ю.Ю. Бардуна, Л.М. Гаврилиной, Л. Калинникова, Л.Л. Клименковой, А.П.Клемешева, М.А. Клемешевой, Э. Крюкова, А.Н.Попадина, А.Г. Попова, В.Сазонова, Г.М.Федорова, В.А.Шахова и других.

Анализ философских, этнологических, социологических, культурологических, педагогических трудов позволил сделать вывод о том, что в науке наработана значительная теоретико–методологическая база характеризующая процесс становления национальной идентичности в поликультурном пространстве. Однако реализация потенциала социально–культурной деятельности в формировании национально–культурной идентичности на территории эксклава остается пока за пределами научного осмысления, что и обуславливает необходимость представленного исследования.

Методолого–теоретические основы исследования. Концептуальное ядро исследования составили труды Вл.Соловьева, Н.Бердяева, Н.Данилевского о содержании и специфике «русской идеи»; философско–антропологические теории В.Розанова, П.Струве, И.Ильина, П.Флоренского, С.Франка, раскрывающие идентификационный потенциал отечественной культуры, а также концепции межкультурной коммуникации М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, К.Леви–Стросса, М.Хайдеггера. Методологическую базу исследования составили: положения о закономерном распределении культуры по странам и зонам (Ф.Ратцель) и теории феномена национальной культуры и национальных традиций (А.Я. Гуревич, Э.С. Маркарян, И.В.Суханов); теория «культурных кругов» (Ф.Гребнер); понятия «этос», «культурный ареал» (А.Кребер); концепция дуалистической теории этноса (Ю.В.Бромлей); концепция «пассионарности» этноса (Л.Н.Гумилев), объясняющие закономерности развития культуры и функционирования этносов, а также теории «единого организма» И.А.Ильина; теоретические конструкции Т. Парсонса, ориентированные на достижение общего согласия, стабильности, непрерывности развития социальных систем.

Теоретическая база исследования выстраивалась на основе исследовательских подходов педагогов и психологов к проблеме формирования этнокультурной компетентности (Н.Г.Арзамасцева, Л.Б. Зубарева, Т.Г.Стефаненко); к определению условий оптимизации этнокультурного образования в национальных регионах России (Е.И.Григорьева, Т.К.Солодухина, Ф.Ф.Харисов); к воспитанию культуры межнационального общения (В.Х.Абелян, З.Т.Гасанов); к использованию идей народной педагогики в формировании национально–культурной идентичности (Н.В. Бородина, Г.Н.Волков, Ш.А.Мирзоев); к раскрытию роли социально–культурных технологий в процессе формирования национально–культурной идентичности в условиях поликультурного общества (М.А. Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселёва, А.П.Марков, В.И.Солодухин, Н.Н.Ярошенко).



Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования, обобщение, конкретизация, методы устного и письменного опроса, экспертная оценка, изучение опыта работы учреждений образования и культуры, социально–педагогический эксперимент, основанный на применении современных методов педагогического проектирования, прогнозирования и моделирования процесса просвещения. При обработке данных использовались методы статистического и корреляционного анализа, контент–анализ, факторный анализ для выявления личностных качеств, фиксирующих становление и развитие национально–культурной идентичности.

Исследование включало три этапа: поисково–теоретический (1998–2000 гг.), опытно–экспериментальный (2001–2009 гг.) и заключительный (2010–2012 гг.). Изучение и анализ литературы, нормативно–правовых документов, практики становления и сохранения национальной идентичности различных этносов в Калининградском эксклаве позволили – на первом этапе – определить закономерности становления единой социальной общности, выявить особенности формирования «калининградской культуры», как базы формирования национально–культурной идентичности, раскрыть возможности социокультурной деятельности в этом процессе. На втором этапе обосновывалась модель непрерывного этнокультурного просвещения, осуществлялся анализ инфраструктуры социально–культурной сферы региона как базы ее реализации; в ходе экспериментальной работы проверялась эффективность компонентов модели, уточнялись организационно–педагогические условия ее внедрения в деятельность учреждений культуры и образования. На третьем этапе проводилась корректировка выводов, обобщение результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального исследования, оформление диссертации.

База исследования: Калининградский областной колледж культуры и искусства, Калининградский филиал СПбГУКИ, общеобразовательная школа № 8, ЦКД «Парус», ДМШ и ЦБС г. Советска, Областной образовательно–методический центр, ЦКД г. Краснознаменска и г. Немана, национально–культурные общества и автономии и др. В формирующем педагогическом эксперименте были задействованы: школа № 8, колледж культуры и искусства, филиал СПбГУКИ, образовательно–методический центр. В систему мероприятий просветительского характера были включены более 500 человек: школьники и их родители, студенты, работники культуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что: раскрыт феномен идентичности как системообразующего фактора целостности «картины мира» жителей экслава, важнейшего компонента личности и условия межнациональной толерантности; выявлена специфика формирования национально–культурной идентичности в Калининградской области средствами социально–культурной деятельности, обусловленная ее геополитическим и социокультурным положением; создана и обоснована многоуровневая модель непрерывного этнокультурного просвещения, обеспечивающая формирование идентичности в поликультурном пространстве эксклава на основе поступательного включения личности в мир национальной культуры средствами социально–культурной деятельности, адекватными целям и задачам каждого уровня; разработаны организационно–педагогические условия реализации модели непрерывного этнокультурного просвещения в инфраструктуре духовной жизни региона и критерии сформированности национально–культурной идентичности, фиксирующие качественные изменения в развитии национального самосознания жителей эксклава.

На защиту выносятся:

1.Педагогическая концепция формирования национально–культурной идентичности в поликультурном пространстве эксклава, включающая: а) общепедагогические и специфические принципы организации социально–культурной деятельности, обеспечивающие этнокультурное самоопределение жителей экслава; б) приоритеты и задачи этнокультурного просвещения; в) социально–культурные технологии, обеспечивающие этнокультурное просвещение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; г) социально–педагогические критерии эффективности системы непрерывного этнокультурного просвещения; д) ресурсное обеспечение этнокультурного просвещения на базе интеграции материально–технических, кадровых, финансовых, информационно–методических и технологических возможностей различных субъектов социально–культурной деятельности региона. Теоретико–методологическую основу концепции составили: исследования, характеризующие идентификационный потенциал российской культуры; гуманистическая парадигма педагогики, утверждающая воспитательные возможности социально–культурной деятельности как средства формирования этнокультурной среды, создания условий для становления и сохранения национально–культурной идентичности; трактовка непрерывного этнокультурного просвещения как системного педагогического подхода к процессу формирования идентичности, межнациональной толерантности и межкультурной интеграции.

2. Факторы становления поликультурного пространства эксклава, определяющие особенности процесса формирования национально–культурной идентичности в Калининградской области: 1) исторический, обусловивший закономерность и преемственность развития культурного пространства региона, представляющего собой наслоение трех культурных пластов (прусский, орденско–германский, советско–российский); 2) геополитический, исходящий из специфических проблем культурной политики эксклава, связанных с необходимостью выработки объединяющих социокультурное пространство региона ценностей, норм и традиций; 3) социально–экономический, определивший социально–экономическое развитие области с учетом ее эксклавности и исторически сложившихся в регионе традиций хозяйствования и проживания; 4) природно–климатический, влияющий на организацию бытия предшествующих и нынешних жителей региона, на формирование их личностно–групповых норм поведения и личностных свойств характера; 5) демографический, исходящий из переселенческо–миграционного характера населения, вынужденного постоянно нарабатывать механизмы сохранения самоидентификации; 6) информационный, обусловливающий постоянное обновление информации о развитии национальных культур эксклава; 7) этнокультурный, определяющий особую актуальность воспитательных задач, связанных с формированием межнациональной толерантности и межкультурной коммуникации.

3. Условия реализации идентификационного потенциала социально–культурной деятельности, обеспечивающие самобытность проживающих на территории эксклава этнических групп через различные формы их социальной активности, формирование единой духовной общности в процессе межкультурной коммуникации: гармонизация инновационных тенденций и национально–культурных традиций; целенаправленность и непрерывность процесса этнокультурного просвещения, обеспечивающего формирование этнокультурной самотождественности личности и общественное признание значимости развития национальных культур; многообразие средств, форм и методов социально–культурной деятельности, позволяющих наиболее полно раскрыть духовное богатство национальной культуры и обеспечить этнокультурную самореализацию личности; совершенствование социально–культурных технологий, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и масштабу региональных проблем; интеграция ресурсов социальных институтов, включенных в систему непрерывного этнокультурного просвещения; высокий педагогический и общекультурный уровень специалистов, задействованных в системе этнокультурного просвещения.

4. Модель этнокультурного просвещения в поликультурном пространстве региона, разработанная с учетом специфики «калининградской культуры», условий развития инфраструктуры социокультурной жизни региона, гармонизирующая процессы сохранения этнической идентификации жителей региона и их общекультурную интеграцию в духовное пространство российской культуры. Модель включает: а) проблемно–целевой блок, содержащий: характеристику уровней этнокультурного просвещения и реализующих его социальных институтов; обоснование целей, принципов, функций и задач просвещения; определяющий предназначение, характер, содержание и формы социально–культурной деятельности; б) содержательный блок, связывающий воедино процесс непрерывного этнокультурного просвещения и обеспечивающий необходимый уровень просвещения в рамках трех приоритетов: познавательного (знания по истории и культуре большой и малой Родины, соседних государств, национально–культурных традициях); познавательно–деятельностного, предполагающего формирование в школах, средних специальных и высших учебных заведениях базовых качеств личности, связанных с культурой творчества, толерантности, коммуникации; деятельностно–творческого, обеспечивающего самореализацию личности совместными усилиями специалистов учреждений системы дополнительного образования и СКС, национально–культурных автономий и общественных организаций; в) технологический блок, объединяющий комплекс этноориентированных средств, форм и методов социально–культурной деятельности, технологий народного художественного творчества и межкультурной коммуникации, информационно–просветительских, игровых, художественно–зрелищных и экспозиционно–выставочных технологий, оптимизирующих процесс социально–культурного творчества личности, создающих единое этнокультурное пространство, объединяющее семью и дошкольные учреждения, в которых закладываются основы культурного просвещения, осуществляется первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, ритуалами и обычаями; г) оценочно–результативный блок, включающий критерии и показатели сформированности национально–культурной идентичности на индивидуальном и социальном уровнях.



5. Система критериев сформированности национально–культурной идентичности, отражающая эффективность реализации модели непрерывного этнокультурного просвещения в пространстве эксклава на личностном и социальном уровнях, фиксирующая уровень сформированности национально–культурной идентичности на личностном уровне, а также изменения, касающиеся этнической идентификации жителей региона: уровень знаний традиционной народной культуры; степень осознанности национально–культурной идентичности; уровень сформированности национального самосознания; включенность в процесс сохранения и распространения национально–культурных традиций. Критерии сформированности национально–культурной идентичности на социальном уровне фиксируют степень национально–культурной интеграции жителей эксклава, которую отражают показатели межнациональной и межконфессиональной толерантности, культурной эмпатии, гражданственности; включенности в процесс социально–культурного творчества, обеспечивающего преемственность и интеграцию национальных традиций в поликультурном пространстве эксклава.

следующая страница >>



Страх придает смелости. Латинская поговорка
ещё >>